Как передать запчасти в автосервис для ремонта авто
Особенности бухгалтерского учета ремонта автомобиля
Текущий и капитальный ремонт, прохождение периодических техосмотров автомобилей – насущная необходимость, позволяющая поддерживать имущество в состоянии, пригодном для эксплуатации, с целью извлечения прибыли. В ходе этих мероприятий возникают расходы, которые необходимо отражать в налоговом и бухгалтерском учете. К таким расходам можно отнести приобретение запчастей, ремонтные работы технических специалистов СТОА, ремонтных мастерских, профилактические осмотры техники.
Вопрос: Как отразить в учете организации-арендатора расходы на текущий ремонт автомобиля, полученного по договору аренды без экипажа, произведенный вспомогательным производством организации?
Затраты на текущий ремонт автомобиля составили 40 000 руб. (в том числе материалы, заработная плата работников, страховые взносы). В месяце завершения ремонтных работ использованные материалы стоимостью 24 000 руб. полностью оплачены, а заработная плата и страховые взносы оплачены в следующем месяце. Автомобиль используется в основном производстве организации. Резерв на ремонт основных средств (ОС) для целей налогообложения прибыли организацией не создавался. Организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на последнее число каждого календарного месяца.
Посмотреть ответ
Возникновение расходов на автомобиль и их текущий учет
Организация, эксплуатирующая автомобиль, может производить ремонт самостоятельно, а может поручить техническое обслуживание и ремонтные работы специалистам на стороне. В налоговом учете такие расходы относят к прочим согласно п. 1 ст. 260 НК РФ. Их следует признать в том периоде, когда они осуществлялись. Бухгалтерский учет производится на основе первичных документов, подтверждающих понесенные расходы.
Рассмотрим учет ремонтов на примере ОСНО.
Вопрос: Организация на ОСН приобрела в лизинг автомобиль. В январе произошло ДТП не по вине лизингополучателя, в результате которого автомобиль не подлежит ремонту. Можно ли учесть лизинговые платежи с января по июль до окончания срока лизинга в составе расходов по налогу на прибыль?
Посмотреть ответ
Ремонт и техобслуживание сторонней организацией
Исчерпывающего перечня документов законодательством не предусмотрено. Практикой выработан следующий порядок оформления работ:
Вопрос: Как отразить в учете организации-дилера проведение гарантийного ремонта проданных автомобилей (приобретенных у дистрибьютора), если затраты на ремонт возмещаются дистрибьютором в размере понесенных расходов? Организация признает оценочное обязательство в связи с необходимостью проведения гарантийного ремонта в бухгалтерском учете, но оно уже полностью использовано ранее, и произведенные расходы им не покрываются. В налоговом учете резерв на гарантийный ремонт не создается.
Стоимость проведенного гарантийного ремонта составила 52 000 руб. (в том числе стоимость запчастей — 20 000 руб. (без НДС), сумма НДС, ранее принятого к вычету при их приобретении, — 4 000 руб.). Отчет о стоимости выполненных работ и использованных запчастей направлен дистрибьютору. Возмещение получено на расчетный счет в том отчетном периоде, в котором произведен гарантийный ремонт.
Посмотреть ответ
Пусть ООО «Звездочка» приняло решение, обратившись в стороннюю организацию, отремонтировать автомобиль КамАЗ. Стоимость работ, согласно счету на оплату, составила 175000 рублей, включая НДС.
Проводки будут выглядеть следующим образом:
В каком размере организация-арендодатель может учесть для целей налога на прибыль расходы на ремонт застрахованного автомобиля, переданного в аренду (п. 1 ст. 260 НК РФ)?
Ремонт и техобслуживание внутри организации
Как правило, внутри организации используются следующие документы, учитывающие и подтверждающие ремонт:
Пусть ООО «Звездочка» отремонтировало КамАЗ своими силами. Стоимость запчастей составила 75000 рублей, а заработная плата работников мастерской, занятых ремонтом – 25000 рублей.
Проводки будут такими:
Создание резерва на проведение ремонтов
Резервирование средств для будущих ремонтов – право организации, а не ее обязанность. Необходимо прописать необходимость такого резерва в учетной политике. Расчет отчислений в резерв базируется на данных дефектных ведомостей, стоимости автомобиля, сроках его службы и технических характеристиках. Составляется годовая смета ремонта и обслуживания автомобиля.
Пусть расчетная сметная стоимость на год — 360000,00 рублей, на месяц — 30000,00 рублей.
Проводки и расчеты используются такие: Дт 25 Кт 96 30000,00 руб.
ООО «Звездочка» произвело ремонт КамАЗа в СТОА в январе на сумму 75000, руб., включая НДС 11440,68 руб. Резерв составил 30000,00 руб. Сумма без НДС 63559,32 руб.:
63779,32 — 30000,00 = 33779, 32
Следует сказать об особенностях учета ремонтов в случаях, когда автомобиль арендуется или берется по договору лизинга.
Автомобиль в аренде
Существуют два вида договора аренды автомобиля:
В первом случае, согласно ст. 642 ГК РФ, арендатор получает право временно пользоваться автомобилем, в том числе и управлять им, содержать в надлежащем виде. Арендодатель получает плату за пользование своим авто. Далее, согласно положениям ст. 644 ГК РФ, текущий и капитальный ремонт автомобиля обязан осуществлять арендатор. Он же и поддерживает надлежащее техническое состояние автомобиля, признавая затраты по закону.
Статья 264 (п. 11-1) позволяет сделать это организациям, применяющим ОСНО, а статья 346.16 (п. 12) – применяющим УСН. Все расходы должны иметь документальное подтверждение, на основании должным образом оформленных первичных документов.
Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей признаются без проблем для организаций, применяющих ОСНО:
Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей у организации на УСН признаются однозначно, только если эти автомобили амортизируются. Об этом сказано в ст. 346.16 (п. 4) НК РФ: в перечень ОС включаются те основные средства, которые признаны амортизируемыми (исходя из положений гл. 25 НК РФ). Следовательно, в расходах можно учитывать затраты только амортизируемых автомобилей. Указаний на возможность включать в расходы ремонт и техобслуживание арендуемых у частных лиц автомобилей, которые не подлежат амортизации, у упрощенцев нет. Может возникнуть ситуация, которую налоговые органы вправе трактовать не в пользу арендодателя.
Во втором случае автомобиль арендуется с экипажем. Арендодатель предоставляет за плату, помимо самого автомобиля, и услуги водителя. Здесь, согласно 634 ГК РФ, арендодатель самостоятельно производит ремонты как текущие, так и капитальные.
Внимание! Затраты на приобретение запчастей организацией невозможно будет признать в расходах, поскольку их приобретение является по законодательству обязанностью арендодателя и входит в понятие ремонта автомобиля.
Автомобиль в лизинге
Согласно Закону №164-ФЗ от 29-10-98 г., рассматривающему вопросы лизинга (финансовой аренды), лизингополучатель обязан ремонтировать, производить техобслуживание, охранять принятое им по договору имущество. Если в договоре не прописано иное, положения ст. 17-1 ФЗ 164 являются основанием для включения указанных затрат в расчеты для целей налогообложения. Подтверждается это правило и указаниями ст. 260 НК РФ (п. 1,2). При этом не играет существенной роли, стоит ли автомобиль на балансе лизингодателя либо лизингополучателя – по общему правилу расходы по нему лежат на организации, получившей имущество.
Внимание! Первичные документы и учетные данные должны не только подтверждать факт расходов на автомобиль, но и содержать указание на использование этого автомобиля в производственных целях, для получения организацией дохода, подтверждать экономическую обоснованность расходов.
Ремонт без слез и сожалений. Как правильно передать автомобиль на СТО
Практически каждый автомобилист обращается на СТО. Конкуренция в этой сфере высока, поэтому многие организации завлекают клиентов лозунгами вроде «быстро, дешево и качественно». Но чтобы не пожалеть о «ремонте», нужно знать несколько нюансов.
С чего начать?
О том, как правильно передать автомобиль в ремонт, Автобизнес поговорил с управляющим одной из столичных СТО Павлом Иваницким:
– Как бы банально это ни звучало, но все начинается с оформления соответствующих документов. Клиент, как правило, хочет сделать ремонт максимально быстро, но не стоит забывать про надлежащее оформление бумаг.
В заявке-заказе указываются персональные данные клиента, сведения об автомобиле. Если клиент предоставил свои запчасти, это обязательно указывается отдельной графой. В этом же документе прописывается планируемый срок окончания работ.
Далее мастер-приемщик и клиент отправляются осматривать автомобиль. Это важный момент, поскольку впоследствии в случае спорных или конфликтных ситуаций по документам мы сможем определить комплектность автомобиля: количество топлива, наличие колпаков на колесах, “запаски”, аптечки, ковриков и прочих предметов, используемых автовладельцами. Все это указывается в приемо-сдаточном акте к заказу.
Особое внимание мастер-приемщик уделяет описанию внешнего вида автомобиля и отмечает в карте имеющиеся повреждения кузова.
Дальше проводится диагностика автомобиля, после чего мастер пошагово отмечает, какие виды работ с автомобилем необходимо провести. Сведения заносятся в карту осмотра автомобиля – это внутренний документ, который клиенту не передается. Но необходимые виды работ вносятся в заявку-заказ, и клиент видит, что планируется исправлять в его авто.
Предварительную стоимость мы указываем в заявке, но не всегда можно сразу все просчитать, пока автомобиль не поднимешь на подъемник или не разберешь некоторые его узлы или агрегаты.
Если стоимость работ меняется, это обязательно согласовывается с клиентом, как правило, по телефону. В настоящий момент стоимость одного нормо-часа составляет 44 рубля. Мастер-приемщик через специальные программы указывает, какие виды работ должны быть произведены, какое количество времени на это должно уйти. Если тот же автослесарь не уложился в срок, то это, как говорится, его проблемы. Изменять нормо-час на СТО права не имеют.
Как правильно принять работу?
После проведения ремонтных работ составляется заказ-наряд, где указываются выполненные работы и их стоимость в соответствии с нормо-часом, а также использованные запасные части и материалы. Само собой, к этому документу прилагаются чеки.
Следует отметить, что не всегда СТО может провести определенные работы, поэтому иногда привлекаются узкие специалисты из сторонних организаций. Это все указывается в документах. Но даже несмотря на то, что конкретно мы некоторые работы не делали, ответственность несем за все согласно действующему законодательству.
Когда автомобиль отремонтирован, заказ-наряд подписывается клиентом и мастером-приемщиком. Все претензии по комплектности и внешнему виду заказчик предъявляет непосредственно при получении машины – это прописано в соответствующих СТБ. Что касается гарантии на выполненные работы, то на техническое обслуживание она составляет 20 дней при пробеге не более 2000 километров, а на текущий ремонт – 30 дней при пробеге не более 2000 километров.
Даже если на СТО в результате диагностики не обнаружили неисправность, клиенту на руки все равно выдается диагностическая карта с чеком об оплате услуг. Если ремонт был, то выдается заказ-наряд (акт сдачи-приемки выполненных работ), в котором прописывают стоимость работ по каждой позиции, а также стоимость и количество запчастей. Ну и чеки, куда же без них.
И еще один момент. Последнее время в СМИ мы часто читаем истории о том, как сотрудники СТО, иногда в пьяном виде, берут автомобиль клиента и едут искать себе приключения. Как правило, они их находят, что становится огромной проблемой для владельцев автосервиса, поскольку в итоге это их «косяк», им отвечать, в том числе и материально.
Все это – следствие низкой служебной дисциплины. У нас, допустим, автослесарь не имеет доступа к ключам от автомобилей и документам, они находятся только у мастера-приемщика, который в случае необходимости осуществит запуск двигателя или выедет из ремонтного бокса. Клиентам, кстати, доступ в ремонтную зону запрещен, для них оборудован отдельный уголок, где они могут на экранах мониторов наблюдать за ремонтом или обслуживанием своего автомобиля.
От редакции
Гарантировать отсутствие проблем на 100% сложно, поэтому дадим несколько советов, как обезопасить себя от различного рода «покатушек» сотрудников СТО на вашем авто :
Со всей этой информацией вы сможете предъявить претензии руководству СТО и потребовать возмещения вреда, уменьшения стоимости выполненных работ, расторжения договора и прочих уступок, поскольку услуга при таких обстоятельствах не может считаться качественной.
Не стоит забывать про закон о защите прав потребителей, в котором предусмотрены возможные требования клиента. И главное – документы. Их обязаны предоставить, если ваш автомобиль побывал в автосервисе.
Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.
ТО автомобиля: как учесть материалы и запчасти
Техобслуживание автомобилей пока еще является обязательной процедурой для всех собственников. Как правило, проводят ТО в автосервисе, а при проведении работ используются различные материалы и запчасти. Как их учитывать, если в акте выполненных работ наряду со стоимостью услуг они указаны отдельными позициями?
Договор
Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290.
В подпунктах 15 и 16 этих правил говорится, что ремонт автотранспортных средств осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме. Это может быть заказ-наряд, квитанция или другой документ.
В договоре должны быть прописаны:
Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу) по договору с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором. То есть заказчик вправе представить и свои, но эту ситуацию мы сейчас не рассматриваем.
Ремонт или розница?
Как учесть ТО, если в заказ-наряде мы видим отдельную строку, где указаны цена, количество и стоимость использованных запчастей?
Если договор на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства предусматривает замену запчастей, и их стоимость включена в общую стоимость услуг, то их установка рассматривается как неотъемлемая часть услуги (см. письма Минфина от 24 марта 2010 г. № 03-11-11/74, от 28 января 2010 г. № 03-11-11/20 и др.).
То есть, даже если в заказе-наряде на ТО стоимость использованных запчастей выделена отдельной строкой, а отдельного договора на их покупку не было, то розничной торговли не возникает (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 22 июня 2010 г. № 14630/09).
Этот вывод и определяет дальнейший учет ТО.
Стоимость ТО – в расходы
А затраты на ТО относятся к расходам по обычным видам деятельности. Такие расходы признаются на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99).
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Автосервис поставил свои запчасти
Автомастерские часто предлагают клиентам свои запчасти при проведении ремонта. Многим владельцам автомобилей это удобно – не нужно тратить время в поисках нужной детали. Зато у бухгалтеров автомастерских в подобных случаях возникает масса вопросов.
Перечень «вмененных» видов деятельности приведен в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса. В частности, в список входят услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. Однако кодекс не расшифровывает понятия «ремонт» и «техническое обслуживание». Это приводит к неоднозначным ситуациям.
Второй вид бизнеса?
Любой автомобиль может выйти из строя. Для его ремонта приходится покупать запчасти. Однако не каждый автовладелец хорошо разбирается в них, поэтому некоторые клиенты просят сотрудников сервиса установить свои детали.
Как показывает практика, инспекторы порой заявляют, что использование собственных запчастей в ходе ремонта – это торговля ими. А значит, помимо ремонтных работ у фирмы появляется еще один вид деятельности, по которому тоже нужно платить налоги. Если в регионе введен ЕНВД по розничной торговле, то контролеры могут доначислить единый налог.
Подобную ситуацию рассмотрел суд Дальневосточного округа (постановление ФАС от 2 апреля 2003 г. по делу № Ф03-А73/03-2/ 521). Инспекторы обвинили предприятие в том, что оно не платило ЕНВД по розничной торговле запчастями, которые использовало в ходе ремонтных работ. Однако ни первая, ни кассационная инстанции не поддержали ревизоров.
Если ваша фирма столкнулась с подобными претензиями проверяющих, то помимо судебных постановлений можно привести письмо УМНС по Московской области от 19 ноября 2003 г. № 04-20/21208/Ю991. Инспекторы сообщили, что приобретаемые автосервисом запасные части и расходные материалы включаются в стоимость ремонта автомобиля. Эта операция не является розничной торговлей.
Некоторые клиенты просят установить дополнительное оборудование. Например, противотуманные фары, сигнализацию и т. п. На ремонт такие работы мало походят. Зато их можно отнести к услугам по техническому обслуживанию. А значит, фирма может продолжать платить ЕНВД исходя из базовой доходности 12 000 рублей на одного работника (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Объясним почему.
Налоговый кодекс не раскрывает понятия «техническое обслуживание» и «ремонт». Следовательно, эти термины нужно применять в том значении, в котором они используются в других отраслях (п. 1 ст. 11 НК РФ). Так, в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93* в группу «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования» (код 017000) включена подгруппа «Прочие услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств» (код 017600). К этой подгруппе относится установка сигнализации, дополнительных фар и т. п. (код 017613).
Таким образом, когда автомастерская ставит свои запчасти или устанавливает, к примеру, радиоаппаратуру, второго вида деятельности не возникает. Даже независимо от того, как расплатился клиент – наличными или через расчетный счет. Поскольку вид оплаты важен только для розничной торговли (подп. 4 п. 2 ст. 346.26 и ст. 346.27 НК РФ).
Во многих автосервисах есть небольшой магазин, который торгует запчастями, моторными маслами и т. п. Следовательно, фирма ведет два «вмененных» вида деятельности. Когда на склад поступает очередная партия деталей, бухгалтер может и не знать, где они будут использованы. Возможно, их продадут в магазине. Не исключено также, что запчасти будут использованы при очередном ремонте.
В таких случаях детали можно отражать на счете 41 «Товары». Если их будут использовать в ремонте, то бухгалтер сделает запись:
Дебет 10-5 Кредит 41
– переданы запчасти со склада магазина в автосервис.
При этом нужно оформить накладную на внутреннее перемещение товаров (форма № ТОРГ-13). Этот бланк утвержден постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
Розничные фирмы могут учитывать товары по покупным или продажным ценам (п. 13 ПБУ 5/01). При использовании второго варианта сумму наценки на запчасти, которые используют при ремонте, нужно сторнировать.
Фирма торгует запчастями в розницу и ремонтирует автомобили. По этим двум видам деятельности она платит ЕНВД.
Для ремонта машины были использованы запчасти со склада магазина, где их учли по продажной цене – 2800 руб. Цена приобретения запчастей 2360 руб. (в том числе НДС – 360 руб.). Согласно прейскуранту, установка этих запчастей стоит 3500 руб. (включая стоимость самих деталей). Себестоимость работ без учета запчастей – 500 руб.
Поскольку фирма применяет специальный налоговый режим, входной НДС она учитывает в стоимости ценностей (п. 6 ПБУ 5/01, подп. 3 п. 2 ст. 170, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Бухгалтер сделал следующие записи:
Дебет 41 Кредит 60
– 2360 руб. – получен товар (запчасти);
Дебет 41 Кредит 42
– 440 руб. (2800 – 2360) – отражена сумма торговой наценки на поступивший товар;
Дебет 60 Кредит 51
– 2360 руб. – оплачены поставщику запчасти;
Дебет 10-5 Кредит 41
– 2360 руб. – запчасти переданы со склада магазина в автосервис;
Дебет 41 Кредит 42
– 440 руб. – сторнирована торговая наценка на запчасти, использованные при ремонте;
Дебет 20 Кредит 10-5
– 2360 руб. – себестоимость запчастей отнесена на затраты;
– 500 руб. – отражены другие затраты по ремонту автомашины;
Дебет 62 Кредит 90-1
– 3500 руб. – учтена выручка от выполнения ремонтных работ;
Дебет 90-2 Кредит 20
– 2860 руб. (2360 + 500) – списана себестоимость работ;
Дебет 90-9 Кредит 99
– 640 руб. (3500 – 2860) – отражена прибыль от выполнения ремонта машины.
Недавно ФАС Западно-Сибирского округа рассмотрел спор между фирмой и налоговой инспекцией. Организация занималась ремонтом автомобилей и использовала свои запчасти. Проблема состояла в том, что сервис учитывал детали с наценкой. На этом основании инспекторы сделали вывод, что автомастерская помимо ремонтных работ занимается розничной торговлей. В регионе этот вид деятельности облагается ЕНВД, поэтому ревизоры доначислили единый налог.
Дело выиграла организация. Инспекторам не удалось убедить арбитров, что в случае учета запчастей по продажным ценам фирма должна платить ЕНВД по торговле (постановление ФАС от 31 мая 2005 г. по делу
№ Ф04-3233/2005(11616-А67-29)). Однако подобного спора с проверяющими несложно избежать. Если фирма занимается только ремонтом, то запчасти целесообразно учитывать на счете 10 «Материалы». Наценку можно включить в стоимость ремонтных работ.
* Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 утвержден постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163.
И. Соколова, налоговый консультант:
«Свои запчасти при проведении ремонта используют и мастерские по ремонту бытовой техники, теле-, радиоаппаратуры. Эти фирмы тоже могут столкнуться с претензиями проверяющих. Примером служит судебное разбирательство в Дальневосточном округе. Сервисному центру пришлось заменить тарелку в СВЧ-печи клиента во время ремонта. Инспекторы посчитали, что эта операция относится к торговле. Однако арбитры их не поддержали (постановление ФАС от 1 июня 2004 г. по делу № Ф03-А73/04-2/1053)».
Т. Аверина, эксперт ПБ
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Ремонт автомобиля с использованием запчастей заказчика
Организации, у которых нет возможности самостоятельно отремонтировать автомобиль, провести его техническое обслуживание (далее — ТО), обращаются к специалистам, как правило, организациям автосервиса. При этом необходимые для ремонта и ТО запасные части и иные материалы (далее — запчасти) организация-заказчик может приобрести сама и передать их автосервису.
Рассмотрим, какие документы оформляются на проведение работ по ремонту и ТО с использованием запчастей заказчика, как отражаются данные операции в бухгалтерском и налоговом учете у заказчика и организации автосервиса.
Документы на приемку (передачу) автомобиля и его ремонт
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей осуществляются на основании договора, заключенного между организацией-заказчиком и автосервисом. Использование в работе запчастей заказчика обусловливается договором. Порядок ТО и ремонта автомобилей регулируется техническими нормативными правовыми актами, на основании которых организации автосервиса вправе разработать и утвердить локальный правовой акт (положение, инструкцию) о порядке проведения обслуживания транспортных средств.
Основными документами, которые оформляют организации автосервиса, являются:
Формы всех вышеперечисленных документов разрабатываются организацией автосервиса самостоятельно (с учетом установленных требований к отражаемым в них сведениям) и утверждаются ее руководителем. Например, заказ-наряд является не только бухгалтерским, но и техническим документом. В связи с этим помимо обязательных реквизитов, необходимых для первичного учетного документа, он должен содержать идентификационные сведения транспортного средства, перечень выполненных работ и использованных запчастей. Запчасти, принятые от заказчика и использованные в работе, указываются обособленно без стоимостной оценки.
При разработке формы заказа-наряда можно порекомендовать воспользоваться ранее применявшейся формой ЗН-1. Напомним, что разработанная организацией автосервиса форма заказа-наряда закрепляется в ее учетной политике в качестве формы первичного учетного документа.
В заказе-наряде также предусматриваются графы для отражения информации об отсутствии со стороны заказчика претензий по объему, качеству и стоимости выполненных работ, удостоверенные его подписью. В свою очередь организация автосервиса должна сделать запись в заказе: «Транспортное средство имеет неисправности, угрожающие безопасности движения», если заказчик не согласился на их устранение или устранить эти неисправности невозможно.
Бухгалтерский учет и налогообложение у заказчика
В бухгалтерском учете заказчика передача автомобиля в ремонт (в том числе длительный) обычно никак не отражается (т.е. с баланса автомобиль не списывается). Однако при желании заказчик вправе вести аналитический учет находящегося в автосервисе автомобиля на отдельном субсчете к счету, на котором учитывается автомобиль.
Фактические затраты на поддержание автомобиля в рабочем состоянии (ТО, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены. В общем случае их стоимость относится на счета учета затрат (расходов на реализацию) и по окончании отчетного периода списывается в состав расходов по текущей деятельности.
Расчеты с организациями автосервиса заказчик ведет на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Приобретенные для ремонта автомобиля запчасти учитываются на соответствующих субсчетах, открытых к счету 10 «Материалы». Их движение (передача организациям автосервиса и списание на основании документа, подтверждающего выполненные работы) отражается с использованием субсчета 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».
Детали, узлы и прочие компоненты, подвергшиеся замене в ходе ТО, ремонта автомобиля и возвращенные заказчику, приходуются им на склад с отражением в бухучете в порядке, установленном для запасов и лома, содержащего цветные, черные и драгоценные металлы.
Так, бывшие в употреблении детали, изготовленные с использованием черных металлов, но не содержащие драгоценных, приходуются на счет 10, субсчет 10-6 «Прочие материалы» как металлолом по цене возможного использования исходя из заготовительных цен специализированной заготовительной организации ГО «Белвтормет» на нерассортированный лом и отходы черных металлов.
Налогообложение
При передаче организации автосервиса запчастей для ремонта автомобиля их реализации заказчиком не происходит, поэтому такая передача не облагается налогом на добавленную стоимость.
Сумму НДС, предъявленную организацией автосервиса в заказе-наряде (ином документе, подтверждающем выполнение работ и принятым в данной организации), заказчик принимает к вычету в установленном порядке.
Стоимость расходов на ТО и ремонт автомобиля (включая стоимость запчастей, переданных организации автосервиса и использованных ею) заказчик вправе включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (при условии, что данный автомобиль заказчик использует в предпринимательской деятельности). По общему правилу они отражаются в том налоговом периоде, к которому относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) их оплаты (предварительная или последующая).
Амортизация автомобиля, находящегося в ремонте. Во время ремонта начисление амортизации по автомобилю не прекращается. Однако в зависимости от его сроков амортизационные отчисления включаются:
Бухгалтерский учет
В случае если автомобиль заказчика остается в организации автосервиса на некоторое время, его учет ведется на забалансовом счете 002 «Имущество, принятое на ответственное хранение».
Запчасти, полученные от заказчика для ТО и ремонта автомобиля, собственностью организации автосервиса не являются, поэтому они учитываются обособленно от собственных запчастей (материалов), за балансом. Для отражения организацией автосервиса движения запчастей, принадлежащих заказчику и поступивших от него для ремонта, типовым планом счетов отдельного счета не предусмотрено. По этой причине считаем возможным организациям автосервиса учитывать такие ценности на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку»: по дебету счета отражать поступление запасных частей и материалов от заказчика, по кредиту — их списание на ремонт, техобслуживание автомобиля заказчика. Учет запчастей, поступивших для ремонта, следует вести в оценке, указанной заказчиком.
Выручка от реализации работ по ТО и ремонту автомобиля, а также расходы, связанные с их выполнением, признаются соответственно доходами и расходами по текущей деятельности организации и отражаются в бухучете автосервиса на дату их выполнения.
Налогообложение. Обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по ТО и ремонту автомобилей облагаются НДС по ставке 20%. Момент фактической реализации определяется как дата передачи выполненных работ в соответствии с оформленными документами (актами выполненных работ, заказами-нарядами и др.). Если заказчик не подписал документы за отчетный месяц (квартал) до 20-го числа (включительно) месяца (квартала), следующего за отчетным, днем выполнения работ признается день составления данных документов.
Налоговая база определяется исходя из стоимости выполненных работ, рассчитанной на основании сформированных тарифов, и цен на использованные запасные части, иные материалы (кроме запчастей и материалов заказчика).
Прибыль (убыток) от реализации работ организациями автосервиса определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров, учитываемыми при налогообложении. При этом стоимость запасных частей, поступивших от заказчика, не учитывается.