Как переключать передачи на мотоцикле ямаха
Как правильно переключать передачи на мотоцикле
Схема переключения передач на мотоцикле
Особо не покатаешься на мотоцикле, если не выполнять переключение передач. При первом столкновении с таким вопросом многие посчитают, что это очень проблематично. Но данное заблуждение очень легко развеять приведенными ниже фактами.
Когда нужно переключать
Присутствуют особенности, как, и когда выполнить переключение передач на разной КПП («механика» или «автомат»). В любом случае предварительно стоит изучить основные азы, как например расположение ручки сцепления, правила набора и сброса скорости, рычага переключения передач. Именно они используются в последующем для выполнения указанных действий.
Выжимается рычаг сцепления и в один момент нажимается рычаг переключения передач левой ногой. После включения первой передачи, планомерно добавляется газ путем прокручивания ручки, а сцепление медленно отпускается.
При помощи носка левой ноги рычаг приподнимается вверх до характерного щелчка на 2-ю и последующие скорости. Некоторые «асы» производят переключение более простым способом: слегка приподнимают носком рычаг и сбрасывают газ. Но для этого нужен определенный опыт для плавности. В противном случае срок службы сцепления из-за повышенного износа значительно сократится.
Может возникнуть необходимость включения пониженной передачи. После сброса газа примерно на 2 000 – 3 000 оборотов путем торможения, следует выжать сцепление и выполнить переключение скорости вниз. Так можно продолжать до тех пор, пока не будет включена нейтраль. Плавные действия будут только в том случае, когда действующие обороты будут меньше примерно на 500 – 1 000 оборотов пониженной передачи.
Иначе будет ощущаться рывок.
Если брать во внимание коробку «автомат», здесь включения сцепления не требуется, так как оно взаимосвязано с КПП. По этой причине переключение может выполняться на любых оборотах при движении.
При сброшенном газе нажимается рычаг переключения передач вниз. Должен состояться только один щелчок для первой передачи. Аналогичным образом включаются повышенные скорости, но только рычаг поднимается вверх при отпущенной рукоятке газа (на один щелчок). Для сброса передач рычаг опускается вниз нажатием. При этом лучше выполнить именно так: поддается газ и сразу же убирается рука с ручки, а после падения оборотов производиться переключение скорости и вновь добавляется газ в нужном количестве.
За счет чего происходит переключение скорости
Когда происходит движения рычага выбора скорости байка, специальный привод позволяет привести в движение вилки. Они предназначены для перемещения муфт продольного включения. Одновременно две передачи включенными быть не могут, так как для этого используется замок (механизм для блокировки). Если рассматривать на примере трехходовой коробки, во время движения одного ползуна, остальные просто фиксируются замком.
В тот момент, когда муфта, отвечающая за включение, направляется к шестерне конкретной передачи, происходит встреча их зубчатых венцов. Они между собой соединяются, и происходит их единовременное вращение. Таким образом КПП передает вращательные движения от мотора посредством карданного вала главной передаче.
Рекомендации
Во время поездок на мотоцикле следует довести все действия до автоматизма. Начинающим водителям лучше откатать все моменты на площадке, где отсутствуют посторонние люди. Это позволит избежать травм, как самого ездока, так и окружающих. При этом стоит обратить внимание на некоторые другие советы.
Видео
В данном видео представлено простое переключение передач на спортивном байке (на примере Honda CBR1000RR 2008), а также, которые будут понятны даже начинающим водителям. Кроме этого рассмотрен вариант работы со спортрежимом на ходу.
Как правильно переключать передачи Обмен опытом и советы начинающим
Guest
Как работает КПП? Использовать или не использовать сцепление? Как правильно переключать передачи?
На эти вопросы статья, перевел мой коллега по работе.
Звиняйте что так много текста.
trans101
Motorcycle Transmission Basics 101
by Don Kuhlman
To clutch or not to clutch?
Использовать или не использовать сцепление?
На самом деле, при смене передач, сцепление должно быть «выжато». Так же, как в случае обсуждения масла, шин, использования шлемов и других глубоко религиозных аспектов мотожизни, я оставлю дискуссии на эту тему читателям.
Вместо этого я попытаюсь дать общее понимание (представление) того, как работает КПП вашего мотоцикла.
После этого вы, как информированный потребитель, сами примете решение, что вам больше подходит.
В большинстве 5-ти или 6-тискоростных КПП используется 3 вилки. На типичной 5-тискоростной у вас будет такое распределение – 1-ая и нейтраль, 2-ая и 3-яя, 4-ая и 5-ая.
В связи с тем, что механизмы расположены между шестернями, можно получить «ложную нейтраль». Сама по себе нейтраль считается нормальной «передачей».
Заведя байк на нейтрали, райдер «выжимает» сцепление и нажимает на рычаг КПП. Это заставляет механизм выбора передач включить первую передачу, сдвинув вилку, к которой подсоединен соответствующий соединительный механизм.
Отпускание сцепления приводит к передаче крутящего момента от двигателя через трансмиссию на заднее колесо.
По мере набора скорости, райдер сбрасывает газ, выжимает сцепление и поднимает рычаг КПП вверх.
Механизм выбора передач сдвигает механизм шестерни первой передачи в нейтральное положение, а затем замыкает механизм второй передачи. Сцепление отпускается, газ открывается, и набор скорости продолжается.
Аналогичный механизм срабатывает в при каждом последующем переключении «вверх» и в обратном порядке при переключении «вниз».
Собственно, так работает КПП мотоцикла.
Guest
Таким образом, существует три состояния (четыре, если считать режим остановки) кинематического привода, которые стоит обсудить.
Это ускорение (когда двигатель разгоняет заднее колесо), замедление (когда колесо, напротив, стремится затормозить двигатель) и нейтральное состояние, которое будем называть «качение» за неимением лучшего термина.
При ускорении или торможении крутящий момент передается через трансмиссию. В свою очередь, это означает передачу нагрузки через валы, замкнутые пары шестерен, замкнутые механизмы включения, сцепление, и главный (primary) и вторичный (final drive) привод.
Любая попытка переключения передач (мотоцикл ускоряется или тормозит) будет порождать силы, действующие вдоль или поперек вышеозначенных частей КПП.
Если нагрузка мала, то сменить передачу все еще возможно, но это вызовет дополнительный износ частей. Под большой нагрузкой (например, при резком ускорении) это может быть невозможным, и смена передач влечет за собой риск поломки.
Так как же дрегрейсеры переключаются на полном газу?
На самом деле, они этого не делают.
В какое-то мгновение (пусть очень маленькое) трансмиссия находится в состоянии вращения по инерции, когда через нее не передается крутящий момент.
Есть несколько способов выполнить этот маленький трюк.
Первый, самый очевидный и часто применяемый метод – это выжимать сцепление. При этом двигатель отсоединяется от трансмиссии, которая начинает свободно вращаться от той передачи, которая подсоединена через привод к заднему колесу. При этом можно переключаться вверх или вниз с относительной легкостью.
Если мы включим слишком низкую передачу для текущей скорости байка, трансмиссия начнет превышать допустимые обороты и получит некоторый крутящий момент, но это все фигня по сравнению с тем, что мы услышим, отпустив сцепление.
Screech! Chirp! Skid! Hop, hop, hop. Ooooppss (английские словечки прикольнее – прим. переводчика).
Другими словами, не надо переключаться на слишком низкую передачу со скорости 120 км/ч и отпускать сцепление!
Другой способ переключения передач – просто сбросить газ так, чтобы не было ни ускорения, ни торможения. Мотоцикл должен просто катиться!
Все кроссовики и те, кому приходится много переключаться без сцепления, знают – вы моментально сбрасываете газ, включаете следующую передачу, и снова добавляете газ.
Если байк замедляется, нужно чуть добавить газу, чтобы выйти в состояние качения, и потом переключится.
При переключении вниз нужно дать немного газу («перегазовка»), независимо от того, используем мы сцепление или нет, чтобы уровнять скорости двигателя и колеса (с учетом передаточного отношения). Этот трюк реально помогает.
Как работает электрический переключатель? Очень просто.
Когда вы начинаете жать на рычаг КПП, срабатывает микропереключатель, который мгновенно отключает зажигание. Добавьте пневмопереключатель, емкость с газом и управляющий переключатель, и вы получите пневмопереключение передач с управлением на руле. Вы просто нажимаете кнопку на полном газу, и мгновенно переключаетесь выше (на следующую передачу).
Такие устройства очень популярны у дрегрейсеров, которые не всегда имеют возможность достать ногой до рычага КПП.
Итак, время опеределяет все. Использование сцепления гарантирует максимальный допуск по времени (т.е. то время, которое у вас есть на плавное переключение передачи), а пневмопереключатель ко времени переключения очень критичен.
Это те случаи когда все устроено идеально.
Но предположим, мы имеем райдера, который хочет переключаться без сцепления.
Некоторые овладели искусством «ловли моментов» отсутствия нагрузки и идеально выравнивают скорость движения байка и соответствующую скорость в трансмиссии путем сброса и набора газа в соответствующие моменты времени.
Надо отметить, что такая синхронизация дольше и критичнее (в смысле опаснее и сложнее) при переключении на низких передачах, на высоких соответственно все происходит быстрее и безопаснее.
Что происходит, когда мы переключаемся «плохо»? Части изнашиваются или даже хуже.
В первую очередь обычно страдают соединительные механизмы и вилки переключения. Попутно могут пострадать шлицы вторичного или первичного валов и механизм выбора передач.
Почему передачи начинает «выбивать»?
Обычно это происходит из-за погнутой или изношенной вилки выбора передачи; проблема может также заключаться в изношенном соединительном механизме.
Речь идет об износе штифтов (пальцев) или пластин на концах из-за неправильного переключения передач. Если они скруглены на концах достаточно сильно, то они не входят в соответствующие отверстия на шестернях как следует, и крутящий момент выталкивает их наружу.
Поэтому передача «вылетает».
Это может происходить при ускорении или замедлении, или даже в обоих случаях, в зависимости от того, какая сторона изношена или повреждена.
Другой технический прикол: большинство трансмиссий, приспособленных специально для дрега, имеют специально обработанные соединительные механизмы (подрезанные специальным образом), так что крутящий момент при ускорении фактически вталкивает их в ответную часть, помогая завершить процесс переключения передач.
Проблема заключается в том, что если подрез более 2-3 градусов, то передача «вылетает» под действием сил торможения.
Поэтому дрегрейсеры включают первую передачу, жмут кнопку пневмопереключателя при ВСЕХ переключениях вверх, НИКОГДА НЕ СБРАСЫВАЯ газ, а затем выжимают сцепление и катятся до остановки в конце дистанции.
Сброс газа (как следствие возникновение тормозящих сил) при таком типе трансмиссии приведет к ее повреждению или разрушению.
Значит, использование сцепления каждый раз означает, что я не поврежу свою КПП?
Ну не совсем.
Неряшливое переключение передач вызовет износ компонент независимо от того, пользуетесь вы сцеплением или нет.
Очевидно, что выжатое сцепление помогает существенно снизить нагрузку, но не устраняет ее совсем.
Обычно в качестве примеров небрежного или плохо выполненного переключения приводят слишком быстрое переключение, но, можете верить или нет, медленное переключение ничуть не лучше.
Полная остановка и попытка затем включить более низкую передачу также не благо для КПП, как, впрочем, и активное торможение двигателем при каждой остановке.
Если вам нужна наглядная демонстрация плохого переключения, просто выжмите сцепление, переключитесь на нейтраль, проедьтесь в режиме качения пару секунд на холостом ходу, а потом попробуйте переключиться вверх или вниз.
Обратите внимание, насколько жестче идет рычаг КПП, как медленно переключается передача, и какие звуки при этом слышны. Может раздаваться такой скрежет, как будто механизм соединения разрушается.
Одного примера достаточно, ОК?
Причина такого явления в том, что валы, первичный и вторичный, рассинхронизируются друг с другом.
Вторичный вал вращается от заднего колеса, в то время как первичный – от двигателя, но на оборотах холостого хода.
Медленное, «ленивое» переключение до некоторой степени приводит к такому же эффекту (описанному выше), хотя и не так явно выраженному.
Теперь вам понятно, почему раздается характерное клацание при включении первой передачи при трогании?
Угу, именно потому, что вторичный вал неподвижен, в то время как первичный вращается от двигателя.
Сцепление в масляной ванне слегка «тормозит», особенно когда двигатель не прогрет, и не до конца отключает передачу крутящего момента.
Вернемся к нашему любимому выбору момента переключения (синхронизации действий).
В идеале, хотелось бы, чтобы наши переключения были синхронизированы с соответствующими изменениями скорости вращения двигателя – так чтобы все вращалось с примерно одинаковыми скоростями и механизмы соединения плавно и мягко входили в зацепление с шестернями.
Крутящий момент не передается через трансмиссию до тех пор пока не завершено переключение на следующую передачу.
Настоящие профи также соразмеряют обороты двигателя со скоростью мотоцикла при выборе передачи.
При переключении вверх обороты двигателя надо немножко сбросить, а при переключении вниз – наоборот, повысить («перегазовка»).
И это основное правило при переключениях, независимо от того, используете вы сцепление или нет.
Итак, нужно ли сцепление при переключении?
Вот некоторые соображения.
Чем легче байк, чем меньше сила сцепления колес (например, эндуро или кроссач), чем легче маховик двигателя, тем меньше вам нужно сцепление. Переключение без сцепления вверх намного легче, чем переключение вниз.
Предположим, что у нас есть большой тяжелый круизер (Голда, гы!), с медленно раскручивающимся движком, с тяжелым маховиком, тяжеловесная трансмиссия, позволяющая передавать любой момент, проходящий через нее.
Да, вы можете переключаться без сцепления и на нем, но лучше задумайтесь, что именно вы делаете.
Мне приходилось видеть трансмиссии, «убитые» за пару сотен километров, как впрочем и те, на которых не было следов износа, невзирая на пробег в многие тысячи миль. Возьмусь утверждать, что любой компетентный механик может рассказать, как именно вы переключаете передачи, просто взглянув на нутро вашей КПП. Вы никого не сумеете одурачить, рассказывая как вы холите свой байк, когда очевидные вещи говорят об обратном.
Кроме того, это приводит к отмене гарантии для новых байков.
Ну вот, у вас есть большой, с хорошей тягой круизер и вы хотите щелкать на нем передачки так же, как на своем старом 125тикубовом кроссаче или на спортивной 600тке своего приятеля.
Угадай с трех раз, что произойдет, амиго.
Все будет отлично (как положено), если ты учтешь несколько моментов.
Первый кажется очевидным, но если бы ты знал, сколько людей об этом регулярно забывают.
Нужно ПОЛНОСТЬЮ выжимать сцепление.
Хотя большинство механизмов выбора передач состоят из подпружиненных рампы и собачек, которые пытаются завершить процесс выбора автоматически, это не всегда заканчивается успешно. Ленивое, половинное усилие на рычаге приведет к неполному включению собачек. Это приведет к их преждевременному износу и выскакиванию передачи.
Чтобы реализовать полное включение, проверьте свой рычаг сцепления – вы должны полностью выжимать его при любых переключениях.
У всех разные размеры ноги, все носят разную обувь и сидят на мотоцикле по разному. Настройте рычаг КПП так, чтобы вам было удобно. Убедитесь, что он не задевает за двигатель или другие части мотоцикла. Попросите товарища помочь вам настроить положение рычага, когда вы сидите на байке. Возможно, его нужно приподнять или опустить.
Убедитесь, что вам не нужно сражаться с рычагом КПП (ну может кроме случаев, когда вы переключаетесь)
Далее, выполняйте переключение быстро и обдуманно. Я не говорю здесь о «скоростном переключении», но в дополнение к слабому воздействию на рычаг КПП, другой характерной чертой ленивого ездока является задержка переключения или слишком медленное движение рычагом.
Речь не идет о переключении с двойным выжимом (как на 18-тиколесном грузовике), где все переключения делаются через нейтраль.
За исключением случаев реальной нейтрали (обычно между первой и второй передачами), трансмиссия мотоцикла требует включенной передачи. Другими словами, длительное время переключения ей вредно, так как при этом происходит рассинхронизация скоростей вращения валов (первичного и вторичного), что приводит к лишнему износу и скрежету соединительных механизмов.
Помните наш пример про выжатое сцепление и задержку переключения, описанный выше?
И наоборот, излишнее давление на рычаг КПП и попытка переключить передачу слишком быстро вызывает износ и разрушение коробки.
Теперь про случай, когда райдер давит с силой на рычаг КПП, пытаясь вогнать следующую передачу.
Это передает избыточное давление на механизм выбора передач и быстро изнашивает или повреждает вилки выбора передачи.
В предельном случае, это согнет вилку выбора передачи и мы получим вылетающую передачу. Это также может привести к тому, что крутящий момент будет передаваться ДО полного включения. Тогда мы увидим сколы на пальцах (пластинах) механизмов включения передач и возможно поврежденные шлицы вторичного вала.
Наиболее жестоко переключение на полном газу без выжима сцепления.
Может, это и нормально для дрегрейсеров, бьющихся за сотые доли секунды, но для обычных людей правильнее сбросить газ и переключится нормально.
Переключение передач на мотоцикле
Как переключать передачи на мотоцикле
Большинство мотоциклов оборудованы последовательной коробкой передач. Поэтому основные принципы всех действий схожи.
Переключение передач на мотоцикле различается «вверх» и «вниз».
Первое из них означает, что вам нужно включить более высокую передачу. Для этого вы включаете первую передачу, и таким образом повышаете скорость мотоцикла, а после этого постепенно переключаетесь на следующую передачу в такой последовательности:
Любое переключение передачи на более высокую происходит в этой последовательности.
Для включения низкой передачи используется переключение «вниз». Это делается при необходимости повышения мощности заднего колеса, например, поднимаясь в гору. Какова последовательность действий в этом случае?
Если вы хотите замедлить ход мотоцикла или остановить его, газ необходимо сбрасывать до того, как начнете выжимать сцепление. Тормозите до переключения с первой на вторую передачи.
Последовательность действий при троганье с места:
Как правильно переключать передачи на мотоцикле
Все движения, которые вы проводите с педалями, должны быть плавными, чтобы не вывести из строя трансмиссию.
Переключая передачи, переключайте за один раз одну скорость. Перескакивать не желательно.
Чтобы понять, как переключать передачи на мотоцикле, нужно внимательно изучить органы управления. Существуют мотоциклы с механической трансмиссией и полуавтоматической.
Способы переключения передач
Способ первый
Мотоциклы с механической трансмиссией. Все действия в этом случае происходят в следующей последовательности. Набираете скорость. Убираете газ. Включаете сцепление. Нажимаете педаль переключения передач. Отпускаете сцепление, затем педаль переключения и добавляете газу.
Чтобы завести мотоцикл, ставите его на нейтральную скорость. После этого убираете газ и выжимаете сцепление, одновременно включая первую скорость. Убрав ногу с педали передач, поддаете газу и отпускаете сцепление. Теперь добавляете газу.
Чтобы повысить передачи, нужно убрать газ, включить сцепление и нажать педаль переключения передач. После этого отпускаете сцепление, отпускаете педаль переключения и добавляете газу.
Чтобы понизить передачи, нужно убрать газ и включить сцепление. После этого резко добавить газу, и когда обороты начинают падать, нажимаете на педаль переключения передач. Отпускаете сцепление и педаль переключения и добавляете газу. После того, как мотоцикл остановится, не забудьте поставить его на нейтральную скорость.
Способ второй
Мотоциклы с полуавтоматической трансмиссией. На этих мотоциклах переключение скоростей происходит проще. Убираете газ и переключаете скорость. Сцепление и коробка передач здесь соединены.
Перед тем, как завести двигатель, поставьте свой байк на нейтральную передачу. Для того, чтобы включить первую скорость, нужно убрать газ и нажать рычаг переключения передач вниз. Для повышения передачи нужно убрать газ, а рычаг переключения передач поднять вверх. Для понижения передачи газ, наоборот, нужно поддать и сразу убрать руку с газа. Когда обороты начнут падать, переключить скорость и добавить газу. Теперь вы знаете, как на мотоцикле переключать скорости.
Все скорости мотоцикла и его максимальная скорость
Максимальная скорость мотоцикла зависит от того, какова мощность байка и передаточные числа привода. Мотоциклы разных кубатур могут достигать скорости от ста сорока километров до трехсот сорока километров в час.
Не нужно превращать максимальную скорость вашего байка в самоцель. Гораздо важнее то, насколько ваш мотоцикл динамичен в рамках всех возможных для него скоростей. Для улучшения возможностей мотоцикла можно увеличить или уменьшить передаточные числа. Например, для городских улиц максимальная скорость не выше 220 км/час. В этом случае подбирают так передаточные числа, чтобы на этой скорости шестая передача выкручивалась в отсечку. Мотоцикл получит столь важную для него динамику.
Для гонок по трассе передаточные числа подбираются немного иначе, чтобы использовались все шесть передач, до достижения максимальной скорости до 280 километров в час.
Замена передаточных чисел считается наиболее дешевым тюнингом, и на износ мотоцикла не влияет.
Как переключаются передачи на мотоцикле
Смена скоростей – это один из самых сложных аспектов обучения езды на мотоцикле. Передачи переключаются последовательно. Это можно сделать только в одном порядке – снизу вверх для набора скорости, либо наоборот – для сбрасывания.
Такая специфика очень часто приводит к возникновению проблем у начинающих мотоциклистов. Особенно тяжело приходится тем, кто периодически пересаживается с автомобиля на байк и наоборот.
Как и любая другая сфера управления мотоциклом, правильное переключение передач требует определенного опыта. Со временем многие выполняют эти действия автоматически, не задумываясь, что и за чем нужно выжимать.
Пока мотор не достиг 60-75% от максимального числа оборотов, переключение скорости не производится. Это чревато несколькими последствиями.
Во-первых, потенциал набора скорости будет снижен по сравнению с ситуацией правильного переключения. Во-вторых, детали двигателя будут изнашиваться быстрее, что повлечет за собой дорогостоящий ремонт.
Пошаговая инструкция
Факторы, которые влияют на переключение передач
Оптимальный рост составляет 1500 оборотов. Если этот процесс совершается медленно, следует закрывать ручку газа. Переключение вверх необходимо совершать на высоких оборотах. При переключении на низких оборотах необходимой становится перегазовка.
Многие мотоциклы позволяют себе менять передачи, не выжимая сцепление. Причем эти действия можно совершать на любых оборотах. Данный способ подразумевает снижение тяги на короткий период ручкой газа. Одновременно идет переключение передачи вверх.
Конечно, все это сложно освоить с первого раза. Отсутствие правильного навыка ведет к тому, что большое количество ошибок допускается в данном действии.
Нельзя сидеть с полностью выпрямленными руками прямо или немного отклонившись назад. Отпустив сцепление резко и, машинально нажав на газ, рывок может быть сильный. В итоге, человек может элементарным образом упасть из мотоцикла.
Двигатель начинает работать более активно. Усиливается рев мотора. Многие пугаются этого момента, считая, что произошла поломка и отпускаю газ полностью. В итоге, мотоцикл останавливается, поскольку происходит торможение двигателем.
Сбрасывая газ, не стоит медлить с выжиманием сцепления. За считанные секунды скорость может снизится настолько, что придется разгоняться заново, чтобы перейти на нужную передачу.
Переключение передач на мотоциклах имеет огромное количество мифов, которые на практике не подтверждаются. Считается, что скорость переключения передач влияет на износ сцепления. Многие думают, что торможение можно совершать при помощи передач, что нужно переключаться только на высоких оборотах и т.д.
Научиться правильно переключать передачи не только можно, но и нужно. Очень часто нарушения порядка переключения является причиной потери управляемости транспортного средства и создания аварийной ситуации. Осваивать изменение скоростей лучше вдали от оживленных трас и большого скопления людей и машин.
Очень важно соблюдать меры предосторожности и не садится за руль без шлема. Как показывает практика, падения в процессе получения навыков вождения неизбежны.