Как перерабатывают старые машины

Инструкция: как утилизировать автомобиль

Как быть, если необходимо выбросить целый автомобиль? Для этого есть процедура утилизации, то есть уничтожения автомобиля. Как её грамотно сделать — читайте в нашей статье.

Что такое утилизация

Утилизация машины — это её безопасное уничтожение. Сотрудники пунктов утилизации автомобили разбирают, сортируют материалы и отправляют их на дальнейшую переработку.

Раньше в России действовала госпрограмма, по которой владелец утилизированного авто получал скидку на покупку нового. Так государство стимулировало водителей отказываться от старых машин в пользу более безопасных новых и помогало отечественному автопрому. В 2021 году такой программы нет. Но утилизация старого автомобиля, который просто стоит в гараже, всё равно экономит деньги, ведь после уничтожения машины её можно снять с учёта в ГИБДД и перестать платить транспортный налог.

Почему может понадобиться утилизация

Причин, по которым может потребоваться утилизация автомобиля, несколько:

Если старый автомобиль просто оставить стоять во дворе, за него придётся платить транспортный налог — даже если машина не выезжает на дороги. Чтобы налог не начисляли, авто нужно утилизировать.

Избежать проблем с ремонтом авто после аварии поможет каско

Выбрать выгодный полис удобно на Сравни.ру

Как утилизировать автомобиль

Шаг 1. Собрать документы

Для утилизации машины и снятия её с учёта понадобятся:

Как утилизировать автомобиль, если на него нет документов

Автовладелец может утилизировать машину, даже если у него нет документов, подтверждающих право собственности — например, они утеряны. Информация о владельце машины хранится в электронных базах ГИБДД. Есть два варианта её восстановления:

Шаг 2. Отвезти автомобиль в пункт утилизации

Утилизацией занимаются как государственные, так и частные компании. Найти ближайший пункт можно на Яндекс.Картах, в 2Гис или просто через поиск в интернете. Если автомобиль очень старый или серьёзно пострадал в аварии, доставить его на утилизацию можно на эвакуаторе. Также есть компании, которые за отдельную плату сами заберут авто и привезут к себе на утилизацию.

При выборе компании обратите внимание на следующие моменты:

Шаг 3. Подать в ГИБДД заявление о снятии авто с учёта

Записаться на подачу заявления о снятии автомобиля с учёта можно через «Госуслуги», но явиться в отделение — обязательно лично. Вместе с заявлением принести свидетельство об утилизации и регистрационные знаки. Без свидетельства автомобиль с учёта не снимут, говорится в п. 71 Правил госрегистрации транспортных средств.

Как утилизировать автомобиль по частям

Автомобиль можно разобрать на запчасти: часть из них продать — например, двигатель и коробку передач, остальные — утилизировать. В этом случае процедура сложнее.

Нужно определиться, какие элементы автовладелец оставит у себя, указать их в заявлении о снятии с учёта и пояснительной записке, а затем демонтировать их и предоставить в ГИБДД для осмотра. Если у таких деталей есть собственные идентификационные номера, ГИБДД их укажет в специальном свидетельстве на высвободившийся номерной агрегат. Без него продать запчасти легально не получится. После этого можно извлечь нужные детали из авто и отвезти машину в пункт утилизации.

Как перерабатывают старые машины. Смотреть фото Как перерабатывают старые машины. Смотреть картинку Как перерабатывают старые машины. Картинка про Как перерабатывают старые машины. Фото Как перерабатывают старые машины

Сколько стоит утилизация

Снятие автомобиля с учёта — это бесплатная процедура. Но если требуется свидетельство на агрегаты, придётся заплатить пошлину 350 ₽ за каждую бумагу, то есть за каждый агрегат.

Если автомобиль не на ходу, отдельно придётся оплатить услуги эвакуатора, который повезёт машину до пункта утилизации. В столице в пределах МКАД это обойдётся в 2500–3500 ₽.

Источник

Переработка автомобиля и автолома

Как перерабатывают старые машины. Смотреть фото Как перерабатывают старые машины. Смотреть картинку Как перерабатывают старые машины. Картинка про Как перерабатывают старые машины. Фото Как перерабатывают старые машины

Переработка автомобиля

Схема современного авторециклинга включает в себя следующие стадии:

Система авторециклинга должна обеспечивать:

В процессе эксплуатации, так что в сумме теряется около 25% от первоначальной массы автомобиля. Эти потери, в основном, связаны с истиранием резины покрышек, коррозией металлов, а также с неоднократными заменами некоторых деталей и узлов автомобиля, таких как: аккумулятор (3-4 шт. за время эксплуатации), покрышек (около 16), масляных и топливных фильтров, тормозных колодок и некоторых других деталей, а также заменой горюче-смазочных и технических жидкостей (масла, тосол, тормозная жидкость и т.д.). Все эти вещества попадают в окружающую среду и наносят ей ущерб. Некоторые из этих материалов теряются безвозвратно, например, жидкости, металлы при истирании, превращающиеся в мелкодисперсные частицы. Однако большинство материалов остаются на свалках и полигонах или просто где-нибудь ржавеют. Некоторые вещества могут годами лежать на свалках и не претерпевают никаких изменений своего химического состава, поэтому все эти вещества являются потенциальными перспективными ресурсами для последующей их переработки. А если учесть, что количество эксплуатируемых и вышедших из употребления автомобилей с каждым годом возрастает, то через 15-20 лет, по прогнозам экспертов, их количество будет настолько большим, что проблема их переработки станет ещё более актуальной, чем сейчас.

Как перерабатывают старые машины. Смотреть фото Как перерабатывают старые машины. Смотреть картинку Как перерабатывают старые машины. Картинка про Как перерабатывают старые машины. Фото Как перерабатывают старые машины

Рисунок – Материалы, входящие в состав автомобиля

В силу особенностей материалов, применяемых в автомобилестроении, вышедший из эксплуатации автомобиль является сложным, опасным отходом. В таблице 5 представлено содержание материалов в типовых автомобилях.

Таблица 5. Содержание материалов в автомобилях

Переработка автолома

Содержание материала (в % от веса)

Типовой
американский
автомобиль

Типовой японский автомобиль

Типовой европейский автомобиль компакт-класса

Другие материалы (краска, изоляция, электропроводка)

Демонтаж

Обязательны для демонтажа :

Шредерная переработка

Переработка автолома на шредере включает в себя следующие стадии:

После шредера готовый шрот переплавляют в ДСП или конвертере с получением стали; цветные металлы отправлять на переплав на заводы цветной металлургии; а лёгкую фракцию, содержащую примеси тяжёлых металлов подавать в доменную печь, где возможно выделение из этой фракции некоторых металлов (свинец, цинк), а невыделяющиеся металлы перейдут в чугун и далее в сталь, что сделает их безопасными для ОС.

Использование шредерного лома вместо металлолома позволяет улучшить качество получаемого металла за счет низкого содержания углерода в ломе (не требуется его выжиг) и ничтожно малого содержания (не более 1%) безвредных примесей, что снижает количество шлака в металле.

Переработка технических жидкостей

1) Отработанное моторное масло относится к категории опасных отходов. Его нельзя сливать в мусорные баки, канализацию или на землю. Под В ходе эксплуатации автомобиля в масло попадает грязь, металлические стружки, вода и различные химические соединения. Отработанное моторное масло представляет угрозу для окружающей среды и человека в силу ряда факторов:

2) Отработанная охлаждающая жидкость/антифриз, как правило, уже утратила свои первоначальные свойства и засорена грязью, ржавчиной, металлическими и древесными стружками. Охлаждающая жидкость представляет опасность для окружающей среды. Процесс рециклинга отработанной охлаждающей жидкости, как правило, включает удаление из нее вредных примесей, корректировку химического состава и восстановление уровня рН, добавку антикоррозийных ингибиторов.

4) Трансмиссионное масло, используемое для смазки трансмиссий, представляет собой минеральное масло, воспламеняющееся при высокой температуре, и малотоксичное. В отработанном трансмиссионном масле содержится свинец и другие тяжелые металлы, что делает его опасным для окружающей среды. Перерабатывается в новое трансмиссионное масло.

В России на 01.01.2009 года было выработано 1 млн 750 тысяч тонн моторных масел. Из них ежегодно может быть образовано потенциально минимальное количество – около 427 тысяч тонн отработанных масел. До 80 % всех отработанных масел нелегально сбрасывается на почву и в водоёмы, не более 20 % – собирается, но из всех собранных отработанных масел только 14–15 % идёт на регенерацию, а остальные используются как топливо или сжигаются.

Переработка резины

В обычном легковом автомобиле средних размеров приблизительно 5% (50 кг) от веса составляет резина, представленная в основном покрышками. По имеющимся на сегодня данным резина составляет до 20% от веса отходов, захораниваемых на свалках в мире.

Из покрышек, выходящих из эксплуатации каждый год в индустриально развитых странах Евросоюза, около 25% подвергается восстановлению, 20% сжигается с получением энергии, 10% перерабатывается в крошку, 5% используется в хозяйственных целях (например, на фермах, в качестве ограждений или буферных приспособлений) и 40% захоранивается на полигонах, а также выбрасывается с нарушением природоохранного законодательства или складируется.

Учитывая продолжительный срок естественного разложения резины, который может составлять десятки лет, подход к изношенным покрышкам с позиций переработки видится вполне приемлемым. То есть предпочтение отдается снижению образования отходов, повторному использованию по первоначальному назначению и переработке с целью получения материалов или энергии. Только после этого следует рассматривать вариант с захоронением.

Существует ряд путей повторного использования и переработки автопокрышек с получением других материалов и энергии: восстановление, переработка в крошку, пиролиз или сжигание в цемент.

Если на момент утилизации каркас шины имеет хорошее состояние, то на него можно наварить новый протектор. В настоящее время на рынке представлены довольно совершенные технологии и оборудование, позволяющие увеличивать срок службы покрышек в 3 и более раз. Шины разделяются на металл, ткань и резину, резина измельчается в шредере в крошку заданного размера. Область применения резиновой крошки расширяется с каждым днем. В настоящее время она используется, например, в покрытиях для спортивных площадок, красках, напольных матах, переездах через трамвайные и железнодорожные пути, дорожных препятствиях для ограничения скорости типа «лежачий полицейский», гидро-, звукоизоляционных и кровельных материалах. Однако одной из главных областей ее применения является изготовление конвейерных лент для различных процессов. Сравнительно новым и перспективным направлением использования резиновой крошки в промышленных масштабах является производство резиноасфальтов. И в настоящее время во многих экономически развитых странах, включая Россию, активно ведутся испытания дорожных покрытий, в которых использована резиновая крошка. При нагреве шин по специальной технологии без доступа воздуха можно получать газ, нефть и углерод, которые используются наряду с природными ископаемыми. При сжигании покрышек получают приблизительно такую же тепловую энергию, как и при сжигании угля. Поэтому покрышки можно использовать в качестве горючего в цементном производстве, где достаточно высокие температуры препятствуют образованию вредных выбросов.

Переработка автомобильного стекла

В силу специфических требований, предъявляемых в автомобилестроении, каждая комплектующая деталь, а также материал, из которого она изготовлена, должны отличаться функциональной надежностью, долговечностью, презентабельностью, комфортностью, стильностью, а главное – безопасностью. Применительно к стеклу эти требования включают высокую противоударную устойчивость, соответствие заявленному коэффициенту дробимости, полную оптическую прозрачность.

Автомобильное стекло бывает преимущественно двух типов:

Закаленное стекло перерабатывается примерно так же, как и отходы стеклотары. Определенную сложность для переработчика представляет ламинированное лобовое стекло. Оно состоит из нескольких слоев тонкого стекла, между которыми проложен прозрачный термопластик поливинилбутират (ПВБ). Поэтому разборку ламинированных стекол необходимо производить вручную. Отходы ПВБ утилизируются так же, как и отходы упаковочного пластика.Отходы автомобильного стекла широко применяются для производства стеклоасфальтов, абразивных материалов для очистки поверхностей, светоотражающих добавок к краскам, насыпных подложек в дорожном строительстве, а также фильтрующих материалов и т.д.

Переработка пластика

Около 10% (100 кг) веса автомобиля приходится на пластик, который имеет определенный потенциал для переработки и, следовательно, может приносить прибыль переработчику. Однако чтобы максимально использовать возможности этого материала, необходимо решить целый ряд проблем. В конструкции обычного автомобиля применяется около 25 видов пластика, каждый из которых предназначен для соответствия конкретным строгим эксплуатационным требованиям. Даже один и тот же вид может иметь несколько разновидностей в зависимости от содержания наполнителя, добавок и красителей.

Большинство этих пластиков нельзя смешивать в целях переработки – следовательно, встает вопрос с правильной сортировкой. Кроме того, большое количество подлежащего переработке пластика засорено металлическими скрепками, шурупами, наклейками, остатками монтажной пены и т.д., всем, что должно быть удалено перед переработкой. Европейские и американские компании, занимающиеся рециклированием пластиков, успешно работает над поиском путей получения добавленной стоимости за счет повышения качества перерабатываемого материала. На основании результатов этой работы уже определено, какие материалы должны перерабатываться в силу их широкого присутствия в автомобилях, в силу потенциального рыночного спроса на них, а также в силу возможности осуществлять их гарантированное отделение от других материалов, а какие нет.

К перерабатываемым материалам были отнесены:

Однако следует учитывать, что одна тонна пластиковых деталей занимает довольно большой объем (приблизительно 20 м3, имея в составе 2000 предметов, исключая бамперы). Здесь лежит другая большая проблема – высокая себестоимость транспортировки объемных легких материалов к месту их переработки, – которую приходится решать переработчикам.

Следует признать, что ситуация со сбором, сортировкой и переработкой автомобильного пластика значительно улучшилась за последние годы в связи с принятием Евросоюзом и рядом индустриально передовых стран законов, обязывающих автопроизводителей маркировать пластиковые детали на выпускаемых ими автомобилях. Кроме того, значительные усилия прилагаются к уменьшению видов применяемого в автомобилестроении пластика и его унификации среди производителей. Область применения вторичного пластика постоянно расширяется. Так как на сегодняшний день пластик представляет собой наиболее проблемный и сложный, с точки зрения сбора и сортировки, поток отходов, образующихся при переработке автомобилей, в индустриально передовых странах вкладываются крупные инвестиции в научные исследования в области создания современных технологий его переработки и использования. Ниже приведен ряд областей использования вторичного пластика:

Источник

В последний путь: как утилизируют автомобили, шины и аккумуляторы

Как перерабатывают старые машины. Смотреть фото Как перерабатывают старые машины. Смотреть картинку Как перерабатывают старые машины. Картинка про Как перерабатывают старые машины. Фото Как перерабатывают старые машины

Автомобиль — это транспортное средство повышенной опасности не только когда движется по дороге, но и когда ржавеет где-нибудь в дальнем углу двора. В этом посте мы расскажем, какие элементы автомобиля представляют опасность для человека и природы и как их правильно и безопасно утилизировать.

Утилизация автомобиля — дело грустное, но необходимое. Как минимум потому, что гниющий на улице «автохлам» продолжает облагаться транспортным налогом. Если жизнь машины подошла к концу, жителям России нужно просто обратиться в соответствующую организацию, имеющую лицензию на работу с отходами 1-4 класса опасности, а дальше действовать по обстоятельствам. Если машина была куплена до 2012 года и в ПТС нет отметки об уплате утилизационного сбора, услугу переработки придется оплатить согласно прейскуранту компании-утилизатора (обычно несколько тысяч рублей). Если же утилизационный сбор уже был уплачен, то автомобиль у вас должны принять бесплатно. Некоторые компании наоборот предлагают заплатить владельцу за его утилизируемый автомобиль, но на деле это значит, что машину просто разберут на запчасти для перепродажи. Будут ли остатки переработаны — большой вопрос. После фактической утилизации владельцу авто выдается сертификат, с которым уже можно снять машину с учета в ГИБДД. Без этого сертификата в снятии с учета откажут.

Как утилизируют кузовы автомобилей

Утилизация автомобиля и превращение его в груду вторсырья — на удивление простой и консервативный процесс. Но только если речь идет непосредственно о металлическом кузове, двигателе и предметах интерьера — в каждом автомобиле есть элементы, переработка которых очень сложна и затратна.

Когда машина приехала, своим ходом или на эвакуаторе, на полигон переработки, ее владелец может выразить законное желание безвозвратно испортить кузов, чтобы быть уверенным, что машина точно не будет перепродана предприимчивыми сотрудниками утилизирующей компании. Для этого на крышу сбрасывается огромная металлическая гиря — после такого продать машину будет невозможно при всём желании.

Перед тем, как авто отправится в свой последний путь, из него необходимо слить все технические жидкости, включая топливо, и снять все химически опасные детали — в первую очередь это шины и аккумулятор. Также до конца 1990-х годов в некоторых машинах встречались ртутные переключатели для систем ABS — их также необходимо демонтировать, иначе пункт утилизации превратится в смертельно опасное поле ртутных испарений.

Как перерабатывают старые машины. Смотреть фото Как перерабатывают старые машины. Смотреть картинку Как перерабатывают старые машины. Картинка про Как перерабатывают старые машины. Фото Как перерабатывают старые машины

Батареи и шины отправятся на специальные заводы по переработке, а пока вернемся к кузову. Даже если в утиль привозят практически новый автомобиль, сотрудники компании-переработчика не могут взять его себе или разобрать на запчасти, однако владелец перед утилизацией вправе снять с машины некоторые элементы, например, фары, детали обшивки или сиденья.

Когда в двигателе не останется масла и охлаждающей жидкости, а шины и аккумулятор отправятся в отдельные контейнеры, кран поднимет кузов за крышу и отправит прямо в гигантский пресс. В нём машина превратится в неэстетичный брикет из металла, пластика и стекла. Если прямо на территории пункта утилизации есть установка по сортировке отходов, то вместо пресса кузов закинут в гигантский измельчитель. Остатки от автомобиля поступают в огромную машину по разделению материалов — цветные металлы высыпаются в один контейнер, сталь и чугун в другой, пластик в третий. Разделенные отходы отправятся на соответствующие заводы на переплавку. Вот и всё, таков весь процесс утилизации автомобиля, не считая химически опасных деталей.

Переработанный металл, полученный из старых автомобилей, отправляется на металлообрабатывающий завод, где отливается в небольшие бруски. Последние, помимо прочего, поступают на заводы автопроизводителей. Например, алюминиевые детали Jaguar XE (кузов, части ходовой и двигателя) на 75% состоят из переработанного металла.

Вот так уничтожают автомобили в итальянской Пьяченце:

Отслужившие автомобильные кислотно-свинцовые аккумуляторы нельзя оставлять возле мусорного контейнера. При разрушении такой аккумулятор выделяет свинец, который может попасть в почву и воду. Отравление свинцом чрезвычайно опасно, этот тяжелый металл нещадно бьет по всему организму, включая мозг. При самостоятельной замене старый аккумулятор стоит сдать в ближайший пункт приема, список которых можно найти в интернете.

Автомобильные аккумуляторы являются чемпионами по уровню переработки — в повторное использование отправляется 98% материалов. Во многом это следствие простоты свинцовых аккумуляторов, состоящих из пластикового корпуса, свинцовых пластин и серной кислоты. В ходе переработки такие аккумуляторы проходят через измельчитель, на выходе из которого образовавшиеся обломки, смешанные с кислотой, погружаются в ванну с нейтрализующей кислоту жидкостью. Свинец оседает на дно, а пластик всплывает. Остатки корпусов аккумуляторов отправляются на перерабатывающий завод. Осевший на дно свинец затем переплавляется в слитки, а вода с металлическим осадком фильтруется и отправляется в канализацию.

Куда интересней дело обстоит с аккумуляторами от электромобилей. В комментариях к нашему прошлому посту вы писали, что батареи электромобилей якобы пока не умеют утилизировать. На самом деле технология переработки аккумуляторов отработана. Например, один из крупнейших переработчиков металлических отходов Umicore помещает аккумулятор электромобиля в печь. Алюминий, графит и жидкий электролит под действием высокой температуры сгорают, а на дне печи остается сплав из никеля, меди и кобальта, разделить который на составляющее — дело химии.

Более совершенный процесс компании Duesenfeld подразумевает измельчение аккумуляторов, удаление вакуумом жидкого электролита, отделение пластика и цветных металлов методом сортировки по размеру частиц, магнитным и электрическим свойствам. Содержимое ячеек, состоящее из кобальта, лития, марганца и никеля с помощью химической обработки разделяется на соли отдельных металлов, которые затем вновь отправляются на аккумуляторные заводы, где используются повторно. До 91% материалов из аккумуляторов электромобилей возвращается в производство.

Из этого короткого видео вы узнаете, как Duesenfeld ловко перерабатывает аккумуляторы электромобилей с невиданной прежде эффективностью. Так что никакой проблемы с утилизацией отслуживших батарей нет.

Как и зачем перерабатывают шины

Из-за легкомысленного отношения к отработанным шинам в России, по оценкам экспертов, накопилось более 11 млн тонн изношенных шин, и каждый год к ним прибавляется еще около 800 тыс. тонн. Все они ежедневно и ежечасно выделяют химические соединения, хоть и в очень незначительных количествах, но всё же отравляющие воду, землю и воздух вокруг нас. И если клумба или лебедь из шины — это обычно проблема в основном эстетическая, а вовсе не химполигон в миниатюре, то свалка шин — вещь куда более опасная.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-р, изношенные шины запрещено захоранивать, то есть выбрасывать на свалки или тем более в ближайший лес. Во-первых, потому что естественное разложение шины в природе можно занять сотни лет. Во-вторых, потому что свалка может загореться. А во время неконтролируемого горения на открытом воздухе шины выделяют целый букет токсичных и канцерогенных веществ, относящихся к высочайшему, 1-му классу опасности. Вот лишь некоторые из них: пирен, бензaпирен, дибензоантрацен, фенантрен, антрацен, флуорантен, нафталин, 2-метилнафталин, бифенил, аценафтилен, флуорен, аценафтен, бензантрацен, хризен. Устали читать? И это далеко не всё, чем придется дышать людям в радиусе десятков километров вокруг шинного пожара. Ситуация усугубляется тем, что такой пожар может продолжаться месяцами: чтобы полностью справиться с ним, шины мало просто заливать водой или пеной, придется буквально разбирать свалку до основания.

Пожарные устроили очень наглядную демонстрацию тушения горящих шин. Даже стопку из нескольких шин затушить водой оказалось очень тяжело (во многом из-за формы шин), а теперь представьте целый полигон!

Каков выход? Отправить шины в переработку, сдав после смены комплекта старый на утилизацию в один из пунктов, отмеченных на этой интерактивной карте. Каждый из этих пунктов имеет аккредитацию, подтверждающую, что шины отправляются на безопасную переработку.

В Европе и в России власти очень строго относятся к вопросу утилизации шин, пускай наказание за выброшенные шины в России пока работает не очень хорошо. Тем не менее в 1998 году был принят Федеральный закон № 89-ФЗ, который вводит для производителей и импортеров ответственность в части утилизации шин, потерявших свои потребительские свойства.

Крупнейшие мировые производители шин озаботились вопросом экологической ответственности за свою продукцию еще до того, как в нашей стране приняли соответствующий закон. В России ведущие производители, в том числе «Мишлен» в рамках официальной позиции компании в отношении заботы об окружающей среде, образовали некоммерческую организацию «ЭкоШинСоюз», деятельность которой заключается в обеспечении выполнения нормативов утилизации для шинных компаний-членов ЭШС путем заключения договоров (на тендерной основе) с переработчиками шин. О результатах работы «ЭкоШинСоюза» можно узнать из отчетной презентации, а мы лишь отметим, что благодаря этой организации ежегодно в России объем утилизации растет на 5% от общего объема пришедших в негодность шин. В 2017-м в стране в переработку поступило всего 13% шин, но к 2022 году этот показатель должен составить 35%. При сохранении текущей динамики, к 2030 году в России 80% отработанных шин будут проходить переработку.

Есть несколько методов переработки и повторного использования материалов из отслуживших свой срок шин. Самый очевидный и знакомый многим — превращение в резиновую крошку, используемую в мягких бесшовных покрытиях на стадионах и детских площадках. При этом в ходе переработки вредные вещества нейтрализуются.

Еще отработанными шинами топят печи на заводах по производству цемента — одна шина заменяет 3 литра нефтепродуктов.

Как перерабатывают старые машины. Смотреть фото Как перерабатывают старые машины. Смотреть картинку Как перерабатывают старые машины. Картинка про Как перерабатывают старые машины. Фото Как перерабатывают старые машины

Одним из эффективных методов утилизации шин является пиролизная переработка, по результатам которой почти вся шина превращается в пригодные для повторного использования материалы. Шины загружают в герметично закрывающуюся печь, в которой кислород заменяется водородом. Затем печь нагревают до 450 °C. Из-за отсутствия кислорода, шины не воспламеняются, а плавятся, выделяя горючий пиролизный газ, который сжижают и затем используют в котлах отопления.

Под действием высокой температуры резиновая смесь разделяется на пиролизное масло, близкое по своим свойствам к нефти, и углеродосодержащий остаток. Полученное масло после обработки используется в качестве ГСМ, например, как дизельное топливо. Углерод можно применять как черный краситель, сорбент или добавку при производстве шин.

Из тонны шин пиролизом можно получить до 600 литров пиролизного масла, около 300 кг углерода, 50 кг металла и 10 куб. м газа. Если повысить температуру в печи до 900 °C, выход газа увеличивается, но уменьшается объем пиролизного масла.

Как перерабатывают старые машины. Смотреть фото Как перерабатывают старые машины. Смотреть картинку Как перерабатывают старые машины. Картинка про Как перерабатывают старые машины. Фото Как перерабатывают старые машины

Экологичное производство как помощь в утилизации

К сожалению, технология пиролизной переработки — дорогая и сложная в реализации. Поэтому, чтобы упростить переработку шин в будущем и снизить объем выбросов при их производстве, шинные производители стремятся сделать свою продукцию более экологичной. В «Мишлен» нашли способ сделать свои шины на 100% экологически чистыми. По крайней мере, к 2030 году около 40% продукции под нашим брендом станет именно такими — полностью безопасными при производстве, эксплуатации и переработке.

В 2017 году мы представили концепт VISION, представляющий собой безвоздушную шину, оснащенную различными датчиками, протектор которой наносится и восстанавливается с помощью 3D-принтера. Конечно, VISION — это именно концепт, а не продукт, готовый к производству. Однако именно на основе наработок VISION инженеры «Мишлен» начали внедрение новых, более экологичных рецептур. Одним из первых результатов этой работы стало появление шин MICHELIN Uptis, начало серийного производства которых запланировано на 2024 год. Uptis будут на 100% сделаны из возобновляемых био-материалов. А благодаря безвоздушной конструкции шины гораздо реже будут приходить в негодность из-за проколов.

Абсолютно экологичные, долговечные, легко настраиваемые под требования заказчика шины MICHELIN VISION едва ли станут реальностью в обозримом будущем. Но всё же концепт подарил нам несколько интересных идей, к реализации которых мы приступили уже сейчас.

Как мы рассказывали в репортаже с подмосковного завода «Мишлен», шина представляет собой сложный микс из натурального и синтетического каучука, металла, текстиля, углерода, диоксида кремния, различных волокон, смол и модификаторов. Такие элементы, как металлокорд, кремний и натуральный каучук не представляют особой опасности для окружающей среды. Но некоторые ингредиенты резиновой смеси традиционно производятся из нефти и слабо удовлетворяют требованиям к экологичности. Поэтому их стремятся сегодня заменить на «зеленые» аналоги. Так, бутадиен, произведенный из нефти, в шинах MICHELIN в рамках исследований уже заменяется бутадиеном, полученным из биомассы — древесины и листвы, рисовой шелухи, стеблей кукурузы и других отходов. К 2030 году, согласно стратегии Группы, эту и другие аналогичные технологии планируется реализовать в массовом производстве.

В фильме «Назад в будущее 2» реактор машины времени работал на вторсырье. Некоторые материалы для шин Michelin тоже производятся из переработанных шин и различного вторсырья. И это нормально.

Чтобы минимизировать производство первичного стирола — основы синтетического каучука — «Мишлен» в сотрудничестве с канадской компанией Pyrowave получает стирол из переработанного мусора (пищевые лотки, йогуртовые стаканчики, изоляционные панели). Для производства синтетического каучука мы планируем перерабатывать объем пластикового мусора, эквивалентный 42 млрд стаканчиков от йогуртов.

Уже в августе этого года «Мишлен» запустит во французском Клермон-Ферране площадку по переработке полиэтилентерефталата на исходные мономеры с помощью ферментов от французского стартапа Carbios. Получаемое при переработке полиэстеровое волокно будет использоваться в производстве шин.

Как перерабатывают старые машины. Смотреть фото Как перерабатывают старые машины. Смотреть картинку Как перерабатывают старые машины. Картинка про Как перерабатывают старые машины. Фото Как перерабатывают старые машины

Наконец, в 2021 году «Мишлен» совместно с шведской Enviro приступила к строительству собственного завода по переработке шин методом пиролиза. Местом реализации пилотного проекта станет Чили — завод в области Антофагаста сможет перерабатывать около 60% всех утилизируемых в стране шин. До 90% полученных в ходе переработки материалов «Мишлен» будет использовать при производстве шин и конвейерных лент.

За время службы автомобиля изнашивается не один комплект шин. Тем лучше, что, в отличие от большинства автобрендов, шинные производители уже давно озаботились вопросом утилизации шин и вкладывают средства в организацию заводов по утилизации и пункты приема отработанных шин. «Мишлен» принимает в этом активное участие как равноправный член российского «ЭкоШинСоюза». Когда придет время приобрести новый комплект, мы призываем вас сдать свои старые шины в авторизованный пункт переработки — так вы внесете большой вклад в дело улучшении экологической обстановки в России. Ну, а мы со своей стороны продолжим прикладывать все усилия, чтобы сделать наши шины еще более экологичными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *