Как перевозить гусей в машине
транспортировка маленьких гусят!
Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.
Уважаемые форумчане!очень нужен ваш совет- весной собираюсь привезти из далека маленьких породистых гусят.
Если я суточных гусят буду везти в сумке-переноске или в коробке,проветривая их через каждый час и поя их только водичкой выдержат ли они 12часовую поездку в автобусе?О чем нужно будет позаботиться в первую очередь?
И нужны ли будут какие-нибудь документы на них?в автобусах вроде бы не проверяют?
По приезду домой какими лекарствами их нужно будет пропоить,чтоб они восстановились после дороги?
Хлополное это дело. Весной вез на продажу гусят в картонных коробках на машине всего 100 км и то нескольких затоптали. Для себя везу только яйцо.
их немного будет, 10холмогоров и 10туляков, с подругой поеду,в две коробки, на коленки положу.им пару часов будет после вылупления, мне кажется должно все хорошо быть,им ведь только тепла надо,а есть и пить на следующий день только захотят.
всего пару часов после вылупления? За это время они должны успеть обсохнуть, а пуповина должна втянуться. Разве успеет это все за два часа?
это мы тоже приняли во внимание. не так просто выразилась
Я в мае вез цыплят и гусят в картонных коробках 1200км, часть в кузове, часть в кабине ( Газель Некст фермер). Не доехал 1 из 100шт. Не поил и не кормил всю дорогу.
Денис, а брали гусят на Благоварском племзаводе? Скажите как гусята данного племзавода, а то отзывы разные, кто хвалит, а кто не совсем. И как Вам порода Уральские белые, напишите о них, сколько сейчас весят.
Как правильно перевозить живую птицу
Нередко в фермерских и личных хозяйствах появляется необходимость перевезти домашних птиц. Это достаточно хлопотное дело, поэтому следует учесть все нюансы, чтобы живность добралась до пункта назначения без потерь.
Кроме технических проблем должны быть решены правовые вопросы, так как при перевозе живого груза нужно соблюсти санитарно-эпидемиологические нормы и получить разрешительные документы.
Какие проблемы могут возникнуть при перевозе птицы
Чтобы решить проблему, нужно ее знать.
Чтобы получить необходимые документы, птицу отправляют на выявление опасных инфекционных и вирусных заболеваний. Больных особей перевозят для лечения или др. целей (должен быть подтверждающий документ).
Справку получить невозможно и в том случае, если не соблюдаются условия содержания при транспортировке: машина грязная, отсутствует вентиляция, не утеплен кузов в холодное время года.
Какие документы нужны для транспортировки птицы
Для перевозки кур, гусей, уток и т.п. необходимы разрешительные документы.
Птицу, которую транспортируют, проверяют не только на таможне, но и на границах губерний. Если в регионе объявлен карантин, то птицевоз могут не пропустить даже при наличии ветсправок.
Как снизить негативное воздействие на птицу в процессе подготовки к перевозке
Чтобы птицам легче было перенести транспортировку, следует придерживаться определенных правил:
Особые требования предъявляются к автомобилю, на котором перевозят пернатых.
На чем перевозят домашнюю птицу
Чаще всего для транспортировки используют автомобили: спецтранспорт, грузовики, фургоны, машины с прицепом. О них речь пойдет ниже.
Перевозка самолетом осуществляется на большие расстояния. Грузовые отсеки должны иметь хорошую вентиляцию.
Товарные поезда и морской транспорт используется при острой необходимости, так как пернатые длительный переезд могут не выдержать.
На какие расстояния можно транспортировать птицу
При транспортировке в автомобиле (даже если это бройлеровоз) максимальное расстояние до пункта назначения должно быть примерно 100 км и время пути – 5 часов. Нарушение этих условий неизбежно приведет к массовой гибели живности или вспышкам инфекционных заболеваний.
Даже если останавливаться в пути, чтобы накормить и напоить птиц, это ненамного улучшит ситуацию. Тряска, вибрация утомляют их, скученность в клетках не дают отдохнуть, что приводит к серьезному стрессу.
Кроме того, следует помнить, что документы, заверенные специалистами ветеринарной службы, действительны в течение 3-х дней.
Требования к транспорту для перевозки птицы
Если птиц немного, то перевезти их можно в личном автомобиле со спецприцепом. Пернатые при транспортировке должны находиться в ящиках для перевозки. Кур, гусей или уток сажают практически вплотную. Клетки при необходимости ставят одну на другую, надежно фиксируют. Во время жары, мороза или дождя необходимо накрыть их плотной тканью, оставив приток воздуха.
Оптимальный вариант перевозки: обратиться в транспортную компанию.
Живую птицу транспортируют в птицевозах или грузовых отсеках. Автомобиль должен отвечать нормам перевозки:
В серьезных компаниях работают логисты, которые составляют оптимальный маршрут.
При обращении в фирму по перевозке необходимо:
Птицевоз приезжает на ферму, после погрузки отправляется в путь до пункта назначения. Если за живностью предусмотрен уход в дороге, возможны остановки.
Какими должны быть ящики для транспортировки птицы
Чтобы птице было не так сложно перенести дорогу, необходимо уделить особое внимание ящикам для перевозки. Они могут быть разных размеров и производителей, но все должны отвечать определенным требованиям.
Перевозка цыплят
Нередко возникает необходимость транспортировки суточных птенцов, чтобы не росла себестоимость. Только что родившихся цыплят можно перевозить на большое расстояние при условии, что их не кормили. Это возможно потому, что поддержание организма происходит благодаря накопленным питательным веществам. Если птенцов покормить, то в пути необходимо давать еду каждые 4 часа, в противном случае они могут погибнуть.
Цыплят можно перевозить в специальных клетках – секционных и сплошных, не допуская скученности, чтобы они не травмировали друг друга.
При многократном использовании ящиков необходимо их мыть и дезинфицировать.
Требования к транспорту при перевозке мяса
Мясо – основа питания людей, его всегда покупали и будут покупать. Популярный продукт часто привозят в магазины и на рынки.
К его транспортировке предъявляются особые требования, так как от качества и свежести мяса зависят здоровье человека и доходы продавца.
Автомобили, на которых перевозят мясную продукцию бывают:
Транспортные средства перед отправкой пломбируют.
Перевозка осуществляется при неукоснительном соблюдении основных правил:
Какие документы нужны для перевозки мяса
Для транспортировки мясной продукции необходимы документы:
Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.
Я в практическом птицеводстве профан, пока по крайней мере. С тех пор как на меня в 5 лет напал петух при попытке стырить яйцо из гнезда, желания завести домашнюю птицу не возникало. До этого момента. Поэтому буду задавать кучу вопросов, может еще кому будет полезно. Буду благодарен Алексею Евгеньевичу за ответы, ну и другим участникам естественно тоже. Всё моё общение до этого форума происходило с американскими фермерами, идей интересных у них много, ибо многолетний не уничтоженный никем опыт. Но они то там, а мы то здесь.
По транспортировке вопросов пока 3:
1. Сколько утят можно без проблем для них посадить в коробку 40х60см?
2. Какую минимальную температуру нужно поддерживать в автомобиле в дороге?
3. В качестве подстилки можно использовать опилки (сухие, чистые, без плесени и не пылят) или лучше все же сено? Просто опилок имеются промышленные объемы и бесплатно.
Буржуи вон делают специальные одноразовые коробочки с мягким матиком на полу и со съемным терморегулятором и инфракрасной грелкой в каждой, но мы ребята с Урала немного попроще.
По кормлению и убою:
Поскольку мне доступны корма Богдановичского завода, то ими и буду пользоваться. Так что этот вопрос конкретно к Алексею Евгеньевичу. Какими кормами, до какого возраста вы кормите своих уток и индеек? Ну там ПК-0 с первых по пятые сутки, далее ПК-N. Точно видел ПК-0 и ПК-4, спрошу еще ребят которые возят про другие. Еще посмотрю что наши Челябинские делают, хотя Богдановичский завод хотя бы потрудился сделать себе нормальный сайт и выложить прайс. От наших фиг такого дождешься, где я им факс в огороде то возьму, и телефон то занят, то не берут.
Читал, что уток забивают в 55-60 дней, но это наверное пекинских. Мускусные подольше растут? А индеек до скольки дней рентабельно держать?
Вот. Потому что книжки книжками, а ответ опытного человека в сто раз ценнее.
1. Сколько утят можно без проблем для них посадить в коробку 40х60см?
2. Какую минимальную температуру нужно поддерживать в автомобиле в дороге?
3. В качестве подстилки можно использовать опилки (сухие, чистые, без плесени и не пылят) или лучше все же сено? Просто опилок имеются промышленные объемы и бесплатно.
По кормам. ПК-0 не кормлю. Кормлю сразу же ПК-2 до полутора месяцев, ну если экономлю его то до месяца
Далее стараюсь на ПК-3 переходить месяцев до 3. А потом или ПК-4 или ПК-1 сразу же опять же по ситуации смотрю, что дешевле.
Здравствуйте Владимир!
Вот фото
Как вставлять фото написано в разделе помощь (внизу страницы) https://fermer.ru/help
спасибо за ответ! приму к сведению.
Ой, простите что вмешиваюсь, а можно я тоже спрошу про транспортировку? Купила несколько молодок Брамы 3 месяца. Некоторые дома как будто заболели едят пьют, но больше сидят нахохлившись или спят. У хозяйки все активно себя вели, на больных не походили. Она меня предупредила, то возможен сресс из-за смены места. А можно как то облегчить это состояние? Какие то витамины или еще что? Так жалоко жуть. Подскажите если не сложно.
Птица привыкает к обслуживающему персоналу, их одежде, распорядку дня и т. п. Незначительные изменения в них вызывают стресс, даже тогда, когда перемена происходит к лучшему. Например, если группу несушек, содержащуюся в клетках, переводят на глубокую подстилку, т. е. улучшают условия содержания, то яйценоскость сначала понижается.
Для птицы переселение на новое место — это всегда стресс. Всякие перемещения полностью уничтожают социальную иерархию стада. Во время ловки и транспортировки особи не только сильно перемешиваются, но и должны привыкнуть к новой среде (к размещению кормушек, интенсивности света и т. д.). Поэтому совершенно закономерно, что в течение 2—3 недель после перемещения в новый птичник в стаде происходят драки, в результате которых затем устанавливается социальный порядок и жизнь его нормализуется.
Различные ремонтные работы, проводимые в птичнике в присутствии птицы, также могут вызвать стресс. Например, известен случай, когда 10 тыс. откармливаемых петушков заболели: ухудшился аппетит, появился понос, взъерошилось оперение. Вначале предполагали, что это результат кормовой интоксикации, затем выяснилось, что в свободной части птичника велась установка металлических клеток. Стук по металлу и электросварка были причиной стресса.
Одно из вредных для здоровья птиц явлений, на которое до настоящего времени обращали мало внимания, — это вспышка паники, охватывающая чаще находящихся в клетках и реже содержащихся на подстилке птиц. При каком-либо новом явлении, например при входе в птичник посетителя в белом халате или рабочего, несущего лестницу или какой-нибудь блестящий предмет, сначала отдельные, затем большинство птиц прекращают свое обычное занятие, в беспокойстве вытягивают шею, наклоняют набок голову, издают особые звуки и делают попытку к паническому бегству. Зачастую вспышка охватывает сразу сотни или тысячи птиц даже без предварительного возбуждения. Куры стремительно, бесцельно бегут, поднимаются в воздух; находящиеся в клетках кидаются на прутья. Если причина не будет устранена, вспышки паники могут повторяться. В последующие дни возрастает количество выбракованных и погибших птиц. Причиной падежа являются внутренние кровотечения из печени, яичников, разрыв крупных кровеносных сосудов, подкожные и внутримышечные кровоизлияния. У некоторых погибших птиц микроскопических изменений найти не удается. Причиной гибели в этих случаях является, очевидно, шок.
Сильный шум вызывает у птиц заболевание, которое получило название шумовой истерии. Чаще страдают от шума куры породы леггорн в период интенсивной яйцекладки. При сильном шуме птица начинает беспокоиться и махать крыльями. В результате куры травмируют друг друга, теряют оперение, у них резко падает продуктивность. Приступы истерии могут повторяться несколько раз в день.
Интенсивный шум вызывает возбуждение, а затем угнетение птицы, которое сопровождается снижением живой массы цыплят на 10—12%, кур на 6% и массы яиц на 8%.
Для снижения уровня шума, создаваемого самой птицей, применяют отвлекающий акустический фон. Для этих целей подбирают записи легкой музыки или используют программу радиопередач, включая на 6—8 ч рабочего времени с перерывом на 10—15 мин через каждые два часа. Благоприятное воздействие музыкального акустического фона сказывается на состоянии центральной нервной и вегетативной нервной системы. При музыкальном оформлении в птичнике яйценоскость кур увеличивается на 10—15%, снижается отход на 0,4% и выбраковка на 3%.
Чем больше мы изучаем поведение птицы, тем отчетливее видим, что ограничение ее жизненных проявлений вызывает нервно-эмоциональное напряжение. Поэтому наряду с разработкой профилактических мер за счет оптимизации окружающей среды ученые селекционеры работают над созданием новых пород и линий птиц, обладающих высокой стрессоустойчивостью.
Человек осваивает все новые и новые виды птиц. Совсем недавно, в XX столетии, одомашнен перепел — самый маленький и единственный перелетный вид отряда куриных. Родина домашнего перепела — Япония. Есть среди птиц немало кандидатов в домашние. Некоторые африканские племена издавна разводят страусов. В заповедниках и охотничьих хозяйствах приручают фазанов, глухарей и тетеревов. Привыкли к человеку и давно живут рядом с ним лебеди, некоторые попугаи и ряд мелких певчих птиц.
Стрессам в равной мере подвержены декоративные и певчие птицы. Так неправильная, излишне жесткая фиксация при осмотре в ветеринарной клинике может привести к смерти. Мне, к сожалению, известны случаи, когда при подкожной или внутримышечной инъекции волнистые попугайчики испытывали настолько сильный стресс, что погибали.
Новое в профилактике транспортного стресса с использованием иммунотропных препаратов у цыплят первого дня жизни
Деева А.В. к.м.н., ветврач, ЗАО «Микро-плюс» при НИИЭМ им. Н.Ф.Гамалеи;
Зайцева М.Л., ветврач, ЗАО «Микро-плюс» при НИИЭМ им. Н.Ф.Гамалеи.
Транспортный стресс представляет собой сложную проблему, которая вызывает большие экономические потери в птицеводстве. Основной ущерб связан с потерей продуктивности, однако при чрезмерных воздействиях птица может погибнуть.
Так, например, перевозка в течение полутора-двух суток вызывает гибель цыплят по нормативу 2 %, а в реальной ситуации может быть и больше. Поэтому перевозка птицы, особенно элитной, представляет серьезную проблему для хозяйств.
Транспортные нагрузки относят к неизбежному стрессу, вызванному воздействием физических факторов. При транспортировке в организме птицы происходят изменения деятельности основных физиологических систем.
Главным звеном в развитии стрессовой реакции и последующей адаптации организма является гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система. При длительных перевозках в организме развивается состояние недостаточности адаптационных и защитно-приспособительных механизмов, что приводит к функциональным нарушениям, потере продуктивности и падежу.
Но поскольку перевозки поголовья являются неотъемлемой частью технологии птицеводства, для решения этой проблемы ведется поиск способов снижения воздействия транспортного стресса на птиц.
Одним из подходов к решению является фармакологическая коррекция стрессовых реакций организма с применением иммунотропных препаратов.
* активизируют естественную резистентность организма;
* корригируют иммунный статус, повышают устойчивость к неблагоприятным факторам, усиливают иммунный ответ при вакцинации;
* стимулируют приросты и привесы;
* оказывают адаптогенное действие и корригируют реакцию организма на воздействие стресс-факторов.
При применении иммунотропных препаратов, обладающих адаптогенным воздействием, стимулируются защитные силы и приспособительные реакции организма. Адаптогены действуют возбуждающе на гипоталамо-гипофизарную-надпочечниковую систему, вызывают повышенный выброс кортикостероидов и катехоламинов, которые активизируют обменные процессы в организме, и организм подготавливается к экстремальным воздействиям.
Одним из препаратов, обладающих подобными свойствами, является Гамавит, который относится к средствам, изготовленным из тканей живых организмов.
Как было показано ранее, одним из механизмов действия Гамавита является увеличение выработки эндогенного кортизола в ответ на экстремальные нагрузки.
Учитывая фармакологические свойства, механизмы действия Гамавита, а также положительный опыт его применения на других видах животных, мы предприняли попытку использовать этот препарат с целью подготовить организм цыплят к отрицательному воздействию транспортного стресса.
Гамавит вводили цыплятам в инкубатории внутримышечно через 2-3 часа после вывода из расчета 5 мл на 1000 голов. После этого цыплята были провакцинированы против болезни Марека. Таким образом было обработано несколько партий цыплят общим количеством 60000 голов.
Общая сохранность опытных цыплят составила при перевозке около 100 % (99,97%), в то время как обычно отход цыплят при перевозке достигал 2%.
Таким образом, введение гамавита цыплятам через 2-3 часов после вывода перед вакцинацией:
* повышает резистентность организма к транспортному стрессу;
* увеличивает сохранность при транспортировке и в последующие дни жизни.
Заключение: Применение иммунотропного препарата с адаптогенными свойствами «Гамавит» повышает устойчивость однодневных цыплят к отрицательным воздействиям транспортного стресса и позволяет существенно увеличить сохранность птицы при перевозках, что представляет большую практическую ценность и перспективно для использования в птицеводстве в широких масштабах для снижения потерь поголовья птицы.
Профилактика стрессов в птицеводстве
В настоящее время в промышленном птицеводстве на сохранность и продуктивность птицы существенное влияние оказывают различные стрессы, возникающие в процессе ее выращивания и эксплуатации.
Стрессы в птицеводстве могут быть вызваны ветеринарными обработками, дачей с кормом различных лекарственных препаратов, потреблением комбикормов с недостаточным количеством протеина, обменной энергии, витаминов, аминокислот, макро- и микроэлементов, резкой сменой рациона, повышенной плотностью посадки, недостаточным фронтом поения и кормления, неудовлетворительным микроклиматом, чрезмерным шумом работающих механизмов, отловом, пересадкой, перемещением в новые технологические режимы содержания, нарушением социального порядка в стаде, транспортировкой, дебикированием клюва у молодок и удалением гребня у петушков, приемами, вызывающими принудительную линьку, а также использование некачественного токсичного корма и наличием инфекционного и незаразного заболевания в стаде.
С целью профилактики стрессовых ситуаций рекомендуется проведение следующих мер: избегать воздействия факторов стресса на птиц, в особенности в фазах пониженной физиологической резистентности (в первые дни жизни молодняка, в начальный период яйцекладки, в период поствакцинальной реакции, транспортировки, перемещения и др).
Следует оберегать птиц от внезапных перемен в режиме содержания, создавая им оптимальные условия микроклимата.
С целью профилактики отрицательного воздействия стресс-факторов вакцинации у цыплят, молодок и кур можно рекомендовать следующую схему применения антистрессового премикса:
— за два дня до стресса к основному рациону добавляют антистрессовый набор витаминов А — 15000 ИЕ, Д — 1000 ИЕ, Е — 20 ИЕ, К — 8 мг, В — 3 мг, В — б мг, В3 — 20 мг, В, — 1100 мг, В5 — 50 мг, В„ — 4 мг, биотин — 0,12 мг, В]2 — 0,01 мг, Вс — 1,0 мг из расчета на 1 кг корма.
Кроме витаминов в день действия стресс-факторов за полтора часа до их возникновения и в течение двух последующих дней цыплятам вводят в корм аминазин из расчета 30 мг (молодкам — 50 мг).
Цыплятам допускается применение только аминазина в дозе 30 мг с олететрином 20 мг/кг живой массы и без него за полтора часа до иммунизации или перемещения и в течение трех последующих дней. Перемещать цыплят в течение месяца после иммунизации не рекомендуется.
Весьма эффективно профилактирует вакцинный стресс у цыплят экстракт элеутерококка. За три дня до вакцинации и в течение трех дней после нее птице дается антистрессовый состав витаминов по вышеуказанной прописи совместно с экстрактом элеутерококка в дозе — 0,3—0,5 мл на голову.
Антистрессовый премикс дается птице вместе с кормом. В день вакцинации антистрессовый состав витаминов скармливается птице за 1— 2 часа до прививок. Указанная профилактическая обработка способствует формированию прочного иммунитета, повышению сохранности поголовья и увеличению живой массы. Аналогичное действие наблюдается и при использовании янтарной кислоты. Препарат дается за три дня до вакцинного стресса и в течение последующих семи дней в дозе 10 мг на 1 кг живой массы птицы вместе с кормом. На указанный период необходимо увеличение дачи витаминных препаратов в 1,5—2 раза.
Хорошим профилактическим действием при вакцинных стрессах (оспа, БН, ИЛТ) обладает резерпин. Используется он за 1,5 часа до вакцинации и в течение двух последующих дней в дозе 1 мг совместно с олететрином (20 мг) на 1 кг живой массы. Дозы витаминных препаратов увеличиваются в 1,5—2 раза за три дня до вакцинации и в течение четырех последующих дней.
Не менее эффективным является применение при вакцинации бройлеров против болезни Ньюкасла настойки пустырника в дозе 0,3 мл на 1 кг массы в разведении 1:10 за три дня до вакцинации и в течение семи дней после нее.
Положительное влияние при вакцинации бройлеров против болезни Ньюкасла оказывает применение аминазина в дозе 2—5 мг/кг живой массы. Препарат дают за два дня до вакцинации и в течение пяти дней после иммунизации, как с витаминами, так и без них.
При профилактике стресса, вызываемого пересадкой и вакцинацией, за трое суток перед пересадкой и вакцинацией птице дают антистрессовый набор витаминов.
Кроме витаминов за полтора часа до начала действия стресса и в течение четырех последующих дней цыплятам яичного направления дают с кормом аминазин 30 мг (курам-молодкам — 50 мг) с олететрином 20 мг/кг живой массы, или резерпин 1 мг/кг, или элениум 11 мг/кг.
Для профилактики стресса, возникающего при исследовании кур на пуллороз в ККРА, за два дня до исследования кур назначают антистрессовый набор витаминов: А — 15000 ИЕ, Д3 — 2000 ИЕ, Е — 20 ИЕ, К — 8 мг, В, — 2 мг, В2 — 5 мг, В3 — 10 мг, В4 — 1100 мг, Bs — 50 мг, В — 4 мг, биотин — 0,12 мг, В( — 1,0 мг, В]г — 0,01 мг на 1 кг корма.
Указанная профилактическая обработка птиц в ситуациях производственного стресса способствует увеличению продуктивности кур на 2—5%, выводимости цыплят на 4,1—4,5%.
Профилактика стрессов, связанных с заболеваниями птиц пуллорозом, микоплазмозом, колибактериозом, стафилококкозом, стрептококковом, а также при нарушении обменных процессов в организме птицы: тривит 500 г, тетрациклина гидрохлорид — 200 г, эритромицин — основание 100 г, нистатин (при активности 10000 ЕД. в 1 мг) — 50 г, кислота аскорбиновая — 50 г, глюкоза — 50 г, кислота лимонная — 250 г.
Антистрессовые применяют при снижении яйцекладки у кур в течение от 5 до 10 дней. При сильном снижении дают вначале лечебную дозу, а затем профилактическую. Профилактическая доза в два раза меньше, чем лечебная.
Эффективность: повышение яйцекладки на 10— 11%, сохранности — на 50—90%.
Профилактика стрессов, обусловливающих заболевание печени у птиц: синдром ожирения печени, цирроз печени, разрыв и др. формы гепатоза. Необходимо соблюдать нормы обеспеченности птицы витамином Е (5 мг на 1 кг корма) и вводить в рацион селен. Учитывая токсичность препарата, следует строго придерживаться рекомендуемых инструкцией доз и применять его по строгому указанию врача.
С целью профилактики и лечения синдрома ожирения печени широко практикуют использование птице следующих кормовых премиксов:
Пропись №1 (на 1 т корма) Холинхлорид — 1 кг, инозитол — 0,9 кг, витамин Е — 10 г, витамин В12 — 12 мг.
Пропись №2 (на 1 кг корма) Инозитол — 1000 мг, рибофлайин — 10 мг, пиридоксин — 10 мг, пантотенат кальция — 20 мг, витамин Е — 10 ИЕ, холинхлорид — 850 мг, витамин В|2 — 5 мкг.
Пропись №3 (на 1 т корма) Холинхлорид — 800 г, витамин Е — 30 г, витамин Ва — 30 мг, витамин В1а — 30 мг.
Указанные премиксы используются в течение 12 недель подряд с начала периода яйцекладки. В случаях тяжелого течения заболевания в корм добавляют 1,5 г селенита натрия (на тонну) и дают такой корм два раза по три дня с 5-дневным интервалом.
Стресс, связанный с гипертермией у птиц, смягчают обогащением полнорационных комбикормов цинкбацитрацином в дозе 40 мг/кг, или амило- и протосубтилином или аскорбиновой кислотой в дозе 100 мг/кг. Эти препараты можно добавлять в указанных дозах в комбикорма как раздельно, так и одновременно. Указанные препараты оказываются также эффективными при повышенной плотности посадки. Применяются они на период действия стресса. Для профилактики теплового стресса рекомендуется применять также аминазин.
Стресс, вызванный принудительной линькой, смягчают дачей комбикорма, содержащего 20% протеина, 1235 Г МДЖ обменной энергии на 100 г, 5% клетчатки, 1,2% кальция, 0,8% фосфора и комплекс витаминов в антистрессовой дозе с 12-го по 30-й день от начала стрессирования кур. До проведения принудительной линьки кур осматривают, выбраковывают слабое поголовье и определяют программу вызова линьки в зависимости от состояния птицы и условий ее содержания. Профилактика стрессов у птиц при обрезании клюва, прижигания гребня, проведении срочных ремонтных работ в присутствии птицы, шумовых раздражителях, паническом страхе и других. Осуществляется предварительной дачей с кормом (за 1—1,5 ч) до наступления предполагаемого стресса одного из следующих транквилизаторов: аминазина — 600 мг/кг, резерпина — 1,5 мг/кг. Седативный эффект указанных препаратов длится в основном в течение первых 5—6 часов после их дачи.
За два дня до транспортировки птицы назначают антистрессовый состав витаминов. В день транспортировки вводят с кормом аминазин в дозе 10 — 80 мг/кг живой массы.
Таким образом, при условии возникшей стрессовой ситуации нужно стремиться повысить резистентность птиц путем применения антистрессовых, премиксов, витаминов, антибиотиков широкого спектра действия и при необходимости — применения седативных и биологически активных препаратов.