Как подчеркнуть слово если оно отвечает на вопрос к чему
Как подчеркиваются части речи в русском языке – правило, примеры
В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же. Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»
Что мы знаем о частях речи
Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.
Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.
Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)
Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.
Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.
Что такое синтаксическая роль
Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.
Например, было предложение «Как красив лес ранней осенью!» и на интересует слово «ранней». Мы пишем: «осенью какой? ранней» и подчеркиваем «ранней» волнистой линией.
Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.
Как и что подчеркивается?
В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:
Подлежащее – одной чертой
Сказуемое – двумя чертами
Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)
Определение – волнистой линией
В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.
Приложение – это вид определения, поэтому он тоже подчеркивается волнистой линией.
Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно фатально ошибиться.
Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи
Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).
Рассмотрим пример с существительным.
Существительное в именительном падеже может быть только главным членом предложения.
Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)
Читать – ее страсть. (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)
В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.
Исключение – приложение, которое чаще всего стоит в том же падеже, что и определяемое существительное, то есть, если относится к подлежащему, то стоит тоже в именительном падеже.
Река Нева протекает по Ленинградской области. Нева – приложение (река какая? Нева)
Я прочитал статью. (прочитал что? статью; это дополнение)
У меня есть юбка в клетку. (юбка какая? в клетку; это определение)
Мы уехали из города. (уехали откуда? из города; это обстоятельство)
Таблица-помощник
Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.
Член предложения
Как подчеркивается
Вопросы
Части речи
Кто? Что? о чем говорится в предложении?
Существительное, местоимение, числительное, инфинитив глагола, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)
Что делает? что это? Каков? что сообщается о подлежащем?
Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)
Вопросы косвенных падежей
Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание
Какой? чей? который по счету?
Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное
Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?
Наречие, деепричастие, существительной, местоимение, инфинитив
Что мы узнали?
Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.
Как подчеркиваются части речи?
Всего получено оценок: 619.
Всего получено оценок: 619.
В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же. Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»
Что мы знаем о частях речи
Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.
Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.
Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)
Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.
Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.
Что такое синтаксическая роль
Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.
Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.
Как и что подчеркивается?
В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:
Подлежащее – одной чертой
Сказуемое – двумя чертами
Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)
Определение – волнистой линией
В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.
Приложение – это вид определения, поэтому оно тоже подчеркивается волнистой линией.
Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно сильно ошибиться.
Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи
Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).
Рассмотрим примеры с существительным.
Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)
В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.
Я прочитал статью . (прочитал что? статью; это дополнение)
Таблица-помощник
Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.
Член предложения
Как подчеркивается
Вопросы
Части речи
Кто? Что? о чем говорится в предложении?
Существительное, местоимение, числительное, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)
Что делает? Что это? Каков? Что сообщается о подлежащем?
Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)
Вопросы косвенных падежей
Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание
Какой? Чей? Который по счету?
Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? В какой степени?
Наречие, деепричастие, существительное, местоимение, инфинитив
Что мы узнали?
Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.
Существительное в предложении: как подчеркивать
Предложения в русском языке состоят из имён существительных, прилагательных, глаголов, наречий и других элементов. Каждое слово в тексте выполняет определённую роль. В рамках морфологического или синтаксического разбора учащимся приходится определять, как подчёркивается имя существительное. Тип и количество линий зависят от того, является ли исследуемое слово главным (подлежащим, сказуемым) или второстепенным (обстоятельством, определением или дополнением).
Главные и второстепенные члены предложения
Чтобы сделать правильные выводы о роли имени существительного (далее — ИС), стоит ориентироваться по совокупности характеристик. Сначала выясняют, какую вопросительную конструкцию можно подставить к слову. В случае с ИС вариантов немного. К нему подходят вопросы «Кто?» и «Что?», а также их вариации в косвенных падежах, которых всего пять.
Имя, стоящее в И. п., выполняет функцию подлежащего или сказуемого. Оба элемента — основные члены предложения. Когда к объекту или предмету подходит вопрос в косвенном падеже, можно быть уверенным, что это дополнение, определение или обстоятельство. В лингвистике их синтаксическая роль является второстепенной.
Разбор лексических конструкций выполняют в таком порядке:
С учётом синтаксической функции, ИС подчёркивается следующим образом:
Во всех случаях для обозначения роли слов используется простой карандаш.
Главные и второстепенные члены предложения
Пример: Как прекрасна природа ясным зимним утром!
Нужно определить синтаксическую роль слова «утром». Подходящее вопросительное слово «Когда?», значит, в этом случае рассматриваемая часть речи играет роль обстоятельства.
Нужно учитывать, что все предложения делятся на двусоставные и односоставные. Ко второму типу относятся те, что состоят из одного главного члена. Это значит, что в них есть либо только подлежащее, либо сказуемое, а остальные слова выполняют второстепенную функцию.
Как определить роль существительного
Чтобы понять, как подчёркивать существительное в словосочетании рядом с прилагательным или глаголом, подставляют вопросы. Если таким способом не получается определить, выясняют, какова роль этого слова. Зачем данная лексическая единица в предложении? Что показывает? Что изменится, если его убрать?
Подлежащее
Этот член подчёркивают одной прямой линией. Он всегда будет ответом на вопросы прямого падежа «Кто?», «Что?». Примеры:
Важно различать существительные, стоящие в именительном и винительном падежах. Во втором варианте неодушевлённое существительное имеет такой же вид, как в И. п., например, «Вижу (что?) лес», но подлежащим не является. Для проверки нужно подставить одушевлённый объект. Пример: Вижу (кого?) мальчика.
Сказуемое
В этой роли существительное может стоять рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его двумя прямыми линиями. В этом случае ИС представляет собой часть составного именного сказуемого. В прошедшем и будущем времени слово употребляется с глаголом быть, в настоящем — без него. Примеры:
«Сестра», «подруга» и крестник» — составные сказуемые, именная часть которых выражена ИС.
В составном сказуемом двойными прямыми линиями подчёркиваются и существительное, и глагол.
Дополнение
Если дополнение выражено существительным, его легко обнаружить в простом и сложном предложении. По смыслу существительное привязано к сказуемому, к которое отвечает на «что делает?» и его варианты в разных временах и наклонениях. Примеры:
Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей и подчёркиваются пунктирной линией. Они разъясняют, уточняют и конкретизируют, что сделал объект, о котором идёт речь.
Информация о дополнении
Определение
Определение называет признак предмета. В предложении его функция состоит в том, чтобы показать признак или принадлежность предмета. Примеры с существительными:
В первом случае видно, что существительное стоит рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его волнистой линией.
Определение, выраженное именем существительным, обычно стоит в родительном падеже, реже — дублирует грамматическую форму определяемого ИС. Во втором случае его называют приложением. Это разновидность определения и тоже подчёркивается волнистой чертой. Примеры:
Слова «Дон», «подростка» и «васильки» — приложения.
Особенности определений
Обстоятельство
Это довольно непростой член предложения, бывает выражен какими угодно частями речи, включая местоимения, числительные, деепричастия, причастия и наречия. Если существительное стоит в одном из косвенных падежей, чаще всего это означает, что оно играет роль обстоятельства. Вопросительные конструкции, которые к нему подходят:
Обстоятельство подчёркивают одной линией, состоящей из тире и точек.
Возможные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Различают 8 разновидностей: обст-во уступки, условия, сравнения, цели, причины, места, образа действия и степени, времени. Примеры:
Таким образом, главное — правильно задать вопрос и выяснить, в каком падеже стоит слово.
Как подчеркивается наречие в предложении?
Выберем, как подчеркивается наречие в зависимости от того, каким членом предложения оно является.
Наречие может выступать в роли разных членов предложения, от чего зависит, какой линией оно подчёркивается.
Чтобы понять, как подчеркивается наречие, вспомним, какие слова принадлежат к этой самостоятельной части речи.
Наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (идти быстро), признак признака (очень успешный) и признак предмета (куртка нараспашку).
Исходя из определения, можно уже сделать вывод, что наречием могут выражаться разные второстепенные члены предложения, и соответственно с синтаксической ролью они подчеркиваются определенной линией.
Каким членом предложения бывает наречие?
Наречие обозначает признак действия
Если наречие зависит от глагола, то оно обозначает признак действия и отвечает на обстоятельственные вопросы:
Наречие обозначает признак другого признака
Слова этой части речи, относящиеся по значению к наречиям меры и степени, часто поясняет прилагательные, причастия и обозначает меру или степень признака, например:
В такой синтаксической ситуации наречие является второстепенным членом предложения — обстоятельством, причем разные группы наречий по значению обозначают разные виды обстоятельств.
Как подчеркивается обстоятельство, выраженное наречием?
Обстоятельство, выраженное наречием, подчеркивается специальной линией: «штрих-точка-штрих-точка».
С нею был коротко знаком человек очень (в какой мере?) замечательный (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Наречие обозначает признак предмета
В предложении наречие может пояснять слово с предметным значением, например:
Было ровно четыре часа дня на старинных часах на башне дома (какого?) напротив (М.Н. Булгаков. Белая гвардия).
В этом предложении наречие «напротив» обозначает признак предмета, обозначенного падежной формой существительного «дом», и является несогласованным определением.
Как подчеркивается определение, выраженное наречием?
Второстепенный член предложения определение, выраженное наречием, подчеркивается волнистой линией.
Облонский снял пальто и в шляпе (какой?) набекрень прошел в столовую, отдавая приказания липнувшим к нему татарам во фраках и с салфетками (Л. Толстой. Анна Каренина).
Наречие — сказуемое в предложении
В предложении наречие может являться частью составного именного сказуемого. В такой синтаксической роли наречие подчеркивается двумя параллельными линиями.
Чаще всего предикативные наречия (слова категории состояния) являются синтаксическим центром безличных предложений.
Я вижу, тебе неохота помочь нам.
Какая часть речи отвечает на вопрос «ЧЕМ?». Как подчеркнуть?
По правилам русского языка, на вопрос «Чем?» отвечает такая часть речи, как существительное либо местоимение (реже другая часть речи), которая называется дополнением, стоит в творительном падеже и всегда является второстепенным членом предложения. Подчёркивать дополнение следует пунктирной линией _ _ _ _ _. Примеры предложений с дополнением:
«Первые лучи солнца так ярко осветили не скошенный луг, что он заискрился (чем?) сияющим блеском росы»;
«Ты прекрасно играешь на скрипке, никто и не знал об этом, зато теперь все гордятся (чем?) твоим талантом»;
«Никто и не думал унывать, просто каждый решил заняться (чем?) своим делом в отсутствие руководителя»
Например, найдем дополнение в предложениях:
Мы любуемся застывшей, как зеркало, гладью озера.
Я напою котенка молоком.
Я любуюсь тем, как она причесывается.
Дополнение подчёркивается в предложении пунктирной линией _ _ _.
Давайте попробуем рассмотреть на примерах:
Я очень хочу научиться вышивать ( чем?) бисером.
Моя комнатная фиалка немного привяла, и я решила подкормить её (чем?) удобрением.
Эти существительные являются дополнениями и подчёркивать их соответственно необходимо линией пунктирной_ _ _. Ну, вот так мы подчеркнем.
А сейчас другой пример.
Фильм был великолепен, я просто наслаждалась (чем?) им.
На вопрос чем? кем в русском языке отвечают существительные,которые находятся в творительном падеже и местоимения.
Они всегда являются второстепенными членами предложения и выполняют роль дополнения.
Дополнения подчёркиваются пунктирной линией.
-Уходя я громко хлопнул(чем?) дверью;
-Я не могу привыкнуть есть (чем?) палочками;
-Он всегда был (чем? кем?) моим другом.
Если говорить именно о частях речи, то на вопрос «кем, чем?» отвечает такая часть речи как существительное, поставленное в творительный падеж. Если говорить о таком существительном как о члене предложения, то в составе предложения оно будет играть роль дополнения.
Это вопрос творительного падежа. Кем? Чем? На такой вопрос может отвечать дополнение. Я играю (чем?) мячом. Он заболел (чем?) гриппом. Я хочу быть (кем?) учителем. Он очарован (кем?) мной. В этих предложениях дополнение выражено существительным. Дополнение в предложении подчеркивается _ _ _ _ пунктиром.
Это дополнение, выраженное существительным, подчёркивается пунктиром.
На вопрос «чем?» отвечает имя существительное или местоимение, стоящее в творительном падеже. Оно может быть в предложении дополнением.
Я обязательно порадую тебя прекрасным подарком к Дню твоего рождения.
Картина очень красивая, я любуюсь ею.
Дополнение в предложении подчеркивается, как мы знаем, пунктирной линией, вот такой: _ _ _
Часть речи, которая отвечает на вопрос «чем?»
В написании слова сгущенка имеется несколько ошибкоопасных мест.
Вторая трудность в написании слова: какую букву написать в суффиксе, ё или о?
Опять здесь поможет разбор по составу. В суффиксах отглагольных существительных после шипящих пишется ё:
Аналогично пишутся отглагольные существительные:
Слово университет состоит из пяти фонетических слогов:
у-ни-вер-си-тет.
Как назло, ударным является самый последний слог. По этой причине можно совершить кучу ошибок в написании безударных гласных в этом длинном существительном мужского рода.
Чтобы слово не изменилось при написании до неузнаваемости, попытаемся проверить безударные гласные, вспомнив родственное прилагательное «университетский» и сложное слово «универсиада»
Но в них звучит пятый по счету ударный гласный.
Так что написание этого заимствованного слова из латинского языка через язык-посредник немецкий придется запомнить или обратиться к помощи орфографического словаря.
Ударение в нем падает на третий слог: аллегОрия.
Корнем слова оказывается морфема АЛЛЕГОРИ-: Аллегорический.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, безударная гласная Е и сдвоенные согласные Л, а само слово можно ошибочно написать как ОЛИгория.
Проверить безударные гласные а также согласные Л в слове Аллегория мы не можем, слово целиком заимствованное из древнегреческого языка и подлежит запоминанию.
Буквально слово означает иносказание, переносный смысл.
Ударение в нем падает на второй слог: градАция.
Корнем слова оказывается морфема ГРАД-: Градуировать-Градус.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, а само слово можно ошибочно написать как грОдация.
Проверить безударную гласную в этом слове можно с помощью слова грАдус.
Написание суффикса АЦИ следует помнить, в нем не может быть гласной Ы.
Ударение в нем падает на второй слог: депЕша.
Корнем слова оказывается морфема ДЕПЕШ-, а однокоренных слов не находится.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная Е, а само слово можно ошибочно написать как дИпеша.
Проверить безударную гласную Е в слове Депеша однокоренными словами мы не можем, ведь слово Депеша пришло в русский язык из французского и сохранило оригинальное правописание. Поэтому слово Депеша следует запомнить и справляться у словаря.