Как подъехать к эльбрусу на машине
Лучше гор могут быть только горы! На Эльбрус на авто.
Сегодня я хочу вам рассказать о поездке на Эльбрус 🙂
ни для кого не секрет, как я люблю горы, и в этом году удалось-таки собрать компанию и отправиться кататься ))
так как курс евро просто неприличен, пришлось отказаться от альпийских склонов, но я об этом даже не жалею. Ведь лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал) и мы решили отправиться на Эльбрус.
Изначально рассматривали вариант с Сочи, но решили не рисковать и отправились туда, где снег точно есть и есть он там даже летом ) Нижняя точка подъемников — поляна Азау — это уже 2300 метров над уровнем моря 🙂 в Европе выше не катаются 😉
в общем, дорога вполне себе годная, но не уверена, что поехала бы туда на ТТ. добрались за 18 часов, дизеля сожгли на 6800 рублей в сторону Эльбруса (ехали в горку), в общем — смешно 🙂 это на четверых если что и включая платные дороги ))) обратно получилось еще меньше, так как под горку )
Перед поездкой меня пугали, что в Кабардино-Балкарии крайне опасно, из машины не выходить, нигде не останавливаться и тд ) все прошло достаточно мирно, никто на нас не покушался и наоборот владельцы низких приор даже выражали нам респект за стиль вождения 😀
Немного о дорогах в КБР:
Наш отель был у поляны Чегет,
номера с видом на горы и это не могло не радовать, ведь что может быть лучше, чем проснуться, выглянуть в окно, а там горы и солнце… )))))
Ладно, пора в горы ))) Катались мы на самом Эльбрусе, Карта трасс — здесь подробнее.
как уже говорила ранее, стартовали с 2300, я поднималась максимум до высоты 3780, некоторые ребята из нашей компании на 4800 на снегоходах катались, на Скалы Пастухова.
Но лично у меня голова начинала кружиться уже на 3780 ))))
очень часто можно было встретить знаки лавиноопасно или, например, трещины ))) в частности, спускаясь со станции Гара-Баши лучше не отклоняться особо от основного склона, так как легко можно угодить в трещину, глубина которой может достигать до 200 метров )
Вообще Эльбрус и Чегет хороши для любителей фрирайда, которые в нашей компании так же нашлись ) вот например фото от Паши, который в первый же день поехал покорять вершины вне трасс )
те, кто знают меня, так же в курсе, что я не могу сидеть на месте ровно, и после обеда мы с друзьями катались по региону, по совету Alfff мы отправились в ущелье Адыл-Су в Альплагерь «Джан-Туган», который находится на высоте 2200м и вообще принадлежит МГТУ им. Баумана, но вот уже 4 года как не работает, а жаль — прекрасное живописное место 🙂
вообще там было сделано очень много фото, но мне никак их не поместить в одной записи, а вот у меня в инстаграме можно их найти 🙂
очень, нет, не так… ОЧЕНЬ порадовала кухня на курорте ) цены более чем приемлемые и безумно вкусно все )))) хычины, чебуреки, шашлыки — наелись на год вперед :)))) особенно впечатлило заведение под названием Метрополь. Мало того, что там было вкуснее всего… Так оно находится внутри вагона метро, который в свою очередь находится внутри недостроенного здания. Выглядит весьма своеобразно ) но в этом тоже своя прелесть ) в общем, всем рекомендую! )))
Ну а днем мы кушали на улице с видом на горы, в один из дней нам совсем повезло, было +25, все загорали, и радовались жизни )))
вообще, мне кажется, я до бесконечности могу делиться впечатлениями от поездки, но пора завязывать )))) и напоследок поделюсь с вами еще одним фото дороги с Эльбруса
Ничего не напоминает?:))))
В общем и целом — отпуск удался, все ожидания реализованы, пора за работу!)))
Всем спасибо за внимание и удачной, пусть и короткой, рабочей недели :)))
Как показать детям Эльбрус за один день
Отправляясь в семейное путешествие по Кавказу в этом июне, мы прежде всего хотели познакомить детей с высочайшей вершиной Европы — Эльбрусом. Познакомить подробно, разносторонне, с восхождением на хорошие высотные отметки высоты, но так, чтобы это было физически лайтово, без приключений. Решение было найдено сразу, и мы придумали однодневную программу.
Конечно же она состояла из канатных дорог 🙂
Мы приехали в Баксанское ущелье и поселились в недорогой квартире одной из пятиэтажек посёлка Эльбрус. Место спокойное, без толп туристов, да и кафе «Ирикчат» отличное под боком. В день приезда погода под вечер сильно испортилась, полил дождь, поэтому решили начать знакомство с Эльбрусом утром. Да и по времени мы всё равно уже не успевали — канатки работают до 16 часов (последний подъём).
Утром решили начать с подъёма на Чегет (3769 м). На поляну приехали чуть раньше 9 часов — лоточники еще только-только выкладывали свой товар. Машину оставили прямо на рынке, у дороги, денег за парковку никто не спрашивал. Касса открывается ровно 9. Стоимость билета на 1 подъём и спуск (цена лета 2019 года) составляет 900 р. взрослый (с 14 лет включительно) и 450 р. детский.
Канатная дорога на Чегет (летний вариант, без бугелей) состоит из двух очередей: первая идёт от станции Чегет-1 (2100 м) к Чегет-2 (2750 м), вторая — до Чегет-3 (3000 м). Первая часть дороги оборудована двухместными креслами, вторая — одноместными. Этот нюанс следуют учитывать, если вы едете с маленькими детьми. Имейте в виду, что на второй части дороги ребёнка придётся брать на колени, если он уместится. Если же он великоват для коленей, но боится ехать один, то лучше купить билет только на первую очередь, до станции Чегет-2 и кафе «Ай» — там тоже очень красиво и виден Эльбрус.
Подъём начинается в лесистой части горы. Мимо медленно проплывают огромные сосны, вокруг вьются бабочки. Скажу откровенно — это чистейший релакс 🙂 Высота опор такова, что даже у людей с боязнью высоты не возникает большого страха.
Единственное место, где линия проходит уже над деревьями, выглядит так:
Но этот овраг быстро заканчивается и вы снова будете ощущать близость земли под собой 🙂
После подъёма на 500 метров Эльбрус показывается во всей красе! Снизу виден посёлок Терскол.
Станция Чегет-2 оборудована смотровой площадкой с высоким ограждением. Есть несколько кафе. Тут можно остановиться на какое-то время и оглядеться вокруг.
Вдаль уходит ущелье реки Баксан. Где-то там за поворотом наш посёлок Эльбрус.
А это гора Донгуз-Орун (другой название Донгузорун-Чегет-Карабаши, 4454 м). У подножия этой горы протекает один из притоков Баксана — река Донгуз-Орун. Гора знаменита своим ледником «Семёрка», который получил своё название за схожесть с цифрой «7».
Насмотревшись видов на Чегет-2, переходим на станцию с одноместными креслами. На них мы отправляемся на высоту 3000 м. Пейзаж под ногами меняется на глазах — можно изучать природные пояса 🙂
На каждой станции сотрудники канатки встречают каждое кресло и помогают выбраться из него на ходу — движение не прекращается ни на мгновение.
На станции Чегет-3 в конце июня всё еще лежит снег — можно поиграть в снежки и построить снеговика 🙂 На этой высоте уже заметно сбивается дыхание, особенно при физической активности. Но никаких признаков горной болезни ни у кого не наблюдалось.
А вот та самая третья очередь подъёмника — бугели, которые работают только в зимний период работы горнолыжного комплекса.
Отсюда открываются самые лучшие виды на Эльбрус! Если вам повезёт с погодой, и вершина не будет закрыта облаками, то сможете увидеть обе его головы 🙂 Под Эльбрусом видна поляна Азау. Оттуда мы отправимся уже на сам Эльбрус.
Если возьмёте с собой бинокль или подзорную трубу, то сможете разглядеть основные достопримечательности горных маршрутов этих мест. Вот международная обсерватория Пик Терскол, основанная в 1980 году на одноимённом пике. С 2005 года она эксплуатируется совместно с Национальной академией наук Украины.
Ниже обсерватории, на высоте около 2800 м, возле тропы находится знаменитый водопад «Девичьи косы». Здесь снимали некоторые сцены из х/ф «Вертикаль» (1967), главную роль в котором исполнил Владимир Высоцкий. Чуть выше над водопадом виден маленький домик. Это бывшая экспериментальная лечебница, в которой в 80-е годы пытались лечить больных шизофренией. Считалось, что гипоксия положительно влияет на пациентов.
Если внимательно посмотреть на чёрные склоны потухшего стратовулкана слева, то можно разглядеть опоры подъёмника, ЛЭП и станции канатной дороги. Вторую половину дня мы планируем провести именно там.
Вот станция «Мир» (3500 м).
Ближе к 10 часам на Чегет-3 раскладываются стихийные кафешки, разжигают мангал, заваривают чай в самоваре. На этой высоте вода закипает уже при 89.6 градусах, поэтому нормального кипятка без закрытой ёмкости тут не получить.
На Чегет можно подняться не только по канатной дороге, но и пешком, что многие и делают. Воздух тут кристально чист и прозрачен! Не хочется отсюда уходить 🙂
Спуск намного интереснее подъёма, потому что теперь вы сидите лицом к красотам. Я уже говорил где-то, что это релакс чистой воды, тогда я повторюсь. Ни одна фотография и видеозапись не передают тех ощущений, которые вы испытываете на этой канатке 🙂 Именно на этой, потому что канатка на Эльбрус оборудована закрытыми гондолами.
Спускаемся обратно на поляну Чегет и переезжаем на поляну Азау. Все парковки тут уже платные — 100 р. с машины. Место очень туристическое, поэтому тут высокие цены на жильё и еду.
Линий канатной дороги на Эльбрусе работает 2. Одна старая (маятниковая), с большими 16-местными красными вагончиками. Отходит от станции « Азау» и доходит до станции «Мир» (3500 м) через станцию «Старый кругозор» ( 3000 м). Чтобы подняться еще выше, до станции «Гара-Баши» (3850 м), нужно будет воспользоваться третьей очередью, которая оборудована открытыми одноместными креслами. Однокресельный подъёмник достаточно старый и работает не стабильно. Подъём по этой линии выйдет значительно дешевле, чем по новой. Стоимость подъема/спуска до станции «Мир» в вагончике стоит 600 р. взрослый и 300 р. детский. Плюс на станции «Мир» нужно будет отдать еще 200 р за кресельный подъемник до «Гара-Баши» и обратно до станции «Мир». В сумме получается 800 р. до конечной станции канатных дорог Эльбруса. Но стоит учитывать, что подъем на открытом кресле с высоты 3500 на 3850 мало комфортен, если вы одеты легко. Тут температуры уже около 0 даже летом.
И еще для информации: конечная станция кресельного подъёмника хоть и называется «Гара-Баши», но по высоте находится чуть ниже станции «Гара-Баши» новой канатки.
Более простой и комфортный способ оказаться на Эльбрусе — новая гондольная канатная дорога. Гондола рассчитана на 8 человек, но по факту в них едет меньше людей — все стараются занять отдельный вагончик. Мы ехали вчетвером в одной гондоле — было очень удобно.
Стоимость подъема/спуска до станции «Гара-Баши» (все три очереди) — 1200 р. взрослый и 600 р. детский. Для покупки последнего требуется свидетельство о рождении — на слово не поверят. Билет — пластиковая карточка skipass, которую нужно прикладывать к считывателю при проходе турникета на каждой станции
Первая станция на нашем пути — «Старый Кругозор». На каждой есть кафе и туалеты. Находимся тут недолго — идём на посадку до станции «Мир».
С площадок станции «Мир» уже начинают открываться захватывающие дух виды на самую высокую часть Кавказа! Фоткаемся и двигаем дальше — к конечной точке нашего возъезжания на Эльбрус.
Вот она, высокогорная станция канатной дороги «Гара-баши» (или «Гарабаши»)! Высота 3847 метров над уровнем моря! Для наших детей это существенное обновление высотного рекорда после прошлогоднего восхождения на греческий Олимп (2900).
Дышится тут уже не так легко, начинает побаливать голова и появляется лёгкое головокружение при ускорениях шага. Младший Матвей тоже чувствует себя не комфортно. Но не критично, чтобы начинать спуск. Решили провести тут немного времени, и окунуться в жизнь альплагеря.
С первых же минут я очень пожалел, что оставил в машине свои светозащитные клипсоны на очки. Белый снег очень слепил глаза, и приходилось сильно щуриться, чтобы не ослепнуть. Периодически я просто отворачивал взгляд в сторону тёмных участков, чтобы дать глазам отдохнуть. Хорошо, что младшему мы в Азау купили солнечный очки, иначе долго он там бы не протянул. Это очень важный момент: запасайтесь на всех очками, если едете на «Гара-Баши»!
Конец июня, а наверху лыжный сезон еще в самом разгаре. Постоянно подъезжают лыжники и сноубордисты в экипировке и на снегоходах уезжают еще выше.
Здесь вам могут предложить за дополнительную плату подняться на снегоходе на высоту 5000 метров. Вы помчитесь по снежному склону, обгоняя других, «честных» восходителей. Но сразу хочу вас предупредить, что если вы не акклиматизированы, то такой быстрый подъём может стоить вам здоровья и даже жизни. 5000 метров — высота не шуточная для организма, который еще не успел отойти от набора 2350-3850. Полторы тысячи метров за час подъёма — уже основания для начала горняшки у некоторых людей. К примеру, ко мне она впервые пришла как раз на такой высоте в Непале.
Поэтому 100 раз подумайте и прислушайтесь к ощущениям, чтобы отправиться практически к самой вершине.
На «Гара-Баши» живут по несколько дней в таких вот вагончиках и «бочках» для акклиматизации. К примеру, кто-то проходит её перед восхождением на другие вершины мира (К2, пик Ленина и т.д.). Жить тут намного удобнее и дешевле, чем заграницей.
Высотная акклиматизации сохраняется около двух недель — как раз этого времени хватает, чтобы перебраться в базовый лагерь нужной вершины и сразу же начать восхождение.
Территория станции довольно сильно завалена строительным и бытовым мусором. Периодически его спускают отсюда вниз.
Небо на этих высотах уже приобретает очень насыщенный, немного черноватый, глубокий синий оттенок.
Еще 1000 метров вверх по склону, и концентрация кислорода в атмосфере станет равной 1/2 от нормальной. Кстати, птицы довольно комфортно себя ощущают тут 🙂
Я решил один подняться пешком еще выше, чтобы выйти за пределы станции и сфотографировать Эльбрус без построек. Снег оказался очень рыхлым и я быстро провалился в него по все ноги 🙂 С трудом вышел на твёрдый наст и дошёл до той точки, куда и хотел.
Эльбрус во всей красе лежал передо мной и манил к себе своими сахарными головами 🙂 Но почему-то у меня нет этого стремления к самим вершинам… Мне нравится просто быть среди них, наслаждаясь видами долин, рек и озёр.
На знакомство с Эльбрусом у нас ушло около 6 часов и 7550 рублей денег на четверых. И единственное, что я могу сказать: оно того стоило 🙂
Поездка на Эльбрус и Чегет: как всё увидеть и не замёрзнуть
Думаю, многие из вас с интересом смотрели фильмы про восхождения на горы, про альпинистов. И у кого-то даже мелькала мысль — а каково это, подняться на несколько километров вверх? Почему почти все фильмы про восхождения (впрочем, как и реальные восхождения) буквально пропитаны духом опасности? Какие нагрузки испытывает при этом организм человека?
На реальную экспедицию в большие горы отважатся немногие — это удел избранных. Это требует серьёзной подготовки: физической, моральной и финансовой, наконец…
Если вам такой «опцион» по душе — добро пожаловать на Эльбрус, самую высокую горную вершину России и Европы.
Поездка на Эльбрус и Чегет в мае на машине
Где находится Эльбрус
До прошлого года я, несмотря на свой богатый туристический стаж, вряд ли смогла бы точно ответить на вопрос — где находится Эльбрус? Где-где, на Кавказе! Что, конечно, было бы правильным ответом. Но не полным.
И лишь когда прошлой осенью мы попали в славный город Пятигорск, Эльбрус перестал быть для меня абстрактной горой на Кавказе. Когда мы поехали на экскурсию в Кабардино-Балкарию, я увидела дорожный указатель на Эльбрус, до которого оставалось всего около 100 км… И я поняла, что обязательно туда съезжу. Не в этот раз, так в следующий. Но точно скоро.
Итак, гора Эльбрус (высота 5642 м) находится на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия и представляет собой горный массив вулканического происхождения, то бишь потухший вулкан. Это один из крупнейших центров альпинизма и горнолыжного спорта в России и Европе.
От Пятигорска до подножия Эльбруса всего 150 км. И в хорошую погоду с Машука открывается неплохой вид на Эльбрус.
Но наша цель — подняться на сам Эльбрус на канатной дороге. И вот, солнечным майским утром мы грузимся в нашу машину и выдвигаемся из Пятигорска, чтобы увидеть всё своими глазами.
Приэльбрусье весной-летом: что здесь делают туристы
Летний сезон в Приэльбрусье — раздолье для активного отдыха. На гору постоянно поднимаются альпинистские группы. Живописные виды вершины Эльбруса, даже летом покрытые белыми снегами, привлекают толпы обычных туристов. Он едут сюда обычно с экскурсиями из окрестных курортов:
С каждым годом желающих подняться на знаменитую гору, становится всё больше.
Канули в лету времена, когда здесь стояли «старорежимные» канатки, на которых не то что подниматься — со стороны то смотреть страшно было…Теперь все рекламные буклеты, зазывающие на Эльбрус, обещают приятную прогулку на быстром и безопасном подъёмнике. Ну, что ж, посмотрим…
Как одеться для поездки в Приэльбрусье
Пока я изучала туристические форумы в поисках информации, что из себя представляет Эльбрус в мае, мне чаще всего попадалось обсуждение вопроса — насколько холодно в это время года Приэльбрусье? И мнения были прямо-таки полярные. Одни писали, что поднимались в легкой флиске и не замёрзли. Другие утверждали, что брали с собой зимнюю одежду и обувь — и не пожалели…
Я ориентировалась на то, что у нас в Поляне, поднимаясь летом на вершину Чёрной Пирамиды, брала с собой лишь легкую спортивную куртку. И ничего, кроме хороших кроссовок, мне для прогулки по снежнику собственно и не требовалось. Если будет яркое солнце, то вы ещё вспотеете и сгорите. А если налетит тучка… Просто нужно понимать, что погода в горах меняется раз в 5 минут, и предусмотреть все сценарии всё равно не получится. Поэтому стоит иметь при себе пару дополнительных слоёв одежды разной степени утеплённости, например — тёплую флиску и куртку-ветровку. Положите их в рюкзак, и потом на месте сориентируетесь, что вам захочется одеть.
Что посмотреть по дороге на Эльбрус
Вообще говоря, дорога на Эльбрус, начиная от поворота с трассы перед населённым пунктом Баксан, идёт по красивой долине между гор, вдоль реки Баксан.
Река длинная — 173 км. Её истоки находятся в ледниках Эльбруса, потому река бурная и холодная. И пейзажи красивые:
А дорожное покрытие здесь хорошее, так что поездка на машине будет приятной.
Памятник первым покорителям Эльбруса
Первым местом, где мы сделали небольшую остановку, был Памятник первым покорителям Эльбруса. Он находится за мостом через реку Баксан, перед селом Верхний Баксан. Представляет собой четыре постамента. На двух из них возлежат фигуры снежных барсов, а на двух друг — фигуры двух отважных горцев: кабардинца Киллара Хаширова (в других источниках – Хачирова) и балкарца Ахии Соттаева.
Первый был в 1829 году проводником в экспедиции на Эльбрус под руководством начальника Кавказской укрепленной линии генерала Г. Эммануэля и собственно единственным человеком из всей экспедиции, кто поднялся на вершину Эльбруса (остальные «сдулись» на высоте 5350 метров ). Второй стал проводником для группы англичан-альпинистов под руководством Д. Фрешфильда в 1868 году и потом еще раз, спустя шесть лет.
Тырныауз
Городок Тырныауз — административный центр Эльбрусского района и крупнейшее поселение в долине. Возник он в 1934 году, когда здесь было открыто вольфрамо-молибденовое месторождение и построен комбинат, который снабжал сырьём нашу военную промышленность. Этот градообразующий комбинат был одним из флагманов цветной металлургии СССР.
После развала Советского Союза, когда градообразующее предприятие потихоньку покатилось в пропасть, городок стал приходить в упадок. Работать на заводе стало не модно. Вдобавок он не раз пострадал от селей, сходящих с окрестных гор… После них инфраструктура почти не обновлялась — денег не было. Люди начали уезжать в крупные города, просто бросая свои квартиры, т.к. продать их в то время было практически нереально — Кавказ сотрясали военные конфликты…
Короче, про Тырныауз почти на каждом туристическом сайте было написано, что это город-призрак, который пугает проезжающих мимо туристов полузаброшенными домами. Так что я настроилась увидеть практически «кавказский Чернобыль». Но городок оказался не так уж и страшен:
Видимо, за последние годы туризм пошёл в рост, и городок стал постепенно оживать.
Это было бы логично — сделать из него туристический центр, где смогут отдыхать горнолыжники, покорители Эльбруса и прочие любители горных пейзажей. Ведь отсюда до Эльбруса совсем рукой подать — всего 30 км. Хочется надеяться, что не за горами те времена, когда здесь будут построены приличные отели, открыты магазины, кафе, сувенирные лавки… Но пока всего этого нет. А есть красивая природа — и требующие ремонта полужилые многоэтажки…
Посёлок Эльбрус
Если Тырнауз нам запомнился, то про посёлок Эльбрус этого вообще не скажешь. Проехали его просто насквозь и поехали дальше. И впереди видим указатель на Поляну Нарзанов.
Поляна нарзанов
Если честно, с первого взгляда на это место мне (как гиду) стало понятно: это аттракцион для туристов в чистом виде. Да, нарзаны тут есть:
Но на один источник тут приходится 5-7 разных кафе и сувенирных павильонов. Впрочем, если вам захочется перекусить и прикупить каких-либо сувениров из поездки в Приэльбрусье — то не проезжайте мимо.
Мы просто попили кофе (100 руб. за чашку) и поехали дальше — уже не терпелось подняться на сам Эльбрус.
Именно по этой же причине мы пока проехали поворот на Чегет, хотя он и находится почти сразу за Поляной нарзанов. В него мы заедем на обратном пути. Пока же едем дальше.
Терскол
А дальше был Терскол. Такой же небольшой, как и Эльбрус, но из-за высоких сосен какой-то более уютный. Терскол изначально был построен для проживания обслуживающего персонала рекреационного района Приэльбрусья. Но сейчас его советуют всем туристам, как недорогой вариант размещения в Приэльбрусье. Здесь и правда немало мини-отелей и гостиниц. Кстати, цены на них были довольно приличные даже сейчас, в мае (т.е. вроде как в межсезонье).
Но как я поняла потом, летом на них здесь тоже есть спрос. А всё потому, что здесь в пределах 15–20 км (по хорошей шоссейной дороге), найдется с десяток разных, легкодоступных, не похожих друг на друга, красивейших недлинных (4–8 км) маршрутов.
В центре посёлка находится контрольно-спасательная служба, которая является одной из самых сильных служб в структуре МЧС России. Еще, что привлекает внимание — это стоящие по обочинам, в лесочке, пушки-зентики. Но нет, это не эхо кавказских войн. Это антилавинные пушки. Чтобы принудительно спускать лавины в нужное время в нужном месте.
Поляна Азау и подъём на Эльбрус
Поляна Азау находится на высоте 2300 метров. И это конечная часть автомобильного маршрута. Паркуемся в одном из переулков. Сейчас, в мае, проблем с этим нет. Как нет и предупреждений о том, что парковка в этом месте платная. А может, она и не платная, но какой-то мужичок перед нашим отъездом с Азау подошёл и стряс с нас 200 рублей. Вроде, мелочь. Но за что — не понятно…
Да, туристическая инфраструктура здесь, конечно, не такая обширная, как в Красной Поляне. Всю поляну Азау можно обойти пешком за 10 минут. И самые лучшие отели здесь выглядят, как краснополянские недорогие хостелы.
Но нам здесь не ночевать. Поэтому насчёт отелей мы особо не заморачиваемся, а сразу идём к кассе канатной дороге.
Покупаем билет на подъём до отметки 3780 — станция Гарабаши. Это обходится нам в 1250 рублей на человека. Грузимся в 8-ми местную гондолу и начинаем своё «покорение» Эльбруса. Его вершина скрыта от нас плотными облаками.
Кстати, погода за время нашего перемещения из Пятигорска до Терскола успевает поменяться. Солнце прячется за облака, а температура воздуха снижается градусов на 10: если в Пятигорске было около +25, то на поляне Азау уже не больше +15.
Но вот и она остаётся внизу:
По пути успеваем сделать несколько фотографий. Вот параллельно с нами (но немного медленнее нас) поднимается вагончик старой канатки:
А первая пересадка нам предстоит на отметке 3000 метров над уровнем моря. Выходим из кабинки и идём к следующей очереди подъёмника, подгоняемые прохладным ветерком.
Пока особых перемен в самочувствии не наблюдаем. Но здесь ещё больше похолодало и под ногами уже лежит снег:
На следующем отрезке канатной дороги — до 3500 — замечаем, что видимость ухудшилась, гору начало заволакивать облаком, и с неба посыпалась снежная крупа.
На склонах под канаткой мне удаётся разглядеть несколько трасс для катания. И ещё я замечаю, что снег здесь тоже с песочно-розовым оттенком, точь-в-точь как у нас в Красной Поляне выпал снег цвета крем-брюле в марте:
А вообще, этот регион любят за его внетрассовые возможности, т.е. за отличный фрирайд.
Выходим на 3500 и попадаем в самую настоящую зиму:
Но тот факт, что температура здесь около ноля, не самый удивительный. Больше всего удивляет реакция собственного организма: голова кружится как после хорошего шампанского. Ну, и несмотря на облачность, снять тёмные очки с глаз нереально — глаза начинают слезиться от избытка ультрафиолета.
Кстати, именно поэтому нам не так уж и холодно: снизу от снега чувствуешь тепло. Это тот самый ультрафиолет, отражённый от снега, подогревает тебя…
Последний отрезок — до 3780 метров. Выходим из кабинки и понимаем — находиться на такой высоте без подготовки тяжеловато — уже здесь становится немного трудно дышать. Хотя кое-кто чувствует себя здесь вполне комфортно и даёт себя погладить:
Ехать ещё выше, на кресельной канатке, или как нам предлагают местные «джедаи» — на снегоходах, в нашей одежде, понятное дело, смысла нет. Зато туда, наверх, мимо нас уходит на лыжах группа хорошо экипированных покорителей Эльбруса…
А мы спасаемся от холода в простеньком кафе.
За окнами снежная мгла, которая с каждой минутой усиливается. Вот тебе, бабушка, и шикарные виды на Эльбрус… Из Пятигорска его было видно даже лучше))) Немного обидно, что не получилоь в полной мере прочувствовать красоту этого места.
Отогревшись немного в кафе, отправляемся в обратный путь. По мере спуска кабинки голова перестаёт кружится. Но уши закладывает. Наваливается непонятная усталость.
Зато погода вдруг снова меняется, облака расступаются, и мы любуемся красивой панорамой гор. Эльбрус как бы извиняется перед нами за суровый приём на 3780 …
Так что на обратном пути фотосесиия была более продолжительной.
И настроение заметно улучшилось! Так что на поляну Азау мы прибываем довольные, сделав огромное количество ярких фотографий.
В конце концов, мы были на Эльбрусе, и он теперь тоже будет в наших сердцах.
Теперь +15 на поляне Азау кажутся нам настоящим теплом. Немного прогуливаемся вдоль рыночка с местной вязаной продукцией:
И ещё заходим покушать хычины в кафе. Вот теперь можно и на Чегет взглянуть.
Чегет непокорённый
Горы Чегет и Эльбрус стоят практически друг против друга. Чегет в переводе с балкарского означает «северный» или «находящийся в тени». И да, он конечно, сильно уступает своему великому брату Эльбрусу — всего-то 3422 метра высотой. Но зато с него, по словам бывалых туристов и горнолыжников, открывается самый лучший вид на Эльбрус.
А кроме того, некоторые из наших инструкторов, вместе с которыми я работаю в Красной Поляне, утверждали: тот, кто сможет кататься на склонах Чегета, сможет покататься везде. В общем, у меня были две причины подняться на Чегет: сделать шикарные кадры с Эльбрусом и увидеть те самые сложные для катания склоны Чегета.
И обе причины были плавно перенесены на следующий раз неработающей канаткой Чегета. Да, припозднились мы : она работала до 16 часов. А мы приехали на поляну перед Чегетом уже в половине пятого. И старый подъёмник Чегета замер до следующего утра. Обратите внимание: современных кабинок, как на Эльбрусе, здесь нет. Канатка кресельная, открытая. Поэтому тем, кто боится высоты, сюда точно не надо:
Правда, можно подняться на гору пешком (и сэкономить 600 рублей), но этот способ — точно не для «диванных жителей». Кстати, местные гиды водят сюда желающих совершить восхождение на Эльбрус для первичной аклиматизации перед походом.
Сама поляна показалась мне даже более уютной и приветливой, чем поляна Азау. Здесь полно разных кафешек. Позади них примостились разномастные отели, новые и не очень:
И за парковку с нас никто не взял ни рубля. И на квадроцикле нашего ребёнка бесплатно покатали пару минут, за его широкую улыбку))
Одним словом, Чегет остался хоть и непокорённым, но стал приятным воспоминанием этого дня.
А нам предстоял обратный путь длинной 150 км до Пятигорска, и нашего номер в гостинице «Машук». Въезжали в Пятигорск уже в полной темноте. И глядя на его цветущие клумбы и аллеи, нам не верилось, что ещё три часа назад мы гуляли по заснеженным склонам Эльбруса…
Размещение на Эльбрусе и Чегете
Если честно, если б у нас не было других планов на следующий день, мы б с большим удовольствием остались на Эльбрусе ночевать. Тем более, что номерной фонд в окрестностях Эльбруса есть на разный вкус и кошелёк.
В высокий сезон (декабрь-январь) стоит позаботиться о размещении сильно заранее. Отелей хотя и немало, но все приличные варианты бывают выкуплены.
Резюме
Вот такой у нас получилась эта поездка в Приэльбрусье. Конечно, за один день сложно охватить всё то, за чем люди приезжают в этот регион на неделю-две. Поэтому скорее всего наш маршрут ещё не раз пройдёт по этой живописной долине.
Так что, если вы вообще любите горы, ностальгируете по романтике советской эпохи, мечтаете об активном и небанальном отпуске — то Приэльбрусье вас ждёт!
А мы за своими следующим впечатлениями отправились в другую долину и другую, соседнюю, республику Северного Кавказа. Но это уже совсем другая история… Следите за новыми статьями!