Как подобрать бронепровода на авто
Как правильно выбрать высоковольтные провода для автомобиля?
Как правильно выбрать высоковольтные провода для автомобиля?
Избавляемся от стереотипов с помощью специалиста
Виктор Иванович Шибаев Главный инженер-конструктор компании СтартВОЛЬТ Кандидат технических наук, автор многочисленных проектов и технический руководитель проектов компании. |
Наступила зима, автомобиль стал плохо заводиться. После запуска двигатель дергается, «троит», работает неустойчиво. По мере прогрева вроде бы начинает лучше работать. Если выкрутить свечи зажигания, то можно увидеть, что некоторые из них закопчены, грязные. Вы принимаете решение заменить свечи на новые. Появился результат: двигатель стал работать чуть лучше, но все равно неустойчиво. Значит дело в высоковольтных проводах, но как правильно их подобрать?
Каких проводов только не встретишь на полках магазинов автозапчастей, и каждый производитель уверяет, что уж его провода самые что ни на есть лучшие. В реальности для того, чтобы подобрать на свой автомобиль качественные провода необходимо понять, как работает система передачи высокого напряжения по проводу. Казалось бы, это же элементарно: чем меньше сопротивление, тем лучше. Всё правильно, НО: не надо забывать, что мы имеем дело с очень высоким напряжением порядка 16-35 тысяч вольт! Столь высокое напряжение ведёт себя как молния и пытается «прошить» пространство вокруг себя по всей длине проводника, к которому приложено это напряжение (как правило, провод одет в изоляцию, которая просто не выдерживает такого высокого напряжения и начинает «пробивать»). Этот процесс принимает лавинообразный характер и в итоге изоляция сама начинает становиться проводником высоковольтного напряжения, что в свою очередь означает потери, и до свечи зажигания необходимое количество энергии высокого напряжения просто не дойдёт, а рассеется в окружающем пространстве. Напрашивается следующий вывод: необходимо «запереть» высокое напряжение в проводе и довести его с минимальными потерями до свечи. Именно этот показатель провода является основным и оценка провода по его омическому сопротивлению – абсолютно неправильный подход, так как передача высокого напряжения на расстояние по проводам подчиняется СОВЕРШЕННО ДРУГИМ ЗАКОНАМ. Многие люди, не знакомые с электротехникой, и с особенностями передачи высоковольтной энергии убеждены, что чем меньше омическое сопротивление, тем лучше провод. Это глубочайшее заблуждение.
В этой статье я попытаюсь просто объяснить на простейших примерах и истории сложную физику передачи высоковольтной энергии по проводам на расстоянии с минимальным количеством потерь.
Если вы когда-нибудь находились рядом под высоковольтной линией передач, то в сырую погоду вы наверняка слышали характерный звук микромолний, прошивающих пространство. Это как раз и есть потери в пространстве. Тоже самое возникает и при работе зажигания в автомобиле. Но обычные высоковольтные линии передают энергию максимум до 16 тысяч вольт, а, как я уже сказал ранее, в автомобиле по высоковольтным проводам передаётся энергия до 35 тысяч (!) вольт. На заре автомобилестроения провод «одевали» в толстую изоляцию и этого хватало, так как напряжение было относительно низким – порядка 10-12 тысяч вольт. По мере совершенствования систем зажигания высоковольтное напряжение увеличивалось, и прежняя толщина изоляции перестала удовлетворять необходимым параметрам. Провод стали «одевать» в многослойную изоляцию, имеющую разную дипольную поляризацию, что в итоге не давало высокому напряжению прорываться наружу. Со временем и это перестало удовлетворять всё возрастающему напряжению в проводе. В итоге стали убирать сам провод и заменять его дипольными передатчиками (грубо говоря, заряд высокого напряжения пробивается от одной точки к другой через очень маленькое расстояние, но при этом через высокое омическое сопротивление). Такая конструкция позволяет перейти напряжению от начала до конца провода с малыми потерями.
Схема высоковольтных проводов СтартВОЛЬТ
Ещё раз повторим два основных необходимых свойства современных качественных автомобильных высоковольтных проводов:
— многослойная изоляция
— стекловолокно с графитовой пропиткой в сердечнике провода.
За правду: в/в провода — таблица замеров
В продолжении моего блога относительно высоковольтных проводов…Прислал один мой читатель замеры сопротивления высоковольтных проводов различных брендов, проведенные самостоятельно…
Интересная таблица…Рекомендую посмотреть…Чем ниже сопротивление, тем лучше провода…ессессено. )))
Комментарии 45
Внесу свои 5 копеек, т.к. столкнулся с ВВ проводами фирмы GM для своей бывшей (Нексия).
Один раз попалась подделка, внутри коробки с галограммой были неизвестные провода, которые пробивать стали буквально спустя 1-1.5т.км. Потом поехал к ОД Дэу в городе у себя и у них приобрёл 100% оригинальные, т.к. знал, какая маркировка стоит непосредственно на самих проводах — packard. Очень качественные.
Так что если внутри коробки другого упаковщика обнаружите провода с надписью packard — можно смело брать.
Начитался о ВВ проводах, решил сам сделать, как это сейчас модно, «нулевого сопротивления». 17к Полёт нормальный, до этого стояли мандо кажется, после 10к пробивать стало, распотрошив их увидел, что там провод то по сути одна жила, нет, даже жилка.
Тоже год откатал, очень нравятся
Очень не хватает в таблице про качество KROSS
Заурядный упаковочный бренд из Кореи. Ничего интересного…
А как вообще понять, какой конкретно провод надо поменять? Если есть подозрения на ВВ-провода. И ещё, можно ли на первый цилиндр поставить длинный провод от четвёртого?
Ну в таблице провода GM выглядят достойно. А вот как бывает на самом деле www.drive2.ru/l/9763329/
Это подделка. В оригинале в коробке GM лежат провода с маркировкой packard, отличного качества и сопротивление примерно как в таблице в шапке.
Не лежат, а лежали. ИМХО не подделка, а смена поставщика. GM начинает пихать в свои коробки более дешевую продукцию, и провода не единственный пример.
Я покупал провода packard в коробке GM 1.5 года назад. А у тебя запись 2 года назад была. И коробки, кстати, немного отличаются. Я сперва взял как у тебя, в светло синей, были тоже фиговые, потом взял в более темной коробке, дизайн чуть другой, внутри лежали уже packard.
Не лежат, а лежали. ИМХО не подделка, а смена поставщика. GM начинает пихать в свои коробки более дешевую продукцию, и провода не единственный пример.
И не видно, на твоей коробке наклейка с голограммой была или обычная?
Попробую поискать коробку, сейчас уже не помню.
Самые лучшие ВВ провода, которые ты сам сделал из медных проводов для САУН)
Очень хорошие провода у фирмы Grand prix, пишут что финляндия (по моему) но за 450 комплект как то сомнительно. Хороши тем что комплект на лачетти, точнее сопротивление проводов не выше 3кОм. Себе брал 2 комплекта. Сами провода силиконовые и колпачки тоже. Притом от масла вроде не разбухают.
Купил Achim на нексию, сопротивление от 6 до 18 kOm
сегодня получил Achim SPB109, отдал 605руб. упаковка похоже на «no name» логотипы Achim и Корея, никаких Корейских этикеток, только Российские, на проводах надпись made in Korea
И как провода себя ведут?
весной у меня упал расход, думал просто из-за прогревов или иных причин, связанных с сезоном, а потом дошло — я провода поменял
Уважаемые читатели, обновил таблицу — восстановил пропавшие названия колонок в ней…читайте…Извиняюсь за какой то технический сбой с публикацией файла.
Почему две колонки по замерам сопротивления (слева и справа от колонки длины)?
Провода зажигания: типы, материалы, требования
Как писал великий классик, «все в автомобили должно быть прекрасно: и работа двигателя, и катушка зажигания, и высоковольтные провода». Ну, в общем, вы поняли. Для эффективной работы всех систем важна каждая деталь. Качественные высоковольтные провода должны обеспечивать передачу необходимого напряжения к свече зажигания, и делать это, по возможности, без потерь.
Рассмотрим подробнее последний пункт, а именно, как достигается безопасный уровень пиков напряжения и за счет чего ограничиваются пики напряжения при отрыве искры и при разрядке катушки зажигания.
Выделяют три типа проводов зажигания: они различаются по материалам, используемым в качестве проводника, и по типу сопротивления, необходимого для подавления помех.
Медные провода высокого напряжения
Медь обладает очень хорошей электропроводностью. Во избежание появления коррозии медный сердечник таких проводов покрыт оловом, которое защищает медь от окисления. Медный сердечник закрыт силиконовой оболочкой, которая придает жесткость и служит электрическим изолятором.
Провода с медным сердечником не имеют помехоподавляющего резистора. Вместо него в свечные наконечники и штекер катушки встроено сопротивление в виде проводящей стекломассы. Помехоподавляющий резистор располагается в штекерах.
Углеродные провода высокого напряжения с распределенным сопротивлением
Внутри провода зажигания с распределенным сопротивлением находится стеклопластиковый сердечник, покрытый углеродной оплеткой. Он покрыт двумя слоями силикона и стеклоткани. Внутренняя изоляция из силикона придает проводу больше жесткости и служит электрическим изолятором. Стеклоткань придает кабелю повышенную прочность при растяжении.
Провода зажигания с индуктивным реактивным сопротивлением
Внутри проводов зажигания этого типа также находится сердечник из стеклопластика. Поверх него — проводящий ферромагнитный слой, вокруг которого намотана проволока из нержавеющей стали. Так же, как и в катушке, здесь возникает индуктивное напряжение (электромагнетизм).
В таких проводах при изменении тока образуется изменяющееся магнитное поле. Возникает явление самоиндукции, препятствующее изменению тока. Оно обозначается как «реактивная энергия», а индуктивное сопротивление — как «реактанс».
Сопротивление таких проводов зажигания колеблется в зависимости от частоты вращения двигателя.
Все из указанных типов проводов имеют наружную изоляцию из силикон-каучука, которая выдерживает температуру 220°С и устойчива к воздействию горюче-смазочных жидкостей.
Как подобрать бронепровода на авто
Высоковольтные провода являются неотъемлемой частью систем зажигания автомобилей с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. Их предназначение заключается в передаче на свечи зажигания импульсного напряжения, достигающего десятков киловольт. Такое высокое напряжение необходимо для того, чтобы создавать в искровых зазорах свечей дуговые электрические разряды, благодаря которым и воспламеняется топливная смесь в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания.
Условия работы высоковольтных проводов зажигания можно назвать экстремальными:
напряжение, снимаемое с катушки зажигания, может достигать 20 кВ;
температура воздуха в подкапотном пространстве автомобиля, стоящего в пробке жарким летом, приближается к отметке 100°С.
Этим объясняются повышенные требования к материалу изоляции и конструкции высоковольтных проводов для автомобиля, которые нередко выходят из строя, вызывая перебои в работе двигателя.
В этом случае автовладельцы обычно приобретают готовые комплекты проводов. Стоят они не дёшево, к тому же рынок наводнён контрафактом и продукцией безымянных производителей, что отнюдь не гарантирует качество.
Можно добиться существенной экономии без ущерба качеству, если приобрести метражом сертифицированный высоковольтный провод известного производителя, а несложные монтажные работы по установке колпачков и наконечников выполнить своими силами.
Высоковольтный провод для зажигания — обзор марок
ПМВК. Высоковольтный провод с медной токоведущей жилой, имеющей многопроволочное строение. Изоляция выполнена из кремнийорганических соединений, стойких к воздействию высоких температур и обладающих хорошими электроизоляционными свойствами. Силиконы, как в обиходе принято называть большую группу соединений кремния, химически стабильны и выдерживают контакт с агрессивными веществами.
Изоляция ПМВК стандартного исполнения не распространяет горение при одиночной прокладке. Вариант ПМВКнг обладает этим свойством также при прокладке в группах. В специальном исполнении провод не выделяет галогеносодержащих газов (HF) и обладает повышенной огнестойкостью, сохраняя функциональность при горении (FR).
Наружный диаметр ПМВК с наибольшим сечением (1,5 мм 2 ) на 25 кВ составляет 6,8 мм, что вполне приемлемо для монтажа в системе зажигания.
В модификации ПМВКл токопроводящая жила набрана из лужёных медных проволочек, что предохраняет медь от окисления.
Провод предназначен для работы в системах зажигания автомобилей, тракторов, мотоциклов. Соответствует ГОСТ 14867-79.
ПВРВ. Медная лужёная жила покрыта слоем резиновой изоляции в ПВХ оболочке. Предназначение ПВРВ то же, что у ПВВ — высоковольтные цепи систем зажигания автотракторной техники.
ПВЛ. Высоковольтный провод для систем зажигания поршневых авиационных двигателей. Резиновая изоляция защищена хлопчатобумажной оплёткой, пропитанной лаком. Модификация с защитным экраном маркируется ПВЛЭ.
ПВС-5, ПВС-7, ПВС-9. Цифры в маркировке этих проводов соответствуют их наружному диаметру — 5,7, и 9 мм соответственно. Выпускаются в соответствии с ТУ 16.505.343-72, применяются в авиации. Провода обладают повышенной механической прочностью, влагонепроницаемы и холодостойки.
ППОВ- высоковольтный провод для системы зазигания. Изолирован полиэтиленом, клоторый подвергался радиационному облкчению. Облученный полиэтилен делает кабель более усточивым к нагреванию. Кабель ППОв может спокойно эксплуатироваться при температуре до +110С.
Оболочка ППОВ как и укабеля ПВВ из ПВХ пластиката. Производитель гарантирует работоспособность кабеля на не менее 40 000 км пробега авто.
Сопротивление высоковольтных проводов зажигания
Высоковольтная проводка современных автомобилей изготавливается из проводов с распределённым сопротивлением, то есть в качестве материала токоведущих жил используется не медь, а специальный высокоомный материал. Таким образом, сопротивление оригинальных свечных высоковольтных проводов зажигания обычно составляет несколько кОм. Цель, преследуемая введением сопротивления в высоковольтные цепи, заключается в снижении уровня электромагнитных помех, создаваемых пульсирующим током высокого напряжения. Следует заметить, что при этом несколько уменьшается энергия искры в свечном зазоре. Кстати, в гоночных авто применяют высоковольтные провода зажигания без сопротивления.
Изначально в автомобилях использовались провода с медной жилой, т.е. с «нулевым» сопротивлением (тысячные доли Ома против нескольких кОм). Для помехоподавления в гнезде центрального провода распределителя зажигания устанавливался резистор номиналом в несколько кОм. Такие схемы имели первые ВАЗы.
Впоследствии помехоподавительный резистор стал встраиваться также во все свечи зажигания. Таким образом, установка высоковольтных проводов авто с «нулевым» сопротивлением не приводит к заметному увеличению уровня помех, так как необходимое сопротивление в этой цепи всё равно присутствует
Если сопротивление на проводе > 10 кОм, то это значит, что свеча вышла из строя или свеча была с увеличенным зазором. Всего один неисправный элемент во всей системе зажигания, нарушает работу всей системы.
Подключение свечных проводов
Длины свечных проводов индивидуальны для каждой модели автомобиля. Поэтому, при самостоятельном монтаже необходимо разрезать выбранный высоковольтный провод на отрезки, соответствующие длинам проводов оригинального комплекта. Колпачки и свечные наконечники можно снять с проводов, бывших в употреблении или купить новые (этот вариант предпочтительней). Демонтаж может вызвать некоторые затруднения, т.к. наконечники надеваются на провода достаточно туго. В этом случае можно слегка расширить зазор между проводом и колпачком и ввести в него небольшое количество силиконовой смазки или WD – 40 из баллончика. Как правило, это помогает, так как основным препятствием при демонтаже является сила трения между проводом и наконечником.
Концы проводов зачищаются от изоляции, то есть, оголяется токоведущая жила на длину около 10 мм. Это необходимо для обеспечения контакта с гильзой наконечника. Далее монтируется гильза (если она обжимная, производится её опрессовка) и надевается наконечник.
Высоковольтные провода следует размещать таким образом, чтобы в процессе эксплуатации они не тёрлись друг о друга, о корпус двигателя и соединительные шланги. Лучше, если они не будут ни к чему прикасаться. Для этого на многих моделях автомобилей используются специальные пластиковые гребёнки, в которых предусмотрены отдельные разы для каждого провода.
Как выбрать высоковольтные провода
Оглавление:
Многие автопроизводители постепенно отказываются от высоковольтных проводов в системе зажигания, подсоединяя катушку непосредственно к свече. Это имеет свои преимущества, однако далеко не всех водителей устраивает такая схема подключения. Старый способ считается одним из самых надежных и относительно не дорогих, при его применении можно максимально быстро отремонтировать машину, а сами провода – долговечны и просты в изготовлении. О том, как их выбрать, зачем они нужны, как устанавливаются и используются, расскажем в этой статье.
Расположение и особенности подключения
Существует два варианта установки – механический и электронный (со статическим энергораспределением).
В первом случае катушка зажигания подсоединяется к трамблеру с помощью одного высоковольтного провода. Далее трамблер с помощью еще нескольких высоковольтных проводов соединяется со свечами зажигания. С помощью катушки зажигания напряжение электрического тока, идущего от АКБ, как правило рассчитанного на 12 В, увеличивается в сотни раз и достигает нескольких тысяч вольт. А с помощью трамблера напряжение распределяется поочередно на свечи зажигания.
Во втором случае используют электронный блок управления. Катушка зажигания трансформирует 12 В в высокое напряжение и сразу же передает его на свечи зажигания. Время подачи высокого напряжения и его длительность как раз контролирует электронный блок. Катушка имеет, как правило, четыре выхода, которые с помощью высоковольтных проводов соединяются со свечами зажигания.
И в том и в другом варианте между свечами и катушками устанавливают высоковольтные провода. Они подают ток под высоким напряжением, а значит, должны иметь оптимальные технические характеристики.
Материалы и разновидности высоковольтных проводов
Кабели, которые используют для передачи тока под высоким напряжением, сильно отличаются друг от друга. Но все они состоят из токопроводящей жилы и изоляции.
Сердечник (токопроводящую жилу) изготавливают из разных материалов: меди или нихрома, стекловолокна с графитовым наполнением или специальной ферритовой жилой. Сегодня все чаще используют неметаллические проводники: они долго служат и не нуждаются в дополнительных резисторах.
Изоляцию для высоковольтных проводов делают многослойной: только так можно обеспечить продолжительный срок службы и безопасность. Наружный слой изоляции защищает от механического воздействия, влаги, перепадов температур. Средняя часть представляет собой жесткую оплетку, которая исключает перегибание и растягивание высоковольтного провода. Внутренняя – диэлектрическая, защищает от ударов тока.
Благодаря трехслойной изоляции провод долговечен, устойчив к повреждениям и агрессивным средам: воде, маслам и автохимии других видов. Внешняя часть кабеля эффективно работает, даже если по сердечнику идет ток с напряжением 40 000 V.
Важный нюанс: все современные высоковольтные провода имеют определенное сопротивление. Оно не должно быть нулевым, каким бы хорошим решением это ни казалось.
Кабели старого образца: стоит ли их применять
На многих старых отечественных автомобилях катушки и свечи зажигания соединялись медными проводами нулевого сопротивления. Некоторые владельцы машин и сейчас предпочитают использовать именно их. Но делать этого не стоит. Причины есть.
Использовать кабель с нулевым сопротивлением – очевидное решение для улучшения искрообразования на свечах. Но не самое лучшее, так как для высокого напряжение сопротивление провода даже в 25 кОм не является преградой. А вот его отсутствие приводит к более серьезным проблемам и требует дополнительных расходов на обслуживание. Вам придется регулярно менять высоковольтный провод с нулевым сопротивлением, а также бороться с помехами, влияющими на работу электронных систем.
Разновидности высоковольтных проводов с ненулевым сопротивлением
Это более современное решение. Для сердечников в таких кабелях часто используют стекловолокно с графитовым наполнением, кевларовые нити со специальной пропиткой, а также металл.
Рассмотрим несколько вариантов исполнения.
Чаще всего в России используют высоковольтные провода второго типа с распределенным сопротивлением. Причина простая: цена, надежность и эффективность. В этих проводах отсутствует медь (как в первом типе) или феррит (как в третьем типе), что отражается на их себестоимости в лучшую сторону. В тоже время эти провода имеют внутренне распределенное сопротивление, что позволяет эффективно бороться с электромагнитными помехами.
Виды соединений высоковольтных проводов
Соединения (вне зависимости от того, о чем идет речь) всегда являются слабыми местами – они подвержены механическому, химическому воздействию, окислению из-за агрессивных сред, тем самым увеличивая сопротивление и препятствуя подаче напряжения. Поэтому их защищают с помощью разнообразных колпачков и уплотнителей.
В автомобилях используют клеммы следующих типов:
Когда и как заменять высоковольтные провода
К сожалению, никаких регламентов и рекомендаций от производителей нет. Вам придется самостоятельно оценивать состояние имеющихся высоковольтных проводов и работу мотора. О необходимости установки новых проводов напомнят следующие «симптомы»:
Современные провода долго не выходят из строя. Некоторые из них, например, изготовленные под брендом Cargen, не редко работают до конца срока эксплуатации автомобиля. Проблемы возникают только с самодельными кабелями и «нулевиками», а также при небрежной замене свечей.
При установке важно, чтобы:
Во время эксплуатации регулярно проверяйте кабели. Убирайте пыль, капли масла и другой автохимии, используя влажную ткань и разрешенные моющие средства.
Как выбрать лучший провод
Существует два ключевых правила, которыми нужно руководствоваться при замене кабелей или изменении конструкции:
В остальном – все зависит от марки и модели вашего автомобиля, его конструкции и особенностей. При подборе высоковольтного провода ориентируйтесь на следующее:
Важно: если вы просто меняете кабель, устанавливайте идентичный по типу клемм и длине. Не забывайте про напряжение и сопротивление. Не экономьте, если у вас новый автомобиль. В таких, как правило, устанавливают свечи, потребляющие до 35 тысяч вольт, а значит, и провода должны выдерживать самое высокое напряжение.
Ключевые параметры при выборе
Компаний, выпускающих компоненты автоэлектрики, немало. Вы можете взять зарубежные, но и среди отечественных есть достойные представители. Можно выделить продукцию марки Cargen. Проводка, изготовленная в Тольятти, соответствует высоким требованиям и подходит не только российским, но и иностранным автомобилям.