Как понять что человек скоро умрет признаки в исламе
Приход смерти, признаки хорошего и плохого конца
Во-первых, человеку, находящемуся при смерти необходимо:
3. Собрать в себе страх и надежду. Мусульманин, каким бы праведным он себя не считал, должен бояться наказания Аллаха за то, что он совершил в этой жизни. Вместе с этим, он должен надеяться на милость Аллаха, Его прощение и на все то, что Он имеет.
Во-вторых, люди, находящиеся рядом с умирающим, должны выполнять следующее:
1. Напоминать умирающему о том, чтобы он хорошо думал об Аллахе.
2. Подсказывать ему слова шахады:
ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ-ЛЛАХ
Нет бога, кроме Аллаха
В-третьих, признаками прихода смерти являются:
Если же этот человек был из людей несчастья (а это все немусульмане), то он видит Ангела смерти в другом виде, а ангелов наказания – с черными лицами. У них с собой саван и бальзам из Ада. Ангел смерти возвещает умирающего о будущем Аде.
2. В тот момент, когда умирающий видит Ангела смерти, у него кончаются силы, пропадает сопротивление смерти, и наступает покорность. Он начинает терять сознание, у него агония, отсутствует желание разговаривать. Он слышит все, но не может ответить, и видит, но не может понять, его сердце беспорядочно бьется. Он то приходит в себя, то вновь теряет сознание. Все это – трудности смертной агонии. О Аллах, облегчи нам нашу агонию!
В-четвертых, признаки, указывающие на наступление смерти:
2. Отклонение носа налево или направо.
3. Слабость нижней челюсти – в частности – и всех остальных органов вообще.
4. Остановка сердца, прекращение его ударов.
5. Повсеместное охлаждение тела.
6. Примыкание правой голени к левой, или наоборот, т.к. Аллах Всевышний сказал: ۞И примкнет одна голень к другой.۞[39]
В-пятых, что надо делать после того, как мы удостоверились в наступлении смерти:
1. Закрыть глаза умершему.
3. В течение часа размягчить суставы его тела.
4. Положить какой-либо вес на живот умершего с целью избежать его вздутия.
А.Признаками хорошего конца считаются:
5. К таким признакам относится восхваление усопшего, мусульманами, на что указывает хадис Анаса:
6. Признаки, которые можно заметить на теле умершего:
б) поднятый указательный палец;
в) радостное, сияющее выражение лица, появившееся после обещания Ангелом смерти Рая.
Б. Признаками плохого конца считаются:
2. На теле умершего можно заметить нахмуренное, сморщившееся лицо, услышавшее весть о грядущем Аде – наказании Аллаха. Лицо такого человека, как и вообще все тело, приобретает черный оттенок.
Признаки благого и плохого конца
Также есть определённые признаки, указывающие на благой или плохой конец жизни человека.
Если у человека был благой исход, и он покинул этот мир с верой, то его лицо бледнеет. На его губах может появиться белая пена с приятным запахом и улыбка. После того как ангел смерти принесёт умирающему мусульманину весть о Рае, на его лице появляется радостное, сияющее выражение. Хорошим признаком считается уход из жизни в пятницу или в ночь на пятницу. Об этом сообщается в хадисе, переданном от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, в котором Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Мусульманина, умершего в пятницу или в ночь на пятницу, Аллах ограждает от мучений в могиле». (Имам Ахмад)
Существуют и признаки плохой кончины человека, основным из которых является уход из жизни в состоянии неверия. Если человек ушёл в плохом состоянии, то обычно можно заметить на его лице неприятное выражение, которое связано с тем, что умерший услышал весть об ожидающих его мучениях Ада.
Лоб и спина этого человека приобретают чёрный оттенок, что связано с тем, что ангелы мучения бьют человека в момент смерти по этим местам. Каким бы красивым ни был человек при жизни, если он умер кафиром, его лицо становится неприятным.
Да упаси Аллах нас всех от плохой кончины, ибо нет для человека большего несчастья, чем плохой исход, вследствие чего он навечно останется в Аду.
Из книги «ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД В ИСЛАМЕ»
Предвестники смерти
Болезнь. Правила поведения больного
Всякий человек, желающий избежать наказания Всевышнего Аллаха и получить Его награду и милость и войти в Рай, должен запрещать себе следовать мирским желаниям, терпеливо переносить трудности и тяготы, как сказал Всевышний Аллах (смысл): «Аллах ведь любит проявляющих терпение» (сура «Алу Имран», аят 146).
Для больного также сунной является проявлять терпение (сабур). Нежелательно (караха) для него слишком беспокоиться, терять покой, надоедать и жаловаться. Однако нет ничего предосудительного в том, чтобы жаловаться и обращаться к врачу, который присматривает за ним и занимается его лечением, также обращаться к друзьям и братьям по вере, чтобы они прочитали за больного хорошую мольбу (дуа).
Но всё же лучше и в таком случае не жаловаться, если боль слишком не тревожит или же если подобные жалобы не приносят облегчения для перенесения болезни. Даже если болезнь и беспокоит вас, лучше вместо жалоб заняться поминанием Всевышнего Аллаха. Сунной даже является рассказывать о состояниях праведников и занимать себя историями об их жизни, деятельности и благочестии.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: « Кто болеет одну ночь, но терпит и остаётся доволен Всевышним Аллахом, тот очищается от своих грехов, словно в день, когда его родила мать. И если вы заболеете, то не желайте выздоровления ».
Ещё Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Если заболевает раб, Аллах посылает к нему двух ангелов и приказывает: “Послушайте, что говорит Мой раб”. И если он говорит: “Хвала Аллаху”, то это передают Аллаху, и Он всезнающий и говорит:
“Мой раб заслуживает того, чтобы Я ввёл его в Рай, если Я умерщвлю его, а если Я дам ему исцеление – чтобы Я заменил его мясо лучшим, заменил его кровь лучшей, чем сейчас, и чтобы Я простил его грехи”».
Для больного особо желательно читать многократно суры «Аль-Ихлас», конец суры «Аль-Хашр» (начиная со слов «Лав анзальна…»), также следующий аят (смысл): «Нет ничего достойного поклонения, кроме Тебя, пречист Ты от всяких недостатков, поистине, я был из числа притеснивших себя» (сура «Аль-Анбия», аят 87).
Если человек, который болен предсмертной болезнью, часто будет произносить указанное выше, то есть надежда, что, по воле Всевышнего, исход у него будет благим, т. е. он покинет этот мир с истинной верой в сердце и на устах.
За чтение этих аятов предусмотрено огромное вознаграждение. Так пишется в книге «Бушра аль-карим». Аллах лучше знает!
Если больной 40 раз прочтёт аят «Ля иляха илля анта…» и затем он умрёт, то покинет этот мир шахидом, а если же выздоровеет – очистится от грехов.
Всё вышеперечисленное является духовными лекарствами, прекрасными дарами Всевышнего нам, которые очистят наши сердца от ржавчины и избавят наши тела от погибели.
Не бывает лекарства для того, кто не старается излечить себя посредством Священного Корана, и тому, кто не прибегает к Всевышнему при нужде, постижении трудностей и бед. Но смысл этого не в том, чтобы не пользовались лекарствами, напротив, Ислам вовсе не запрещает лечиться посредством медицины и медикаментов, он даже призывает нас к этому.
Пророк Ибрахим (мир ему) говорил: «И когда я болею, Он (Аллах) излечивает меня». Когда у одного больного спросили, что же ему сказал врач, он ответил, что Исцеляющий (т. е. Аллах) говорит, что Он делает всё, что Сам пожелает.
Поэтому человек, который убеждён, что лекарство и врач сами излечивают, и уповает на них, впадает в многобожие (ширк). Посещать врача и пользоваться лекарствами нам необходимо потому, что Создатель сделал их причиной, поводом нашего исцеления. Однако убеждённость сердца и упование человека должны быть на Всевышнего Аллаха.
Деяния, которые желательно соблюдать больному
В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Муслимом, говорится: « Пусть тот, кто желает, чтобы его удалили от огня Ада и ввели в Рай, в момент своей смерти окажется верующим в Аллаха и в Судный день! ».
Для больного желательно (сунна) украсить свой нрав благими качествами, уладить взаимоотношения с окружающими, не вести споры и пререкания по поводу мирских проблем и вопросов, добиться довольства всех, с кем он имеет связь: жены, детей, служащих, соседей, друзей, коллег по работе. Также необходимо выражать Всевышнему благодарность, иметь надежду на прощение Создателя.
Особенно этого должен придерживаться тот, у кого начинается предсмертная агония.
В достоверном хадисе, переданном имамом Муслимом, говорится: «Пусть никто из вас не умирает, кроме как имея надежду на прощение Всевышнего Аллаха».
Необходимо улучшить своё мнение о Всевышнем, например, так: «Аллах смилуется надо мной, Он простит меня, Он никак не нуждается в том, чтобы наказать меня, как не нуждается в моём поклонении и повиновении».
В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, сказано, что Всевышний Аллах говорит: « Я таков по отношению к Своему рабу, как он думает обо Мне, поэтому пусть он думает обо Мне так, как пожелает ».
Это означает, что воздаяние Всевышнего Своему рабу, будь оно благое или плохое, будет соответствовать его мнению о Нём.
Следовательно, человеку, находящемуся в предсмертном состоянии, подобает, чтобы его надежда на прощение Всевышнего опережала, преобладала над боязнью перед Ним. Ведь он и так ничего не сможет изменить посредством преобладания своей боязни перед Создателем.
Однако у здорового, не болеющего человека надежда на Всевышнего и боязнь перед Ним должны быть наравне. Боязнь призовёт его совершать благие поступки и отказаться от поступков дурных, а надежда избавит его от отчаяния, потери всякой надежды на Творца. Потеря надежды на прощение Всевышнего является недостойным и порицаемым Шариатом деянием. (См. «Бушра аль-карим».)
В достоверном хадисе говорится, что если в человеке преобладает чувство отчаяния, то ему лучше увеличить надежду, если же он уверен в своей застрахованности от испытаний (макр) Аллаха, то ему следует вернуться к боязни, а если же не преобладает ни одна из них (надежда и боязнь), то лучше, чтобы они были на одном уровне. Аллах лучше знает!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Исламская линия доверия: «Мне кажется, что я скоро умру. «
Как справиться со страхом?
Говорят, что умирающий чувствует приближение смерти, но что именно с ним происходит, я не знаю. Мне начинает казаться, что мой час близок, и поэтому я так привязалась к родным, поэтому так сильно изменилась. Я не знаю, что мне делать и как успокоиться.
Ответ с точки зрения психологии.
Хвала Аллаху, Милостивому и Всемилующему! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и его последователей! Аминь.
Вы пишите, что боитесь потерять маму. Написали ей письмо, как сильно любите ее. И то, что «нутром чувствуете», что будто вы умираете, и вам дано немного времени, чтобы проститься с родными.
В ахирате мы будем с теми, кого любим. Поэтому не надо печалиться в отношении разлуки с любимыми. Думать о смерти нужно, но также важно готовиться к встрече с Господом. Что вы оставили после себя, как вы встретитесь с Аллахом, будут ли приняты ваши добрые дела? Мы не знаем, что ожидает нас в ахирате и поэтому должны со всей серьезностью относиться к тому, что может быть с нами после жизни.
Но также не забывайте и о другой стороне вашей обеспокоенности. Смерть – это не только разлука с родными, но и встреча с Господом миров. Добро и зло, весом с пылинку, – за все ожидает ответ перед Творцом в День Суда. И важно подготовиться к смерти будучи живым. Это подразумевает совершение добрых дел ради довольства Всевышнего Аллаха, отказаться от запрещенного Им, а также сторониться порицаемого Им.
Мать – дверь рая, а отец – ключ от рая. Все мы друг для друга лишь во временное пользование, аманат от Аллаха. Даже мы сами себе не принадлежим. Все мы – творения Аллаха, от Аллаха и к Нему предстоит наше возвращение.
Таким образом, верующему человеку полезно думать о смерти. Но с той позиции, что он мотивирует себя к совершению одобряемого Аллахом, удерживает себя от запрещенного, сторонится порицаемого и уделяет должное внимание сомнительному в Исламе. Родители любимы нами и за отношение к ним в этом мире мы будем нести ответ в День Расчета перед Аллахом.
Что же ожидает нас, даже в последующую секунду, мы не знаем. Только Аллаху ведомо наше будущее. Поэтому, не предавайтесь тревоге относительного неизвестного будущего в этой жизни. Аллах знает, а мы нет.
«Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (31:34).
«У Него ключи к сокровенному (т.е. к знанию о скрытом), и знает о них только Он. Ему известно (все) то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома (т.е. Аллах знает о каждом листе: где и когда он падает)» (6:59).
«Он – Аллах, и нет никого, достойного поклонения, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он – Милостивый, Милосердный (поэтому только Он достоин поклонения)» (59:22–24).
Успокаивайте себя поминанием Аллаха. Читайте в доме аяты и хадисы. Это наполнит ваше жилище баракатом.
Я желаю вашей душе благословенной сакины. И хвала Аллаху, Господу миров! Аминь.
Также по этой теме читайте:
Жизнь после смерти: может ли душа снова вернуться в этот мир?
Что было с нами до рождения, и что ждет нас после смерти?
Смерть шахида или признаки благого конца жизни человека
У ученых есть такое высказывание «Как человек жил в таком состоянии и уйдет из жизни».
В продолжение этого высказывания хотелось бы вспомнить слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Как вы будете жить, так и умрете. Как умрете, так и воскресните».
В книге «Ахкам аль-Джанаиз» – «Нормы Шариата, касающиеся похорон» шейха аль-Албани описываются признаки благого конца жизни человека.
Всевышний Аллах установил ясные признаки, которые свидетельствуют о благом конце жизни человека. И если какой-либо из этих признаков проявился при смерти человека, это указывает на благой конец его жизни. Перечислим ниже эти признаки:
1. Произнесение свидетельства единобожия (шахада) перед смертью.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, чьими последними словами (в этой жизни) были: «Ля иляха илля-Ллах», — обязательно войдет в Рай» (аль-Хаким и другие).
2. Появление капелек пота на лбу перед смертью
«Когда Бурейда ибн аль-Хусайб находился в Хорасане, он навестил своего дядю по матери, который сильно заболел. Прийдя к нему, он увидел, что его дядя умирает, а его лоб покрылся капельками пота. Тогда Бурейда произнес: «Аллаху акбар! («Аллах Превелик!»), — после чего сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, говорил: «Верующий умирает с испариной на лбу» (Ахмад (текст хадиса приведен в его изложении), ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, аль-Хаким, ат-Таялиси и Абу Нуайм).
3. Смерть в ночь на пятницу или в пятницу
«Аллах избавляет от испытания в могиле всякого мусульманина, который умирает в пятницу или в ночь на пятницу» (Ахмад, аль-Фасави и ат-Тирмизи).
Всевышний Аллах сказал: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены. Они радуются милости Аллаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих» (сура 3 «Али ‘Имран=Семейство ‘Имрана», аяты 169-171).
5. Смерть во время похода на пути Аллаха
Хадис: «Умерший или убитый на пути Аллаха является шахидом. Сломавший себе шею, упав с лошади или верблюда, или укушенный ядовитым насекомым или умерший в своей постели любой смертью, которую пожелал Аллах, является шахидом. И Рай будет ему (наградой)» (Абу Дауд, аль-Хаким и аль-Байхаки. Слабый хадис).
«…и умерший от чумы является шахидом» (Муслим и Ахмад).
7. Смерть от болезней живота
Хадис: «…и умерший от болезни живота является шахидом» (Муслим и другие).
8. Смерть утопленника
9. Смерть по причине обвала
10. Смерть женщины во время беременности и послеродового кровотечения
Пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «…и женщина, которую убьет находящийся в её чреве ребёнок, является шахидом. [Этот ребёнок будет тащить её через пуповину в Рай]» (Ахмад, ад-Дарими и ат-Таялиси. Дополнение в квадратных скобках приведено у ат-Таялиси, Ахмада и ат-Табарани).
11. Смерть от пожара
12. Смерть от плеврита
Хадис Джабира ибн Атика со слов пророка, мир ему и благословения Аллаха: «Семеро являются шахидами, помимо убитого на пути Аллаха: умерший от чумы является шахидом, и утонувший является шахидом, и умерший от плеврита является шахидом, и умерший от болезни живота является шахидом, и сгоревший в огне является шахидом, и погибший под обломками является шахидом, и женщина, умершая во время беременности, является шахидом» (Малик, Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, аль-Хаким и Ахмад).
13. Смерть от туберкулеза
Это следует из слов пророка, мир ему и благословения Аллаха: «Погибший (на пути Аллаха) является шахидом, и умершая от послеродового кровотечения является шахидом, и сгоревший в огне является шахидом, и утонувший является шахидом, и умерший от туберкулеза является шахидом, и умерший от болезни живота является шахидом» (ат-Табарани).
14. Гибель при защите своего имущества, которое пытались отнять силой
Хадис: Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Один мужчина пришёл к посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, и спросил: «О посланник Аллаха, скажи, что я должен делать, если ко мне явится человек, желающий отобрать мое имущество?» Пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «Не отдавай ему своего имущества!» Мужчина спросил: «А если он нападёт на меня?» Пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «Сражайся с ним!» Мужчина спросил: «Скажи, а если он убьёт меня?» Он сказал: «Тогда ты (станешь) шахидом». Мужчина спросил: «А если я убью его?» Он сказал: «Тогда он попадёт в Ад» (Муслим, ан-Насаи и Ахмад).
16. Гибель при защите своей религии
17. Гибель при защите своей человеческой жизни
Хадис: «Тот, кто погибнет в результате причиненного ему притеснения, является шахидом» (ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ахмад).
18. Гибель во время несения дозора и охраны границ мусульманского государства на пути Аллаха
Хадис: «День и ночь несения дозора на границе лучше поста и ночных молитв в течение месяца. Если же человек умрёт (в это время), дела, которые он обычно совершал, продолжатся, и он будет получать свой удел (в Раю), и убережется от двух допрашивающих (ангелов)» (Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи, аль-Хаким и Ахмад).
19. Смерть в момент совершения благодеяния
Этот вывод следует из слов пророка, мир ему и благословения Аллаха: «Кто скажет: «Ля иляха илля-Ллах», стремясь к Лику Аллаха, это будет запечатано для него, и он войдет в Рай. И кто постится день, стремясь к Лику Аллаха, это будет запечатано для него, и он войдет в Рай. И кто подаст садаку, стремясь к Лику Аллаха, это будет запечатано для него, и он войдет в Рай» (Ахмад).
Эльвира Маликова, специально для Исламского портала