Как понять что мантра работает
Мантры для новичков: правила чтения мантр
Волшебные мантры для начинающих и их исполнение требуют максимальной сосредоточенности, поэтому в первую очередь стоит научиться отгонять все размышления. Новичок прежде, чем вступить на дорогу просветления, должен понимать всю серьезность подобного шага и знать, как правильно читать мантры. Для начала во время практики следите за окружающей вас обстановкой – она должна способствовать полной концентрации. Постарайтесь сделать так, чтобы ничто не отвлекало.
Специалисты советуют петь текст, закрыв при этом глаза. Для многих это облегчает начальный этап. Ваше одеяние не должно сковывать движения и мешать полноценному кровообращению. Также обязательно подготовьте коврик – мягкий и комфортный. И самый важный момент: ваше адекватное отношение к процессу. Благодаря мантрам у вас есть возможность приоткрыть таинственную дверь в иные измерения, которые находятся выше и развитее нашего. Вы найдете все ответы, если выполните рекомендации.
Практика мантр — что нужно знать новичку
Скорее всего, вы не встретите интересующую вас информацию на страницах свежей прессы и не услышите ее с экрана вашего телевизора. Но, если обратиться с вопросами о правильности выполнения мантрических практик к знающим лицам, вам обязательно подскажут все, что необходимо знать.
Начинающих часто интересует – сколько времени уделять чтению мантр и стоит ли делать это ежедневно. То, что делать это нужно регулярно, скажет вам каждый просвещенный. А вот о длительности занятия нет определенного мнения.
Рекомендую начинающим:
Все зависит от вашего внутреннего состояния. Обычно интуиция подскажет, когда следует остановиться. Лучше начинать пение в утренние или вечерние часы.
Верующие христиане иногда сомневаются в том, разрешено ли им выполнять подобные практики. Нет никаких запретов в этом вопросе. Мантра никоим образом не противоречит постулатам христианства и не несет греховности.
Универсальный звук, который представляет собой все сущее, это «ОМ». Подобная мантра отлично подойдет для начинающих.
Как проводить медитацию на мантру
Прежде чем совмещать медитацию и мантры, следует достичь определенного результата в прочтении текстов. Вы должны выучить слова на память, а также овладеть всеми тонкостями пения. Если пока у вас есть сложности с этим, потренируйтесь лишний раз. Не забывайте прослушивать записи известных исполнителей: их волшебные голоса влекут и мотивируют.
Духовные наставники обычно говорят своим последователям, что какой смысл вы вложите в мантру, такой эффект и получите.
Есть древняя история, которая повествует о группе монахов, которые выбрали для себя мантру и ежедневно перед каждым приемом пищи прочитывали ее. Тем самым они заряжали свою еду, и она наполняла их энергией и силой. Каждый из группы прожил более века. И все благодаря правильному настрою.
Попытайтесь прочувствовать, максимально точно определить свое внутреннее состояние во время пения. Интуиция вам подскажет, какая мантра подойдет вам для утреннего занятия, какая – будет лучшим выбором перед ночным отдыхом, а какая – зарядит ваш обед живительной силой. И когда вы осознаете, что полностью готовы, приступайте.
Рекоменудую почитать:
Инструкция для начинающих
Обычно мантру повторяют 108 раз подряд. Если вначале вам сложно это сделать, начните с трех или семи раз. Постепенно увеличивайте количество повторов, но помните о правиле – число должно быть кратным трем или семи.
Как правильно читать мантры
Верное пение приведет вас к положительным результатам, поэтому обратите внимание на некоторые правила для чтения мантр.
Способы пропевания мантр
Различают несколько способов исполнения в мантрической практике:
Почему важно читать мантру правильно
Священный текст может состоять всего лишь из трех или четырех слов. А порой длина достигает нескольких предложений. Каждый звук, содержащийся в магической формуле, олицетворяет собой особенную божественную силу.
И действие вибраций настолько сильно, что они сливаются с энергетической системой человека, восхваляющего Высшие Силы. После произношения мантры ее вибрационные колебания в атмосфере остаются еще активными длительное время – в этом и состоит могущество подобной практики.
Правильность исполнения волшебных текстов разгонит сомнения и грусть, а взамен принесет гармонию и внутреннее спокойствие. Такое состояние души полностью отвечает тому, что чувствуют верховные гуру – единство с природой и Космосом.
Выполнять практику не обязательно все время – для достижения желаемого результата достаточно нескольких минут в день. Специалисты рекомендуют начинающим включать в занятия медитацией прочтение мантр. Это сократит время практики – что важно для деловых людей. А также усилит магическое действие.
Если вы собираетесь научиться чтению текстов, то настройтесь на то, что священные звуки станут частью вашей жизни. В случае, когда желание ваше несерьезно и пропадет спустя неделю или месяц, не стоит и начинать. Эффекта вы не получите никакого.
Помните, что лишь только регулярные практические занятия способны кардинально изменить вашу душу, отношение к себе и окружающей реальности.
Артур Головин — эзотерик, автор сайта «Твоя Мечта«
Интересное по теме:
ПОНРАВИЛОСЬ ТО, ЧТО ПРОЧИТАЛИ? ПОДЕЛИТЕСЬ!
Бесплатный курс по астрологии
Мантры: как выбрать подходящую и улучшить жизнь с ее помощью
Мантры: как выбрать подходящую и улучшить жизнь с ее помощью
Что такое мантры?
По мере того, как духовные практики, такие как йога и медитация, становятся еще более популярными, все больше людей начинают интересоваться мантрами. Но что такое мантра и как вы можете использовать ее силу?
Подобно семени, посаженному с намерением расцвести в прекрасный многолетник, мантру можно рассматривать как семя для активизации вашего намерения. Точно так же, как вы сажаете семя цветка, вы сажаете мантры в плодородную почву духовной практики. Вы взращиваете эти семена, практикуя мантры, и со временем они приносят плоды вашего намерения.
Мантра в медитации
Мантры можно произносить, петь, шептать или повторять в уме. Большинство техник медитации на мантру имеют два основных компонента: медитацию осознанности и повторение мантры или пение.
Хотя эта древняя практика, как известно, имеет буддийские и индуистские корни, формы декламации «священного слова» существуют в большом разнообразии духовных традиций, включая иудео-христианскую и шаманскую.
В настоящее время практика мантры также набирает популярность как часть практики осознанности.
Люди занимаются медитацией на мантры по разным причинам. Для некоторых эта практика служит своего рода ментальной защитой от нежелательных отвлекающих факторов или эмоций, как при борьбе с бессонницей или преодолении страхов, связанных с путешествиями.
Для других медитация на мантру служит более глубокой духовной цели. В некоторых индуистских и древних христианских традициях, например, чтение мантр используется для сосредоточения ума и установления связи с божественным, как внутри, так и снаружи.
В буддизме одно из преимуществ чтения мантр состоит в том, что оно помогает удерживать ум сосредоточенным и восприимчивым к благословениям настоящего момента. Поскольку буддизм — нетеистическая традиция, буддийские мантры служат для пробуждения положительных качеств и уверенности, а не внешнего божества.
Мантра в йоге: установка намерения
Во многих студиях йоги занятия начинаются с того, что инструктор делится темой занятия. Он или она может предложить участникам установить намерение для их практики, а также может предложить рекомендации по использованию мантр во время занятий. Такие мантры, как «Я силен», «Я сосредоточен» или «Я отпускаю», могут помочь практикующему поддерживать связь с состоянием, которое он хочет развить во время своего пребывания на коврике для йоги.
Такая мантра используется в безмолвном повторении во время выполнения асан, чтобы помочь удерживать ум сфокусированным. Говорят, что в йоге асаны — это позы тела, а мантры — это позы ума.
Мантра: священный язык санскрита
Мантра, по своей сути, является основой всех религиозных традиций, писаний и молитв. Согласно Пандиту Вамадеве Шастри (доктору Дэвиду Фроли), когда мантры тщательно отбираются и используются, считается, что они способны помочь изменить ваши подсознательные импульсы, привычки и избавить от страданий.
Мантры, произносимые или воспеваемые, направляют целительную силу праны (энергия жизненной силы) и в традиционных ведических практиках могут использоваться для активизации и доступа к духовным состояниям сознания.
Мантру как духовную практику следует выполнять регулярно в течение нескольких месяцев для достижения желаемого эффекта.
Мантры могут помочь вам вернуться к легкому и простому подходу к жизни и сосредоточиться на тех вещах, которые вдохновляют вас и действительно делают вас счастливыми.
Как начать практиковать мантры
Для начала нужно выбрать мантру, которую будете практиковать. Рассказываем, как это сделать за 5 шагов!
1. Определитесь с целью
Прежде всего, честно ответьте себе на вопрос: чего вы хотите больше всего? Возможно, у вас есть определенное желание, стремление. Что для вас важно? Спокойствие? Любовь? Здоровье? Гармония? Преодоление страха? Успех в делах? Это — первый шаг, чтобы понять, какая мантра вам подходит лучше всего именно сейчас.
Почитайте о назначении каждой мантры, узнайте, как переводятся их тексты с санскрита. Осознайте глубинный смысл мантры — он должен найти отклик в вашей душе.
2. Используйте интуицию
Если вам не нравится какой-либо звук в тексте мантры или вы испытываете трудности в ее произнесении — смиритесь, это просто не та мантра, которая вам нужна именно сейчас, ищите другую. В каждом из нас содержится достаточно внутренней мудрости, чтобы понять, насколько мантра “ложится на душу”.
3. Прислушайтесь к своему телу
Что вы чувствуете в момент произнесения мантры? Меняется ли ваше эмоциональное, а может быть и физическое самочувствие? Если это действительно ваша мантра, вы, скорее всего, должны будете наблюдать следующие изменения:
Попробуйте прямо сейчас, прослушав эту мантру любви и нежности :
Что вы чувствуете? Ощущаете подобное, читая или слушая другую мантру? Если да — можете быть уверены — это как раз та мантра, которая поможет именно вам гармонизировать свое состояние и приблизиться к желанной цели.
4. Пробуйте!
Невозможно понять, как выбрать мантру и ту ли вы выбрали, если не попробовать. Дайте вашей мантре испытательный срок: практикуйте ее чтение регулярно в течение хотя бы 2-3 недель и прислушивайтесь к себе — происходит ли сонастройка с энергией мантры?
Начинайте с медленного чтения мантры, затем пробуйте говорить немного быстрее, чтобы речь была плавной. Затем читайте мантру все тише и тише, пока не перейдете на внутренний голос — это и есть правильное чтение.
5. Будьте постоянны
Когда вам покажется, что вы нашли свою мантру, сосредоточьтесь только на ней. Не стоит прыгать с одного на другое и менять мантру каждые несколько дней. Медитируйте на эту мантру. Уединитесь в тихом месте, устройтесь комфортно, закройте глаза и мысленно повторяйте текст мантры про себя. Отбросьте все мысли прочь, не думайте даже о значении мантры — сконцентрируйтесь на внутреннем звуке. Медитируйте не менее 15-20 минут.
Чтобы понять, ту ли мантру вы выбрали, обязательно практикуйте ее чтение или медитацию хотя бы 21 день — так выработается привычка и вы точно почувствуете, насколько эффективной оказалась эта мантра для вас.
После того, как поймете, что мантра — ваша, используйте ее не только во время медитации, но и в течение дня: когда едете на работу, моете посуду или гуляете с собакой. Чем регулярнее и чаще вы будете осознанно практиковать чтение вашей мантры, тем лучше она будет работать, а значит, и приближать вас к заветной цели.
13 главных йога-мантр
Мы собрали самые интересные и эффективные мантры, которые используют для практики йоги и медитации по всему миру. Как понять, что перед вами та самая мантра? Слушать свое сердце. Если чувствуете внутренний отклик — обязательно пробуйте практиковать ее.
1. Ом
Для чего практиковать: Ом считается первым звуком, услышанным при сотворении Вселенной. Произнося эту мантру, вы должны почувствовать, как энергия звука поднимается от вашего тазового дна вверх через макушку головы. Говорят, что звук Ом помогает разблокировать горловую чакру, что может привести к более гармоничному общению с другими.
2. Шанти мантра, воспевание мира
Произношение: Аум шанти шанти шанти
Перевод: Ом Мир Мир Мир
Для чего практиковать: Для успокоения, умиротворения.
3. Гаятри мантра
Произношение: ом бхур бхувах сваха тат савитур вареньям бхарго девасья дхимахи дхийо йо нах прачодайат
Земля, небо, все между ними.
Превосходная божественная сила Солнца.
Можем ли мы созерцать сияние этого бога?
Пусть это вдохновит наше понимание.
Для чего практиковать: Это одна из древнейших санскритских мантр. Она говорит о единстве всего творения, несмотря на его многочисленные формы. Повторение мантры гармонизирует энергию Солнца и помогает преодолеть страдание.
4. Мантра Ганеши
Произношение: ом гам ганапатайе намаха вакратунда махакайа сурьякоти-самапрабха нирвиг нам куру ме дэва сарва-кариешу сарва-да
О Ганеша, бог с изогнутым туловищем, огромного роста,
Чей блеск равен десяти миллионам Солнц.
Даруй мне свободу от препятствий,
Во всем, во все времена.
Для чего практиковать: Ганеша — бог мудрости и успеха, устранитель препятствий. Используйте мантру, чтобы начать любое новое дело.
5. Патанджали мантра
Обращение к Патанджали, автору Йога-сутры
Произношение: йогена читтасья падена вачам малам шарирасйа ча вайдьякена йо ‘пакароттам праварам минимум патанджалим пранджалир анато’ сми
Со сложенными вместе ладонями,
Я почтительно кланяюсь Патанджали, лучшему из мудрецов,
Кто рассеивает нечистоты ума с помощью йоги,
Речи посредством грамматики, а тела посредством медицины.
Для чего практиковать: Эта мантра прославляет Патанджали, одного из предков традиции йоги, и часто повторяется в начале занятий йогой. Попробуйте практиковать эту мантру как способ почтить древнюю традицию и поблагодарить учителей. Это пение также напоминает нам, что йога предназначена для очищения ума, в то время как аюрведическая медицина может исцелить тело, и что наша речь (а также наше дыхание) является основой основ.
6. Мангала мантра
Произношение: свасти праджабхйа парипалайантам ньяена маргена махим махишах гобрахманебхйах шубхам асту нитйам локах самастах сукхино бхаванту
Пусть правители Земли охраняют благополучие людей,
С помощью справедливости, с помощью правильного пути.
Пусть всегда будет удача для всех живых существ.
Пусть все обитатели мира будут полны счастья
Для чего практиковать: Мантра привлекает благо и удачу для всех, гармонизирует энергию Марса. Ее можно использовать также, когда вы посвящаете свою практику или медитацию кому-то другому.
7. Песнопение из Упанишад, сборника древнеиндийских философских и религиозных текстов
Произношение: ом саха нав авату саха нау бхунакту саха вирьям карававахаи теджасви навадхитамасту ма видвишаавахаи ом шанти шанти шанти
Пусть мы вместе будем защищены,
Пусть мы вместе будем питаться.
Пусть мы работаем вместе с энергией,
Пусть наше исследование будет просветляющим.
Да будем мы свободны от раздора.
Для чего практиковать: Эта мантра часто повторяется в начале совместного обучения или мероприятия, что делает ее хорошим вариантом для закрепления чего-либо: от практики йоги до принятия новой возможности, например, перехода на новую работу.
8. Песнопение из Брихадараньяка Упанишады, одного из древнейших санскритских текстов
Произношение: асато ма сад гамая тамасо ма джйотир гамайя мритйор ма амритам гамайя ом шанти шанти шанти
Веди меня от нереального к реальному.
Веди меня от тьмы к свету.
Веди меня от смерти к бессмертию.
Для чего практиковать: Мантра олицетворяет мир и свободу, дает умиротворение и легкость.
9. Вступительное обращение к Иша Упанишаде, санскритскому тексту, который углубляется в познание самого себя
Произношение: пурнам адах пурнам идам пурнат пурнамудачйате пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавасишйате
Это целое. Это целое.
Целое возникает из целого.
Взяв целое из целого,
Остается только целое.
Для чего практиковать: Этот отрывок выражает фундаментальную идею о том, что единое и множество — это одно и то же; видимое и невидимое, микрокосм и макрокосм — это одно целое. Проще говоря — мы едины. Когда вы чувствуете себя одиноким или непонятым, эта мантра может помочь вам перефокусировать свои мысли.
10. Сат Нам
Произношение: Саааааааааат Нам
Если вы хотите, чтобы мантра распространялась от основания позвоночника к центру головы, пойте “Сат” в 35 раз длиннее, чем “Нам”.
Истина — это мое имя.
11. Ади мантра
Произношение: Онг Намо Гурудев Намо
Я склоняюсь перед творческой энергией бесконечного.
Я склоняюсь перед Божественным каналом мудрости.
Для чего практиковать: Эта мантра Гурмукхи открывает канал связи между учеником и Божественным Учителем. Она также открывает нас для новых начинаний и дает силы попробовать что-то новое.
12. Сири Гайтри Мантра
Произношение: Ра Ма Да Са Са Сэй Хунг
Солнце, Луна, Земля, бесконечность, все, что есть в бесконечности, — это я.
Для чего практиковать: Используется как восстановительная медитация для передачи целительной энергии себе и другим. В Кундалини-йоге поза для этой медитации так же важна, как и звук. Сядьте удобно, согнув локти и плотно прижав их к грудной клетке, вытянув предплечья перпендикулярно, ладонями вверх.
13. Нети-Нети
Произношение: Нети нети
Только не это, только не это.
Для чего практиковать: Мантра Нети-Нети — это способ опровергнуть что-то, будь то грубые слова или ситуация в вашей жизни, которую вы хотели бы изменить.
Надеемся, эта информация была интересной и полезной для вас! У вас есть любимая мантра? Пишите в комментариях!
Технологии психологического воздействия в сектах, продолжение
12. Материальные лишения. В ряде сект, если не в большинстве из них, адепты «жертвуют» зарплатой (поначалу — десятиной), имуществом, накоплениями, драгоценностями, машинами, квартирами, дачами, антиквариатом, а продолжая работать на секту по 10–12 часов в сутки без выходных дней, не получают денег. Фактически они разоряются, порой не имея даже сменного белья. Трудно представить себе, что все сектанты переживают это стоически или думают, как Н.В.Гоголь: «Нищенство есть блаженство, которого еще не раскусил свет. и кто уже возлюбил истинно свою нищенскую суму, тот не продаст ее ни за какие сокровища мира». Но похоже, а скорее, так оно и есть, секта радикально меняет отношения человека. Ведь в обычной жизни господствует совсем другое мнение. «Лишите человека собственности, и вы лишите его самого себя», — не без оснований заметил ктото. Лидеры сект за малым исключением отнюдь не намерены следовать по пути аскезы.
Обнищание адептов помимо «блаженства» освобождения от материальных пут преследует и другую цель: выйти из секты становится почти невозможно. Возвращаться обратно не к кому и не к чему.
Есть еще одно важное следствие столь тяжкого «пути к духовному возрождению». В психологическом плане лишения, унижения, издевательства, внешне кажущиеся совершенно бессмысленными либо даже садистическими, играют весьма существенную для секты роль. В данном случае действует правило возрастания ценности, имеющее мало исключений: то, что достается с большим трудом, ценится несравненно дороже, чем само плывущее в руки («как пришло, так и ушло», гласит пословица). В итоге — и лидеры сект это ясно понимают — привязанность адептов к секте только усиливается, крепнут их солидарность и сплоченность.
Весьма примечательно, что руководители сект предпочитают письменные свидетельства адептов — это старый восточный прием манипулирования. Здесь используется правило магического действия, имеющее основанием убеждение людей в том, что только по поступкам можно узнать, каков есть человек на самом деле. По поступкам люди судят и о самих себе. Совершая тот или иной поступок, человек сохраняет или меняет представление о себе.
Даже если он что-то напишет, то есть выполнит определенное действие, можно ожидать, что оно повлияет на отношение к себе и тем самым к какому-то явлению. Китайцы, к примеру, просили пленных американцев всего лишь переписывать прокитайские тексты. Этого было достаточно, чтобы пленники начинали относиться к Китаю более позитивно. Письменные «доносы» меняют, следовательно, Я-концепцию адептов в нужном для секты направлении, а стало быть, и свое отношение к секте. Кроме того, адепт знает, что о написанном им могут узнать многие другие. Это скорее всего заставит его смотреть на себя глазами «других» и, согласно принципу социального доказательства, присоединиться к их возможному мнению о себе, а также вести себя в соответствии с их ожиданиями — правило самопрезентации.
14. Прозелитизм — стремление обратить других в свою веру. Прозелитизм практикуют обычно все секты. Некоторое предпочтение при этом могут оказывать определенным слоям населения: лицам молодого возраста, материально обеспеченным, людям с известным общественным положением и т. д. Вероятно, весьма значительная часть неофитов (вновь обращенных в веру) — это лица с психическими отклонениями, расстройствами личности, проблемами адаптации. К.Ясперс указывает, что «больше всего» психических расстройств встречается среди приверженцев различных сект, но прямо не связывает это с деятельностью последних, считая этот факт изначальным. Если в секту вовлекается кто-то из членов семьи, со временем там могут оказаться и другие, а иногда вся семья.
Деятельность по вовлечению в секту поощряется, в частности зачетами «заслуг» и продвижением вверх по ступеням иерархии секты, благосклонностью «руководства», погашением долгов или заменой денежных вкладов и др. Учитываются, естественно, и весьма важные психологические аспекты прозелитизма. Подобно такому правилу, как «учи и поймешь сам», миссионеры подчиняются другому, вытекающему из принципа социального доказательства, — «уговаривай и убедишься сам». «Чем больше людей убедишь, тем более ты прав» — потому миссионеры столь экспансивны. При этом чем большее сопротивление оказывает потенциальный адепт и чем труднее его «сломить», тем само верование в глазах вербовщика становится более «истинным». Отчасти, вероятно, отсюда проистекает та подчас невероятная настойчивость, которую проявляют вербовщики, заметив малейшие признаки сомнения или колебаний у своего клиента. Только категорическое «нет» да в придачу пара крепких выражений помогает им понять, что тут «делать нечего».
15. Социальная мимикрия — использование внешней атрибутики и привлекательных признаков той или иной социальной группы ради повышения авторитета и влияния секты. Так, «Черная библия» сатанистов написана с точностью наоборот, но явно с подражанием стилю библейского текста, художественные достоинства и очарование древности которого не имеют себе равных. Многие секты заимствуют веками отточенную риторику других, зачастую самых разных конфессий. «Небольшие» при поверхностном чтении поправки и изменения акцентов в теологических сочинениях зачастую остаются без внимания адептов, хотя именно такие «детали», как позже выясняется, имеют ключевое значение. Тексты некоторых «священных» книг сектантов весьма напоминают жанр фантастики, повальное и почти болезненное увлечение которым общеизвестно. Секта Махариши (трансцендентальная медитация) не без успеха эксплуатирует наукообразность своих публикаций, чем подкупает «образованных» людей даже из «науки».
В части сект бытует и распространяется убеждение в том, что в них наиболее полно реализуется принятый в обществе образ жизни, считающийся благодаря искусной идеологической обработке нигде не превзойденным. Ла Вей, идеолог сатанизма, в этой связи открыто говорит: «Собственно говоря, мы проповедуем то, что уже давно стало американским образом жизни. Просто не все обладают мужеством называть вещи своими именами». Проамериканские тенденции, искусственно насаждаемые по сию пору среди населения России, эта ксеномания — одностороннее увлечение всем иностранным и негативистическое отторжение собственной культуры в какой-то степени объясняют популярность сатанизма в нашей молодежной среде. Многие секты маскируются под общественные, гуманитарные, миротворческие, экологические организации, действуют под лозунгами сохранения семьи, нравственности, духовности.
Словесно-логические структуры с неясностью и тенденциозностью понятий вообще могут заслонить собой реальность, представляя собой призрачные, виртуальные миры, подобные тем, которые создает не совсем здоровое воображение. Создатели таких миров часто покидают пределы действительности, как бы «живут» там придуманной жизнью. Таковы, в частности, графоманы — лица, одержимые болезненной страстью к писательству и сочинительству, не способные ни остановиться, ни удерживать себя в рамках разумного. Их могут печатать, они могут иметь аудиторию, но это не писатели в истинном смысле.
«Главным достоинством писателя, — говорил Флобер, — является знание того, о чем писать не нужно». Лидеры сект не столь наивны, как бескорыстные графоманы, это фанатики, а то и циники — люди, всему знающие цену, но не ведающие ценности. Они знают, на что идут ради своих амбиций. Их задача — психологическая агрессия. Систематическое прослушивание их лукавых выступлений и записей на аудиокассетах, просмотр видеокассет, обязательное чтение дурманящей сектантской литературы, а то и ее заучивание — на это уходит много времени адептов, — немало способствует полному погружению сектантов в иллюзорный мир вероучения.
16. Прием джиу-джитсу — использование личных недостатков и пороков людей в определенных целях. Такие качества, как враждебность, озлобленность, жестокость, особенно ценятся в сектах сатанинского толка. Эти «способности» реализуются в сектах без принуждения, так, словно все совершается само собой, по своей воле или неизбежному стечению обстоятельств. Поощрять проявление дурных наклонностей не только не требуется, но даже не рекомендуется, иначе человек будет рассматривать свои действия, как управляемые извне, — эффект сверхоправдания. В этом случае автоматически включается механизм реактивного сопротивления — стремление защитить или восстановить ощущение своей свободы.
Кстати заметить, что теория катарсиса, согласно которой «эмоциональная разрядка» (в частности, «выход энергии агрессии») достигается посредством воображаемых, символических и реальных актов агрессии (и других разрушительных тенденций, свойственных, по Э.Фромму, некрофильному типу личности), не подтверждается культовой практикой хотя бы тех же сатанистов — неизвестно ни одного достоверного случая, чтобы кто-то из них превратился в голубя мира. Временная «разрядка» сменяется последующим и еще большим ростом напряжения, так как она не решает проблем, а, напротив, отдаляет от этого. В итоге происходит не «очищение», а скорее обратное: агрессивные действия постепенно становятся привычными, как бы чертой характера («привычка, — говорит Цицерон, — вторая натура»), а воображаемые акты агрессии повышают готовность помимо воли реагировать агрессивными действиями, которые, как это имеет место «в реакциях короткого замыкания», долго и подспудно, до внешнего проявления вызревают во внутреннем плане). Поэтому дискуссия о том, полезно или вредно детям смотреть фильмы со сценами насилия, скорее всего навязана дельцами индустрии жестокости.
17. Физиологические лишения. В ряде сект требуют ограничений в пище, причем порой явно абсурдных. Так, в секте Виссариона поначалу запрещалось употреблять белковую пищу, мясо, соль, воду, пшеничный хлеб, сахар, кофе, чай. В лепешки из отрубей рекомендовалось «мысленно» добавлять яйца, сметану, лепестки розы и космический свет. Достаточно скуден пищевой рацион мунитов, секты «ревнителей истинного благочестия» (здесь питались отходами с помоек и овощных баз). В значительной части сект адепты хронически недосыпают или периодически лишаются на несколько суток сна. В то же время они принуждаются к изнурительным работам и не имеют возможности отдохнуть. В высоких широтах адепты подвержены действию холода, так как не имеют хорошей одежды и теплого жилья.
Культовое значение лишений понятно: «смирение плоти есть путь к укреплению духа». Очевиден и истинный смысл физиологических лишений: этим достигается физическое изнурение, а главное — психическое истощение, делающие затруднительным или невозможным напряжение воли и сопротивление давлению извне. Физиологический дефицит зато с лихвой восполняется проповедями смирения, ибо покорность в тоталитарных обществах — достоинство раба.
Случается, что отдельные адепты при этом «падают без чувств». На массовых ритуальных встречах, в толпе, под влиянием музыки, речевых инструкций, ритмических раскачиваний, световых эффектов у сектантов возникают экстатические состояния, истерические припадки, истерические психозы с симптоматикой одержимости, «одичания» и кликушества (крики, брань, лай, рычание, вой и т. п.). Иногда, вероятно, возникают эпилептические припадки (аффект-эпилепсия). Американские психологи установили весьма интересный факт: аномальные личности не выносят классической музыки (Моцарт, Шуберт, Бах, Бетховен и др.). Чтобы «отпугнуть» сомнительную публику, в нужных местах транслируют такую музыку, и будто бы это помогает лучше полицейских. В некоторых странах (Япония, Германия) предпочитают русскую классическую музыку из-за ее благотворного влияния на добропорядочных граждан.
19. Гипервентиляция. Используется в сектах восточной ориентации, составляет ядро методики голотрофного дыхания Г.Грофа. В секте «Аум-Сенрике» адепты, сидящие в «позе лотоса», совершают по 25 глубоких вдохов и выдохов в минуту, затем следует пауза — полная остановка дыхания, то есть гипероксия периодически сменяется гипоксией. При «динамической медитации» используется «хаотическое дыхание» под звуки барабана, в результате чего наступает «особое состояние». Гипервентиляция в медицине используется, как известно, в качестве метода провокации эпилептической активности головного мозга. По описаниям «пациентов», лечившихся по методике Грофа, у них развиваются психотические эпизоды, состояния спутанного сознания. Упомянутые признаки психического расстройства сектантами интерпретируются в мистическом смысле или расцениваются как свидетельство «очистки организма и психики».
20. Медитация — способ самостоятельного погружения в гипнотическое состояние. Является обязательным элементом практики йоги в разных ее вариантах. В медитации часто используется метод многократного повторения мантр. Мантра — короткое «священное» слово, которое гуру (наставник, учитель) втайне от всех сообщает своему ученику. Обычно это символ какого-то понятия или ряда понятий. Мантра «ом», например, состоит из трех фонем: А — означает творение (Брахма — божество созидания), У — поддержание (Вишну — бог-хранитель), М — разрушение (Кришна — бог-защитник, избавитель). Есть мантры, общие для всех приверженцев культа. Кришнаиты повторяют разные сочетания 2–3 слов с обязательным упоминанием имени своего бога. При этом они перебирают четки (число повторений мантр — 1728 раз в день). Глубокая сосредоточенность на повторении мантр сочетается с усилиями по ограничению внешних впечатлений, отключению от мыслей и воспоминаний. Иногда самопогружение достигается без повторений мантр, только путем отключения от внешнего и внутреннего мира. Сеанс медитации длится десятки минут. Выход из состояния самопогружения самостоятельный, иногда по команде учителя.
Способность впадать в самогипноз и выходить из него поддается тренировке, равно как навык засыпать и пробуждаться в нужное время. Во время медитации поток впечатлений резко ограничивается, что ведет к сенсорной депривации. Теряется ощущение тела, медитирующий ничего не видит (глаза закрыты) и почти либо ничего не слышит. В результате происходит ослабление контрольных функций сознания, возрастают внушаемость и самовнушаемость, могут появляться неуправляемые образные фантазии («сон наяву»), психотические переживания. Существует, как известно, экспериментально подтвержденная гипотеза, согласно которой появление симптомов шизофрении обусловлено блокадой сенсорных стимулов. Махариши, в свою очередь, уверяет, что «медитация — единственный ответ на все вопросы человека».
Следует особо подчеркнуть, что специальных методик выведения из состояния гипноза в сектах не применяют, в отличие от практики врачей-психотерапевтов. Каковы последствия этого, сказать наверное трудно, они, по-видимому, недостаточно изучены, однако можно предположить, что в итоге происходит нечто вроде кумуляции (накопления, наслаивания) гипнотических эффектов. Во всяком случае, ясно, что психическое состояние человека от этого не улучшается. Что представляется бесспорным, так это то, что высокая степень внушаемости рядовых сектантов является строго избирательной — только по отношению к индукторам конкретной секты.
Вследствие такой внушаемости пассивно, слепо и безо всякой критики принимается все, что индоктринирует вероучение, даже нелепые, фантастические, если не сказать бредовые вещи. Последние сразу же, непосредственно встраиваются в психологические структуры личности и позже осознаются как изначально принадлежащие ей, а не полученные извне. Это напоминает известный эффект спящего — отсроченное влияние сообщения, когда помнится его содержание, но забывается причина недоверия к нему (в случае с сектантами, напротив, полного и безоговорочного доверия).
22. Обряды инициации — церемонии посвящения в адепты или, вообще говоря, совершение таинств, итогом которых является чувство принадлежности к какой-либо группе. Такие обряды существуют с первобытных времен по сей день, представляя собой строгую последовательность символических действий. Обряды посвящения — важный, критический момент в развитии Я-концепции личности. В различных конфессиях, а также в сектах церемониям инициации придают поэтому исключительно важное значение.
Обряды посвящения в сектах обставляются очень торжественно, проводятся в полной благоговения и мистического трепета обстановке, при большом скоплении людей, физическом или незримом присутствии самого «учителя», а также важных персон из его окружения. Так, центральное значение в культовой практике мунитов имеет церемония «благословения». Она включает в себя церемонии «святого вина» и «священного бракосочетания».
Суть «винной церемонии» заключается в полном отказе от прошлого и переходе в лоно «семьи» Муна. По словам Муна, церемонии «благословения» являются «процессами прививки, при которых вы отделяете себя от сатанинского мира и приживляете себя к семье Истинных Родителей». Перед тем новичков — «детей» долго «обучают». Их ни на минуту не оставляют одних, заставляют работать, слушать лекции, молиться и петь гимны по 14–16 часов в сутки, запрещая общаться с родителями — представителями «сатанинской» стороны.
Обряд посвящения у Асахары — «шактипат», по словам «его святейшества», выглядит так: «Шактипат — это передача энергии через мой большой палец, помещаемый на лоб реципиента. Этот прием может иногда мгновенно пробудить кундалини (духовную энергию, спящую в копчике). Одновременно с тем Асахара «берет на себя греховную карму учеников». Посвящение включает и «кровавый ритуал», при котором пьют «кровь самого Асахары». Связь через кровь издавна означала: моего Я более нет, Я — это ты».
Вот как описывают обряд инициации прошедшие его девушки-сатанистки. Ночью, на кладбище они должны переступить крест и отвергнуть тем самым веру во Христа. Это значит: я уподобляюсь зверю, отказываюсь от человечности. Затем следовало выпить кровь животного, с которого живьем сдиралась кожа. Столь же кровавыми и садистическими являются другие ритуалы сатанистов.
В обрядах инициации используется множество приемов психологического влияния, имеющих целью радикальное изменение личности, переход ее в новое качество, не имеющее ничего общего с прежним. В сочетании с предшествующей «обработкой» и последующими воздействиями (уже в составе секты) на человека попытки тотальной трансформации личности являются, по-видимому, достаточно успешными. О прошлом своем Я адепт будет позже вспоминать как о чем-то постороннем, чуждом, ненастоящем, если будет вспоминать когда-нибудь вообще.
23. Дезинформация. Обман и откровенная ложь — давно известное, мощное и употребляемое не только в сектах воздействие на зависимую личность. Важно, чтобы дезинформация производила впечатление сенсационности, в этом случае она наиболее действенна, так как изумляет человека. В этом смысле желание быть обманутым вообще свойственно обывателю, правда для него — слишком суровое испытание. «Сущность вульгарности, — заметил Д.Рескин, — в стремлении к сенсации». Хаббард считал ложь единственно эффективным способом контроля над людьми и прилагал немало усилий к тому, чтобы адепты принимали ее как абсолютную истину. Лидеры многих сект изобличались в свое время как мошенники, ловкие жулики и авантюристы, зачастую они — непревзойденные мастера лжи.
24. Употребление психоактивных препаратов — наркотиков и психоделических (вызывающих психотические явления) субстанций. Используется для повышения эффективности контроля над сектантами. До формирования химической зависимости дело обычно не доходит. Отчасти потому, что частота и дозы приема психоактивных препаратов регламентируются из соображений экономии средств и нежелательности грубых психических сдвигов в опьянении, но также потому, что зависимость от секты, по-видимому, на порядок выше, чем от наркотиков, а при таких обстоятельствах наркотическая зависимость не имеет внутренних психологических предпосылок к своему развитию.
25. Формирование оккультного мышления. В ряде сект существует система обучения, где преподаются «теоретические» основы оккультизма и осваиваются практические способы овладения тайными силами. Так, «программа школы» «Роза-Крин» включает такие темы, как «основы управления пси-полями через слово, мысль, волю», «основы влияния на человека гаданий, гороскопов, сонников, колдовства, экстрасенсорики на психику и психоэмоциональное состояние, здоровье, судьбу» и т. д. Другими словами, научная картина мира, дисциплинированное мышление, логика, реалистическая ориентация и научные методы познания отбрасываются как несостоятельные и непригодные для нужд вероучения. Тем самым индоктринируется обскурантизм, непроницаемый для доводов рассудка и разума.
Часть адептов в течение переходного к окончательному погружению в оккультизм периода обнаруживает нечто вроде «раздвоения сознания» — состояния, когда естественнонаучные подходы в мышлении сосуществуют с мистическими. Например, врач в одно и то же время использует научные методы диагностики и лечения и параллельно с тем оккультные методы целительства. Оккультное сознание, естественно, объявляется «высшим» приобретением человека. Существует и распространяется даже «теория», согласно которой в «грядущей войне» выживут только люди, наделенные паранормальными, оккультными способностями.
Даже в мягком переводе это означает, что адепты оккультизма вынашивают планы и рассчитывают свои возможности сокрушить своих оппонентов. Последним в случае поражения не останется ничего другого, как последовать совету А.Дюма: «Никогда не следует быть исключением. Если живешь среди сумасшедших, надо и самому научиться быть безумным». Индоктринированием оккультизма систематически, на протяжении 10–15 лет заняты российские региональные и особенно центральные СМИ, в первую очередь телевидение, мощь воздействия которого многократно превосходит силу влияния радио и печатной продукции. Повышенное внимание в последние годы уделяется почему-то астрологическим «прогнозам», зачастую просто анекдотичным. Например, «ракам» завтра будет легко уйти от налогов, а «рыб» ожидают неизъяснимые наслаждения секса, но «надо проследить», чтобы при этом не было «большого скопления людей». Очевидно, считается, будто достигнутая степень оболванивания населения столь велика, что о такой и не помышляли изобретатели астрологии — вавилоняне.
Целительство в сектах имеет следствием еще три вещи. Во-первых, сами целители проникаются искренней верой в свои сверхъестественные нечеловеческие способности: возникают бредоподобные идеи своего могущества или, так, вероятно, будет сказано точнее, индуцированный архаический бред. Обычно целителями становятся стеничные натуры, а то и личности с гипоманическим складом характера. Во-вторых, больные получают надежду на то, что им в любом случае помогут, особенно там, где медицина бессильна. В-третьих, практика целительства дает прекрасные возможности вовлечения в секту обратившихся за помощью.