Как понять что молитва действует
Как молиться и как действует молитва?
В этой статье мы представляем вам обзор того, как работает молитва и как лучше молиться с духовной точки зрения. Существует два типа молитв: о мирском благосостоянии и о духовном росте. Соответственно, ответы на эти молитвы будут получены от разных Божественных Аспектов. Духовные исследования показали, что даже отрицательные энергии или сущности могут отвечать на наши молитвы, чтобы причинить нам ущерб. Духовный уровень человека является единственным важным фактором для получения положительного ответа на молитву. Молиться за мир на Земле – это конечно прекрасно и благородно, но скорее всего, такая молитва останется без ответа из-за слишком низкого духовного уровня молящихся. Как ни парадоксально, но люди, которые действительно могли бы одной молитвой достичь такого изменения – это Святые, но они видят тщетность такой молитвы, потому что объединены с Богом на таком высоком уровне, что действуют в полном соответствии с Его волей и не воспринимают её отдельно от своих собственных желаний. Кроме того, положение нашего тела также влияет на эффективность молитвы.
1. Введение
Когда люди сталкиваются в жизни с тяжёлыми или непреодолимыми ситуациями, такими как потеря любимого человека, неизлечимая болезнь, большие финансовые проблемы и т.д., то они молятся Богу или определённому Аспекту Бога. Это молитвы с материальными или мирскими ожиданиями.
Ищущие Бога, главной целью которых является духовный рост, также регулярно молятся Богу не только в трудных ситуациях, но и в повседневной жизни. Они не молятся для получения мирских преимуществ, а заботятся о духовном росте. Для них молитва является частью их духовной практики.
В этой статье объясняется, как даются ответы на различные типы молитв и как научиться молиться, чтобы это действовало.
Для лучшего понимания этой статьи, пожалуйста, прочитайте следующее:
Важно знать, что проблемы в нашей жизни могут иметь физические, психологические или духовные причины. SSRF в своих исследованиях выяснил, что до 80% проблем имеют свою первопричину в духовной сфере. Судьба (карма) и умершие предки – основные духовные причины возникновения жизненных проблем.
2. Кто отвечает на наши молитвы и как это происходит?
2.1 Кто отвечает на молитвы?
2.2 Как действует молитва?
Примеры молитв, в конце которых следует благодарность:
3. Когда наши молитвы действуют?
В нашей жизни 65% событий происходят по воле судьбы. Предопределённые события – это те события, которые мы не можем контролировать. Подробнее об этом в статье – Судьба и свободная воля.
Заранее предопределённые события, как хорошие,так и плохие, неизбежно произойдут в нашей жизни. Плохое событие может выглядеть как серьёзное заболевание или неудачный брак. Обычный человек начинает молиться, когда такие события случаются в его жизни. Он молится Богу с надеждой и просьбой об избавлении от них. Однако, наш опыт показывает, что наши молитвы в таких случаях не всегда выполняются. Пожалуйста, обратитесь к статье “Судьба как духовная причина трудностей в жизни”.
Так что же это за правило? Когда же молитвы отменяют действие тяжёлых роковых событий так, что само событие не случается или мы, по крайней мере, от него защищены?
Это правило заключается в следующем:
4. Что определяет эффективность нашей молитвы?
Следующие факторы способствуют повышению эффективности молитвы:
4.1 Духовный уровень человека и молитва
Духовный уровень молящегося человека является одним из ключевых критериев, определяющих влияние молитвы.
Много раз мы слышали призывы собраться вместе и молиться за важные цели, такие как мир во всем мире, сокращение глобального потепления и тому подобное. С точки зрения реальных результатов, это больше психологический уровень. Великие мировые события имеют под собой мощную духовную основу и могут быть преодолены только духовными усилиями людей с высоким уровнем духовности, таких как Святые. Даже если миллионы людей (среднего духовного уровня) соберутся вместе и станут молиться за большое глобальное событие, это будет выглядеть также, как большое количество муравьёв пытаются поднять валун.
Примечание: Мы можем подумать: если Святые могут влиять на глобальные изменения, тогда почему же они не молятся за мир во всём мире или за сокращение глобального потепления? Парадокс заключается в том, что хотя Святые и имеют необходимую духовную силу, но также они обладают духовной эмоцией, что только Бог один знает, что лучше всего. Кроме того, они находятся в статусе “Наблюдателя“ (Сакшибхав) и для них естественно не вмешиваться в план Бога, они прибывают с Ним в гармонии. Они полностью осознают, что согласно Божественному плану всё происходит в соответствии с индивидуальной и коллективной судьбой. (Предопределенными событиями являются те, которые были вызваны нашими действиями в этой или прошлой жизни.)
5. Как молиться – самая лучшая поза во время молитвы
В результате духовного исследования SSRF выявила позу (или мудру) для молитвы, которая является наиболее эффективной для получения Божественной энергии.
Следующие рисунки, основанные на духовном знании, показывают два этапа этой позы (мудры) и то, что происходит на духовном уровне во время нашей молитвы.
5.1 Первый этап молитвенной позы
Вначале нужно поднять руки и мягко коснуться большими пальцами Aджна чакры (центр духовной энергии между бровями). Начинать молитву лучше всего после принятия этой позы.
Когда мы склоняем голову в такой позе, мы пробуждаем в нас духовную эмоцию преданности. Это, в свою очередь, активирует соответствующие тонкие вибрации Аспектов Бога во Вселенной. Эта Божественная вибрация поступает через кончики пальцев, служащие в качестве антенны, и затем через большие пальцы идет к Aджна чакре и далее в тело молящегося. В результате увеличивается положительная духовная энергия в нас, что даёт нам ощущение лёгкости и освобождает нас от симптомов физического и психического расстройства/дистресса (страдания/стресс, причины которых является духовными).
5.2 Объяснение 2-го этапа
Закончив молиться, надо сделать вторую мудру, как показано на рисунке выше. То есть, вместо того, чтобы сразу опустить руки вниз, их нужно поместить в область середины груди так, чтобы запястья касались груди. Это помогает принять больше Божественного Сознания (Чайтаньи) соответствующего Принципу Бога. Так передаётся Чайтанья, поступающая через кончики пальцев, теперь уже к Анахата чакре. Сердечный центр, так же как Aджнa чакра, принимает Божественные вибрации. При прикосновении запястий к груди сердечная чакра активируется, что позволяет принять больше саттвических вибраций. Если Анахата чакра активирована, она пробуждает в ищущем духовную эмоцию (бхав) и преданность.
На этом этапе нужно посмотреть внутрь себя и созерцать опыт Божественного присутствия.
5.2.1 Как молиться – правильная поза во время молитвы
Пожалуйста, обратите ваше внимание на следующие пункты:
5.3 Молитва с духовной эмоцией
Следующий рисунок основанный на духовном знании показывает, что происходит, когда человек с духовным уровнем 50% молится с духовной эмоцией (бхав). Важный момент, который следует здесь отметить: молящийся привлекает к себе Божественное сознание, и оно также передается окружающим его людям. (Обратите внимание на ту часть рисунка, которая показывает, что 5% вибраций Божественного Сознания (Чайтанья) передаются из тела вовне). Вот почему можно часто наблюдать такое, что когда люди молятся с духовной эмоцией, в этот момент духовная эмоция пробуждается у других.
5.4 Означает ли это, что мы всегда должны принимать такую позу, когда молимся?
Если человек находится на более высоком духовном уровне (выше 50%), то он начинает принимать (тонкие) Божественные вибрации непосредственно через Брахмарандхру. Брахмaрaндхрa – это тонкое “отверстие” над Сахасрара чакрой (согласно Духовной науке Кундалини-Йоги), имеющее доступ к Универсальному разуму и интеллекту. У людей с низким духовным уровнем это тонкое “отверстие” закрыто. Главным фактором, способствующим открытию Брaхмaрaндхры, является низкий уровень эгo. Когда человек достигает такого уровня духовного развития, необходимость в молитвенных мудрах снижается.
Однако, если человек с духовным уровнем 50-80% дополняет свои молитвы рекомендуемой мудрой, то получает дополнительно Божественное сознание. К примеру, у человека с духовным уровнем 50% такой дополнительный эффект равен 30%, и он будет пропорционально уменьшатся с увеличением духовного уровня.
Так как многие люди не имеют высокого духовного уровня, они не могут воспринимать Божественные вибрации через Брахмарандхру. Однако, большинство людей (с 30-60% уровнем) могут принимать тонкие вибрации (хотя и в меньшей степени) кончиками пальцев, так как кончики наших пальцев особо чувствительны к получению или отправке тонкой энергии. Этим людям лучше всего использовать рекомендуемую выше молитвенную мудру. Применяя мудру, мы получаем на 20% больше эффекта, чем без мудры, при условии, что все другие факторы остаются неизменными.
5.5 Сравнение эффективности различных поз
Мы можем повсюду наблюдать различные положения рук при молитве. Во время духовного исследования мы изучили всевозможные положения рук (мудры) при молитве и пришли к следующим выводам с точки зрения их эффективности:
Поза/Положение рук | Духовный эффект 1 | Уровень положительной энергии 2 | величина досягаемой положительной энергии 3 | Препятствия от негативных существ 4 |
---|---|---|---|---|
8% | Высокий | 30% | 2% | |
4% | Средний | 10% | 4% | |
2% | Низкий | 5% | 5% | |
2% | Низкий | 5% | 5% |
Вы можете сами попробовать провести тонкий эксперимент: Проговорите одну и ту же молитву, применяя при этом каждый раз одну из вышеупомянутых мудр.
В некоторых случаях во время молитвы люди держатся за руки. Это духовно неправильная традиция, потому что если человек рядом с вами подвержен влиянию отрицательной энергии, то большая вероятность, что чёрная энергия передастся вам.
МОЛИТВА (УСЛЫШАНИЕ И НЕУСЛЫШАНИЕ МОЛИТВЫ БОГОМ)
1. Какое прошение в молитвах бывает исполняемо Богом и какое низводит гнев Божий?
Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога неблагоразумием твоим. Будь премудр в молитве твоей, чтоб сподобиться славных даров. Испрашивай многоценное у Того, Кто чужд скупости, и получишь от Него многоценное, соответственно разумному желанию твоему. Соломон просил премудрости, а с нею получил и земное царство, потому что разумно просил у Великого Царя. Елисей просил сугубой благодати Духа в сравнении с тою, какую имел его учитель, и прошение его не осталось неисполненным. Просящий ничтожного у Царя честь его уничижает. Израильтяне просили ничтожного, и постиг их гнев Божий; они не занялись созерцанием дел Божиих и страшных чудес Его, а просили удовлетворения похотения чрева: еще брашну сущу во устех их, гнев Божий взыде на ня. (Преп. Исаак Сирский).
Приноси Богу прошения твои сообразно величию Его, чтоб возвысилось пред Ним достоинство твое, и Он возрадовался бы о тебе. Если кто попросит у царя небольшое количество грязи, то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного. Ангелы и Архангелы – эти вельможи Небесного Царя – смотрят на тебя во время молитвы твоей, внимая тому, что просишь ты у Владыки их: они удивляются и радуются, когда увидят, что составленный из земли, оставя плоть свою, просит небесного; напротив того, они огорчаются на того, кто, оставив небесное, просит своей грязи. (Преп. Исаак Сирский).
2. О ком прежде всего необходимо приносить молитву, чтоб и молитва о себе и других скоро была услышана Богом?
Он говорил: Кто хочет, чтоб Бог скоро услышал молитву его, тот, когда встанет для совершения ее и прострет руки горе, прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его. (Авва Зенон).
3. Чья молитва бывает исполняема Господом?
Сказал авва Исаия: кто ищет Господа с болезнею сердечною, того молитве Господь внимает и исполняет прошение его, если они приносятся в духовном разуме, если молящийся в сокрушении духа заботится о спасении своем, если не опутывается ничем мирским, если трудится в страхе Божием по силам своим о том, чтоб представить душу свою непорочною на суд Божий.
4. Оказывал ли Господь свою помощь тем, кто искренно обращался к Нему в скорби с молитвою?
Однажды авва Аммон пошел к авве Антонию Великому и потерял дорогу. Он присел и заснул немного. Проснувшись, помолился Богу так: Господи, Боже мой! молю Тебя, не погуби создания Твоего! – и явилась рука человеческая, как бы ниспускавшаяся с неба: она неслась по воздуху и указывала путь Аммону до того времени, как он пришел к авве Антонию. Тогда рука остановилась над входом в вертеп Антония. Аммон постучался в двери, отворил их Антоний. Они занялись беседою о душевной пользе. После беседы авва Антоний предсказал Аммону, что он преуспеет в страхе Божием. Произнесши это пророчество, Антоний вывел Аммона из келлии и, показав на камень, сказал: нанеси оскорбление этому камню и ударь его. Аммон сделал это. Тогда авва Антоний спросил его: дал ли тебе какой ответ, оказал ли тебе какое противодействие этот камень? Аммон отвечал: нет. Так и ты, сказал ему авва Антоний, достигнешь в подобную меру бесстрастия, – что и исполнилось.
5. Слышит ли Господь тех, кто любит свои похотения?
Не люби похотений; любящего похотения свои, когда он просит что у Бога, Бог не слушает. (Антоний Великий).
6. Угодны ли Богу молитвы человека, который питает в сердце своем злобу на ближнего и желает мщения?
Тщетны молитвы и подвиги человека, питающего в сердце злобу на ближнего и желание мщения. (Авва Исаия).
7. Слышит ли Бог молитву человека, который молится не в подвиге и утомлении тела, не из среды лишений и не из сердца смиренного и сокрушенного?
Все писание свидетельствует, что человек не бывает услышан Богом, если он молится Богу не в подвиге и утомлении тела, не из среды лишений, не из сердца сокрушенного и смиренного. Приступим всеусердно молитвою к благости Божией в слезах, в удручении тела подвигами и лишениями, оказывая покорность пред каждым человеком, смиряясь пред братиями нашими, как пред превосходящими нас во всех отношениях, не воздавая никому зла за зло, не питая ни о ком худых помышлений в сердце, имея со всеми одно сердце и одну душу. (Авва Исаия).
8. Почему иногда Господь медлит исполнять наши молитвы и должно ли допускать скорбь об этом?
Если молишься Богу о чем-либо, и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога. Делается же это с тобою или потому, что ты недостоин получить просимое, или потому, что пути сердца твоего не соответственны, но противны с просимым тобою, или потому, что ты не достиг еще той меры, которая нужна для того, чтоб принять дарование, просимое тобою. Не должно нам преждевременно искать того, что свойственно при великом преуспеянии, чтоб дарование Божие, по причине скорости принятия его, не было пренебрежено. Все удобно достигаемое и утрачивается скоро. Все же обретенное с болезнью сердца хранится тщательно. (Преп. Исаак Сирский).
9. Должно ли допускать печаль, когда во время молитвы об освобождении тебя от угнетающей греховной брани бываешь не услышан Богом?
Если ты молишь Бога, чтоб Он освободил тебя от угнетающей тебя греховной брани, и пребываешь не услышан Богом, то не впади от этого в печаль. Лучше тебя знает Бог полезное тебе. Молясь Богу во время брани, не скажи: «освободи меня от того-то или даруй мне то-то». Говори в молитве твоей так: «Господи Иисусе Христе! помоги мне, не допусти меня, заблудшего, пребывать в грехе моем; не допусти меня последовать воле моей; не допусти грехам моим погубить меня; умилосердись над созданием Твоим. Я немощен: не презри меня! К Тебе прибегохом: не оставь меня; исцели душу мою, яко согреших Ти. Пред Тобою вси стужающии ми, и нет мне, Господь мой, иного прибежища, кроме Тебя. Господи! спаси меня по великой милости Твоей: да постыдятся и посрамятся вси восстающий против меня, ищущии душу мою, изъяти ю. Господи! все возможно Тебе, и Тобою славим Бога-Отца и Бога-Святого Духа во веки». Тогда совесть твоя скажет таинственно сердцу, по какой причине Бог не внимает прошению твоему. От тебя уже зависит не пренебречь внушениям совести и исполнить то, что она предлагает исполнить. Ведай, что Бог не внимает молитве только такого человека, который сам оказывает преслушание Богу. Бог близок к каждому человеку, но исполнение нами пожеланий наших, противных Его воле, не допускает Его услышать нас. (Авва Исаия).
10. Почему необходимо усиленно молиться Богу, когда в нас появляется благое желание и почему иногда Господь не поможет человеку, хотя он и желает доброго и всякое ли благое желание входит в сердце человека от Бога или же оно может приходить и от диавола?
Избрать благое хотение предпочтительно другим хотениям (желаниям) принадлежит человеку, а совершить избранное благое хотение принадлежит Богу. Посему человек нуждается в заступлении от Бога. По этой причине, когда появится в нас благое желание, тогда вслед за ним участим молитвы, молясь не только о заступлении, но и о том, чтоб даровано было различить, служит ли это благое желание наше к угождению Богу, или нет. Не всякое благое желание входит в сердце от Бога, от Бога входит желание, приносящее пользу. Иногда человек желает доброго, но Бог не помогает ему, ибо приходят и от диавола некоторые желания, имеющие подобие добрых, и считаются полезными, но не соответствует мере человека. Диавол, умышляя сделать человеку зло, приносит желание и понуждает усильно стремиться к исполнению его, между тем, как человек не достиг еще соответствующего жительства, или то желание чуждо принятому человеком образу, или опять не наступило время, в которое можно бы было исполнить или начать исполнение его; или для исполнения его человек недостаточен по разуму или по телу; или не способствуют к тому обстоятельства времени. Диавол всеми способами, под личиною добра, старается или смутить человека, или нанести вред его телу, или устроить тайную сеть в уме. Но мы, как я сказал, принесем учащенные и теплые молитвы о благом желании, явившемся в нас, и каждый из нас да скажет: «Господи! буди воля Твоя в совершении этого благого дела, которое я возжелал исполнить, если то угодно Твоей воле. Восхотеть добра – мне удобно, а исполнить доброе желание без дарования, ниспосылаемого Тобою, – невозможно, хотя и то и другое, и еже хотети, и еже деяти – от Тебя, чтоб не без содействия Твоей благости решиться мне на принятие этого, подвигшагося во мне желания, или убояться его». Таков должен быть обычай желающему (истинного) добра: содействовать молитвою рассуждению ума, в помощь этим рассуждению и мудрости, разделяющим истину от лжи. Благое рассуждается молитвами многими, деланием и хранением, непрестанным вожделением, частыми слезами и смирением, небесным заступлением, особливо когда этому благому противодействуют помыслы гордыни, ибо они препятствуют приблизиться к нам Божией помощи. Упраздняем мы их молитвою. (Преп. Исаак Сирский).
Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.
«Говорите, вас слушают». Как работает молитва
Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
Подход к молитве должен быть не утилитарный, а, как говорится, феноменологический. Чтобы правильно оценить ее «результативность», смотреть стоит не на то, что произойдет в будущем (осуществление желания), а на сам процесс. Потому что в разговоре участвуют две стороны.
Почему мы не слышим и не видим Бога? В Ветхом Завете Он говорит прямо, что невозможно увидеть Его и остаться в живых. Причина – приобщение человека к смерти через принятие зла (наравне с добром: именно это произошло с первыми людьми в Эдеме). Христос как раз и пришел на землю, чтобы человека отнять у смерти – и дать возможность вернуться к жизни. Естественно, без воли человека это невозможно. А она должна отречься от смерти – греха. Лишь тогда мы снова сможем говорить с Ним лицом к лицу.
Поскольку нам до полного отречения от греха далеко, мы и не готовы услышать утвердительный или отрицательный ответ. Хотя в реальности он есть всегда, кроме случаев, когда мы тарабаним текст, не задумываясь о смысле. На заклинания ни Бог, ни Его святые не отвечают.
Впрочем, даже из греховного состояния ответ услышать можно. Из церковного опыта известно, что часто до общения с грешником снисходит Божия Матерь (поэтому мы Ее почитаем как «Скорую Помощницу», «Ходатаицу», «Надежду и Предстательство»): история Мария Египетской, иконы «Нечаянная Радость» и многие другие. Кроме того, отцы-аскеты разрабатывали свою «технику молитвы».
Ее главная составляющая – внутренняя тишина. Это значит, что надо отвлечься от посторонних мыслей. Такая рекомендация содержится в любом молитвослове в начале утренних молитв: «немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным».
Это трудно, но было бы желание – постепенно получается.
Не стой под стрелой: техника безопасности
Когда человек начинает погружаться в аскетику, он неизбежно увлекается и теряет чувство меры. Часто, начитавшись афонских подвижников и отцов-пустынников, он пытается практиковать молитву Иисусову «по правилам»: определенная поза, четки, непрестанное произнесение… Но пустынники на то и пустынники, что уже имеют внутреннюю молитву или как минимум нацеленность на нее. Для тех, кто живет в условиях, где полная тишина и постоянное сосредоточение на своем внутреннем мире рискуют привести в лучшем случае к рассеянности в выполнении обязанностей, в худшем – к повреждению психики, «техника» даже не вторична, а вообще не имеет особого значения.
Святитель Феофан Затворник напоминает, что молитва Иисусова – это только способ достижения молитвы непрестанной. От того, что ты перестанешь думать, а только будешь повторять молитву Иисусову, ты просто разучишься думать. Господу это совершенно не нужно. Тот же святитель Феофан призывает к «Богомыслию» – то есть размышлению о Боге, которое в себя включает и серьезную тренировку разума богословием.
Вообще вникать в смысл молитвы – необходимо, это касается не только молитвы Иисусовой. Механическое повторение – грубая ошибка. Именно это Господь в Евангелии называет «многоглаголанием» и предупреждает, что так человек уподобляется язычникам, которые думают, что «в многословии своем будут услышаны».
Радикально неправильный подход – искать в молитве наслаждения. Этой проблеме целые страницы посвятил святитель Игнатий (Брянчанинов), за что часто подвергается осуждению как якобы «борец с радостью». На самом деле речь о предохранении от экзальтации.
Радость – это не задача и цель молитвы, а ее результат. Цель молитвы – достигнуть постоянного памятования о Боге, взрастить веру и иные добродетели.
Задача – настроиться на достижение этой цели. Можно достигнуть и наслаждения, и радости, и даже созерцания Фаворского света. Но если вы начали молиться для этого – лучше остановитесь, а то в конечном итоге очнетесь в кабинете психиатра. Либо увидите не то что «нетварный свет», а «все ангельское воинство», либо впадете в жесточайшее уныние, переходящее в депрессию, потому что не сможете увидеть вообще ничего.
Кому помолиться, чтобы отомстить?
Церковница в нашем соборе рассказывает:
– Подходит женщина и спрашивает: «Кому мне помолиться? Мне отомстить надо». Я отвечаю: «У нас таким не занимаются». Она обиделась и ушла, даже слушать не стала.
Человек слаб и, претерпевая обиду, хочет, чтобы злодей получил по заслугам. Принципиально молитва против обидчика – явление не уникальное. Вот 108-й псалом: «Да будут дни его кратки, и достоинство его да приимет другой. Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою…» Но это текст ветхозаветный.
Нет, отказываться от Ветхого Завета, а тем более от Псалтири – не стоит. Христианские толкователи обычно объясняют эти строки как проклятия бесам.
Митрополит Антоний Сурожский не соглашался и считал, что такие слова естественным образом просятся на ум от обиды. Действительно, мы возмущаемся несправедливостью как неправедностью. Поэтому мы ужасаемся новостям об отнятых у матери-инвалида детях или о террористических актах. Но несправедливость в свой адрес адекватно оценить сложно, потому что «своя рубашка ближе к телу», мы субъективны.
Ветхозаветная рефлексия была проще евангельской. Человек умел отличать хорошее от плохого, а при должном внимании мог оценить, где пострадал за дело (покаяние Давида), а где – просто так (Иов), но мудрости у него было меньше. Заповеди любви к врагам не могло быть, пока человек не научился воспринимать соперника как «равноправного другого», то есть – понимать ограниченность своей оценки.
Нельзя молиться о мести не потому, что в идее воздаяния самой по себе есть нечто неправильное, а потому, что мы не знаем мотивов, внутреннего состояния и душевных возможностей обидчиков.
Пример: несколько месяцев назад соцсети взорвались гневом против депутатки, заявившей, что нельзя сокращать зарплату ее коллегам, потому что ей и так зарплаты (около 130 тысяч рублей) еле хватает. Хотя ее реплика может показывать не столько цинизм чиновницы, сколько искреннее непонимание ситуации. Возможно, она не воспринимает, что бывают и зарплаты по двадцать тысяч, а кто-то и на десять выживает. То есть формально знает, а в душе не укладывается: «Наверное, они подрабатывают или им помогают».
Так что молиться «против» кого-то нельзя потому же, почему нельзя осуждать: какой мерой судишься, той же будешь осужден. Молиться надо о восстановлении справедливости, а не о наказании виноватого. А там Господь разберется.
Трезвость – норма жизни
У знакомого священника есть выражение: «Промаливать ситуацию». В смысле, если что-то запуталось – начать просто молиться и ждать разрешения или ответа от Бога. Если это срабатывает, то срабатывает именно так: либо проблема сама по себе рассасывается, либо находится на нее адекватный ответ. Причем иногда ответ рождается уже в процессе молитвы.
И здесь надо четко отдавать себе отчет в нашей поврежденности. Нет, речь не о том, что мы обязательно находимся в состоянии духовной прелести или вот-вот в него ввергнемся. Мы просто часто слышим то, что хотим услышать. А хотим мы услышать не всегда правильные вещи. А иногда нам просто лень, вот и придумываем, что попроще. Поэтому если вдруг вы молились о понимании химии перед экзаменом и вам прямо на молитве или в тонком видении после нее явился периодический закон – лучше запишите его и разберите, что называется, на трезвую голову. Дабы не выдать какой-нибудь галиматьи.
Трезвомыслие на молитве необходимо. «Я молился, и на ум пришло…» – можно услышать как от неофита, так и от человека с огромным церковным стажем. Иногда действительно пришло на ум в результате молитвы. А иногда – вопреки ей. Например, читал человек вечерние молитвы, клюнул носом и в полудреме вспомнил последний телефонный разговор с другом. И обдумывать его стал не по причине большой душеполезности разговора, а потому что отвлекся. Поэтому рожденную на молитве мысль стоит отложить на несколько часов – если эта мысль такая мудрая, то она вернется еще более ясная.
К посторонним, да даже и не очень посторонним мыслям, родившимся на молитве, стоит относиться как к снам. Если они смущают или отвлекают – игнорировать. А вот если они предлагают какие-то великолепные решения – верифицировать.
Иными словами, тщательно проанализировать, помолиться еще раз, спросить совета у опытных людей – и только тогда осторожно протестировать. Лучше сначала «на черновике». Ровным счетом ничего не потеряете, а вот риски сильно снизите. Если нет времени на проверку – хотя бы просто помолитесь, но очень сосредоточенно и целенаправленно. И не жалуйтесь, если не сработало – это не Бог обманывает ожидания, это мы можем обмануть сами себя.