Как понять что нужно ребенку
Как понять, что ребёнку нужна психологическая помощь?
В связи с последними трагическими событиями в пермском университете многие сейчас задумываются не только о вопросах безопасности в образовательных учреждениях края, но и о другом аспекте: а как понять, что с ребёнком что-то происходит? Что ему нужна помощь психолога? Кроме того, информационный шум порождает слухи и вбросы, что добавляет страхов детям, которые стали свидетелями печальных событий или просто увидели сообщения в СМИ о событии. Юлия Шведчикова обо всём подробно рассказала в прямом эфире Instagram, который прошёл на площадке краевого Министерства образования:
«Итак, на что нужно обращать внимание, как разговаривать с ребёнком, и что делать, если что-то тревожит.
Во-первых, вам важно понять, что сейчас необходимо спокойствие взрослых. Спокойный взрослый – это уверенность ребёнка в его безопасности. Поэтому обратите внимание на своё самочувствие, на своё эмоциональное состояние. Если вас, так скажем, «накрывает» тревогой, у вас беспокойство, ответьте на вопрос сами себе: «что именно меня беспокоит?», пропишите это, составьте план каких-то разумных действий по обеспечению собственной безопасности, безопасности своих детей. И самое важное – пожалуйста, ориентируйтесь только на официальные источники информации. Всевозможные вбросы, фейки раскачивают наше эмоциональное самочувствие и не служат помощью нам и детям.
Если вас беспокоит тревога за ребёнка – договоритесь с ним о том, что он будет вас оповещать, что он, допустим, пришёл в образовательное учреждение, что он вышел из него. Договоритесь, что вы друг другу будете сообщать о том, где вы находитесь. Важно сказать ребёнку, что он для вас важен, ценен, нужен. О том, как вы его любите и беспокоитесь о его безопасности. А не потому, что просто хотите контролировать.
Как говорить о случившейся трагедии? Если ребёнок вас не спрашивает, не задаёт вопросов, то, наверное, лучше и не инициировать эти разговоры. Если всё-таки вопросы у ребёнка возникают – говорите честно, прямо, простыми короткими фразами, только факты. Воздержитесь от излишнего эмоционального реагирования, когда вы обсуждаете трагедию, воздержитесь от трансляции слухов, домыслов, воздержитесь от оценок личности человека, который послужил причиной трагедии, поговорите с ребёнком о фактах:
Вот такими простыми короткими фразами. Можно выразить своё отношение. Но в каком плане? Например, так:
Если ребёнок выражает каким-то образом тревогу – важно с ним об этом поговорить. Самый простой вопрос, который вы можете задать ребёнку вообще в любой ситуации, звучит так:
Какие изменения в поведении детей должны насторожить?
Это всё сигналы, что требуется более серьёзная помощь, чем просто разговор по душам с родителями. Физические проявления тоже достаточно простые и их легко заметить.
Это всё сигналы, которые говорят о том, что ребёнок не справляется со своими переживаниями. Вот в этих случаях, уважаемые родители, педагоги, другие специалисты, важно обращаться за психологической помощью. Есть номера телефонов горячей линии, есть номера телефонов службы доверия, есть психологические центры, которые в любой момент в круглосуточном режиме готовы оказать эту помощь. Будьте рядом с вашими детьми, разговаривайте с ними, обнимайте своих детей и будьте спокойны, потому что это очень важно для стабильного состояния ваших детей».
Советы родителям «Как понять, что нужно ребёнку?»
Ольга Иванова
Советы родителям «Как понять, что нужно ребёнку?»
Если спросить любого родителя, что они хотели бы пожелать своим детям,то их ответы будут приблизительно одинаковыми:
— чтобы ребёнок был здоров;
— чтобы ребёнок был культурным;
— чтобы ребёнок получил хорошее образование;
— чтобы ребёнок правильно выбрал профессию и добился больших результатов на этом пути;
— чтобы дело, которым он занимается было бы интересным и приносило хороший заработок;
— чтобы хорошо сложилась личная жизнь и, разумеется, семейная
— чувствуют дополнительную физическую и эмоциональную нагрузку;
— часто имеют зависимость от гаджетов и интернета;
— испытывают проблемы со зрением.
Для родителей очень важно поддерживать как физическое, так и интеллектуальное развитие своего ребёнка.
При огромных нагрузках в школе, дополнительных посещений занятий, различных кружков и секций ребёнку необходима высокая концентрация внимания и способность к запоминанию. А если ребёнок заболел и пропустил несколько дней, наверстать упущенное становится проблемой.
И чтобы наши дети были образованными, воспитанными, социально подкованными, здоровыми и т. д., им нужно сделать над собой немало усилий, проявить немало терпения, проявлять старание и силу воли.
Ребёнок должен понимать, что если ему что-то нужно, то он должен думать, как этого добиться и только в этом случае это возможно добиться. А если ребёнок будет думать, что это нужно кому-то другому (часто в угоду родителям), то эффект будет прямо противоположный. Он будет делать всё не то и не так, а результат в таком случае вряд ли его обрадует.
Поэтому родителям важно помнить, что когда они что-то говорят детям, советуют, чему-то их учат, важно не то, что они говорят, а то, насколько их понимают, важно то, что слышат их дети. В противном случае все аргументы родителей – простое «сотрясание воздуха»!
Все воспитательные процессы будут успешны и достигнут своей цели в том случае, если родители поймут, что воспитывают своих детей не для себя, а для них самих, потому что это им (детям) нужно их здоровье, счастье, образование, работа, семья.
«Нужно ли ребёнку посещать детский сад?» Консультация для родителей Детки в садике живут. Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают, Незаметно подрастают.
Советы родителям «Критикуем с умом» Как же все – таки правильно критиковать, чтобы не навредить ребенку? 1. Не надо крайностей Некоторые родители ошибаются, когда думают,.
Советы родителям «Не перебивай меня!» Делать правильно и быстро реагировать в каждой ситуации – это сложное, но очень важное в воспитании ребенка. Если к вам пришли гости, и.
Советы родителям «Не пора ли поиграть» Очень много советов, разных хитростей, а иногда и запретов по поводу игры. Но когда ребенок неумолимо просит вас с ним поиграть – это родителей.
Советы родителям «Неприличные слова» В практике мы очень часто встречаемся с такой ситуацией, когда ребенок впервые в его жизни произносит «неприличные слова» или «плохие слова».
Советы родителям по ПДД В любом несчастном случае с ребёнком виноват взрослый. Ведь именно от взрослых зависит обучение детей безопасному поведению на дороге.
Советы родителям «Скользкий лёд» Расскажите детям, как красиво зимой, как чудесно выглядит, покрытая льдом река, или пруд. Но лёд может таить опасность, особенно когда после.
Советы родителям «Веселые карандаши» Все дети – это маленькие художники. Родители знают, что малыши очень любят рисовать. Любая закорючка, завиток, прямая линия, для ребенка.
Как понять малыша по его жестам. Правила расшифровки
Конечно, родители интуитивно понимают своего ребенка. Но все же существует ряд расшифровок, призванных помочь наладить эту коммуникацию еще лучше. Вот несколько общих «говорящих» жестов, которые присущи почти всем детям.
Активные движения ногами
В сочетании с улыбкой — это сигнал того, что ребенок в хорошем настроении, рад видеть кого-то и готов к общению. Если же малыш капризничает, значит, его что-то беспокоит. Как минимум проверьте подгузник.
Хватает себя за уши
В покое часто означает исследование окружающего мира, в том числе и себя самого. Если же малыш при этом капризничает, стоит проверить уши на чистоту или воспаление.
Изгибает спину назад
Если это происходит во время кормления, то чаще всего малыш так реагирует на боли в животе или изжогу.
Отворачивает лицо
Это пункт никого не удивит. Сыну или дочке не нравится, что кто-то вторгается в его пространство или мешает.
Подтягивает колени к животу
Указывает на проблемы с пищеварением (запор, газы). Мягкое поглаживание живота, положение «столбиком» после кормления облегчат состояние малыша.
Открытые ладошки
Верный признак любопытства, готовности к играм и чему-то новому. Ребенок явно сыт и чувствует себя хорошо.
Сжатые кулачки
Это обычная привычка новорожденных, примерно до 3-4 месяцев. Но иногда такое состояние может означать, что ребенок напряжен, так как испытывает голод или стресс.
Сосет пальцы
Если вы не так давно кормили ребенка, а он теперь тащит кулачки в рот, то не спешите опять готовить еду. Скорее всего, это он делает для успокоения в преддверии сна.
Рано или поздно у вас с младенцем сформируется своя система общения, которую бы будете распознавать за секунды без какой бы то ни было помощи.
А какие жесты часто демонстрирует ваш малыш?
Витамины для школьника: как понять, что ребенку нужны пищевые добавки? Ответ врача-педиатра
Я собрала несколько важных фактов о витаминах, чтобы вы могли быть уверены, что выбрали лучшие добавки для укрепления здоровья ребенка.
Какие витамины нужны ребенку?
Важно обсудить этот вопрос с лечащим врачом!
Несмотря на то, что витамины продаются в любой аптеке без рецепта, не покупайте их без предварительной консультации с врачом. Минералы и витамины очень важны для здоровья детей, давать поливитаминные комплексы, особенно с жирорастворимыми витаминами опасно – витамины А и Д могут накапливаться в теле, провоцируя токсический эффект.
Врач (на основании анализов) определит конкретный курс витаминов, который подойдет вашему ребенку. Избыточный прием поливитаминов вызывает токсический эффект: тошноту, рвоту, сыпь и головные боли, а иногда и более серьезные побочные эффекты. В среднем, курс витаминов длится две недели, затем делается перерыв на месяц, и повторяется двухнедельный прием. Принимать препараты лучше в период каникул, чтобы поддержать организм ученика перед нагрузками.
Оцените состояние: нужны ли витамины?
К примеру, ученикам начальной школы требуется 25 мг витамина С каждый день, 3000 МЕ витамина А и 400 МЕ витамина D. Кроме того, малышам нужны и все витамины группы В. Причем, мальчикам нужно чуть больше витаминов, чем девочкам. Но в период полового созревания, который у девочек наступает раньше, соотношение становится противоположным.
Витамин D: нужен ли он школьникам?
Исследование 2016 года, опубликованное в журнале «Эпидемиология»,[i] выявило, что дети, в рационе которых не было коровьего молока, могут страдать от нехватки витамина D. Поэтому с октября по апрель им показаны профилактические курсы этой добавки. Можно использовать комплексные БАДы с омега-3 и витамином D, капсулы с рыбьим жиром или капли (водный или масляный раствор).
В летнее время ребенку не нужен прием этого витамина. Важно, чтобы малыш как можно больше бывал на свежем воздухе и получал необходимый ему витамин. Но не стоит длительно находиться под палящими лучами солнца – возможны ожоги. Витамин Д можно получить даже в тени.
Когда добавки необходимы?
Многие родители задаются вопросом: должны ли дети принимать витаминные или минеральные добавки?
Если меню вашего ребенка богато правильными и разнообразными продуктами, включает блюда из цельного зерна, свежие фрукты и овощи, молочные продукты, орехи, семена, яйца и мясо, тогда, возможно, витаминные комплексы не нужны.
Если ребенок пропускает приемы пищи, соблюдает диету или родители обеспокоены тем, что он не ест какие-то конкретные блюда, к примеру, овощи или молочные продукты, тогда рекомендуется не пренебрегать курсами витаминов.
Витамины и минералы стимулируют иммунную систему, поддерживают нормальный рост и развитие и помогают клеткам и органам выполнять свою работу. Если у школьника возникают проблемы со зрением, он быстро устает, часто болеет, шелушится кожа, трескаются губы – ему нужен курс витаминов, подобранных совместно с врачом.
Помочь организму справляться с нагрузками в период быстрого роста (в 8-9 лет), в период полового созревания помогут витаминно-минеральные комплексы.
Наряду со всеми вышеупомянутыми витаминами, в эти периоды нужен кальций и железо, йод, цинк и селен. А в периоды повышенных умственных нагрузок важно достаточное поступление йода, меди, магния и витамина В6.
Курс витаминов хотя бы дважды в год (в межсезонье) нужен детям, склонным к полноте, любителям фастфуда и сладкой газировки.
Если же дети придерживаются вегетарианской диеты, им нужно дополнительно принимать витамины группы В, особенно фолат (В9) и цианокобаламин (В12).
Как понять, что нужно младенцу?
Многие мамы беспокоятся, что в первые дни после родов у них нет молока и малыш останется голодным. Насколько этот страх обоснован?
Прежде чем ответить на этот вопрос, замечу: у женщин возникает достаточно разных опасений в послеродовой период. Ребенок и мама учатся понимать друг друга, привыкают к новой жизни. Что касается опасения, будто малыш будет голодать в первые 3–5 дней, – это заблуждение. Дело в том, что у здорового, физиологически зрелого ребенка в первые несколько дней жизни вообще нет пищевой потребности, у него еще не работает желудочно-кишечный тракт.
Но ведь любая мама знает, что ребенок тянется к груди, прикладывается к ней и пытается сосать. Разве это не значит, что малыш голоден?
Как ни странно, нет. Потребность в еде просто путают с так называемым сосательным рефлексом. Смысл сосания для малыша заключается в том, что его рот чем-то заполнен, ребенок получает приятные тактильные ощущения. Выходит, что примерно через каждые полтора часа малыш испытывает потребность в сосании, а не в еде. Маме совершенно не стоит переживать, что у нее нет молока. У нее еще до родов начинает выделяться молозиво. И оно по капельке растворяется во рту малыша, как вкусное, сладковатое гомеопатическое средство. Разумеется, это касается только здоровых детей. В других случаях решение о режиме кормления принимает врач.
Выходит, что сигнал, который подает ребенок, мама просто неверно понимает?
Да, это действительно так. Более того, есть и другие сигналы, которые могут ввести женщину в заблуждение.
Например, в первые дни после рождения у малыша по-другому работает терморегуляция кожи. Когда ему холодно, сосуды расширяются, и ребенок краснеет. Дыхание тоже работает не так, как у взрослых. Мы произносим звуки на выдохе, а новорожденный – на вдохе во время плача. Он одинаково выражает любое свое состояние. И именно поэтому маме не очень понятно, что происходит с ребенком. Малыш просто физиологически не способен подать правильные сигналы: кажется, будто он хочет есть, а он всего лишь желает сосать, кажется, будто ему жарко, потому что он покраснел, но ему холодно. Мама думает, что ребенок плачет, потому что голодный, но его всхлипывания могут значить все что угодно. Многие считают, что самое главное в первые недели – это наладить режим сна и питания для малыша. По моему мнению, самое важное – научиться понимать, что происходит с ребенком.
Кстати, обычно мамы стараются создать идеальную тишину, чтобы ребенок побольше спал. Верно ли они поступают?
К сожалению, это стремление не совсем отвечает потребностям малыша. И вот почему. Сон ребенка в первые месяцы жизни – особенный, пренатальный. Короткие периоды сна и бодрствования (по 15–20 минут) постоянно чередуются. Новорожденным не свойственно такое состояние: полностью отключиться и спать несколько часов подряд, ничего при этом не слышать, не ощущать запахи и прикосновения мамы. Он может просыпаться, не открывая глаз, и слышать то, что происходит вокруг.
И вот когда мама видит, что ребенок спит, старается создать вокруг идеальную тишину, оставить его одного в темной комнате, это, наоборот, вызывает у новорожденного чувство тревоги. Напротив, когда мама тихо разговаривает, приглушенно работает телевизор, малыш ощущает ее прикосновения. Он понимает, что все в порядке, и спокойно отдыхает.
Верно ли, что мама должна жить в режиме ребенка: отдыхать, когда он спит, и бодрствовать, когда он проснулся. Но это же сложно для взрослого человека!
Режим мамы и малыша, безусловно, должен совпадать. Но мудрая природа позаботилась об этом: к концу беременности у женщины начинают меняться ритмы сна, она даже может начать жаловаться на бессонницу. На самом деле такой неустойчивый и поверхностный сон – важная адаптивная функция мозга. Беременной женщине не стоит долго лежать в одной позе, и благодаря такому сну она может чаще переворачиваться, менять позу. Но самое важное – «материнский сон», как его назвал известный британский педиатр и психоаналитик Дональд Винникот, совпадает с ритмами сна новорожденного. В таком состоянии мама замечает, что происходит с ребенком: дышит ли он, бьется ли его сердце, улавливает даже запах. Именно поэтому так важно, чтобы малыш спал в одной комнате с мамой, иначе она тоже начнет тревожиться, когда не может уловить сигналов от малыша.
Не у всех мам получается жить в одном режиме с ребенком. Ведь часто они вынуждены днем заниматься еще какими-то делами – приготовлением еды, стиркой, уборкой.
Одна из главных ошибок мам – это стремление сразу после родов перейти к привычному ритму жизни: днем заниматься какими-то делами, а ночью – спать. Но ребенок так не может. Он часто просыпается ночью, его нужно кормить, брать на руки, уделять внимание. Возникает обычная ситуация: пока днем малыш спит, мама занимается своими делами, устает и хочет выспаться ночью. Но ей это не удастся!
В итоге мама перенапрягается и не может обеспечить ребенку общение и тесное взаимодействие тогда, когда ему нужно, – в те моменты, когда он активен. Для малыша важно, чтобы мама проявляла к нему внимание и днем, и ночью в одинаковой пропорции. Когда мама старается ночью спать, ребенку не хватает внимания, и что он начинает делать? Правильно, кричать, требовать его. Днем же сигналов от мамы поступает предостаточно, малыш много отдыхает, пресыщается ими. Так и возникает ситуация, когда говорят: ребенок перепутал день с ночью. Постепенно он сможет плавно перейти к нормальному режиму: ночью станет больше спать, потому что свет выключен и гораздо тише, чем днем.
Жизнь в одном режиме с малышом поможет научиться понимать его потребности?
Конечно. Интересно, что на самом деле женщина отлично понимает состояние ребенка – ведь во время беременности она чувствовала, как он шевелится, благодаря гормонам понимала его настроение, ощущала, как бьется его сердце. Вся эта информация, пусть и неосознанно, но осталась в мозгу. Жизнь в совместном режиме помогает женщине всего лишь «перекодировать» эти знания: теперь она держит ребенка на руках, а эмоции может распознавать благодаря мимике и издаваемым звукам. Еще в 80-х годах ученые провели исследования, результаты которых показали: те мамы, что были внимательны к своим новорожденным детям, могли различать плач малыша и определять, чего ребенок хочет. Более того, анализ сонограммы плача продемонстрировал, что дети у таких мам действительно плачут по-разному, то есть понимают, как взрослый человек реагирует, и подают ему нужный сигнал. Этот процесс называют «взаимным научением», а мам, понимающих своих детей в таком маленьком возрасте, – «компетентными». Уже к полутора месяцам малыш начинает демонстрировать первые коммуникативные умения – смотрит в глаза, улыбается. Именно тогда возникает конструктивный диалог между матерью и ребенком, и становится гораздо легче.
То есть необходимо приготовиться к тому, что первые 6 недель после родов будут сложными?
На самом деле уход за ребенком – не такая уж тяжелая работа. Однако мама все равно устает и психологически, и физически. Ведь малыш весит около 4 килограммов и быстро начинает прибавлять в весе. Необходимо приготовить еду, постирать, покачать ребенка на руках. Только выработка грудного молока отнимает около 20% всех физических ресурсов. Так вот, мама должна отдыхать физически, и этот отдых – забота всей семьи. Когда малыш спит, маме лучше заниматься тем, чего она действительно хочет: тоже поспать, почитать, поесть. А не бежать и готовить ужин для мужа. Конечно, современные молодые семьи часто живут вдалеке от бабушек и дедушек, папы много работают, и женщина остается дома одна с ребенком, поэтому найти время для отдыха сложно, но это необходимо. Важно разделять две вещи: материнство и хозяйство. Материнство – это то, что женщина дает своему ребенку непосредственно в общении с ним. Тогда ее материнская компетентность будет расти. А когда женщина будет стирать и готовить, пусть и для ребенка, лучшей мамой она не станет. Об этом должна помнить вся семья при подготовке к первым полутора месяцам после родов.
А в чем заключается психологический отдых?
Дело в том, что материнство требует постоянной включенности всех психических систем в процесс воспитания. Постоянное внимание, повышенная ответственность за жизнь беспомощного существа выматывают, истощают. Чтобы отдохнуть полноценно, необходимо разделить ответственность с близкими. Малыш – не только мамин ребенок, но и папин, и бабушкин и дедушкин внук. Они могут поиграть с ним или просто помочь маме по хозяйству. Нужно обязательно организовать для женщины отдых не менее получаса в день – без ребенка. Но при этом мама должна быть абсолютно уверена, что с ним все в порядке. Например, папа, придя с работы, может пойти погулять с малышом. В коляске он чувствует себя защищенным, его укачивает, как раньше в животе у мамы. Не важно, кто катит коляску. Главное, чтобы мама оставалась дома, а с малышом уходили. Если женщина оставляет ребенка, пусть и с тем, кому доверяет, у нее через 15 минут развивается сепарационная тревога, и речи об полноценном отдыхе идти не может.