Как понять что ребенок получает заднее молоко
Дисбаланс переднего и заднего молока: причины, признаки и способы решения
Что такое дисбаланс переднего и заднего молока?
Когда молоко, которое ребенок получает во время грудного вскармливания, не является равноценной смесью переднего и заднего молока, тогда возникает дисбаланс.
Что вызывает дисбаланс переднего и заднего молока?
При правильном грудном вскармливании ребенок получает хорошую смесь переднего и заднего молока, что обеспечивает хорошее пищеварение и быстрое питание. Но если малыш голоден и склонен быстро пить, то молоко не успевает правильно перемешаться. Это приводит к более высокому потреблению переднего молока по сравнению с задним.
Симптомы дисбаланса переднего и заднего молока
Дисбаланс переднего и заднего молока имеет четкие признаки:
Когда ребенок получает молоко в несбалансированной пропорции, возникает чрезмерное давление на пищеварительную систему. Из-за постоянных газов кишечник малыша оказывается постоянно в постоянном движение, в результате в стуле могут появиться пятна крови.
Грудное молоко составляет важную часть рациона ребенка прежде всего потому, что оно помогает ему набрать вес и развить содержание жира, необходимое для поддержания здоровья и тепла тела. Однако именно заднее молоко содержит большинство этих компонентов, а не переднее, и дисбаланс приводит к тому, что малыш попросту не добирает достаточно веса.
Поскольку именно заднее молоко имеет самое высокое содержание жира и является густым по своей природе, оно помогает правильно наполнить желудок ребенка и заставить его чувствовать себя сытым. При его отсутствии малыш может постоянно просить, чтобы его накормили.
Иногда дисбаланс может изменить природу самого молока. В результате оно будет слегка кислым. Такие кормления чреваты частым стулом, в результате которого у ребенка появляется пеленочная сыпь.
Распространенным признаком дисбаланса молока является газ в желудке, который может легко стать болезненным и привести к коликам. Некоторые малыши решают эту проблему за счет высвобождения газов. Другим везет меньше, они не умеют справляться с этой проблемой. В результате мышцы живота сжимаются и сокращаются, ребенок громко плачет, сжимая кулачки, и пытается заснуть в позе эмбриона, чтобы уменьшить боль.
Правильное соотношение грудного молока дает организму ребенка необходимый заряд энергии, а также достаточное количество содержимого для переваривания желудком. Однако в случае дисбаланса большая часть переднего молока практически не покидает желудок и кишечник, чтобы выполнить свою работу. Вместо этого она проходит прямо вперед, что приводит к почти немедленному движению кишечника, причем некоторые младенцы иногда опорожняются даже во время грудного вскармливания.
Как бороться с дисбалансом переднего и заднего молока?
Есть несколько простых способов для решения проблемы дисбаланса переднего и заднего молока.
Подстраиваясь под предпочтения друг друга, графики времени и позиции, мама и малыш могут выработать единую стратегию, которая подойдет обоим. Нужно только запастись немного терпением.
Переднее молоко обычно вытекает первым перед жирным задним. Если ребенок имеет привычку наедаться быстро, имеет смысл заранее немного скачать переднего молока. Тогда ребенок получит правильную консистенцию.
В случаях дисбаланса молока существуют определенные положения грудного вскармливания, которые настоятельно рекомендуется исправить.
Чем дольше ребенок остается голодным, тем более агрессивной и «жадной» будет его техника питания. Это обычно приводит к тому, что он потребляет больше переднего молока, чем заднего.
Заднему молоку требуется некоторое время, чтобы начать вытекать из груди. Таким образом, продлевая процесс кормления, вы можете обеспечить полноценный прием пищи для ребенка.
Поскольку переднее молоко имеет тенденцию вытекать сначала из каждой груди, вполне разумно позволить ребенку полностью питаться из одной груди во время кормления.
Переключение груди еще до того, как ребенок получил хорошую долю молока с самого начала, может привести к избыточному потреблению переднего молока. Переключитесь на другую грудь только тогда, когда первая будет полностью пуста.
Мифы о дисбалансе переднего и заднего молока
Есть несколько мифов вокруг дисбаланса переднего и заднего молока.
1. Миф: если ребенок кажется обеспокоенным, постоянно пукает и у него зеленый стул, это явный признак большого потребления переднего молока.
Правда: симптомы могут указывать на другую проблему. Хотя несбалансированное потребление молока иногда приводит к возникновению ранее упомянутых состояний, во многих случаях это также может быть связано с непереносимостью лактозы у ребенка, которая не зависит от консистенции молока как такового.
2. Миф: если ребенок не набирает нужное количество веса по мере необходимости, это происходит из-за дисбаланса молока.
Правда: увеличение веса зависит от общего потребления молока. Если ребенок сам не потребляет достаточное количество молока, то не будет и прибавки в граммах.
3. Миф: кормление ребенка часто и постоянно увеличивает вероятность того, что он будет потреблять больше переднего молока, чем заднего.
Правда: продолжающееся грудное вскармливание обеспечивает достаточное количество грудного молока для ребенка. Хотя начальное молоко из полной груди имеет переднее молоко, но при последовательном кормлении ребенок начнет потреблять заднее молоко и будет иметь хороший рацион питания, состоящий из необходимого количества калорий и жиров.
Когда следует обратиться к врачу?
В случае, если у ребенка по-прежнему возникают приступы колик, снижается прибавка в весе и сохраняется чувство раздражительности, лучше всего показать его врачу, чтобы исключить другие возможные заболевания.
На платформе Vikids вы можете:
Вся правда о «переднем» и «заднем» грудном молоке
Во-первых, стоит учесть, что внутри груди нет ни шлюзов, ни таймеров, отделяющих производство «переднего» и «заднего» молока друг от друга. Сколько бы ни длилось кормление — одну или 25 минут — ребенок получит оба вида молока, они прекрасно между собой миксуются.
Во-вторых, нужно помнить, что грудное молоко — эксклюзивный дизайнерский продукт, который каждая отдельно взятая кормящая мать вырабатывает по нуждам и запросам организма собственного ребенка.
Однако «переднему» молоко достается от «критиков» по полной программе. Его, например, обвиняют в том, что именно оно делает стул новорожденного зеленым. Теория зеленого стула из-за «голубого» молока основана на данных о составе этого самого молока — оно содержит мало жира и много молочного сахара. И когда малыши получают слишком много молочного сахара, им попросту трудно его переработать, и это приводит к повышенному газообразованию и появлению пенистого зеленого стула.
Однако исследование на недоношенных детях показало, что баланс жира, белка и лактозы в грудном молоке, а также его количество, полученное за одно кормление, не влияют на скорость опорожнения желудка. Как указывает издание BellyBelly, это ставит под сомнение мнение о зависимости зеленого стула от перегрузки лактозой из «переднего» молока.
Есть мнение, что зеленый стул является следствием появления в диете мамы какого-то необычного или богатого железом продукта. Короче, на сто процентов «переднее» молоко нельзя назвать прямым виновником появления цветных какашек.
На самом деле, «голубое» молоко ребенку тоже нужно, иначе бы оно попросту не вырабатывалось. Например, в жаркую погоду молоко будет скорее более водянистым и менее жирным, чтобы обеспечить ребенка как полезными веществами, так и достаточным и соответствующим погоде количеством жидкости.
Да и вообще, детей на грудном вскармливании, по рекомендациям ВОЗ, не нужно допаивать до введения прикорма, так как функцию простой воды для них выполняет как раз то самое «переднее» молоко, которое старшие родственницы кормящей мамы часто — ошибочно — называют «пустым» и почем зря запугивают ее тем, что ребенок остается голодным на таком-то пайке.
Что же касается частоты прикладываний и питательности молока: чем чаще ребенок берет грудь, тем реже мама предлагает ему «бидон», переполненный полупрозрачной жидкостью, которая и является так называемым «передним», бедным на калории молоком.
Поэтому все как раз наоборот: у часто кормящегося младенца шанс получить разнообразное по своим свойствам и питательным качествам молоко гораздо выше, чем у тех детей, чьи матери предпочитают «подкопить» молока и прикладывают к переполненной груди раз в три-четыре часа. Фокус в том, чтобы ребенок хорошо опорожнял грудь во время кормления, а не в том, чтобы накопить для него как можно больше молока.
Как отличить правильное и эффективное кормление грудью от неправильного и неэффективного?
Чтобы вызвать рефлекторное выделение молока в достаточном количестве из материнской груди ребенок должен быть хорошо и удобно приложен к груди, так чтобы он мог эффективно сосать. Затруднения с грудным вскармливанием чаще всего возникают из-за того, что ребенок не берет грудь рот правильно, и поэтому не может сосать ее эффективно.
Правильное эффективное сосание груди
Хорошее приложение к груди и ее эффективное сосание малышом наблюдается при следующих признаках:
Если ребенок хорошо приложен к груди, то и сосать молоко он сможет эффективно. На это будут указывать следующие признаки: младенец делает медленные видимые сосательные движения. Глотания слышны примерно раз в секунду. Иногда малыш делает паузу на несколько секунд, позволяя молоку заполнить ротик. Когда ребенок начнет сосать снова он может это делать сначала несколько быстрее, стимулируя подачу молока, и после этого переходя на медленные глубокие сосательные движения. Щеки ребенка оставаться округлым в процессе кормления. К концу кормления сосание обычно замедляется, движения становятся реже и сопровождаются более длительными паузами. Важно чтобы ребенок продолжал сосать, так как в это время поступает богатое жирами «заднее» молоко. Когда ребенок насыщается, он сам спонтанно освобождает грудь. Сосок в это время может выглядеть растянутым, но он принимает исходную форму за несколько секунд.
Неправильное и неэффективное сосание груди ребенком
Ребенок, который плохо приложен к груди, скорее всего, и сосать будет неэффективно. Он может сосать быстро, но при этом будет очень редко глотать, а щеки его будут втягиваться внутрь. Когда ребенок перестает сосать и освобождает грудь, сосок может длительное время оставаться расплющенным или иметь следы сдавливания.
Причинами неэффективного прикладывания и сосания груди могут служить:
Однако наиболее важными причинами являются неопытность матери и отсутствие квалифицированной помощи со стороны медицинских работников, которые ее посещают. Многим матерям нужно квалифицированная помощь консультанта по грудному вскармливанию в первые дни кормления для того, чтобы ребенок хорошо прикладывался и сосал грудь.
Вызов специалиста по грудному вскармливанию на дом
В детских медицинских центрах группы компаний «Вирилис» мы знаем, что самым удобным местом для консультаций по грудному вскармливанию является свой собственный уютный дом:
Кроме вызова на дом специалиста по грудному вскармливанию, на дом можно вызвать врачей основных специальностей: педиатра, хирурга, аллерголога, уролога, пульмонолога, гематолога, дерматолога, окулиста, ЛОР-врача, ортопеда, гастроэнтеролога и остеопата. Также на дому можно осуществить забор анализов, проведение физиопроцедур и массажа. На дому могут проконсультировать и провести мастер-класс консультанты по грудничковому плаванию.
Узнайте о спецпредложении «Комплексный осмотр на дому»: удобство данной программы заключается в том, что вы можете выбрать из списка детских врачей именно тех специалистов, которые нужны вашему ребенку и индивидуальный набор медицинских услуг со скидкой 20%!
Преимущества вызова на дом специалистов ГК «Вирилис»
Дополнительные услуги на дому
Кроме оказания медицинской помощи врачом, специалистами детских клиник ГК «ВИРИЛИС» могут оказываться следующие услуги:
Как вызвать специалиста по грудному вскармливанию на дом
Оформить вызов на дом можно круглосуточно по телефону:
Как понять что ребенок получает заднее молоко
Возможно, вы слышали, как многие люди (врачи и не врачи) говорят о двух видах молока — переднем и заднем. Имеется в виду, что грудь производит два разных вида молока и часто это вызывает большую путаницу. На самом деле это не совсем так, все молочные клетки в вашей груди производят одно и то же молоко, поэтому специалисты по грудному вскармливанию стараются не употреблять эти термины.
Тогда откуда идет это разделение?
Начнем с того, что подразумевается под передним и задним молоком:
Переднее молоко — это молоко, «выходящее» из груди, когда ребенок начинает сосать, заднее молоко — это молоко, которое ваш ребенок получает в конце кормления. Молоко не обязательно должно быть с низким содержанием жира: содержание жира в молоке зависит от того, как долго молоко собирается в протоках и сколько из груди высасывается в это время.
Как же происходит процесс разделения?
По мере производства молока жир прилипает к бокам молочных клеток, а водянистая часть молока движется по протокам к соску, где смешивается с молоком, оставшимся от последнего кормления. Чем больше промежуток времени между кормлениями, тем более разбавленным становится оставшееся молоко. Это «водянистое» молоко имеет более высокое содержание лактозы и меньше жира, чем молоко, хранящееся в молочных клетках, расположенных выше в груди.
По продолжительности кормления невозможно определить, сколько жира получает ребенок. Некоторые дети наедаются за пять минут, а другим требуется 40 минут, чтобы получить такое же насыщение. Именно поэтому не существует рамок по продолжительности кормления, и если Вы услышали от врача совет, сколько по времени надо кормить ребенка — то бегите от этого врача, он не компетентен.
Часто можно услышать еще один совет: сцеживать переднее молоко, чтобы ребенок получал более жирное заднее. Но постойте-ка, ведь мы помним, что грудное молоко почти на 90% состоит из воды, тем самым удовлетворяет его потребность в жидкости. То есть, если Вы будете всегда сцеживать более водянистое молоко, то у ребенка может начаться обезвоживание, что приведет к совету про допаивание. А вода не несет в себе ничего полезного (в сравнении даже с передним молоком), что приведет к плохим прибавкам, а в следствие и докорму адаптированной смесью.
Но. Есть ситуации, в которых малыш высасывает только переднее молоко, затем начинает капризничать (более жирное молоко труднее сосется), мама дает другую грудь и он опять высасывает только переднее. Желудок полный, но насыщения нет, что приводит к более скорому следующему кормлению, и опять малыш высасывает только переднее молоко. Это может приводить к плохим прибавкам, поэтому следует обратиться к специалисту и выяснить причину такого поведения.
Из этого всего мы делаем вывод, что любое молоко из груди будет одинаково полезно для вашего малыша, если он ест не только переднее, как в предыдущем примере. Просто кормите его по требованию, меняйте грудь каждое кормление, а еще исключите соски и бутылки (они тоже провоцируют отказ высасывать заднее молоко).
Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании
Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.
Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].
После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].
Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.
Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.
Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].
Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.
Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.
Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком
Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.
Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].
Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.
К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.
В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.
Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.
Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании
Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.
Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутриутробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.
Литература
М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук
НИИ питания РАМН, Москва