Как понять что такое докучная сказка
Наше творчество: докучные сказки
Оксана Ушкова
Наше творчество: докучные сказки
Изучая докучные сказкидети получили задание: придумать или переделать уже готовую сказку. Вот что у нас получилось.
Жила – была бабка, и жила у неё кошка на окошке. Тут и сказке конец, потому что кошка упала с окошка в лукошко.
Жили –были дед да баба, ели кашу с молоком.
Рассердился дед на бабу – трясь по печке кулаком.
Тут и сказке конец – печка развалилась.
— Рассказать тебе сказочку про белого гуся?
Жили-были два лося – вот и сказка вся.
У нашего Алешки под окном растет морошка.
У Полины – куст малины.
А кто слушал – молодец,
Вот и сказочке конец.
Жил-был двор, на дворе – кол. На колу висит мочало, начинаем все сначала.
Жил – был царь, а у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не начать ли сначала?
Жил – был старик, у старика колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.
У нашего Мишеньки под окошком вишенки.
У Андрея в саду клены,
У Полины – куст малины,
У Анжелы – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
Жили –были Лиса и Медведь в лесу. Проводился как-то лесной концерт. Ну, так лиса и медведь стали выступать. Лиса плохо пела, а медведь не умел играть на рояле. Вот такой дуэт получился.
Жил-был дед. И была у него курица. Снесла как-то курочка деду яйцо, тот съел яйцо, да и помер. Вот и сказке конец, а дед был молодец!
«Красная Шапочка» С раннего детства мы начинаем нашим деткам читать сказки. Любая сказка,особенно народная,несет в себе глубокий смысл. Вспомните как вы сами.
«Докучная сказка как одно из средств развития диалогической речи детей»
«Докучная сказка как одно из средств развития диалогической речи детей»
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития детей с ОНР. Они испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых к этой стороне поведения, активная помощь в овладении искусством речевого общения.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Исследователи называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Докучная сказка – это ещё одна жемчужина, придумка русского народа и средство для развития связной речи детей с ОНР.
Сначала дети овладевают лишь элементами диалогических единств (вопросами и ответами); учатся задавать вопросы, строить вопросительные предложения, дополнять недоконченные диалоги. Затем начинают знакомиться со строением диалога.
Диалогические единства строятся по определенным схемам:
Овладение диалогическим единством того или иного типа должно идти через группу взаимосвязанных упражнений.
При формировании навыков диалога у ребенка с ОНР необходимо опираться на следующие моменты:
Правила участника диалога:
Правила говорения:
Правила слушания:
Правила речевого поведения:
Несмотря на то, что правил ведения диалога гораздо больше, ребенок с ОНР в начале должен освоить указанные, как самые простые.
Докучная сказка относится к такому типу сказок, в которых несколько раз повторяется один и тот же отрывок текста. В сказке такого рода развития сюжета не происходит.
Произведение похоже на цепочку с одинаковыми звеньями. Звенья скрепляются между собой характерными вопросами, выражениями типа «не начать ли сказочку сначала»? И далее следует повторение отрывка.
Какие характерные особенности докучной сказки?
Цикличность, повторы, движение сюжета по кругу. Персонажи совершают одни и те же действия, бесконечно повторяющиеся.
Почему сказки называются «докучными»?
Давайте для начала разберёмся со словом «докучать». Докучать — это надоедать, допекать, цепляться. Докучный – приставучий, докучающий просьбами, наводящими тоску.
Докучные сказки сочинялись, в том числе и для того, чтобы сказитель мог отбиться от надоедливых слушателей, которые требовали поведать ещё и ещё одну сказку. Но невозможно было бесконечно повествовать. Чтобы сдержать пыл, рассказчик затягивал докучную сказку. От неё все уставали – таким образом, посиделки заканчивались.
Что высмеивают докучные сказки?
Различные недостатки человека, они проверяют человека на смекалку, приучают быть внимательным.
Итак, докучные сказки являются эффективным средством развития связной речи, памяти, внимания, мышления, умения рассуждать, коммуникативности, дикции детей и, что немало важно, очень им нравятся. Играть с детьми в них можно, когда ребенок достиг уровня ее понимания, когда он может ответить своей версией, имея собственный опыт.
Картотека докучных сказок
Сочинить для тебя докучную сказку?
— Сочинить.
— Ты говоришь «сочинить», я говорю «сочинить». Сочинить тебе докучную сказку?
— Попробуй.
— Ты говоришь «попробуй», я говорю «попробуй». Сочинить тебе докучную сказку?
— А зачем?
— Ты говоришь «зачем», я говорю «зачем». Сочинить тебе докучную сказку?
«Про бабку Лукерью»
— К тебе бабка Лукерья приходила?
— Приходила.
— Клубок приносила?
— Приносила.
— Сказку сказывала?
— Сказывала.
— А ты сказку слушала?
— Слушала.
— О чём была сказочка?
— Какая.
— К тебе бабка Лукерья приходила?
— Приходила.
— Клубок приносила?
— Приносила.
— Сказку сказывала?
— Сказывала.
— А ты сказку слушала?
— Слушала.
— О чём была сказочка?
— Какая.
И так до бесконечности, пока сказитель не устанет, ему не надоест или слушателям наскучит повторяющийся сюжет. А после сказочки к самовару – да за чай с бубликами, баранками и пряниками медовыми.
Литературное чтение. 3 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс
Урок 3. Докучные сказки.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Докучная сказка — малый жанр фольклора; сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.
Иногда в конце сказки рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки.
Гжель — русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в селе Хохлома. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную в красных, зелёных, золотистых и черных тонах.
Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки
Кроме устного народного творчества на Руси с давних пор развивалось декоративно-прикладное искусство, в котором находили отражение народные обычаи, верования, изображались персонажи фольклора. Не только в России, но и в других странах мира известны такие произведения прикладного народного искусства, как богородская и дымковская игрушка, предметы быта, расписанные мастерами Гжели и Хохломы.
Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016. – 223 с.:ил. С.18-21
На уроке мы узнаем, что такое докучные сказки, познакомимся с некоторыми произведениями прикладного искусства. Научимся отличать докучные сказки от других видов сказок. Сможем называть особенности докучных сказок; различать некоторые произведения прикладного искусства
Основное содержание урока
1. Перед нами сборник докучных сказок. Но прежде чем мы послушаем и почитаем сами сказки, давайте разберемся, что же означает само слово «докучные». Сейчас в русском языке слова «докучать», «докука» встречаются редко.
Слово «докука» означает надоедливая просьба, «докучать – надоедать, мешать, настойчиво просить или требовать чего-либо. Докучные сказки рассказывали детям и взрослым для развлечения, их можно назвать «шуточными» сказками или «сказками-обманками». Иногда, если рассказчику надоедали просьбой рассказать сказку, он вместо обычной сказки рассказывал докучную, намекая, чтобы ему не докучали. Чаще всего докучная сказка начинается, как и обычная, со слов «Жили-были», там могут действовать такие же персонажи, как в сказках, но на этом сходство заканчивается. Вот пример докучной сказки.
«Жил был царь у царя был двор на дворе был кол на колу мочало не начать ли сначала?»
В отличие от привычных для вас сказок, докучная сказка имеет неожиданную концовку или не заканчивается вообще.
взял ворону я за хвост,
положил ее под мост,
пусть ворона мокнет.
Представьте себе, сидит сказочник, вокруг слушатели собрались, сказку ждут.
Начинает сказочник: «Жили – были два гуся, тут и сказка вся!»
То-то шуму бывает, недовольства! Неожиданно закончилась сказка!
Ладно, говорит сказочник, другую сказку расскажу: «В некотором царстве,
В некотором государстве
И вздумала она лететь
В тридевятое царство,
В тридесятое государство.
Летела, летела, летела –
Сидела, сидела, сидела –
Летела, летела, летела –
Сидела, сидела, сидела, сидела –
Да полетела. » и так без конца сказка продолжается, пока слушатели не разбегутся.
Иногда докучные сказки-шутки превращаются в весёлую игру.
— Все спрашивают «зачем мне слон», а ты возьми и купи слона.
— Все говорят: «отстань», а ты купи слона…» И так до бесконечности, пока не надоест.
Итак, докучная сказка это малый жанр фольклора, состоящий из неограниченного числа одинаковых фрагментов или неожиданно заканчивающийся. Такую сказку можно рассказывать бесконечно пока не устанете вы или ваш слушатель. Докучную сказку можно сочинить самому, главное – знать её особенности.
2. Сегодня мы совершим экскурсию по центрам прикладного искусства России. Кроме устного народного творчества на Руси с давних пор развивалось декоративно-прикладное искусство, в котором находили отражение народные обычаи, верования, изображались персонажи фольклора. Не только в России, но и в других странах мира известны такие произведения прикладного народного искусства, как Богородская и дымковская игрушка, предметы быта, расписанные мастерами Гжели и Хохломы. Гжель – родина русской керамики.
Слово Гжель имеет несколько значений. Первое – название посёлка, расположенного в Раменском районе Московской области, в 60 км от Москвы. Впоследствии так стали называть целый район, где с давних пор люди занимались керамическим мастерством. Впервые Гжель упоминалась в 1328 году московским князем Иваном Калитой. Затем, об отличном качестве гжельской глины писал Михаил Васильевич Ломоносов. В 1724 году в Гжели открыли первый завод.
Второе значение слова Гжель – вид керамики, то есть изделий из глины, расписанной по белому фону сине-голубыми узорами. Однако так гжельская посуда выглядела не всегда. В начале 18 века в тех местах производили майолику – глиняные изделия, расписанные по белому фону разноцветными узорами. Сначала на изделие наносили жидкую эмаль. Затем мастер наносил рисунок темным цветом и раскрашивал его фиолетовым, желтым, зеленым, синим, коричневым. При обжиге краски сливались с эмалью, что придавало им большую прочность. Позже появилась гжельская посуда в бело-синем цвете, которая распространена в настоящее время. Кроме посуды в Гжели делают игрушки в виде птиц и зверей, статуэтки, изображающие сценки русского быта.В настоящее время на Гжельском фарфоровом заводе кроме традиционных изделий производят люстры, часы, самовары и другие необычные изделия. Гжельскими изделиями можно любоваться бесконечно, они создают радостное настроение, вносят в дом ощущение праздника.
дети постарше разыгрывали целые спектакли с скульптурными игрушками. Символом фабрики Богородской игрушки является игрушка «Мужик и медведь». Именно медведя чаще всего изображали мастера. До сих пор во многих российских семьях богородские игрушки передают из поколения в поколение.
Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Дымковская игрушка – символ радости, жизни, праздника. Она неизменно привлекает внимание и бережно хранится во многих семьях.
Разбор типового тренировочного задания.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Текст вопроса: Соедините название народного промысла с изделием.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Докучные сказки
Сказка про белого бычка
— Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?
— Я скажи, ты скажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?
— Я не хочу, ты не хочешь. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?
— Я отстань, ты отстань. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?
— Ты говоришь «вот пристал», я говорю «вот пристал». Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?
— Ты молчишь, и я молчу. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?
И продолжается эта докучная игра про белого бычка до тех пор, пока не замолчит совсем или не убежит прочь тот, кому ее сказывают.
Жили-были Кутырь да Мутырь,
Накосили они стожок сенца,
Поставили посередь польца,
Пришли баран да овца,
Они съели стожок сенца.
Не сказать ли сказочку с конца.
—Рассказать ли тебе докучную сказочку?
—Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
—Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку.
Жили-были два братца, два братца-кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли сначала?
«Мы с тобой шли?» – «Шли». – «Кожух нашли?» – «Нашли». – «Я тебе его дал?» – «Дал». – «Ты его взял?» – «Взял». – «Так где же он?» – «Что?» – «Да кожух!» – «Какой?» – «Мы с тобой шли. » – и так без конца.
Жил Кутырь да Мутырь, жил посреди степца, накосил себе стожок сенца; пришли к нему баран да овца, подъели стожок сенца. Не сказать ли опять с конца?
Сказка про лягушку-квакушку.
В одном болоте жила-была лягушка,
по имени, по отчеству квакушка;
Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,
Присела, да и завязила в тину хвост!
Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала-
Выдернула хвост, да завязила нос;
Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала-
Выдернула нос, да завязила хвост;
Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала-
Выдернула хвост, да завязила нос…
Жили-были два павлина,
Вот и сказки половина.
Стоит домишка пряничный,
Блестит при свете месяца.
Не сказать ли с конца.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Не послушать ли сказочку опять с конца?
На горушке — избушка,
Живёт в ней старушка.
Хороша у старушки мочала!
Не начать ли сказку с начала?
В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Пробегал медведь — удивился,
Со страху спать повалился.
Когда он проснётся —
Тогда и сказка дальше поведётся!
Жил-был царь Бубенец.
Захотел он построить себе новый дворец
Навезли ему мокрых досок,
Положили сушить на песок.
Сушили, сушили — пересушили.
Положили в реку—перемочили.
Снова сушили — пересушили,
Снова мочили — перемочили!
Вот как будут доски готовы,
Тогда и за сказку за эту примемся снова.
Только будет это нескоро:
Это будет в тот год,
Когда леший помрёт, —
А он ещё и не хворал!
— Рассказать тебе сказочку про сову?
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Вот она летела, летела,
По сторонам поглядела,
Вот она летела, летела,
По сторонам поглядела,
Сказывать ли дальше?
Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду.
Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду.
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу – мочало, его ветром качало. Не начать ли сказочку сначала?
Жил-был Яшка, у него была красная рубашка, на поясе пряжка, на голове шапка, на шее тряпка, в руках – лыка связка. Хороша ли моя сказка?
Библиотека для детей
Докучные сказки
Докучная сказка относится к такому типу сказок, в которых несколько раз повторяется один и тот же отрывок текста. В сказке такого рода развития сюжета не происходит.
Произведение похоже на цепочку с одинаковыми звеньями. Звенья скрепляются между собой характерными вопросами, выражениями типа «не начать ли сказочку сначала»? И далее следует повторение отрывка.
Жил-был царь Ватута вот и вся сказка тута.
Стоит домишко пряничный,
Изюмом изукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца, Не сказать всё ли с конца.
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть на мост –
Пусть она обсохнет!
Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше…
Мы с тобою шли?
— Шли!
— Сапоги нашли?
— Нашли!
— Я тебе их давал?
— Давал!
— Ты их взял?
— Взял!
— А где же они?
— Кто?
— Да не кто, а что!
— Что?
— Сапоги!
— Какие?
— Ну, такие! Мы с тобою шли?
— Шли!
— Сапоги нашли?
— Нашли
— Сказать тебе сказочку про сову?
— Скажи!
— Хорошо! Слушай меня, да не перебивай!
Летела как-то сова —
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На веточку села,
Хвостиком повертела,
По сторонкам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На веточку села
Хвостиком повертела,
По сторонкам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше.
Чучело-мяучело на крыше сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью тёмно-красной,
Всех оно измучило песенкой ужасной.
Всем вокруг от чучела тоскливо и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на крыше сидело…
На горе стоит избушка,
Живёт в избушке старушка.
Сидит она на печи,
И жуёт и жуёт калачи.
Но вот старушка встала,
Из-за печки мочало достала…
Хорошо у старушки мочало!
Не начать ли нам сказку сначала?
В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Явилось диво дивное,
Случилось чудо чудное:
Выросла на огороде репка важная,
Хвалила старуха каждая:
Не обойдёшь кругом одним деньком.
Половинку той репки вся деревня месяц ела,
Едва-едва её доела.
Соседи всё это увидали —
Три недели другую половинку доедали.
Остатки репы на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу от груза обломили.
Пробегал медведь — подивился,
Со страху спать завалился…
А вот когда медведь проснётся —
Тогда и сказка далее поведётся!
Жил-был на свете царь Бубенец.
Задумал он выстроить новый дворец
Привезли ему мокрых досок,
Положили доски сушить на песок.
Сушили доски, сушили — пересушили.
Положили их в реку — перемочили.
Снова доски сушили — пересушили,
Снова их замочили — перемочили!
Вот как только будут доски готовы,
Тогда и за сказку мы примемся снова.
Только случится это нескоро:
Это случится в тот год,
Когда леший помрёт, —
А он ещё и не захворал!
Бабушка Арина
Каши наварила,
Егор да Борис
Из-за той каши подрались.
Мочало, мочало,
Начинай сначала!
У бабы Матрёны избёнки
Травку жевала Бурёнка,
Травку жевала — молчала.
Увидела: на заборе—мочало.
Увидела мочало — замычала…
Не рассказать ли вам про Бурёнку сначала?
Жила-была бабушка
Да у самой речки,
Захотелось бабушке
Искупаться в речке.
Прикупила бабушка
Мыла да мочала.
Ох и сказка хороша,
Начинай сначала…
Какие характерные особенности докучной сказки?
Цикличность, повторы, движение сюжета по кругу. Персонажи совершают одни и те же действия, бесконечно повторяющиеся.
Почему сказки называются «докучными»?
Давайте для начала разберёмся со словом «докучать». Докучать — это надоедать, допекать, цепляться. Докучный – приставучий, докучающий просьбами, наводящими тоску.
Докучные сказки сочинялись, в том числе и для того, чтобы сказитель мог отбиться от надоедливых слушателей, которые требовали поведать ещё и ещё одну сказку. Но невозможно было бесконечно повествовать. Чтобы сдержать пыл, рассказчик затягивал докучную сказку. От неё все уставали – таким образом, посиделки заканчивались.