Как понять что твой ребенок отстает в развитии
Ребенок отстает в развитии в 4 года. Признаки и действия
Ваш ребенок растет в своем темпе?
Кажется, в нем нет энергии, свойственной детям?
Вы переживаете, что что-то пошло не так в его развитии?
Четыре года – очень важный период. Кризис трех лет уже почти позади, а впереди ребенка ждет интенсивная подготовка к школе. В этом возрасте большинство детей говорит достаточно хорошо, интересуется окружающим миром, стремится к общению со сверстниками и взрослыми.
В их активном словаре около тысячи слов, и они уже умеют строить правильные, с точки зрения, грамматики, фразы. Четырехлетка уже в состоянии связно рассказать, что интересного произошло за день, поделиться впечатлениями об игре или мультфильме, подкрепляя свой рассказ жестикуляцией и мимикой.
На 4 года приходится интенсивное развитие речи, памяти, внимания, воображения, мышления. Уже можно заметить наклонности и таланты ребенка. Наибольший интерес у четырехлеток вызывают сюжетно-ролевые и подвижные игры со сверстниками, поскольку через них он общается и учится управлять своим телом.
Мальчики и девочки: есть ли отличия в развитии или нет?
Как правило, речь у девочек в возрасте четырех лет, более развита, чем у их сверстников-мальчиков. Они лучше выговаривают звуки и знают больше слов. Однако не следует принимать это явление за постоянную закономерность. Мальчики тоже используют в речи развернутые предложения и могут обладать неплохой дикцией.
В физическом отношении дети действительно отличаются. Мальчики обычно имеют более высокий рост, а их мускулатура лучше развита, чем у девочек, поэтому и вес их также немного больше, чем у ровесниц.
Когда нужно срочно идти к специалисту?
О том, что ваш ребенок отстает в развитии, указывают следующие признаки:
Если вы нашли более трех признаков отставания в развитии из приведенного списка, то нужна срочная помощь специалистов. Мы рекомендуем всегда внимательно присматриваться к своему ребенку: если он вдруг утратил хотя бы один из приобретенных навыков, то в его развитии происходит что-то очень нехорошее.
Что делать?
В первую очередь нужно установить причину отставания – это отправная точка для назначения грамотной терапии и составления индивидуальной коррекционной программы. Для этого вам нужно посетить нескольких детских специалистов.
При возможности отдайте ребенка в коррекционный или дефектологический детский сад. Если отклонение в развитии выявлено в начальной форме, то после 2-3 лет в таком учреждении ребенок может догнать сверстников и пойти вместе с ними в обычную школу. В том случае, когда посещение детсада невозможно, обязательно ходите на занятия к детским специалистам и занимайтесь дома сами по индивидуальной коррекционной программе.
Самое главное в коррекции – не упустить время. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему догнать сверстников, тем хуже окажутся результаты занятий. Статистика показывает, что если, например, малыш не заговорил к пяти годам, то появление речи маловероятно. Поэтому не откладывайте визит к специалисту на неопределенное будущее, а запишитесь на консультацию прямо сегодня. Не жалейте сил и времени на занятия. Благополучие ребенка превыше всего.
Дата публикации: 20.08.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.
Признаки отставания развития ребенка в 2 года
Переживаете, что с ребенком что-то не так?
Соседский малыш уже болтает, а ваш молчит?
С тревогой наблюдаете за сыном или дочерью?
Опыт многих российских мам показывает: иногда во время стандартного осмотра педиатр может пропустить что-то важное. В условиях существующей нормы «три минуты на пациента», к сожалению, это не редкость. Заметить, что малыш в развитии чем-то отличается от своих сверстников, может только внимательный глаз родителей, ведь они проводят с ребенком больше времени, чем кто-либо.
Чем раньше вы забьете тревогу и обратитесь за помощью к специалисту, пройдете обследование, тем больше шансов найти нарушение и скорректировать его с наименьшими негативными последствиями. Даже если в итоге вы услышите неутешительный диагноз, вам будет легче справиться с особенностями малыша и подготовить его к самостоятельной жизни, потому что вы будете знать, почему это происходит и как действовать.
Почему происходит задержка в развитии?
По мнению детских психиатров и неврологов, для развития ребенка важно, в какой атмосфере он живет с рождения. Как ведут себя взрослые в семье, дома, на улице, такую норму усваивает и ребенок. Если дома угнетающая нервная обстановка, постоянные ссоры между родителями, то риск отставания в развитии значительно повышается. Сильно вредит и гиперопека.
Другая причина – органические нарушения. Это может быть повышенное внутричерепное давление, гипоксия головного мозга, незрелость структур ЦНС, последствия тяжелых инфекций или родовых травм.
При своевременной постановке диагноза, грамотной терапии и создании доброжелательной атмосферы в семье, многие дети «выстреливают» и догоняют сверстников. Например, в последнее время, по данным ЮНИСЕФ, участились случаи псевдоаутизма, когда у ребенка наблюдаются признаки аутизма, но в дальнейшем этот диагноз не подтверждается.
Другой пример: при раннем выявлении кислородного голодания головного мозга удается избежать тяжелых нарушений психического и речевого развития. Поэтому, дорогие родители, будьте крайне внимательны к своему ребенку и не стесняйтесь прийти к врачу, если хоть что-то в его поведении вас насторожило.
Когда нужно срочно посетить специалиста?
Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:
При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:
О том, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи.
Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:
Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.
Что делать, если ребенок в 2 года отстает в развитии?
В первую очередь, конечно, обратиться к врачу. Он проведет обследование, поставит диагноз и подберет терапию. Но многое вы можете сделать и самостоятельно в домашних условиях. Например,
Самостоятельные занятия дома должны быть регулярными и проходить в спокойной обстановке. Лучше заниматься хотя бы по 15 минут, но каждый день, чем не заниматься вообще.
Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?
Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.
Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.
Дата публикации: 01.08.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.
Как понять что твой ребенок отстает в развитии
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Если ребенок отстает в физическом и умственном развитии, это можно вычислить по его поведению.
Бесплатные занятия с логопедом
Если ребенок отстает в физическом и умственном развитии, это можно вычислить по его поведению. Ребенок может не выполнять самые простые, казалось бы, задания, которые его сверстники выполняют мгновенно. Ребенок может не усваивать учебный материал, его реакции могут быть замедленными – конечно же, родители волнуются. Что делать, если ребенок отстает в развитии?
Причины отставания ребенка в физическом развитии
Когда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости.
Неправильный педагогический подход
При неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников.
Задержка развития психики
Другими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.
Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.
Биологические причины задержки в развитии ребенка
Социальные причины задержки в развитии ребенка
Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным.
Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типа
Психический инфантилизм
Такие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии.
Психическая задержка соматогенного происхождения
Эту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение.
Органически-церебральные задержки в развитии
Здесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом.
Как выявить отклонения в развитии ребенка?
Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.
Лечение ребенка, который отстает в развитии
Если приступить к лечению ребенка, который отстает в развитии, с первых месяцев его жизни, можно проделать существенную работу и добиться очень хороших результатов. Если задержка в развитии ребенка вызвана не биологическими, а социальными факторами (нервная система его здорова), то упорной работой медиков и врачей можно добиться полного выздоровления ребенка. Здесь действует золотой закон: чем быстрее начать работу с ребенком, тем лучше и быстрее проявится результат.
Как понять что твой ребенок отстает в развитии
У некоторых детей развитие речи и моторных функций идет не по графику. В этом случае симптомы становятся очевидны уже к 1,5-2 годам. Выявить это могут сами родители – тогда необходимо немедленно обратиться за консультацией к врачу. Если ребенок ходит в садик или ясли, то проблему может обнаружить воспитатель. В любом случае задержка психоречевого или психомоторного развития должна быть устранена.
Часто это сделать не так уж сложно, особенно если начать лечение сразу после постановки диагноза. Ребенок начинает заниматься с логопедом, проверяется у невролога и ЛОРа. Бывает, что симптомы не были замечены вовремя, тогда ситуация намного сложнее. Ведь к 4-5 годам малыш уже сформировал привычки, его мышление и логика поменялись. Задержка в развитии в таком случае усугубляется. Родители обязательно должны следить за тем, как ведет себя малыш, как он развивается. Это поможет вам избежать многих лет коррекции, нормально пойти в школу вместе со сверстниками.
ЧТО ТАКОЕ «ЗАДЕРЖКА В РАЗВИТИИ»
Обратите внимание: речь идет именно о задержке. Это значит, что у ребенка по каким-то причинам возникли проблемы с нормальной скоростью развития того или иного навыка, функции. Он делает успехи, но медленно, или же ему приходится тяжелее, чем другим деткам. В данном случае речь идет о нервной системе и психике. Бывает так, что ребенок сам избавляется от проблемы.
Например, если он начал активно знакомиться с другими детьми, играть, общаться, то уровень его психоречевого развития часто приходит в норму и без лечения. Но такие ситуации не повод просто оставить малыша без помощи. В любом случае нужно обратиться к врачу. Ваш педиатр направит ребенка на обследование к:
Если речь идет про задержку психомоторного развития, то необходимо заниматься с ребенком дома, а также регулярно походить осмотр врача. До 2 лет диагноз «задержка» обычно не ставится, но бывают и исключения – это случаи тяжелого расстройства нервной системы у малышей.
Что нужно помнить родителям прежде всего
Родителям необходимо заботиться о правильном развитии малыша еще до его появления на свет. Соблюдать такие простые и всем знакомые правила, как не пить алкоголь во время беременности, правильно питаться, употреблять лекарства только после разрешения врача.
Задержка психического, моторного и речевого развития происходит в первую очередь из-за того, что во время формирования мозга и нервной системы у ребенка что-то пошло не так. Этот процесс проходит еще на 3-6 месяцах беременности. Поэтому будущей маме необходимо здоровое питание, отсутствие стрессов. Прием антибиотиков и сильных лекарств в этот период может все испортить. Сама закладка нервных волокон будет неправильной — отсюда задержка или более серьезные проблемы развития у детей.
После рождения малыша родители должны знать о том, что происходит с их ребенком. Основные рефлексы можно проверять дома, врач также обязательно будет проводить проверку рефлексов и реакций на каждом приеме.
Важно отслеживать процесс появления речи у ребенка. Как он повторяет слова, как складывает их в предложения. Если что-то вызывает сомнения, лучше записаться к логопеду. Простые дефекты исправляются за 1-2 посещения и при помощи домашних упражнений, таких как повторения, стихи, скороговорки, слова с труднопроизносимыми согласными.
С ребенком нужно заниматься. Это не только развивающие игры, но и самые обычные — малыш сам предложит игрушки и игру. С ним нужно разговаривать, демонстрировать разные эмоциональные реакции и ситуации. Глядя на взрослых, ему проще понять, к чему стремиться, ведь дети подражают родителям. Если вы будете просто аставлять ребенка одного с мультфильмами, говорящими игрушками, пусть даже самыми хорошими, это может привести к задержке или отставанию в развитии.
Ваш ребенок нуждается в помощи
Поставленный врачом диагноз — первый шаг к тому, чтобы помочь ребенку. Здесь главную роль играют родители. Необходимо будет выполнять все, что скажет врач, пройти множество обследований и регулярно повторять их. Задержка еще не означает, что ваш малыш болен или неспособен на что-то. Это лишь значит, что все происходит медленнее, чем должно быть.
Для многих видов психической и моторной задержек развития сейчас есть лечение. После этого, если лечение прошло успешно, диагноз снимается. Так, например, в 2 года можно получить задержку речевого развития, но в 5 лет ее могут снять — теперь для своего возраста (5 лет) ребенок развит правильно. Что могло повлиять? Родители занимались с ребенком, он пошел в садик, посещал логопеда. Все – после снятия диагноза можно забыть об этой проблеме. Главное, поддерживайте кроху, помогайте ему, а не ругайте.
Родителям нельзя проявлять агрессию по отношению к малышу, если он чего-то не может сейчас, не умеет, отстает от сверстников. Каждый ребенок развивается индивидуально. Конечно, есть общий график для детей, но обычно 2-3 месяца отставания не страшны. Пока что у детей идет лишь «закладка фундамента»: психика еще очень гибкая, нервная система только формируется, еще не все нервные окончания работают слаженно с мозгом. Помните об этом.
ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
По статистике, в последние 5 лет детишек с отставанием или задержкой речевого развития становится все больше. Такая печальная тенденция складывается из-за того, что мало внимания уделяется общению, речи. Сегодня много мультфильмов, развивающих программ для детей, говорящих игрушек. Ребенку не нужно говорить – его мозг настроен на активное слушанье. Часто родители решают оставить его дома, а не отдавать в садик. А ведь именно там, среди сверстников, в играх формируется нормальный словарный запас, структура речи.
С детьми нужно разговаривать, даже если они еще совсем маленькие. Слышать речь взрослого, ее эмоциональные аспекты, видеть мимику очень важно для малыша. Очень важно вовремя заметить проблемы и начать лечить, корректировать. Речь и психика связаны между собой — эмоциональное и правильное психическое развитие невозможно, если речь не сформирована правильно. У ребенка начнется отставание в психическом развитии, а это уже более серьезный диагноз. Очень тяжело будет учиться в школе, строить отношения с другими людьми.
Кто и когда ставит диагноз «задержка речевого развития»
Если вы регулярно проходите все необходимые проверки у врача, то некоторые задержки в развитии можно выявить на ранней стадии. Тогда их легче всего исправить с помощью курса лечения, упражнений, игр и изменения режима. Поэтому так важно приходить к своему педиатру вовремя, а не только тогда, когда что-то болит или вас что-то тревожит.
Диагноз «задержка в развитии речи» ставит логопед после беседы с ребенком. Раньше 2 лет стараются избегать такого диагноза.
Иногда хватает всего 2-3 месяцев, чтобы малыш «разговорился».
В этом возрасте его словарный запас составляет около 1000 слов, форм слов, слогов и звуков. В игровой форме логопед выясняет, как малыш произносит слова, есть ли дефекты речи. Если он демонстрирует 50-80 слов за беседу, то это считается хорошим показателем. Чем больше, тем лучше. Отставание в речевом развитии ставится, если словарный запас в 2 года при обычной беседе составляет менее 50 слов, из которых многие он произносит неправильно, глотает и добавляет слоги.
Выявить симптомы отставания можно и раньше, особенно если у ребенка предрасположенность к задержке:
Часто отставание в речевом развитии присутствует у детей с синдромом гиперактивности.
Профилактика
Если быстро начать лечение и активно заниматься, то ребенок может уже в 6-7 лет без проблем пойти в школу вместе с остальными. К сожалению, в случае, если в 7 лет, перед школой, будет стоять этот диагноз, то ребенка не примут в обычный класс.
Занятия с логопедом помогут тем, у кого уровень психоречевого развития отмечается как пониженный. При легкой форме отставания необходимы частые занятия, а дома вам нужно обязательно контролировать, как и что говорит ваш малыш. Повторяйте слова правильно, но не ругайте его при этом. Например, ребенок 3 лет с отставанием в речевом развитии не может выговорить слово «молоко». Просит у вас: «Мама, дай мока!», на что мама должна повторить правильно: «Молока? Хорошо, сейчас налью». Так запоминание происходит гораздо быстрее.
Лечение
Лечение будет зависеть от того, насколько тяжелая форма задержки, и от возраста ребенка.
Задержка психомоторного развития
Часто встречается у детей, которые растут в малообеспеченных семьях. Здесь играет роль плохое питание, недостаток витаминов. Сильно влияют лекарства, которые вы даете малышу. Для детей дозы всегда ниже, чем для взрослых, поэтому покупать взрослые таблетки для ребенка 1-3 или 5 лет — значит сильно навредить ему. Дать половинку вашей таблетки — тоже плохой вариант. Сильное вещество влияет на мозг, желудок, почки, печень.
Иногда, к сожалению, ситуация усложняется, если есть более глубокие причины:
Каждый из этих пунктов опасен для нормального развития психики, движения, эмоций, моторики, коммуникации в целом. Большинство из таких детей не могут посещать обычные учебные учреждения, им требуется постоянный присмотр и уход специалистов.
Диагноз «задержка психомоторного развития»
Может возникать в двух случаях:
Конечно, ситуация, когда нет никаких повреждений мозга, решается проще. Меняется режим питания, проводятся занятия с логопедом, развивающие упражнения на моторику, лечебная физкультура. Ставить такой диагноз могут в разные периоды жизни малыша. Задержка психомоторного развития отслеживается врачом начиная с 2 месяцев. Симптомы?
После 3-5 лет оценкой психомоторного развития уже занимаются психологи и психиатры. Родители должны помнить, что именно они могут своими действиями сформировать задержку у детей. Плохой рацион питания, недостаток витаминов, редкое общение с ребенком (проще оставить его смотреть мультики), непосещение кабинета педиатра могут привести к печальным последствиям. Не все детские сады принимают детишек в таком состоянии, и уж точно не примет школа. Вас направят в класс коррекции.
Профилактика
Если в 2, 3, 5 месяцев, 1 год все нормально, это не повод не заниматься с малышом. Профилактика должна проводиться постоянно. Сюда можно включить:
Лечение
Если речь идет о неправильном развитии каких-то участков мозга, то применяется магнитотерапия. Она помогает детям с ранними признаками задержки психомоторного развития. Применяется только по рекомендации врачей: терапевта, психолога, невролога и невропатолога.
Лечение может проводиться медикаментозно, вместе с изменениями в рационе питания. Так называемое «активное питание» для мозга. В рацион вводятся вещества, продукты и добавки, стимулирующие развитие коры головного мозга, укрепление нервных окончаний. Очень часто причина задержки в развитии обусловлена именно отсутствием правильных продуктов.
Часто детям и их мама прописывают посещение бассейна. Занятия лечебной физкультурой в воде нравятся детям, приносят им пользу. Бывает, что ребенок не реагирует на прикосновения, нет активности. В воде проще ощутить свое тело, даже для крохи.
Обычно лечение задержки психомоторного развития — это комплекс. Все зависит от вашего случая — врач будет решать, как именно можно помочь ребенку. Важно, на каком этапе случилась задержка. Чем позднее она выявлена, тем дольше будет лечение.