Как понять что ты глупый подросток
14 черт действительно глупых людей
«Тупое говно тупого говна. Говно. Тупые подростки и дебил генерал», — сказал один очень известный блогер. В его интерпретации тупыми являются все те, кто не разделяет его взгляды и позиции. А кто на самом деле эти тупорылые? Ну кроме того, что люди, несущие какую-то ахинею? Попробуем разобраться.
1. Трудности с обучением
Ну не понимают тупые люди новых концепций. Вокруг технологии цветут пышным цветом, новые идеи формируют образ жизни, вчерашние концепции уже сегодня считаются устаревшими, а люди как жили в 99-м, так и продолжают. У них огромные трудности с пониманием более сложных или абстрактных систем и способов мышления, а если дело касается обработки аналитической информации, то здесь совсем беда. Когда дело доходит до понимания причины и логики, наступает ступор. И самое обидное, что неспособность понять заставляет их раздражаться. И в очень редких случаях они способны признать свою глупость или неспособность понять. Чаще они жалуются на слишком сложные задачи, не для нормальных людей, или кричат, что их водят за нос.
2. Бесконтрольный гнев
Чем тупее человек, тем проще он входит в состояние неконтролируемой ярости. Это не черта характера, а тупость. Бывают разные случаи: например, если твоя девушка кричит на тебя за то, что ты ешь в кровати, хотя прежде не раз просила этого не делать, то она ни в чем не виновата — тут ты свинья. Но если ее вывело из себя то, что ты прислал недостаточно смайликов, накапал на занавеску, когда поливал цветы из пульверизатора, или не заправил кровать, то крепись.
Любой, даже самый незначительный нюанс может стать катализатором праведного гнева. Причем им наплевать, где устраивать истерику, ведь им стесняться нечего: могут запросто наехать на баристу в Starbucks за то, что она неправильно написала имя, или устроить публичные разборки прямо посреди тротуара. Они не понимают, что сами позорятся и что неприлично выносить сор из избы. Но что делать, коли мозгов нет.
3. Думают, что все на свете знают
Есть люди, которые по-настоящему являются ходячими энциклопедиями, и есть те, кто знает немного, но усиленно делает вид, будто бы умнее. Какую тему ни подними, они везде встревают со своим экспертным мнением, что очень забавно, поскольку нормально говорить они не умеют. Зато всю полноту своих энциклопедических и житейских знаний вываливают наружу. Их вякание редко основывается на фактах или логике. Как правило, это вырванные из контекста фразы, обрывки информации и собственный опыт, который они считают эталонным. Хотя они даже «Охоту Крепкое» считают эталонной.
Все это оттого, что люди с низким уровнем интеллекта часто чувствуют себя неуместно в социальных ситуациях. Поэтому пытаются подобным образом доказать присутствующим, что не просто так здесь находятся.
Забавно то, что чем больше они говорят, тем лучше видна их тупость. Но спорить не стоит: они этого не умеют и не любят.
4. Неспособны учиться на своих ошибках
Умные люди учатся на чужих ошибках, глупые — на своих, а тупые вообще не учатся. Если индивид не способен извлекать уроки из своих проколов и проворачивает одну и ту же чепуху раз за разом, то удивительно, что он до сих пор жив. Это все равно что получать ожог, кривиться от боли, пугаться волдырей и запахов паленной кожи, но тем не менее каждые пять минут подносить руку к огню.
На самом деле их философия проста: они ждут, пока ситуация сама изменится, и потому с верой в священный «авось» раз за разом спотыкаются на ровном месте.
5. Глухи к чужим чувствам
Проблемы с общением и социализацией могут возникать у разных людей, даже эрудитов и специалистов по семейной психологии. Поэтому если тебе сложно наводить мосты любви и дружбы с разными людьми, не принимай написанное в качестве оскорбления. Просто тупицы также испытывают проблемы с социальными функциями. Они не понимают сигналов, языка тела, им вообще очень трудно понять человека ввиду ограниченности мышления и проблем с пониманием и обучением. И в эмоциональном плане они очень тупы. Поэтому не удивляйся, если к тебе, заплаканному и печальному, подойдет тупое нечто и начнет рассказывать про свою успешную, счастливую жизнь. Если человек не понимает, что тебе никак не хочется разговаривать, то лучше попрощаться и как можно скорее спрятаться.
6. Неспособны позаботиться о себе
Помнишь славный фильм «Пыль» и особенно его начало. Главный герой — Коленька — вроде бы человек умный, но совершенно не приспособленный к жизни. Таких людей, которые знают много, но элементарно не могут позаботиться о себе и удовлетворить потребности, полным-полно. Вот это настоящая тупость, когда ты не умеешь готовить, не знаешь, что сколько стоит и медленно умираешь от голода. Ладно, это немного утрированно и иногда является следствием банальной лени и занятости. Я так на 5 кг похудел. Но если человек носит неделю одну рубашку только потому, что ему не сказали ее снять и отнести в стирку, это диагноз. Люди не могут без поручений и подсказок, им надо постоянно говорить, что и как сделать.
7. Живут не по средствам
Бывает, что еще вчера ты был владельцем 20% поволжских мануфактур, гулял с цыганами и ел икру ушатами, а сегодня все твои предприятия национализируют. На широкую ногу уже не проживешь, а привычки и барские замашки-то остались. Тут нельзя винить людей в тупости — скорее это сила привычки и взгляд на жизнь. В любом случае умный человек адаптируется, а тупой продолжит жить не по средствам, влазить в долги и тратить последнее на вещи, скажем так, далеко не первой необходимости. Они находят счастье в конкретных предметах, которые других могут не волновать. Им так комфортно. Деньги для них все равно что вода. О таких глупостях, как «копить» они даже не подозревают.
8. Эгоистичны до неприличия
Тупой всегда смотрит на мир только через свою перспективу. Они просто неспособны, что называется, войти в положение и посмотреть на мир чужими глазами. Подобный эгоизм не является злонамеренным, просто он основан на их интеллектуальном потенциале. Рассматривать мир и учитывать потребности других им эмоционально и психически очень сложно. Выполнение ежедневных задач и обязанностей может сильно напрячь их эмоции и заставить их постоянно фокусироваться на себе и своих потребностях. Поэтому они становятся непреклонными в отношении того, чего хотят. Никакого снисхождения не жди: люди банально на него не способны.
9. Не умеют воспринимать критику
Все мы рано или поздно должны столкнуться с критикой, будь она оправдана или нет. На работе, в школе, в семье и особенно в отношениях — везде люди находят повод придраться. То сказал не то, то поработал халтурно, то рожей не вышел — нет повода не покритиковать. Иной раз, стоя в очереди к кассе с пивом и желтым полосатиком, можно поймать на себе оценивающий взгляд смурной старухи. Но какой бы критика ни была, ты должен уметь ее принимать. Ведь в каждой претензии есть повод для раздумий: раз нашли к чему придраться, значит не все так гладко. А вот тупые люди воспринимают критику как агрессию. Любую, даже самую добрую. Они рассматривают ее как нападение, а не как совет от человека, желающего только добра. Во всяком случае они твердо верят, что их хотят обосрать. К тому же они не умеют обрабатывать критику, поскольку — смотрим на третий пункт — не умеют учиться на ошибках.
10. Сваливают вину на других
Умные люди могут оценить, к каким последствиям привели принятые ими решения. Тупые граждане на это не способны. У них, как правило, слишком эгоистичный характер, и потому во всем и всегда виноват кто-то другой. Умные люди, столкнувшись с невзгодами, ищут решения своих проблем; тупые стремятся обезопасить свои задницы и отыскать крайнего. Если им приходят штрафы за нарушение ПДД, виноваты не они, а люди и ГИБДД. Если в результате их просчета или некомпетентности произошла какая-то трагедия, они живо найдут еще с десяток «более виноватых».
11. Скатываются в оскорбления
Чем тупее человек, тем быстрее он снисходит до оскорблений. Они всегда на грани, и часто их поливание дерьмом не поддается контролю. Просто лезет через поры — ничего с этим не сделаешь.
Просто бедняги не знают, как правильно оценивать свои эмоции, и не успевают перекрыть вентиль, чтобы поливающий говном брандспойт хоть немного остановился.
Кроме того, тупым людям сложно согласиться или найти общий язык со словесным оппонентом. Ведь они всегда правы.
12. Проблемы с планированием
Кстати, по этой же причине они очень часто испытывают трудности на работе. Ничего не успевают, много не понимают. Им требуется гораздо больше времени, чтобы освоиться, и только чудо или, что хуже, более тупой начальник все еще держат их на работе.
13. Совершенно неглубокие личности
Тупые люди ужасно неинтересные. Как ты помнишь, они не склонны мыслить абстрактно или тратить время на изучение каких-то качеств или расширение своего разума. Они сосредотачиваются на вещах тривиальных и легко понятных. Хотя мы живем в достаточно поверхностном обществе, но иногда встречаешь человека и удивляешься, как он сумел разглядеть такие тонкие нюансы в человеке. Тупые так не умеют. Правда, общество склонно путать тупых с нормальными. Допустим, если человек предпочитает чтению книги программу «Время покажет», это вовсе не означает, что он тупой, хотя есть много людей, которые будут утверждать, что это так. Тем не менее, если человек прерывает умственно стимулирующие разговоры и меняет глубокие темы на то, что не требует мыслительного процесса, то, скорее всего, это потому, что он тупой. Хотя вполне вероятно, это от усталости, поскольку от слишком умных и высококультурных людей устаешь не меньше, чем от тупых.
14. Инфантильность
Инфантилизм — это инфантилизм. Тупость — это тупость. Но кое-что общее у них есть. Любовь к видеоиграм и мультфильмам тут совсем не причем. Время от времени очень важно веселиться и расслабляться теми вещами, которые тебе по душе. Тем более «Время приключений» и «FIFA» лучше наркотиков.
А вот когда взрослые люди неспособны принять решения, недостаточно самостоятельны и склонны к истерикам — это уже пугает. Проблемы с социализацией могут привести к тому, что в один момент они перестанут развиваться из-за того, что рядом нет общества и компании. Обыкновенная отсталость от поколения: поезд уехал, а он постеснялся на него запрыгнуть, поскольку не смог найти общего языка с пассажирами. Поэтому 30-летние мужчины ведут себя как 16-летние пацаны, потому что ни интеллектуально, ни эмоционально не созрели. При этом могут спокойно пить пиво и общаться с женщинами в интимном плане. Но отсутствие нормального общения сделало их Маугли в мире людей или, вернее будет сказать, Гаспарами Хаузерами, которые, живя в социальной изоляции, так и остались детьми.
Почему подросток делает глупости?
Современные дети — это люди нового мира, и нам, родителям, ничего не остается, как учиться взаимодействовать с ними по-новому, руководствуясь не размытыми «нормами», а индивидуальным подходом.
У Нины трое детей, старшему Денису уже пятнадцать. В пубертат он вошел рано и стремительно. Последние несколько лет семья живет как на вулкане. Парень стал хуже учиться, грубит, срывается на младших, комната похожа на поле боя, войти страшно. Никакие просьбы и убеждения не действуют.
Родителей регулярно вызывают в школу на разбор полетов. Мелочи? Шалости? Закономерность? С каждым разом родители беспокоятся все больше. Растет ребенок, растут и шалости.
Нина с мужем — хорошие люди, приятные, образованные, любят друг друга, не ссорятся, детей не наказывают. Нормальная семья, нормальная школа, нормальная жизнь. В чем же дело?
Что вообще нормально, а что нет? Относительно кого и чего: ребенка, семьи, общества?
Норма — некое правило или предписание, требующее выполнения. Определенный образец, диапазон, среднестатистическая величина. В медицине — равновесие био-психо-социальных параметров человека и окружающего мира.
Одним словом, величина эта относительная. Особенно если речь идет о детях.
Взрослые оценивают детей, ориентируясь на общепринятые каноны поведения, часто не принимая во внимание индивидуальные особенности своего чада. Кроме того, мерилом нормы нередко становятся личные ожидания и надежды самих родителей.
Ребенок растет, меняется его поведение, совершенствуются умения и навыки, соответственно трансформируются и чаяния родителей. Умилительно, когда малыш ест руками, но от подростка уже ожидают владения ножом и вилкой.
Важно помнить, что дети не только развиваются в индивидуальном темпе, но и изначально имеют разные свойства психики, которые определяют характер и темперамент ребенка, его желания и потребности, реакции и поведение.
Чтобы понять подростка и решить проблему, нужно разобраться в причинах. Когда родители знают, что происходит с ребенком в переходном возрасте, осознают его психологические особенности, им легче сориентироваться в происходящем, предугадать и скорректировать многие конфликтные и другие критические ситуации.
Эмоции
Переходный возраст — это участок пути между детством и взрослостью, опасный, как горный перевал. Стремительно преображается тело, меняется восприятие подростком самого себя и мира вокруг, усложняются биохимические процессы в мозге, развиваются заложенные природой свойства и качества.
Во время пубертатата у руля стоят эмоции. Значительные изменения происходят в первую очередь в лимбической системе и стволовой части головного мозга подростка. Эти структуры отвечают за физиологическую и гормональную регуляцию, бессознательные реакции, чувства и эмоции, влияют на принятие решений.
Поэтому настроение в этом возрасте меняется ежесекундно. Безудержная радость, раздражение, агрессия, полная безучастность, истерики и депрессии — привычные спутники подростков. Безобидные на первый взгляд замечания взрослых легко могут ранить, вывести из себя, спровоцировать бурную реакцию или действия протеста.
В зависимости от индивидуальных психологических особенностей реакции будут различными. Например, подростки со зрительным вектором самые чувствительные, более других нуждаются во внимании и заботе. И даже когда они хотят казаться взрослыми и независимыми, их больно ранит холодность, безразличие и едкие замечания.
Невозможность открыто проживать свои эмоции, отвергнутая или осмеянная любовь, запреты на самовыражение во внешности и одежде они воспринимают особенно болезненно. Либо замыкаются в себе, либо идут на открытую конфронтацию, делают все назло, отвоевывая свою точку зрения истериками и эксцентричными выходками.
Вместо того чтобы пугаться подростковой эмоциональности, лучше взять ее в союзники. Никакие нравоучения не пробьются к сердцу подростка так, как душевный разговор. Быть искренним, вспомнить свои метания в этом возрасте, не заигрывать — дети чувствуют малейшую фальшь.
Нельзя ограничивать проявление эмоций. Родитель, который знает психологические особенности своего ребенка, может адекватно реагировать на любые чувственные всплески. Выслушать, поддержать, вместе поплакать или переключить внимание, чтобы предотвратить истерику.
Ребенок должен знать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Чувствовать, что быть собой безопасно, что его эмоциональная нестабильность — явление временное и естественное, что рядом есть близкие, которые всегда подставят плечо.
Правильно развить чувственную сферу помогает чтение классической литературы. Проживая судьбы героев, сопереживая им, подросток учится понимать себя и других людей, адекватно реагировать.
Для зрительных подростков отличной возможностью направить эмоции в мирное русло может стать театральный кружок. Примерить на себя разные роли, вжиться, прочувствовать и проявить себя без боязни быть непонятым или осмеянным — это очень вдохновляет и уравновешивает общее состояние.
Притягательность риска
Следом происходят преобразования и в коре головного мозга, которая отвечает за развитие рационального и аналитического мышления, воображения и речи, регулирует условные рефлексы и социальное поведение. Формируется система регуляции и контроля, позволяющая добиваться поставленных целей, прогнозировать результаты действий, просчитывать последствия.
Но эмоции на пару с «системой вознаграждения» мозга пока перевешивают. Этой системой руководит дофамин. Он вызывает и «запоминает» приятные ощущения, связанные с положительным опытом, и таким образом мотивирует подростка повторять действия, доставляющие удовольствия.
У подростков средний уровень дофамина ниже, чем в любом другом возрасте, поэтому они часто жалуются, что им скучно, их тяготит привычный образ жизни, рутина в семье и в школе.
Но когда дофамин вбрасывается в кровь, его концентрация кратковременно становится выше, чем у детей или взрослых. Одним из спусковых крючков для выработки дофамина является новизна. Поэтому подростков привлекает все неизведанное. Они видят только приятные и заманчивые стороны очередной авантюры. Грядущее удовольствие перевешивает сознание, затмевает опасность, искушает идти на риск: затянуться марихуаной, нарушить правила, превысить скорость, взять чужое.
Эти этапы развития проходят все подростки. Но интенсивность проявления реакций индивидуальна.
Риск, скорость, доминирование в группе сверстников особенно привлекают подростков с кожным вектором. Их желания соответствуют свойствам, заложенным природой.
Энергичные, подвижные, шустрые — они везде успевают, спешат все попробовать, во всем быть первыми. Умеют придерживаться правил, организовывать себя и других, ценить время, ставить и достигать цели. Но в процессе развития часто можно наблюдать как бы обратную сторону врожденных свойств.
Именно подростки с кожным вектором чаще других совершают рискованные «глупости»: преступают границы дозволенного, снимают стресс мелкой покражей, первыми пробуют алкоголь и табак, игнорируют средства контрацепции.
Совсем другие мотивы для неоправданного риска у подростков со звуковым вектором. Их «необдуманные поступки» весьма обдуманны. Звуковики с самого детства заняты поисками смысла всего происходящего. Как устроен мир? где конец Вселенной? для чего я живу? — вопросы, которые не дают им спокойно спать.
К подростковому возрасту жажда познания достигает апогея, а ответов как не было, так и нет. Все кажется пустым, бессмысленным, иллюзорным. В попытках как-то «оживить» себя звуковики могут рождать идеи на грани разумного: лечь под скоростной поезд, пешком пересечь автостраду, сделать селфи на небоскребе. Но самым привлекательным для них представляется — сбежать в параллельную реальность компьютерной игры или изменить само восприятие жизни, «приняв дозу».
Естественным образом уровень дофамина поднимают занятия спортом. Особенно командные игры, соревнования, возможность получить настоящую награду, добиться успеха, быть лидером. Для подростков с кожным вектором спорт — идеальная возможность проявить и развить свои природные таланты.
Для всех мальчишек и девчонок справедливо: хобби по интересам — наполнение, вдохновение, азарт от занятий любимым делом — повышает базовый уровень дофамина, уравновешивает, дает ощущение удовлетворения и радости.
А вот развитие абстрактного мышления способствует совершенствованию системы контроля, учит просчитывать шаги, предвидеть опасности, избегать риски. И здесь на помощь приходит математика. Казалось бы, абстрактная наука, но с огромным практическим эффектом.
Математика способна даже вытащить некоторых звуковиков из плохих состояний, увлечь магией цифр и стройностью законов, дать надежду найти ответы, как устроено мироздание и какую роль мы играем в нем.
Влияние окружения
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!
Человек способен выжить только в обществе. Пока ребенок мал, о нем заботятся родители. Они обеспечивают безопасность, удовлетворяют все потребности, кормят, окружают любовью и вниманием. Постепенно малыш начинает воспринимать самого и себя и мир вокруг, учится взаимодействовать с другими людьми.
В переходном возрасте фокус резко смещается. То, что раньше ребенку давала семья, он пытается найти в сверстниках. Их внимание, признание, оценка становятся важнее.
Пубертат — тренировочный полигон перед выходом в большое плавание. Дети отрабатывают свою природную программу, шлифуют навыки, набирают опыт. Мальчики ранжируются, отстаивают свое место в коллективе равных, встраиваются в общую систему взаимодействия. Девочки присматриваются к мальчикам, испытывают на них свою привлекательность.
Мозг подростков продолжает штормить. Повышается возбудимость участков, которые реагируют на оценку окружающих. Особенно на мнение и реакции сверстников на поведение, статус, внешний вид подростка. Все действия и принятие решений теперь преломляются сквозь призму того, что подумают другие. «Стадность» в этом возрасте обусловлена физиологией. То, что ребенок никогда бы не сделал, будучи один, в группе кажется привлекательным.
Чтобы понравиться друзьям или, наоборот, не выделяться, быть как все, подростки порою совершают всякие глупости: действуют опрометчиво, забывают о здравом смысле, игнорируют потенциальную опасность.
Девочка-скромница вдруг покрывается боевым раскрасом и требует «прикид, как у подруги». Вежливый сын в присутствии одноклассников начинает грубить родителям. Еще вчера открытая ребятня во дворе превращается в злобную группировку, третирующую соседских детей. А на дискотеке, в кругу сверстников, даже самые разумные однажды напиваются до коматозного состояния.
Особенно подвержены влиянию чужого мнения подростки с анальным вектором. Они всегда прислушиваются к советам более авторитетных людей. А так как родители в этом возрасте теряют свое влияние, такие ребята порой слепо следуют за группой сверстников, берут с них пример, часто не самый хороший.
Родители обычно очень болезненно переживают отдаление ребенка от семьи. Но этот процесс неизбежен. Птенец тренирует крылья, чтобы однажды выпорхнуть из гнезда во взрослую жизнь. Нельзя ограничивать подростка в общении со сверстниками, но стоит позаботиться о правильном окружении.
Развитие в противоположность
Еще одна особенность детского возраста — злорадство.
Эта древняя эмоция была присуща еще первобытному человеку. Развиваясь от уравновешенного, безэмоционального животного, наши предки сначала испытывали лютую неприязнь друг к другу. Желания завладеть добром ближнего, урвать лакомый кусок ограничивались законами стаи, так как грозили самоистреблением вида. Не имея возможности открыто нажиться за счет другого, древний человек научился зло-радоваться непроизвольным убыткам соплеменников. Постепенно развиваясь, человечество прошло длинный путь от вытесненной неприязни и злорадства до любви и искренней радости за ближнего.
В своем развитии дети проходят тот же путь в сжатые сроки. Малышам смешно, когда неуклюжий клоун сделал себе «больно», подросткам весело, если сверстник «облажался» на глазах у всех. Это естественный этап взросления. Не естественно, если человек застревает на этом этапе, и взрослый дяденька снимает стресс, хохоча над роликами, где люди попадают в неприглядные ситуации.
Поэтому так важно с детства учить ребенка сопереживать другим, читать добрые сказки, проговаривать правильные смыслы. С подростком можно и нужно открыто говорить о чувствах людей, объяснять, что в неприятной ситуации мог оказаться он сам.
Хорошо, если удастся увлечь его заботой о ком-то: регулярно звонить бабушке, помогать пожилой соседке с покупками, делать уроки с младшими. Хорошие дела развивают душу. Человеку становятся дороги те, в кого он вкладывается всем сердцем. Когда любишь людей, не можешь причинить им вред или радоваться их неудачам.
Новое время — новое взаимодействие
Подросток максимально открыт навстречу миру, любопытство зашкаливает, наступающая взрослость манит и искушает. Хочется все попробовать, испытать свои силы, примерить разные роли, проверить реакции окружающих.
Но в то же время он как никогда раним, чувствителен, психологически и эмоционально нестабилен. Шквал гормонов, новые желания, неожиданный опыт, требования дальних и ожидания близких — давят со всех сторон.
Как бы ни хотелось казаться самостоятельным, подростку необходимо чувствовать тыл, страховку со стороны родителей.
Часто переходный возраст детей становится испытанием и для родителей. Непонимание, хамство и грубость, их «глупые выходки» доводят до отчаяния. Кажется, что подростки просто не слышат, все делают назло, нарываются на скандалы, всеми силами пытаются уличить нас в родительской некомпетентности.
Важно помнить, что наше собственное состояние, обстановка в семье и в мире, проблемы на работе напрямую влияют на детей.
Всем сердцем желая «причинить добро», мы действуем, руководствуясь своими желаниями и ожиданиями, исходя из своих особенностей, опираясь на собственный опыт.
Современные дети — это люди нового мира, и нам, родителям, ничего не остается, как учиться взаимодействовать с ними по-новому, руководствуясь не размытыми «нормами», а индивидуальным подходом.
Раскрыть тайны бессознательного и понять причины и мотивы подростковых «глупостей» можно на онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Осознание — это процесс, который меняет восприятие. Без этого все советы и методики воспитания кажутся абстрактными и неэффективными. Полноценно помочь и поддержать можно, только понимая природу ребенка и самого себя.
Правильно взаимодействуя, мы помогаем детям пройти нелегкий путь становления личности, разобраться в себе, избежать множества ошибок.
Знание психологических особенностей позволяет за всем антуражем переходного возраста увидеть ребенка, а не «глупость». И тогда многие проблемы решаются сами собой. На сегодняшний день глупо этого не знать!