Как понять что у ребенка зпр в 5 лет

Как понять что у ребенка зпр в 5 лет

Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – это нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Патология включает в себя комплекс нарушений речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций. У детей отмечается частая беспричинная смена настроения. Все нарушения психоэмоционального развития проявляют себя в одинаковой степени, ни одно из них не является преобладающим.

Ребёнок с трудом усваивает новые навыки, не может абстрактно мыслить, говорить, выполнять логические простые действия, использовать имеющиеся знания и умения в повседневной жизни. У детей страдает воображение, запоминание, внимание становится рассеянным.

Если у детей диагностируется задержка речевого развития (ЗРР), все основные психические функции, кроме речи, остаются сохранными. Основной признак задержки речевого развития – несоответствие уровня речи возрастным нормам. Речевые умения отстают от нормы на несколько возрастных периодов, хотя умственная деятельность, интеллект и эмоции в норме. Ребёнок понимает обращённую речь, адекватно на неё реагирует, выполняет 1–2-ступенчатые инструкции, но сам говорит мало и неохотно, не пользуясь речью, как инструментом общения. Без коррекционных действий ребёнок, повзрослев, становится малообщительным и неконтактным.

Причины возникновения ЗПРР у детей

Нарушение работы речевых и двигательных областей головного мозга ведёт к расстройству речи, интеллектуальных способностей, двигательных функций. ЗПРР у ребёнка может развиться по следующим причинам:

Задержка психоречевого развития у детей может быть заподозрена, если отмечаются следующие симптомы:

Особенно внимательно нужно отнестись к ситуации, когда ребёнок отказывается от общения со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. Возможные причины этих нарушений – аутистические проявления или отклонения психического развития.

Если не обратить вовремя внимание на ЗРР, то со временем, к 5–6 годам, заболевание перерастёт в общее недоразвитие речи, которое сложнее поддаётся коррекции.

Диагностирование и обследование

Диагностика задержки речевого развития проводится следующими специалистами:

Невролог может назначить МРТ, электроэнцефалографию, компьютерную томографию, нейросонографию для исключения очага поражения в головном мозге.

Самостоятельно провести первичную диагностику речевых проблем 3,5–4,5-летнего малыша можно с помощью наблюдения за ним и проведения несложных тестов:

Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Смотреть фото Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Смотреть картинку Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Картинка про Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Фото Как понять что у ребенка зпр в 5 лет

Немедикаментозное лечение

Необходимым условием успешности лечения является подключение немедикаментозных методов, к которым относятся:

Чтобы лечение было эффективным, следует установить между ребёнком и специалистом доверительные отношения, взаимопонимание и должный контакт. Можно подключать семейную и поведенческую психотерапию.

Для развития речи используются следующие упражнения и задания:

Одно из самых основных условий достижения успеха — ребёнку должно быть интересно играть и учиться. На совместных занятиях обстановка должна быть доброжелательной.

Детки с ЗПР плохо удерживают внимание, быстро теряют интерес к заданию, отвлекаются, часто не могут довести игру до конца. Это сказывается на развитии речи, поэтому надо проявлять такт и терпение. Продолжительность занятий должна нарастать постепенно.

Несколько упражнений для домашних занятий по коррекции ЗРР:

Способы профилактики нарушения

Воздействуя на причины задержки речевого развития, можно эффективно проводить профилактику, лечение и снизить заболеваемость.

К основным профилактическим мероприятиям относятся:

Индикатором эффективности лечения является соответствие речевого и психического развития возрастной норме.

Советы терпеливым и внимательным родителям, что делать для детей с ЗПР:

Самые частые ошибки родителей, приводящие к проблеме

У родителей должно быть безусловное эмоциональное принятие ребёнка, несмотря на особенности детей с ЗПРР. При удовлетворении потребностей в безопасности, любви и заботе зарождается эмоциональная близость с членами семьи. На этом фоне появляется стремление быть в обществе других людей и создавать тёплые и доверительные отношения. Надо уделять внимание не только здоровью и питанию, но и настроению, потребностям, контакту с малышом.

Не стоит ждать до четырёх или пяти лет, чтобы обратиться к логопеду для постановки звуков. Коррекцией задержки развития речи нужно заниматься в более раннем возрасте, и она осуществляется несколько иначе, чем исправление неверного произношения. Отсутствие коррекционных мер приведёт к тому, что задержка речи перерастёт в общее недоразвитие речи, что влечёт за собой отставание в развитии ребёнка и стабильное снижение интеллекта.

Некоторые родители не хотят идти на эти занятия, не понимая, что не только занятия с логопедом и медикаментозное лечение, а ещё и коррекционные программы, грамотно выстроенная психотерапевтическая среда помогут решить/вылечить проблему.

Дети с ЗПР требуют лечения, которое начинается со внедрения правильных установок в стратегию общения его родителей. Неправильное родительское поведение в подобных случаях ухудшает и так неблагоприятную обстановку развития малыша. Надо помнить о том, что на ребёнке не должны отражаться социальные и возрастные кризисы семьи. Малыш тянется к взрослым и будет больше похож интеллектуально на того родителя, с которым он интенсивнее общается, кому подражает.

Источник

Задержка психо-речевого развития ребенка

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Задержка психического речевого развития ребенка диагностируется все чаще. По статистике, 20% пятилетних детей имеют этот диагноз. Сложность заключается в том, что ранее 4-х лет его не ставят, а в 6 – 7 патологию уже поздно лечить. Только ранняя диагностика позволяет вовремя начать коррекцию и достичь хороших результатов. В противном случае проблема быстро усугубится, а нарушения станут необратимыми.

Что такое ЗПРР

Задержка психического речевого развития ребенка — это заболевание, при котором он отстает в своем психоэмоциональном развитии от возрастных норм. Характеризуется дисфункцией речи, поведенческими нарушениями, эмоциональными расстройствами — ригидностью или лабильностью. У некоторых деток отмечаются и двигательные дисфункции.

Развивается на фоне заболеваний головного мозга или центральной нервной системы. С одной стороны, особый неврологический статус может стать причиной задержки развития психики и речи, с другой же сама патология негативно влияет на психическое развитие.

ЗРР и ЗПРР: отличительные характеристики заболеваний

Задержка речевая и психо-речевая — это не одно и то же. В первом случае психическое развитие ребенка, его эмоции и интеллект соответствует возрастным нормам. Он понимает, что ему говорят, выполняет просьбы — просто пока говорит мало и не стремится к вербальному общению.

Малыши с ЗПРР отстают в умственном развитии от сверстников. В этом и заключается принципиальная разница этих двух понятий.

Причины задержки психического речевого развития ребенка

Есть много факторов, которые могут спровоцировать заболевание. Их можно разделить на группы:

Задержка психического речевого развития ребенка может появиться на фоне заболеваний, которые нарушают работу головного мозга. К ним относят: врожденные заболевания ЦНС, эпилепсию, гидроцефалию, ДЦП, опухоли головного мозга, нарушения оттока ликвора.

Как правило, о перечисленных выше ситуациях — врожденных нарушениях, первичных болезнях и травмах – родители узнают сразу и оказывают чаду помощь — проходят лечение, курсы реабилитации.

Симптомы задержки психического развития речи

Официальный диагноз маленькому пациенту ранее 4, а то и 5 лет не поставят. Но первые предпосылки можно заметить еще в первые месяцы жизни новорожденного. При подозрении на нарушение педиатр обязательно задаст родителям наводящие вопросы — и на основании полученной информации уже может предположить задержку психического развития речи.

Вот признаки, по которым можно его заподозрить.

Родителям стоит обратить внимание и на другие признаки, которые сопровождают нарушение. Так, если ребенок гиперактивный, агрессивный, невнимательный, плохо запоминает новое, у него скудное воображение и эмоции, он необщительный, слабый физически — все это должно насторожить родителей и стать поводом обращения к педиатру.

Методы диагностики патологии

К диагностике подходят комплексно. Это значит, что маленького пациента осматривают разные специалисты — педиатр, отоларинголог, невролог, логопед. Кроме сбора анамнеза, осмотра и оценки состояния здоровья ребенка, его направляют на аппаратную диагностику. Это необходимо, поскольку на фоне ЗПРР изменяется органика, в частности нарушается работа левого полушария головного мозга, которое отвечает за развитие речи. Поэтому окончательный диагноз ставят на основании результатов обследований — ЭЭГ, компьютерной томографии, методики вызванных потенциалов.

После постановки диагноза начинают комплексное лечение. В нем принимают участие невролог, психолог, логопед, рефлексотерапевт. Огромную роль отводят родителям — без них добиться успехов невозможно.

Комплексное лечение болезни

Чем дольше малыш не разговаривает, тем дольше «тормозит» его умственное развитие. Поэтому начинать лечение задержки психического развития речи нужно как можно раньше. Применяют разные методы.

Лечение микротоками

Рефлексотерапевт воздействует током сверхмалой силы на биоактивные точки мозга, которые связаны с речью. Это способствует восстановлению поврежденных зон центральной нервной системы. Начинать рефлексотерапию можно уже полугодовалым младенцам. Как правило, назначают курс из 10 – 12 сеансов, а через 2,5 месяца его повторяют.

Транскраниальная микрополяризация

Физиопроцедура заключается в точечном воздействии на определенные участки головного мозга. В результате в нем формируются новые нейронные связи. Зона коры головного мозга, которую нужно стимулировать, зависит от проблемы. Процедура безопасна, не вызывает побочных реакций и эффективна.

Биоакустическая коррекция при ЗПРР

Суть метода заключается в прослушивании маленьким пациентом электрических сигналов собственного мозга. Их посредством аппаратуры преобразуют в музыку — акустические волны. В результате такого прослушивания восстанавливаются нарушенные функции мозга. Методика БАК сочетает в себе новейшие технологии музыкотерапии, биоуправления и нейротерапии.

Логопедическая коррекция ЗПРР

Занятия логопеда-дефектолога направлены на развитие не только речи, но и мышления, моторики, памяти. Маленькие пациенты учатся правильно произносить звуки, составлять слова, предложения, говорить фразами. Заниматься можно с 2-х лет, хотя на практике логопеды берут детей минимум с 4-х лет. Но в случае с задержкой психического развития речи начинать коррекцию нужно как можно раньше. В 4 года уже будет упущено довольно много времени и не все функции получится восстановить. Поэтому нужно либо записаться к логопеду-дефектологу раньше, либо начинать коррекционную работу с другими специалистами по их профилю.

Также полезен логопедический массаж — он укрепляет и стимулирует жевательные и мимические мышцы. В результате малышу становится легче выговаривать звуки, слоги.

Медикаментозная терапия при ЗПРР

Лекарства назначает детский невролог после аппаратной диагностики. Терапия подбирается, в зависимости от патологии. Как правило, это ноотропные препараты — Кортексин, Актовегин, Энцефабол и их аналоги.

Альтернативные методы коррекции

Дополнительное можно подключить и такие методы:

В рамках основного лечения перечисленные вспомогательные методики дают очень хорошие результаты. Обсудите с врачом (педиатром или неврологом), стоит ли их подключить в вашем случае.

Роль родителей в лечении ЗПРР

Без участия мамы и папы даже самый лучший специалист не сможет вылечить их чадо. Их задача — выполнять все рекомендации врачей. Например, выполнять дома упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, играть в подвижные игры, слушать и угадывать музыкальные инструменты, собирать пазлы, постоянно разговаривать с ребенком — только при такой комплексной работе врачей и родителей ему можно помочь.

Еще один важный момент. Не заменяйте вербальное общение телевизором и смартфоном. Речь, которую ваше чадо слышит по телевизору или из мультфильмов, мешает формированию его собственной речи. Пассивный словарь у него будет хороший, а вот активный — нет. «Механические» голоса активизируют правое полушарие, когда за формирование речи отвечает левое. Таким образом, гаджеты тормозят речевое развитие и провоцируют ЗРР, а оно, в свою очередь, может привести и к задержке психического развития речи. Поэтому лучше вовсе не включать при ребенке телевизор, радио, планшеты и другие устройства.

Проводите с сыном или дочкой больше времени вместе, выезжайте на природу — это способствует улучшению психоэмоционального состояния.

Прогнозы и последствия: чего ждать?

Эффективность лечения зависит от многих факторов. Главные из них – возраст маленького пациента, степень выраженности задержки психического речевого развития ребенка и первичные заболевания.

К сожалению, при глубинных нарушениях или терапии, начатой у 5 – 6-летних деток, ждать больших результатов не приходится. Лишь в 0,2% случаев из 100% возможно, что он начнет говорить. Если же дитя не овладело речью в 7 лет, то уже не заговорит никогда.

Если же родители обратились за помощью, когда малышу исполнилось 2 – 3 годика, то есть все шансы на полное восстановление. В этом случае все зависит от степени недоразвитости, участия родителей и методик, которые применяются для лечения.

Если родители ждут, что дитя рано или поздно заговорит само, они только упускают время. Если это не индивидуальный темп развития конкретного малыша, а действительно проблема, она не пройдет сама. На фоне психической и речевой недоразвитости дети страдают плохой памятью и мышлением, искаженно воспринимают и перерабатывают информацию, не могут сосредотачивать внимание. В будущем это приводит к изменениям в личностном плане — ребенок становится раздражительным, закрытым, необщительным, у него появляется чувство собственной неполноценности.

Источник

Задержка психического развития у детей: симптомы, признаки отставания, возрастные особенности

Взрослея, дети всегда стремятся исследовать все вокруг, узнавать что-то новое. Ежедневно они пропускают через себя огромное количество информации. Но, если ребенок слабо заинтересован в этом, врачи могут диагностировать задержку психического развития.

ЗПР подразумевает различные сложности во взаимодействии с социумом и анализом информации. Дети, страдающие этим заболеванием, испытывают значительные трудности в учебе, им сложно осилить школьную программу и взаимодействовать с окружающими. Рассмотрим симптомы и признаки ЗПР, чтобы понять, в каком случае следует обращаться к врачу.

Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Смотреть фото Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Смотреть картинку Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Картинка про Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Фото Как понять что у ребенка зпр в 5 лет

Что такое ЗПР

ЗПР – это замедление нормальной скорости психического развития, когда у ребенка выявляются нарушения внимания, мышления, двигательных навыков, эмоциональных проявлений.

Часто патология выражается в снижении концентрации внимания, плохой памяти, незрелости мышления и быстрой утомляемости. Если у ребенка в 4 года замечено отставание по одному из указанных направлений, это может оказаться симптомом задержки психического развития.

В некоторых видах недуга проявляются такие нарушения:

В остальных случаях преобладает задержка интеллектуального и психологического развития.

Виды и классификация

ЗПР, как правило, делят на 4 категории, которые отличаются как причинами возникновения, так и особенностями течения заболевания. Определять вид недуга необходимо для разработки эффективной схемы лечения.

ЗПР конституционального происхождения

Этот тип можно охарактеризовать как психический инфантилизм. Ребенок ведет себя так, будто он младше, чем есть на самом деле. Выявить недоразвитие можно даже в раннем возрасте по таким симптомам:

Дети, страдающие ЗПР конституционального происхождения, не отличаются от сверстников визуально, однако, эмоционально они менее развиты. Это напрямую влияет на способность к обучению.

ЗПР соматогенного происхождения

В отличие от первого типа, дети с ЗПР соматогенного происхождения имеют ослабленный организм. Тяжелые заболевания, перенесенные в раннем возрасте, напрямую воздействуют на ЦНС, задерживая ее развитие. Признаки патологии:

Таких детей часто переводят на индивидуальный режим обучения и физической активности. Ребенок меньше находится в коллективе, вследствие чего ухудшается его социализация.

ЗПР психогенного происхождения

В основе данного вида ЗПР лежит дефицит внимания или гиперопека, что провоцирует следующие симптомы задержки психического развития у детей:

Ребенок, не получающий должного внимания и не имеющий возможности увидеть нормальные семейные отношения, плохо взаимодействует со сверстниками, что ведет к отсутствию социализации и дальнейшим сложностям с коммуникацией.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Характерная черта этого вида – незрелость эмоциональности и познавательной деятельности. Симптомы индивидуальны и зависят от степени, характера и локализации повреждений ЦНС, но основными из них считаются:

Поскольку у больных нарушение функций головного мозга незначительные, дети все еще могут полноценно коммуницировать со сверстниками и легко социализироваться, но для этого следует посещать специалиста.

Симптомы и признаки развития детей с ЗПР

Зачастую выявить ЗПР можно лишь при отправке ребенка в первый класс, ведь именно тогда вскрываются все сложности с учебой и усвоением информации. Но при должном наблюдении некоторые симптомы заметны гораздо раньше.

Интеллект

Нарушение интеллекта у детей затрагивает такие аспекты:

Также под влияние недуга пропадает восприятие окружающего мира или становится неточным и замедленным. В результате ребенку трудно формировать полноценные образы. Хуже всего у детей с ЗПР развито слуховое восприятие, поэтому формат обучения с использованием живой речи наименее результативен.

Внимание

Дети, страдающие ЗПР, не могут концентрировать свое внимание на одном объекте долгое время. Они делают это поверхностно. Любые посторонние факторы способны их отвлечь.

Память

Дети с данным недугом не могут выбрать из услышанной информации именно ту, которую необходимо запомнить. Их память наглядно-образная и мозаичная.

Мышление

Лучше всего такие дети мыслят в наглядно-действенном формате. Например, им легче посчитать числа на конкретных, существующих предметах. Образное мышление у них не развито, а абстрактно-логическое и вовсе отсутствует. Они не могут анализировать и сравнивать информацию, а также формулировать выводы и умозаключения.

Дети с ЗПР часто подвергаются задержке психоречевого развития, то есть искажают артикуляцию множества звуков, испытывают трудности со словарным запасом, контролем за грамматикой и формулировкой правильного высказывания. Часто это сочетается с дислексией и дислалией. Сложность заключается в том, что необходимо выявлять проблему и приступать к лечению уже в 3 года, чтобы избежать ухудшения речевого навыка.

Эмоции

Ребенок с этой болезнью, как правило, очень нестабилен в своих эмоциях. Его настроение часто меняется, а разум легко поддается внушению. Также возможны проявления агрессивности, плохой координации и моторики, тревожности и конфликтности. Такие дети в основном замкнуты, зажаты в себе и избегают контакта со сверстниками.

Физические параметры

Рост и вес ниже нормы – еще один признак ЗПР. Внешне ребенок с патологией часто выглядит моложе на несколько лет.

Особенности поведения в определенном возрасте

Младенец

Как правило, малыши с ЗПР позже остальных начинают самостоятельно держать голову, ходить и разговаривать. Также присутствует излишняя возбудимость, повышенный или пониженный аппетит, бессонницы и болезни ЖКТ.

Дошкольник

При патологии малыши в возрасте 4–6 лет не понимают правил большинства детских игр и нормы поведения в общественных местах. Проявляют излишние, неуместные эмоции и испытывают трудности в коммуникации.

Школьник

Детям с ЗПР, пошедшим в первый класс, трудно дается учеба. Им необходимо больше времени для анализа полученной информации, особенно в условиях, которые мешают концентрации. Они часто забывают о цели, которую преследуют, быстро отвлекаются, не могут сосредоточиться. Также стоит отметить, что при высокой умственной нагрузке ребенок испытывает эмоциональный и физический дискомфорт.

Кто может диагностировать задержку психического развития

Диагноз вправе поставить только ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия. Педиатр, психолог, логопед, невролог и другие врачи могут выявить проблему и направить ребенка на обследование. Нужно сдать анализы и провести различные тесты. Например, проверить наличие черепно-мозговых травм и стресса, которые могли повлиять на развитие психики, пройти нейропсихологический тест.

При подтверждении диагноза даются рекомендации по воспитанию и обучению в школе. Наблюдаться с проблемой у опытного специалиста можно в нашей клинике La Salute. Здесь вам поможет нейропсихолог с большим стажем ¬– Данилина Камилла Касимовна. Это практикующий врач, сотрудник Научно-Практического Центра Детской Психоневрологии, которая издала более 30 работ по детской психологии. Лечение проводит с помощью физиотерапии и ЛФК, специальных препаратов.

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Задержка психического развития и умственная отсталость – заболевания, схожие, но они обладают рядом отличий, которые описаны в таблице.

ЗПРУО
Имеет скачкообразную динамику интеллектуальной деятельностиНе характеризуется развитой эмоциональностью
При заболевании формируется сложность с интеллектуальной деятельностьюФормируется сложность с мыслительными операциями
При правильном подходе можно откорректировать поведение и развитие малышаОтсутствует восприятие игровой подачи информации, ребенок не в состоянии принимать помощь при исполнении задач, не испытывает желания анализировать и понимать прочитанную информацию

Если ребенка старше 10 лет не оставляют признаки ЗПР, ему могут изменить поставленный диагноз либо на умственную отсталость, либо на конституциональный инфантилизм.

Как распознать у ребенка ЗПР

В процессе взросления ребенок обретает множество новых навыков, стремится изучать окружающий мир. Если он отчужден и имеет какой-то из перечисленных выше симптомов, нужно посетить специалистов, чтобы провести обследование и диагностику.

Самостоятельно делать выводы о заболеваниях малыша нельзя. Существует множество причин и факторов, способных повлиять на поведение и восприятие ребенка. Подтверждать диагноз и назначать способы лечения и корректировки должны квалифицированные специалисты.

Клиника La Salute предлагает проверенную программу коррекции состояния детей с задержкой психического развития. Мы обладаем условиями, необходимыми для постановки диагноза и исправления недуга еще на ранних этапах, что позволяет предотвратить дальнейшее ухудшение психологического здоровья ребенка.

Другие статьи по теме

Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Смотреть фото Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Смотреть картинку Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Картинка про Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Фото Как понять что у ребенка зпр в 5 лет

Нейрокоррекция энуреза и тиков у детей

Серьезный повод для обращения родителей к врачу. Причин и у того, и у другого состояния бывает много

Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Смотреть фото Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Смотреть картинку Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Картинка про Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Фото Как понять что у ребенка зпр в 5 лет

Что делать, если ребенок не понимает обращенную речь

Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Смотреть фото Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Смотреть картинку Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Картинка про Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Фото Как понять что у ребенка зпр в 5 лет

Расстройства внимания

Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Смотреть фото Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Смотреть картинку Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Картинка про Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Фото Как понять что у ребенка зпр в 5 лет

Задержка психического развития у детей

Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Смотреть фото Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Смотреть картинку Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Картинка про Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Фото Как понять что у ребенка зпр в 5 лет

Нарушения речи у детей

Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. Поэтому важно своевременно диагностировать и корректировать такие патологии.

Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Смотреть фото Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Смотреть картинку Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Картинка про Как понять что у ребенка зпр в 5 лет. Фото Как понять что у ребенка зпр в 5 лет

Умственная отсталость у детей

Задайте вопрос специалистам
клиники La Salute

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *