Как повернуть на мотоцикле
Контрруление на мотоцикле
Руление на мотоцикле отличается от руления на автомобиле. Если руль машины повернуть вправо, она и повернёт вправо. С мотоциклом всё прямо противоположно: если повернуть его руль вправо, он будет стремиться поехать влево. Такие различия связаны с центробежной силой, которая по-разному действует на поведение одноколейных и двухколейных транспортных средств.
Контрруление начинает работать со скорости примерно 15 км/ч. Этот приём используют все, кто умеет ездить на велосипеде и мотоцикле, причём делают это они машинально. Нужный угол наклона достигается в несколько долей секунды. Новички могут легко запутаться в технике, ведь когда рулишь в одну сторону, мотоцикл поворачивает в противоположную. Но на практике всё происходит на уровне интуиции.
Для поворота на мотоцикле нужно наклониться всем корпусом. Когда райдер наклоняется в поворот, он выдерживает баланс между силой тяжести, тянущей его к земле, и центробежной силой, направляющей его к внешнему радиусу поворота. Байк поворачивает, когда водитель делает наклон и контролирует угол.
Заставить транспортное средство повернуть без приёма контрруления нельзя. Поворот возникает вследствие наклона, и контрруление в этом случае — самый действенный способ сделать это.
Основы вхождения в повороты. Часть первая
Любое движение на мотоцикле сопряжено с маневрированием. А маневрирование заключается в уклонении от препятствий и конечно же в поворотах. Опытность мотоциклиста, будь то пилот кольцевых гонок, профессиональный кроссмен/эндурист или первосезонник, со страхом коптящий в крайнем ряду на стареньком скутере или с боем купленном китайце, определяется. нет не дороговизной техники и даже не стажем с момента получения прав, а эффективностью торможения и аккуратностью прохождения поворотов.
Почему важно правильно входить в повороты?
Пренебрежение городских райдеров к базовым техникам управления иногда обескураживает. Многие считают базу элементарной из разряда «это должно быть легко» и не занимаются наработкой опыта, наивно уповая на импровизацию, забывая о том, как теряются люди в экстренных ситуациях. Многие думают, что тренировать нужно только прохождение со свешиванием таза, так называемое «под коленочку», как у настоящих гонщиков профессиональных треков. Но на самом деле, тренировать нужно любое маневрирование и особенно работу в повороте.
В плотном трафике ошибки в момент поворота грозят не просто падением или скользячкой. В городе вы не одни, поэтому ваше падение влияет на всех. Сколько аварий забрали жизни мотоциклистов из-за поворотов, просто страшно. Ситуацию усложняют столкновения после падения. Если вы плохо подобрали траекторию, скорость или нарушили ПДД, то вы автоматически поставили себя под угрозу и получили ситуацию, из которой нужно выходить как можно быстрее. От вашего маневра будут отталкиваться в построении маршрута другие водители. Распространенная беда, когда автомобилисты не замечают или не понимают, куда движется мотоцикл, какое расстояние до него и скорость?
Городской метод поворота — вкатывание
Самый распространенный и верный способ городской езды. Я называю это просто движением по инерции. Смысл метода заключается в том, что коррекция скорости закончилась до вхождения в поворот. Сам маневр вы проходите на постоянной скорости, на закрытом/ровном газу. Вы действительно вкатываетесь в поворот по выбранной заранее траектории. Главная задача — сбросить скорость до соизмеримой геометрии поворота и собственного опыта. Торможение в момент маневрирования приводит к ошибкам и срыву колеса, но если вы опытный мотоциклист, то можете подключить возможности метода TraiL Braking (Trail и Trail Braking на мотоцикле, как это понимать и использовать?).
Ошибки новичков
Скорость и наклон
Если скорость мотоцикла слишком большая, то внутри поворота приходится увеличивать наклон, потому что мотоцикл не успевает повернуть, когда речь идет не о затяжном ровном радиусе дороги, а об остром угле, в который нужно въехать. На большой скорости удобно проходить гладкие длинные дуги, но никак не острые углы, особенно, когда вы пролетели момент входа.
На маленькой скорости мотоцикл просто заваливается под действием силы тяжести. Мы помним, что скорость выравнивает мотоцикл, поднимает его в вертикальное положение. Мотоцикл поворачивает во внутрь. Благодаря заваливанию в наклоне мы поворачиваем. Когда наклон мотоцикла велик, а скорость маленькая, ничего не дает ему возможности удержать баланс и двигаться дальше, вы просто падаете внутрь поворота и катитесь кубарем под свист товарищей и возгласы «это фиаско, брат».
Скорость и наклон мотоцикла всегда идут рядом, по сути это действительно взаимозависимые показатели.
Выравнивание траектории внутри поворота, подруливание
Так получается, когда изначально у вас не было возможности занять нужное положение для поворота, когда вы не смогли во время войти в него или просто ошиблись с построением траектории, всяческие неожиданные помехи на дороге добавляются в этот же список.
Вы начинаете маневрировать в повороте, менять траекторию, искать другое положение. Когда ваш наклон достаточно велик, вы рискуете получить срыв колеса из-за таких телодвижений. Мотоцикл может не успеть сбалансироваться, сцепление покрышки и так крошечное. Чем больше ваша скорость в повороте, тем меньше вы управляете при помощи переднего колеса. На повышенных скоростях лучше подрабатывать телом и наклоном.
Начинающие мотоциклисты забывают, что мотоцикл в повороте занимает гораздо больше пространства, чем в движении по прямой. Из-за этого случаются неприятности.
Зацикливание взгляда на точке входа или апексе
Действительно, это распространенная ошибка, новички часто смотрят на то, что хотят объехать, вместо того, куда хотели бы попасть и по итогу не вписываются в поворот или не видят того, что находится за апексом, не успевают банально занять удачное положение, потом дергаются внутри поворота, чтобы выйти из него красиво.
Зацикливание у опытных мотоциклистов случается на закрытых поворотах, когда непонятно, какую траекторию задать. Они стараются рассмотреть, что же там за апексом, вместо того, чтобы снизить скорость еще больше (ведь на низкой скорости легче маневрировать), в результате влетают в поворот и не успевают корректировать траекторию, потому что находятся слишком близко к апексу, а поворот внезапно оказывается слишком резким.
Это изначально кажется, что все просто. Но лучше потратить время на понимание поведения мотоцикла в поворотах и осознание принципа работы с ними, чтобы не оказаться в неловкой ситуации, судорожно ища выход.
Уверенное прохождение поворота на мотоцикле
Прохождение поворотов — один из самых захватывающих моментов управления мотоциклом, и одновременно самый сложный в исполнении: значительное количество падений случаются именно при нахождении райдера в повороте. Причиной тому — попытки водителя проходить поворот быстрее, путем увеличения угла наклона при неправильном положении тела, или избыточном открытии газа до достижения апекса (вершины поворота).
Безопасность, безусловно, всегда должна быть вашей главной заботой на дороге, однако это не лишает вас возможности получить удовольствие от маневрирования на извилистом шоссе без лишнего риска.
Некоторые принципы прохождения поворотов в условиях трека применимы и на дорогах общего пользования. Но выполняются они, разумеется, в менее экстремальной манере. Хорошим примером выступает перенос веса тела на мотоцикле в сторону поворота, как на дороге, так и на треке; а вот условное касание локтем асфальта, в повседневной поездке по городу будет не просто излишним, а практически фатальным.
Для начала стоит потренировать технику безопасных поворотов на тихой проселочной дороге. В идеале это должен быть плавный поворот дороги в одну сторону (в итоге вы должны повернуть на 90 градусов направо или налево), который надо начинать проходить на скорости в 40-45 км/ч и доводить потом до скорости прохождения на 70 км/ч — это значительно упростит задачу. Найдите пару безопасных мест и для тренировки разворота, чтобы иметь возможность повторить маневр несколько раз подряд в другую сторону.
Положение тела
Для эффективного прохождения поворотов следует слегка наклониться вперед, согнув и расслабив руки. Положение локтей низкое, по возможности, на уровне руля. Держите руль спокойно, без давления на него всем весом — комфортнее будет слегка обхватить бак ногами.
Взгляд не должен быть направлен вниз. Поднимите голову и направьте подбородок в сторону самой дальней обозримой точки на дороге, куда планируете приехать. Держа подбородок высоко, вы получаете преимущество в виде расширенного пространства для обзора.
Никогда не направляйте взгляд на объекты за пределами поворота, будь то дерево, встречный грузовик или даже пляж с девчонками в бикини: мотоцикл едет туда, куда смотрит райдер. Так что поверните голову и направьте взгляд на тот участок дороги, где хотите оказаться.
Убедившись в том, что вы имеете хороший обзор всей протяженности виража, начинайте поворачивать, перенося вес с внешней подножки на внутреннюю, по отношению к повороту.
Конечно, есть и другие способы помочь мотоциклу войти в поворот. Опустите плечо и наклоните корпус тела внутрь поворота.
Определите наиболее подходящий для себя способ закладывания байка в наклон и поворот. Ведь суть здесь не в максимальном свешивании, а в уверенности и удовольствии от прохождения виража. Самое главное — смотрите именно туда, куда едете. Приподнимите подбородок и поверните голову, устремив взгляд на линию дороги.
Контрруление
Сложно найти более популярный повод для горячих споров среди мотоциклистов, чем контрруление («руление наоборот»). Говоря простым языком, техника заключается в том, чтобы немного оттолкнуть внутреннюю по отношению к повороту рукоятку руля и потянуть на себя внешнюю перед началом захода в траекторию, а потом наклонить корпус в сторону центра радиуса, что и заставляет мотоцикл поворачивать.
Чтобы повернуть направо, вам нужно слегка толкнуть правую рукоятку (чтобы повернуть налево — левую). Мотоцикл наклонится вправо и повернет. На более высоких скоростях и крутых поворотах может потребоваться большее усилие рулевого управления. При правом повороте также можно потянуть на себя левую рукоятку руля, чтобы наклонить мотоцикл сильнее и быстрее.
В массе информации, собираемой регистраторами данных установленных на байках, за вроде бы долгое время образовалась, тем не менее, большая информационная черная дыра в вопросе, сколько усилия приходится на рулевое управление на самом деле.
Так было до недавних пор, поскольку аспирант Алекс Прзибилла занимается именно этим исследованием в Университете Уэльса для проектировщиков мотоциклов.
Dukati Panigale, оснащенная дополнительными датчиками, двухмерным регистратором данных, гиростабилизатором и GPS с двумя антеннами, имеющая специализированное название «платформа для измерения динамического отклика транспортного средства» (DVRMP), также имеет специальные тензометрические датчики, прикрепленные к клипонам руля, для измерения усилия рулевого управления.
После получения данных с сессий на треке система подтвердила, что чем сильнее и быстрее вы толкаете и тянете (применяете контрруление), тем быстрее наклоняется мотоцикл (скорость крена измеряется в градусах в секунду).
Прохождение правого поворота Foggy Esses (трасса «Донингтон Парк», Великобритания) контррулением влево было достигнуто на угловой скорости 109,2 градуса в секунду при рулевом усилии, соответствующем крутящему моменту 108,6 Нм.
При правом контррулении для левого поворота на самом знаменитом вираже Craner Curves той же трассы, рулевое усилие было равно крутящему моменту 169,8 Нм. Для сравнения, это как толкать одной рукой вес в 30 кг, а другой — тянуть тот же вес на себя. Этот показатель мог оказаться даже выше в условиях гоночного мотоцикла на сликах и более быстрого райдера в седле.
Контроль газа и переключение передач
Начинайте входить в поворот ещё на исходе прямого участка дороги, отпустив газ и слегка сбросив скорость лёгким притормаживанием. Это наиболее безопасный подход, так как он дает больше возможностей для корректировки траектории.
Внимательно изучив траекторию, отрегулируйте скорость входа. Заранее перемените положение тела, затем скорректируйте скорость. Торможение должно быть постепенным — начинайте оттормаживаться мягко, плавно увеличивая давление до нужного, и плавно отпускайте ручку тормоза, сбросив скорость до необходимой.
Главное — завершить торможение и выровнять скорость правильно, двигаясь ещё по прямой, до вхождения в радиус поворота. Наклонять мотоцикл с нажатым тормозом — не лучшая идея.
Идеально, если вы умеете чутко управлять скоростью при открытом газе, — в этом соль данного этапа. Отрегулируйте скорость и включите правильную передачу: переключитесь на более низкую для прохождения поворота и выхода из него.
Как только вы сбросили скорость при помощи тормоза, понижайте передачу. Опять же, это лучше всего делать в движении по прямой: так вы сможете сосредоточиться на повороте, не отвлекаясь на одновременное переключение передач.
Никогда не ускоряйтесь при вхождении в поворот — это чуть ли не самое опасное, что можно сделать, — но газ необходимо слегка приоткрыть для удержания оборотов двигателя. После переключения передачи откройте газ частично: недостаточно для ускорения, но ровно настолько, чтобы избежать дальнейшего замедления.
Это позволяет сохранить устойчивость мотоцикла, а так же перенести вес с переднего колеса на заднее. И одновременно увеличивает контроль над байком. Но будьте предельно осторожны и не переборщите: помните, никогда не ускоряйтесь при входе в поворот.
С середины поворота начинайте аккуратно открывать газ, направляясь к выходу из него. Открытый газ сделает две вещи: выведет мотоцикл из поворота по расширенной траектории и выровняет его положение.
Если вы чувствуете, что не вписываетесь в радиус виража, то повторное прикручивание газа вернет мотоцикл обратно на безопасную траекторию. В обратном случае продолжение ускорения выведет мотоцикл из поворота.
Изюминка здесь — в плавном открытии газа: ускорение должно быть мягким, равномерным; маневр должен быть совершен в правильный момент для создания хорошей траектории выхода.
Выбор траектории
Самый простой способ оценить важность выбираемой траектории — найти поворот на безопасном и тихом участке дороги и попробовать следующее.
Сделайте несколько проходов выбранного участка дороги для разогрева, а затем обратите внимание, где именно вы решаете начать поворот. Определите эту точку, и в следующий раз попробуйте начать поворот чуть раньше.
Важно не двигаться слишком быстро, поскольку вы сразу обнаружите, что ранний вход выводит вас на более широкую траекторию по мере прохождения виража. На высокой скорости вас может вынести на встречную полосу. Двигаясь медленно, можно позволить себе более активную работу рулем, оставаясь в своей полосе.
Теперь попробуйте обратное: входите в поворот как можно более поздно. На этот раз вы обнаружите, что расширить траекторию выхода практически невозможно. Даже может оказаться, что эта траектория более безопасна и контролируема, чем при обычном маневре, поскольку дает больше времени на осмотр поворота перед входом в него.
Практически все мотоциклисты, попадавшие в аварию в повороте, начинают его слишком рано. Причины могут быть разными: усталость райдера или поездка группой, с попытками не отставать от более быстрых коллег. Но суть проблемы зачастую у них у всех одинаковая — не придали должного значения точке входа в поворот.
Дело в том, что при обнаружении впереди поворота, в человеческом мозгу возникает естественная подсознательная реакция сужать траекторию. Стоит отдать предпочтение более широкому входу, что дает хороший обзор и безопасную уверенную линию прохождения виража, особенно после того, как вы потратили секунду-две на торможение и переключение передач.
Как только вы увидите впереди поворот — а вы его заметите, только если будете высоко держать подбородок — начинайте к нему готовиться. Это означает переместить мотоцикл к центру дороги ровно настолько, чтобы было комфортно выполнить маневр. Заметив поворот заранее, вы даете себе время на подготовку к нему.
Если дорожное покрытие справа оставляет желать лучшего, не съезжайте слишком далеко. Не приближайтесь слишком сильно к центральной разделительной линии, если на встречной полосе присутствует транспорт.
Широкий вход имеет несколько преимуществ, но основные — это улучшенный обзор и уверенность, которую дает последний.
Прохождение поворотов на треке
Как бы вы ни разгонялись на прямых, вы никогда не сможете раскрыть свой истинный потенциал в гонке на треке, не освоив технику закладывания байка в крутой вираж. Посещение трек-дня или школы вождения — лучший способ потренировать повороты, определив пределы своего мотоцикла. Этот метод является и наиболее безопасным, как для здоровья райдера, так и для его водительских прав, чем попытки маневрировать на дорогах общего пользования.
На треке свешиваться с мотоцикла нужно интенсивнее, чем на дороге. Внутренний по отношению к повороту локоть должен быть согнут и направлен вниз, внешняя рука выпрямлена почти полностью, грудная клетка направлена в сторону бака или слегка касается его.
Для смещения центра тяжести вниз и назад необходимо также свесить пятую точку с сиденья. Увлекаться не стоит — при правильном положении корпуса одной ягодицы вполне достаточно.
Свешивание в повороте позволяет удерживать мотоцикл в почти вертикальном положении, уменьшая угол наклона и увеличивая сцепление. Положение тела — ключевой фактор: многие райдеры свешиваются недостаточно, что приводит к слишком сильному наклону мотоцикла и опасному скольжению.
Мысленно разбейте вход в поворот на секторы: где принять правильное положение тела, затормозить, прикрыть газ. Определите вершину и после её прохождения не бойтесь набирать обороты. Повышенные обороты способствуют контролю и снижают вероятность хайсайда (вылета райдера через руль).
На треке вход в поворот осуществляется с закрытым газом, на пониженной скорости. Если достичь апекса с прикрытым газом, мотоцикл повернет быстрее, увеличив дорожный просвет и обеспечивая безопасность маневра.
Полностью закройте газ, начиная от точки торможения — и до апекса. Открытие газа в повороте может привести к перегрузке покрышек и уходе в скользячку.
Пройдя вершину радиуса, выберите точку выхода и максимально ускорьтесь по направлению к ней. Набор скорости способствует самостоятельному выпрямлению мотоцикла. Убедитесь в достаточном сцеплении заднего колеса, работая газом.
Всегда есть возможность слегка прикрыть газ, если вы приближаетесь к зоне вылета и необходимо сузить траекторию. Трек следует рассматривать как серию прямых, разделенных поворотами: максимальное ускорение и торможение осуществляется на прямых участках трассы.
Надеемся, что эти нехитрые советы помогут новичкам. Но лучше всего закрепляет теорию практические занятия под руководством опытного тренера. Поэтому настоятельно рекомендуем всем (и тем, кто недавно окончил мотошколу, и тем, кто катает достаточно давно) пару раз в сезон устраивать себе трековый день, записавшись к проверенному тренеру.
Поворот на мотоцикле – начните с точки входа в поворот
Автор статьи: Moto Moto
Вы чувствуете себя неуверенно в повороте? В поворотах постоянно что-то поправляете или нервно крутите дроссель? Вы чувствуете, что ваш байк неустойчивый и неуправляемый? Одна из причин может заключаться в том, что вы не отметили, где хотите начать поворот, до того, как вошли в угол.
Планирование
Вы планируете войти в поворот. И планирование следует начинать с определения точки входа, это ключевой элемент в поворотах. На открытой дороге или трассе следует выбрать угловую точку входа. Чтобы оценить преимущества обозначения такого места, нужно время и понимание. Выбирать такую точку перед каждым поворотом намного лучше, чем ждать поворота, чтобы форсировать его из-за высокой скорости или плохой видимости. Когда вы планируете, вы контролируете машину.
Инструмент для мотоциклиста
Поворотный момент – это когда вы перестаете тормозить /замедляете, наклоняете байк (делаете встречный поворот) и начинаете плавно ускоряться. Здесь вы начинаете поворачивать, идете в другом направлении.
Это также ориентир для других ваших действий. Выбор поворотной точки помогает сохранить организованность и плавность. «Точка входа – это инструмент и как и любым другим инструментом, вы должны научиться им пользоваться». Каждый раз, приближаясь к повороту, убедитесь, что вы спланировали, где начать поворот.
Где угловая точка входа? Ответ на этот вопрос является загадкой для некоторых людей и проливает свет на современные представления о вождении мотоцикла. Точка входа в угол начинается там, где вам нужно начать поворот – там, где заканчивается прямая и начинается кривая.
Идеальный трек?
В книгах по технике вождения мы находим оптимальные места для входа в поворот, но их авторы рекомендуют искать индивидуальную точку, в которой мы будем чувствовать себя уверенно.
Не существует единой идеальной точки входа, как и трассы. Это место, которое вы назначаете себе – сделав несколько поворотов, вы узнаете, какая точка является наиболее оптимальной для вас. Чем больше поворотов вы сделаете, чтобы установить точки входа, тем больше очков вы получите на менее знакомых поворотах.
С другой стороны, это не тот случай, когда вы не устанавливаете точку входа, она не существует. Вы всегда делаете поворот, начиная маневр в какой-то момент. Другое дело, насколько это осознано. Осознанное решение, с чего начать поворот, помогает организовать все элементы и, как следствие, получить удовольствие от плавного и уверенного поворота.
Осведомленность важна
Наблюдая за гонками, вы можете увидеть, насколько точно гонщики держатся за свои угловые точки входа. Стоит начать практиковаться, сознательно выбирая точку входа в поворот. Определите, с чего вам следует начать поворот. Найдите ориентир: царапину на асфальте, камень, дерево, дорожный столб – то, что легко заметить при повороте. Начните тренировку с меньшей скоростью. Если вы не знаете, где входить в угол и наклонять байк, более высокая скорость не облегчит вам задачу. «Слишком часто мотоциклисты пытаются исправить фундаментальные ошибки, ускоряясь и надеясь ускориться на повороте».
Все дело в том, чтобы не паниковать. Если мы не выбираем сознательно, куда двигаться, защитные реакции и паника сделают это за нас. «Без точки поворота вы испортите весь поворот. Ошибка в начале поворота приведет к отклонению от выбранной вами траектории и пропуску важных моментов позже»
Вы можете видеть, насколько важно осознанно определять точку входа в поворот на повороте с уменьшающимся радиусом. Вам лучше отложить свой ход и найти идеальную точку. Даже неверный поворот лучше, чем ничего.
11 решений
Простая установка точки входа не заставит нас внезапно овладеть поворотами и водить как Валентино Росси.
Зачем нам эта точка? Только бы занять правильную позицию и знать, где нужно перестать сбрасывать скорость перед поворотом. Выяснив, с чего мы начнем разворачиваться, мы также можем спланировать, где мы начнем прокачку, куда мы пойдем дальше и сколько фолдим. Вхождение в поворот также говорит нам, где мы должны начать прокачку. Это дает нам точность и последовательность в принятии решений, в отличие от случайных выводов, часто навязанных страхом.
Одиннадцать решений, которые вы должны принять во время поворота, которые зависят от вашего обозначения точки входа:
1. С какой скоростью можно подойти к повороту.
2. Где вы будете использовать тормоза.
3. Место, где вы переключаете на пониженную передачу.
4. Где отпустить тормоза.
5. Как быстро или медленно вам нужно будет повернуть рулевое колесо.
6. Когда еще раз добавить газ.
7. Как быстро или медленно вы можете добавлять газ.
8. Какой угол наклона вы будете использовать.
9. Куда именно в повороте пойдет мотоцикл.
10. Сколько (если есть) исправлений вы сделаете.
11. Где вы закончите ход (как далеко вы уйдете из поворота).
Проблема в одном из этих пунктов может вызвать панику, отвлечь вас, и это первый шаг к совершению ошибки, которая может причинить боль.
Эффективное и безопасное прохождение поворотов
Как определить точку входа в поворот? Советуем не сосредотачиваться на внутренней стороне поворота – это может привести к тому, что мы войдем в поворот слишком рано, окажемся на внешнем крае на выезде. Есть вероятность, что мы можем сойти с дороги. Вам придется дольше проехать в сборке, чтобы завершить маневр. Мы также должны набраться терпения перед поворотом – неуверенность в скорости, том, что находится за поворотом и как он пройдет в целом, может привести к преждевременной поломке мотоцикла. Терпение окупится – вы быстрее увидите, что за поворотом и быстрее выберетесь из него.
Хотя для мотоциклиста поездка в сборке зачастую является самым захватывающим занятием, она должна быть как можно короче. Слишком ранний вход в поворот приведет к тому, что вы будете дольше ехать в наклоне, а видимость того, что находится за поворотом, может быть ограничена. Слишком поздний вход в поворот может, в свою очередь, потребовать большего наклона при прохождении, корректировки, нажатия на педаль газа или еще одного поворота. К сожалению, на поворотах возможны лишь незначительные корректировки, и каждая из них несет дополнительный риск.
Как видите всегда нужно выбирать угловую точку входа – независимо от того, едем мы по трассе или нет. Переход из одного места в другое – это не то же самое, что трасса, где повороты предсказуемы, чисты и пусты. При движении по улице или за городом следует осознанно выбирать точку въезда на поворот, адаптированную к дорожным условиям, погоде и скорости.