Как позвонить репетитору что сказать
Какие вопросы нужно задать репетитору при знакомстве?
Итак, вы просмотрели десятки анкет репетиторов и выбрали среди них несколько внушающих вам доверие. Вы видели отзывы об этих репетиторах, видели данные об образовании и опыте работы, фотографию, однако одних сухих фактов вам недостаточно: только при личном общении вы можете понять, сложится ли у вас общение.
Определить психологическую совместимость с репетитором по одному телефонному разговору невозможно, а вот получить от него больше информации – вполне. Однако не стоит забывать, что ваш первый телефонный звонок репетитору – это тот момент, когда не только вы оцениваете его, но и он вас. И по тому, какое впечатление вы на него произведете, может зависеть качество обучения вашего ребенка в дальнейшем. Поэтому не стоит недооценивать ваш первый телефонный разговор, если вы рассчитываете на успешное и длительное сотрудничество.
Руденко Елена – репетитор по физике и математике. Она занимается репетиторской подготовкой школьников уже 18 лет, и имеет большой опыт работы с их родителями. Тем, кто только решил найти репетитора, Елена дала несколько рекомендаций по тому, как правильно проводить первое телефонное собеседование:
1.Основные вопросы, которые следует задать в первую очередь, должны быть об образовании и опыте работы.
Понятно, что эту информацию вы уже видели на сайте – однако никто из нас не застрахован от технических сбоев, ошибок или банальной невнимательности. Уточните у репетитора, какое учебное заведение он закончил, и какой опыт работы у него имеется – так вы убедитесь в правильности данных, а также, опираясь на них, вам будет проще развивать беседу.
2. Нужно также поинтересоваться, есть ли у кандидата в репетиторы уже другие ученики, много ли их (перегруженный человек не станет уделять много времени подготовке к индивидуальным занятиям, может пострадать качество).
Каким бы хорошим специалистом не был выбранный репетитор, сил и энергии на всех у него не хватит. Это правило, кстати, хорошо известно профессионалам со стажем, поэтому если в анкете вы видите указанный опыт работы свыше 15 лет, а по телефону репетитор не упускает возможности похвастаться большим количеством учеников – это повод задуматься о компетентности такого специалиста.
3. Какую роль будет играть родитель в процессе учёбы или чем может помочь родитель?
По-хорошему, помощь родителей в процессе обучения требуется постоянно, и это нормальная практика. Однако не стоит путать помощь и тотальный контроль – вряд ли найдется репетитор, которому понравится, когда во время занятия кто-то «стоит над душой» или безосновательно критикует методы его работы. Поэтому, задавая данный вопрос, адекватно оценивайте границы своего вмешательства. В противном случае конфликт с репетитором будет неизбежен, а репутация семьи, с которой лучше не иметь дело, в педагогической среде вам гарантирована.
4. Насколько объёмными планируются домашние задания? Или они вообще не предусматриваются?
Иногда в погоне за хорошими оценками, высокими баллами и мечтой о прекрасном и светлом будущем своего ребенка родители забывают, что детская психика не рассчитана на большие нагрузки. Об этом забывают и репетиторы, ведомые желанием добиться блестящих результатов и неплохо на этом заработать. В результате довольны все, кроме самого ребенка. Вспомните себя в детстве и попробуйте честно ответить себе на вопрос – хватали ли вам одних хороших отметок для того, чтобы бы чувствовать себя счастливым?
5. Ещё стоит обговорить иные способы связи: возможность пользоваться скайпом или почтой в случае отмены личной встречи, есть ли у репетитора свой сайт, группа в социальной сети и пр.?
Чем больше ребёнок будет вовлечён в процесс обучения, тем лучше. В наше время для этого используются интернет-технологии – о пользе и удобстве их применения в педагогической практике можно говорить бесконечно, но самое главное в этом то, что даже в отбирающем уйму времени интернете у вашего ребенка будет налажена связь со своим репетитором. А это в крайней степени важно – чем ближе учитель к своему ученику, тем глубже и яснее усваивается учебный материал. Все просто, не правда ли?
Первый телефонный разговор репетитора с клиентом
Свершилось! Клиент изучил вашу анкету репетитора, которую вы заполнили на сайте tezpro.kz, и понял, что готов бережно передать свое чадо в ваши руки. Пришло время первого телефонного разговора с будущим клиентом. Вы полны надежд, готовы сделать все ради плодотворного сотрудничества, но вдруг возникает волнение, состояние легкой паники… и вы едва не теряете дар речи, не представляя, о чем и как говорить.
Чтобы понять, как действовать, нужно осознавать, почему клиент вообще ищет репетитора, и что его заботит.
Причина обращения
Как правило, родители обращаются к репетитору, когда не могут своими силами (и силами школьных учителей) добиться хорошей успеваемости ребенка. Спусковым механизмом для обращения может служить «проваленный» экзамен, двойки в дневнике или неприятный разговор с преподавателем. Они надеются на ваш опыт, талант и квалификацию, а их эмоции лежат где-то между легкой озабоченностью и полной паникой.
Сохраняя спокойствие и уверенность в голосе, репетитор должен сделать так, чтобы после телефонного разговора состоялась первая встреча с клиентом. Соответственно, первый разговор по телефону с родителями ученика ставит перед репетитором ряд задач.
Задачи репетитора
Начнем с приятного факта: часть работы за вас делает онлайн-сервис поиска репетиторов tezpro.kz. Когда потенциальный ученик заинтересовался вашей анкетой репетитора на сайте, оператор выясняет у него подробности будущего сотрудничества, а затем сообщает вам. Образно говоря, клиент подан вам на блюдечке. Что же репетитору делать дальше, чтобы не потерять его и наладить эффективную работу?
2. Еще раз проговорить стоимость занятий, время и место ;
3. Узнать немного о будущем ученике (возраст, школа, класс, сильные и слабые стороны, что препятствует успеваемости, какова цель занятий с репетитором и т.д.);
Последний пункт самый важный, поскольку без него все остальное теряет смысл. Телефонный разговор – это первый этап знакомства, который должен перейти в следующую фазу: личную встречу.
В идеале на первой встрече уже происходит первое занятие, но бывает и так, что клиент вначале хочет познакомиться, увидеть репетитора своими глазами, а уже потом доверить ему проведение урока. Тому, как действовать на первой встрече, посвящена наша отдельная статья.
Как действовать?
Рекомендуем составить шаблон разговора, продумав возможные вопросы, которые родители ученика захотят задать репетитору, и ответы на них. Также поймите, какие вопросы вы будете задавать клиенту. Не забудьте про главный вопрос – время и место встречи. На первых порах полезно иметь шпаргалку. (Согласитесь, не очень профессионально будет выглядеть, если вам придется перезванивать клиенту, чтобы переспросить адрес, который вы забыли записать!)
От репетитора требуются хорошие навыки самопрезентации и общения. Ведите телефонный разговор на дружелюбной, позитивной ноте, сохраняя серьезный и официальный тон. Это значит, что нужно с участием выслушать запрос родителей, а затем наметить план действий. Покажите, что вы профессиональный репетитор и знаете, что делать: это вселяет уверенность и снижает беспокойство.
Результат
1. Произошло знакомство репетитора и клиента;
2. Сотрудничество перешло в следующую фазу: репетитор и клиент договорились о месте и времени личной встречи.
Проявив заботу и заинтересованность, репетитор во время первого разговора с клиентом снимает его тревоги и стимулирует начало будущего эффективного сотрудничества.
Репетиторы и как с ними общаться?
Отрепетируйте с моим ребенком теорему Пифагора!
Вы обнаружили, что ребенок приносит стабильно плохие оценки по одному из предметов. После разговора стало ясно, что репетитора не избежать. На первый взгляд, все просто – найти того, кто прекрасно знает предмет и все расскажет подопечному. Хорошо, если все сразу складывается – ребенку интересно, он делает успехи, все понимает и улучшает оценки.
Но может быть и так, что занятия идут, ребенок говорит, что все прекрасно, вы успокаиваетесь, а в конце года он плохо сдает экзамен. Давайте разберемся, как выбрать хорошего репетитора, как контролировать занятия и чего ожидать в результате.
Эту статью будут сопровождать фотографии и записи прекрасных учителей, которые могут замотивировать учиться даже на расстоянии.
Кто он, ваш репетитор?
Обычно родители ищут репетиторов двумя путями. Первый – опрос знакомых. Возможно, кто-то уже занимался по этому предмету и посоветует хорошего педагога. Чаще всего люди, действительно, готовы делиться контактами. Второй путь – сайт с анкетами педагогов по разным предметам или кадровое агентство. Не так важно, каким путем пойдете вы, главное – как узнать, что найденный человек вам подойдет?
Во-первых, у репетитора должно быть профильное образование. Не нужно стесняться проверить его диплом и узнать о текущей работе.
При этом многолетний стаж в школе не всегда оказывается плюсом. Иногда школьные учителя с большим опытом не могут увлечь ребенка, потому что занятия с ними ничем не отличаются от классических занятий в лекционном формате и навевают скуку.
Но все же желательно, чтобы человек занимался чем-то, связанным с образованием. Например, репетитором русского языка и литературы вполне может быть филфаковец, работающий корректором, редактором или журналистом. Математику часто прекрасно преподают программисты и инженеры. Кроме того, студенты тоже отлично справляются с помощью школьникам.
Во-вторых, проведите собеседование без ребенка, чтобы составить собственное впечатление.
Задайте вопросы о том, как будут проходить занятия, как распределяется теория и практика, будут ли домашние задания, как проходят проверки знаний и так далее.
Вы сможете не только лучше понять процесс обучения, но и сделать выводы о человеке, которого вы собираетесь нанять. Понаблюдайте за ним. Какой он? Веселый? Спокойный? Слишком серьезный? Какой у него голос? Говорит он эмоционально или ровно? Грамотно? Как он выглядит? Располагает ли к себе?
Все детали очень важны, потому что репетитор должен увлечь ребенка, сделать так, чтобы ученик захотел изучать трудный предмет. Это очень и очень непросто. Поэтому будет лучше, если ваш репетитор умеет расположить к себе, вызвать улыбку, может говорить о своем предмете с интересом.
В-третьих, организуйте пробное занятие.
Важно понять, насколько ребёнку комфортно работать с новым человеком. Вопрос о посещении занятия вами открыт. Пожалуй, мы бы не советовали присутствовать на занятии. Это может сковывать как репетитора, так и вашего ребёнка.
Лучше после занятия поговорите с ребёнком, спросите о его ощущениях и, главное, понял ли он то, что объяснял ему репетитор, вынес ли для себя что-то новое из этого занятия.
К сожалению, часто люди, которые прекрасно знают предмет, совсем не умеют научить ему. Поэтому важно не только то, насколько умным человеком он вам покажется при первом общении, а то, насколько хорошо его поймёт ребёнок на первом занятии.
Какую форму занятий выбрать?
Еще недавно давать уроки можно было только лично. Репетиторы приезжали к ученикам или ученики к репетиторам. Сейчас технологии позволяют проводить занятия онлайн. Что же лучше для ребенка?
В этом вопросе важно учитывать возраст и график и индивидуальные особенности школьника. Занятия онлайн требуют большей концентрации, так как учитель не сидит рядом. Как правило, онлайн без проблем занимаются старшие школьники. Они уже понимают важность подготовки к экзаменам и стараются вникать в объяснения. Кроме того, в этом возрасте дети и так достаточно загружены основными и дополнительными занятиями, домашними заданиями, поэтому поездки к репетиторам станут ненужной тратой времени и сил.
До 9 класса лучше все же заниматься лично, чтобы внимание ученика было сфокусировано на уроке. Но, конечно, бывают и исключения. Иногда и пятиклассник с удовольствием занимается онлайн, а старшеклассник не может сосредоточиться. Можно попробовать, а после двух-трех занятий уже сделать вывод.
Как контролировать процесс?
Контролировать занятия вам в любом случае придется, если вы хотите получить качественный результат. Контроль нужен вам, чтобы знать, что ваши деньги тратятся не впустую и что неприятных сюрпризов в конце года не будет.
Но контроль нужен и репетитору, чтобы чувствовать заинтересованность семьи в его работе. И, конечно, контроль нужен ребенку, который должен воспринимать занятия не как прихоть родителей или развлечение, а как серьезный учебный процесс. Как узнать, что занятия идут успешно?
Конечно, в первую очередь обсудите все с ребенком. Объясните важность дополнительных уроков. Если вы готовитесь к экзамену, значит поставьте примерную цель в баллах. Если просто подтягиваете знания, договоритесь, например, выйти на уровень «четверки». Спрашивайте, помогают ли ему уроки, все ли понятно и нашел ли он общий язык с репетитором.
Следующим шагом уточните у репетитора, когда лучше обсуждать процесс. Например, раз в месяц вы созваниваетесь и узнаете, что происходит. Какие прошли темы, выполняет ли ребенок домашние задания. Возможно, стоит попросить провести тест или проверочную работу на занятии или дома. И если ваш ребенок будет писать ее дома, проконтролируйте, чтобы у него под рукой не было шпаргалок и самого умного в мире гугла.
При таком подходе вы будете понимать, что происходит, даже если совершенно ничего не понимаете в физике, биологии или основательно забыли теорию русского языка.
Репетиторы не волшебники
Если вы нашли курсы или репетитора для ребёнка, не стоит сразу же думать, что проблема решена, новый учитель сейчас только взмахнёт своей волшебной палочкой, и ребёнок сразу станет без проблем решать задачи и писать сочинения.
Поверьте, даже у хороших учителей иногда бывают ученики, которые не достигают отличных результатов. Просто потому, что обучение – это двусторонний процесс взаимодействия. И если ученик принципиально не хочет заниматься, то и профессионалу может быть сложно его замотивировать.
Где искать репетитора?
Порталов, на которых можно найти репетиторов очень много. Но ни на одном из них изначально вы не можете быть уверены в том, что вы найдёте настоящего профессионала.
Впрочем, вы и в жизни не сможете быть в этом уверены. Поэтому советуем вам ориентироваться на знакомых или на проверенные компании и рекомендации знакомых.
Также советуем рассмотреть занятия в группе, так как часто это положительно влияет на процесс обучения.
Как провести первый звонок клиенту
Эта статья написана репетитором
В рамках совместной кампании АР и сообщества репетиторов. Если вы хотите дополнить ее или возразить автору, оставьте свой комментарий на странице статьи в Учительской или напишите нам на community@repetit.ru.
Первая встреча — это очень важный момент, который задаст тон всему вашему общению (ну или поставит жирный крест на возможности такового). Как известно, первое впечатление второй раз не создать. Так что это именно тот случай, когда нужно заранее подготовиться к любому развитию ситуации.
В этой статье я расскажу вам о своем опыте, накопленном годами успешного сотрудничества с сайтом. Следуя этой схеме, вы гарантированно снизите до минимума шанс попасть в ловушку и получить негативный отзыв.
Я преподаю иностранный язык, однако в своей статье постаралась собрать те советы и рекомендации, которые будут полезны любому репетитору.
Телефонные переговоры
Первым делом нужно грамотно созвониться с клиентом. Это подводная часть айсберга, но именно она отвечает за устойчивость ваших дальнейших отношений. Я всегда действую по чётко отработанной схеме.
Оперативный звонок
Звоню при первой возможности, как можно скорее после получения смс с контактами клиента. Возможно, вы не знаете, но ученик также получает в это время ваши контакты и начинает ждать звонка. Разумеется, ждать никто не любит, долгое ожидание нервирует. Поэтому звоним быстро.
Выясняем, удобно ли говорить
Я представляюсь «Доброе утро/день/вечер! Меня зовут…, ваши контакты мне отправил сайт Репетит.ру. Вам сейчас удобно будет со мной поговорить?». Первую часть фразы я стараюсь сказать как можно быстрее: если клиенту неудобно говорить, он быстро поймёт, кто я, и запланирует новый звонок.
И тут есть две возможности — позвонить самой или попросить клиента перезвонить. Я всегда сама предлагаю второй вариант — в этом случае вам не придётся дозваниваться еще раз, чтобы услышать, что сейчас тоже неудобно. А ещё таким образом вы отметаете клиентов, который подали заявки сразу на несколько сайтов. Возможно, они уже даже нашли кого-то, но не знают, как вам об этом сказать.Если же клиент просит меня перезвонить, я прошу назвать конкретное время или конкретный промежуток, через который он будет ждать звонка. Так вы показываете себя профессионалом, человеком дела. Ну и опять-таки, у вас может быть запланирован другой урок. Вы же популярный преподаватель! :))
Представление
Итак, вы созвонились. Тут всегда стоит представиться/представиться ещё раз и рассказать, почему вы — репетитор их мечты. Я обычно говорю про свой опыт преподавания, как я поддерживаю и актуализирую знания, про свои достижения и в чём моя «фишка». Тут вы можете рассказать про способность легко объяснить сложное, как-то небанально подать материал, про свои супернаработки… В общем, минутка саморекламы.
Сверяем данные
Иногда в заявке стоит «начальный уровень», а оказывается, что ученик очень так неплохо знает материал, только практики мало. Это принципиально важно, чтобы иметь на первом уроке подходящие его уровню материалы. Здесь же вы решаете как, у кого будет проходить занятие. Тут вас тоже могут ждать сюрпризы. Иногда клиент пишет, что занятия у преподавателя или онлайн, а потом выясняется, что вас ждут на другом конце города. И только так.
Небольшой лайфхак: я выбираю из заявки тот вариант, который меня устраивает больше, и прошу клиента его подтвердить.
Выясняем запрос
Потом я всегда спрашиваю ученика/его родителей, чего именно он хочет от занятий. Конечно, у вас может быть свое мнение по этому поводу. Но если нужно «делать домашку и ни шага в сторону от учебника», а вы совсем против такого подхода, тогда это именно тот момент, когда вы можете красиво уйти. Сюда же относится и история «у нас оценка 3, но через полгода мы хотим сдавать по этому предмету ЕГЭ». Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Спорить и доказывать что-то на этом этапе совершенно бесполезно. Вы либо соглашаетесь на эти правила игры, либо нет.
Рассказ о занятии
Если все звезды сошлись, тогда дальше я рассказываю как проходит занятие. Моя мотивация тут — показать, что все будет разнообразно = интересно. Опять-таки, здесь можно обсудить материалы.
У меня есть разные учебники в электронном виде, я отправляю их ученику на почту. Обычно это всех устраивает. Однако есть фанаты каких-то специфических учебных пособий, им принципиально заниматься только по ним. И тут снова возникает вопрос: готовы ли вы к этому? Если да — прекрасно, если нет — смотри пункт о выяснении запроса.
Согласовываем дни и даты
Договариваемся о предполагаемых днях занятий и дате, времени первого урока. Как правило информация о предпочтительных днях имеется в заявке. Так что тут вы просто сообщаете о своих свободных окошках. Будьте готовы к тому, что некоторые клиенты захотят заниматься в свободном графике. Подумайте заранее, подходит ли вам такая схема. Иногда ученик еще не решил, сколько занятий в неделю он хочет. Будьте готовы дать чёткий ответ с логичным объяснением, почему так.
Что касается времени первого урока, постарайтесь сделать так, чтобы у вас до и особенно после этого урока было свободное время, чтобы уроки не шли сплошным чередом. Иногда оффлайн-ученики плохо планируют время дороги к вам, приезжают раньше или с опозданием. У онлайн-учеников резко возникают технические проблемы. Нужно быть к этому готовым, чтобы первое занятие не получилось скомканным. Это опять-таки подчеркнет уровень вашего профессионализма.
Обсуждаем цену вопроса
И тут приходит время обозначить стоимость. Тонкий момент заключается в том, что некоторые ученики хотят бесплатный первый урок. И вам заранее и, так сказать, на берегу нужно договориться об этом. Иначе будет как у меня однажды, когда на вопрос о деньгах я услышала: «Но мы сейчас смотрим всех, чтобы выбрать. Я думала, это бесплатно!».
Я как правило говорю, примерно так: «Cтоимость уроков будет …, это цена за 1 час». Мы можем задержаться минут на 5-10, чтобы доделать упражнение, стоимость от этого не изменится. Первый урок — уже полноценный (читай платный), его можно будет оплатить наличными или перевести оплату на карту.
Если в вашем случае условия другие, не стесняйтесь их огласить. Нет ничего хуже ситуации, когда каждая сторона уверена, что, конечно, все думают одинаково :).
Всё, вы договорились. По факту весь диалог занимает всего около 10 минут. Но это реально 50% успеха первого урока.
Что происходит дальше?
Напоминание
Всегда ставлю себе в календаре напоминалку, чтобы накануне написать клиенту и напомнить ему о нашем уроке. Это несложно, но вы таким образом обезопасите себя от бесцельного ожидания, если у клиента изменились планы.
Подготовка материалов
Если клиент подтвердил, сейчас самое время заняться поиском и сбором всего, что может понадобиться вам во время урока.
Мой совет: всегда готовьте больше! Например, я, пообщавшись с учеником, примерно оцениваю его уровень знания языка и готовлю интересные задания на этот уровень, однако на всякий случай, у меня припасены и материалы на уровень чуть ниже или чуть выше. Я знаю, какие аудио или упражнения нравятся ученикам, и выбираю именно их, чтобы создать хорошее первое впечатление. Можно, конечно, ориентироваться в моменте, но если время поиска затянется, вы рискуете создать впечатление непрофессионала.
Чтобы узнать, как провести идеальное первое занятие, вы можете прочесть во второй части этой статьи — «Как провести первое занятие».
Как правильно подойти к личной беседе с будущим репетитором?
К процедуре выбора репетитора всегда нужно относиться крайне серьезно, но не меньшее внимание рекомендуется уделить общению с ним. Родители должны правильно подготовиться к встрече с преподавателем, который будет дополнительно обучать их ребенка дома или в школе. Важно, чтобы они произвели хорошее впечатление на педагога. Также следует по время беседы подробно рассказать о ребенке, его интеллектуальных способностях, возможных психо-физиологических особенностях и прочих аспектах.
Не рекомендуется сразу начинать общение с вопросов о квалификации и требованиях. В этом случае репетитор может отказаться от предложения, либо согласиться, но пренебрежительно относиться к обучаемому. Если грамотно построить диалог, то проблем с коммуникацией не возникнет.
Сбор информации
Первым делом важно понять, что репетиторов сегодня развелось огромное множество. Каждый человек, закончивший педагогический факультет стремится устроиться на работу в богатую семью, чтобы обучать их чадо, параллельно вытягивая максимум денег. В настоящее время лишь единицы из преподавательского сообщества не соглашаются на дополнительные платные занятия. Все остальные всячески себя рекламируют объявлениями и рассылкой в социальных сетях.
Именно поэтому не следует выбирать репетитора по Интернету. В этом случае невозможно будет собрать достаточно сведений, чтобы оценить хотя бы квалификацию педагога. Никто не гарантирует даже подлинность диплома и сертификата специалиста. Возможно, они были приобретены месяц назад в метро. Но если у человека хорошо подвешен язык, то многие родители поверят в его профессионализм и доверят ему ребенка. Естественно, толка от таких занятий не будет. В итоге педагог спишет все на слабый умственный интеллект ученика или особенности его трудного характера.
Беседовать нужно только с теми репетиторами, которые были рекомендованы надежными людьми (родственники, близкие друзья, коллеги по работе и т.п.). Они могут адекватно оценить проделанную педагогом работы, рассказать о его плюсах и минусах, стоимости услуг, нюансах графика, учебных нагрузках, отношении к ребенку и своим обязанностям. Если дополнительные занятия принесли свои плоды, ребенок с радостью обучался, цена вопроса была приемлемой, то учитель не остается без похвалы и рекламы.
Если репетитора порекомендовал ненадежный источник и других вариантов нет, то нужно собрать сведения с места его работы. Для этого можно пообщаться с родителями детей, у которых педагог ведет занятия, с завучем. Но сбор информации не должен выглядеть, как допрос, а скорее как ознакомительная беседа. Не лишним будет задать пару наводящих вопросов о преподавателе самим школьникам или студентам.
Знакомство с репетитором
Способ первой связи с педагогом может быть любой. Раньше люди договаривались о встрече по телефону. Сегодня есть тысяча способов сделать это быстрее, к примеру, через мобильные приложения и социальные сети. Но лучше все же воспользоваться проверенным вариантом – звонком. Во время первой беседы не следует подробно расспрашивать учителя о методах его работы и рекомендациях. Это нужно делать при личной встрече. Так что первым делом необходимо узнать, когда и где репетитору удобно встретиться.
Личная беседа должна проходить без присутствия ребенка. Она носит чисто ознакомительный характер и длится порядка 10-15 минут. Этого времени достаточно, чтобы сложилось правильное мнение о специалисте. Не стоит быть слишком дотошными. Это качество всегда отпугивает учителей. Им важно, чтобы родители доверяли им, а не стояли над ними с палкой во время каждого занятия.
На личной встрече педагог должен быть открытым, проявлять отзывчивость, понимание мелочей и требований, адекватно оценивать свой труд. Родителям следует быть внимательными, чтобы их не провели вокруг пальца. Прирожденные аферисты умеют правдоподобного преподносить ложь и вызывать сострадание. Так что их рассказы важно сверять с ранее собранными сведениями. Вот зачем они нужны. Чем больше дополнительной информации о специалисте собрано, тем легче потом оценивать его истинный уровень профессионализма.
Если занятия будут проходить дома у репетитора, то нужно ознакомиться с условиями обучения: от удобства рабочего места до наличия библиотеки.
Когда информация о педагоге собрана и проанализирована, можно переходить к вопросам графика занятий. Здесь в первую очередь нужно уточнить количество занятий в неделю (месяц), их продолжительность, характер занятий (индивидуальные или групповые), стоимость услуг, способ и сроки их оплаты.
Во время первой личной беседы важно проявлять заинтересованность о вопросах дополнительного обучения. Репетитор должен понять, что родители не стараются «сплавить» своего ребенка в другие руки. Они серьезно относятся к платным урокам и ждут от них конкретных результатов.
Компромисс интересов
Родители должны сразу оговорить с учителем моменты, в которых они будут принимать активное участие. Разрешается ли им помогать ребенку делать домашние задания? Обязательно ли личное присутствие на уроках? Нужно ли устраивать самостоятельные срезы знаний? Необходимо ли приобретать дополнительную литературу? Как и когда можно звонить репетитору, если возникнут какие-то важные вопросы? За сколько времени нужно предупреждать о переносе занятий? В каком случае можно рассчитывать на увеличение количества уроков? Подобных вопросов может быть множество. Но все эти моменты желательно разъяснить до первого занятия.
В свою очередь, родители должны контролировать деятельность педагога. Проще всего это делать посредством проверки тетрадей и опроса ребенка. Также следует интересоваться результатами контрольных работ, которые традиционно венчают каждый большой раздел. Если у родителей не получается видеться с преподавателем вживую, к примеру, занятия проходят в рабочую смену, то рекомендуется хотя бы раз в неделю связывать с ним и узнавать о текущих достижениях ребенка.
Вопросы и ответы
Эксперты составили перечень самых популярных вопросов, которые задают родители, а также корректно на них ответили:
Опытный педагог никогда не даст подобных гарантий, потому что их априори не может быть. Такими обещаниями бросаются только аферисты. Пообещать можно любые успехи, но ни одна программа обучения их не гарантирует. Есть масса причин и факторов, из-за которых ребенок может провалить экзамен. Например, он действительно отлично подготовился к ЕГЭ, но из-за сильного волнения перепутал несколько ответов, в итоге сдав экзамен на «удовлетворительно». Это уже человеческий фактор, и репетитор не виноват в провале.
Не нужно одеваться слишком роскошно и броско. В этом случае родители, буквально, заставляют педагога повышать стоимость своих услуг. Но и убогая серая одежда тоже не к лицу. Нужно найти золотую середину. Подойдет официальный стиль. Что касается ребенка, то он должен произвести хорошее первое впечатление. Если он понравится учителю, то отношения с ним сложатся положительные, дружеские. Ребенок должен быть всегда опрятным и чистым, вкусно пахнуть, быть вежливым и прилежным.
Как репетитор должен всерьез воспринимать этот несуразный вопрос? Срок подготовки зависит от множества факторов: уровень интеллектуального развития ребенка; степень знаний школьной программы; старательность, целеустремленность, трудолюбие; наличие свободного времени, режим дня и отдыха. Одним детям для подготовки к экзамену достаточно 10 занятий, а другим необходимо в 3 раза больше.
Сюда должны входить все сведения, которые помогут педагогу выстроить индивидуальную программу обучения. К примеру, есть какие-то физиологические особенности. О них каждому родителю тяжело говорить, но утаивать их нет смысла. Это только затянет процесс обучения и выльется в дополнительные расходы. Возможно, у ребенка есть аллергия на шерсть животных. Это поможет в том случае, если дома у репетитора есть пушистая кошка или собака. Тогда занятия будут перенесены в другое место. Либо ученик недавно перенес операцию, поэтому ему нельзя долгое время сидеть на стуле. Бывают и положительные моменты, к примеру, информация о том, что ребенок несколько лет учился за границей.
Преподаватель – такой же человек, как и все. Он может войти в чужое положение, пойти на уступки, отсрочку платежа, скидки и т.п. Поэтому не нужно стеснятся рассказывать о плохой финансовой ситуации и прочих проблемах, но только не переусердствовать. Иначе у педагога может возникнуть сомнение о платежеспособности родителей, и диалог будет закончен. Если репетитор дал понять, что о скидках и отсрочках речи быть не может, не надо его уговаривать. Здесь родители либо соглашаются на условия сотрудничества, либо отказываются.
В этом вопросе важно хорошо подумать и проанализировать преимущества и недостатки данного вида сотрудничества. Преподаватель может выполнить свою работу за две недели, а родители будут связаны обязательствами еще долгое время. К тому же, не факт, что занятия принесут реальную пользу. Если такая договоренность и будет достигнута, то рекомендуется сразу обозначить все детали сделки.
Если отношения с репетитором не сложились у ребенка или родителей, то нужно быстрее отказаться от его услуг, пока не потеряно слишком много времени и средств. Если родители адекватно оценивают работу учителя неудовлетворительно, то рекомендуется начать поиски другого специалиста. Если ребенок отказывается учиться с репетитором, то нужно сперва по душам пообщаться с чадом. Возможно, вина в сложившейся ситуации лежит на родителях, которые требуют от него слишком многого. Тогда претензий к учителю быть не может, а маме и папе лучше снизить требования.