Как вы думаете что заставляло работа торговцев содержать их в таких условиях
Как негров везли в рабство (I)
Ввоз негров и введение рабства явились следствием потребности в рабочей силе на юге Северной Америки, где устраивались крупные земледельческие хозяйства — табачные, рисовые и другие плантации. На Севере, где плантационное хозяйство, в силу особых экономических и климатических условий, было менее распространено, рабство никогда не применялось в таких масштабах, как на Юге.
Ввозимые в Америку черные рабы были в своем большинстве жителями западного побережья Африки, значительно меньшая часть принадлежала к племенам Центральной и Южной Африки, а также Северной Африки и о-ва Мадагаскара. Среди них были негры племен фульбе, волоф, йоруба, ибо, ашанти, фанти, хауса, дагомейцы, банту и др.
До конца XVII века торговля рабами в английских колониях в Америке была монополией Королевской африканской компании, но в 1698 году эта монополия была ликвидирована, и колонии получили право самостоятельно заниматься работорговлей. Торговля рабами приняла еще более широкие размеры после 1713 года, когда Англия добилась права асиенто — исключительного права торговли неграми-рабами.
В Африке было создано агентство работорговцев, которые сгоняли рабов и готовили их к продаже. Эта организация достигла дальних точек Африки, на нее работали много людей, включая вождей племен и деревень. Вожди либо продавали своих соплеменников, либо устраивали нападения на враждебные им племена, брали пленников, а потом их продавали в рабство. Пойманных негров связывали по двое и вели через леса к побережью.
Вдоль западного побережья Африки от Зеленого мыса до экватора выросли фактории, куда партиями сгоняли рабов. Там, в грязных, тесных бараках ожидали они прихода невольничьих кораблей. Когда приходило судно за «живым товаром», агенты начинали договариваться с капитанами. Каждого негра лично показывали. Капитаны заставляли негров двигать пальцами, руками, ногами и всем телом, чтобы удостовериться, что у него не было переломов. Даже зубы проверялись. Если зубов не хватало, то за негра давали меньшую цену. Каждый негр стоил примерно 100 галлонов рома, 100 фунтов пороха или же 18−20 долларов. Женщины до 25 лет, беременные или нет, стоили полную цену, а после 25 лет теряли четверть стоимости.
Когда сделки заканчивались, рабов начинали в лодках перевозить на корабли. Перевозили по 4−6 негров за один раз. На борту корабля негров разделяли на три группы. Мужчин загружали в один отсек. Женщин в другой. Детей оставляли на палубе. Везли рабов на кораблях, специально сконструированных, чтобы «напихать» в трюм побольше живого товара. Небольшие парусники того времени ухитрялись перевозить за один рейс по 200, 300, даже по 500 рабов. А на корабль водоизмещением в 120 тонн грузилось не менее 600 рабов. Как говорили сами работорговцы, «негр не должен занимать в трюме места больше, чем в гробу».
В пути
Суда находились в пути 3−4 месяца. Все это время рабы находились в ужасных условиях. В трюмах было очень тесно, негры были скованы кандалами. Воды и пищи было очень мало. Рабов и не думали выводить для отправления нужды из трюма. В темноте невольничье судно легко было отличить от любого другого — по исходящему от него тяжелому зловонию. Молодые негритянки часто подвергались изнасилованиям со стороны капитана и команды. Неграм коротко подстригали ногти, чтобы они не могли разодрать друг другу кожу. Большое количество драк возникало между мужчинами, когда они пытались разлечься немного поудобней. Тогда в дело шел хлыст надсмотрщика.
Америка
По прибытию в Америку рабов сначала подкармливали, лечили, а потом уже продавали. Впрочем, некоторые старались купить рабов побыстрее: ведь по мере того, как невольник отдыхал от «путешествия», стоимость повышалась. Цены на рабов менялись со временем. Например, в 1795 году цена составляла 300 долларов, к 1849 году она возросла до 900 долларов, а накануне гражданской войны достигла 1500−2000 долларов за одного раба.
Рабов ввозили главным образом для табачных и хлопковых плантаций южных штатов. Их выгоняли на работу партиями, они работали до 18−19 часов в сутки, подгоняемые бичом надсмотрщика. На ночь рабов запирали и спускали собак. Средняя продолжительность жизни негра-раба на плантациях составляла 10 лет, а в XIX веке — 7 лет. Немного лучше были условия у тех рабов, которые служили прислугой, кухарками, нянями.
Негритянские рабы выражали свой протест и в других формах, как, например, порча орудий труда, убийство надсмотрщиков и хозяев, самоубийство, побеги и т. д. Негры бежали в леса, к индейцам, на Север, где к концу XVIII века рабство было упразднено. Не менее 60 тыс. беглецов достигло северных штатов в период с 1830 по 1860 г.
Конечно, условия жизни каждого конкретного раба зависили от его хозяина. В 1936—1938 годах американские писатели, участники так называемого Федерального писательского проекта, по заказу правительства записали интервью с бывшими рабами, которым к тому времени было больше 80 лет. В результате было опубликовано «Собрание рассказов бывших рабов». По этим рассказам очень хорошо видно, что негры жили по-разному, кому-то везло больше, кому-то меньше. Вот рассказ 91-летнего Джорджа Янга (Ливингстон, штат Алабама): «Они ничему нас не учили и нам самим не давали учиться. Если увидят, что мы учимся читать и писать, нам отрубали руку. В церковь тоже ходить не давали. Иногда мы убегали и молились вместе в старом доме с земляным полом. Там мы радовались и кричали, и нас никто не слышал, потому что земляной пол заглушал, а один человек стоял в дверях. Нам нельзя было ни к кому ходить в гости, и я видел, как Джима Доусона, отца Айверсона Доусона, привязали к четырем колам. Его положили на живот и вытянули руки в стороны, и одну руку привязали к одному колу, а вторую — к другому. Ноги тоже вытянули в стороны и привязали к колам. И потом стали бить доской — такой, как на крышу кладут. Черномазые потом пришли туда ночью и на простыне отнесли его домой, но он не помер. Его обвинили в том, что он ночью ходил на соседнюю плантацию. В девять часов мы все должны были быть по домам. Приходил старший и кричал: «Отбой! Отбой! Все по домам, и двери на замок!» А если кто не шел, его били».
А вот воспоминание Найси Пью (85 лет, Мобил, штат Алабама): «Жизнь у негров тогда была счастливой. Мне иногда хочется туда вернуться. Как сейчас вижу тот ледник с маслом, молоком и сливками. Как журчит по камням ручей, а над ним ивы. Слышу, как во дворе гогочут индюки, как бегают и купаются в пыли куры. Вижу заводь рядом с нашим домом и коров, пришедших напиться и остудить ноги в мелкой воде. Я родилась в рабстве, но никогда не была рабыней. Я работала на хороших людей. Разве это называется рабством, белые господа?» via
Как вы думаете что заставляло работа торговцев содержать их в таких условиях
АФРИКА: ЧЕТЫРЕ СТОЛЕТИЯ РАБОТОРГОВЛИ
История не есть объективная эмпирическая данность, история есть миф. Миф же есть не вымысел, а реальность, но реальность иного порядка, чем реальность так называемой объективной эмпирической данности. Миф есть в народной памяти сохранившийся рассказ о происшествии, совершившемся в прошлом, преодолевающий грани внешней объективной фактичности и раскрывающий фактичность идеальную, субъект-объективную.
Эта книга о работорговле в Африке. О начале, развитии и конце трансатлантической европейско-американской работорговли. О ее влиянии на развитие стран Нового Света и стран Европы, о ее последствиях для народов Африки.
Первые рабы-африканцы были привезены в Европу в 1442 г.
Через полвека Колумб открыл Америку, и невольничьи корабли начали сновать, как челноки, через Атлантический океан между Африкой и Америкой.
Шло время. Годы складывались в десятилетия, десятилетия — в века, уходили столетия. Освободилась от татарского ига Русь, сожгли на площади Цветов Джордано Бруно, мир узнал Леонардо да Винчи, Рафаэля и Шекспира, пронеслись бурные годы Петра I, взошла и погасла звезда Наполеона, был подписан манифест об отмене крепостного права в России, родился Циолковский, а корабли, переполненные рабами, все плыли и плыли от Африки к берегам Нового Света.
Больше четырех столетий продолжалась работорговля. Из поколения в поколение отбирались на продажу самые здоровые и сильные африканцы. Их отправляли за океан — сотнями и сотнями тысяч. В результате такой невиданной по масштабам, насильственной принудительной миграции в Новый Свет фактически была доставлена новая раса численностью не менее 10–12 млн. человек. Потомки невольников в настоящее время только в США насчитывают более 40 млн. человек, а в английской Вест-Индии в восьми из каждых десяти ее жителей есть частица африканской крови.
Работорговля — один из главных моментов первоначального накопления. «Открытие золотых и серебряных приисков в Америке, искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги по завоеванию и разграблению Ост-Индии, превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих — такова была утренняя заря капиталистической эры производства. Эти идиллические процессы суть главные моменты первоначального накопления» [7, с. 760].
От каждой колонии брали то, что приносило в данный период наибольшую прибыль. Поток драгоценных камней и металлов, обагренных кровью индейцев, шел в Европу из Америки; пряности, золото, драгоценные камни ввозили из стран Востока. В Африке самым выгодным товаром оказались рабы. Поэтому первые столетия колониализма для Африки связаны в основном не с земельными захватами и ограблением населения, как это было в Новом Свете и в странах Азии, а с вывозом невольников.
Неисчерпаемый резервуар рабочей силы для работы на плантациях и рудниках Нового Света — вот место Африки в мировом разделении труда времен первоначального накопления.
Рабы-африканцы создали процветающие вест-индские колонии европейских стран, они же вдохнули жизнь в рудники и плантации Бразилии, Кубы, Гаити. Могущественная империя «короля-хлопка» в южных штатах США существовала только благодаря чернокожим невольникам, работавшим на хлопковых плантациях. Быстрое развитие некоторых городов Европы и Америки — Ливерпуля, Бристоля, Нанта, Нью-Йорка, Нового Орлеана, Рио-де-Жанейро и других — было связано с их участием в работорговле.
Европейские и американские предприниматели богатели, обменивая в Африке товары на рабов. Они получали еще большую прибыль от продажи африканцев в Вест-Индии и Америке. Продукция плантаций — хлопок, сахар-сырец, табак и другие товары — отправлялась в Европу, где становилась сырьем для развивающейся промышленности. Продажа колониальных товаров в Европе приносила новые прибыли купцам и работорговцам. Это и была так называемая треугольная торговля (Европа — Африка — Вест-Индия или Америка — Европа), которая приносила громадные барыши и работорговцам и плантаторам, и европейским предпринимателям.
Самой Африке работорговля принесла войны и опустошения, грабежи и насилия. Страшное наследство работорговли, живущее и по сей день, — расизм по отношению к африканцам, объявление их «второсортной» расой по сравнению с европейцами.
В истории работорговли можно выделить три основных периода. Первый — с середины XV в., когда на побережье Западной Африки появились португальские мореплаватели, и до середины XVII в. В XV в. и в первой декаде XVI в. невольников вывозили в Европу. После 1510 г., с созданием испанских колоний в Вест-Индии, начинается ввоз рабов-африканцев в Новый Свет. Весь первый период вывоз невольников из Африки, хотя и увеличивался с каждым годом, был сравнительно невелик, система работорговли еще не была создана. Вывоз невольников в это время шел почти исключительно с западного побережья Африки.
К середине XVII в. развитие капитализма привело к расширению плантационного хозяйства в Вест-Индии и Америке. Ввоз рабов-африканцев в американские колонии резко возрос. Там постепенно начала создаваться система плантационного рабства. Это начало второго периода работорговли. Формально он продолжался до 1807–1808 гг., когда работорговля была официально запрещена Англией и США, самыми крупными в то время державами-работорговцами. Фактически второй период закончился в 80-х годах XVIII в. с началом французской буржуазной революции. Этот период, особенно XVIII в., — время так называемой свободной, неограниченной работорговли, когда за невольниками из всех европейских стран посылали корабли и большие торговые компании и отдельные предприимчивые купцы. С конца XVII в. начинается регулярная работорговля североамериканских континентальных колонии Англии — будущих Соединенных Штатов Америки. В XVII–XVIII вв. невольников вывозили в основном из Западной Африки. Из Восточной Африки вывоз рабов в Европу и Америку был невелик.
Третий период работорговли — после ее запрещения Англией и США, т. е. период контрабандной работорговли. В XIX в. вывоз невольников был не ниже, а иногда даже и выше, чем в предыдущие столетия. Невольников покупали и в Западной и в Восточной Африке
Трансатлантическая работорговля закончилась к 70-м годам XIX в. Работорговлю окончила не борьба с ней Англии и других капиталистических держав, столь широко разрекламированная в буржуазной печати. К этому времени победа северян в Гражданской войне в США закрыла крупнейший рынок рабов в Новом Свете, а начавшиеся колониальные захваты сделали невозможным вывоз невольников из Африки. Борьба с вывозом невольников, заключение договоров с африканскими вождями о запрещении работорговли были использованы колонизаторами в начавшемся разделе Африки. Таким образом, конец европейско-американской работорговли смыкается с началом эпохи колониального раздела Африки.
Вскоре, когда началось создание колоний в Восточной Африке, европейцы начали борьбу с арабской работорговлей. Так же как и на западном побережье, борьба с арабской работорговлей была использована в интересах европейских завоевателей. В 1890 г. на международной Брюссельской конференции был принят Генеральный акт по борьбе с работорговлей. Этот год можно считать концом эпохи работорговли для Африки.
Вопросы по истории 8 класс учебник Юдовская, Баранов параграф 1
Как эпоха Просвещения повлияла на развитие европейских государств в 18 в?
Эпоха Просвещения традиционно и не без оснований считается переломным временем в истории человечества, во многом определившим основы нашего современного мира.
Стремительное развитие производительных сил вследствие значительных достижений науки и техники обусловили тот факт, что основы старого мира и прежних устоев (политических – монархия, экономических – феодальные отношения) подвергались сомнениям и становились, таким образом, все более реакционными, формировалась необходимость и понимание, что существующий миропорядок явно не соответствует быстро меняющийся реальности.
Эпоха Просвещения – это становление и расцвет философии, перемены в мировоззрении и восприятии окружающего мира. Это эпоха плодотворной деятельности известных выдающихся людей, внёсших значительный вклад в науку и ставших, по существу, символами данного времени (Дидро, Руссо, Монтескье, Кант, Вольтер, Гегель, Локк, Юм, Смит и многие другие).
Формируются, развиваются и распространяются идеи свободы, равенства и братства, республиканского строя. XVIII столетие – период многочисленных революционных событий и преобразований (Американская революция, Великая Французская). Кризис старых порядков ясно обозначился еще в более ранние времена, но более стремительным процесс их упразднения настал в Эпоху Просвещения и далее, достигая апогея уже в XIX веке.
Буржуазия, богатые влиятельные слои населения не удовлетворялись прежними положениями дел. Они стремились к более радикальным изменениям, что ознаменуется рядом буржуазных революций Нидерландская, Английская, Американская, Французская и далее). Они приводят к смене социально-экономической формации, феодализм вытеснялся новым прогрессивным строем – капитализмом.
В заключении можно отметить, что Эпоха Просвещения окончательным образом предопределила процесс распада феодальных устоев, наметила становление капитализма, основ рыночной экономики, послужила «двигателем» и толчком к утверждению во многих государствах республиканского строя, переменам в мировоззрении человечества, зарождению новых философских направлений, и в конечном счёте были заложены основы сегодняшнего дня
Вспомните, как повлияли на жизнь Европы Великие Географические открытия и Реформация.
1. Как Реформация и Великие Географические открытия помогли Европе выбиться в лидеры?
В связи с новыми открытиями поступали новые товары, которые можно было продавать в Азию. Расширение территорий в ходе колонизации.
2. Какое влияние оказала научная революция на «европейское чудо»?
Научная революция была серией событий, которые ознаменовали появление современной науки, когда делались разработки в области математики, физики, астрономии, биологии (включая анатомию человека) и химии изменили взгляды общества на природу.
Научная революция произошла в Европе в конце периода Ренессанса и продолжалась до конца 18-го века, оказывая влияние на интеллектуальное общественное движение, известное как Просвещение.
С этим разобрались.
Теперь что такое европейское чудо? Это термин С.Хантингтона, которым он описывал процесс улучшения жизни, роста ВВП на западе в 19 веке.
Благодаря научной революции в 20 веке страны Западной Европы стали в разы богаче, чем другие страны, куда богаче Османской империи или Китая, которые раньше были передовыми странами в технологическом плане (и сегодня, но сейчас не об этом). В общем, научная революция сделала жизнь западноевропейского общества гораздо комфортнее.
Можно сказать, что научная революция – один из основных факторов появления «европейского чуда». Научная революция обусловила высокий темп научно-технического прогресса. Разработки и открытия внедрялись в повседневную жизнь, от крепостной зависимости уже давно отказались, люди стали заниматься бизнесом, улучшили свое положение и положение всей Западной Европы.
Только представьте простой пример: открытие электричества и внедрение его, популяризация его в среде обычного населения дало улучшение уровня жизни населения.
3. Какие европейские города были самыми крупными? Как вам кажется, почему?
Какие европейские города были самыми крупным?
Париж, Лондон, Мадрид, Берлин, Милан, Руржибет, Барселона, Рома, Неаполь, Манчестер и так далее.
Две причины: условия жизни (включая информацию о риске бедности или социального отчуждения и стоимости жилья) и рынки труда.
Более половины населения мира проживало в городских районах: города продолжали привлекать все большую долю людей в поисках работы и улучшения качества жизни. Действительно, города часто рассматривались как центры экономического роста, обеспечивающие возможности для обучения, инноваций и занятости; полюсы экономической активности, которые привлекают широкий спектр людей из других городов или других стран. Это особенно верно для столиц, которые часто характеризовались особенно высокой концентрацией экономической активности, занятости и благосостояния. Тем не менее, часто возникает парадокс, поскольку в некоторых городах также наблюдается очень высокий уровень социальной изоляции, безработицы и неравенства в доходах, в то время как в некоторых городах могли возникать такие проблемы, как преступность, пробки на дорогах или загрязнение. Кроме того, в отдельных городах можно найти людей, которые ведут очень комфортный образ жизни и живут в непосредственной близости от других людей, которые сталкиваются с серьезными проблемами.
Но города делали бывших крепостных свободными, так что все стремились туда, а города с выходом в море, на стыке торговых путей были очень привлекательны.
4. Каковы были последствия аграрной революции? Что она изменила?
В ходе революции были созданы предпосылки для проведения аграрной реформы. Важным следствием революции стало изменение морально-психологической обстановки в стране: пошли на убыль царистские иллюзии в деревне, волнения охватили часть армии и флота, массы ощутили себя субъектами истории, революционные силы накопили значительный опыт борьбы, в том числе осознали действенную роль насилия.
5. Какие новые возможности открыла транспортная революция?
Транспортная революция внесла немалый вклад в оживление европейской торговли: довезти грузы до моря или до соседних стран стало проще и дешевле.
1. Как вы думаете, в связи с чем Европа получила возможность стать лидером мира?
2. Какие предпосылки для этого были заложены в 16 — 18 вв?
Предпосылки индустриализации в Западной Европе (16-18вв.) Первая предпосылка. К 16-му в. в Западной Европе сломалась прежняя социальная структура общества. Этот слом был результатом того, что одни люди потеряли часть своих свобод, другие, наоборот, приобрели. Так, феодалы потеряли свободу монопольно распоряжаться личностью, трудом и результатами труда крестьян, а новые свободы приобрели крестьяне и корпорации ремесленников и купцов.
3. Что, с вашей точки зрения, заставило Европу провести модернизацию?
Европейцы стремились подчинить себе природу, переделать мир на свой лад согласно своим представлениям о прогрессе.
4. Используя дополнительные источники, запишите в тетрадь, какие изменения принесла аграрная революция?
Аграрная революция произошла в Англии в 1688 году. Последствия её тяжелы для людей: крестьяне были обязаны принять факт огораживания из земли. Те кто разрушал изгороди приговаривались к смертной казни. Крестьяне больше не могли содержать домашний скот. На жизнь заработать могли только если их наймут на работу. Заработная плата упала, цены тоже. У безземельных крестьян разрушали жилища. Это привело к очень большому сокращению населения. Однако революция дала такой результат: стало возможным прокормить много городского населения; возникли отряды свободных рабочих; сильно вырос промышленный внутренний рынок.
5. Используя Интернет и другие источники, подготовь сообщение о европейском разделении труда.
1. В чём Мальтус видит стоящую перед человечеством опасность в 18 в.?
2. Почему, по вашему мнению, предсказания Мальтуса не сбылись?
1. Каковы были условия содержания африканских рабов?
Раб являлся имуществом владельца, его можно было свободно продавать обращаться как с вещью. Дети рабов часто также являлись собственностью владельца.
2. Как вы думаете, что заставляло работорговцев содержать их в таких условиях?
Рабство: Почему жизнь в цепях раньше казалась такой простой и приятной
На определенном этапе развития цивилизации рабовладельческий строй можно было считать прогрессивным. Еще бы, у динозавров не было рабов, потому они и вымерли! Осталось понять, почему с годами вымерли и рабовладельцы.
Мы мыслим о рабстве мозгом цивилизованного человека, живущего в XXI столетии, и ничего с этим не поделаешь. Поэтому мы не можем понять, каким образом тысячелетиями немалая часть человечества сидела в рабских колодках и предпринимала чрезвычайно мало усилий к тому, чтобы от этих колодок избавиться.
Но основная проблема рабства в том, что оно чрезвычайно долго удовлетворяло буквально всех участников процесса. И дело тут не только в стокгольмском синдроме, но и в том, как было устроено общество.
Рабство как приобщение к цивилизации
Раб, добывающий воду. Египетская фреска
Самым крупным рабовладельческим обществом древности был Египет. Строго говоря, все его жители формально были рабами фараона. Но, кроме того, имелось еще множество рабов государственных и рабов личных, которые были рабами не формально, а что ни на есть реально. Почему в Египте рабство было так популярно, а в современном ему Китае — не особо? (То есть рабы там были, да и жизнь зависимых от местных властителей крестьян была весьма похожа на рабскую, но масштабы и близко не сравнить с египетскими.) Правильный ответ: потому что Нил.
Если в Китае, благословенном оазисе идеального климата и плодородия, человек мог весь год потихоньку обрабатывать свой клочок земли, обеспечивая пропитание своей семье и еще отдавая излишки ремесленникам, торговцам, чиновникам, военным, то в Египте дело обстояло иначе. Там все поля были вытянуты вдоль Нила, там требовалась мощная система ирригации, сельское хозяйство велось периодами и рывками: то все вместе срочно копают тысячи километров водоотводов и каналов и с бешеной скоростью вспахивают землю, а то следующие три месяца на полях делать нечего и можно строить пирамиды. Одиночка-земледелец в Египте был обречен, если не брать кое-каких удачных территорий в дельте. В общем, периодически на земле требовалась работа сразу огромного количества рук. Поэтому так эффективна была система рабства, при которой можно было в любой момент мобилизовать тысячи и тысячи человек на срочные масштабные работы.
Почему рабы не разбегались во все стороны, когда их особо никто не охранял, а вся планета была по большому счету терра инкогнита — беги куда хочешь, строй себе там избушку и живи свободно и счастливо?
Потому что всюду их ждали голод, пустыня и неведомые ужасы, а быть рабом в Египте — в целом дело неплохое: гарантированная кормежка, льняные одежды, пиво по праздникам и никакого беспокойства о завтрашнем дне.
И, что самое важное, Египет тогда был центром мировой цивилизации. Здесь кипела жизнь, здесь были празднества и врачи, новости и моды, удобные туалеты и тонкие кушанья. Все это иногда доставалось и рабам. А некоторые рабы достигали немалых высот и жили со всевозможным комфортом: управляющие у частных хозяев, надзиратели за храмовыми рабами или вообще царедворцы и крупные чиновники.
Поменять все это на первобытную жизнь в неведомых краях, страдать попеременно от холода и зноя, от голода, насекомых и болезней и сдохнуть лет в двадцать пять от жизненных тягот? Дураков не было.
За редкими исключениями рабство всегда содержало в себе элементы культуртрегерства: люди из отсталых регионов привозились в более развитые области и знакомились с местным мироустройством.
Когда в 70-х годах I века до нашей эры в Риме вспыхнуло восстание Спартака, одно из самых успешных рабских восстаний в мировой истории, именно это обстоятельство и погубило бунтовщиков. Они уже взяли богатейшую добычу, разграбили множество поселений и, по свидетельству Плутарха, сам Спартак спал и видел, как бы с этим золотом бежать в глушь, в Цизальпийскую Галлию, затеряться там и жить свободно и счастливо. Но большинство его соратников вовсе не хотели бежать. Они хотели в Рим! Они хотели обратно, просто на несколько иных ролях — быть правителями и даже владеть рабами. Можно и не правителями, а просто свободными людьми, но чтобы были термы, лупанарии, тушенные в меду сони, посещение цирков, ну и деньги на все это. Жить среди бородатых дикарей, которые даже ни одной комедии Плавта не видели? Для того ли они покинули пусть опасную, но почетнейшую должность гладиаторов — с их любовницами, пирушками и славой? Да если бы я знал про Галлию, я бы лучше остался, мне до пенсии осталась пара лет, выкупился бы, сам завел гладиаторскую школу, жил бы в увитом плющом домике недалеко от одного из форумов. Галлия! Они ж там вшей едят сырыми!
Чернокожие — рабы и свободные — в США вовсе не горели желанием возвращаться «домой». Организации, которые носились с прожектами «вернуть черных в Африку», например «Американское колонизационное общество», не находили желающих уехать. Подавляющее число дядей Томов разумно предпочитало свои кукурузные трубки, жареных куриц и, бог с ним, пусть сегрегацию, но в цивилизации — мухам, голоду и людоедам на исторической родине. (Хотя «Американскому колонизационному обществу» и удалось основать одну такую крупную колонию в Либерии.)
Но там, где цивилизационное преимущество было не на стороне рабовладельцев, ситуация кардинально отличалась. Османская империя, например, в XV–XVII веках была крупнейшим рабовладельческим государством мира, но при этом захваченные ее корсарами невольники испанского и итальянского происхождения бежали оттуда домой при первой же возможности, выкупы за них собирали массово, посольства безостановочно работали, стараясь вытребовать своим соотечественникам свободу и обеспечить безопасное возвращение.
Александр II освобождает крестьян. Густав Диттенбергер, XIX век
А. Н. Энгельгардт, ученый-химик, отправленный в 70-е годы XIX века в полудобровольную ссылку в свое родовое именьице под Смоленском, оставил нам фактически дневник, много лет описывающий жизнь русских крестьян вскоре после освобождения. Даже такой прогрессивно мыслящий человек, как Александр Николаевич, вынужден был сообщать иногда парадоксальные наблюдения: при крепостном праве мужики реже голодали и часто жили лучше, чем сейчас. «В крепостное время крестьяне сверх своей земли пользовались еще и господскими землями. Крестьянам во время работ отводились за яровым господские лужки для прокормления лошадей. в случае крайности, помещик давал корму для лошадей или помогал своими лошадьми, особенно при бороньбе и возке». Помещик давал хлеб в голод, лес — избу поставить, помещик был заинтересован в здоровье своих рабов и приросте их числа. Когда крестьянин потерял хозяина, он потерял и гарантии. Его жизнь и жизнь его семьи были только в его руках, а руки эти часто оказывались неспособными.
Конечно, в помещичьем хозяйстве обилие земли и работников понижает риски: не уродился овес, зато гречиха вымахала на загляденье; пала корова, так еще сорок телят народилось; ежели ржи в этом году не хватает, то продадим пеньку и оптом десять возов зерна купим по дешевке. А для самостоятельного мелкого хозяина любая неудача фатальна, к тому же в нашем климате неудачи дело традиционное. Страшное обнищание множества крестьян после освобождения вынудило их рвануть в города и на фабрики — искать лучшей доли. Многие по программе Столыпина повлеклись покорять Сибирь и сгинули там.
Пять поколений рабов. Фотография XIX века
О том, что черные рабы на плантациях жили сытнее, были наряднее одеты и крепче здоровьем, чем белая нью-йоркская беднота, сказано во множестве аболиционистских текстов первой половины XIX века. Кстати, большинство аболиционистов мало волновались о бесправном положении негров. Наоборот, негров на Севере любили и понимали куда меньше, чем на Юге, аболиционисты требовали отменить рабство (и по возможности отправить чернокожих куда-нибудь с глаз долой), чтобы создать рабочие места для белой бедноты. И, главное, чтобы понизить цену на хлопок для северных фабрик, так как потому, что южные плантаторы холят, балуют и раскармливают своих рабов, американские ткани начинают проигрывать более дешевым английским тканям и индийскому хлопку!
Цена раба всегда была гарантией достаточно бережного с ним обращения — гарантией, которой не было у свободных людей. В тех же Штатах ты мог бы пинать ногами детвору ирландской бедноты сколько влезет, но за шлепок, отвешенный негритенку, ты мог влететь на весьма серьезную сумму по иску его хозяина.
Поэтому самые чудовищные и садистские формы рабство принимало там, где рабы не стоили ничего. Например, еврейские рабы в германских концлагерях были совершенно бесплатными. Рабов ГУЛАГа рациональнее было быстренько израсходовать на лесоповале или на очередной великой стройке, а потом закопать, сменив на свеженьких. В современных восточных деспотиях типа полпотовской Кампучии рабы не стоили того воздуха, которым они дышали. Именно там возникали те худшие сцены рабской жизни, которые мы видим в «Джанго освобожденном».
Нет, конечно, жизнь рабов на тех же виргинских плантациях вовсе не была сахаром. Но, читая обличительные тексты Рольфа Эдберга, Говарда Зинна и прочих современных исследователей рабовладения, стоит помнить, что не сахаром она была не только у рабов.
Вот Зинн пишет о тяжелых условиях, в которых находились рабы при перевозке их в Новый Свет: «В этих условиях умирал примерно каждый третий чернокожий, перевозимый через океан, но огромные прибыли (часто вдвое превышавшие затраты на один рейс) делали это предприятие выгодным для работорговца, и поэтому трюмы, как рыбой, были набиты неграми».
Ужасно? Ужасно. Но вспомним, что, например, корабли Плимутской колонии, согласно дневнику Уильяма Брэдфорда, редко довозили до Плимута более половины своих пассажиров — совершенно свободных белых людей. Дурная пища, холод, морская болезнь, несоблюдение гигиены на небольшом судне, на котором плыло 150 человек, вынужденных мыться одной и той же водой и ее же пить, — все это приводило к таким мутациям кишечной палочки, что от дизентерии умирал каждый второй.
Да, рабов могли бить кнутом, вешать и даже жечь за проступки. Но точно так же били, жгли и вешали за куда более мелкие проступки свободных белых —с той только разницей, что белых судил не владелец, а судья, которому, отметим, каждый подсудимый вовсе не обходился в 1200 долларов.
Да, детей могли отнять у матери и продать на другие плантации, и родители могли всю жизнь не получить от своего ребенка даже весточки. Но правда в том, что черные дети разлучались с матерями обычно позже, чем дети небогатых семейств в Англии: возраст 10–11 лет считался подходящим для начала карьеры на море, на лондонских фабриках или складах, в то время как подростка-раба выгоднее было продержать еще несколько лет при себе, на несложных работах, а продавать на пике его физической кондиции — в 18–20 лет.
Как просто быть хозяином
Почему же слово «рабство» вызывает такую ненависть у современного человека? ( у нормального, цивилизованного современного человека.) Сейчас, когда ты читаешь эти строки, трудятся около 800 тысяч заключённых — принуждаемых к труду и подвергающихся наказаниям за отказ от этого труда. Но тебя это совершенно не беспокоит, потому что это преступники, рабство которых считалось благим и естественным положением вещей еще в Древнем Риме. Это же преступники, низшая каста, проклятые Богом потомки Хама, враги нашей страны, с честью взятая добыча.
Как видно, быть рабовладельцем совсем просто и не стыдно. Хотя, надо отметить, кое-где в мире подневольный труд заключенных считается незаконным и недопустимым. Например, так считалось в средневековой Европе, пока европейцы не открыли для себя прелести каторги. А сейчас недобровольный труд заключенных запрещен, например, в Скандинавии. Чтобы человечество возненавидело рабство так, как оно ненавидит его сейчас, нужно было, во-первых, как следует поработать над сознанием людей. Нужны были тексты эпохи Просвещения, которые провозглашали рабство позором и для рабов, и для господ. (Правда, меньше всего авторы этих текстов думали о реальных рабах за океаном, а куда больше — о правах и свободах буржуа и отмене привилегий для аристократии.)
Нужно было написать великие произведения о тяжкой доле американского раба, чтобы от сочувствия к дяде Тому содрогнулся весь мир. (Интересно, что самые популярные произведения на эту тему — «Хижина» Гарриет Бичер-Стоу, «Белый раб» Ричарда Хилдрета, «Квартеронка» Майн Рида — написаны людьми, никогда в жизни на Юге не жившими и имевшими смутное представление о положении тамошних дел.)
Нужны были тонны советской литературы об ужасах крепостничества.
Во-вторых, нужно было, чтобы человечество осознало, насколько свободный, инициативный, деятельный и отвечающий сам за себя человек выгоднее обществу, чем унылый раб, плохо и вяло ковыряющий мотыгой то, что хозяин велел ковырять.
Оно и осознало. Правда не всё. До сих пор можно встретить тексты неглупых, казалось бы, людей о том, как замечательно было бы возродить рабство. Только чтобы вместо хозяина был чиновник — представитель государства. Чтобы он решал, что тебе делать, есть, надевать, в какой цвет красить тумбочку, а взамен гарантировал, что тебе всю жизнь будет сытно, безопасно и не придется ничего самому решать.
Осталось понять, почему с годами вымерли и рабовладельцы.
Они не вымерли, а эволюционировали, теперь рабы работают, думая что свободны и полностью обеспечивая себя сами, так что огромный груз упал с плеч бывших рабовладельцев.
Нужны были тонны советской литературы об ужасах крепостничества.
или пару десятков Салтычих, нес-ко усмиренных казаками восстаний и т.д.
Крестьяне и после отмены крепостного права жили общинами и подстраховывали друг друга.
Да, детей могли отнять у матери и продать на другие плантации, и родители могли всю жизнь не получить от своего ребенка даже весточки. Но правда в том, что черные дети разлучались с матерями обычно позже, чем дети небогатых семейств в Англии: возраст 10–11 лет считался подходящим для начала карьеры на море, на лондонских фабриках или складах.
Больше всего в жизни нам не хватает человека, который заставлял бы нас делать то, что мы умеем.
Нда, журнал «Максим» очень авторитетный источник. Девчонки там классные на разворотах, но автор, ты серьезно думаешь, что это источник информации?
Столько чуши в одном посте.
в чечне и дагестане все еще рабов держат. 21 век ептыть
Это вы еще не упомянули, что рабам приводили баб! Да и вообще, хозяин был крайне заинтересован в размножении своих рабов.
Интересная точка зрения. Нетривиальная. Но ведь ещё Долорес кричала, что лучше стоя, чем на коленях.
Не знаю как вы, а я после прочтения заголовка чуть со смеху не подавился, кхм.
Сейчас процветает то же самое рабство, только за право быть рабом, необходимо бороться с другими соискателями на конкурсной основе. Это называется работать на хозяина.
Можно, правда, быть и рабовладельцем, эксплуатируя рабов и перераспределяя результаты их труда в свою пользу. Это называется «свой бизнес».
Ну а можно быть управляющим на современной дигитальной «плантации». Это называется добиться карьерного роста.
Что если бы ты попал на галеры в древней Греции на один день?
В VIII веке до н. э. началась великая греческая колонизация, которая способствовала самому бурному в истории той эпохи развитию мореплавания. Через греческие порты проходили многочисленные зерновозы и другие торговые суда, чью безопасность охранял военный флот. Изображения греческих судов VI—V веков до н. э. встречаются на афинских вазах и в этрусских гробницах.
Историческая наука до сих пор так и не дала точный ответ на вопрос «где и когда появились первые галеры?». Очевидно одно – они бороздили по морям Средиземноморья еще до того, как древние ученые стали интересоваться прошлым и кропотливо описывать его события в своих летописях.
Галеры – это корабли боевого назначения, использующие для передвижения по воде, преимущественно вёслами, широко использовались и в период развития Эгейской и Греческой цивилизаций. До наших дней сохранились рисунки, где изображены галеры на парусно-гребной «тяге», с огромным количеством гребцов, а также лучников, располагающихся на специальных платформах. Форма корпуса этих кораблей похожа на апельсиновую корку.
В Античный период существовало несколько видов кораблей и разной конструкции, все зависело от времени и стран. В качестве образца корабля на который мы сегодня отправимся в роли гребца рассмотрим, Триеру его название происходит от 3-х рядов весел, порядок их расположения – одно над другим. Греческие триеры сыграли основную роль в греко-персидских войнах. Они позволили Афинам установить полный контроль над Средиземноморьем. Правда, эти же самые суда помогли ее врагам впоследствии свергнуть морскую экспансию древних греков.
Главным свойством таких кораблей является их исключительная легкость. Водоизмещение этих галер составляло около 40 тонн, при длине по ватерлинии 30 метров, таким образом, подобные суда могли развивать на коротких дистанциях хорошую скорость, что предавало эффективности в боевых условиях. Традиционная триера времён греко-персидских войн и Пелопоннесской войны (V в. до н. э.), согласно Геродоту, имела 37 м в длину и 5,5 м в ширину, несла 170 гребных вёсел и 200 человек экипажа, который часто бывал неполным. Гребцы верхнего ряда назывались траниты, в ряду было по 31 веслу, в среднем и нижнем (гребцы соответственно зигиты и таламиты) было по 27 или 28 вёсел в ряду.
Основными отличиями римской триремы от греческой триеры были парус на форштевне и абордажный ворон. В вооружение корабля входил подъёмный кран, к которому крепился крюк или гиря для разрушения башен и палубы вражеского судна, и башня для стрелков. За счёт отсутствия тяжёлых приспособлений на верхней палубе древнегреческая триера двигалась быстрее, достигая в бою скорости более 12 узлов.
В эту эпоху не было дизельного топлива и электричества и даже парового двигателя людям на море приходилось полагаться на ветер, течение и силу мускул. Совершенно очевидно, что эффективность таких судов определялось гребцами, которые на них сидят. Главной особенностью античных галер была система расположения весел. Весла «лежали» в несколько рядов.
К началу Нового времени стандартная галера имела 52 весла, на каждое из которых приходилось по 4-5 гребцов. На самых крупных кораблях могло быть до 64 весел, а число гребцов на каждое из них могло достигать уже 7 человек. Главная проблема таких судов была в синхронизации работы гребцов. Оказалось, что оптимизировать работу гребцов-одиночек на каждом весле было намного проще, чем целых «коллективов».
Представь, что ты попал на одну из таких галер, тебя приковывали к веслу бок о бок с четырьмя, пятью или шестью такими же несчастными. Шесть человек прикованных к одной скамье, совершенно обнаженных… Руки сжимают непомерно тяжелое весло (около 5 метров длиной). Все сидят лицом к корме. Напрягая последние силы, они толкают конец весла вперед и вверх; затем, откидываясь назад, тянут его на себя. Гребцы на галерах существовали в ужасных условиях. Трудиться, спать, есть приходилось в одном месте площадь которого могла не превышать участка 5х2 метра. Между двумя рядами гребцов пролегал помост, по которому прохаживались надсмотрщики с длинными хлыстами, то и дело обрушивая их на обнаженные спины недостаточно поворотливых или уставших.
На каждом весле сидел так называемый «загребной», наиболее опытный и сильный гребец, который должен был обучать новичков из числа рабов и каторжников. Самых слабых гребцов садили ближе к корпусу, так как там приходилось прилагать меньше всего усилий, их называли уключими. Кормили гребцов в основном рыбой, но иногда в дневной рацион входило несколько галет с глотком жидкой каши, а для питья – вода с уксусом.
Труд же галерного раба лежал за пределами человеческой выносливости.
Часто гребцы работали без перерыва по 10-20 часов, не имея ни минуты отдыха. Бывало, что боцман или другой моряк, сжалившись, кладет в рот несчастному кусок хлеба, намоченного в вине, чтобы предотвратить обморок. Капитан приказывал не жалеть плетей. Если раб, обессилев, падал на весло (что случалось часто), его забивали до смерти, после чего выбрасывали в море».
Кстати, если доведется побывать в Греции, то можно попробовать себя в качестве гребца на античной галере. Судно называется «Олимпия» и является весьма популярным аттракционом среди туристов.
Сохранилось сообщение, датированное 1707 годом, принадлежит анонимному свидетелю.
«Кто не был на галере, особенно во время погони или бегства, тот не сможет представить зрелище, которое потрясает любое сердце, способное к состраданию. Перед вами ряды полуголых, голодных, обожженных солнцем тощих бедняг, прикованных к доске, откуда они не сходят по нескольку месяцев (обычно полгода). Под непрестанными ударами бича, в нечеловеческом напряжении, день за днем они надрываются на самой изнуряющей работе, какую только можно себе представить. Особенно ужасна их участь во время погони, когда одна сторона, подобно хищному стервятнику, торопится за своей добычей, а более слабая спешит прочь в надежде сохранить жизнь и свободу».
Вопреки распространенному мнению гребцами далеко не всегда были рабы.
На не очень больших военных судах ими могли быть и сами бойцы.
Доказательством этому служит упоминания о том, что Юлий Цезарь напал на 4 галерах, имевших примерно 500 воинов на борту, на пиратов острова Фармакуссы и разгромил их. Если бы гребцы на галерах Цезаря были рабами, которым терять было нечего, с легкостью справились бы с горсткой римских воинов.
На галерах перевозился своеобразный античный спецназ, который первым высаживался на чужой территории, а уже за ним на торговых судах под возились остальные войска.
Изменилось все в средние века. Рабовладельческая формация сменилась феодализмом, захват новых рабов для наиболее черной и опасной работы стал дело весьма затруднительным. Приток рабской силы был уже не тот и на галерах начались проблемы. Нехватка «профессиональных» гребцов привела к изменению конструкции данных судов.
Так же вы можете посмотреть видео на Youtube
Всем спасибо за внимание!
Галат
Взглянув вниз, она увидела, что её живот также перевязан. И тут она начала вспоминать.
Два месяца длились поиски, их путешествие пролегало по самым дремучим местам, но, в один день он был найден.
— Командир Ляэрт, мы здесь, чтобы доставить вас в Галат. Все ваши прошлые преступления забыты и прощены. Вас ждут.
Ляэрт вышел к гостям в простой рубахе, растрепанный и недовольный.
— Хватит этих формальностей, Мергаль, тебе за это не заплатят. К тому же, мы знаем друг друга довольно давно.
Мергаль слегка улыбнулся.
— Конечно. Ты готов отправляться к дому?
— Этого не будет, Мергаль. И ты сам знаешь, почему.
Мергаль достал из сумки специальное устройство для дистанционного обезвреживания противника. Оно выглядело как небольшая коробка с рукояткой, но, при выстреле, превращалась в паутину стали, что окутывала врага.
— Ляэрт, нам приказано не пригласить тебя, а доставить, ясно? И мы это сделаем.
Беглец сделал один шаг до открытого окна своего домика и достал оттуда двуручный меч в ножнах. Это был непростой меч, он был фамильной реликвией Ляэрта. Сделанный из легких и прочных металлов, он был почти неразрушим, но очень легок в использовании. Многие считали, что этот меч и был причиной успехов Ляэрта на поле боя.
Она знала, на что способен ее наставник Мергаль. Она видела, как он сражался сразу с десятком противников, как разрубал снаряды на лету. Остальные тоже были тренированными бойцами, хоть и уступали Мергалю. Как бы силен не был беглец, ему не выстоять в бою с этой группой.
Более не говоря ни слова, Мергаль выстрелил в беглеца. Неуловимым движением вытянув меч из ножен, Ляэрт на лету разрубил паутину.
Все десятеро бойцов бросились на беглеца. Она тоже была с ними, успела со стороны разглядеть, что Ляэрт держится против десятка обученных бойцов весьма недурно. Его движения были невероятно ловкими и быстрыми, он будто сражался в быстрой перемотке.
Однако, она отметила, что так он работает со всеми. Он не позволял им вступать в длительную схватку, лишь парировал их удары, проводил один контрудар и быстро переходил к другому противнику, либо сокращая дистанцию, либо просто отталкивая предыдущего.
Еще пару раз она пыталась провести по нему атаку, но каждый раз он будто ускользал сквозь пальцы.
Лишь только после этого, в пылу битвы, до нее дошло, что беглец сдерживает свои атаки. Лишь только когда он отбросил ее в сторону и отрубленная голова товарища прокатилась мимо нее.
В этот момент, беглец явно потерял надежду урезонить противников и начал сокращать их количество.
Увидев голову того, с кем буквально недавно смеялась и выпивала, отделенной от тела, она озверела и бросилась на Ляэрта с удвоенным рвением.
Она поняла, что забыла о защите только когда, после пары ударов по нему, она посмотрела вниз и обнаружила его клинок, до середины погруженный в ее живот.
Она опустилась на колени, держась за живот, чувствуя безнадежность происходящего.
Еще трое бойцов были на ногах, но с ними он расправился так быстро, будто они и вовсе дети.
Затем, он подошел к ней и принялся пристально глядеть. Ей даже показалось, что в его глазах мелькнула жалость.
Затем, он занес клинок, намереваясь проткнуть ее голову, как и Мергалю. Не зная откуда, она нашла силы и схватила клинок за пару сантиметров до лица.
Спустя пару секунд, она потеряла сознание от напряжения.
Вспомнив, что случилось, она была крайне озадачена. Зачем этот монстр зашил ее и принялся лечить?
Услышав стук, она приподнялась на кровати и выглянула в окно. Похоже, он стоял у большого стола и срезал мясо с туши животного. К ней спиной.
Она быстро накинула на себя покрывало, заметила его меч и взяла его в обе руки. Он оказался на удивление тяжелым для тех материалов, из которых был сделан.
Превозмогая боль, стараясь не шуметь, она осторожно подходила к нему.
— Да! Да! Ты мог пойти с нами! Тебя помиловали и хотят вернуть в Галат.
Ляэрт искренне улыбнулся.
— Серьезно? И ты в это веришь?
— А с чего бы не верить?!
— С того, что Галат испорчен. Они не собираются меня ни миловать ни возвращать. Они искали меня, чтобы публично казнить, вот и всё.
Она медленно опустила меч. Его уже попросту было трудно держать. Ляэрт подошел и забрал меч у нее из рук.
Когда они зашли в дом, Ляэрт вложил меч в ножны и уселся на стул.
— Как тебя звать, девочка? Я тебя что-то не помню.
— Нет. Делай, что хочешь. Можешь уйти сейчас, можешь подождать, пока восстановишься, можешь и остаться. Я не против компании.
— Ты сказал, что Галат испорчен. Что это значит?
— В их системе нет справедливости или правосудия. Они держат рабов и за людей считаются лишь те, у кого есть привилегии и возможности.
— Сомневаюсь, что кусок мяса может нанести хоть кому-то вред.
— Ты думаешь, мы искали тебя, чтобы они тебя казнили?
— Возможно даже, в той самой бочке. Но искали вы меня потому, что Галат считал, якобы я помогаю мятежникам.
— Во время скитаний, я выполнил много заказов на убийство. Кто-то из них был, возможно, представителем Галата. Я не разбирался. Однако, я убивал и мятежников. Я никак не связан с ними, и у них есть все причины ненавидеть меня. Как и у Галата. В любом случае, даже если Мергаль говорил правду, я не хочу возвращаться в Галат.
— Покоя. Жить самому, никому не подчиняться и не зависеть. Не иметь более отношения ни к Галату, ни к его оппозиции.
— А что же ты имеешь против мятежников, если Галат тебя предал?
— Ты ведь понимаешь, будучи в плену, я провел среди них очень много времени. И выяснил я лишь то, что мятежники не желают справедливости или изменений. Они лишь желают сами править Галатом. Быть лигетариями. И когда им это удастся, Галат не поменяется в своей сути.
— У мятежников хорошие шансы. Если они одолели меня.
— Что же с тобой там случилось?
— Ну, дай-ка вспомнить. Я был одним из лигетариев Галата, командиром дивизии, считавшейся лучшей за всю историю. Если подумать, что из себя представляет Галат.
Далее повествование пойдет от имени Ляэрта, будет формат рассказа о предыдущих событиях.
Подписывайтесь на группу ВК.
Там будут новости и анонсы новых сюжетов (и продолжений тоже).