Как вы думаете в чем проявляется взаимосвязь духовной и материальной культуры кратко
Взаимодействие материального и духовного в культуре
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общие замечания
В широком понимании культура – это слитые воедино материальные и духовные продукты жизнедеятельности человека, которые произведены, производятся и будут производиться за все время его существования.
Принято считать, что к материальной культуре относится вся сфера материальной деятельности и ее продукты: дома, бытовые предметы, машины, транспорт и т.д. К духовной культуре относят все, что связано с системной духовной деятельностью, которая создает, хранит, распространяет, использует знания, правила, нормы, а главное, духовные ценности.
Взаимодействие материального и духовного
Отметим, что разграничение этих двух составляющих культуры очень условно. Материальный объект не может быть создан без идеи, а она не материальна, т.е. идея есть продукт духовной деятельности. Таким образом, духовная составляющая культуры является специфической формой человеческой активности. Ее продукты способны влиять на мораль, нравственность, поведения как социума, так и индивида, но чтобы стать таковым они (продукты духовной деятельности) должны принять материальную форму выражения. Это может быть действие, картина, книга, фильм и т.д. В процесс создания включены и СМИ, и различные лаборатории, научное оборудование. А для трансляции и усвоения духовных ценностей существуют университеты, институты, академии, школы и другие заведения подобного типа.
Особенными являются и средства, которые используются в духовной деятельности для создания его продукта. Среди них есть материальные вспомогательные орудия: кисти, краски, ручка, компьютер, а есть тоже идеальные – это создающие художественный образ выразительные средства языка и/или изобразительного искусства.
Материальные и духовные вещи, которые сделаны творческим трудом человека, носят название артефакты, то есть искусственно созданные. Получается, что артефакты как материальные или духовные ценности задуманы и созданы человеком как творцом, то есть имеют не естественное, природное, происхождение, несмотря на использование для этого как исходный материал различные объекты, энергию или природное сырье. Кроме того, человек творит в соответствие с законами природы.
Влияние духовной культуры на материальную
Духовная жизнь влияет на все аспекты жизни общества. Соединение потребностей души и принципов хозяйствования оказывают влияние на экономику. Творческие идеи воплотились в монументальной архитектуре и скульптуре, реализованной в пирамидах, храмах, монастырях, дворцах, которыми восхищаются современные люди. А придуманные дороги и транспорт использовались как для перевозки различных грузов, так и для коммуникации разных народов, а значит и для приобщения к иным культурным ценностям.
Готовые работы на аналогичную тему
Духовная культура влияет на профессиональную ориентацию. Она воспитывает отношение к накопительству, богатству, влияет на потребности, формируя понимание ценности продуктов материального производства. В качестве примера значимости духовной составляющей в экономике можно привести трудности, с которыми столкнулась Россия в процессе хозяйственных реформ. Они во многом были вызваны тем, что пытались типы хозяйствования западной экономической культуры внедрить в инокультуру экономики нашей страны. Еще более серьезные последствия насильственного насаждения западной демократии в страны Востока видит мир сейчас. В результате неприятия чужого образа жизни, чужой модели хозяйствования происходит отчуждение населения, возникает сопротивление, зачастую приводящее к войнам.
Ни противопоставление материальной и духовной культуры, ни абсолютизация одной из них неправомерно. Они взаимообусловлены и взаимодополняемы, и выражают сложные и многоаспектные отношения природы и человека, социума и человека, человека и человека в качестве субъектов общественной деятельности.
Взаимосвязь материальной и духовной культуры
Материальная культура
Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.
При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.
Собственно предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.
Духовная культура
Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.
Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.
Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени — искусство.
Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).
Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.
Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества.
Взаимосвязь материальной и духовной культуры
При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.
Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга — бесспорный предмет духовной культуры — может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.
Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы — знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака — деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги — всеобщий рыночный эквивалент — можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.
5.Культура – одна из важнейших характеристик специфики человеческой жизнедеятельности. Каждый индивид представляет собой сложную биосоциальную систему, функционирующую за счет взаимодействия с окружающей средой, что необходимо человеку для его нормального функционирования, жизнедеятельности и развития.
Большинство потребностей человека удовлетворяется посредством труда. А процесс труда всегда осуществляется при непосредственном участии и направляющем воздействии сознания человека, его мышления, знаний, чувств, воли. Система человеческой культуры – это мир вещей, предметов, а теперь и природной среды, созданных человеком для удовлетворения его потребностей. Значит культура — это «опредмеченный» мир человеческой духовности.
Культура есть продукт человеческой деятельности, а деятельность есть способ бытия человека в мире. Результаты человеческого труда постоянно накапливаются, и потому система культуры исторически развивается и обогащается многими поколениями людей. Все достигнутое человечеством в правовой, политической, государственной деятельности, в системах образования, медицинского, бытового и других видов обслуживания, в науке и технике, искусстве, религии, философии – все это принадлежит миру человеческой культуры:
· поля и фермы, промышленные (фабрики, заводы и т.п.) и гражданские (жилые дома, учреждения и др.) постройки, транспортные коммуникации (дороги, трубопроводы, мосты и т.д.), линии связи и т.д.;
· политические, правовые, образовательные и другие учреждения;
· научные знания, художественные образы, религиозные доктрины и философские системы, культура семьи
На Земле непросто найти такое место, которое бы в той или иной мере не было освоено человеческим трудом, которое не затронули бы деятельные руки человека, на котором не было бы печати человеческого духа.
Мир культуры окружает каждого. Каждый человек как бы погружен в море вещей, предметов человеческой культуры. Более того, индивид становится человеком постольку, поскольку он усваивает формы деятельности по производству и использованию предметов культуры (выработанные предыдущими поколениями людей). В семье, в школе, в высшем учебном заведении, на работе, в общении с другими людьми мы осваиваем систему предметных форм культуры, «распредмечиваем» их для себя. Только на этом пути человек изменяет сам себя, развивает свой внутренний духовный мир, свои знания, интересы, мораль, навыки, умения, мировоззрение, ценности, потребности и др. Чем выше степень освоения человеком достижений культуры, тем больший вклад он может внести в ее дальнейшее развитие.
Культура появилась одновременно с самим человеком, и первыми культуральными явлениями стали орудия труда, созданные нашими далекими предками.
Культура это единое, сложное, комплексное явление человеческой природы, которое условно (по степени преобладания духовной или материальной составляющих) часто делят на гуманитарную и естественнонаучную культуры.
Вряд ли сегодня кто-либо сможет описать все разнообразие культурных ценностей, достигнутых и достигаемых человечеством. Можно выделить лишь некоторые наиболее значимые области культуры человека на сегодняшний день. Подобное деление условно, спорно и во многом зависит от взглядов конкретного человека. Гуманитарная культура.
Гуманитарная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир можно вообразить в сознании. По-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный исключительно субъективным (личностным) сознанием человека и общества. Это мораль, религия, искусство, политика, философия и т.п., что входит в понятие духовное.
Гуманитарная культура ориентирована на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократия, мораль, права человека и т.п. Но исследователь этой культуры находится внутри рассматриваемых проблем. Философские системы, религии, филологические исследования включают в себя особенности, присущие их творцу. Вся его жизнь часто неразрывно вплетена в «ткань» этих систем, религий и т.п. Поэтому и методы исследования, используемые в области гуманитарного знания, разительно отличаются от естественнонаучных и сводятся преимущественно к интерпретациям, толкованиям, сравнениям.
Большое значение в гуманитарных сферах имеют телеологические или финалистские объяснения, цель которых – раскрытие мотивов и намерений в деятельности людей. Интерес к подобным объяснениям усилился в последнее время, он был обусловлен результатами, полученными в синергетике, экологии и других естественных науках. Но еще большее значение в гуманитарных сферах имеет исследовательский метод, связанный с истолкованием, который обычно называют герменевтическим.
6. Культура выступает как важный фактор социальных обновлений общества. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.
Современные западные социологи отводят культуре большую роль в развитии процессов модернизации. По их мнению, «прорыв» традиционного образа жизни в ряде стран должен произойти под непосредственным влиянием их социокультурных контактов с уже существующими центрами рыночно-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.
Особую роль культуры в эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли. Достаточно привести знаменитый труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где было показано, как мировоззренческие установки протестантизма обусловили формирование системы ценностных ориентаций, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способствовали становлению буржуазной эпохи.
Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в период общественных реформ. Это со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны.
В этих условиях особое значение приобретает выработка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной оптимально организованной и социально эффективной деятельности.
Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности. Понятие «информационная культура» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.
В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.
В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.
Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы.
Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.
В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.
Связь материальной и духовной культуры. Из чего возникла культура (из игры или религии) (ЕГЭ обществознание)
Связь материальной и духовной культуры неразрывна:
1. Картина Ван Гога «Лунная ночь». Духовная культура — это само произведения искусства, те мысли, переживания художника, которые он вложил в картину, рисуя её. Материальная культура — это холст, на котором рисовал Ван Гог, краски и кисточки, которыми он создавал картину. Таким образом, без материальной культуры невозможно создание духовной культуры.
С. Пушкина на старом Арбате. С одной стороны, это материальная культура: дом — архитектурное сооружение, которое было построено для жилья. Следовательно, он удовлетворял первичные потребности человека — потребность в жилище. С другой стороны, это духовная культура: сейчас – это дом-музей-квартира Пушкина, в который приходят люди, чтобы удовлетворить свои духовные потребности (вторичные): узнать, как жили в 19 веке, где великий поэт писал известные произведения и другое. Таким образом, материальная и духовная культура в данном примере неразрывна.
3. Сборник Д.С. Лихачева «Письма о добром». С одной стороны, это достояние духовной культуры, так как в свои произведения автор вкладывал моральные ценности, писал о нравственных проблемах человека и общества. Но, чтобы любому человеку прочитать эти письма, необходимо купить книгу или прочитать на электронном носителе, что является предметом материальной культуры.
1. Культура возникла из игры.
— Ещё до появления человека, игра у животных была способом защиты и приспособления к условиям окружающей среды, игра помогала им выживать. Уже после этого игра перешла и к человеку и повлияла на создание культуры: появились игровые виды спорта: теннис, баскетбол и другие.
— В игре, как известно, важен не результат, а сам процесс. Так, ещё в древние времена люди разыгрывали бытовые сценки, после чего появился античный театр, как вид культуры.
2. Возникновение культуры с религиозной практикой человека.
— религиозный миф и о Прометее прославил не только стремление человека к свободе знанию, мужестве и силе благодаря Богу-просветителю. Миф также обучал людей умениям, навыкам к созданию культурных ценностей. И в дальнейшем люди, занимаясь трудом, действительно начали использовать полученные знания для создания культуры
— В древности с помощью язычества люди могли находить объяснение многим природным явлениям. Так, Даждьбог — бог солнца, освещающий небо и землю; Стрибог — бог ветра. Язычество повлекло за собой возникновение и сохранение традиций и обрядов; церкви также строились на месте языческих святынь. Таким образом, культура начала возникать с религиозной практикой человека.
Я считаю, что данные теории не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Ведь религиозный культ так же имеет игровой характер: мифы, религиозные обряды имеют характеристики игры: важен процесс, группа участников перемещается в другой, ограниченный мир, есть определенные правила.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Материальная и духовная культура
Всего получено оценок: 41.
Всего получено оценок: 41.
Человек постоянно занимается деятельностью, преобразовывая окружающую действительность для удовлетворения своих потребностей. Он получает продукты питания, создаёт необходимые для комфортной жизни предметы, занимается творчеством. Люди смогли накопить большой объём знаний и опыта. Всё это можно отнести к культуре. Узнаем, какие определения этого понятия существует, как связаны материальная и духовная культура.
Что такое культура
В основе многозначности понятия лежат разные толкования термина.
Культура материальная и духовная
В зависимости от того, о каких достижениях человечества идет речь, выделяются два вида культуры — материальная и духовная. Кратко познакомимся с их характеристикой.
Рис. 1. Схема «Виды культуры».
Материальная культура включает в себя все предметы и вещи, созданные людьми, то есть результаты материальной деятельности. Примерами являются:
Долгое время под культурой понимались только результаты творческой деятельности. Однако материальная культура не менее важна: она необходима для выживания человеческого рода. Предметы, созданные человеком, недолговечны, постоянно видоизменяются, а иногда становятся частью духовной культуры. Например, такие сооружения прошлого, как собор Василия Блаженного, Эйфелева башня, Великая китайская стена сочетают в себе черты обоих типов культуры.
Духовная культура включает в себя сферы жизни, связанные с накоплением и распространением духовных ценностей. Великие произведения искусства пробуждают лучшие стороны человеческой души, мораль регулирует поведение людей, благодаря науке люди получают новые знания, совершенствуют технологии.
В обществознании выделяется три формы культуры, изучаемые в 10 классе. Народная, элитарная, массовая культура имеет характерные черты:
Что мы узнали?
Культура в широком смысле — это всё, что создано руками человека. Она делится на материальную (предметы и вещи, созданные людьми) и духовную (воплощает духовные ценности). Существует три формы духовной культуры — народная, массовая, элитарная.
3.3. Материальная и духовная культура
3.3. Материальная и духовная культура
Деление культуры на материальную и духовную связано с двумя основными видами производства – материальным и духовным.
Духовная культура охватывает сферу сознания. Это продукт духовного производства – создания, распределения, потребления духовных ценностей. Сюда относятся: наука, искусство, философия, просвещение, нравственность, религия, мифология и др. Духовная культура – это научная идея, художественное произведение и его исполнение, теоретические и эмпирические знания, взгляды, складывающиеся стихийно, и научные воззрения.
Проявления материальной и духовной культуры, создание и использование относящихся к каждой из них предметов различны.
Долгое время (а иногда и сейчас) культурой считали только духовную деятельность и духовные ценности. Материальное производство остается за гранью культуры. Но человеческая деятельность – это прежде всего деятельность материальная. Начиная с первобытного общества, вся культура человека – способ добывания пищи, а также обычаи, нравы и т. д. определяются, прямо или косвенно, материальными основаниями. Создание «второй», «искусственной» природы начинается в материальной сфере. И то, каков ее уровень, в конечном счете определяет развитие духовной культуры. На заре человечества связь первобытного искусства с характером трудовой деятельности была непосредственна и очевидна. На более высоких стадиях развития человеческого общества принадлежность материальной деятельности к сфере культуры стала не менее очевидной: некоторые проявления материальной деятельности людей оказались столь непосредственным проявлением культуры, что само их обозначение терминологически определяется как культура. Так, в конце XX века возникли техническая и технологическая, технотронная, экранная и другие культуры.
Кроме того, само развитие духовной культуры в значительной степени зависит и определяется уровнем развития культуры материальной.
Материальная культура и духовная культура связаны между собой, и граница между ними часто бывает прозрачной. Научная идея воплощается в новой модели станка, прибора, летательного аппарата, т. е. облекается в материальную форму и становится предметом материальной культуры. Материальная культура развивается в зависимости от того, какие научные, технические и иные идеи в ней реализуются. Так же идея художественная воплощается в книге, картине, скульптуре и вне этой материализации не станет объектом культуры, а останется только творческим замыслом автора.
Некоторые виды творческой деятельности вообще находятся на грани культуры материальной и духовной и в равной мере принадлежат к обеим. Архитектура – это и искусство, и строительство. Дизайн, техническое творчество – искусство и техника. Искусство фотографии стало возможно только на основе техники. Так же, как и искусство кино. Некоторые теоретики и практики кино утверждают, что кино все более перестает быть искусством и становится техникой, ибо от уровня и качества технической оснащенности зависит и художественное качество фильма. С этим нельзя соглашаться, но и нельзя не видеть зависимости качества кинофильма от качества съемочной аппаратуры, пленки и других материально-технических средств кино.
Телевидение, конечно, достижение и воплощение техники. Но идея телевидения, изобретение его принадлежит науке. Реализовавшись в технике (материальная культура) телевидение стало и элементом духовной культуры.
Очевидно, что границы между различными сферами культуры и отдельными ее формами весьма условны. Практически все формы культуры взаимосвязаны. Так, например, художественная культура взаимодействует, хотя бы косвенно, и с наукой, и с религией, и с бытовой культурой и т. д. Развитие науки и формирование определенной картины мира сказывалось на развитии искусства – становление естественно-научного знания способствовало становлению жанров пейзажа и натюрморта, а появление новых технических изобретений привело к появлению новых видов искусства – фотографии, кино, дизайна. Бытовая культура связана и с религиозной традицией, и с господствующими в обществе моральными нормами, и с такими видами искусства, как архитектура и декоративно-прикладное искусство.
Но ценности материальной культуры отличаются по своим характеристикам от ценностей духовной культуры. Ценности, относящиеся к духовной культуре, ближе к ценностям общечеловеческого плана, поэтому они, как правило, не имеют пределов потребления. Действительно, такие нравственные ценности, как жизнь, любовь, дружба, достоинство, существуют столько же, сколько вся человеческая культура. Шедевры художественной культуры не меняют своей значимости – «Сикстинская мадонна», созданная Рафаэлем, является величайшим произведением искусства не только для эпохи Возрождения, но и для современного человечества. Вероятно, и в будущем отношение к этому шедевру не изменится. Ценности же материальной культуры имеют временные пределы потребления. Производственное оборудование изнашивается, здания ветшают. Кроме этого, материальные ценности могут и «морально устареть». Сохраняя физическую форму, средства производства могут не удовлетворять требованиям современных технологий. Одежда выходит из моды иногда быстрее, чем снашивается.
Ценности духовной культуры очень часто не имеют стоимостного выражения. Невозможно представить себе, что красота, добро и истина могут быть оценены в каких-то твердых единицах. В то же время ценности материальной культуры, как правило, имеют определенную цену. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» (А. Пушкин).
Назначение ценностей материальной культуры носит ярко выраженный утилитарный характер. Ценности духовной культуры, в большинстве своем, не носят практической направленности, но иногда могут иметь и утилитарное назначение (например, такие виды искусства, как архитектура или дизайн).
Материальная культура включает несколько форм.
Производство. Сюда относятся все средства производства, а также технология и инфраструктура (источники энергии, транспорт и связь).
Быт. Эта форма включает и вещественную сторону повседневной жизни – одежду, пищу, жилище, а также традиции и обычаи семейной жизни, воспитание детей и т. д.
Телесная культура. Отношение человека к своему телу – особая форма культуры, которая очень тесно связана с формами духовной культуры, отражает моральные, художественные, религиозные и социальные нормы.
Экологическая культура – отношение человека к природной среде.
Духовная культура включает как научное, так и ненаучное знание, как теоретическое, так и эмпирическое, взгляды, возникшие под непосредственным воздействием идеологии (например, политические воззрения, правосознание), и такие, которые складываются стихийно (например, общественная психология).
Духовная культура, ее особенности и формы будут рассмотрены во втором разделе учебника.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Духовная культура восточного славянства
Духовная культура восточного славянства Многообразной и красочной материальной культуре древней Руси соответствовала яркая, многогранная, сложная духовная культура восточного славянства. С незапамятных времен развилась на Руси народная устная поэзия, замечательный
3.2. Материальная культура Древнего Китая
3.2. Материальная культура Древнего Китая На формировании материальной культуры Древнего Китая сказалась неравномерность развития материального производства в разных частях страны. Из традиционных видов домашнего производства и ремесла наиболее характерны гончарное
3.3. Духовная культура Древнего Китая
3.3. Духовная культура Древнего Китая Философия в Китае возникает в конце третьего периода в истории Древнего Китая («отдельные государства») и получает свой наивысший расцвет в период Чжаньго («борющиеся царства», 403–221 до н. э.). В те времена существовали шесть основных