Как вы считаете в чем разница между религией наукой и философией

Философия 2009 (механика)

Философия – это особый способ познания, наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления.

Наука – это результат, институт, процесс получения новых знаний. Для нее характерно логичность, доказательность, воспроизводимость, истинность.

Религия – это система миропредставления, основанная на том, что человек ощущает некую связь с высшим всесосуществованием.

Общее и различия между философией, наукой и религией

Философия рассматривает вопросы всего сущего. В религии попытки придумать что-то новое воспринимается как ересь, а в науке такой процесс – истинное применение. Религия так же структурирована как и наука.

Философия и конкретные науки.

Философия как наука о наиболее общих законах действительности находится во взаимосвязи с конкретными, частными науками (физикой, химией, биологией и др.), изучающими отдельные области материального мира.

Все науки родились от философии.

Философия – это наука наук.

Философия отличается от других наук тем, что ни одна наука не рассматривает мир в целом, однако философия рассматривает мир в целом. Даёт знания на уровне сущности, явлений и предметов.

Философия и искусство.

Философия обращается к общему, всеобщему, искусство – к единичному, философия к умозрительному, искусство – к чувственно воспринимаемому. Философия апеллирует к разуму, искусство – к чувству. Искусство метафорично, философия говорит о вещах в собственном смысле.
Но и там и там есть требование.

Философия не есть искусство, даже если она часто кажется таковым – она не искусство понятий. Разве что искусство как умение видеть в единичном (частном) всеобщее, подводить единичный феномен под всеобщее определение. Искусство в смысле умения определять существенное в единичном. В этом феномене увидеть, напр., природное вообще, историческое вообще и т.д.
Философия – вопрос о сущности искусства, способе его бытия. Телеология искусства.

Фридрих Гёльдерлин (1770 – 1843) «На соседних вершинах живут разделенные бездной».

Философия и религия.

И то, и другое говорит о мире в целом. Но в разном отношении. (Гегель: о бесконечном).

Религия не спрашивает о целом как сущем. Она говорит о генезисе целого (понятие творения в монотеистических религиях). Это религия и мифология, скорее, преднаука, недонаука, нежели философия, т.к. религия и мифология пытаются своими средствами объяснить то же самое, что затем объясняют науки.

Философия работает критически, религия догматически. Философия – на уровне понятия, религия – на уровне представления.

Но той формой, лишь благодаря которой само по себе всеобщее содержание входит в философию, является форма мышления, форма самого всеобщего. В религии же это содержание, благодаря искусству, предстает внешнему созерцанию и, далее, представлению и чувству.

(Гегель. Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. СПб.: Наука, 1994, стр. 122.)

Источник

Философия, наука, религия: общее и различное

Сущность и структура философии как особого способа познания, науки о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Признаки ее общности с наукой: свойства предмета, способы осмысления бесконечности и вечности бытия.

РубрикаФилософия
Видэссе
Языкрусский
Дата добавления19.05.2017
Размер файла16,2 K

Как вы считаете в чем разница между религией наукой и философией. Смотреть фото Как вы считаете в чем разница между религией наукой и философией. Смотреть картинку Как вы считаете в чем разница между религией наукой и философией. Картинка про Как вы считаете в чем разница между религией наукой и философией. Фото Как вы считаете в чем разница между религией наукой и философией

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Философия, наука, религия: общее и различное

Философия, Зкак и религия, и наука является одной из обсуждаемых тем во всем мире. На протяжении многих тысячелетий философия, религия и наука находятся в союзе или противостоят Здруг другу. ЗОни с Зсуществуют рядом: в мифах и картинах мира, Зв научных Здостижениях человечества. Так что же такое философия, в чём смысл религии и задачи науки?

Почти каждый человек хоть раз в своей жизни интересовался религией, также он имеет свое представление Зо ней. Многие люди сопоставляют религию с философией, считая это одним и тем же. На самом же деле они похожи лишь в некоторых вопросах. ЗФилософия и религия различаются по своей сути и задачам, по существу формы Здуховной деятельности. Что же есть философия и религия в отдельности?

В качестве основных форм духовной деятельности философия и религия оформились несколько тысячелетий назад. Одно время они были даже неразрывно связаны, поэтому довольно сложно провести грань между философскими и религиозными воззрениями древних. Философские идеи в средние века часто были облачены в религиозные одежды. Основное сходство между религией и философией состоит в том, что обе эти формы духовной деятельности направлены на постижение истины. Как религия, так и философия стремятся глубоко проникнуть в суть бытия и дать ответы на те вопросы, которые волнуют человечество с давних времен. Религии, как и философии, свойственно стремление получить ответ на вопрос о движущих силах жизни в наиболее общем смысле этого слова. В обеих областях духовной деятельности присутствует выход за пределы видимого существования и трансцендентный опыт.

Итак, в общности религии и философии можно выделить два основных момента. Первый-свойство их предмета: и предмет религии, и предмет Зфилософии бесконечен. И религия, и философия являются способами осмысления бесконечности и вечности бытия. Второй заключается в том, что и философия, и религия рассматривает вещи и явления не сами по себе, а в их человеческом измерении; мир(Бог) в его отношении к человеку и отношение человека к миру(Богу).

На протяжении многих веков наука Зи философия были также тесно связаны друг с другом.

Сначала люди просто задумывались о жизни, спрашивали себя: «Почему мы живем?», «Что происходит после смерти?», «Каким образом происходят те или иные вещи?». После у людей стали появляться знания, полученные преимущественно опытным путем. Благодаря этим знаниям и стала зарождаться наука, которая описывала нашу жизнь, процессы и явления. В древние времена наука и философия, по сути, являлись одним и тем же, ведь научных знаний как таковых тогда не было, все строилось в основном на интуитивных представлениях о мире. Далее стали выделяться отдельные науки: астрономия, физика, математика и многие другие.

И все же между философией, религией и наукой существует Зне только сходства, но и различия.

Как мы поняли выше, что сходство понятий «философия» Зи «религия» Зсостоит в том, что эти культуры решают похожие задачи воздействия на сознание и поведение людей. Но они имеют и большие различия. Для философии характерно свободомыслие. Но оно характерно не для всех людей, так как во все времена считалось, что свободно мыслить могут Зтолько образованные, Знаиболее развитые люди, а также люди, обладающие сильным духом. Большинство же брало Зсвои установки из религиозных источников.

Философия и философские исследования получили широкое распространение в мире только в последние два столетия из-за роста образованности, культуры, а также в ходе развития научного прогресса. Религия отличается от философии тем, что религия обращает большее внимание к человеческим факторам, то есть к его тревогам, надеждам, поискам веры, а философия поставила для себя на первое место интеллектуальные аспекты мировоззрения, тем самым показав большую общественную потребность в познании человека и мира с позиций разума и знаний, выступила как поиск мудрости.

В чем же основные различия философии и науки?

Специфика науки не только в том, что она не берется за изучение мира в целом, подобно философии, а представляет собой частное познание, но также и в том, что результаты науки требуют эмпирической проверки. В отличии от философских утверждений они не только подтверждаемы с помощью специальных процедур или подтверждены строгой логической выводимости, как в математике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирического опровержения.

Наука быстро прогрессирует, а философские труды, посвященные вечным проблемам рассчитаны на века. В философии ценностный аспект имеет гораздо большее значение, чем в науке. Философские взгляды следует рассматривать не в виде теории, подобно научной, а как учения или концепции. Так же, в философии, в отличии от науки, не существует окончательных ответов.

Итак, в ходе написания данной работы мы можем сделать следующий вывод, что, признавая многообразие и противоречивость человеческого мира, философия, религия и наука в настоящее время все больше подчеркивают его целостность, ограниченность, возможность самоуничтожения и обусловленную этим необходимость подчинения многообразных, более или менее частных интересов и целей самому главному, коренному интересу выживания человечества и сохранения природы как первого условия жизни.

философия мышление бытие познание

1. Религия, философия, наука накануне III-го тысячелетия [Электронный ресурс] http://alexey-osipov.ru/booksand-publications/doklady/religiya-filosofiya-nauka-nakanune-iii-go-tysyacheletiya/ (дата обращения 14.05.2017)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

реферат [26,2 K], добавлен 16.01.2012

Понятие и структура мировоззрения, его основные исторические типы (миф, религия, философия). Исторические изменения предмета философии. Характеристика социальных функций философии. Соотношение философии и современной науки. Специфика философского знания.

контрольная работа [54,9 K], добавлен 25.04.2013

Наука как сфера человеческой деятельности. Философия как методология науки. Философия и наука как «звенья единой цепи» в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия. Понятие и критерии научности. Научные и ненаучные типы философии.

реферат [36,4 K], добавлен 28.07.2010

Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектический и метафизический методы познания, идеализм платоновского или дуалистического типа, трансцендентальный. Диалектика в марксистской философии и метафизичность мышления.

реферат [12,1 K], добавлен 04.07.2008

Основатель английского материализма, ее эмпирического направления. Покорение природы и целесообразное преобразование культуры на основе познания человеком природы как важнейшая задача науки. Проблематика науки, знания и познания в философии Ф. Бэкона.

презентация [2,4 M], добавлен 03.07.2014

Понятия «наука», «научное знание». Предмет философии как науки. Системный подход и его применение при изучении природы и общества. Основные формы научного познания. Философское значение взаимопревращаемости микро- макро и мегамиров. Теории эволюции.

шпаргалка [192,4 K], добавлен 05.04.2008

Изучение философии как высшей формы духовной деятельности. Сущность и роль науки как феномена культуры и общественной жизни. Исследование основных элементов религии: вероучения, культа, религиозной организации. Соотношение философии, науки и религии.

курсовая работа [31,7 K], добавлен 12.05.2014

Источник

Есть раздел философии, который именуется философией науки. В этом разделе излагаются взгляды философов науки 19-20 веков, потому что в это время и формируется современное естествознание. (В данной статье под наукой мы имеем в виду именно естествознание). В 20 веке наиболее известными философами науки стали Карл Поппер, Имре Лакатос, Томас Кун. Эта область взаимодействия науки и философии возможна потому, что сами ученые-естествоиспытатели, оперируя огромными массивами эмпирических данных, выстраивая сложнейшие теоретические конструкции, волей-неволей должны становиться философами и осмысливать самым общим образом те результаты своих наук. Поэтому мы встречаем философские работы у Макса Планка, Альберта Эйнштейна, Вернера Гейзенберга, Макса Борна и многих других. С другой стороны, философы, видя успехи естествознания, и то, какое огромное влияние оказывают успехи естественных наук на все стороны нашей жизни: мира и войны, экологии, здравоохранения… вынуждены с этим считаться. Возникают «философии родительного падежа» (Мишель Фуко) – философия техники, философия технологии, философия медицины, которую называют деонтология или биоэтика. Конфликтов философии и науки по сути не возникает в силу их длительного совместного существования. В средневековье эта область их слитного сосуществования именовалась натурфилософией (natura – природа). Начиная с Милетской школы (VI век до нашей эры) до Исаака Ньютона, который написал «Математические основания натуральной философии», ученые были и философами, и естествоиспытателями одновременно.

Философия и религия

В XIX веке рождается и другая наука на стыке философии и религии, которую называют философией религии. Несомненно и то, что и накануне этого времени появлялись работы, осмысливающие религию с философских позиций, равно как и религиозная философия пыталась осмысливать философию с религиозных позиций. И тут можно назвать сотни имен, представляющих философию религии как в старой Европе, там и в США. Религиозных философов еще больше, ибо религиозная философия, как и натурфилософия имеет седую древность. Религиозных философов гораздо больше, чем философов-атеистов, как и в среде простых людей верующих больше, чем неверующих. И поэтому философствуя, религиозные философы, они не забывали кто они (смертные люди) и куда они идут (на Суд Божий). То есть, философствуя, они принадлежали, чаще всего, к какой-либо религиозной традиции.

В нашей диаграмме в этой области стоит знак вопроса. В этой области, как ни в какой другой, ярко проявляются конфликты. (Как согласовать миллиарды лет Вселенной и шесть дней творения, как библейский рассказ о творении человека из земли объяснить с эволшюционных позиций и т.д.) Поэтому если бы спорящим сторонам предложить данную диаграмму, они бы отодвинули эти круги Эйлера (модель независимости науки и религии), либо слили вместе (оккультисты, теософы, масоны), либо нарисовали один в другом (представители модели ассимиляции, интеграции, гармонии – соответственно позитивисты О.Конт, Г. Спенсер, русские космисты – К.Э.Циолковский, В.И. Вернадский, Чижевский, поклонники творчества А.Бегссона, Т. Де Шардена). Мы же поставили вопросительный знак, чтобы обозначить модель диалога. Серия статей, написанная нами прежде, пытается доказать перспективность данной модели взаимодействия в современных условиях. Представителем естествознания и религии, теологом и естествоиспытателем необходимы встречи, конференции, форумы для прояснения позиции по общезначимым вопросам. Патриарх Кирилл, когда был еще митрополитом и возглавлял ОВЦС, однажды писал о перспективности координационных советов, в которых бы были представители церкви и науки, например как в Папской академии наук. Так в Дубне прошло более 15 конференций «Наука, религия, философия», в которой участвуют и представители Русской Православной Церкви (профессора МДА), науки (объединенный институт ядерных исследований РАН), философии (институт философии РАН).

Общее между наукой, философией и религией

Источник

Понятие философии. Философия, религия, наука: их единство и различие.

Понятие философии. Философия, религия, наука: их единство и различие.

Сходство и различие между философией, наукой, религией, искусством.

Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследовани рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности.

Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

Философия и религия.

Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.

Основные функции философии. Философия в системе духовной культуры.

Основными функциями философии являются: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, которые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии не занимается специальным вопросом, что такое “необходимость”, “случайность”, и т.д. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями. Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

Как вы считаете в чем разница между религией наукой и философией. Смотреть фото Как вы считаете в чем разница между религией наукой и философией. Смотреть картинку Как вы считаете в чем разница между религией наукой и философией. Картинка про Как вы считаете в чем разница между религией наукой и философией. Фото Как вы считаете в чем разница между религией наукой и философией

Функции философии — основные направления применения фи­лософии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:

мировоззренческую;

2. Мировоззренческая функцияспособствует формированию цело­стности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действи­тельности (см. вопрос 3 «Предмет и методы философии»).

Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая— одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции- подвергать сомнению окру­жающий мир и существующее знание, искать их новые черты, ка­чества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, приви­вать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора­ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и най­ти смысл жизни.

Прогностическая функциязаключается в том, чтобы на осно­вании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции раз­вития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Философия Сократа

Концепция философии Сократа.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.

Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим ‘прислушиваться к природе’, ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах,- знаменитый ‘демон’ Сократа.

Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека.

Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа.

Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такае добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как ‘всеобщее’, служащее основной всех частных добродетелей.

Задаче нахождения ‘всеобщего’ должен был, по мысли Сократа, способствовать его особый философский метод.

‘Сократический’ метод, имевший своей задачей обнаружение ‘истины’ путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической ‘диалектики’. ‘Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. В древности некоторые фолософы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины’.

Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.

СОКРАТ. Афинянин (469-399 д.н.э.). Сократ собрал вокруг себя многочисленных учеников, большая часть которых оказалась врагами рабовладельческой демократии. Это, а также выступления самого Сократа против демократического строя восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился.

Сам Сократ ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофана, а так же Аристотеля. Для Сократа характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составляющего предмет обсуждения. Выступал против Софистов.

Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, таким образом знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна существовать единая общая и высшая цель, которая подчиняет все частные цели и которая есть безусловное высшее благо.

Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская.

КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Человек должен освободить себя от зависимостей, привязанностей к удовольствиям связывающим человека. Единственно реальны единичные вещи, общего не существует. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе.

МЕГАРСКАЯ: Соединили добродетель Сократа с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит характер всеобщего блага. Все единичное лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Существует только необходимое, возможности нет.

Философия софистов и Сократа

1. Софисты— философская школа в Древней Греции, сущест­вовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и дру­гим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» — мудре­цы, учителя мудрости).

Среди софистов выделяются группы так называемых:

• младших софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам,

но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

2. Для софистов характерно:

• критическое отношение к окружающей действительности;

• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и права, их не­совершенство;

• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объектив­ного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

3. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов— логических приемов, уло­вок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозак­лючение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм:

«То, что ты не потерял, ты имеешь;

ты не потерял рога;

значит, ты их имеешь».

Данный результат достигается не в результате парадоксаль­ности, логической трудности софизма, а в результате некор­ректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за пра­вильную, отсюда результат.

4. Несмотря на то что деятельность софистов вызывала не­одобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

• критически взглянули на окружающую действительность;

• распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследст­вии именовались древнегреческими просветителями).

5. Видным представителем старших софистов являлся Протагор(V в. до н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в выска­зывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

• вне человеческого сознания ничего не существует;

нет ничего раз и навсегда данного;

• что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в дейст­вительности;

• если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, зна­чит, оно является вредным и плохим в действительности;

• вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажет­ся сладким, больному покажется горьким»);

• окружающий мир относителен;

• объективное (истинное) познание недостижимо;

• существует только мир мнения.

Одному из современников Протагора приписывается созда­ние произведения «Двоякие речи», которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания («Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей»; «Смерть есть зло для уми­рающих, но благо для могильщиков и гробовщиков») и учит мо­лодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.

Сократ не оставил значительных философских произведе­ний, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика».Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того време­ни, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.

• любое знание есть добро;

• любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбиваю­щий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

• открыл метод майевтики, широко применяемый в современ­ном образовании;

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (на­пример, Платона), стоял у истоков целого ряда так называе­мых «сократических школ».

7. «Сократические школы»— философские учения, сложившие­ся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу «сократических школ» относятся:

Академия Платона— религиозно-философская школа, соз­данная Платоном в 385 г. до н. э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просущество­вавшая до VI в. н. э. (около 1000 лет).

Киники— философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на че­ловеческих пороках.

Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном «Сократ, сошедший с ума»).

Киренская школаоснована в IV в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (ки­ренаики):

• выступали против изучения природы;

• высшим благом считали наслаждение;

• соответственно целью жизни видели наслаждение, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство — как средство для достижения наслаждения.

Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, — Бог, разум, жизнен­ная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует.

Помимо философских теоретических изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность (фактически занима­лись софистикой) и получили прозвище «спорщики».

Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, то есть парадоксов (не путать с софизмами), — «Куча» и «Лысый», с помощью которых пытались понять диалек­тику перехода количества в качество.

Апория «Куча»: «Если на землю бросить зерно и к нему до­бавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникнет куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?»

Апория «Лысый»: «Если из головы человека выпадает по од­ному волосу, то с какого момента он становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становится лысым? Можно ли установить грань, разде­ляющую «еще не лысого» и «уже лысого»?»

Философия Ф. Аквинского.

Так был разрешен один из самых острых вопросов христианской схоластики. Схоластика должна была истолковывать свое отношение к материии так как Иисус Христос был явлен в виде человека, т.е. объединил в себе божественную (идеал) и человеческую (материальную) природу. Этот факт не давал возможности трактовать материальное как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому определение материи Фомой Аквинским с помощью целой системы утонченных расуждений в качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из тупика.

Важное значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существование выше сущности, относится к ней как действительность к возможности.

Бога рассматривает как первопричину и конечную цель всего сущего. Считает, вслед за Аристотелем, что суть любой вещи заключается в сочетании формы и материи. При этом материю считает лишь восприемницей сменяющих друг друга форм, «чистой потенциальностью», форму же считает причиной индивидуальности. Надо сказать, что эта концепция, рассматривающая материю как «слабейший вид бытия» была с воодушевлением принята церковью, поскольку объясняла причину, по которой Иисус Христос принял телесное обличие, явившись на землю. Сущее Аквинат разделял на субстанции и акциденции (свойства субстанции).

Душу Фома Аквинский рассматривал как нематериальную субстанцию, находящуюся во взаимосвязи с телом и придающую ему индивидуальность. Он высказывал очень тонкую мысль: поскольку у некоторых людей тела имеют очень тонкую организацию, то из души имеют большую силу разумения. Придерживался идеи бессмертия души. Считал, что существует три состояния любого объекта: «до вещи» (мыслимое Богом), «в вещи» (конкретная реализация, познаваемая чувственно) и «после вещи» (образ, родственный душе, создаваемый в результате обобщения и абстрагирования).

Философия Нового времени.

Особенностью науки Нового Времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как средство достижения истины, свободное от авторитетов и догматов и, с другой стороны, успехи математики. Лидером естествознания среди наук стала механика (наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов).

Монадология Лейбница.

Готфрид Лейбниц(1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем

философии нового времени и предшественником немецкой клас­сической философии.

Лейбниц принадлежал к философскому направлению рациона­лизма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:

2. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разде­ления им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, — на высшую — Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой — всех сотворенных — на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Де­карта, так как разделил все модусы (единичные вещи — прояв­ления субстанции) на два класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах(или о множественности субстанций).Основ­ные положения данной теории (монадологии) следующие:

• весь мир состоит из огромного количества субстанций,

имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и

Спинозы), а единую природу;

• данные субстанции называются монадами(в переводе с гре­ческого — «единое», «единица»);

• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является

• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием, представлением;

• по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерыв­но меняющее свое состояние;

• в силу непрерывности своего существования монада осозна­ет себя;

• монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: «не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

• «голые монады» — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

• монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

• монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

Как вы считаете в чем разница между религией наукой и философией. Смотреть фото Как вы считаете в чем разница между религией наукой и философией. Смотреть картинку Как вы считаете в чем разница между религией наукой и философией. Картинка про Как вы считаете в чем разница между религией наукой и философией. Фото Как вы считаете в чем разница между религией наукой и философией

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 4539; Нарушение авторского права страницы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *