Кайтсерфинг что это такое
Люди много столетий используют силу стихии себе во благо, в том числе и для развлечений. Одним из популярных, экстремальных видов спорта является кайтинг. Что это такое? Существует множество направлений этого вида спорта. При желании научиться ему сможет даже ребенок. При этом впечатлений от времени, проведенного на кайте, будет масса. Подробно об этом развлечении будет рассказано в статье.
Общее описание
В последние годы стал очень популярным кайтинг. Что это такое? Это новый вид спорта, который позволяет развить большую скорость при помощи кайта. Во время движения человек может делать прыжки, лавировать и т. д. Это вызывает бурю положительных эмоций.
В качестве движущей силы применяется кайт. В переводе с английского языка он переводится как «воздушный змей». При помощи этой вещи можно передвигаться по воде, земле. Воздушный змей при этом имеет определенную конфигурацию. Это позволяет добиться высокой скорости движения.
Кайтинг является молодым видом спорта. Несмотря на это, он успел завоевать множество поклонников во всем мире. Сегодня это общедоступное развлечение для взрослых и детей. При минимальных затратах каждый желающий сможет испытать острые ощущения.
Определенной конфигурацией обладает оборудование для кайтинга. Что это такое? Воздушный змей выполнен в виде большого купола. Он позволяет двигаться как по ветру, так и против его потока. Причем при помощи этого оборудования можно ставить рекорды скорости. На сегодняшний день этот порог составляет 105 км/ч. Кайт позволяет просто путешествовать на длинные расстояния.
При помощи особого оборудования спортсмены устанавливают новые рекорды скорости. Можно просто кататься в свое удовольствие с наиболее приемлемой для человека скоростью. Некоторые спортсмены разучивают умопомрачительные трюки. Одним из самых популярных видов движений являются прыжки. Они могут быть дальними и очень высокими.
История созданиям
Кайтинг – это не только модный, но и один из самых ярких типов экстремального отдыха. Его еще называют «связующим звеном» между вейкбордингом, сноубордингом, виндсерфингом и скейтбордингом. Этот вид спорта универсальный. Заниматься им можно практически на любой подстилающей поверхности, в любое время года. Под ногами у спортсмена может быть кайтборд или обычный сноуборд, багги, горные лыжи, роликовые коньки и прочие подобные предметы.
Кайтинг (фото представлено выше) позволяет ощутить массу невероятных, острых впечатлений. Движение становится возможным благодаря применению надувного кайта. Он похож на большую дугу. Аналогов подобной формы крыльев нет в природе. Эта конструкция была придумана человеком. При создании подобной формы руководствовались больше интуицией, чем точными расчетами. Эту конструкцию придумали Бруно и Доминк Леганю. Это два брата, живущие во Франции.
В 1982 году британец Роланд Ле Бэйл запатентовал парус в виде небольшого дельтаплана. Спортсмен держал его в руках, стоя на доске для виндсерфинга. При помощи этого приспособления он мог отрываться от воды, совершая дальний прыжок. Конструкция имела массу недостатков. Так как спортсмен держал ее в руках, парус не мог быть большим. Именно братья Леганю придумали запускать парус в небо.
Постепенно конструкция паруса совершенствовалась. В 1995 году появились первые компании, которые стали заниматься производством профессионального оборудования для кайтинга. Прошедший в 1998 году чемпионат по этому виду спорта популяризировал этот вид спорта. Современное оборудование стало удобнее и безопаснее.
Разновидности
Кайтинг – это универсальный вид спорта. Он включает в себя несколько разновидностей. Кататься при помощи кайта можно на разных поверхностях. Это определяет разновидность представленного вида спорта. Существуют такие основные подгруппы кайтинга:
При желании можно придумать множество вариантов, на чем кататься под парусом. Если используется парус и доска, значит, вид спорта называется кайтбордингом. Что это такое? Это катание на доске (борде) под парусом (кайтом).
Кайтсерфинг предполагает перемещение на доске по воде. Это настоящая гремучая смесь вейкбординга, серфинга, виндсерфинга и прочих подобных видов спорта. Получается очень динамично. Раньше считалось, что между кайтсерфингом и кайтбордингом есть принципиальное отличие. Первый вид спорта предполагает катание на воде с волнами. Кайтбордингом занимаются на спокойной воде. Однако сегодня нет разделения между этими понятиями. Оба слова применяются для обозначения процесса катания на воде.
Зимний кайтинг называется сноукайтингом. Рейдер в этом случае перемещается при помощи паруса по снегу или льду. Он может применять при этом лыжи, коньки или сноуборд. В 1999 году была совершена полярная экспедиция, в которой сани перемещали при помощи кайта. Сноукайтинг – особый вид спорта. Он динамичный, захватывающий. Для этого не потребуется подъемник, который отвезет на гору. Двигаться можно по ровной поверхности. При этом скорость, захватывающие эмоции будут не меньше, чем при спуске с горы. Километры заснеженной целины спортсмен может покрыть за считанные минуты. Ближайший замерзший водоем или заснеженное поле – лучшее место для зимнего кайтинга.
Специалисты утверждают, что проще научиться держаться на ногах, встав под парус, на твердой поверхности. Однако на воде при падениях вероятность получения травмы будет меньшей.
Лендкайтинг предполагает перемещение райдера по песку или земле. Для этого он использует багги (специально сконструированные для этого вида спорта коляски), маунтинборд.
Универсальное снаряжение
Оборудование для кайтинга бывает универсальным (для любого времени года), а также сезонным. Чтобы начать заниматься этим видом спорта, потребуется подойти к выбору экипировки ответственно. К универсальному оборудованию, которое нужно как летом, так и зимой, относятся:
Кайт может быть двух типов. Первый из них называется парафойлом. Такое крыло легкое, при падениях на твердую землю или снег меньше вероятность, что крыло сломается. Для воды его применяют редко. Во вторую группу вошли надувные паруса. Крыло этой группы может иметь разную конструкцию, размер и т. д. Однако оно всегда надувается при помощи насоса. Применяется для водного кайтинга. Парус при ударе о воду не сломается. Его легко можно будет поднять в небо самостоятельно.
Трапеция принимает на себя тягу паруса. Крыло не нужно удерживать руками. Для этого в экипировке предусмотрена трапеция. Чаще всего она бывает поясничной. Оборудование выглядит как массивный пояс. К нему прикреплены тросы от кайта. Трапеция может быть также сидячей. Выбор зависит от типа катания.
Анемометр – это специальный прибор, который определяет силу ветра. Для начинающих райдеров его применение крайне важно. Снаряжение рассчитано на определенную силу ветра. Если она недостаточная, нет смысла кататься вообще. Если же анемометр показывает, что ветер дует слишком сильно, превышая допустимый предел, занятие стоит прекратить. Это может быть опасным для жизни.
Летнее снаряжение
Чтобы заниматься кайтингом в летний период, потребуется подобрать, помимо перечисленного выше оборудования, еще несколько вещей. В первую очередь это кайтборд. Существует множество разновидностей подобных досок. Самым универсальным считается твинтип. В комплекте к таким бордам поставляются петли с падцами. Иногда их нужно приобретать отдельно. Петли удерживают кайтборд на ногах.
Существуют доски, предназначенные для определенного стиля езды. В этом случае их конструкция может значительно отличаться. Доски могут отличаться длиной, весом, конфигурацией. Стоит определиться, в каком стиле вы хотите кататься на воде, а после подобрать оптимальный вариант. Если же человек только начинает знакомиться с этим видом спорта, лучше выбрать доску универсального типа.
Кроме того, потребуется приобрести гидрокостюм для кайтинга. Даже летом, когда температура воды высокая, спортсмен нуждается в специальной одежде. В противном случае можно переохладиться в воде уже через полчаса катания. Толщина материала, который применяется для пошива подобной одежды, может быть разной. Чем холоднее вода, тем толще должен быть гидрокостюм.
В продаже представлены женские, мужские и детские модели. Также гидрокостюмы делят на короткие, длинные и сухие. В первом случае рукава и штанины короткие. Этот костюм подойдет для катания в теплой воде. Изготавливают их из тонкого неопрена.
Длинные костюмы предполагают наличие разных рукавов. Но вот штанины в этом случае длинные. Это идеальный вариант как для теплой, так и холодной воды.
Сухой костюм не допускает попадание под материал воды. Подойдет для катания в холодной воде.
Зимнее снаряжение
Про кайтинг можно сказать, что это один из самых захватывающих видов спорта современности, доступных для каждого. В зимний период можно кататься под парусом на обычном сноуборде или лыжах. Однако специалисты советуют применять специальное оборудование. Оно имеет несколько отличий. Сноукайты обладают большим радиусом бокового выреза. Это позволяет проще держать курс. Также подобная конфигурация доски позволяет легко идти против ветра.
Сноуборд для кайтинга симметричен. Это необходимо, дабы спортсмен держал правильную стойку. При этом контроль над бордом будет заметно лучше. Для такой доски применяют специальные мягкие ботинки. Крепления имеют быстрый отцеп.
Обучение
Обучение кайтингу проводится од контролем опытного инструктора. Это позволяет избежать серьезных травм. Тренер посоветует, как правильно подобрать оборудование для данной разновидности кайтинга. По этой причине нужно обращаться в специальную школу. В таких центрах можно брать оборудование напрокат.
После прохождения курса обучения спортсмену выдается IKO сертификат. Он признан многими странами. Желая заниматься этим видом спорта самостоятельно, без инструктора, потребуется предъявлять этот сертификат. Он дает право брать снаряжение напрокат. Обучение кайтингу в специализированной школе – лучший вариант. Он самый простой и безопасный.
Некоторые люди все же стремятся научиться всему самостоятельно. Для этого придется преодолеть множество трудностей. Стоит отметить, что подобный вид спорта (как и любой другой) может быть весьма опасным без правильной подготовки. Чтобы правильно подобрать экипировку, нужно учитывать условия и свои личные предпочтения. Стиль катания может быть следующим:
Выбор места для катания
От выбора правильного места для кайтинга зависит безопасность человека, скорость передвижения и масса иных параметров. Лучше всего для начинающих райдеров подходят морские лагуны, лиманы. Глубина не должна составлять более 1,2 м. Это позволяет обезопасить себя от разных неприятностей.
Места для катания должно быть много. Преград на пути спортсмена быть не должно. Дно должно быть песчаным. Наличие камней не приветствуется. Стоит выбирать время для катания, когда ветер дует на берег под углом или вдоль него. Не стоит выбирать для катания пресные водоемы. Ветер здесь нестабилен.
Согласно отзывам, самыми популярными местами для катания являются:
Отзывы
Рассматривая отзывы о кайтинге, стоит отметить, что это общедоступный вид спорта. Начинающие райдеры утверждают, что для этого даже не нужна специальная физическая подготовка. Если человек вообще не занимается спортом и обладает большой массой тела, ему будет сложнее, чем другим. Однако в этом случае научиться кайтингу вполне возможно, просто времени для обучения понадобится больше.
В специализированных школах обучаются люди от 6 до 80 лет. Причем и это ограничение весьма условно. Вес начинающих спортсменов находится в диапазоне от 15 до 160 кг. Причем практически ничего не может помешать закончить курсы успешно, научившись кататься на борде под парусом. Главное – желание.
Согласно отзывам, научиться кайтингу проще людям с малым весом (50-80 кг). Однако это абсолютно не означает, что для других людей занятия даются с трудом. Просто для подготовки человека среднего возраста, который имеет лишний вес, нужно больше времени, чем 12-летнему подростку.
Опасно ли это?
Зная особенности кайтинга, что это такое, может возникнуть вопрос о безопасности. Конечно, при самостоятельном обучении вероятность получить травму (причем весьма серьезную) будет гораздо выше. В специализированных школах такая вероятность сведена к минимуму, но не исключается абсолютно. Вполне возможно при падении поцарапаться об ракушки, вывихнуть ногу при падении и т. д. В хорошей школе кайтинга на 1000 учеников приходится всего несколько случаев легких растяжений связок и царапины об ракушки.
Кайтсерфинг: 5 стадий принятия неизбежного
И даже те, кто знает, слабо понимают, как подступиться к этой сложной конструкции.
А все потому, что кайтсерфинг — это дорогая экипировка и довольно длительное обучение. И только потом — полная свобода, единение с ветром, воздухом и водой. И еще — совершенно бесплатная каталка без ограничений по времени и локации.
Что это такое?
Со стороны это выглядит, как человек, привязанный напрямую к парашюту. На самом деле, все немного гуманнее.
Кайтсерфер — это доска, трапеция, надевающаяся на пояс, планка, крепящаяся к трапеции посредством крюка, и, собственно, строп и кайт (тот самый парашют). Про две страховочные системы, стропорез и дипауэр сейчас не будем, и без них все выглядит сложно.
Таким образом, кайтер не держит свой «парашют» в руках, он скорее работает для него якорем. Руки остаются свободны, их задача — дергать кайт за стропы, заставляя складывать «уши», набирать больше или меньше воздуха. Собственно, таким образом можно менять силу тяги и направление движения и двигаться практически в любом направлении ветрового окна.
Сам кайт, по сути, — это большой воздушный змей с надувными ребрами жесткости. Надувать их придется перед каждой каталкой заново.
До недавнего времени обязательной частью экипировки кайтсерфера были шорты, держащиеся на бедрах силой мысли. Но времена меняются, сейчас стала добрее и человечнее.
Что такое парафойл и при чем тут серфинг?
эволюционирует очень быстро. Меняется форма кайта, количество строп, механизм надувания кайта. И разница между старым и новым поколениями действительно ощутимая, как между машиной на механике и на автомате.
Кроме обычного «надувастика» — кайта, держащего форму за счет баллонов с воздухом, — существуют парафойлы. Обычно они большего размера, зато надувать их не надо: парафойлы держат форму за счет воздуха, сдерживаемого внутри них системой клапанов. Выглядят они эпично, но, говорят, не слишком приспособлены к воде: могут хлебнуть и больше не взлететь.
Как начать?
Пока вы учитесь, заставит вас пройти все пять классических стадий принятия неизбежного.
Отрицание
Вы просто не понимаете, как такое может быть. Сноуборд, скейт, курсы выжигания, диплом МГУ и медитации каждый вечер… все это не работает, когда в руках оказывается планка кайта. Потому что у него есть свое мнение по поводу любого действия ничтожного человечка, пристегнутого снизу.
Злость
С первого раза получается примерно у одного человека из 20. И этот человек ужасно бесит. Как и инструктор, который раз за разом предлагает делать вещи, влекущие за собой не самые приятные последствия при малейшей ошибке. Например, пролет над водой почти без касаний или упражнение для (оно же бодидраг, об этом чуть позже). А еще ужасно злит, что ветер не тот, кайт не слушается, доска не едет.
В момент начинает казаться, что этот подлец вверху одушевлен и абсолютно разумен. И его цель — поиздеваться над жалкими человечишками. Но попытки договориться миром тоже не работают.
Депрессия
Кайт умеет доводить даже самых стойких. Когда не работает ни злость, ни уговоры, ни попытки рационального подхода, остается только принять собственную несостоятельность и посидеть на берегу в отчаянии. А затем вернуться на воду еще разок, для закрепления провала.
Принятие
Именно на этом этапе обычно происходит прорыв. Когда вы уже совершенно спокойны, когда результат уже не важен (ясно же, что это фаталити). Вы просто пробуете еще разок и — хоба! — кайт слушается, доска едет и даже кантуется… Это не мистика, просто — это в первую очередь про расслабление и концентрацию на текущем моменте. Как бы по-хипстерски это ни звучало.
Этапы обучения
Качай!
Первый этап — научиться раскладывать стропы и накачивать кайт. Пока — ничего сложного, к тому же отлично прокачивает ягодичные мышцы.
Пилотирование
Вас пристегивают к небольшому кайту, сзади пристегивают инструктора в качестве противовеса.
Не стоит соглашаться на предложения поиграть на занятии с «пилотажкой» (совсем маленький кайт, предназначенный для обучения непонятно кого). Крепление строп и планка у него совершенно другие, да и реагирует на действия человека он совсем не так, как «взрослый» кайт. Если хочется поиграть с летающим, лучше купить себе красивого воздушного змея — пользы будет столько же.
Второй этап обучения — это бодидраг. И он, пожалуй, самый прикладной из всех подводящих. Бодидраг учит вырезаться вверх по ветру без доски, используя тело в качестве плавника (или канта доски, если так понятнее).
Беда в том, что в человеке есть рот и нос: отверстия, через которые вода с ускорением от тянущего кайта попадает внутрь. Новички обычно не могут контролировать положение своего тела над водой, поэтому им приходится тяжелее всего: возвращаясь с воды, чувствуешь себя китом, больным булимией, изо всех сил отобедавшим планктоном.
Но сам бодидраг умение и правда очень полезное. И не только потому, что учит управлять кайтом «в бою». Просто в будущем вы будете неоднократно терять доску: к этому ведет практически каждое падение или неудачный прыжок. За те секунды, что вы отплевываетесь и поднимаете кайт, вас снесет ниже по ветру. А доску унесет течением. И встретиться снова вы сможете только в том случае, если сами сумеете зарезаться против ветра.
Доска
Этап, успешное прохождение которого открывает вам дорогу в кайтсерфинг. Дальше все будет намного проще и быстрее, скорее всего, вам даже не понадобится инструктор.
Но сейчас главное понять, как это вообще возможно — одновременно держать планку, контролировать кайт, не тонуть и не заплывать под стропы и параллельно — надевать доску.
Основное правило тут — не тормозить и не нежничать с кайтом. Чем дольше вы болтаетесь под стропами с доской, тем менее управляемой становится ситуация. А планку для старта лучше слегка пережать, чем не дожать, как минимум вы поймете, что должно произойти, а в идеале — сразу встанете на доску.
Где учиться?
Что бы вам ни говорили, настоятельно советуем учиться пилотированию именно на воде. Да, это холоднее и не так круто смотрится со стороны. Но пропахать собой траншею все же хуже. И травмы там будут куда заметнее, чем мокрые волосы или уплывшие очки: не одно колено полегло на таком обучении, не дав ученикам дойти даже до попыток встать на доску.
Также не стоит сразу ехать во Вьетнам или другие места с большими волнами. Это как учиться водить на «Жигулях»: страшно, сложно, неудобно, но потом можно управлять хоть звездолетом без инструкции.
В остальном подойдет любое место, где дует и есть приличные школы со своей спасательной лодкой. Идеально учиться в Египте или вообще на в Красном море. Близко, сравнительно недорого с точки зрения проживания и максимально обжито нашими катающимися соотечественниками.
Есть хорошие споты в Благовещенке, Ейске и даже в Ярославской области — например, знаменитое Плещеево озеро. Но тут с ветром нет никаких гарантий. Под ваш отпуск он подстраиваться точно не станет, у него свои планы.
Многое о нашем ветре говорит тот факт, что в кайтинге существует понятие «русский старт». Он считается очень опасным, поскольку кайт поднимается из зоны максимальной тяги. Но в Ейске, например, ему учат в первую очередь (это последний шанс поднять кайт, когда ветер совсем скисает).
Где кататься?
Самые известные споты с хорошими школами и гарантированным ветром в сезон — это Марокко, Маврикий, Египет, Тенерифе и Филиппины. Но встретить кайтеров можно и в Турции, и на Камчатке, и на Белом море…
А вот с домашними спотами есть нюансы — к сожалению, подойдет не каждое озеро или залив. Помимо широкой воды, кайту нужен ровный ветер, а не рваный. Соответственно, с той стороны, откуда он дует, не должно быть холмов и высоких построек.
Хороший спот для начинающего кайтера должен предусматривать «спасалку» — лодку со специально обученными людьми, которые вас заберут с воды, не обмотавшись стропами и не забыв в волнах доску. К сожалению, идеальные условия бывают не всегда, поэтому лучше не выходить на воду в полном одиночестве. А то потом о вас снимут плохой голливудский фильм — типа «Отмели» — про выживание на воде.
Сколько это стоит?
В идеальном мире для комфортного катания потребуется два (а лучше три) размера кайта. Например, 9 и 12 метров. Это позволит кататься практически в любой ветер (чем сильнее ветер, тем, соответственно, меньше площадь крыла).
Это самая дорогая часть экипировки: стоимость начинается от 25 тысяч за один кайт, причем прошлого сезона. Планка и страховочный лиш чаще всего идут в комплекте.
Также понадобится трапеция (от 10 тыс.) и доска (от 15 тыс.). Дальше уже мелочи: насос, гидрокостюм, лайкра…
Из плюсов — вложение это разовое. Если, конечно, вы не будете постоянно развешивать свои кайты по близлежащим ёлкам или пальмам (это периодически происходит и для кайта не смертельно. В первые несколько раз).
оборудование покупать тоже можно, но в случае с кайтом — с большой осторожностью. Потому что соленая вода и песок могут сильно потрепать ткань, из которой он сшит. Особенно, если у прошлого хозяина не было привычки регулярно опреснять оборудование и вовремя убирать его с пляжа после каталки. Соответственно, кайт будет постоянно рваться, чем очень быстро достанет нового хозяина.
Опасности
Самое опасное в этой истории — момент обучения. Дальше все намного мягче и более контролируемо.
И еще. Опасайтесь виндсерферов: многие из них возят с собой стропорезы на случай падения кайта на них сверху (это действительно периодически происходит, причем чаще всего кайтер спокойно едет дальше, а бедный виндсерфер оказывается в воде).
Помогаторы
Это достойно отдельного пункта среди опасностей. Потому что помогаторы — намного опаснее любой стихии, ведь им движет желание причинить побольше добра.
Есть одно важное правило: не надо помогать кайтеру, если он сам об этом не просит или вы сами не катаетесь. Скорее всего, помощь сильно подпортит положение дел. Вот несколько вариантов, которые гарантированно сделают жизнь кайтера интереснее (не надо так делать!):
Ситуация: человек с кайтом над головой идет по берегу, едва касаясь земли и подлетая на полметра от каждого порыва.
Как «развеселить» кайтера: Подойдите и «спасите» его, дернув за палку, которую он держит в руках.
Что будет? Вы запустите ни в чем не повинного человека, которому, видимо, и без того многовато ветра, в прохладную стратосферу. Вам смешно, а подобные прецеденты случаются систематически.
Ситуация: Кайт лежит на воде, человек на определенном удалении от него ковыряется в своей экипе.
Как «развеселить» кайтера: попытайтесь подойти к нему и спросить, все ли хорошо. Будет еще интереснее, если вы подплывете к нему на лодке или скутере.
Что будет? В случае с лодкой у вас все шансы порубить стропы винтами. Пешком или вплавь — запутаться в них и создать натяжение, которое заставит кайт взлететь. Лучше не надо пробовать, достанется и вам, и владельцу кайта. Но он хотя бы сможет отстегнуться.
Ситуация: Кайтер просит его припарковать. Вы никогда этого не делали, но полны решимости и доброго расположения духа.
Как «развеселить» кайтера: поймайте кайт и отпустите, когда кайтер расслабится или отвлечется на доску.
Что будет? Будет не очень приятно. Лучше не надо.
«Зa» и «Против»
Плюсы:
Минусы: