Казачий стос что значит
Тюрьма и жизнь за решеткой
Содержание
Новости
Поиск
Искусство лепить стосы
Заветы блатного «дедушки»
Во время второй отсидки встретил на тюрьме дедушку, такого божьего одуванчика (как впоследствии узнал, он четыре раза только на особых плавал). Что он там во мне увидел, а может, скучно ему было, но вдруг стал он понемножку учить меня, как «стосы лепить», как «затачивать», как и куда крап лучше наносить, да и многим еще премудростям.
И вот с таким добрым напутствием отправился я в осужденку со сроком в приговоре и парой «заточенных стосов» в кармане. Приехал я в новую «хату», осмотрелся, вижу, в камере движуха полным ходом, народ сидит упакованный, многие этапа ждут, но игра идет полным ходом.
Походил я, посмотрел, во что катают, подсел к одной «курочке», ну играю не борщу, туда-сюда плюсы гоняю. Накусал немного, скучно стало, игра вялая идет, адреналина нет, а тут моя очередь банковать. Ну и зарядил я все свои плюса, а там что-то уже нормально насобиралось. Ребятишки покосились, но играют, а я леплю из себя такого «колхозничка».
Короче, трое в этой бане хорошо попарились, на сутки ударили, наверное сгоряча, в итоге мой лицевой счет сразу сказочно вырос. Ну получил я расчет, играть что-то со мной желающих не находится.
Время идет, скоро уже в зону ехать. И тут заезжает к нам очередной бонус, наркобарон. В силу своего промысла, что ли, но был он такой жадный, а этого в тюрьме ну очень не уважают, и ходили мы вокруг него кругами, не знали, с какого боку заплыть, чтобы в игру затянуть да наказать за скверный характер, а он ни в какую не ведется.
Но, видно, с умственными способностями у него дефицит был, рассказал я ему сказку- задачку, что такое дачка, все знают, ну а потом потихоньку так подвел, что раз я сказку рассказывал, он теперь мне дачку должен, он после моих слов по-русски совсем плохо понимать начал. Я на приколе, а он, смотрю, повелся, а тут еще в «хате» все на серьезе подтверждают правоту моих притязаний. В общем, вечер удался. Я по доброте душевной поделился с ним, чтобы особо не злился, ну а мы с товарищами по несчастью устроили себе небольшой ланч.
Тут наш общий друг не выдержал и тоже принял участие. Сидим, играем, понемножку ставки поднимаем. Я уже за второй упаковкой полез, нету масти, ну что сделаешь? Спонсор-то раздухарился, глаза заблестели, во вкус вошел. Короче, поднял я снова ставочку и начал свои коробочки назад складывать. Ребятишки не отстают, банк все больше и больше, уже коробки бросили, на бумаге счет ведем, а там уже суммы-то ого-го.
Короче, парни потихоньку по нулям и по своим делам, сижу я с нашим бароном лоб в лоб, бьюсь за древесину, а сзади пол-хаты наблюдает, как я карты то в рукав, то назад тусую, и животы рвут.
Сколько это будет в спичках?
Расчет произвели быстро, и вот я счастливый обладатель еще одной сумки с центряками. Мой спонсор решил исключить из своего лексикона русский язык вообще, всюду видя заговор. Так мы и расстались, поскольку уже через пару дней я тронулся в дорогу отбывать свой срок. Но, видно, в этот раз Фортуна решила меня не покидать до конца путешествия.
Я быстро смекнул, включил дурака, а еще этап московский, на мои баулы, заметил, все сразу глаз кинули, думаю, приняли меня за лошка московского. Близкий на ухо шепчет, смотрю, они на руку играют. Короче, повелся я, изучил их прейскурант, между делом поглядывая на их довольные образы, и решил «проиграть, если что, то немного».
Алексей Щипун
По материалам газеты
«За решеткой» (№12 2013 г.)
ВОИНСКИЕ ТРАДИЦИИ СЛАВЯН. ХРАКТЕРНИКИ. КАЗАЧИЙ СПАС.
Крепью Славяно-Арийского войска были характерники (Характерники – буквально: владеющие центром хара. Отсюда «харакири» – выпускание жизненной силы через центр хара, находящийся в области пупка, «к ири» – к Ирию, Славяно-Арийскому Небесному Царству: отсюда же и «знахарь» – знающий хару. С восстановления, которой должно начинаться любое лечение), которых в Индии до сих пор именуют махаратхами – великими воинами (на санскрите «маха» – большой, великий; «ратха» – рать, войско). Это были люди, владеющие Казачьим Спасом. Основой этого боевого искусства является способность человека к переносу своего сознания на более тонкие уровни бытия – сначала в Навье (астральное) тело, затем в Клубье (ментальное), Колобье (будхическое) и, наконец, в Дивье (деваконическое). Всего же у нашего «Я» (Живы) семь тел: есть ещё Светье (саттвическое), Жарье (эфирное) и Плотское (органическое).
В этом возвышенном состоянии для него ускорялось само время, а для врага замедлялось, он мог уйти от любых ударов и сам нанести недругу смертельное возмездие. В рубке со множеством противников характерник мог так “зачаровать” врагов, что они его теряли из виду и в бешенстве истребляли друг друга. А вихрь ударов его шашки настоль стремителен и силен, что пораженный казался несколько мгновений целым, а потом начинал распадаться на части. При виде такого остальных охватывал мистический ужас, и они мгновенно “обабливались”, теряли силу.
Лебедев видел почти незаметное движение тела Быкова во время самого выстрела, оно качнулось маятником, пропуская пулю мимо. Грохот выстрела, щелчок пули о кирпич и вскрик Ирины слились для всех воедино, но Быков стоял так же невозмутимо, на его рубахе крови и следов поражения не было. Он негромко попросил опять:
— Стреляй в грудь, серией, три раза.
— Стреляй в центр листа мимо меня.
Он стоял левым боком к нему, закрыв глаза и шепча особую молитву деда Буяна, слыша нарастающий вой выстрела и резко повернув голову влево, увидел летящую пулю. Стремительно кинул на нее ладонь правой руки, сжал кулак и, чтобы остановить страшную энергию ее, сопровождал полет рукою, тормозя его и все мощнее стискивая железо кулака. Она потянула руку за собой и сдалась. грея ее изнутри.
Щелчка пуля никто не услышал и никто ничего не заметил, настоль молниеносны были движения Быкова. Он резко выдохнул воздух и раскрыл кулак. Все вскочили в диком недоумении и крике, завороженно глядя на пулю в его руке и на девственный лист бумаги.
— Иди-иди. а теперь разденься до пояса.
— Я же вам говорил, что нужна операция.
— Говорить-то говорил, да времени нет лежать в больнице.
Илья Иванович с недоумением смотрел на мокрую темную пулю у себя на ладони, кожа на боку слегка саднила, но кровь не текла. А Егор проговорил:
— Потом заклеишь, но и так ничего не будет.
…Солнце клонилось к закату. Еще немного, и оно скрылось за вершинами горного хребта. На долину Подкумка спустились сумерки. Проникли они и в небольшую балку, где несли дозорную службу два десятка казаков. Балка эта называлась Маховой в честь некоего урядника Махова, основавшего здесь когда то казачий пикет. Маховым курганом называлась и рядом расположенная возвышенность, на которой находился наблюдательный пункт казаков. Их задачей было не пропустить приближения неприятельских горцев и при помощи сигнальных костров сообщить об этом в Ессентукскую станицу.
Наступила ночь. Над головой висел безоблачный купол южного неба с мириадами ярких сверкающих звезд. Казаки, свободные от службы, расположились вокруг костра. Среди них выделялась фигура казака лет семидесяти. Несмотря на столь почтенный возраст, это был довольно крепкий живой старик. Все остальные относились к нему с большим уважением и почтением. И недаром. Много повидавший на своем веку Колотыга, так звали старика, был не рядовым казаком, а характерником, воином, помеченным Богом.
– Так ты, Харитон, имеешь интерес, откуда Спас наш пошел? – не спеша спросил Колотыга у молодого казака, сидевшего напротив. Затем огляделся вокруг и сказал: – Ну что ж, подкинь ка поленьев. Дай огню пищу и послушай, что преданья наши говорят.
Харитон молча встал, взял несколько поленьев, положил их в костер и так же молча уселся обратно.
– Давно это было, – продолжал старый Колотыга. – Двадцать первого дня месяца Белояра две тысячи восемьдесят четвертого года Трояновых веков над Киевом Антским, что расположен близ Алатырской горы, засияла на темном небе яркая звезда по имени Чигирь угорь. И летела она в огне драконом, сияя светом золеным. В ту же ночь князю Дажину Бог Вышний послал сына. И пришли от сорока народов сорок чародеев звездочетов, и принесли они дары младенцу, и сказали: «Княжеский сын совершит великие дела и прославит Антскую Землю, Сам Вышний приветствует его рождение звездой! И открыли они Звездную Книгу, данную предком нашим Колядой, и прочли древнее предсказание: «И настелет Овсень мост. И первым проедет по нему Крышснь, а второй – Коляда, третий – Бyc».
И потому назвали младенца по писанному – Бусом, А прозвали его Белояром, ибо родился он в последний день месяца Белояра, на закате дня Сварога. И другое имя у него было Яр Бус. Рос подрастал княжич, а когда исполнилось ему шесть лет, отдан он был в обучение волхвам. В храме великом, храме Солнца, что во Святых горах, во святом Белогорье, обучался мудрости антов Яр Бус. Очень древний народ анты. Путями Господними ходили и недаром так звались. Ибо «анта» – «на вершине знания находящийся». В преддверии священной страны Ирия тот храм находился. Построен храм был много тысяч лет назад волшебником Китоврасом и птицей Гамаюн по велению бога Солнца. Шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину и пятнадцать локтей в высоту имел храм Солнца. Количество окон и дверей равнялось двенадцати. В верхнем его части имелось также двенадцать отверстий для наблюдения за ходом Солнца. Отделан храм был множеством драгоценных камней и начертаны на его стенах были знаки, которые указывали на будущие события и предостерегали от происшествий перед их осуществлением…
На пороге храма встретил Буса старый седой волхв кудесник по имени Златояр. В руках у него был посох из древа Вышня. Прикоснулся рукой к челу Бусову волхв. Взял в ученики. И начались годы учения…
Выводил Златояр Яр Буса к камню ведовскому, расположенному над глубокой долиной. Оттуда открывался дивный вид на Ирий Антский с семью восхолмиями Велеса, на Алатырь гору. Не простой это был камень, камень силы. На этом камне раскрывал Златояр мудрость антскую Яр Бусу…
Замолчал старый характерник, о чем то задумался. Только шумевший в ущелье Подкумок нарушал тишину. Помолчав минуту, продолжил свой рассказ Колотыга:
– Все детство провел Яр Бус в храме Солнца, внимая мудрости Златояровой. А став князем, Бус укреплял веру ведическую, учил о Пути Прави, уточнил дни праздников народных и почитался просветленным учителем, Побудом всей Руси древней. По Бусову календарю мы живем и поныне, ибо многие наши православные праздники суть древние ведические. В Рождество Христово ранее был день Коляды, в день Ильи Пророка праздновали Перунов день, в Рождество Богородицы – рождество Златы Майи, в день Иоанна Крестителя – дни Костромы и Купалы. Пасху на Украине до сих пор называют Великднем. Календаря Бусова до сих пор придерживается наша Православная церковь. От него то и исходит наш Спас. Хотя и до него были витязи древние, владеющие искусством Шаровары… Вот такая, братья казаки, история.
Тут Харитон попросил старого казака:
– А расскажи нам, пожалуйста, о мудрости антов и самом Спасе.
Кто будет Кривдой жить, тот отчаянный от Господа. Та душа не наследует себе Царства Небесного. А кто будет Правдой жить, тот причаянный по Господу. Та душа наследует себе Царство небесное.
Кто от Кривды не освободится, тот не свободен будет. Но Свобода – то Свойства Богом данные. Свобода – то зависимость от Бога Творца. Человек – существо зависимое, ибо он зависит от Того, кто стоит у истоков всего сущего. Поэтому человек, не доверяющий Богу творцу, пребывает в большой неуверенности, страхе и сомнении и не имеет свободы.
Только тот. кто истинно свободен, может быть назван характерником, избавленным от Смерти Любовью Божией. И только таким Человекам подвластны стихии, время и пространство, только они будут наделены Шароварой…
– Вот так, – сказал Колотыга, – по нашему, братья казаки, это и есть Спас. Ведь Шаровара на языке Богов и ведунов означает «защита от стрел». А что есть защита, как не Спас? Вот и получается, что вера в Бога – это Спас. Но кроме этого надо и качества иметь определенные. Воина с детства воспитывать надо. Все вы слышали сказку про репку. А кто нибудь знает, в чем ее смысл?
И Колотыга замолчал, ожидая ответа.
– Не знаем, отец. А если ты не скажешь, то и не узнаем.
– Ну так слушайте, – Колотыга окинул всех лукавым взглядом, – В этой сказке дедка
олицетворение настоящей мужской силы; бабка – житейская хватка и смекалка; внучка – задор; собачка – солдатское мужество; кошка – тепло дома, семья; а вот мышка – это та кроха, почти ничего, которой не хватает целой семье, чтобы одолеть репку.
Все это хранит в душе воин и применяет для защиты Родины своей.
Вот и наш Спас развивает нужные для этого качества. Ведовскими, боярскими практиками приумножаются они. И тогда рождается бесстрашный воин, сильный духом, Восхождение по лествице вверх к Богу – вот что такое Спас.
Спас делает Человека, поднимая его с уровня Жити. Вокруг костра все надолго замолчали. Слышны были только треск поленьев да пофыркивание лошадей.
Молчание прервал Харитон. Он попросил:
– Отец, говорят, что ключи Спаса дают силу. Расскажи нам о них.
– Да, на самом деле, Спас открывает человеку силу великую. Но для этого нужны долгий труд и большое терпение. Много в Спасе разных техник, каждая свою цель имеет, но все они к силе приобщают. А будь ты воин или целитель, как без силы обойдешься? Без силы никуда.
А еще Спас законом крепок. Законы эти в своды объединены. Есть Свод Хорса, Свод Велеса, Свод Стрибога, Свод Перуна, Свод Макоши, а всему глава Свод Ладушки.
Как же иначе, ведь сила без закона никуда. Сила норовит разбуяниться, а закон ее в узде держит. Вспомните, как наш Подкумок, когда разливается, какие беды народу несет. Русло для него – Закон. Так и человек, что своды нарушает, беду себе приносит. К костру подошли еще двое казаков, освободившихся от службы, молча присели рядом. Колотыга продолжал:
– Свод Перуна возьмем. Особая штука. Он нам об умной силе толкует, о силе мысли. Вот вы можете сказать, что есть мысль наша? А я скажу, что мысль есть ключ к силе и Свод Перуна учит, как ей обходиться. Здесь такие практики, как Побуда, Колесо Перуна. Огню они соответствуют. Если не пробудить мысль, толку не будет. Все труды напрасны и дальше идти нет смысла. Сила умная – сердцевина всех практик.
А далее Своду Хорса часть мы отдаем. Он тело наше правит и лад в нем наводит, Когда же ладно тело, Жива по нему ой как весело бежит. Хорошо человеку. Нет лада, вот и хворь у порога стоит. Заболевает человек, мается. Хорсу Жива и Вейга подчиняются, водной стихии они слуги. Есть в Вейге особая практика, Своду Макоши принадлежащая. Вроде бы в стороне стоит, а без нее никуда. Это девять законов Макоши, они силу родящую человеку дают. Без них наш Род зачах бы давно.
Свод Велеса с Землей матушкой связан. Он боярские практики питает ее силушкой. Корни человеку прочные дает. Какой же воин без корней глубоких?
– А что значит боярские практики? – спросил кто то из казаков.
– Воинские, – ответил Колотыга. – Боярым раньше звали человека, большой внутренней силой ярой наделенного, яростного. Ее то, яру, и приумножала бояра. Сила суть вокруг нас, но как ее взять, не каждый знает. Вот этой цели, значит, ключи то Велесовы и служат.
Еще один свод – Свод Стрибога. Он в движение силу собранную приводит, по телу ее гонит. Будто ветер в теле гуляет, так сила движется и делает человека неуязвимым для мысли злой. Такого не спортишь, не сглазишь. Такому не страшны ни сабля, ни пуля вражеская. Вот Свиля предками нашими как оберег и использовалась. Да и другие ключи Стрибога не уступали ей. Сводом же Лады все ключи Спаса единятся. Лада смыслом Спас наполняет, учит, что есть Родина, народ, семья. По Правде жить учит. Долго еще рассказывал старый Колотыга о Спасе молодым казакам, которые живо внимали его словам.
Перед восходом солнца Харитон поднялся на Махов курган, разделся до пояса, несмотря на прохладное утро, и встал лицом на восток. Вскоре из за Джинальского хребта показался солнечный диск. Харитон приветствовал его Побудой, а затем стал раскручиваться в Плясе Свили. Над долиной Подкумка зазвучала распевка характерника:
Хо о о м м. Хо о о м м.
Если бы кто то находился рядом, то почувствовал бы, как воздух вокруг вибрирует.
Хом м м а а, хом м м а а.
Хай а а а, хай а а а.
Старый Колотыга наблюдал за Харитоном. В душе он ликовал: «Нет, не умер и не умрет Спас наш. И пока будут такие, как Харитон. стоять крепко Русь будет, не одолеть ее врагам, сломают зубы, подавятся!»
Солнце поднялось над долиной, залило ярким светом окрестные горы. Начинался новый день…
И сегодня от деда к внуку, из уст в уста передают науку Казачьего Спаса казаки Терские и Сибирские.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Казачий стос что значит
ВЕЛИКИЕ БИТВЫ УГОЛОВНОГО МИРА
ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ СОВЕТСКОЙ РОССИИ
Автор выражает глубокую благодарность Георгию Константиновичу Ермоленко, Олегу Вячеславовичу Строеву и Дмитрию Михайловичу ШИШКАНОВУ, без помощи и поддержки которых эта книга не увидела бы свет.
В ПРОРЫВ ИДУТ ШТРАФНЫЕ БАТАЛЬОНЫ
Амнистия… на передовую
Мы не случайно начинаем рассказ об очередной «великой битве» в российском уголовном мире с цитаты из песни Владимира Семёновича Высоцкого. Потому что начало Великой Отечественной войны — это в то же время и начало постепенного раскола в «блатном братстве», кульминацией которого явилась вспыхнувшая в конце 40-х годов так называемая «сучья война».
Война поначалу не предвещала коренной ломки в советском преступном сообществе. Это вовсе не значит, что она не затронула уголовников и арестантов. Наоборот! Великая Отечественная всколыхнула весь ГУЛАГ. Заключённые сполна испытали на себе трагедию начального периода войны:
С самого начала военных действий в местах лишения свободы стали распространяться пораженческие настроения. Циркулировали не имевшие под собой никакого основания слухи о том, что неоднократно судимые будут вывезены на Север и ликвидированы, как в 1937–1938 годах. (С. Кузьмин. «Организованные преступные группировки в местах лишения свободы»).
Полковник Кузьмин, мягко говоря, не совсем прав. Разговоры о ликвидациях заключённых имели под собой основание. Может быть, не о тщательно спланированных и заранее продуманных — скорее, вызванных безалаберностью, паникой, желанием работников ГУЛАГа быстрее и проще выполнить задачу эвакуации арестантов. Но уж точно ликвидации эти были достаточно массовыми.
В первые месяцы войны из Центральной России и других регионов, которые могли быть оккупированы фашистами в первую очередь, подлежали эвакуации более 750 тысяч арестантов! Многие этапы проделывали тысячекилометровые переходы пешком, как в далёкие царские ссыльнокаторжные времена. Существуют свидетельства, что под влиянием возникшей паники заключённых не эвакуировали, а расстреливали без суда и следствия.
Особое внимание уделялось уничтожению арестантов, которые, с точки зрения сталинского руководства, ни в коем случае не должны были попасть в руки гитлеровцев. Например, приказ № 2756 от 18 октября 1941 года предписывал специальной группе сотрудников НКВД выехать в Куйбышев для расстрела 21 «врага народа», а попутно расстрелять ещё четверых в Саратове. Соответствующие списки утверждал лично Сталин, составляя их вместе со своими соратниками Маленковым, Молотовым, Ворошиловым, Хрущёвым… Разумеется, под многими расстрельными списками стоит подпись Лаврентия Берии — в то время наркома внутренних дел и генерального комиссара госбезопасности.
Уже в это время власти с целью избавиться от лишней «обузы» начинают проводить политику умеренного освобождения зэков и отправки их на фронт. Поначалу это не касалось профессиональных уголовников. 12 июля 1941 года Президиум Верховного Совета издаёт Указ «Об освобождении от наказания осуждённых по некоторым категориям преступлений». Он не затрагивает лагерников, отбывающих наказание по 58-й «политической» статье, и профессиональных «уркаганов». Свободу получают те, кто осуждён за малозначительные преступления, учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО (фабрично-заводского обучения), осуждённые по Указу от 28 декабря 1940 года — за нарушение дисциплины и самовольный уход из училища (школы). Добавим сюда же беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей (кроме осуждённых за «контрреволюционные преступления», бандитизм, а также уголовниц-рецидивисток).
24 ноября 1941 года Президиум ВС СССР распространяет действие этого Указа также на бывших военнослужащих, осуждённых за несвоевременную явку в часть и малозначительные преступления, совершённые до начала войны. Разумеется, эти люди сразу же направлялись в части действующей армии.
В целом по этим указам освобождается более 420 тысяч заключённых, годных к военной службе. Совершенно очевидно, что к такому шагу руководство страны не в последнюю очередь подтолкнула обстановка на фронтах, огромные потери Красной Армии и её тяжёлые поражения.
Однако заметим: речь идёт об отправке бывших зэков в обычные части действующей армии! В 1941 году не существовало ещё тех самых легендарных штрафбатов, которые воспел Владимир Высоцкий:
Перед войной система мест лишения свободы включала в себя 53 исправительно-трудовых лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний (в том числе 172 — промышленных, 83 — сельскохозяйственных), 172 контрагентских колонии и 50 колоний для несовершеннолетних правонарушителей. По состоянию на 1 января 1941 года в них содержалось 1.929.729 человек…
Обстоятельства военного времени вынудили провести большую работу по эвакуации заключённых, находившихся в непосредственной близости к театру военных действий. Эвакуации подверглись 27 лагерей и 210 колоний с общим числом заключённых 750 тысяч человек. Кроме того, пришлось эвакуировать 272 тюрьмы, в которых содержалось 141.527 человек. Эвакуация контингента в силу особых условий сопровождалась людскими потерями. Представление об этом можно составить по справке Тюремного управления НКВД СССР от 24 января 1942 года, в которой были подведены итоги эвакуации тюрем. В ходе эвакуации по различным причинам выбыло около 43 тысяч человек (21.504 — остались не вывезенными, 7.444 — освобождены при эвакуации, 819 — бежали при бомбёжках, 264 — бежали из-под конвоя, 23 — погибли при бомбёжках, 59 — убиты при попытке к бегству, 346 — освобождены налётом банды, 9.817 — расстреляны в тюрьмах, 674 — расстреляны конвоем в пути следования при подавлении бунта и сопротивления, 769 — незаконно расстреляны конвоем в пути, 1.057 — умерли в пути следования).
Штрафные батальоны появились позже. И в ту пору они не были рассчитаны на бывших арестантов.
Оказывается, враг не без основания считал, что «морально мы слабы». Уже в самом начале Великой Отечественной, 16 июля 1941 года, Государственный Комитет Обороны, обеспокоенный катастрофической ситуацией на фронтах, принимает постановление, которое следовало довести до сведения каждого бойца, прочесть «во всех ротах, батареях, эскадронах и авиаэскадрильях». В этом документе, помимо всего прочего, прямо признавалось:
Воздавая честь и славу бойцам и командирам, ГКО считает вместе с тем необходимым, чтобы были приняты строжайшие меры против трусов, паникёров, дезертиров.
Паникёр, трус, дезертир хуже врага, ибо он не только подрывает наше дело, но и порочит честь Красной Армии. Поэтому расправа над паникёрами, трусами и дезертирами и восстановление воинской дисциплины является нашим священным долгом….
«Беспредел», «махновцы», «казаки», «дери-бери»
«Беспредел», «махновцы», «казаки», «дери-бери»
Среди тех, кто не желал примыкать ни к «сукам», ни к «честным ворам», были не только «поляки». «Резня» породила одну из самых нелюбимых в арестантском мире «мастей» — так называемый «беспредел», или «махновцев».
Откуда они взялись и что из себя представляли? На последний вопрос ответить значительно легче, чем на первый. Однако попытаемся всё-таки разобраться в «родословной» «беспредельщиков».
Варлам Шаламов считал, что «беспределы» (или «беспредельщики», или «беспредельщина» — вариаций, как видите, много) — это уголовники, отколовшиеся от «сучьего» движения. Он пишет:
На втором году этой «братоубийственной» войны обозначилось некое новое важное обстоятельство.
Как? Разве обряд целования ножа меняет блатную душу? Или пресловутая «жульническая кровь» изменила свой химический состав в жилах уркагана оттого, что губы его прикоснулись к железному лезвию?
… Объявлен был третий воровской закон. На этот раз для разработки «идейной» платформы у блатных третьего закона не хватило теоретических сил. Они не руководились ничем, кроме злобы, и не выдвигали никаких лозунгов, кроме лозунга мести и кровавой вражды к «сукам» и к ворам — в равной мере. Они приступили к физическому уничтожению тех и других. В эту группу поначалу вошло так неожиданно много уркаганов, что начальству пришлось и для них выделить отдельный прииск. («Сучья война»)
Эту же точку зрения разделяют и некоторые другие исследователи. Однако несколько старых арестантов, с которыми мне довелось беседовать в местах лишения свободы, уточнили, что ряды «беспределов» пополнялись не в последнюю очередь также уголовниками из так называемых «полуцветных», «полуцвета», то есть тех, кто крутился вокруг «воров в законе», но не был удостоен «коронования» в «честные воры». Эти люди по своим личностным качествам не способны были выбиться в лидеры и всё время подвизались на вторых ролях — их называли ещё «воровской пристяжью».
Многие из этих арестантов считали, что воровской мир несправедливо обходится с ними, не допуская к власти и не воздавая по заслугам. «Пристяжь» была убеждена, что так получается из-за нежелания «верхних» допустить лишние рты к воровской «кормушке».
С другой стороны, эти уголовники с ненавистью и презрением относились и к «сукам», предавшим старые «традиции» и снюхавшимся с «ментами». Воспользовавшись «резнёй», часть «полуцветных» начала борьбу за власть в воровском мире и своё место под солнцем.
Была даже подведена «идейная» платформа: мол, немало в верхах старого воровского мира оказалось «гнилых», слабых духом людей. Всё потому, что воровские «кадры» подбирались часто не по «деловым» и «моральным» качествам, а по блату, по принципу личной преданности. И многие из действительно достойных «босяков», «бродяг» оказались «за бортом», зачастую унижались и использовались в качестве «шестёрок», «пехоты». А когда пришла пора испытаний, проявилась вся гниль этих «цветных», которые не в состоянии даже постоять за «воровскую идею».
Определённая доля истины в этих словах, конечно, была. Немало «честняков» дрогнуло перед «сучьими» «пиковинами» и «трюмиловками». Однако многие предпочитали умереть, но не предавать «закон».
Итак, к «масти» «беспредельщиков» примыкали, с одной стороны, «ссучившиеся» под страхом смерти воры, решившие восстановить свою «честь», с другой — «полуцветные», которые стремились создать новый, «истинный» «закон» — «закон» сильных духом уголовников, не признающих никого и ничего, кроме своих прихотей и желаний.
Собственно, «беспределом» называли преимущественно первых, действительно не знавших предела в выплесках своей агрессии, направленной на всех арестантов — в том числе и на «фраеров», и на «политиков», и на «мужиков». Эти люди ненавидели всех, в том числе и лагерное начальство. Они образовали, так сказать, «потерянное воровское поколение». Их унизили, и теперь они пытались всячески самоутвердиться, унижая всех остальных.
Что касается взбунтовавшейся «пристяжи», то они именовали себя «махновцами». Эти уголовники, по «понятиям», не роняли «чести», не отказывались от «идеи» в обмен за жизнь. Они сознательно ставили себя выше и «сук», и «воров». Потому и звались «махновщиной», вспоминая известный принцип бесшабашного батьки Нестора Махно — «Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют».
К «махновцам» порою примыкали и арестанты, которые не имели корней в профессиональном преступном мире. Обычно это были крепкие парни из раскулаченных крестьян, потерявшие почву под ногами, ненавидевшие и Советскую власть, и вообще всё вокруг. У них отобрали и уклад, и веру, и надежду на будущее… Они организовывали свои группы под самыми разными лихими названиями — например, «дери-бери» и проч.
Особенно много было среди таких арестантов южан, выходцев из казачьих семей — с Донщины, Ставрополья, Кубани. Казачество с самого начала революции постоянно считалось «русской Вандеей», поскольку казак испокон веку подчёркивал свою независимость и вольность, в отличие от крестьян Центральной России, которые на юге презрительно именовались «кацапами», были более терпеливы и покорны.
Не случайно многие казаки во время второй мировой войны воевали против Красной Армии на стороне германских войск. Интересно, что под фашистские знамена встали в подавляющем большинстве именно те казаки, которые хлебнули «прелестей» советского строя. Казачество, так сказать, «первой волны», эмигрировавшее за кордон ещё в гражданскую войну, отказалось наотрез от сотрудничества с врагами России.
Казаки и фашисты: «Любо, братцы, любо!»
В биографических записках Льва Копелева один из тех, кто воевал в рядах «германских казаков», рассказывает об этом так:
Большинство у нас были пленные; стариков было мало — Краснов, Шкуро — раз-два и обчёлся; — старые эмигранты не хотели немцам служить. У них этот старый патриотизм был всё-таки ещё силён. В наши части, да и к Власову шли сплошь «подсоветские», так нас называли. Мы-то хорошо знали, что нас дома ждёт. Ежовщину никто не забыл… Нас ещё с гражданской войны считали за контру. И в коллективизацию, и в 37 году сколько шкур драли. («Хранить вечно»)
Здесь необходим короткий экскурс в историю. Осенью 1942 года на территории Северного Кавказа, на исконных казачьих землях, полностью оккупированных фашистами, была предпринята попытка возродить казачью республику. Были объявлены Второй Казачий Сполох и вторая война большевистскому режиму (первая продолжалась с 1917 по 1920 годы). Когда немецкие части под ударами Красной Армии стали отступать, с ними отступили и казачьи войска вместе со своими семьями.
Казачьи части в составе немецкой армии были сформированы в полунезависимые отряды и заслужили репутацию отличных бойцов.
Воевали они, например, в Югославии против титовских партизан совместно с позорно прославившемся корпусом «Шюцкор», сформированным немцами из русских эмигрантов — преимущественно членов Русского общевоинского союза. Искусные наездники, казаки были более приспособлены к ведению боевых действий в горах и действовали значительно эффективнее немецких мотоциклистов. Местное население ненавидело фашистов в казачьей форме, пожалуй, сильнее, чем собственно немцев. Казаки часто, входя в деревни, сжигали их, ровняли с землёй, уничтожали мирное население. В последний год войны казачьи части оказались фактически под началом СС.
Генерал А. И. Деникин, на протяжении всей войны резко выступавший против фашистской Германии и против россиян, воевавших на её стороне, писал начальнику РОВСа генералу А. П. Архангельскому:
«Фашистские казаки» перед боевым походом.
Окончание войны застало казаков в Югославии, Италии и Австрии, на территории, оказавшейся в руках союзников. В мае-июне 1945 года в южноавстрийском городе Лиенце казаки были переданы советским войскам (согласно тайным договорённостям, заключённым ещё в Ялте). Общая численность казачьих войск и казачьих семей, подвергшихся репатриации, составила более 50 тысяч человек.
Эти люди прекрасно представляли, что их ждёт на родине. Поэтому многие просто кончали жизнь самоубийством. И не только мужчины. Вот что пишет английский историк Николас Бетелл в книге «Последняя тайна»:
К обрыву подбежала молодая женщина с двумя малыми детьми. Секундное объятие матери, и одна девочка брошена ею в бездну водоворота. Другой её ребёнок, уцепившись за подол юбки, жалобно кричал: «Мама, не надо! Мама, я боюсь!» — «Не бойтесь! Я иду с вами!» — крикнула в ответ обезумевшая мать. Рывок, и второй ребёнок полетел в стремительные воды Дравы. Затем она подняла руку для крестного знамения: «Господи, прими душу грешную». И не донеся руку до левого плеча, прыгнула вслед за своими детьми.
Мы рассказываем это для того, чтобы читатель мог хотя бы примерно представить, с каким настроем попадали казаки в гулаговские лагеря. Сюда их дошло чуть более половины из их общего числа. Многих просто расстреляли (прежде всего — офицеров). Ненависть к Советской власти была пронесена ими через пламя войны и закалилась голгофой Лиенца — австрийского городка, где англичане выдали их Советам. В ГУЛАГе они ненавидели «начальничков» в военной форме, ненавидели общую массу арестантов, «пахавших» на эту власть, в том числе и «политиков», ненавидели «сук», воевавших в штрафных формированиях за Совдепию… Как справные хозяева и собственники, не питали они любви и к воровскому «братству», но относились к «уркаганам» терпимее, чем к остальным.
Конечно, в общей арестантской массе казаков было не так много. Но зато многие из них отличались злостью и агрессивностью. Иногда они действовали сами по себе. Но чаще всё же примыкали к «махновцам». Ведь чисто «казачьему» движению невозможно было бы просуществовать длительное время: мгновенно подвели бы «политическую» 58-ю статью и «расшлёпали» как «фашистов». А в уголовном «коллективе», как казалось казакам-арестантам, действовать было значительно проще и безопаснее.
Арестантское сообщество зорким своим глазом выделило эту группировку. Так их и называли — «казаки». Это слово в лагерях фактически стало синонимом и «беспредела», и «махновщины». «Казачить» кого-либо значило то же, что «беспредельничать», «обжимать», «дербанить». Лагерный бандитизм, грабёж получил язвительное название «казачий стос» (стос — популярнейшая блатная карточная игра, соответственно «казачий стос» — это беспроигрышная «игра», попросту раздевание).
Не следует, конечно, преувеличивать значения «казачьей волны» в уголовном мире. В блатном жаргоне и до 40-х годов существовал термин «казак». Правда, его значение было иным, причём на протяжении короткого времени несколько раз менялось. В 20-е годы, например, так порою называли крупных авторитетов, предводителей преступных групп, шаек. В середине 30-х «казаками» нередко называли тюремных надзирателей. Причём в качестве сигналов опасности наряду с «атас!», «зекс!», «вассар!» и другими было популярно ещё одно — «казаки!». То есть негативное определение «казак» в определённой мере могло быть перенесено на «беспредельщиков» по ассоциации с ненавистными «вертухаями», постоянно «щемившими» «честных бродяг» (мы наблюдали это уже со словом «сука»).
Однако и связь с реальными казаками послевоенного ГУЛАГа несомненна. У старых арестантов, с которыми мне довелось беседовать, нередко — и вне связи с «сучьей войной» — проскальзывали в разговоре выражения типа «злой, собака, как казак», «был там один какой-то бывший долбанный есаул», «он озверевший, с Дона, недобиток казачий» и т. д. Арестантский народ почему-то часто не слишком жаловал казаков — и прежде всего за их характер (в идеологическом плане, кстати, «казачья карта» к началу войны активно разыгрывалась официальными властями, которые заигрывали с казачеством; та же линия продолжалась и после войны — вспомним хотя бы фильм «Кубанские казаки»).
Надо отметить живучесть всех этих понятий в уголовно-лагерном языке. И до сих пор «беспредельщик», «махновец», «казак» обозначают бессовестных, наглых грабителей, не признающих ни общечеловеческих, ни арестантских, ни уголовных норм и «понятий».
Судьба «беспределов» оказалась очень печальной — печальнее даже чем «воровская» или «сучья». Ведь в пересыльных тюрьмах камеры обычно разделялись на два вида — для «блатных» и для «сук» («мужики» и «фраера» в счёт не шли, они могли «пыхтеть» в любой «хате»). Для «беспределов» не полагалось, не было предусмотрено специальных «апартаментов». Очень скоро оказалось, что «грозные» и «непримиримые» «беспределы» вынуждены идти на поклон к тюремному и лагерному начальству со слёзными мольбами изолировать их и от «честняков», и от «блядей». Это было достаточно хлопотно и непросто для тюремщиков, им проще было бросить «махновцев» куда угодно — и будь что будет. В конце концов, по сравнению с двумя главными «мастями», затеявшими «резню», «беспределов» было не так уж много.
Но гулаговские власти порою оказывались мудрее и использовали «беспредельщиков» в качестве своих вынужденных помощников, создавая прообразы тех печально знаменитых камер, которые позже стали называться «пресс-хатами». Здесь физически, руками зависимых от начальства арестантов, обрабатывались неугодные зэки, из них выбивались необходимые «признания», самооговоры и вынужденная клевета на других. Таким образом, многие «беспределы» оказались хуже «сук», против которых выступали…
Читайте также
19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет.
19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет. Мамелюки считаются черкесами [99], с.745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие кавказские горцы [99], с.745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году
«Бери хворостину, гони жида в Палестину[11] »
«Бери хворостину, гони жида в Палестину[11]» Рассмотрим второе положение Герцля – о том, что антисемитские страны будут союзниками сионизма. Оно исходит из того, что такие государства, в отличие от прочих, могут не просто вытеснять евреев со своей территории (что для
Глава 20. Беспредел
Глава 20. Беспредел А повешенным сам дьявол-сатана Голы пятки лижет. Эх, судьбина, мать честна! — Ни пожить, ни выжить. Ты об этом не жалей, не жалей, — Что тебе отсрочка? А на веревочке твоей Нет ни узелочка! Владимир Высоцкий В большинстве книг, повествующих о революции
«БЕРИ ХВОРОСТИНУ, ГОНИ ЖИДА В ПАЛЕСТИНУ»[95]
«БЕРИ ХВОРОСТИНУ, ГОНИ ЖИДА В ПАЛЕСТИНУ»[95] Рассмотрим второе положение Герцля — о том, что антисемитские страны будут союзниками сионизма.Оно исходит из того, что такие государства, в отличие от прочих, могут не просто вытеснять евреев со своей территории (что для
Беспредел
Беспредел Примерно к концу XII века степи Монголии стали колыбелью страшной силы — непроизводительной, дикой, алчной и неуемной, которая представила угрозу человеческой цивилизации как Запада, так и Востока.Эта сила была настолько чуждой таким понятиям, как «созидание»
Беспредел с украинской землей
Беспредел с украинской землей То, что сегодня происходит с украинской землей, имеет единственное название- беспредел. Беспредел, начавшийся с того самого земельного передела, который на бумаге сулил народу большое частное благо, а на деле- грозит обернуться большой общей
13.1. Мамелюки — это черкесы-казаки Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет
13.1. Мамелюки — это черкесы-казаки Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет Мамелюки считаются ЧЕРКЕСАМИ [99], с. 745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие КАВКАЗСКИЕ ГОРЦЫ [99], с. 745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году [797],
Бандитский беспредел
Бандитский беспредел Штёртебекер и Гед Михель вместе всегда лихо режут килями морские волны. Но, как видно, Господь отвернулся от них, и стыдом лишь их трюмы полны. И сказал Штёртебекер: «Черт побери! Все моря мы на западе знаем. Поплыли! Там купчишки монетой и добрым
«Бери хворостину, гони жида в Палестину»[287]
«Бери хворостину, гони жида в Палестину»[287] Рассмотрим второе положение Герцля – о том, что антисемитские страны будут союзниками сионизма. Оно исходит из того, что такие государства, в отличие от прочих, могут не просто вытеснять евреев со своей территории (что для
Иракский «беспредел»
Иракский «беспредел» Летом 1981 года разразился скандал с иракскими «дипломатами», похитившими среди белого дня иракского диссидента прямо на Александер-платц, в самом сердце Берлина.«Они схватили его за ноги и за волосы и потащили к машине с номерами иракского
Беспредел на Украине
Беспредел на Украине В 1938 году Хрущев возглавил партийную организацию Украины. В «Воспоминаниях» он писал, что «… ему пришлось расхлебывать последствия «ежовщины». По ней, мол, как «Мамай прошел». Однако один из секретарей обкома, видимо, желая польстить своему шефу,
Беспредел
Беспредел А повешенным сам дьявол — сатана Голы пятки лижет. Эх, судьбина, мать честна! — Ни пожить, ни выжить. Ты об этом не жалей, не жалей, — Что тебе отсрочка? А на веревочке твоей Нет ни узелочка! (Владимир Высоцкий) В большинстве книг, повествующих о революции 1905–1907
Глава 4. Партизанский «беспредел»
Глава 4. Партизанский «беспредел» Из статьи Елены Анкудо «Неизвестные страницы партизанского движения в Беларуси»В последнее десятилетие на головы бывших советских граждан вылилось столько горькой правды из рассекреченных документов, что, казалось бы, дальнейшие
«Беспредел» грузинских силовиков
«Беспредел» грузинских силовиков В 2006 году сотрудниками грузинской спецслужбы — Департамента конституционной безопасности — был убит Сандро Гиргвлиани. Это преступление вызвало громкий политический скандал в Грузии. По степени общественного резонанса многие из