Казахстан иин что такое
Что такое ИИН: определение, расшифровка и особенности
Определение
Индивидуальный номер налогоплательщика служит идентификатором гражданина или организации в системе миграционных служб. С его помощью можно получить некоторые государственные услуги, а также искать информацию о человеке, уплаченных им налогах.
Присваивается изучаемая составляющая при жизни. Она никогда не меняется. Это значительно облегчает жизнь и государственным органам, и гражданам.
Кому выдают?
Понятно, что такое ИИН. Кто может получить данный номер?
Как уже было сказано, он присваивается всем гражданам автоматически. Но не всем известна изучаемая комбинация.
Получить ИИН могут:
Иными словами, все категории граждан и налогоплательщиков способны оформить себе индивидуальный номер. На самом деле в этом процессе нет ничего трудного или непонятного.
Интерпретация
Дело все в том, что индивидуальный идентификационный номер пишется в паспорте. Он располагается на лицевой части удостоверения личности человека.
Где получить?
А где можно взять данную составляющую? Она оформляется в нескольких учреждениях, расположенных на территории Казахстана.
Где именно? Например, за ИИН можно обратиться в службы одного окна (многофункциональные центры), а также в миграционные службы. Иными словами, гражданину просто необходимо получить удостоверение личности. И после этого он сможет увидеть свой ИИН.
Говоря об идентификационном номере для иностранцев, стоит отметить, что документ оформляется в налоговых службах. Это вполне нормальное, законное явление.
Срок выдачи
Понятно, что такое ИИН. Как долго его будут оформлять после подачи соответствующего вопроса?
Если нужен ИИН для предпринимателя, то можно рассчитывать на выдачу свидетельства установленной формы через 3-5 дней.
Стоимость
Сколько стоит оформление индивидуального номера налогоплательщика? Все зависит от того, кто именно является получателем данной составляющей.
Так, к примеру, ИИН человека выдается бесплатно. Но за дубликат соответствующего свидетельства (при его восстановлении) нужно будет платить. А вот индивидуальный номер предпринимателя или юридического лица требует изначальной уплаты определенных средств.
На сегодняшний день пошлина за оформление человека как ИП или юрлица составляет 4538 тенге (830 рублей 30 копеек). Фактически именно столько гражданин заплатит за получение свидетельства с индивидуальным идентификационным номером. После регистрации в ФНС заявителю вручат документ установленного образца, в котором будет написана интересующая нас информация.
Порядок действий
Как правильно заказать изучаемую составляющую? Следующее руководство подходит только для тех, кто решил самостоятельно получать свидетельство установленной формы.
Чтобы заказать ИИН, гражданину придется:
Вот и все. Эта инструкция, как мы уже выяснили, подходит и для МФЦ, и для ФНС. Через интернет получение индивидуального номера осуществляется иначе.
«Электронное правительство»
ИИН ИП или физического лица через «Электронное правительство» оформить не так уж и трудно. Рассмотрим алгоритм действий, который необходимо предпринять для получения свидетельства с индивидуальным номером предпринимателя. Как уже было подчеркнуто ранее, придется встать на учет в налоговой службе как ИП.
Для этого потребуется:
Вот и все! Как мы уже выяснили, на операцию уходит несколько дней. Оповещение о готовности индивидуального номера придет в «Личный кабинет» на портал. Также письмо продублируют на электронную почту заявителя.
Поиск без учета
Тем не менее найти ИИН можно и без постановки на налоговый учет. Во всяком случае, в отношении физических лиц распространяется именно такое правило. Граждане могут не оформлять свидетельство с индивидуальным номером налогоплательщика. Им предоставлено право поиска соответствующей информации без какого-либо документального подтверждения.
На сегодняшний день можно найти индивидуальный номер:
Начнем с первого варианта. Аналогичным образом нужно будет действовать, если хочется получить данные через сторонние сервисы.
Итак, инструкция по поиску ИИН по фамилии выглядит так:
Чтобы узнать ИИН из налоговых квитанций, нужно внимательно их изучить. Потребуется блок «Плательщик». Здесь будут написаны личные данные гражданина, а также его индивидуальный номер налогоплательщика.
Документы: полный перечень
Какие документы пригодятся для получения ИИН? Как было подмечено ранее, гражданам необходимо принести минимум документов для получения свидетельства установленной формы.
Физические лица приносят с собой:
Больше ничего не потребуется. Для регистрации ИП нужно предъявить:
На этом перечень документов заканчивается. Желательно принести все бумаги вместе с их копиями. Заверять документы нет необходимости.
Теперь ясно, что такое ИИН, как можно получить этот номер, где он оформляется. Данная задача под силу даже человеку, который плохо разбирается в бумажной волоките!
БИН и ИИН вместо РНН и СИК (комментарий Закона РК «О национальных реестрах идентификационных номеров) (А.Лобков, юрист, эксперт по бизнесу)
БИН и ИИН вместо РНН и СИК
(комментарий Закона РК «О национальных реестрах идентификационных номеров)
С 13 февраля 2007 года в Казахстане введен в действие и начал действовать (за исключением некоторых статей, о которых будет упомянуто ниже) Закон от 12 января 2007 года № 223-111 «О национальных реестрах идентификационных номеров».
ИН будет двух видов:
После истечения шестимесячного срока со дня введения в действие настоящего Закона:
А) с ИИН должны быть следующие документы:
— свидетельство о рождении (вновь выдаваемые);
— вид на жительство иностранца в РК;
— удостоверение лица без гражданства;
— свидетельство налогоплательщика для иностранцев и лиц без гражданства в случае отсутствия документов РК, удостоверяющих личность.
Б) с БИН должны быть следующие Документы:
1) получающих доходы от прироста стоимости при реализации определенных ценных бумаг в соответствии с налоговым законодательством;
2) владеющих в РК объектами налогообложения;
3) открывающих текущие счета и карт-счета в банках-резидентах инее подлежащих государственной регистрации.
ИН обоих видов, подтвержденные соответствующими документами
будут применяться при:
1) регистрации актов гражданского состояния;
2) выдаче документов, удостоверяющих личность;
3) государственной регистрации объектов недвижимого, движимого имущества, а также иных объектов, приравненных к недвижимым вещам;
4) осуществлении платежей и переводов денег, в том числе при перечислении обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также исполнении налоговых обязательств (это подпункт вводится в действие по истечении трех лет и шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона);
5) открытии и ведения банковских счетов в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций ((это подпункт вводится в действие по истечении трех лет и шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона);
6) выдаче документов разрешительного и регистрационного характера;
7) выдаче военного билета и удостоверения личности офицера;
8) статистическом учете;
9) осуществлении внешнеэкономической деятельности;
10) регистрации избирателей на выборах и участии в республиканских референдумах;
11) ведении информационных систем центральных государственных органов и иных государственных учреждений;
12) государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или учетной регистрации (перерегистрации) филиалов и представительств.
Законом установлено, что регистрация либо прием обращений физических и юридических лиц (филиалов и представительств) для формирования ИН должны производиться:
3) по месту жительства уполномоченного лица совместного индивидуального предпринимательства;
Статья 11 Закона предусматривает, что содержащаяся в национальных реестрах идентификационных номеров министерства юстиции РК информация, касающаяся физического или юридического лица, не может быть предоставлена другому лицу (за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами) без нотариально удостоверенного их согласия в порядке, определенном законодательством РК, а также неправомерно изменена лицами, имеющими доступ к указанной информации в связи с их служебной деятельностью.
Существенно, что при переоформлении выдача вышеперечисленных документов с ИН при условии сдачи в регистрирующие органы (городские и районные подразделения документирования и регистрации органов министерства юстиции) ранее выданных документов должна производиться за счет бюджетных средств. Госпошлину должны будут оплатить лишь те лица, которые свои удостоверения личности и паспорта получают впервые.
Одновременно с изданием комментируемого Закона был издан Закон № 224-111 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам национальных реестров идентификационных номеров», которым внесены изменения и дополнения в 20 законодательных актов. Большинство этих изменений и дополнений носит редакционный характер (исключаются РНН и СИК, вводится ИИН и БИН). Среди наиболее существенных изменений и дополнений можно отметить, помимо уже отмеченных, следующие:
1. Статья 16 ГК РК дополнена пунктом 3, предусматривающим, что гражданин имеет юридическим адрес, которым признается место его регистрации.
3. Часть пятая статьи 13 Закона РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» изложена в следующей редакции: «Документом, подтверждающим присвоение унифицированных идентификационных и других системно-учетных кодов и постановку на учет в Государственном статистическом регистре, является свидетельство о государственной регистрации».
4. В новой редакции изложены следующие пункты статьи 27 Закона РК «О частном предпринимательстве»: «6. При изменении данных, указанных в заявлении на выдачу свидетельства о государственной регистрации, а также в договоре о совместной деятельности (договоре простого товарищества), индивидуальный предприниматель (уполномоченное лицо совместного индивидуального предпринимательства) обязан об изменениях сообщить в регистрирующий орган по форме, установленной этим органом. При изменениях данных, указанных в свидетельстве о государственной регистрации, индивидуальный предприниматель (уполномоченное лицо совместного индивидуального предпринимательства) обязан осуществить перерегистрацию и получить новое свидетельство.
5. В случае утраты свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (совместного индивидуального предпринимательства) по его заявлению выдается дубликат документа, удостоверяющего государственную регистрацию…».
В целях реализации комментируемого Закона распоряжением премьер-министра РК от 14 марта 2007 года № 56-р утвержден следующий Перечень постановлений Правительства РК, которые должны быть приняты в ближайшее время:
1. Об утверждении Правил создания, ведения и использования национальных реестров идентификационных номеров.
2. Об утверждении требований к интегральной микросхеме, используемой при изготовлении документов, удостоверяющих личность.
3. Об утверждении Правил формирования идентификационного номера, обращения физических и юридических лиц (филиалов и представительств), а также индивидуальных предпринимателей для формирования идентификационного номера и переоформления ранее выданных документов.
ИИН(ИНН) в Казахстане — Для чего и как?
Казахстан, одна из немногих юрисдикций, которая не присоединилась к международной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая занимается совершенствованием международной системы налогообложения, поощряя политику, направленную на достижение максимального, устойчивого экономического роста и занятости, и повышение уровня жизни в странах-членах, обеспечивая при этом финансовую стабильность, и, таким образом, на оказание содействия развитию мировой экономики.
В то же время, КЗ не состоит в черном списке организации, благодаря активному сотрудничеству в её иных отраслях. Смена налогового резидента компании сможет минимизировать риски отмены банковской тайны и автоматического обмена информации с другими финансовыми учреждениями. Достаточно зарегистрировать физическое лицо- нерезидента в качестве налогоплательщика в Казахстане, автоматически получая Индивидуальный идентификационный номер (ИИН), аналог российского ИНН. Лицо теряет статус налогового резидента в России или любого другого государства, тем самым освобождая личный доход бенефициара от дополнительного налогообложения.
Общие сведения по ИИН (ИНН)
В Казахстане с 1 января 2012 года введен Индивидуальный идентификационный номер (ИИН). Уникальный номер, состоящий из комбинации 12-ти цифр присваивается физическому лицу, генерируется из его личных уникальных и неизменных данных. Любые изменения и модификации кода невозможны в целях сохранения целостности данных информационных банков различных уровней.
ИИН размещается в следующих документах РК: свидетельстве о рождении, паспорте; виде на жительство иностранца в РК; удостоверении лица без гражданства; регистрационном свидетельстве для иностранцев и лиц без гражданства в случае отсутствия документов РК, удостоверяющих личность.
Индивидуальный идентификационный номер будет сопровождать человека всю жизнь, со временем он заменит РНН, СИК и другие кода органов статистики, собрав всю информацию в едином, неизменном месте. Именно такую цель преследовали при внедрении индивидуального номера. Практика других стран показала необходимость существования единой системы регистрации сведений, относящихся к определённому человеку. Взаимоотношения общества и государства тес самым упрощаются.
Получение нерезидентом ИИН в Казахстане
При определённых операциях, проводимых нерезидентом в Казахстане, ему необходимо получить ИИН.
Регистрация расчётного счета в Казахстане, оформлении на себя недвижимости и имущества, назначение на руководящие должности и получения дохода требует оформления ИНН.
Для получения ИНН необходимо собрать ряд документов, заверенных нотариально и предоставить их в Налоговое управление РК, где в результате будет выдано регистрационное свидетельство установленной формы. Регистрация нерезидентов в статусе налогоплательщиков с последующим получением регистрационного свидетельства осуществляется в течении 3-ёх дней.
Private Financial Services предлагает услуги по получению ИИН номера в Казахстане на упрощенных условиях по доступной цене.
Цифровая гигиена: ИИН
Первый специальный выпуск цикла «Цифровая гигиена», посвященный безопасности данных, в частности — ИИН.
В прошлый раз мы начали разговор о персональных данных. Этот материал и следующий, про медицинские персональные данные, также должны были быть озвучены там, но получилось громоздко и сложно для восприятия. Поэтому мной принято единственно верное решение: подготовить дополнительно два специальных выпуска цикла «Цифровая гигиена».
Процесс цифровой трансформации в нашей стране начался не с принятия в конце 2017 года Государственной программы «Цифровой Казахстан», а гораздо раньше, лет 15–20 назад. Именно тогда были заложены основы цифровизации, которыми мы сейчас успешно пользуемся. Одной из таких основ стали государственные базы данных. Например, ГБДФЛ (Государственная база данных «Физические лица»).
При проектировании любой базы данных важно определить, что будет являться уникальным идентификатором записи. У «налоговиков» был свой идентификатор — РНН (регистрационный налоговый номер), у пенсионной системы свой — СИК (социальный индивидуальный код). Умные люди придумали новый идентификатор, назвали его «Индивидуальный идентификационный номер» (ИИН). Последствия нам известны: сейчас почти все сведения о гражданине, так или иначе, привязаны к его ИИН.
Что же такое ИИН? Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года № 223 «О национальных реестрах идентификационных номеров» дает вот такое определение:
3) индивидуальный идентификационный номер — уникальный номер, формируемый для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде личного предпринимательства;
Индивидуальный идентификационный номер (далее — ИИН) представляет собой уникальную комбинацию из 12 цифр, генерируется для физического лица при первичной регистрации в информационно-производственной системе изготовления документов. Формирование ИИН происходит автоматически с учетом принципов уникальности и неизменности. В целях сохранения целостности данных информационных банков различных уровней, использующих в структуре данных ИИН, он не подлежит какой-либо модификации или перегенерации с момента первоначального формирования.
Но так было не всегда. Изначально в ИИН были закодированы дата рождения и пол.
Индивидуальный идентификационный номер (далее — ИИН) содержит 12 цифр и состоит из четырех частей: 1) первая часть — состоит из 6 цифр и включает в себя год рождения (две последние цифры), месяц и дату рождения физического лица; 2) вторая часть — состоит из 1 цифры и включает в себя пол физического лица и век его рождения и определяется следующим образом: 1 — для мужчин, родившихся в 19 веке; 2 — для женщин, родившихся в 19 веке; 3 — для мужчин, родившихся в 20 веке; 4 — для женщин, родившихся в 20 веке; 5 — для мужчин, родившихся в 21 веке; 6 — для женщин, родившихся в 21 веке. В дальнейшем при необходимости применяются резервные цифры 7, 8, 9, 0, использование которых возможно по истечении XXI века, при этом применяются нечетные цифры — для мужчин, четные — для женщин; 3) третья часть — состоит из 4 цифр и включает в себя порядковый номер регистрации в системе; 4) четвертая часть — состоит из 1 цифры, определяемой автоматически и являющейся контрольной цифрой.
Этот алгоритм формирования ИИН был изменен на ныне действующий Постановлением Правительства РК от 26.08.2013 года № 853. В вышеуказанные Правила были внесены изменения в части исключения привязки цифровых данных ИИН к персональным данным граждан. Теперь совсем не обязательно, что вновь генерируемые ИИН будут содержать в себе дату рождения и пол человека. С другой стороны, имеющаяся формулировка не отрицает использования и прежнего алгоритма формирования ИИН.
Также, все ИИН, сгенерированные до 26 августа 2013 года, по-прежнему будут содержать в себе дату рождения и пол человека: законодательством РК совершенно справедливо не предусмотрено изменение ИИН после его присвоения. Конечно, при формировании ИИН случались и ошибки: то год рождения неверно укажут, то пол, но, в основном, информация о гражданине в его ИИН верная. И, с позиции действующего законодательства РК, такие, так называемые «ошибочные» ИИН, действительны.
Для примера разберем реальный ИИН, сформированный до 26.08.2013, 760724300757:
— 760724 — дата рождения: 24 июля? 76 года (пока еще не понятно, 1876 или 1976 год рождения, 2076 отбрасываем, т. к. до него еще 56 лет);
— 3 — мужчина, родившийся в XX веке, стало быть, год рождения: 1976;
— 0075 — порядковый номер;
— 7 — контрольная цифра.
Получается, обладатель вышеупомянутого ИИН — мужчина, родившийся 24 июля 1976 года.
Поскольку ИИН на 146% является персональными данными и совершенно однозначно позволяет определить человека, за которым закреплен, то и отношение к нему должно быть соответствующее.
К сожалению, учитывая наличие сервиса поиска налогоплательщиков, полностью обезопасить себя от раскрытия собственного ИИН не получится. Можно лишь минимизировать вероятность раскрытия, не передавая лишний раз свои документы в чужие руки, где указан ИИН.
Возможно, стоит пересмотреть и функционирование вышеуказанного сервиса, и соответствующие разделы законодательства, позволяющие неограниченному кругу лиц получать доступ не только к ИИН, но и вообще к каким бы то ни было персональным данным граждан.
ИИН в открытом доступе: насколько это опасно?
Индивидуальный идентификационный номер (ИИН) — это 12-значный универсальный номер, присваемый казахстанцам. Им в 2013 году заменили РНН (регистрационный номер налогоплательщика) и СИК (социальный индивидуальный код). Последние восемь лет, если вы обращаетесь в госучреждение или банк и называете свой ИИН, операторы получают доступ к массиву данных о вас. С одной стороны, это избавило от хлопот и необходимости собирать и предоставлять множество документов. Однако это значит и то, что персональная информация теперь общедоступна, а это открывает путь мошенникам и облегчает вторжение в частную жизнь.
«ПО ФАКТУ ВСЯ СИСТЕМА РАБОТАЕТ НЕ ТАК»
В июле прошлого года неизвестные получили кредит в размере 80 тысяч тенге от имени жителя Алматы Александра Марченко. Теперь он, как и десятки других людей, оказавшихся в схожей ситуации, пытается доказать, что не оформлял этот заём.
— Я с рождения живу в Алматы, у меня много знакомых, друзей. 80 тысяч тенге я мог в любой момент занять у них. Зачем мне обращаться в микрокредитную организацию? Под такие грабительские проценты? Какой смысл? — описывает ситуацию Марченко.
По его словам, кредит был получен с помощью банковской карты, выпущенной во время карантина по коронавирусу. Сначала мошенники от его имени завели социальную карту, чтобы получать через банк второго уровня выплаты в размере 42 500 тенге, которые выдавали потерявшим доход из-за пандемии. Для этого преступникам понадобились случайная сим-карта и ИИН Марченко.
Затем на основе той же социальной карты была открыта виртуальная карточка банка. Потом мошенники обратились в микрокредитную организацию и получили кредит от имени Марченко.
— [Когда открывали карту] они использовали ИИН, номер телефона, и всё. Номер телефона был чужой абсолютно, который купили в переходе где-то. На этот номер пришло СМС с кодом подтверждения. Условно говоря, допустим, я сейчас возьму ваш ИИН, укажу в заявке. Мне придет СМС с кодом, я его введу, и на вас будет оформлен кредит, — объясняет Марченко.
Счет, говорит он, открыли через мобильное приложение, при этом не понадобилось ни фото, ни видеоподтверждений.
— В итоге человек бегает и доказывает, что не виноват, не брал кредит, не открывал счета. А как доказывать? Всё это работает против человека, на которого это всё оформили. Вся система, которая призвана «улучшить жизнь», чтобы мы могли никуда не ходить, онлайн оформить счет, кредит, по факту работает не так, как оно задумывалось, — жалуется Марченко.
По данным прокуратуры Казахстана, в 2020 году по статье «Мошенничество» (статья 190 уголовного кодекса) в стране было зарегистрировано 33 653 дела, из них 14 155 в связи с преступлениями, совершёнными через интернет. Отвечая на запрос Азаттыка, прокуратура сообщила, что не ведет конкретную статистику по мошенничеству с ИИН.
ЧТО ТАКОЕ ИИН?
В законе «О национальных реестрах идентификационных номеров», принятом 12 января 2007 года, говорится, что «ИИН — уникальный номер, формируемый для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде личного предпринимательства». Согласно этому закону, с 1 января 2013 года регистрационный номер налогоплательщика и социальный идентификационный код, обозначенные как РНН и СИК, а также «Общий классификатор предприятий и организаций» были признаны недействительными и заменены на ИИН и БИН (идентификационный номер предприятия).
Согласно правилам формирования ИИН, он состоит из 12 цифр. Первые шесть — дата рождения человека, седьмая цифра — век рождения и пол человека, следующие четыре цифры — регистрационный номер в системе, а 12-я — контрольная цифра. Таким образом, зная ИИН человека, можно узнать его дату рождения и пол.
26 августа 2013 года в правила были внесены поправки, согласно которым при присвоении ИИН больше не требуется указывать дату рождения и половую принадлежность. Но ИИН, присвоенные после этой даты, по-прежнему обычно формируются по старым правилам. В поправке говорится, что ИИН не может быть изменен или воссоздан. Номер также присваивается при появлении ребенка на свет и отражается в свидетельстве о рождении. Он также указывается в удостоверениях личности и паспортах.
ИИН любого гражданина Казахстана можно узнать через сервис «Поиск налогоплательщика» комитета государственных доходов министерства финансов. Для этого необходимо знать лишь имя человека. Услуга работает и в обратном порядке: если ИИН известен, не составит труда узнать и другие данные.
Жительница Нур-Султана Марина Бескровная стала жертвой иной мошеннической схемы. Летом прошлого года она намеревалась продать детское автокресло на сайте для частных объявлений Оlx.kz. Ей позвонила некая девушка и сказала, что приобретет кресло, но сама приехать не может, а потому отправит такси. Она также попросила у Бескровной ее ИИН, IBAN банковского счета и адрес.
Через два дня незнакомка позвонила вновь и попросила вернуть «по ошибке» переведенные Бескровной 90 тысяч тенге. Деньги, которые действительно поступили на счет, Марина вернула, а через месяц выяснила, что эту сумму мошенница взяла в кредит от имени Бескровной.
— Когда нам скинули договор из микрокредитной организации после нашего запроса, там были указаны все мои данные. Звонившая мне девушка сначала запросила ИИН, затем 12-значный IBAN счета в Kaspi Bank и для такси спросила адрес, я назвала улицу и номер дома. В договоре с микрокредитной организацией были прописаны все эти данные. Только номер телефона был неправильный. Остальные данные все мои. Без ошибок, без опечаток, — говорит Марина Бескровная.
ИИН — ОТКРЫТАЯ ИЛИ ЗАКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИЯ?
Казахстанский закон «О персональных данных и их защите» гласит, что персональные данные подразделяются на общедоступные и ограниченного доступа, которые нельзя использовать без разрешения владельца. К какому типу относится ИИН, в законе не указано.
Юрист Эльвира Хайруллина относит ИИН к персональным данным ограниченного доступа.
26 ноября 2019 года гражданин Арман Оспанов через сайт Dialog.gov.kz обращался к министру внутренних дел Ерлану Тургумбаеву с вопросом, к какому типу персональных данных относится ИИН. Согласно ответу чиновника, «ИИН относится к персональным данным с ограниченным доступом».
Азаттык обращался в комитет госдоходов министерства финансов с вопросом, не нарушает ли комитет закон, свободно предоставляя через сервис «Поиск налогоплательщика» данные, которые квалифицируются как информация ограниченного доступа. Комитет, ссылаясь на налоговый кодекс, заявил, что ИИН не является налоговой тайной, поэтому его открытость не противоречит закону.
Директор департамента законодательства министерства юстиции Арман Кенжегалиев отказался дать Азаттыку юридическую трактовку налогового кодекса, заявив, что это не входит в его компетенцию, и посоветовал обратиться в министерство внутренних дел.
В МВД, несмотря на то что глава ведомства Тургумбаев ранее высказывал свою версию, комментируя вопрос гражданина Оспанова, Азаттыку ответить также отказались и перенаправили в комитет по информационной безопасности при министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Его председатель Руслан Абдикаликов заявил, что ИИН относится к открытым данным.
КАКИЕ ДАННЫЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ С ПОМОЩЬЮ ИИН?
При обращении в центры обслуживания населения (ЦОН) и банки второго уровня с помощью ИИН можно установить личность человека и получить массу данных о нем.
Например, ИИН достаточно для погашения кредита или пополнения депозита с терминала Жилстройсбербанка. На сайте Верховного суда вы, введя ИИН, можете узнать, возбуждено ли против гражданина уголовное дело. Приложение Kaspi.kz может выдать информацию о штрафах за нарушение правил дорожного движения и о других административных нарушениях.
Зная ИИН, с помощью мобильного приложения Smart Uralsk, предназначенного для жителей административного центра Западно-Казахстанской области, можно узнать, стоит ли человек в очереди на жилье, а также имеет ли задолженность по налогам. Ознакомиться с результатами присуждения образовательных грантов можно в мобильных приложениях Aitu, UniVision.kz. А боты в сети Telegram предоставляют широкий спектр услуг через ИИН, находя массу персональной информации о человеке в интернете.
Олжас Сатиев, глава организации по предотвращению кибератак «ЦАРКА», считает, что держать ИИН в открытом доступе опасно.
— Здесь нужно смотреть шире. Открытые данные об ИИН — это только верхушка айсберга. Проблема глубже. Сегодня государственным органам доверено беспрецедентное количество конфиденциальных данных. Между тем в Казахстане еще не было прецедента, когда кто-то понес наказание за утрату персональных данных. Сам механизм реагирования на такие инциденты не отработан. Сразу вспоминается прошлогодний громкий случай с утечкой персональных данных миллионов казахстанцев. Тогда в Сети была доступна полная база 11 миллионов человек, всё совершеннолетнее население страны: их адреса, телефоны, даты рождения, — говорит Сатиев.
«Утечка» данных 11 миллионов казахстанцев
4 июля 2019 года центр ЦАРКА сообщил на странице в Telegram’е, что в интернете доступны и проиндексированы поисковыми системами Google и «Яндекс» данные 11 миллионов казахстанцев. Аскар Жумагалиев (в ту пору он был министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности) подтвердил утечку личных данных и написал, что меры безопасности будут ужесточены. Месяц спустя ЦАРКА сообщил о начале досудебного расследования инцидента и опубликовал письмо МВД.
Социолог Айсулу Молдабекова также считает, что с ИИН связана большая часть социальной информации, поэтому эксперт выступает против ее доступности в открытых источниках, считая, что это наносит «ущерб безопасности» граждан и в конечном итоге «представляет угрозу для общества и государства». В противовес Казахстану она приводит пример Германии и свой опыт предоставления личной информации в этой стране.
— Меня попросили предоставить персональные данные для подачи заявления на страхование. Я ознакомилась с политикой защиты информации на семи-восьми страницах. Всё, что им требовалось, — это дата моего рождения. Они подписали со мной контракт, чтобы получить эту информацию. У нас она имеется в открытом доступе, — говорит Молдабекова.
ИИН НА САЙТАХ-АГРЕГАТОРАХ
ИИН можно найти не только на сервисе «Поиск налогоплательщика» комитета госдоходов, но и на частном сайте Аdata.kz. Его особенность в том, что он предоставляет запрашиваемый ИИН намного оперативнее. Указав свой номер на сайте, вы можете узнать, есть ли у вас штрафы, а также выяснить данные, касающиеся обязательного страхования.
Азаттык обратился с запросом в компанию Alldata.kz, владельцу сайта Adata.kz, чтобы узнать, где и как они получили данные и как относятся к нахождению этой персональной информации в открытом доступе.
Анель Шакенова, возглавляющая юридический отдел компании, говорит, что они не хранят ИИН казахстанцев на своих серверах, а получают напрямую от комитета госдоходов. На наш вопрос, почему информация на сервисе Adata.kz «Поиск налогоплательщика» отображается быстрее, Шакенова сослалась на «технические инновации», но подробности сообщать не стала.
Юрист считает, что компания работает в правовых рамках, но признаётся, что сам закон «не совсем понятен».
— Если говорить о нас, да, я говорю, что мы работаем в рамках правового поля. Но эти рамки, они несколько размыты. Если вопрос будет отрегулирован четко, если законодательство будет давать четкое понимание хотя бы [по] элементарному вопросу, что такое персональные данные и как правильно ими пользоваться, то от этого выиграют все, — говорит она.
«ДАТА-ГРАМОТНОСТЬ ЕЩЕ НЕ ДОШЛА ДО ОБЩЕСТВА»
Асхат Еркимбай, преподающий курс дата-журналистики в Университете Сулеймана Демиреля, считает, что через пять-десять лет Казахстан столкнется с последствиями такого «разбрасывания» персональными данными.
— До нашего общества еще не дошла дата-грамотность. Удостоверения личности остаются в копировальных аппаратах, даже хранятся на компьютерах в киосках. Однако приближается тот день, когда мы лицом к лицу столкнемся с последствиями дата-неграмотности, — говорит он.
По словам эксперта, процедуры работы с личными данными отсутствуют на самых разных уровнях, в том числе в банковском секторе, а граждане лишены возможности контролировать, кто получает и хранит информацию о них.
— Я обратился в один из банков и сказал: «Спасибо, я решил больше не пользоваться вашими услугами, удалите мои данные. Какие документы мне нужно заполнить или подписать?» Оказалось, что такой процедуры не предусмотрено, — говорит Еркимбай. — Мне страшно. Я не хочу доказывать, что я не брал ссуду или прекратил получать услуги, если завтра у меня возникнут проблемы с этим банком. Потребитель должен иметь возможность потребовать безвозвратного удаления его личной информации. Тогда у нас будет рынок, который отвечает за данные.
При этом Еркимбай считает, что проблему решит не усложнение механизма составления ИИН и какие-то технические новшества. Он полагает, что вопрос «в конечном итоге сводится к формированию правового общества и пониманию юридической ответственности».