Каждое предложение в тексте имеет свое что

Что такое текст с точки зрения речи

Лингвистический энциклопедический словарь, рассматривая смысловую и композиционную целостность, так определяет текст как речевое произведение:

«Текст (от лат. tex­tum — связь, соединение) — объединённая смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность».

Текстом называют также всякую записанную речь (личное письмо, роман, документ и т. д.) или её отрывок.

Структурные единицы текста

Предложения в тексте между собой соединены по смыслу и грамматически. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым коммуникативным фоном: мы понимаем текст только тогда, когда понимаем ситуацию, о которой идет речь.

Основные свойства текста – связность и цельность, тематическое и композиционное единство его частей.

Чтобы составить текст, предложения надо расположить в определенной последовательности, при этом должна соблюдаться логика развития мысли. Каждый текст имеет свою тему (от греч. the­ma – то, что положено в основу) и выражает определенные мысли.

Тема – это то, о чем говорится в тексте. Мысль – это то, что хочет сказать автор. Понять основную мысль текста помогают ключевые слова (т.е. опорные, важные для передачи смысла). Общая тема может распадаться на микротемы. Несколько предложений, связанных одной микротемой, объединяются в абзац.

Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей или целой книгой. Минимальной единицей текста является предложение. Предложения объединяются в абзацы, параграфы, главы и т.д.

Заключённая в тексте информация представляет собой содержание, которое соотносится с темой (в произведении может быть несколько тем). Содержание текста всегда шире темы.

Единицы текста (в порядке возрастания) — слова, словосочетания, предложения, абзацы, параграфы, главы, разделы, части, тома.

Каждое предложение в тексте имеет свое что. Смотреть фото Каждое предложение в тексте имеет свое что. Смотреть картинку Каждое предложение в тексте имеет свое что. Картинка про Каждое предложение в тексте имеет свое что. Фото Каждое предложение в тексте имеет свое что

Текст обычно делится на абзацы, включающие отдельные микротемы, законченные мысли. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений. Каждый абзац начинается с новой строки (с красной строки).

Как правило, связный текст начинается с утверждения, которое потом доказывается, либо расширяется, дополняясь другими сведениями. Значит, воссоздание текста следует начинать с поиска первой фразы. Когда фраза, содержащая основное утверждение найдена, ищем среди предложенных такие варианты, которые не противоречат логике развертывания текста.

Основные признаки текста

Каждое предложение в тексте имеет свое что. Смотреть фото Каждое предложение в тексте имеет свое что. Смотреть картинку Каждое предложение в тексте имеет свое что. Картинка про Каждое предложение в тексте имеет свое что. Фото Каждое предложение в тексте имеет свое что

Каждому человеку необходимо понимать прочитанное, воспринимать информацию различного характера, а также самому создавать тексты, адекватно отражающие его мысли. При этом следует грамотно выбрать речевой жанр и соответствующие ему языковые средства. Нам приходится ежедневно понимать и порождать различные виды текстов, поскольку именно в них фиксируются итоги человеческого познания, достижения науки, культуры.

Источник

Разработка занятия №14 внеурочной деятельности «Школа развития речи» для 2 класса по теме «Текст. Тема текста. Заглавие».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Занятие №14. «Школа развития речи»

Тема: Текст. Тема текста. Заглавие.

Тип: Изучение нового материала.

Цель: продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать его.

способствовать усвоению понятий «текст», «тема текста», «заголовок текста»;

развивать умение определять тему текста и подбирать соответствующий заголовок к данному тексту; развивать память, внимание;

воспитывать интерес к русскому языку, литературе.

Предметные: ориентироваться на листках с заданиями; понимать смысл задания и объяснять свой выбор; находить текст и знать его основные признаки; составлять текст из предложений.

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу занятия; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; слушать вопросы учителя и отвечать на них; наблюдать, сравнивать и выделять главное.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового; проявлять уважительное отношение к русскому языку; проявлять уважительное отношение к товарищам; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на занятии.

Межпредметные связи: русский язык и литературное чтение.

Ресурсы: распечатки из рабочей тетради «Школа развития речи – 2 класс, часть 1» Т.Н. Соколова (Курс «Речь». Юным умникам и умницам.)

Организация начала занятия.

Проверка готовности к занятию. Эмоциональный и психологический настрой на занятие.

— Я желаю вам сегодня на занятии получить множество положительных эмоций от работы. Тем более что вам предстоит работать в паре со своим другом. Я предлагаю вам построить модель успешного занятия. Я помогут нам в этом геометрические фигуры с буквами. Выстроим их по алфавиту и назовём качества на эту букву.

(А – аккуратность, В – взаимопомощь, С – старание, Т – творчество, терпение, У – успех).

— Что же у нас получилось? (здание, дом, замок, дворец).

-Давайте назовём это здание «Дворец успеха». Я желаю вам достичь успеха в вашей работе.

II . Актуализация знаний.

«Не спеши языком – торопись делом»

Объясни написание выделенных букв в омофонах:

а) Деревенский ст а рожил сад колхозный ст о рожил.

(Старожил – человек, долго живущий в данном месте. Проверочное слово «старый». Сторожил – проверочное слово «сторож»).

б) Раз учительница в школе

Букву к буковке сп и ши.

(Спеши – проверочное слово «спешка», спиши – проверочное слово «пишем»).

Изучение нового материала.

«Каков мастер – такова и работа»

Ты уже знаешь, что такое ТЕКСТ. Давай вспомним признаки текста.

( задание на листочках )

— Предложения в тексте ( связаны ) по смыслу.

— Предложения в тексте рассказывают об ( одном ) и том же.

— Каждое предложение в тексте имеет своё ( место ).

— К тексту можно придумать ( заглавие ).

Вдруг большая туча затянула небо. Был тёплый летний день. Блеснула молния, загремел гром, полил сильный дождь. Дул лёгкий ветерок. С поля доносился запах цветов. Но скоро гроза прошла. Как хорошо после грозы! Светило солнце.

— Можно ли сказать, что это текст? Почему?

(Это не текст, так как предложения стоят не по порядку.)

— Пронумеруйте предложения так, чтобы получился текст. Работайте в парах, не забывайте о правилах работы в паре.

— Какие качества вам будут необходимы при выполнении этого задания? ( взаимопомощь, терпение, успех ). Проверка.

— Запишите получившийся текст.

— Какие качества необходимы для выполнения этого задания? ( Аккуратность, старание, успех ).

3. Как ты думаешь, какое заглавие больше подходит к данному тексту: «Гроза», «Дождь», «Летний день», «После грозы»? Объясни свой выбор.

(Наиболее подходящее заглавие «Летний день», так как в тексте описывается летний день, а не только гроза.)

— Что нужно сделать, чтобы правильно озаглавить текст? (Определить тему текста.)

Определите тему текста и озаглавьте его.

Льёт дождь, холодный точно лёд.

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелёт.

— На пустых строчках нужно записать тему текста. Вверху стихотворения – заголовок.

IV . Повторение ранее изученного материала.

«Играть играй, да дело знай»

— Первый, последний, школьный, телефонный, звонкий (звонок).

— Воздушный, ёлочный, земной (шар).

— Морской, речной, сахарный, мелкий, крупный (песок).

— Белый, чёрный, ржаной, пшеничный, мягкий, чёрствый (хлеб).

— Сильный, холодный, тёплый, северный, резкий (ветер).

— Большое, зелёное, красное, сладкое, кислое, наливное (яблоко).

— Чему учились сегодня на занятии? (Определять тему текста и подбирать заголовок к тексту.)

— Помогли ли нам качества с нашего «Дворца успеха»? ( Да, без старания, терпения, творчества, аккуратности, взаимопомощи и успеха нельзя ничего достичь.)

— Кому все задания показались лёгкими, кто с ними справился быстро без особых усилий, выберите смайлик «Солнышко».

— У кого некоторые задания вызвали затруднения, но, приложив усилия, всё же удалось справиться, выберите смайлик «Солнышко в тучках».

— Кому было очень сложно, всё время требовалась помощь, выберите смайлик «Тучка с дождиком».

Посмотрите, какая погода над нашим «Дворцом успеха». Что вы можете об этом сказать? (Для успешного завершения начатого дела необходимо хорошее настроение.)

Источник

ТЕКСТ — это… (определение). Что такое текст?

Текст — это после­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ные пред­ло­же­ния или абза­цы, свя­зан­ные обшей темой, основ­ной мыс­лью и име­ю­щие смыс­ло­вую завер­шен­ность.

Узнаем, что такое текст в рус­ском язы­ке. Выясним, что обес­пе­чи­ва­ет един­ство его внут­рен­ней и внеш­ней фор­мы, какие сред­ства свя­зи исполь­зу­ют­ся в тек­сте.

Что такое текст в русском языке?

Чтобы понять, что такое текст, срав­ним сле­ду­ю­щие выска­зы­ва­ния.

Солнце село за гори­зонт. В горо­де сну­ют авто­мо­би­ли. В небе кур­лы­чут журав­ли.

Солнце село за гори­зонт. Постепенно сгу­ща­ют­ся лет­ние сумер­ки. И вот в горо­де несме­ло заго­ра­ют­ся один за одним фона­ри. А авто­мо­би­ли уже сну­ют по ули­цам с вклю­чен­ны­ми фара­ми, как боль­шегла­зые жуки.

Оба при­ме­ра начи­на­ют­ся с одно­го и того же сооб­ще­ния о садя­щем­ся солн­це. В пер­вом отрыв­ке исполь­зу­ют­ся пред­ло­же­ния, никак не свя­зан­ные друг с дру­гом: ни по смыс­лу, ни грам­ма­ти­че­ски. Каждое пред­ло­же­ние несет свою сугу­бо инди­ви­ду­аль­ную инфор­ма­цию. Можно сде­лать вывод, что это раз­роз­нен­ные пред­ло­же­ния.

Во вто­ром при­ме­ре опи­сы­ва­ет­ся кар­ти­на наступ­ле­ния лет­не­го вече­ра в горо­де. Каждое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние, как худож­ник, пишу­щий крас­ка­ми пей­заж, добав­ля­ет новый смыс­ло­вой мазок в это опи­са­ние. Предложения свя­за­ны по смыс­лу (опи­са­ние лет­не­го вече­ра), логи­че­ски (посте­пен­ность раз­во­ра­чи­ва­ния дей­ствия) и грам­ма­ти­че­ски. У это­го отрыв­ка есть общая тема, кото­рую мож­но обо­зна­чить заго­лов­ком «Вечер в горо­де».

Сделаем вывод, что эту сово­куп­ность пред­ло­же­ний мож­но назвать сло­вом «текст». Эта лек­се­ма заим­ство­ва­на из латин­ско­го язы­ка и бук­валь­но зна­чит «ткань, спле­те­ние, соеди­не­ние».

Каждое предложение в тексте имеет свое что. Смотреть фото Каждое предложение в тексте имеет свое что. Смотреть картинку Каждое предложение в тексте имеет свое что. Картинка про Каждое предложение в тексте имеет свое что. Фото Каждое предложение в тексте имеет свое что

По отно­ше­нию к язы­ку линг­ви­сти­че­ский тер­мин «текст» пред­став­ля­ет собой един­ство зна­чи­мых еди­ниц речи — пред­ло­же­ний. Наша речь состо­ит не толь­ко из слов как мини­маль­ных зна­чи­мых еди­ниц, а из пред­ло­же­ний, кото­рые объ­еди­ня­ют­ся в выска­зы­ва­ние и обра­зу­ют более круп­ную еди­ни­цу речи — текст. Единство пред­ло­же­ний в тек­сте оформ­ля­ет­ся общим содер­жа­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски. С этой точ­ки зре­ния дадим сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние, что такое текст.

ОпределениеТекст — это сово­куп­ность после­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ных пред­ло­же­ний (абза­цев), свя­зан­ных по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски.

Пример текста

С утра начал накра­пы­вать неспеш­ный дож­дик. Дед Трофим, покор­мив ско­ти­ну, вышел во двор и свист­нул Жуку. Верный пёс потру­сил за дедом в лес. Ведь еще на про­шлой неде­ле Трофим при­ме­тил в дере­ве дуп­ло, в кото­рое бес­пре­стан­но сно­ва­ли дикие пче­лы. Как раз в дожд­ли­вую пого­ду, когда пче­лы не так актив­ны, мож­но раз­ве­дать, есть ли там мёд.

Видеоурок «Русский язык 2 класс. Что такое текст»

Внутренняя и внешняя форма текста

Каждый связ­ный текст име­ет внеш­нюю и внут­рен­нюю фор­му. Рассмотрит основ­ные поня­тия внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы тек­ста.

Внутренняя фор­ма тек­ста — это его содер­жа­ние (тема, автор­ский замы­сел).

Тема тек­ста — это то, о ком или о чём гово­рит­ся в нем. Тема тек­ста часто выра­жа­ет­ся в его заго­лов­ке.

Авторский замы­сел — это основ­ная мысль, или идея, кото­рую автор вопло­тил в тек­сте.

Основная мысль тек­ста — это то, что выра­зил автор, к чему он при­зы­ва­ет или чему учит чита­те­ля, ради чего напи­сан текст.

Внешняя фор­ма — это ком­по­зи­ция и язы­ко­вые сред­ства, с помо­щью кото­рых реа­ли­зу­ет­ся автор­ский замы­сел.

Каждое предложение в тексте имеет свое что. Смотреть фото Каждое предложение в тексте имеет свое что. Смотреть картинку Каждое предложение в тексте имеет свое что. Картинка про Каждое предложение в тексте имеет свое что. Фото Каждое предложение в тексте имеет свое что

С этой точ­ки зре­ния тек­сту, как вопло­щен­но­му един­ству внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы, мож­но дать сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние:

Текст — это закон­чен­ное выска­зы­ва­ние в виде несколь­ких пред­ло­же­ний или абза­цев, свя­зан­ных общей темой и основ­ной мыс­лью грам­ма­ти­че­ски.

Обычно текст име­ет сле­ду­ю­щее стро­е­ние (ком­по­зи­цию):

По функ­ции и стро­е­нию раз­ли­ча­ют три типа тек­ста:

Каждое предложение в тексте имеет свое что. Смотреть фото Каждое предложение в тексте имеет свое что. Смотреть картинку Каждое предложение в тексте имеет свое что. Картинка про Каждое предложение в тексте имеет свое что. Фото Каждое предложение в тексте имеет свое что

Каждый тип тек­ста име­ет свою струк­ту­ру постро­е­ния.

Средства связи в тексте

Предложения в тек­сте объ­еди­ня­ют­ся в еди­ное смыс­ло­вое целое с помо­щью лек­си­че­ских и грам­ма­ти­че­ских средств свя­зи:

Спозаранку мы собра­лись в лес за гри­ба­ми. В лесу было тихо и сумрач­но. По низин­ке, что шла спра­ва от нас, курил­ся осен­ний туман. А вот и пер­вый гриб!

Это был совсем груст­ный взгляд. Он был неве­се­лым, пото­му что все пошло напе­ре­ко­сяк.

Этот дом еще в про­шлом веке постро­ил наш дедуш­ка Макар. А домаш­ний уют в нем созда­ла бабуш­ка Агафья. Она была извест­ная на все село масте­ри­ца шить и вязать. Дощатые полы дома укра­ша­ют вязан­ные ею пест­рые поло­вич­ки.

Кот без­мя­теж­но дре­мал, свер­нув­шись клуб­ком. Внезапно он услы­шал визг и воз­ню под крыль­цом. Навострив уши, кот тихонь­ко спу­стил­ся со сту­пень­ки, а затем стре­лой бро­сил­ся под крыль­цо. Вскоре он вышел отту­да и при­нес мне пой­ман­ную мышь. «Вот, смот­ри, я неда­ром ем свой хлеб!»

Журавли, кур­лы­ча, про­ле­та­ют кли­ном над нами, со сви­стом рас­се­кая воз­дух кры­лья­ми. Пожелаем этим пти­цам ско­рей­ше­го воз­вра­ще­ния вес­ной.

А. Куинджи напи­сал нема­ло пей­за­жей моря. И эти кар­ти­ны до сих пор при­вле­ка­ют взо­ры люби­те­лей живо­пи­си. Да и бере­зы очень любил рисо­вать этот рус­ский худож­ник. Несколько его кар­тин назы­ва­ют­ся «Березовая роща».

Вот и насту­пи­ла вес­на! Эта пора обнов­ле­ния при­ро­ды созда­ет в душе чело­ве­ка ожи­да­ние чего-то ново­го и радост­но­го. Все ста­рое, как про­шло­год­ний снег, рас­та­ет и оста­нет­ся в про­шлом.

Итак, что­бы текст был еди­ным смыс­ло­вым отрез­ком речи, в нем исполь­зу­ют­ся лек­си­че­ские и грам­ма­ти­че­ские сред­ства свя­зи меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми и абза­ца­ми.

Признаки текста

В рас­кры­тии автор­ско­го замыс­ла исполь­зу­ют­ся такие при­зна­ки тек­ста, как тема­ти­че­ское един­ство, раз­вер­ну­тость, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, закон­чен­ность и цель­ность.

Рассмотрим более деталь­но при­зна­ки тек­ста, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют един­ство внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы — его цель­ность.

Каждое предложение в тексте имеет свое что. Смотреть фото Каждое предложение в тексте имеет свое что. Смотреть картинку Каждое предложение в тексте имеет свое что. Картинка про Каждое предложение в тексте имеет свое что. Фото Каждое предложение в тексте имеет свое что

Основные при­зна­ки тек­ста

1. Тематическое един­ство. Все пред­ло­же­ния в тек­сте или его части (абза­цы) рас­кры­ва­ют его тему и основ­ную мысль.

2. Развёрнутость. Тема тек­ста рас­кры­ва­ет­ся через под­те­мы или мик­ро­те­мы. Целостный под­бор под­тем обес­пе­чи­ва­ет более пол­ное рас­кры­тие темы. В боль­шом по объ­е­му тек­сте под­те­мы могут уточ­нять­ся мик­ро­те­ма­ми. Подтемы и мик­ро­те­мы обес­пе­чи­ва­ют глу­би­ну тек­ста и опре­де­ля­ют спо­соб раз­ви­тия основ­ной мыс­ли тек­ста.

3. Членимость — это при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что текст делит­ся на струк­тур­ные смыс­ло­вые отрез­ки:

Учтем, что одно пред­ло­же­ние, даже очень рас­про­стра­нен­ное и зани­ма­ю­щее несколь­ко строк в пись­мен­ной речи, не явля­ет­ся тек­стом.

4. Последовательность — это при­знак, кото­рый реа­ли­зу­ет­ся тогда, когда каж­дое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние содер­жит новую инфор­ма­цию для раз­вер­ты­ва­ния содер­жа­ния тек­ста.

5. Связность — при­знак тек­ста, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет един­ство тек­ста как смыс­ло­во­го цело­го.

6. Цельность — это при­знак, кото­рый не допус­ка­ет встав­ку язы­ко­вых средств (лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских или сти­ли­сти­че­ских), про­ти­во­ре­ча­щих автор­ско­му замыс­лу.

7. Законченность — это при­знак тек­ста, кото­рый выра­жа­ет завер­шен­ность тек­ста. Тема рас­кры­та пол­но­стью с точ­ки зре­ния замыс­ла авто­ра.

Видеоурок «Что такое текст? 5 класс»

Источник

Послушайте эпиграф к нашему уроку – слова писателя Михаила Александровича Шолохова:

«Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта

Мы знаем свой язык с рождения. Зачем же нам изучать его?

Учитель напоминает о многозначности слова «язык».

(Одним и тем же словом язык называют и орган вкуса, находя­щийся во рту, и способность человека говорить и понимать собеседни­ка.)

2. Актуализация знаний.

Человеческий язык — самое удивительное, что есть на свете.

При помощи языка люди

общаются друг с другом,

выражают мысли, чувства, желания,

при помощи языка изучают науки, получают знания.

На Земле существуют тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков.

Русский язык красив и богат.

Известный русский писатель Александр Иванович Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив,

ловок и вместителен.»

Запишите это высказывание о русском языке.

Какие качества, черты, характерные для русского языка, подчеркивает писа­тель?

Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком! Знать язык – значит свободно говорить на нём,

правильно писать. Это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе.

Открываем рубрику: «Вспоминаем,

А помогать нам будет Катя Напоминалкина.

Язык состоит из множества слов, каждое из которых мы употребляем в речи.

Какая бывает речь?

Какую речь мы называем устной?

– Какую речь мы называем письменной?

– А какую речь называют внутренней?

Речь бывает устная и письменная. Устная речь та,

которую мы произносим и слышим.

Речь, которую мы пишем и читаем,

называют письменной.

Когда мы обдумываем что-то, то пользуемся внутренней речью.

Рассмотрите рисунки.

Какой речью пользуются ребята и учитель, изображённые на картинках?

Пропишите заглавную и строчную букву А.

Найдите закономерность и продолжите ряд букв.

Словарные слова здравствуйте и спасибо напоминают нам, что речь человека должна быть вежливой,

Какие ещё волшебные слова вы знаете?

Запишите эти словарные слова. Подчеркните изученные орфограммы.

В народе говорят: «Видна птица по перьям, а человек

по речам».

Запишите эту пословицу, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Как вы понимаете её значение?

4. Повторение пройденного материала.

При помощи устной и письменной речи мы общаемся, то есть передаём и получаем разные сообщения. Чтобы наши сообщения были понятнее, интереснее и грамотнее,

свою речь нужно развивать.

Когда произносят словосочета­ние хорошая речь, имеется в виду правильная,

выразительная речь.

Послушайте отрывок из стихотворения Владимира Алексеевича Солоухина под названием «Слово о словах»:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай — не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Им можно радости прибавить

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

— Какой поучительный урок преподносит нам автор этого стихотворения?

Вспомните!

В своей речи мы используем слова,

Текст – это письменное или устное высказывание.

Интересно знать: слово текст в переводе с латинского языка означает «ткань, сплетение, соединение».

Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу.

Предложения в тексте объединяет общая тема.

Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная или основная мысль – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.

На тему или главную мысль текста может указывать заглавие.

Послушайте текст.

Определите его тему.

Найдите предложение, в котором заключена главная мысль.

Это было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях паутины. Лес прощался с солнцем. Светлые зайчики играли на опавших листьях.

Сколько в этом тексте предложений?

Придумайте к тексту заголовок. Запишите.

Вспомните!

Текст обычно состоит из начала,

В первой части текста – начале – мы готовим собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.

В основной части говорится о самом главном.

Заканчивается текст концовкой. Становится понятно, что сказано всё, что мы хотели сказать.

Чтобы текст было удобно читать, каждая новая мысль в тексте записывается с красной строки.

Запомните! Каждая такая часть текста, называется абзацем.

Работа с толковым словарём. Ребята ищут толкование слова «абзац».

Послушайте рассказ одного мальчика.

Я разбил чашку. Я сказал: «Чашку разбил Бобик». Бобика выгнали во двор. Во дворе шёл холодный дождь. Бобик заплакал. Я тоже заплакал…

До­кажите, что даны не отдельные предложения, а текст.

Как на письме одна часть отделяется от другой?

Почему выделены три части текста?

Какова тема каждой части?

Какую из частей следует считать

заключительной и почему?

Подберите заголовок ко всему тексту.

Запишите текст.

Обратите внимание! Каждая часть текста пишется с красной строки.

Если опустить какую-то часть, текст станет неполным.

А для чего создаются тексты?

Тексты создаются для того, чтобы более полно, чем в предложении, выразить мысль. Тексты бывают разные.

Жили-были кот и петух. Жили они дружно. Кот ходил на промысел. А петуху он наказывал дома сидеть и в окошко не выглядывать.

Это текст-повествование. В нём рассказывается, как жили кот и петух.

А вот текст-описание:

Попугай – очень яркая птица. Перья у попугаев зелёные, красные, жёлтые. У птицы крепкий клюв и сильные крылья.

В этом тексте описывается живое существо – попугай.

Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений.

В таких текстах между частями рассуждения имеются мостики:

значит и другие слова.

рассуждение – это типы текстов.

К тексту-повествованию можно поставить вопрос:

Что произошло?

К тексту-описанию – вопрос:

Текст-рассуждение отвечает на вопрос:

Почему?

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Встали. Другу улыбнулись.

На носочки приподнялись,

Подрасти все постарались.

И ладошкой помахали

И серьёзными вдруг стали.

Урок надо продолжать,

В тетради будем мы писать.

Изучение нового материала

Известнейший писатель и поэт, Незнайка, прислал нам письмо с заданием.

Я – Незнайка, великий поэт!
Меня знает весь белый свет.
От меня вам всем – привет!

Помогите мне, пожалуйста, выполнить очень трудное задание.

Разделите запись на предложения, чтобы получился текст.

Определите тип текста. Озаглавьте его и запишите вместе с заглавием.

Вставляйте пропущенные буквы.

У птиц и звер..ков в л..су есть свои этаж.. мыш.. ж..вут в к..рнях д..рев..ев с..л..вей в..ёт гн..здо прямо на з..мле дрозд строит свой дом в кустарнике дятел и синич..ки – в ств..ле дер..ва

Подчеркните одной чертой слова, которые отвечают на вопрос кто?

(Ученики комментируют написание букв на месте изученных орфограмм).

Наша речь состоит из предложений.

Какие признаки имеет предложение?

Вспомните!

Предложение выражает законченную мысль.

Оно может состоять из одного или нескольких слов, связанных по смыслу.

В конце предложения ставится точка,

вопросительный или

восклицательный знак.

Когда прибывает поезд?

Как красиво цветут сады!

Обратите внимание, как различаются предложения в устной речи.

5. Изучение нового материала (2)

Предложения бывают разные.

Общаясь друг с другом, люди о чём-то спрашивают,

что-то сообщают,

что-то советуют сделать.

Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью.

По цели высказывания предложения бывают

повествовательные,

вопросительные и

побудительные.

Предложение, в котором о чём-то сообщают, повествуют, называется

повествовательным.

Грибы нужно срезать осторожно, с умом.

Если в предложении о чём-либо спрашивают, то такое предложение называется

вопросительным.

Предложение, в котором советуют или просят что-либо сделать, побуждают к действию,

называется побудительным.

Павлуша, не срезай маленький грибок! Оставь его расти.

Составьте рассказ про Таню и её младшего братика Павлушу под названием «Как надо собирать грибы».

Используйте примеры повествовательного, вопросительного и побудительного предложений.

В каких же случаях в конце предложения ставится восклицательный знак?

Если повествовательное, вопросительное или побудительное предложение произносится с особо сильным чувством (радости,

содержит призыв,

оно становится восклицательным.

В конце такого предложения ставится восклицательный знак.

Предложение по интонации может быть

невосклицательное и

восклицательное.

Определим их вид по цели высказывания и

по интонации.

Как хорошо в лесу осенью!

По цели высказывания – это повествовательное предложение,

по интонации – восклицательное.

Второе предложение:

Кто это так громко кричит?!

Это вопросительное

восклицательное предложение.

Не обижайте братьев наших меньших!

является побудительным

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

Игра «Выбери меня».

Послушайте текст:

В нашей стране любят спорт. Спорт делает людей сильными и смелыми. Он укрепляет здоровье, учит быть хорошими друзьями. Занимайтесь спортом! Бегайте, плавайте, ходите на лыжах, катайтесь на коньках!

Спишите текст. В конце каждого предложения поставьте нужный знак препинания: точку,

Определите вид каждого предложения по цели высказывания и по интонации.

Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и по интонации.

Образец:

Когда вы ходили на экскурсию?

Используйте указанные сокращения.

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

Проверьте себя!

1. Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

2. Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

3. Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

4. Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

Конкурс чтецов.

Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию.

Вы читали чудесные сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского? Малыши заучивают эти стихи наизусть, как только начинают говорить.

Знаете, какое любимое слово было у поэта? Слово РАДОСТЬ! Чуковский очень любил детей и писал для них радостные стихи. Читайте книги Чуковского!

Объясните постановку знаков препинания в конце предложений.

Какие виды предложений по цели высказывания и по интонации встречаются в тексте?

Спишите два последних предложения,

подчеркните в них буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Представьте, что вы в библиотеке.

Вам нужна книга Корнея Чуковского «Айболит».

С какими словами Вы обратитесь к библиотекарю?

Составьте небольшой рассказ « В библиотеке».

Используйте в своём тексте повествовательные,

Не забудьте употреблять вежливые слова и выражения:

7. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.

Тест-опросник:

предложений.

Предложения в тексте связаны

по смыслу.

тему или основную мысль текста.

В тексте есть три части:

начало, основная часть, концовка.

Часть текста от одной красной строки до другой называется

В речевом общении люди используют три вида текстов:

текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

Предложения по цели высказывания бывают

повествовательные, вопросительные и побудительные.

По интонации предложения могут быть

восклицательными и невосклицательными.

Молодцы!

Вы были очень активны, старались.

Относитесь к родному слову как к «дару бесценному»,

как к сокровищу.

Пусть о вас всегда говорят:

«Это культурный человек». Владеющий культурой чувств,

культурой общения,

умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

Запомните этот наказ:

Наша речь дана в наследство,
Как бесценный чистый дар.
Сохранять её богатство
Каждый
должен – стар и мал

Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!

Подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам

Подготовиться к поступлению в любой ВУЗ страны

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *