Казуистика что это такое простыми
КАЗУИСТИКА
Полезное
Смотреть что такое «КАЗУИСТИКА» в других словарях:
казуистика — и, ж. casuistique. 1. Ловковсть, изворотливость в спорах, доказательствах (обычно ложных или сомнительных положений) и т. п.; кручкотворство. БАС 1. Кто живал в провинции. то знает, до какой казуистики, до каких тонкостей и усовершенствований… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
казуистика — крючкотворство, софистика Словарь русских синонимов. казуистика софистика, крючкотворство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Казуистика — Казуистика ♦ Casuistique Изучение запутанных юридических дел (казусов), в частности связанное с их моральной оценкой. С легкой руки Паскаля слово «казуистика» стало в основном употребляться в уничижительном контексте, но причиной этого… … Философский словарь Спонвиля
КАЗУИСТИКА — КАЗУИСТИКА, казуистики, мн. нет, жен. (от лат. casus случай). 1. Теория абстрактно логического применения к отдельным частным случаям общих догматических положений в католическом богословии и средневековой юриспруденции. 2. перен. Изворотливость… … Толковый словарь Ушакова
КАЗУИСТИКА — (от лат. casus случай), рассмотрение отд. случаев в их связи с общими принципами (права, морали и т. д.). В этике обсуждение «казусов совести», нравств. затруднений, напр. при конфликте между различными обязанностями. В теологии (вт. н.… … Философская энциклопедия
КАЗУИСТИКА — в праве рассмотрение отдельных примеров судебных дел (казусов) с точки зрения того, как они должны решаться по нормам права … Юридический словарь
КАЗУИСТИКА — КАЗУИСТИКА, рассмотрение отдельных случаев в их связи с общими принципами (права, морали и т.д.). В теологии (особенно в католицизме) учение о степени греха применительно к различным обстоятельствам. В переносном смысле ловкость, изворотливость в … Современная энциклопедия
КАЗУИСТИКА — рассмотрение отдельных случаев в их связи с общими принципами (права, морали и т. д.). В теологии (особенно в католицизме) учение о степени греха применительно к различным обстоятельствам. В переносном смысле ловкость, изворотливость в… … Большой Энциклопедический словарь
КАЗУИСТИКА — КАЗУИСТИКА, и, жен. (книжн.). 1. Подведение частных случаев под общую догму как приём средневековой схоластики и богословия. 2. перен. Изворотливость в защите ложных, сомнительных положений (неод.). | прил. казуистический, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
Казуистика — теория искусства применять к отдельным случаям (казусам)общие религиозные, нравственные или юридические принципы, бесспорные посуществу, но далеко не всегда поддающиеся непосредственному приложению котдельным жизненным явлениям. Большинство этих… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Что такое казуистика
Атипичность
Особенность судебно-медицинской экспертизы и ее взаимосвязь с казуистикой – это крайне интересное явление. Исследования экспертов касаются множества различных областей исследования, начиная от травматологии и заканчивая танатологией или идентификацией личности. И хотя набор средств для исследований, в общем-то, одинаковый для всех, и является ограниченным, количество исследуемых случаев никогда не бывает идентичным. Это обуславливается особенностью индивидуальности различных субъектов, участвовавших в определенном деле, случае
Потому важно, чтобы работник, выполняющий анализ всех факторов ситуации, был крайне внимательным и пытливым. Всесторонний и полноценный осмотр различных объектов исследования, их сбор и разбор по частям, обобщение и многое другое позволяют создать четкую картину произошедшего, а также отыскать недостающие элементы, относящиеся к делу
Казуистика. Примеры употребления
Полноте, Клеопатра Сергеевна, казуистикой ни себя нельзя ни в чем убедить, ни другим ничего доказать! А.Ф. Писемский. «Ваал» (1873)
— Алешка, Алешка, каково! Ах ты, казуист! Это он был у иезуитов где-нибудь, Иван. Ах ты, иезуит смердящий, да кто же тебя научил? Но только ты врешь, казуист, врешь, врешь и врешь. Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы» (1880)
И ясный смысл Христовой заповеди, выражавшейся в реальном факте любви и милосердия, был и всегда будет сильнее запутанной казуистики всяких начетчиков.В.Г. Короленко. «В голодный год» (1907)
Полагаясь на свою незаурядную казуистику, он надеялся на глазах всего мира показать, что белое ничем не отличается от черного.Л.Д. Троцкий. «Моя жизнь» (1929-1933)
— Не пытайтесь поймать меня вашей казуистикой, — вдруг рассердилась Семибратова.И. А. Ефремов. «Лезвие бритвы» (1959-1963)
— Я не могу вам ответить, Говорун, — сказал Федя, — но должен признаться, что мне неприятно вас слушать. Во-первых, я не люблю, когда хитрой казуистикой опровергают очевидные вещи, а во-вторых, я все-таки тоже человек.Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. «Сказка о Тройке» (1967-1968)
К началу 70-х годов и во ВНИИТЭ пришло это неписаное правило начинать любую научную работу или даже статью со слов: «Как сказал Леонид Ильич Брежнев в своем докладе на…» Стали обязательными ссылки на классиков цитаты, идеологические обоснования и прочая советская казуистика, которая чаще всего прилеплялась механически к авторскому тексту, и все это понимали.Алексей Козлов. «Козел на саксе» (1998)
Он был должностным лицом. Кто-то скажет: какая разница — это же казуистика, пустая формальность. Но право, по самой своей сути, формально. Либо мы действуем строго по букве закона, либо пышным цветом расцветает беззаконие. Анатолий Кучерена. «Бал беззакония» (2000)
Пока в юридической казуистике путаются не только рядовые избиратели, но и профессиональные юристы, в республике бурно цветут «грязные избирательные технологии». Александр Садчиков. «Суд заступился за алмазного короля. К выборам у прокурора появился конкурент» // «Известия» (2001)
Казуистика в судебной практике
Как правило, когда речь идет о казуистике, то в сам термин вкладывают понятие чего-то необычного, атипичного и редкого. Судебно-медицинская казуистика – форма экспертизы, которая не является, в данном случае, исключением.
Работа судмедэксперта часто преподносит ему ряд эксквизитных случаев. Подобные ситуации представляют большой интерес для специалистов, так как они включают в себя множество атипичностей. Изучение редких случаев требует неординарного подхода к поиску ответа на логически обоснованный, поставленный вопрос.
Информация о решении сложных следственных вопросов с использованием специфических возможностей судебно-медицинского эксперта часто становится достоянием широких кругов различной аудитории. Однако обнародование подобных данных часто не способно удовлетворить взыскательных читателей. Это обуславливается запоздалыми публикациями, неверно расставленными акцентами или нечетко изложенной сутью и содержанием интриги. К тому же, крайне редко раскрываются все детали творческой работы лабораторного специалиста. Продукт процесса размышления такого работника, со всеми его сомнениями, рождением экспертных фактов и т. д., тем более, не упоминаются. А для лучшего ознакомления с ответом на вопрос о том, что это – казуистика, было очень полезно, если бы умозаключения и рассуждения эксперта фиксировались, и с ними можно было ознакомиться. Именно прямой анализ подобной информации дал бы возможность людям лучше понять процесс исследования и лучше осмыслить саму казуистику.
Понятие инсинуации
Отвечая на вопрос: «казуистика – что это такое?», важно будет упомянуть о понятии инсинуации. Эти термины взаимосвязаны между собой и представляют некую противоположность друг друга
Инсинуация – злостное вымышленное событие или псевдофакт, попытка внушить негативные мысли, а также скрытое подстрекательство и преднамеренная констатация фальшивых сведений. Также, это понятие включает в себя желание и попытку выставить мысли оппонента в дурном свете, который сможет нанести ему определенный ущерб или опорочить его. Чаще всего, инсинуация применяется тайно, например, посредством намеков или с использованием психологических приемов.
Казуистика и инсинуация лежат по разные стороны закона, если речь идет о судебной и юридической практике. Целью инсинуации является подрыв доверия в слушателях, относительно объекта инсинуации. Другими словами, человек, применяющий ее, старается доказать несостоятельность доводов и фактов противника.
Богословие
У средневековых схоластов (теологов и юристов) казуистика представляла собой особый диалектический приём, при помощи которого какой-либо религиозный, моральный или юридический вопросы разбиваются на бесчисленное множество мелких деталей и случаев, и, вместо решения вопроса в принципе, стараются войти в тончайший и исчерпывающий анализ всех возможных, и мысленно представимых, случаев. В диалектической казуистике особенно отличались иезуиты. С тех пор в теологии под казуистикой стали понимать и учение о степени греха применительно к различным обстоятельствам. Казуистика стала (особенно в католицизме) теорией «казусов совести», регулирующей конфликты между различными нравственными обязательствами человека, когда необходимо определить приоритет одного из них перед другим в конкретных сложных обстоятельствах.
Юридическая, религиозная и медицинская казуистика
Слово происходит от латинского casus — случай. Изначально термин «казуистика» не имел отрицательного смысла.
В юриспруденции казуистика — это применение одной статьи закона к различным случаям. Анализ случая (казуса) позволяет дополнить недостающие в законодательстве нормы, создать правовой прецедент.
В медицине казуистика — это отдельное наблюдение болезни или травмы, представляющее научный и практический интерес ввиду его редкости.
В средневековой христианской философии казуистика — это подведение частных случаев под общие догматические положения, наука о разрешении конкретных моральных проблем, о «степени греха» в том или ином случае. В казуистике особенно преуспели иезуиты.
Со временем слово «казуистика» стало употребляться в переносном смысле, как неодобрительное обозначение попыток исказить факты с помощью «ученых» уловок и рассуждений. Выражение «иезуитская казуистика» означает совсем уж изощренное крючкотворство.
Значение слова казуистика
Словарь Ушакова
1. Теория абстрактно-логического применения к отдельным частным случаям общих догматических положений в католическом богословии и средневековой юриспруденции.
2. перен. Изворотливость (б.ч. недобросовестная) в доказательствах ложных или сомнительных положений. Не верю я, всё это одна казуистика.
3. Совокупность клинических наблюдений над историей одной и той же болезни у нескольких пациентов (мед.).
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(см. Казуальность) — часть науки о морали, которая устанавливает поведение в определенных условиях и событиях; в переносном смысле — ловкость, изворотливость в доказательствах (обычно ложных или сомнительных положений); крючкотворство.
Культурология. Словарь-справочник
(от лат. casus — случай, казус), формализованная система прикладной морали, рассматривающая сложные случаи коллизии нравственных обязанностей по типу анализа правовых «казусов» в юриспруденции. Для К. характерна сложная техника определения тяжести вины («смертные» и «простительные» грехи); особое внимание уделяется спорным зонам на границе дозволенного и недозволенного. Зарождение и развитие К. обусловлено пониманием нравственности в буквальном смысле слова как «нравственного закона» (обязательного и обязывающего с объективной действительностью юридического закона), данного раз и навсегда (меняются лишь его приложения) и универсального. Когда архаическая регламентация жизни обычаем как непосредственно данным единством морали и права отходит в прошлое, ориентация человека в усложнившемся социальном бытии обеспечивается заново уже искусственными средствами системы и метода, в основном — индукции и аналогии, при помощи которых К. стремится заранее учесть все многообразие жизни, предвидеть неожиданности и создать практически осуществимое равновесие между требуемым и возможным. Лишь в своих вырождениях К. доходит до циничной «растяжимости» нравственных норм, но дух ригористического максимализма ей чужд всегда; один из ее принципов — «никто не обязывается к невозможному» (ad impossibile nemo tenetur). Ее цель — создать (посредством выведения из несомненных исходных тезисов все более дифференцированных положений) такую разветвленную интерпретацию долженствующего, в которой можно было бы найти указания для любой конкретной ситуации (метод, характерный для целого ряда областей знания, достигших классической формы еще до подъема новоевропейской научности, — напр., для логики Аристотеля, геометрии Евклида, римского права, литературной теории античной и средневековой риторики и т. п.).
Элементы К. не чужды ни византийской, ни древнерусской традиции православия (жанр авторитетных «ответов» на вопросы, касающиеся бытового поведения верующего, «Заповедь ко испо-ведающимся сыном и дщерем»); однако К. в узком смысле специфична для католицизма, где получает уникальное развитие, начиная со зрелой схоластики (Раймунд из Пеньяфорта, ок. 1180-1275, «Сумма о казусах»); сам термин «К.» заимствован из католического обихода. Для католической К. характерен синтез античного морализма (влияние Аристотеля, Цицерона, концепция «естественного закона») и навыков римского правового мышления с традицией толкования авторитетных текстов (Библия, сочинения Отцов Церкви, церковные определения) и согласования авторитетных мнений. В XVI-XVII вв. в центре полемики оказывается К. иезуитов, отличавшаяся особым вниманием к намерениям и мотивам действующего лица, к степени его осведомленности о характере его собственных действий и т. п., а также т. н. пробабилизмом — учением о том, что в сомнительных случаях дозволено следовать простой вероятности (Г. Бузенбаум, 1600-1658). Не только опасные стороны этой теории, но и принцип К. как таковой вызвал горячий протест Паскаля («Письма к провинциалу», 1656). Столетием позже явилась самая стройная, разработанная и уравновешенная система К. — «Моральная телогия» А. М. ди Лигуори (1696-1787); она основана на принципе пробабилизма, согласно которому при отсутствии непреложных критериев человек обязан следовать наиболее вероятной точке зрения. В кругу католического вероучения Лигуори оставался непререкаемым авторитетом до последнего времени. Европейская культура в целом отвергла К. Сам термин «К.» приобрел негативный смысл как обозначение пустого формализма в морали.
Католическая Энциклопедия
(от лат. casus — случай) — часть нравственного богословия, применяющая общие богосл. принципы к частным случаям и разрешающая возникающие при этом проблемы; в широком значении — метод рассмотрения отд. случаев в их связи с общими принципами.
Задача К. в богосл. сфере состоит в том, чтобы помочь человеку найти ответ на нравственный вопрос, указав, почему конкретное решение является обязательным или, по крайней мере, наилучшим из возможных в данной ситуации. Выделяют 2 осн. функции совр. К.: прецедентную и практическую. Прецедентная К. занимается иллюстрированием абстрактных принципов нравственного богословия конкретными примерами. Сборники подобных примеров используются при обучении будущих священников. В задачи практической К. входит изучение нравственных проблем частной жизни, результаты которого суммируются в трактатах по нравственному богословию. Поскольку практическая К. является нормативной дисциплиной, она призвана не только прояснять христ. принципы в теории, но и применять их к реальной жизни, пытаться воплощать христ. идеал в личной, семейной и социальной сферах человеч. деятельности.
В ранней Церкви К. развивалась прежде всего в трудах Оригена, Климента Александрийского и Августина. Осн. обсуждаемые вопросы касались допустимости для христиан воен. службы у рим. императоров-язычников, поведения во время гонений на христиан и т.д. В этот период элементы К. встречаются также в постановлениях некоторых соборов (Карфагенского собора 251, Арелатского собора 314 и др.).
С VI по XII в. развитие К. было тесно связано с практикой индивидуальной исповеди. В помощь духовникам создавались т.н. пенитенциалы — перечни грехов и наказаний за них. После IV Латеранского собора (1215), на котором ежегодная исповедь и причастие были признаны обязательными, изучение вопросов, связанных с К., значительно активизировалось. Начиная с Фомы Аквинского и Бонавентуры члены монаш. орденов доминиканцев и францисканцев уделяли большое внимание разработке теор. аспектов К. в рамках общих курсов права и богословия. В сер. XIII в. исп. доминиканец Раймунд Пеньяфортский написал Summa de casibus poenitentialibus (Сумма о случаях покаяния) — казуистическое руководство для духовников. Сумма. разделена на 4 части и включает систематизированные фрагменты из соч. предыдущих авторов, разрабатывавших темы грехов и исповеди. Вслед за Раймундом Пеньяфортским подобные руководства стали писать мн. др. авторы, и уже к кон. XIII в. они практически полностью вытеснили пенитенциалы.
Период с нач. XVI в. до сер. XVII в. стал временем расцвета К. Поскольку на Тридентском соборе были приняты новые правила исповеди, для всех лиц, обучавшихся в семинариях, был введен обязательный курс вопросов совести (casus conscientiae), учебником по которому стало соч. Institutiones theologiae moralis (Основы нравственного богословия), представляющее собой расширенный и дополненный теор. рассуждениями вариант более раннего трактата Summa confessorum (Сумма для исповедников). В сер. XVII в. в трактовке К. определились две противоположные позиции: механистическая и теоретическая. В первом случае К. понималась как сугубо прикладная дисциплина, задача которой заключается в составлении перечня человеч. грехов и вопросов совести. При этом терялось нравственное содержание К. Теор. понимание К. вело к тому, что она превращалась в своеобразную гимнастику для ума: казуисты изобретали все более и более невероятные ситуации и искали пути их решения. Большое значение приобрели споры о том, является ли соответствующий грех смертным (mortale) или простительным (veniale). В процессе обобщения и систематизации имеющихся вопросов совести обнаружилось крайнее разнообразие мнений, высказанных в разное время, и потому особое значение приобрела классификация этих мнений. Различались мнения бесспорные, более и менее безопасные, правдоподобные, более и менее правдоподобные, лаксистские (лаксизм) и т.п. Это породило неск. осн. теорий, развивавшихся в общем русле К. и трактовавших, какого мнения следует придерживаться в той или иной ситуации. Среди этих теорий выделяют тутиоризм, пробабилиоризм, эквипробабилизм и пробабилизм. Сторонники тутиоризма (от лат. tutior — более безопасный) утверждали, что при наличии более безопасного мнения (opinio tutior) нужно следовать именно ему, хотя менее безопасное мнение и было бы более правдоподобным. Пробабилиоризм (от лат. probabilior — более правдоподобный) предполагал, что более безопасному мнению можно следовать и тогда, когда оно менее правдоподобно, а менее безопасному — только тогда, когда оно более вероятно, чем предыдущее. Эквипробабилизм (от ср.-век. лат. aequiprobabilis — равновероятный) предписывал, что менее безопасному мнению можно следовать не только тогда, когда оно более вероятно, но и тогда, когда оно одинаково вероятно с мнением более безопасным. Пробабилизм (от лат. probabilis — вероятный, правдоподобный) предусматривал следование менее безопасному мнению и тогда, когда оно менее вероятно. Излишняя теоретичность К., не отвечавшая нуждам рядовых христиан, вызвала резкую критику в ее адрес со стороны мн. просвещенных людей того времени, в т.ч. Б. Паскаля.
Разрыв между реальностью и теорией в целом сохранялся в К. до 1-й пол. XX в. Исключением были труды и деятельность Альфонса Марии де Лигуори, сочетавшего теорию нравственного богословия с его практикой. В XIX в. К. по-прежнему составляла часть нравственного богословия, входившего в программу семинарий. В связи с реформой семинарского образования, предпринятой на II Ватиканском соборе (ср. декрет о подготовке к священству Optatam totius), К. утратила свою актуальность и более не входит в учебные программы катол. учебных центров.
Лит-ра: Суворов Н. Казуистика и пробабилизм // Юридический вестник 3 (11) (1889), 466–492; Dollinger I. von, Reusch H. Geschichte der Moralstreitigkeiten in der rЪmisch-katholischen Kirche seit dem sechszehnten Jahrhundert mit BeitrКgen zur Geschichte und Charakteristik des Jesuiten-Ordens. NЪrdlingen, 1889. 2 Bd.; Dublanchy E. Cas de conscience et casuistique // DThC 2, 1815–20, 1860–77; Tarocchi I. // EC 3, 981–983; Hamel E. Valeur et limites de la casuistique // Sciences ecclОsiastiques 11 (1959), 147–173; Idem. // NCE 3, 195–197.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. Подведение частных случаев под общую догму.
2. Изворотливость, ловкость в доказательстве сомнительных или ложных положений (переносн.).
* ► Мало того, свою собственную казуистику выдумаем, у иезуитов научимся на время, пожалуй, и себя сами успокоим. // Достоевский. Преступление и наказание // *
Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
изворотливость в доказательстве ложных или сомнительных положений. Обычно производит плохое впечатление и вызывает недоверие; поэтому лучше воздерживаться.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Изучение запутанных юридических дел (казусов), в частности связанное с их моральной оценкой.
С легкой руки Паскаля слово «казуистика» стало в основном употребляться в уничижительном контексте, но причиной этого были злоупотребления, допускавшиеся юристами-иезуитами. Именно они стремились превратить казуистику в набор лицемерных оправданий, удобных софизмов, трусливых уловок, служащих одной цели – во что бы то ни стало доказать собственную невиновность. На самом деле человеку, исполняющему свой долг, вовсе не требуется вдаваться в столь мелкие детали и проводить столь глубокий анализ. С другой стороны, нельзя не признать, что и нравственный закон не может считаться самодостаточным. Он должен применяться к конкретным случаям, а здесь не обойтись без осмысления и опыта. Именно эту задачу и решает казуистика в хорошем смысле слова – своего рода прикладная мораль и воспитание суждения.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG casuistry)
приложение этических правил и норм к отдельным случаям или обстоятельствам для руководства сознанием или поведением. Эта традиция обнаруживается в Новом Завете (Мк. 2:23-28; Лк. 20:20-26), римском католицизме и протестантизме в учении об «обстоятельствах совести».
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
КАЗУИСТИКА, и, ж. (книжн.).
1. Подведение частных случаев под общую догму как приём средневековой схоластики и богословия.
2. перен. Изворотливость в защите ложных, сомнительных положений (неодобр.).
| прил. казуистический, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Казуистика — возникшая в средние века богословская дисциплина, с целью применять общие нравственно-богословские законы к конкретным случаям и разрешать возникающие в таких случаях вопросы совести (casus conscientiae). Напр., спекулятивная теология устанавливает, что должно освящать воскресный день, воздерживаясь от обычных работ; К. указывает, при каких обстоятельствах эти работы могут считаться дозволенными, а равно и то, составляет ли то или другое нарушение правила о воскресном отдыхе смертный или простительный грех. До XVI ст. К. излагалась обыкновенно в форме практических указаний для духовников, переставших с XII в. руководствоваться разными пенитенциалами, явившимися раньше этого времени. Одним из обширнейших и наиболее распространенных казуистических руководств для духовников была Summa испанского доминиканца Раймунда де Пеннафорте. С XVI ст. в большей части казуистических сочинений обнаруживается стремление поставить К. в более тесную связь с теоретической теологией; решению отдельных казусов казуисты предпосылают краткое изложение общих принципов, причем, однако, казуистический элемент остается главным. К. разрабатывали те монашеские ордена, которым по преимуществу предоставлена была исповедная практика; до XVI ст. — главным образом доминиканцы и францисканцы, а с XVI в. — иезуиты. При многовековой казуистической обработке морали обнаружилось крайнее разнообразие мнений по различным вопросам, вследствие чего большое значение получила классификация этих мнений. Различались мнения несомненные, правдоподобные, более правдоподобные и менее правдоподобные, затем мнения более безопасные и менее безопасные. Разъяснение этих терминов см. в ст. Иезуиты. В связи с этими различениями развились в К. следующие теории. 1) Туциоризм : должно следовать более безопасному мнению (opinio tutior), даже и тогда, когда менее безопасное мнение (opinio minus tuta) есть правдоподобнейшее (probabilior). Другими словами, в случае сомнения относительно нравственной дозволенности действия, должно воздержаться от него. Эта теория, в смысле общего морального правила, отвергнута большинством зап. теологов, как слишком ритористическая. 2 ) Пробабилиоризм : более безопасному мнению можно следовать и тогда, когда оно менее вероятно; менее безопасному мнению можно следовать только тогда, когда оно более вероятно, чем противоположное. 3) Эквипробабилизм : менее безопасному мнению можно следовать не только тогда, когда оно более вероятно, но и тогда, когда оно одинаково вероятно с мнением более безопасным. 4) Пробабилизм : менее безопасному мнению можно следовать даже и тогда, когда оно менее вероятно. Подробнее о пробабилизме, первым представителем которого был доминиканец Варфоломей де Медина (1577) и который нашел ревностных поборников в лице иезуитов — см. Иезуиты.
Значительную роль в казуистической обработке морали играет различение трудных и легких для исполнения законов, трудных и легких обязанностей, больших и малых преступлений, смертных и простительных грехов. При односторонне-формальном логическом направлении мышления, казуисты легко впадают в искушение заняться возможно ловким сочетанием посылок для получения из них неожиданно ловкого вывода и, подкрепляемые и вдохновляемые логикой и приемами римского права, ударяются в бесплодные тонкости. В XVI и XVII в. К усердно разрабатывали и протестантские богословы (Вильгельм Амезиус, Балдуин, Буддей), но они не так вдавались в подробности, как католики, не делали такого механического различия между смертными и простительными грехами, как католические казуисты, пробабилизм допускали только отчасти, а так назыв. внешнее правдоподобие (probabilitas extrinseca) и вовсе не допускали.
Ср. Н irscher, «Ueber das Verhältniss des Evangeliums zu der theologischen Scholastik» (1823); Döllinger und Reusch, «Geschichte der Moralstreitigkeiten in der röm.-kathol. Kirche» (Нердл., 1889); H. Суворов, «К. и пробабилизм» («Юридич. Вестн.» 1889, № 11).