Кэб это что за транспорт
История лондонского такси
Предшественниками профессиональных автоперевозчиков были экипажи «hackney» с впряженными в них конями. Дословный перевод с английского – наемная лошадь. Первая информация о hackney датируется 1588 годом, когда к-н Бэйли построил 4 экипажа.
Через пару столетий по Лондону разъезжали тысячи таких повозок, на которых перемещались по столице представители английского высшего света.
В 1823 году появился новый тип повозки – кабриолет, количество посадочных мест – 2.
Он был более маневренным, чем предшественник, да и его скорость была выше. Лондонцы начали его называть сокращенно: «cab». В XIX веке на улицах Лондона появляется еще два типа экипажей: «hansom» и грузный «growler».
Последний из них был отправлен в Музей Транспорта весной 1947 года.
Первые автомобили-кэбы в Лондоне
Первые экипажи без лошадей в Лондоне появились в конце XIX века, в движение они приводились посредством электродвигателя, называли их «Berseys»
. К 1887 году таких насчитывалось около 25 экземпляров, а уже в 1898 году их количество увеличилось в 2 раза. Они часто ломались, поэтому к началу XX века были полностью вытеснены с лондонских улиц обычными экипажами.
Следующие моторизованные такси в британской столице ездили на бензине, а их создателями были французы. Одновременно с продукцией «лягушатников» на транспортный рынок попытались пробиться американцы, предложив Ford BS, которые в Лондоне не прижились. В дальнейшем пассажиры столицы ездили на кэбах фирмы Unic, их насчитывалось больше 500.
Стандарты и традиции лондонского такси
Лондонский индивидуальный пассажирский транспорт еще с прошлого века выглядел в запатентованном в 1906 году стиле motor cab, уже на следующий год после появления на дорогах столицы этих машин водителей обязали установить на них счетчики. Транспорт получил название «taxicab», а позднее – просто «такси».
В двадцатых годах прошлого века популярность этого средства передвижения в Лондоне снизилась, так как резко поднялись цены на проезд и бензин. Значительно уменьшилось количество выпускаемых машин во время Первой Мировой. Когда она закончилась, уцелевшие экземпляры этих кэбов были распроданы с аукциона по заоблачным ценам.
После окончания войны производством кэбов занялась компания William Beardmore & Co Ltd, наладив выпуск автомобилей повышенного комфорта,
прижившихся во многих столицах других государств.
Назывались они «Rolls-Royce cab». В 1923 году была выпущена усовершенствованная версия этой модели MK 2.
В это же время выпуском такси занялась фирма Citroen. Она производила двухместные машины, позволившие снизить стоимость проезда.
На протяжении всего этого периода стандарты, принятые в 1906 году, оставались актуальными, назывались они «Условия Пригодности». Несколько позже были внесены изменения для транспорта, курсирующего по Лондону. Как раз тогда появилась новая модификация MK 3, за короткий срок завоевавшая любовь столичных жителей.
Тут на рынок вышла фирма Austin cab, автомобиль, созданный фирмой назывался «High Lot»,
он был удобен тем, что при посадке джентльменам не надо были снимать цилиндр. Компания продержалась достаточно долго, новую модель она создала в 1934 году. Этот автомобиль быстро стал популярным, его по достоинству оценили и таксисты и пассажиры. Фирма Austin еще долгое время фактически была монополистом на рынке кэбов, вытеснив с него другие компании.
Лондонское такси во время Второй Мировой и после нее
Когда Гитлер затеял Вторую Мировую, выпуск кэбов был приостановлен. За несколько лет большая часть столичного парка такси была уничтожена. По окончании войны Англии были нужны новые машины, и в 1947 году начался выпуск кэба «Oxford»,
созданного инженерами Morris-Commercial.
Вновь на улицах появляются автомобили марки Austin, они вытеснили Оксфорд. В первоначальном варианте модель FX3 была оборудована бензиновым двигатели,
позднее его заменил дизельный (в 1952), изготовленный Ferguson. Лишь в 1954 году специалисты Austin установили двигатель собственного производства объемом 2,2 л. Еще через некоторое время появилась версия FL1, имевшая вид лимузина.
Современное лондонское такси
Сейчас по улицам Лондона ездят такси модели FX4,
в 1997 году прошедшие модернизацию. На них установлен двигатель от «Нисан» TD27. Последнее изменение в этой отрасли в Лондоне состоялось в 2006 году, когда на улицах появилась комбинация TX4 и TXII.
Сейчас такси для британской столицы производит фирма LTI совместно с китайской компанией.
Наиболее востребованы перевозки пассажиров из столичного аэропорта в город и обратно, а также по Лондону. Официально и сейчас трансфер путешественников совершается посредством кэба, ставшего мировой легендой. Именно этому типу машин принадлежит привилегия брать пассажиров прямо на улицах. Желающим прокатиться достаточно для остановки всего лишь поднять руку.
Кэб это что за транспорт
Содержание
Разновидности
Хэнсомовский кэб
Хэнсом (англ. hansom ) — наиболее известная разновидность кэба, назван в честь изобретателя, Джозефа Алоизиуса Хэнсома. Это — двухместный двухколёсный экипаж. Изобретатель старался сделать наиболее компактную конструкцию с как можно более низким центром тяжести. Благодаря этим качествам хэнсомовский кэб позволял добиться большой скорости и манёвренности. Кучер располагался сверху-сзади. Вожжи пропускались через специальные скобы на крыше.
Бруэмовский кэб
Кэб, изобретённый Генри Бруэмом был более комфортным, но значительно большим по размеру. Он имел 4 колеса, кучер располагался спереди. Колёса подвешивались на рессорах. Такой кэб выбирали более состоятельные пассажиры.
Кэб в культуре
Кэб как наёмный экипаж в Лондоне XIX века многократно упоминается в произведениях Артура Конан-Дойла о Шерлоке Холмсе. Так, один из главных героев первой истории о Холмсе, повести «Этюд в багровых тонах», работал некоторое время кэбменом, и именно эта часть его биографии привела к его поимке.
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Кэб» в других словарях:
КЭБ — (англ. cab). Двухколесный экипаж, род кабриолета в одну упряжку. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЭБ маленькая двухколесная карета в Англии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка
КЭБ — (или кеб), кэба, муж. (англ. cab). В Англии извозчичий одноконный экипаж. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
кэб — кеб Словарь русских синонимов. кэб сущ., кол во синонимов: 1 • кеб (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
кэб — см. Кеб … Энциклопедический словарь
КЭБ — Московский КЭБ КЭБ Московский клуб энтузиастов биотранспорта с 1986 http://www.etracab.ru/ Москва, организация, транспорт КЭБ Классик эконом банк http://akbkeb.ru/ банк., г. Владикавказ, организаци … Словарь сокращений и аббревиатур
кэб — а; м.; см. кеб … Словарь многих выражений
Кэб Кэллоуэй — Cab Calloway Основная информация Имя при рождении Cabell Calloway III … Википедия
КЭБ-СИГНАЛ — повторитель путевого сигнала в будке машиниста локомотива. На жел. дор. сети СССР применяется оптический К. с. в виде небольшого светофора совместно с непрерывным автостопом, сигнализирующий в будке машиниста теми же основными цветными огнями и в … Технический железнодорожный словарь
Кэллоуэй, Кэб — Кэб Кэллоуэй Основная информация Имя при … Википедия
Последняя модель такси, выпускаемая London Taxi Company называется TX4. Их выпускают с 2007 года. По нормативу машины могут служить в качестве такси не более 15 лет, что значит вскоре весь парк будет именно TX4. Хотя уже вроде ведётся разработка TX5.
Эти машины начинают закупать и для других стран мира. Например, они служат в Бахрейне, Баку, Лас-Вегасе, Сингапуре и Оттаве. Чем же они так хороши?
Во-вторых: салон этих машин невероятно просторен. Тут высокие потолки и низкий пол. На дверцах есть многочисленные ручки, чтоб пассажир мог держаться во время движения, посадки и выхода. На заднем сидении без проблем сядут в ряд три взрослых человека.
А если вдвоём едешь, можно вообще вальяжно развалиться. В кэбах полно места для ног, так как они специально построены под пассажиров. Это отличает их от большинства других такси мира, которые используют обычные легковые машины (типа Фордов и Тойот), отдающие приоритет обитателям передних сидений.
На перегородке между водителем и салоном есть ещё два откидных сидения, где с удобством могут разместиться ещё два пассажира. Всего в салон влезает пять человек. Таксисты не берут пассажиров на переднее сидение.
Жители Лондона называют свои такси «чёрными кэбами» («black cabs»). Это прозвище пошло ещё с XIX века, когда кэбы были повозками, а водители кучерами (помните, на таких Шерлок Холмс любил кататься по своим делам.) Несмотря на «чёрный» в старом названии, машины могут быть любого цвета. Иногда на них клеят яркую рекламу.
Транспорт: кэбы и наемные экипажи
Транспорт: кэбы и наемные экипажи
Ну что ж, пришло время отправляться на место преступления, а по пути познакомиться с транспортом викторианского Лондона. Чаще всего Шерлок Холмс пользовался наемными каретами — кэбами. Первые 12 двухколесных наемных кабриолетов появились в Лондоне в 1823 году, и в течение пяти лет слово «кэб» — сокращение от «кабриолет» — стало обычным в обиходе лондонцев.
Обычно кэб представляется в виде двухколесного экипажа с кучером наверху, однако этот вид кэбов не был единственным и возник сравнительно поздно. Первые кэбы представляли собой экипаж со складным кожаным верхом, который поднимали или опускали в зависимости от погоды. Кабриолет был достаточно велик, чтобы вместить сидевших внутри в ряд кучера и двух пассажиров. Однако быстро выяснилось, что в дождливую погоду при встречном ветре поднятый верх создавал слишком сильное сопротивление движению лошади, и от его использования отказались. Другой, более поздней разновидностью, был кэб, в котором помещался только один пассажир, и поэтому откидной верх был значительно уменьшен. Для кучера рядом с пассажиром было устроено отдельное узкое сидение. Эти кэбы можно видеть на иллюстрациях Крукшенка к ранним книгам Чарльза Диккенса. В одной из глав «Очерков Боза: Картинки с натуры» (1836) Диккенс описывал посадку и высадку из такого кэба:
«Есть люди, которые жалуются, что влезать в кэб очень трудно; другие утверждают, что вылезать еще того хуже; по нашему мнению, такие мысли могут зародиться лишь в развращенном и озлобленном уме. Посадка в кэб, если она проделана с изяществом и вкусом, — зрелище чрезвычайно эффектное. Начинается оно, — как только вы подходите к стоянке и подымаете глаза, — с пантомимы, в которой участвуют все восемнадцать извозчиков, поджидающих седоков. Потом очередь за вами — вы исполняете свой балетный номер. Четыре кэба, готовые к услугам, уже покинули стоянку, и резвые лошади показывают высший класс, приплясывая в водосточной канаве под скрежет колес о край тротуара. Наметив один из кэбов, вы устремляетесь к нему. Прыжок — и вы на первой ступени подножки; полуоборот направо — и вы на второй; затем вы плавным движением ныряете под вожжи, одновременно поворачивая туловище влево, — и дело сделано. О том, куда и как садиться, можно не думать: фартук одним ударом водворит вас на место, и — поехали!
Уличное движение у Холборн-Виадук. Гюстав Доре, из книги „Паломничество“. 1877
Ранняя разновидность кэба с кучером, сидящим сбоку от пассажиров. Иллюстрация Дж. Крукшенка к „Очеркам Боза“ Чарльза Диккенса. 1836
„Говорят, владельцы кэбов купили несколько лошадей из шоу Буффало-Билла“. Рисунок из журнала „Punch“. 1892
Насколько нам известно, не было случая, чтобы извозчичья лошадь прошла три мили кряду, ни разу не упав. Ну и что ж? Тем веселей. В наше время нервных расстройств и всеобщей душевной усталости люди готовы даже дорого заплатить за любое развлечение; а уж дешевле этого и не найдешь».
Другая ранняя разновидность наемного экипажа — парный двухколесный кэб-трибус на трех пассажиров. Рисунок из газеты «The Illustrated London News». 1845
Еще один вариант кэба, прозванный «коробкой для пилюль» (pill-box cab), имел закрытый корпус, кучера, сидевшего впереди на крыше, и дверь сзади. «Иллюстрированные лондонские новости», излагая в 1844 году краткую историю легкового извоза в британской столице, писали, что эта разновидность кэба, «казалось, была построена ни для чего иного, как ради позволения пассажиру безнаказанно обмануть кучера, выйдя втихаря». Существовали непродолжительное время двухколесные кабриолеты на трех и на четырех пассажиров, называвшиеся, соответственно, «трибас» (tribus) и «квартобас» (quartobus). Наконец, в 1834 году Джозеф Алоизиус Хэнсом, архитектор из Хинкли, графство Лестершир, получил патент на «безопасный кэб», постаравшись совместить в одной конструкции скорость с безопасностью. Чтобы добиться этого, требовалось сделать центр тяжести как можно ниже.
Хэнсомский кэб. Рисунок из газеты «The Illustrated London News». 1890
Оригинальный экипаж Хэнсома выглядел как квадратный ящик со слегка покатой крышей, на которой спереди сидел кучер. Пассажиры могли попасть внутрь через дверцы по обеим сторонам его ног. Колеса диаметром 2,3 м были высотой до крыши экипажа и вращались на коротких валах, которые выступали из кузова. Очень скоро Джозеф Хэнсом продал свои права на патент и ушел из извозного промысла, но «Компания хэнсомских кэбов» осталась.
В 1836 году конкурент «Компании хэнсомских кэбов» Джон Чапмен кардинально модернизировал экипаж. Он уменьшил высоту колес и установил более прочную изогнутую ось, огибавшую кузов снизу, а также перенес сидение кучера назад и устроил в крыше сдвигающееся окошко для переговоров с пассажирами. Вожжи кучера были пропущены через особые скобы в передней части крыши. Конструкция Чапмена была удобнее, чем та, которую предложил Хэнсом, но тоже имела свои недостатки: кэбмен со своего места мог видеть только уши своей лошади, а открытый спереди кузов, имевший только жесткий кожаный фартук для ног, слабо защищал пассажиров от дождя и ветра. Тем не менее, владельцы «Компании хэнсомских кэбов» поспешили купить у Чапмена права на его экипаж, и уже спустя несколько месяцев по улицам Лондона разъезжало полсотни кэбов новой конструкции. Хотя к этим кэбам Джозеф Хэнсом не имел практически никакого отношения, они сохранили за собой название хэнсомских (Hansom cab).
Хэнсомский кэб. Рисунок Сидни Паджета к рассказу «Картонная коробка». Журнал «The Strand Magazine». 1893
Вторая модификация хэнсомского кэба была произведена Фредериком Фордером из Вулвертгемптона в 1873 г. Он отказался от изогнутой оси в пользу более прочной и простой в изготовлении прямой оси, которая теперь проходила непосредственно под пассажирским сиденьем. Для этого задняя часть кузова ниже сидений была просто обрезана. Место кучера было поднято на высоту двух метров над землей. Это не только дало кэбмену лучший обзор, но и позволило идеально сбалансировать экипаж: вес тяжелых оглобель теперь уравновешивался весом кучера; лошадь теперь не так уставала и могла идти быстрее — новый кэб мог при благоприятных условиях развивать скорость до 15 миль в час. Спереди кузов имел высокое изогнутое крыло, позволявшее запрягать лошадь ближе к экипажу. Это крыло шло до высоты лошадиного крестца, чтобы защитить пассажиров от летевшей из-под копыт лошадей грязи. Фордер был первым, кто установил в дверном проеме кузова вместо фартука пару распахивавшихся деревянных дверок-створок, которые могли быть открыты только кучером с козел. Эти дверцы не открывались, пока через окошко в крыше седоки не оплачивали проезд. С точки зрения детектива, который должен вести постоянное наблюдение, этот экипаж был действительно предпочтительней всего. Кроме открытого спереди кузова, он имел также боковые окна, удобно расположенные прямо над колесами. Впрочем, если пассажиру требовалось уединение или шел дождь, спереди мог быть опущен кожаный занавес.
В качестве наемной кареты хэнсомы быстро стали популярными и заменили использовавшиеся до этого наемные экипажи, обычно бывшие изношенными донельзя каретами аристократии, а также вытеснили всех своих двухколесных конкурентов. Небольшой размер позволял хэнсомским кэбам сравнительно легко пробираться через запруженные повозками улицы, что делало их самыми быстрыми при езде по городу. Британский премьер-министр Бенджамин Дизраэли назвал их «гондолами Лондона». Хэнсомские кэбы часто нанимались светскими повесами и жуирами, но они не были особенно популярны среди дам. Было нелегко сесть в такой кэб, не запачкав платья о грязное колесо, и, что более важно, для дамы не было принято путешествовать в кэбе одной — во-первых, он считался слишком «быстрым» для этого, а во-вторых, видимо, из-за наличия только двух мест, сама поездка в одиночестве долгое время считалась для леди порочащей ее репутацию (впрочем, уже в 1882 г. журналист Джордж Сала писал об этом, как о делах давно минувших дней).
Опасности, подстерегающие даму при езде в хэнсоме, или любопытный кэбмен и любовное письмо. Рисунок из журнала «Punch». 1892
Интересно, что в русском путеводителе Николая Лагова, изданном в начале XX в., утверждалось, что хэнсомский кэб «небезопасен для седока, который рискует вывалиться на мостовую при первом неловком шаге лошади. Знаменитый Джой Чемберлен [имеется в виду Джозеф Чемберлен (1836–1914), министр торговли в 1880–86 г. — С. Ч.] едва не поплатился жизнью при одном таком случае с ним в Уайтхолле».
Практически одновременно с хэнсомскими кэбами появились четырехколесные кэбы (four-wheeler). Обязаны они своим происхождением Генри Бруму, 1-му барону Бруму и Боксу, лорд-канцлеру в 1830–34 гг., который разработал конструкцию изысканного уличного экипажа для джентльменов, воплощенную в жизнь в мае 1838 г. каретными мастерами Робинзоном и Куком с Маунт-стрит в Лондоне. Новый экипаж получил имя своего создателя и стал называться брумом (brougham). Брум был первым и величайшим новшеством нового века городских экипажей. Для него требовалась одна лошадь или две небольшие лошадки, и им мог управлять кучер без сопровождения другого слуги или форейтора, не подвергая при этом своего седока социальным насмешкам. Брум был очень популярен среди врачей за свою общую практичность, удобство и внешний вид, поскольку некоторые викторианские пациенты отдавали предпочтение тому или иному доктору более за выбор экипажа, чем за медицинский опыт. Им также предпочитали пользоваться для поездок в театр и оперу. Одним словом, брумы были наиболее любимыми городскими экипажами джентльменов среднего класса в Британии, и к началу XX в. именно они стали составлять основную массу наемных извозчичьих карет в Лондоне.
Брум. Рисунок из газеты «The Illustrated London News». 1890
Брум. Рисунок из журнала «The Idler». 1892
Внутри брума находилось сидение на двух человек, третий пассажир мог при необходимости сидеть снаружи рядом с кучером на козлах. Козлы были устроены спереди, прямо перед вертикальным обрезом корпуса, который имел окна не только сбоку, но и для обзора вперед. Сам корпус кожаными ремнями крепился к обычным эллиптическим рессорам (с 1845 года) между двумя парами равновеликих колес и располагался довольно низко над землей.
Мэлас и Латимер внутри четырехколесного кэба (или кареты). Рисунок Сидни Паджета к рассказу «Случай с переводчиком». Журнал «The Strand Magazine». 1893
Из брума развился еще один тип городского кэба, получивший название кларенс (clarence) в честь принца Уильяма, герцога Кларенса и Сент-Эндрю, позднее ставшего королем Вильгельмом IV. Его первый образец был показан в 1840 г. Он представлял собой увеличенный вариант брума с двумя сиденьями, расположенными друг напротив друга, предназначенный для перевозки четырех пассажиров. За оглушительный грохот, издаваемый обитыми железом колесами при езде по булыжной мостовой или щебенке, они были прозваны «громыхалами» (growler). Такие экипажи обычно нанимали группы более чем из двух человек: компании, отправляющиеся на пикник, матросы или солдаты, приехавшие в отпуск, молодожены из рабочего класса; часто кларенсы использовались для доставки в больницу пациентов, которых можно было везти только в горизонтальном положении. На кларенсе Холмс, Уотсон и мисс Мэри Морстон отправились к Тадеушу Шолто в «Знаке четырех».
К моменту появления в Лондоне Шерлока Холмса в 1878 г. в городе действовало 4142 хэнсомских кэба и 4120 кларенсов и брумов, которыми управляли 10 474 кучеров.
Вызвать кэб было довольно просто, не сложнее, чем теперь нанять такси. Можно было окликнуть проезжающий порожним кэб или подозвать его свистом, разумеется, если тот уже не стоял у обочины в ожидании седоков. Доктор Уотсон, видимо, предпочитал пользоваться модным извозчичьим свистком (cab-whistle), который тогда носили многие лондонцы. Причем их, видимо, не только носили с собой. Уже упоминавшийся путеводитель Лагова сообщал: «Большинство лондонских домов имеют особые свистки». Если вы свистнули в такой свисток один раз, то подъезжал четырехколесный кэб, если два — хэнсом. Можно было взять кэб на одной из извозчичьих бирж (близ Бейкер-стрит, в частности, имелась извозчичья биржа на Дорсет-стрит, и еще одна около станции подземки, работавшая с 11 часов утра до двух часов ночи).
Четырехколесный кэб-брум. Рисунок Сидни Паджета к рассказу «Установление личности». Журнал «The Strand Magazine». 1891
Первые извозчичьи биржи в их классическом для Лондона виде — со стоянкой, питьевыми колодцами для лошадей и домом для отдыха кэбменов — появились в 1875 году. Согласно полицейским правилам, биржа предназначалась исключительно для кэбов, содержатель биржи мог продавать извозчикам чай, кофе, хлеб и масло, но только в доме для кэбменов и согласно утвержденному тарифу. Он также должен был разогревать любую пищу, принесенную ими с собой, за что получал полпенни. Правилами запрещалось сквернословие, а кучера первых двух кэбов не должны были покидать свои экипажи (чтобы они всегда были готовы для найма). За каждый въезд на биржу извозчик платил один пенни, и полпенни всякий раз, когда его нанимали с биржи.
Вне биржи кучера должны были постоянно оставаться поблизости от своих кэбов, чтобы следить за лошадьми, и им ни под каким видом не позволялось отлучаться. Поэтому в Лондоне возникла традиция, по которой при нужде кэбмен мог законно помочиться на колесо кэба во время стоянки.
Расценки на услуги извозчиков были удивительно устойчивы, их не поколебала даже англо-бурская война, и за все время пребывания Холмса в Лондоне они практически не изменились. Кэб мог быть нанят по расстоянию или по времени, причем в последнем случае необходимо было предупредить кэбмена во время найма. Именно так должен был поступить Степлтон, когда следил за Холмсом в Лондоне.
Основой расчетов стоимости поездки являлась четырехмильная тарифная зона вокруг Чаринг-Кросса. Если Холмс нанимал кэб по расстоянию внутри этой зоны, первые две мили стоили ему 1 шилл., а каждая последующая или часть ее по 6 пенсов. А вот если он выезжал за пределы этой зоны, но не более чем на милю, цена сразу же возрастала до 1 шилл. за каждую милю маршрута. При езде более чем на милю от зоны каждая внутренняя миля стоила 6 пенсов, а миля, начиная с пятой — 1 шилл. Наем кэба вне этой зоны всегда стоил 1 шилл. за каждую милю или часть мили. Надо сказать, что наем по расстоянию был единственным случаем, когда можно было усмотреть какие-либо денежные выгоды при посадке в хэнсомский кэб, так как тут не делалось различия между четырех- и двухколесными кэбами. Извозчик не обязан был ехать больше шести миль с одним седоком.
Совсем другая ситуация была при найме экипажа по времени. Внутри четырехмильной зоны наем брума или Кларенса до 1 часа стоил 2 шилл., а хэнсом нанимался уже за 2 шилл. 6 пенсов. За каждую дополнительную четверть часа в бруме брали 6 пенсов, в хэнсоме — 8. Стоянка кэба при повременной оплате также была дороже для двухколесных кэбов: за каждые полные 15 минут простоя, неважно, стоял экипаж на одном месте или останавливался несколько раз, при найме внутри зоны в хэнсомах платилось 8 пенсов, а в четырехколесных кэбах только 6. Действовало также и правило четырехмильной зоны: при найме вне ее стоимость часа составляла 2 шилл. 6 пенсов, а за каждую дополнительную четверть часа или менее ее — 8 пенсов. При этом извозчик не обязан был ехать больше часа, и с 8 вечера до 6 утра на законном основании мог отказать седоку.
За каждое место снаружи экипажа уплачивалось 2 пенса, за каждого седока свыше двух — 6 пенсов, за каждого ребенка до 10 лет — 3 пенса.
Полицейский констебль и кэбмен. Рисунок из журнала «Punch». 1900
Английские путеводители по Лондону того времени (например, Словарь Лондона на 1888 год, выпущенный сыном Чарльза Диккенса) во избежание недоразумений при пересечении магического четырехмильного круга рекомендовали договариваться о размерах оплаты заранее (согласие заплатить больше законной таксы не рассматривалось как подлежащее обязательному выполнению, и сумма, уплаченная сверх таксы, могла быть потребована обратно). Если же извозчик, первоначально согласившись взять сумму меньше установленной таксы, при расплате требовал больше оговоренного, на него налагался штраф в 40 шиллингов (2 фунта). Некоторые, нанимая кэб, требовали у кэбмена персональную карточку, которую тот обязан был иметь согласно постановлениям комиссара полиции, после чего предлагали кучеру назвать свою цену, и тот, из опасения штрафа, ее не завышал. Если же договориться с кучером о плате заранее не удавалось, то рекомендовалось при пересечении границы четырехмильной зоны пересесть в другой кэб, либо расплатиться с кэбменом и нанять его снова.
В 1891 г. Вильгельмом Браном для упрощения расчетов были внедрены часовые механические счетчики-таксометры, и с этого времени кэбы получили название «такси-кэб».
Таблица с указанием таксы на проезд должна была быть вывешена в каждом кэбе как внутри, так и снаружи, и кучер обязан был иметь при себе для предъявления утвержденную книгу тарифов. В случае какого-либо спора между нанимателем и извозчиком наниматель мог потребовать отвезти его в ближайший столичный полицейский суд или в камеру мирового судьи, если жалоба могла быть разобрана заседающим магистратом без вызова свидетелей. А если полицейский суд или камера мирового судьи в это время были закрыты, то в ближайший полицейский участок, где жалоба записывалась и подлежала рассмотрению магистрата в ближайшее время.
Шерлок Холмс использовал кэбменов не только как извозчиков. Они могли оказать содействие в поисках подходящей гостиницы, послужить гидом по старинному студенческому городку и помочь сесть на нужный поезд.
Кроме собственно извозчиков в Лондоне можно было нанять карету или какой-нибудь другой вид экипажа — ландо, викторию или тот же брум — с кучером или без него на длительный срок. Например, фирма «Coupe et Dunlop Brougham Со.», располагавшаяся на Риджент-стрит, 14, предлагала конный экипаж по 7,5 шилл. за первые 2 ч и по 3,5 шилл. за каждый следующий; чтобы нанять карету для поездки в театр и обратно, надо было заплатить 9,5 шилл. Подобные услуги стали особенно популярны, когда был разрешен въезд не только собственных, но и наемных экипажей в публичные парки, и представители среднего класса, не имевшие возможности или необходимости держать собственный выезд, стали появляться на светских променадах в Гайд-парке и других местах. Но Холмс с Уотсоном едва ли прибегали к такому времяпрепровождению даже в лучшие годы жизни.
Со временем к описанным уже средствам транспорта прибавился автомобиль. Он стал выступать и в роли такси, и как частный экипаж. Мы знаем, что перед Первой мировой войной доктор Уотсон обзавелся своим автомобилем. Начало новому поколению средств передвижения было положено еще в 1897 г., когда на улицах Лондона появился первый безлошадный кэб, электрический экипаж Берси. В 1903 г. появился первый кэб с двигателем внутреннего сгорания, и только в 1947 г. была выдана последняя лицензия на гужевое такси.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Транспорт: омнибусы
Транспорт: омнибусы Но кэбы были не единственным общественным транспортом в Лондоне. Еще одним популярным средством передвижения были омнибусы. Хотя сам великий детектив-консультант не жаловал этот вид транспорта, его клиенты часто использовали омнибусы, так что было
Транспорт: конки и трамваи
Транспорт: конки и трамваи Ни трамваи, ни их предшественники — конно-железные дороги — в рассказах о Шерлоке Холмсе не встречаются. Только один раз, в «Чертежах лодки Брюса-Партингтона», детектив сравнивает изменение Майкрофтом Холмсом своего привычного маршрута с
Глава 8 РИМ — ЦАРЬ ГОРОДОВ Рост территории Рима. — Римский Форум. — Императорские форумы. — Метаморфозы города. — Цирки и амфитеатры. — Римские театры. — Термы и акведуки. Римское жилище: дома и наемные квартиры
Глава 8 РИМ — ЦАРЬ ГОРОДОВ Рост территории Рима. — Римский Форум. — Императорские форумы. — Метаморфозы города. — Цирки и амфитеатры. — Римские театры. — Термы и акведуки. Римское жилище: дома и наемные квартиры В основе античной цивилизации в целом, как греческой, так
ЭНЕРГИЯ И ТРАНСПОРТ
ЭНЕРГИЯ И ТРАНСПОРТ Независимо от того, куда вы едете, — это в гору и против ветра! Первый закон езды на велосипеде Здесь я объединил два вида расходов, которые наиболее чувствительны для кармана инвестора. Это расходы на энергию и транспорт.Дело в том, что уровни
Транспорт – это система
Транспорт – это система Мы слишком часто недооцениваем всей сложности выбора транспортной системы и видов транспорта, подходящих для той или иной урбанизированной территории. Сиюминутные проблемы в городах обычно решают за счет поочередного внедрения нескольких мер,
Частный транспорт, общественный транспорт и паратранзит
Частный транспорт, общественный транспорт и паратранзит Базовая классификация систем городского транспорта исходит из его функций, другими словами, опирается на типы его использования, доступность для пользователей и предоставляемые им услуги. Каждая из
Автобусный транспорт
Автобусный транспорт Автобусы – самый распространенный вид общественного транспорта. Их использование требует скромных инвестиций и минимальных подготовительных мероприятий. Предполагается также, что виды транспортных услуг, обеспечиваемых автобусами, могут быть
Экипажи. Санный путь
Экипажи. Санный путь Экипажи в XVIII в. были простые, и московитяне больше ездили по городу верхом, а слуги бежали перед лошадью. Зимой лошадь запрягалась в сани. Женщины ездили в экипажах, похожих на паланкин[216]. В такую повозку, которая была к тому же и без скамеек внутри,