Клеймо лфз made in ussr
Клеймо лфз made in ussr
Клейма и марки ГФЗ, ЛФЗ, ИФЗ. Подробный каталог клейм
Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) начал свою деятельность в 1744 г. в г. Санкт-Петербург и первоначально назывался Порцелиновой мануфактурой. Общая таблица клейм с основания завода в 1744 году до Октябрьской революции выглядит следующим образом:
Клейма Императорского фарфорового завода с 1760 по 1917 годы.
С начала действия до 1760 года на изделиях завода выдавливались или ставились краской клейма в виде двуглавого орла золотого, голубого или черного цвета.
С середины 1760 г. до 1796 года марки и клейма императорского фарфорового завода изображались в виде императорской монограммы правящего монарха золотым, синим надглазурным или синим подглазурным цветом и представляли собой букву Е с римской цифрой II (Екатерина II)
В эти же годы выпускалась продукция, предназначенная для использования в императорском дворце, на которой клеймо содержало слова «Придвор», «ПК» или изображение короны над решеткой. Иногда на клеймах указывался год (1766, 1780, 1782).
С 1796 по 1801 год клеймо представляло собой букву П (Павел), увенчанную короной и выполненную синим надглазурным или синим подглазурным цветом, в некоторых случаях золотом.
С 1801 по 1825 клеймо изображало заглавную букву А (Александр) с императорской короной вверху. Цвета: синий (надглазурный и подглазурный) и золотой.
В 1825 – 1855 годы на клеймах императорская монограмма представляла букву Н в различном написании с традиционной короной. Цвета: синий (надглазурный и подглазурный) и золотой.
С 1855 по 1881 годы цвет клейм становится оливково-зеленым под глазурью, иногда золотым по глазури. Изображение представляет собой букву А и римскую цифру II над которой парит корона (Александр II). Некоторое время монограмма заключалась в лавровый венок.
С 1881 по 1894 год в перииод правления императора Александра III монограмма представляла собой букву A c римской цифрой III и выполнялась в синем и золотом цветах надглазурно или оливково-зеленом подглазурно.
В 1917 году на период правления Временного правительства вместо монограммы появляется изображение двуглавого орла.
Клейма ЛФЗ. Советский период.
С 1918 года завод переименован сначала в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ), а затем Ленинградский государственный фарфоровый завод. Клейма ЛФЗ по годам отражают все основные политические события в стране.
Советская и Российская керамика. Марки, знаки и штампы
Ленинградский опытный завод
Марка серая подглазурная штампом — монограмма из соединенных букв «ЛОЗ». Изображена на фарфоровом чайнике (238 х 173 х 144 мм). Датировка предмета: 1950–1960-е.
Без указания характеристик марка опубликована в справочнике Дуденко С.И. и Никифоренко И.А. (С. 821). Известна аналогичная синяя марка, ошибочно приписанная в одной из предыдущих статей Ломоносовскому фарфоровому заводу (Матвеев Л. Марки советской и российской керамики // Антик.Инфо. №№18/19, июль/август 2004. С. 78, марка 23).
Ломоносовский фарфоровый завод
Марка красная по бисквиту штампом — монограмма «ЛФЗ» и надпись «MADE IN USSR» (экспортная). Изображена на фарфоровой статуэтке «Сидящий заяц» (32 х 20 х 42 мм). Датировка предмета: 1960-е.
Известно несколько близких экспортных марок, отличающихся размерами или цветом.
Литература: Советский фарфор. 1940–1970. С. 47.
Марка серо-коричневая надглазурная штампом — монограмма из соединенных букв «ЛФЗ». Снизу надпись «2 с» (2-й сорт). Изображена на чашке из кофейного сервиза (92 х 73 х 56 мм). Датировка предмета: первая половина 1990-х.
Возможно, что марка подделана — легко стирается от прикосновения, не оставляя характерных следов обжига краски, которой подобные марки наносятся.
Марка красно-коричневая надглазурная штампом — монограмма из соединенных букв «ЛФЗ» и надпись MADE IN RUSSIA (экспортная). Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 129 мм). Датировка предмета: 2002.
Марка ставилась после 1991 года. Без указания характеристик она публиковалась в работе Агаркова Г.Д., Петрова Н.С. С.232.
Марка синяя надглазурная штампом — монограмма «ЛФЗ» с датой «1744» (год основания завода), надписи: HAND DECORATED, St. Petersburg, RUSSIA экспортная марка).
Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 159 мм). Датировка предмета: 2003–2004-е.
Минский фарфоровый завод
Марка зеленая надглазурная штампом — буква «Ф» в фигурной рамке и надпись «с 3» (3-й сорт). Изображена на фарфоровой солонке (высота — 36 мм, диаметр — 69 мм). Датировка предмета: 1970–1980-е.
Марка коричневая надглазурная штампом — буква «Ф» в рамке, напоминающей раскрытую книгу. Сверху дан знак качества, снизу — цифра «9» в квадрате. Изображена на фарфоровой чашке (128 х 120 х 68 мм). Датировка предмета: 1980-е.
Марки однотипны, без указания характеристик опубликованы в справочнике: Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 831. Завод основан в 1883 году в Минске на Николаевской улице (сейчас — Кропоткинская ул., 91) как гончарно-изразцовое производство (также датой основания называется 1870-й). После революции предприятие национализировано. 15 марта 1951 года Минский изразцовый завод переименован в фарфорофаянсовый.
С 1961-го выпускает только фарфоровые изделия. На следующий год в строй вступает цех по производству хозяйственной посуды, в 1964 году к производству присоединен завод архитектурной керамики, который был основан в 1890 году в деревне Веснянка и первоначально выпускал кирпич. В 1973-м открывается живописно-сортировочный цех, а в 1979 и 1983 еще два цеха. С 1993 года Минский завод является акционерным обществом. Выпускает сервизы, посуду, вазы, декоративные изделия. http://www.mfarfor.com/cgi-bin/main.cgi/make=history
Октябрьский завод керамической плитки
Марка красная надглазурная штампом — изображение круга с двумя отверстиями, разделенными чертой, и надпись «-1с-» (1-й сорт). Изображена на фарфоровой глубокой тарелке (диаметр — 235 мм). Датировка предмета: 1970–1980-е.
Без указания характеристик марка опубликована в ряде справочников: Мороз И.И., Комская М.С., Сивчикова М.Г. С. 285.; Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 838.
Завод основан в 1960–1970-х годах в г. Октябрьский Башкирской АССР (в настоящее время — республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Кувыкина, 63). В 1990-х преобразован в ОАО. На базе завода также существует ООО «Башкерамика», впоследствии — совместное российско-итальянское предприятие «Италбашкерамика». Выпускает фарфоровую посуду, керамическую глазурованную напольную и облицовочную плитку. Работает на привозном сырье.
Первомайский фарфоровый завод
Марка красная надглазурная штампом — надписи, скомпонованные в форме конуса: аббревиатура «НКМП» (Народный комиссариат местной промышленности), затем «ПЕРВОМАЙСКИЙ ФАРФОР ЗД» и «ПЕСОЧНОЕ н/ВОЛГЕ», знак — скрещенные серп и молот. Изображена на фарфоровом чайнике (157 х 86 х 97 мм). Датировка предмета: 1930-е.
Известна аналогичная марка, отличающаяся лишь наличием дефиса в сокращении «З-Д». Литература: Дулькина Т.И. С. 374.
Голова жреца. Культура цивилизаци инков
Марка зеленая надглазурная штампом — конус из надписей «ММП» (Министерство местной промышленности), «ПЕРВОМАЙСКИЙ ФАРФОР З-Д», «ПЕСОЧНОЕ Н/ВОЛГЕ», скрещенные серп и молот, дата «50 г.» и надпись «2 с» (2-й сорт). Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 127 мм). Датировка предмета: 1950-й.
Марка синяя надглазурная штампом — изображение двух рыб с полукругом и надпись «2 с» (2-й сорт). Изображена на фарфоровом чайнике (178 х 104 х 120 мм). Датировка предмета: 1980-е.
Без указания характеристик марка опубликована в справочнике Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 823.
Завод основан в 1884 году в деревне Песочное Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии купцом П.А. Никитиным. В 1886-м продан торговому дому «В. Карякин и В. Рахманов», а после 1894 года перешел в собственность товарищества М.С. Кузнецова. В 1918 года национализирован. С 1922–1923-го начинается подъем и расширение производства. В 1936-м при заводе создается художественная лаборатория. В 1953–1963 годах производство вновь модернизируется и расширяется. В конце 1990-х приходит в упадок. В 2001 году завод преобразован в ЗАО «Первомайский фарфор», выпускающее чайные и кофейные сервизы, посуду, вазы, мелкую скульптуру. На заводе работали художники М.Ф. Паламарчук, И.И. Гончаренко, Д.Э. Клювгант, Г.Н. Леонтьева, Ю.Н. Горбунов и др., а также скульпторы В.А. Шестопалов, Ю.М. Львов, Н.А. Павловская. Литература: Изделия Первомайского фарфорового завода: Каталог выставки. Ярославль, 1965.; Счетчиков К.И. Русский керамический сборник. Вып.3. М., 2000. С. 32. http://enc.ex.ru/cgi-bin/n1firm.pl/lang=1&f=786
Полонский фарфоровый завод
Марка синяя надглазурная штампом — монограмма «ФУФ» со звездой и надпись «ПОЛОНИЕ» в звездообразной рамке. Внизу — «1с» (1-й сорт). Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 153 мм). Датировка предмета: начало 1950-х.
Имеется другая марка с датировкой 1951–1954, которая без указания характеристик опубликована в справочнике: Дулькина Т.И. С. 376.
Марка красная надглазурная штампом — буква «П». Изображена на фарфоровой чашке (160 х 122 х 69 мм). Датировка предмета: начало 2000-х.
Известна близкая марка с небольшими отличиями (Мороз И.И., Комская М.С., Сивчикова М.Г. С. 285; Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 829). Завод основан в 1889–1890 годах в местечке Полонное Новоградволынского уезда Волынской губернии М. Шапиро. В 1897-м приобретается А.Ф. Зуссманом.
В 1919 году из-за отсутствия сбыта завод закрывается, но в 1923 году восстанавливается и продолжает выпускать санитарный фаянс. В 1933-м производство было реконструировано и перешло на выпуск массовой фарфоровой чайной посуды. В годы Великой Отечественной войны завод подвергся разрушению и вновь приступает к работе после восстановления в конце 1940-х годов. В 1990-х предприятие преобразовано в ЗАО «Полонский фарфор». Выпускает чайные сервизы, отдельную посуду, вазы. На производстве работали И. Голембиовский, К. Кравченко, И. Овчаренко, М. Осипова. Литература: Дулькина Т.И. С. 376.http://ic.km.ua/
Прокопьевский фарфоровый завод
Марка красная надглазурная штампом — стилизованное изображение оленя с буквой «П» между рогами и надпись «с 1» (1-й сорт). Изображена на фарфоровой плоской тарелке (диаметр — 177 мм). Датировка предмета: 1970–1980-е.
Без указания характеристик марка опубликована в справочнике: Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 825.
Завод основан в 1973 году в г. Прокопьевск Кемеровской области (ул. Гайдара, 50). В конце 1990-х предприятие преобразовано в АОЗТ «Прокопьевский фарфоровый завод», а затем в ЗАО «Прокопьевский фарфор». Финансовые трудности и кризисная ситуация привели к забастовке рабочих в 2000 году — производство приостановилось, уже в 2003-м произошла реконструкция, и «Прокопьевский фарфор» продолжил выпуск различной фарфоровой посуды.
Фарфоровый завод «Пролетарий»
Марка зеленая надглазурная штампом — надписи «НКМП» (Народный комиссариат местной промышленности), «РСФСР», «Пролетарий» (дугообразная), «МСТА» и чаша. Изображена на фарфоровой сахарнице (161 х 98 х 72 мм). Датировка предмета: 1935–1946-й.
Марка синяя надглазурная штампом — изображение чайника с надписями «РСФСР», «з-д ПРОЛЕТАРИЙ» и «МСТА». Вверху — монограмма «Н.К.М.П.» (Народный комиссариат местной промышленности) со звездой, внизу — «2с» (2-й сорт).
Изображена на фарфоровой вазочке (130 х 130 х 65 мм). Датировка предмета: 1935–1946-й.
Без указания характеристик и с иной датировкой (1930–1950-е) марка опубликована в справочнике: Дулькина Т.И. С.377. Встречаются упоминания об аналогичной красной марке (Андреева Л.В. С. 95).
Марка зеленая надглазурная штампом — надписи «ММП» (Министерство местной промышленности), «РСФСР», «Пролетарий» (дугообразная), «Новгород», чаша и буква «И». Изображена на фарфоровой селедочнице (263 х 128 х 30 мм). Датировка предмета: 1946–начало 1950-х.
Марка зеленая надглазурная штампом — надписи «ПРОЛЕТАРИЙ», «ММП» (Министерство местной промышленности), «РСФСР» и «НОВГОРОД» в круге, в центре которого помещены скрещенные серп и молот. Сверху — «2с» (2-й сорт), снизу — «1951 г.». Изображена на фарфоровом чайнике (188 х 110 х 103 мм). Датировка предмета: 1951-й.
Марка зеленая надглазурная штампом надписи — «Пролетарий», «Новгород» и «2С.» (2-й сорт) — заключены в круг. Изображена на фарфоровом чайнике (191 х 128 х 102 мм). Датировка предмета: 1950-е.
Марка синяя по бисквиту штампом — надписи «Пролетарий», «Новгород» и «1 С.» (1-й сорт). Изображена на фарфоровой статуэтке «Лебедь» (55 х 32 х 57 мм). Датировка предмета: первая половина 1950-х.
Марка красная надглазурная штампом — плывущая ладья, под ней надпись «1с» (1-й сорт). Изображена на фарфоровой селедочнице (258 х 154 мм). Датировка предмета: середина 1960-х.
Марка синяя надглазурная штампом — ладья, плывущая по волнам, и надпись «2с» (2-й сорт). Изображена на фарфоровой сахарнице (118 х 118 х 115 мм). Датировка предмета: 1970-е. Марки однотипны и опубликованы без указания характеристик в справочнике: Мороз И.И., Комская М.С., Сивчикова М.Г. С. 287.
Марка серая надглазурная штампом — ваза и надписи «НКМП» (Народный комиссариат местной промышленности), «РСФСР», «Пролетарий», «МСТА». Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 145 мм). Датировка предмета: 1935–1946-й.
Марка зеленая надглазурная штампом — плывущая ладья. Внизу — «3с» (третий сорт). Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 141 мм). Датировка предмета: 1970-е.
Марка зеленая надглазурная штампом — знак, напоминающий луковицу, надпись «2с» (второй сорт) и цифра «11». Изображена на фарфоровой плоской тарелке (диаметр — 201 мм). Датировка предмета: 2003–2004-й.
Ранее подобная марка зеленого цвета ставилась на изделиях только третьего сорта (Матвеев Л. «Марки советской и российской керамики» // «Антик.Инфо», № 18/19, 28, 2004).
Рижский фарфоровый завод
Марка зеленая надглазурная штампом — изображение волнистых линий в рамке и надписи «PFF», «R?GA», «3.S.» (3-й сорт). Изображенана фарфоровом блюдце (диаметр — 144 мм). Датировка предмета: 1960-е.
Без указания характеристик и с датировкой (1946–1970-е) марка опубликована в монографии: Констант З.А. С. 83. Там же дается уточнение, что в 1946–1963 годах эта марка ставилась на изделиях Рижского фарфорофаянсового завода.
Марка зеленая надглазурная штампом — изображение волнистых линий в рамке, монограмма «RPR», надпись «2.s.» (2-й сорт) и цифра «3». Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 144 мм). Датировка: 1970-е (не ранее 1970-х).
Без указания характеристик марка опубликована в справочнике: Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 836. Известна аналогичная марка с дополнительной надписью «RiGA» (Констант З.А. С. 83; Мороз И.И., Комская М.С., Сивчикова М.Г. С. 286).
Марка коричневая надглазурная штампом — надпись «RIGA» в круге, разорванном монограммой «RPF». Ниже — надпись «2с» (второй сорт) в ромбе. Изображена на фарфоровой чашке (117 х 99 х 49 мм). Датировка предмета: 1950–1960-е.
Известна близкая марка, имеющая незначительные отличия и ставившаяся в 1953–1963 годах; на изделиях первого сорта — красным, второго — синим и третьего — зеленым ( Дулькина Т.И. С. 378; Констант З.А. Рижский фарфор. История рижского фарфорового завода. Рига, 1975. С. 83).
Синельниковский фарфоровый завод
Марка красная надглазурная штампом — монограмма «СФЗ». Снизу – надпись «1–с». (1-й сорт). Изображена на фарфоровой плоской тарелке (диаметр — 175 мм). Датировка предмета: 1960–1970-е.
Без указания характеристик марка опубликована в ряде справочников (Мороз И.И., Комская М.С., Сивчикова М.Г. С. 286; Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 830).
Завод основан в 1965 году в г. Синельниково Синельниковского р-на Днепропетровской обл. (ул. Ватутина, 39). В настоящее время является коллективным предприятием.
Ташкентский фарфоровый завод
Марка синяя надглазурная штампом, стилизованным под античный сосуд. Изображена на фарфоровой пиале (высота — 48, диаметр — 99 мм). Датировка предмета: 1960–1970-е.
Без указания характеристик марка опубликована в справочнике: Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 832.
Завод основан в 1965 году в Ташкенте (Узбекистан). В настоящее время является АО «Ташкентский фарфоровый завод им. А. Иброхимова». Выпускает чайную посуду (пиалы, косы, чайники, ляганы). На производстве работал художник А. Нугманов. Литература: Крамаренко Л. Керамика и фарфор Ташкента // Декоративное искусство СССР. № 8, 1968. С.32. http://www.legprom.uz/profile.htm
Тернопольский фарфоровый завод
Марка красная надглазурная штампом — стилизованное изображение голубя в круге. Снизу — «1–с» (1-й сорт). Изображена на фарфоровой кружке (118 х 91 х 87 мм). Датировка предмета: 1970-е.
Марка зеленая надглазурная штампом — стилизованное изображение голубя в круге и надпись «2 с» (2-й сорт). Изображена на фарфоровой кружке (116 х 89 х 86 мм). Датировка предмета: 1960-1970-е.
Марки однотипные, без указания характеристик опубликованы в справочнике Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 830. Завод основан в 1964 году на Украине в г. Тернополь (ул. Текстильная, 22). Работает в настоящее время, выпуская хозяйственно-бытовой фарфор и фаянс.
Неизвестные производства
Марка в тесте штампом — две вдавленные параллельные прямые, которые заключены в прямоугольник со скошенным верхним углом. Возможно, это не марка, а технический знак. Изображена на майоликовой облицовочной плитке (151 х 151 х 12 мм). Датировка предмета: 1920–1930-е.
Наиболее вероятным местом изготовления плитки является фарфорово-керамический завод «Горн».
Марка синяя подглазурная штампом — монограмма «ГЗ» (?) в овале. Изображена на фаянсовом блюде (диаметр — 264 мм). Датировка предмета: втор. пол.–конец 1970-х.
Марка рельефная штампом — символ, напоминающий букву «А» с чертой, заключенный в круг. Изображена на фаянсовой облицовочной плитке (150 х 150 х 7 мм). Датировка предмета: перв. пол.–сер. 1990-х.
Клейма фарфоровых заводов СССР по годам
Чтобы не приобрести новодел или даже винтаж по цене антиквариата, необходимо знать по годам клейма заводов СССР, выпускавших фарфор. Тонкостенная керамика советской эпохи пользуется неизменным спросом у коллекционеров. Самые знаменитые заводы были основаны ещё в XVIII – XIX веках и после революции 1917 года продолжили славные традиции, выпуская уникальную по качеству и художественной ценности продукцию. Советского фарфора много, в том числе и поддельного, поэтому клейма, подтверждающие оригинальность той или иной вещи, сразу повышают её стоимость.
Гиганты фарфоровой промышленности СССР
Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.
Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».
Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.
Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.
Ретроспектива по годам:
В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.
В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.
В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.
Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»
С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».
В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:
Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».
Фарфор Вербилки
Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.
Клейма по годам:
С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.
С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.
1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».
С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».
Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.
Гжель
Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.
В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.
Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.
В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.
После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.
С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.
В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.
Дулёво
Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.
В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.
Другие виды маркировки в хронологическом порядке:
С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.
В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.
Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.
1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.
Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».
С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.
С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.
Первомайский фарфоровый завод
Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.
Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:
Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Стефания Лоретти — художественная керамика и фарфор
Клейма фарфора Императорского завода
Как отмечено в статье Императорский фарфоровый завод: история и современность, завод всегда развивался под патронажем правящей верхушки — монархов или, позднее, государства. По-этому маркировка выпускаемых изделий всегда включала государственную символику: монограмму императора, гербовые или монархические символы.
Клейма Императорского фарфора периода Елизаветы (1744 — 1761)
С момента основания в 1744 году завод носил название «Невская порцелиновая мануфактура». Русский химик Д.И. Виноградов, родоначальник русского фарфора, помечал первые изделия заглавной буквой своей фамилии, добавляя год или точную дату их изготовления. Некоторые метки включают номер рецептуры фарфоровой смеси.
Позже с середины 1750-х марка приобретает вид двуглавого орла. Изображение наносилось методом вдавливания в массу или в виде подглазурной или надглазурной росписи синего, черного или золотого цвета.
… Екатерины II (1762 — 1796)
С воцарением Екатерины II марка изображалась в виде императорской монограммы: буквы «Е» с римской цифрой II. Цвет — синий или золотой, нанесенный под глазурь или поверх нее.
В это период начинается массовое производство фарфоровой посуды для нужд двора и дворцов Екатерины, такие изделия маркировались символами «Придвор», «ПК» — что означает «Придворная Контора», или изображением короны над решеткой. Иногда вместе с ними ставился год изготовления.
… Павла I (1796 — 1801)
Видим, что маркировка фарфоровых изделий продолжает традицию в виде монограммы императора Павла I, увенчанной короной. Посуда для придворных также маркируется символами «ПК». но уже с буквой «П» наверху. Цвета — те же: синий или золотой, над глазурью или под нею.
… Александра I (1801 — 1825)
При Александре I марка предсказуемо принимает вид буквы «А» с короной. Как можно заметить, если имя императора уникально на момент его воцарения, то цифра I нигде не ставилась. Большое разнообразие начертаний символов объясняется преимущественно ручным нанесением марки в этот период. Цвета и место нанесения продолжают традицию: синий или золотой, над глазурью или под нею.
… Николая I (1825 — 1855)
Николай I несколько меняет традицию: монограмма в различном начертании с короной остается. но добавляется цифра I к имени императора. На некоторых марках корона выполнена очень живописно с тщательной прорисовкой деталей. Цвета остаются: золотой или синий.
… Александра II (1855 — 1881)
Меняется цвет маркировки: он становится оливково-зеленым под глазурью, иногда золотым по глазури. Изображение представляет собой букву А и римскую цифру II над которой парит корона, в некоторых случаях монограмма заключается в лавровый венок.
… Александра III (1881 — 1894)
Марка при Александре III, как не сложно догадаться, отличается от предыдущей римской цифрой III. Цвета — те же: оливково-зеленый под глазурью или золото по глазури. При последних двух императорах марку фарфора иногда дополняют последние две цифры года выпуска изделия.
… и Николая II (1894 — 1917)
Марка имеет вид буквы H с короной наверху и римской цифры II внизу. Иногда ставится год выпуска. Цвета: оливково-зеленый под глазурью или золото по глазури.
Клейма Государственного фарфорового завода (1917 — 1925)
После февральской революции 1917 года и отречения Николая II от престола огромная страна вдруг осталась без флага, герба и государственных символов. Поэтому первые несколько месяцев фарфор маркировали просто годом выпуска. С этого периода название предприятия меняется на «Государственный фарфоровый завод» (ГФЗ). С 21 марта 1917 года до 10 июля 1918 года гербом Российской республики становится двуглавый орел, лишенный имперских регалий, и он же появляется на марках ГФЗ в этот период. Далее марки завода становятся отражением политической жизни страны.
Октябрьская революция 1917 года подарила стране новый государственный символ — скрещенные серп и молот, именно его видим на вариациях заводских марок ГФЗ. На рисунках представлены также знаки посвященные помощи голодающим Поволжья, юбилеям Октябрьской революции, экспортные варианты с надписями «made in Russia» и «made in Russia USSR».
Клейма Ломоносовского фарфорового завода (1925 — 2005)
В 1925 году, в связи с юбилеем Российской Академии наук, заводу было присвоено имя М.В. Ломоносова, с этого момента он становится «Ленинградским Государственным фарфоровым заводом имени М.В. Ломоносова», сокращенно его называют «Ломоносовским фарфоровым заводом» (ЛФЗ). В этот период аббревиатура «ЛФЗ» присутствует практически на всех марках завода, хотя начертание символов меняется. Экспортные варианты так же сопровождаются надписями «made in Russia» и «made in Russia USSR». С 1970 по 1989 годы на марке указывается сортность продукции и группа сложности изделия. Красным цветом маркировали 1 сорт, синим — 2 и зеленым — 3. Марки юбилейных выпусков снабжались лавровым венком. С 2002 по 2006 год изделия с ручной отмечались маркой с надписью «hand decorated ЛФЗ 1744 St.Peterburg Russia».
Современное клеймо Императорского фарфорового завода с 2005
В 2005 предприятие возвращает свое историческое название «Императорский фарфоровый завод» (ИФЗ). Современная марка ИФЗ темно-синего (кобальтового) цвета, приведена к единому стандарту и не допускает вариаций.
ЛЗФИ (Ленинградский завод фарфоровых изделий)
Аббревиатуру ЛЗФИ чуть более десяти лет (с 1956 по 1967 год) носил Ленинградский завод фарфоровых изделий ГУМП Ленгорисполкома, работавший в качестве опытного завода при Государственном исследовательском керамическом институте (ГИКИ). Специалисты ГИКИ разрабатывали и совершенствовали новые составы керамики, фаянса и фарфора, необходимые в различных отраслях советской промышленности. В цехах опытного завода эти рецепты проходили пробы. Но ценителям советского антиквариата аббревиатура ЛЗФИ более запомнилась не основная, а побочная деятельность завода: прекрасные фарфоровые статуэтки.
Период ЛЗФИ в истории Санкт-Петербургского фарфорового завода
На момент переименования в Ленинградский завод фарфоровых изделий опытное производство при ГИКИ просуществовало почти десять лет. Начало ему положило объединение артелей «Кооптруд» и «Минерал» в завод «Электротехприбор», случившееся в 1947 году.
Бюст «Чайковский», бисквит, ЛЗФИ (1956-1967 гг.)
Передача «Электроприбора» ГИКИ и преобразование его в опытный завод благотворно повлияли на его развитие. Усилиями главы ГИКИ академика Качалова предприятие в 1952 году получает новый корпус. Основная его часть по-прежнему отведена конструкторам, но параллельно набирают мастеров в художественную мастерскую. Первоначально были освоены изделия из бисквита – неглазурованного фарфора, то есть без покрытия блестящим слоем свинцовой глазури. Для повседневного употребления такие предметы неудобны. Но в декоративных целях его используют часто. Завод начинает выпуск бюстов из бисквита. Если В.И. Ленина массово доверили делать ЛФЗ, то на долю опытного завода достаются А.С. Пушкин, А.В. Суворов, П.И. Чайковский и другие видные исторические деятели.
«Белый цирковой медведь на тумбе», ЛЗФИ (1956-1967 гг.)
Но именно период ЛЗФИ считают расцветом малой художественной формы, выполненной в фарфоре. Крупный город, пронизанный историей и культурой, притягивает людей искусства со всей страны. Благодаря этому Ленинградский завод фарфоровых изделий наряду с ЛФЗ тоже получает ценные кадры. Пришедшие специалисты разрабатывают формы для фарфоровых фигурок, на которые ложится красочная роспись. Декоративный фарфор охотно раскупают и сами ленинградцы, и гости города на Неве. Бисквит тоже не забыт. И накопленный опыт в работе с этим материалом повышает доверие к заводу относительно важных заказов. Именно в период ЛЗФИ здесь делают малую скульптурную форму (высота 18 см), изображающую В.И. Ленина в полный рост.
Знаменитые мастера ЛЗФИ
Однако изюминкой завода становятся именно фарфоровые статуэтки. Одним из первых по этому направлению ЛЗФИ отправился скульптор Анатолий Александрович Киселев, работавший здесь почти с момента создания завода. Уже только одна «Алёнушка с козлёночком» могла составить ему немеркнущую славу. Однако на страницах истории советского фарфора прописались и другие сюжетные скульптуры на тему русских народных сказок. Можно сказать, что именно Киселев задал высокие стандарты для мелкой пластики ЛЗФИ.
«Узбечка перед зеркалом», скульптор Т.А. Фёдорова, ЛЗФИ (1956-1967 гг.)
Одним из самых известных изделий ЛЗФИ стала статуэтка Тамары Андриановны Фёдоровой «Узбечка перед зеркалом». Коллекционера стараются найти её в различных версиях росписи, и редкие варианты стоят очень дорого. До прихода на ЛЗФИ Фёдорова успела поработать на Грузинской фарфорово-фаянсовой фабрике «Красный фарфорист». В период сотрудничества с ЛЗФИ Фёдорова создаёт формы для фигурок «Чаепитие», «Африканка с барабаном», «Девушка с зеркалом». Искусствоведы отмечают, что эти статуэтки раскрывают тему беззаботного советского детства, показывая его светлые грани в учёбе, спорте и отдыхе.
«Умирающий лебедь», скульптор В.И. Сычев, ЛЗФИ (1960 г.)
Член Союза художников СССР с 1948 года Владимир Исаакович Сычев в своей профессии с детских лет, так как основы гончарного дела ему преподал отец. С 1947 году он сам преподавал в художественных училищах Ленинграда. В то время он увлекался мелкой пластикой, что привело его в мастерскую ЛЗФИ. В её стенах скульптор создал целую плеяду фарфоровых балерин, в которую входят такие статуэтки как «Умирающий лебедь», «Шурале» («Балерина Н.М. Дудинская в роли Сюимбике»), «Балерина с цветком», а также «Испанский танец» («Балерина Н.М. Стуколкина»). Каждая из них может поспорить красотой и изысканностью со знаменитыми немецкими фигурками из фарфора. Далее Владимир Исаакович ушёл в монументальную скульптуру.
Ночник «Золотой Петушок», ЛЗФИ (1956-1967 гг.)
Большинство статуэток, выпущенных в те годы, относят к категориям «Анималистическая скульптура» и «Сюжетная скульптура». Однако не стоит забывать, что завод – это не только художественная мастерская. Поэтому порой получались интересные компиляции с механикой и электрикой: например, электрический светильник «Золотой Петушок», на гранях которого изображены герои одноимённой сказки Пушкина. В 1967 году Ленинградский завод фарфоровых изделий переименовывают в Ленинградский опытно-экспериментальный завод, а затем в Ленинградский опытный завод (ЛОЗ). Кроме художественной миниатюры здесь из фарфора начинают массово делать посуду и крупные декоративные предметы (шкатулки, часы и пр.). Сейчас предприятие называется ООО «Санкт-Петербургский фарфоровый завод».
Каталог клейм по годам
Кроме базового клейма ЛЗФИ (1956-1967 гг.) здесь представлен весь набор клейм завода, которым пользовались с момента его основания до распада Советского Союза. Ниже приведена подборка фрагментов фотографий, показывающая, как клеймо выглядит непосредственно на изделии.