Кочерга для чего предназначена
МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ
из фондов музея-заповедника «Кижи»
Кочерги
Кочерга — приспособление для сгребания горящих дров в печи и размешивания углей. Представляет собой металлический крюк на длинной деревянной рукояти или толстый железный прут с загнутым концом. Всегда хранилась возле печной топки. В старину печная кочерга была одним из символов домашнего очага, дающего пищу и тепло, без которого невозможно семейное благополучие.
Слово КОЧЕРГА пришло в наш современный язык из восточно-славянских языков и имело значение «коряга; дерево кривое, суковатое». Это видоизмененное общеславянское слово кокора — «дерево с корнем».
Кочергу, как и любую другую печную принадлежность, издревле делал по заказу деревенский кузнец. В дело шёл любой удобный прут.
В настоящее время в коллекции музея 33 кочерги, из них 19 — цельнометаллические и 14 — с деревянной ручкой (у трёх из них ручка утрачена). Подавляющее большинство кочерёг изготовлено из полосы металла прямоугольного сечения. Есть в коллекции музея четыре кочерги из круглого прута диаметром от 1,2 см до 1,5 см.
Особо хочется отметить, что цельнометаллические кочерги имеют фигурное завершение рукояти: либо кольцо с завитком на конце, либо сцепка из двух колец, либо завитки наподобие буквы «Ф» (Табл. 1).
Так как коллекция музея-заповедника «Кижи» формировалась из местных предметов, то больше всего у нас кочерёг из Заонежья — 15 штук. Также в коллекции музея есть шесть штук из Пудожского района; четыре кочерги из Олонецкого района; по три из Прионежского и Пряжинского районов; по одной кочерге из Кондопожского и Каргопольского районов. Относительно особенностей кочерёг определённой местности ничего конкретного сказать нельзя. Уж очень они однотипные.
Значение слова «кочерга»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.
Также в древности называлась ожиг — деревянная, обгорелая с одного конца палка. Ею в русских деревнях размешивали угли в печах, разгребали золу, а при необходимости её могли использовать как коптящую лучину для освещения избы.
Слово используется также как часть бранного выражения старая кочерга.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кочерга́
1. толстый металлический прут с загнутым концом для перемешивания горящих дров, углей в печи ◆ Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывал их между поленьями и кочергой трепал листы. Булгаков, «Мастер и Маргарита», часть 1, 1929–1940 гг. г. (цитата из НКРЯ)
2. автомоб. жарг. механическое противоугонное средство, обычно в виде раздвижного металлического стержня с крюками, которое крепится на руль, или руль и педаль, и мешает управлению автомобилем
5. разг. вымышленная болезнь новорождённых в виде чёрных волосков на спине
Кочерга — это. Значение слова, приметы и суеверия
У каждого владельца дачи наверняка есть печка, не в доме, так в бане, а возле нее обязательно висит на крючке кочережка. Без этой гнутой металлической палки не получится нормально протопить помещение, поэтому дачникам и сельским жителям известно: кочерга — это инвентарь, которым перемешивают топливо в дровяной или угольной печи.
Однако немногие знают, откуда взялось слово «кочерга», и могут не догадываться о других его значениях.
Кокора — кочера — кочерга
Вам будет интересно: Что такое «вдова»: в прошлом и сейчас
Слово «кочерга» настолько древнее, что установить его точное происхождение не представляется возможным. Доподлинно известно, что в восточнославянской культуре использовалось слово «кокора», которым называли дерево с корнем.
С течением времени благодаря игре суффиксов «ора» и «ера», а также чередованию букв «к» и «ч» «кокора» превратилась в «кочеру», уже близкую по звучанию к кочерге. Этим словом называли кривые старые деревья и коряги.
История умалчивает, когда в слове появилась буква «г» и кочергой стали называть огнестойкое приспособление для перемешивания углей. Однако благодаря «кочерге» появились «кочегары» — люди, которые ворошат угли в топке печей паровозов и пароходов. Интересно, что прежде эта профессия так и называлась — «кочергар».
А еще от кочерги берет свое начало слово «кочевряжиться», что означает кривляться, ломаться, капризничать и т. д.
Традиционное значение слова «кочерга» понятно каждому. Но давайте посмотрим, как изобретательные умы применяют это слово в современном мире.
Ни Богу свечка, ни черту кочерга
Эта поговорка была очень распространена в русском народном фольклоре и означала никчемного человека, а также любое малозначимое действие или предмет, проще говоря: ни то ни се.
Сегодня кочергой по-прежнему называют аксессуар для печей, даже импровизированный, например, согнутую лыжную палку. Но есть у кочерги и другие интересные значения:
А поскольку кочерга — это древний предмет сельского быта, то с ней связаны интересные народные поверья, о которых вы могли не знать.
Сны, приметы, обычаи
На Руси во время свадебных обрядов было принято связывать крест-накрест кочергу и метлу, что символизировало домашний очаг и крепкий брачный союз.
А судя по старинным сонникам, люди очень не любили, когда им снилась кочерга. Считалось, что это к ссорам и дракам, скандалам в семье, распрям среди друзей и соседей.
Современные толкователи снов расходятся во мнении на счет кочережки. Одни считают, что человек, которому приснилась кочерга, беспечно относится к возможной опасности. Другие полагают, что раскаленная кочерга во сне — добрый знак: к раскрытию злого умысла, сплетней и интриг недоброжелателей. А еще она считается счастливым предзнаменованием: несмотря на превратности судьбы, все задуманное обязательно получится.
Как наши предки относились… к кочерге?
К кочерге наши предки относились очень уважительно, как к вещи полезной, а иногда — и вещей. То, что она повсеместно символизировала домашний очаг, неудивительно. Будучи непременным атрибутом печки, кочерга нужна была и чтобы горячую заслонку отворить, и поленья разгоревшихся дров подвинуть вглубь топки, и угли в ней пошевелить, и золу из подтопка выгрести. Потому и говорили: «Кочерга — в печи хозяйка».
Кстати, для непосредственного использования по назначению полагалось иметь не одну, а две кочерги; одну — для действий внутри печи, другую — для выгребания золы из подтопка. Кроме того, кочергу в стародавние времена использовали в качестве освещающей избу лучины, от которой копоти было немало. Вот откуда пошло выражение «ни богу свечка, ни черту кочерга», когда речь идет о чем-нибудь никчемном!
Примечательно, что значение кочерги в укладе жизни наших предков далеко не исчерпывался сугубо хозяйственным предназначением. Этот предмет часто фигурировал в свадебных обрядах (как тут не вспомнить труд И.И. Срезневского)! Во многих местностях свахи, отправляясь в дом потенциальной невесты, прихватывали ее с собой, чтобы «выгрести девку». После благополучного сватовства родители заинтересованной стороны — невесты/жениха — связывали вместе ухват и кочергу или кочергу и метлу, чтобы свадьба не расстроилась.
Кое-где бытовало правило, согласно которому новобрачную в доме свекровь должна была встречать, «оседлав» кочергу. Обустраивая первую брачную ночь, кочергу вместе с несколькими поленьями и сковородником клали под кровать «для сберега». В некоторых регионах полагалось список свадебных подарков чертить кочергой на печке, — вот даже как!
Детей сызмальства приучали узнавать эту «черноножку», заодно развивая сообразительность. Для этого использовали, например, загадки. Кто не помнит с детства: «Черный (или железный) конь скачет в огонь»! А были и другие:
Без работы — холодна,
После работы — красна от огня.
Полно поле рыжих лошадей,
Одна вороная придёт —
Всех разгонит.
Бабка-кривоножка огня не боится.
Суну, посуну в золотую посуду,
Там поколочу, назад поворочу.
Мать толста,
Дочь красна,
Сын кудреват,
Отец горбоват.
(Печь, огонь, дым, кочерга)
А еще кочергой… лечили! Раскалив докрасна, знахарь подносил ее в правой руке к больной области тела пациента на расстояние 25 — 30 сантиметров, левую держа перед собой, и начинал неспешно вращать кочергу вокруг ее собственной оси по часовой стрелке («посолонь», то есть по солнцу) с особыми заветными словами-заговорами, которые соответствовали имевшейся симптоматике заболевания.
Так, при головной боли следовало приговаривать: «Что село, то и улетело. Улетело на Запад, улетело на Восток через калиновый мосток. Истинно»! При недужных суставах — давался приказ: «Боль — боль, от раба Божьего (имярек) вылетай, болеть рабу Божьему (имярек) не давай, ни крошки от себя у раба Божьего (имярек) не оставляй. Аминь».
При проблемах с пищеварением надо было повторять скороговоркой: «Агафья белье стирала-стирала, все перестирала, белье сохнет-высыхает. Кочергой сушу, боль отвожу. Белье высыхает, боль с собою забирает. Да будет так! Да будет так! Да будет так»! Для лечения спины полагалось уложить человека на живот и водить раскаленной кочергой вдоль позвоночника, вращая ее посолонь (без касания, конечно) со словами: «Боль ушла, обратно не пришла. Слово мое крепко и верно».
А вот чтобы «поправить» характер, избавиться от душевной травмы или того, что сейчас называется депрессией, жертва недуга должна была потрудиться самостоятельно: накаляя кочергу, всепоглощенно наблюдать, как она меняет окраску, и нашептывать при этом: «Кочерга накаляется, боль удаляется». Затем, достав из печи, поставить загнутым концом вверх и, вращая перед собой (посолонь), глядеть на нее неотрывно и повторять: «Кочерга вращается, тоска удаляется».
В старину кочерге приписывали наличие «пророческих качеств» и потому использовали для гадательных прогнозов. В летнюю пору ровно в полночь на растущей луне вплоть до полнолуния подвешивали на сук выше головы со словами «кочерга — кочерга, скажи, как мои дела?» и далее задавали конкретный вопрос, предполагающий однозначный ответ (да — нет). Наутро проверяли положение «прорицательницы»: висит — значит, ответ положительный, упала — отрицательный. Зимой кочергу не подвешивали, а втыкали в сугроб. Если при «утренней инспекции» выяснялось, что она сохраняла прямую стойку — хорошо; покосилась — не вполне, но есть надежда; упала — плохо.
Вот какие роли отводились простой, по современным представлениям, вещи — кочерге в жизненном пространстве наших предков, которые одушевляли все предметы вокруг себя.
Кочерга для чего предназначена
Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»
Онлайн покупка
Режим работы
Понедельник ̶ выходной;
Главное меню
Виртуальный музей
Подразделения
Кружки
Друзья музея
Музейные программы
Общест. деятельность
Обратная связь
Хочется поговорить о кочерге.
А что о ней говорить – скажете вы – кочерга она и есть кочерга, ею только угольки ворошить и больше ни чего. Не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Начнём с названия.
Наши предки к кочерге относились уважительно, как к нужной, полезной вещи. Кочерга всегда была символом домашнего очага. Ею шевелили дрова, чтобы лучше горели, ворошили угольки, выгребали золу, отворяли горячую заслонку и так далее. Поэтому и говорили: «Кочерга – в печи хозяйка». Кроме того, кочергу (ожиг/кочеру) использовали вместо лучины. А копоти от неё было! Так появилось выражение «ни Богу свечка, ни чёрту кочерга» – этой фразой отмечали что-нибудь никчёмное. Постепенно кочерга из суковатой палки превратилась в металлический крюк на длинной рукояти или толстый железный прут с загнутым концом.
У каждой хозяйки была не одна, а как минимум две кочерги. Одна рабочая, ею отодвигали поленья вглубь печи, укладывали угли кучно и так далее. А вторая кочерга загребная, предназначалась для выгребания из печки мелких угольков и золы.
Хорошая рабочая кочерга должна быть удобной, лёгкой и вёрткой. Поэтому рукоятка такой кочерги была тонкая, короткая, металлическую часть делали узкой, длинной по отношению к деревянной ручке. Ведь ею приходилось достаточно долго работать в печи при высокой температуре. Если расстояние от изгиба до деревянной рукояти будет коротким, то дерево быстро обуглится и может даже загореться. Конец крюка кочерги скашивали под углом 45̊, благодаря этому, при необходимости, можно было подвинуть или повернуть даже самый маленький уголёк или щепу, словом, выполнить любую тонкую работу в печи. Но такая кочерга становится беспомощной, когда требуется освободить печь или подтопок от золы. Здесь необходимо
работать кочергой с широким, длинным гребком (более загнутым). Такой кочергой удобно сгрести угольки к стенке, которую нужно нагреть сильнее.
Кочергу, как и все печные инструменты, издревле ковал по заказу деревенский кузнец. Лёгкую, рабочую кочергу он ковал из металлической полоски толщиной около 2-3мм, для большой кочерги требовалась заготовка толщиною 4-5мм. Технологический процесс изготовления кочерги был очень простым. Один конец заготовки нагревался в горне докрасна, расплющивался. В расплющенной части, в центре, пробивали отверстия под шурупы. Правый и левый край раскованного места загибали так, чтобы образовалась коническая втулка для насаживания рукояти. Уже дома хозяин насаживал рукоять нужной длины, такой, чтобы можно было дотянуться до самого дальнего угла пода. Рукояти мастерили из ели или берёзы.
Рано или поздно все вещи приходят в негодность. Рачительные крестьяне зря ничего не выбрасывали. Например, сломался один рог у ухвата, хозяин отпиливал остаток, нагревал целый рог докрасна, выпрямлял, сгибал под прямым углом по отношению к рукоятке – таким образом, в хозяйстве появлялась новая кочерга, которая ещё служила не один год.
Значение и применение кочерги в крестьянском быту не ограничивалось работой в печи. Кочерга нередко применялась в медицинских целях. Раскалив докрасна, кочергу подносили к больному месту на расстоянии в несколько сантиметров, вращали по солнцу (обязательное условие) с заговором. Для каждой болезни был свой заговор. Причём кочергой лечили не только телесные недуги, но и душевные, которые в настоящее время называют депрессией.
Считали, что кочерга, помимо пророческих качеств, обладает небольшими мистическими свойствами. С кочергой караулили снопы на гумне от лешего. В великий четверг женщины верхом на кочерге оббегали вокруг хозяйства, прося защиты «от воров, лихих людей». А 14 января верхом трижды
объезжали вокруг дома, прося счастья и благополучия в Новом году, затем вокруг хлева для защиты скотины от мора и порчи. В Пасху кочергой сталкивали куриц с насеста, чтобы они начинали раньше нестись. Самое невероятное: чтобы уберечься от града, нужно выбросить кочергу за дверь во двор, и град через минуту-две прекращается. Здесь я должна признаться, этот эксперимент я проделывала несколько раз – работает! Как? Не понимаю!
Кочерга иногда принимала участие в обрядах и ритуалах. Во многих местностях свахи, отправляясь в дом потенциальной невесты, прихватывали кочергу с собой, чтобы «выгрести девку». После благополучного сватовства родители заинтересованной стороны – невесты/жениха – связывали вместе ухват и кочергу или кочергу и метлу, чтобы свадьба не расстроилась. Кое-где бытовало правило, согласно которому новобрачную в доме свекровь должна была встречать, «оседлав» кочергу. Обустраивая первую брачную ночь, кочергу вместе с несколькими поленьями и сковородником клали под кровать «для оберега». В некоторых регионах полагалось список свадебных подарков чертить кочергой на печке, – вот даже как!
Детей с ранних лет учили узнавать «печную труженицу», про кочергу существует множество загадок:
«Черный (или железный) конь скачет в огонь».
«Без работы — холодна, после работы — красна от огня».
«Бабка-кривоножка огня не боится. Суну, посуну в золотую посуду, там поколочу, назад поволочу».
«Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват». (Печь, огонь, дым, кочерга).
«Черная гагара по полю скакала, золото собирала».
В этой загадке загребная кочерга сравнивается с какой-то сказочной Туторьей: «Вышла Туторья из подполья, зачала золото загребать».
Михаил Зощенко, «Кочерга».
Корней Чуковский, «Федорино горе».
В конце статьи любопытный факт с кочергой. Великий русский химик Александр Михайлович Бутлеров, создатель теории химического строения органических соединений, был не только выдающимся учёным, но и просто очень сильным человеком. Физически крепким. Однажды он зашёл в гости к своему приятелю, но не застал его дома. Он мог бы оставить в дверях записку или визитку, но он поступил оригинально – передал очень необычное послание о своём визите. Бутлеров взял кочергу и согнул её в виде буквы «Б». И ушёл. Когда хозяин вернулся домой, то сразу понял – кто именно приходил. История умалчивает, какие именно слова на букву «Б» говорил приятель Бутлерова, когда пытался выпрямить свою кочергу.
Старший научный сотрудник
Отдела учёта и хранения
Лобанова С.Ю.