Кочубей безбородко строганов чарторыйский новосильцев что объединяет
Негласный комитет
Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.
В годы правления императора Александра I (1801-1825) была создана тайная организация – Негласный Комитет, состоящая из четырех людей (Кочубей, Новосильцев, Чарторыйский и Строганов), которых сам император называл «молодые друзья». Главная задача тайного совещательного органа заключалась в подготовке, в первую очередь, административных реформ, по выражению самого Александра, «безобразного государственного здания». Эта объединение приближенных к императору людей не имело статуса официального государственного органа, поэтому его и называли «негласным комитетом». Данная статья посвящена обзору обстоятельств и целей создания комитета, описанию его основных участников, а также характеристике основных направлений деятельности.
Обстоятельства создания Комитета
Историю создания негласного комитета следует начать с 1792 года. Это еще период правления Екатерины II. Ее внуку Александру всего 15 лет, однако, получая свое образование, он знакомится с молодыми государственными чиновниками. Одним из них был Виктор Кочубей, которого в конце 1792 года назначили послом в Стамбул. Ему было всего 24, то есть он был на 9 лет старше Александра. Находясь на службе Кочубей часто переписывался с молодым Романовым, а в письмах затрагивали тему реформ в России. Именно с этого знакомства возникла идея будущей организации.
Когда императором стал отец Александра Павел I, наследник престола уже был знаком со всеми участниками будущего комитета. С 1796 года сам Александр использует название «молодые друзья». В планах будущего императора было «вести государство от деспотизма к конституции». Поэтому участников будущего негласного комитета он подбирал по взглядам и интеллекту, то есть выбор падал на тех людей, которые поддерживали взгляды Александра. А взгляды эти были просты – вести реформы и менять коренным образом все, что делалось до нер, и что делалось его отцом. Именно поэтому молодому Александру очень импонировали демократические взгляды «молодых друзей». В 1801 году власть перешла к Алекснадру. К этому моменту Негласный комитет был уже полностью сформирован.
Главное назначение негласного комитета
Создавая Негласный комитет будущий император ставил следующие задачи:
Некоторые из участников комитета находились под большим влиянием Французской революции, поэтому ее лозунг «свобода, равенство, братство» стал для них главным направлением для проведения реформ. Александр I совместно со своими «молодыми друзьями» характеризовали собственную родину, как империя, которая значительно отстает от ведущих стан мира и чтобы Россия стала развитой империей мира, ей необходимы были реформы.
Интересный факт: каждый из участников Негласного комитета имел уникальное право: в любой момент зайти к императору в кабинет и поделится своими идеями. Этим император показывал приоритет реформ для его политики.
Участник комитета
Первое свое заседание в качестве Негласного комитета при императоре Российской империи участники провели 24 июня 1801 года, через три месяца после того, как новым монархом стал Александр. Открывал заседание сам император, однако в будущем он не так часто посещал собрание комитета. Всего в состав Негласного комитета входило четыре человека:
Некоторые историки также участником комитета называют детского учителя Александра Лагарпа. Однако на заседаниях он не присутствовал, поэтому если он и был участником, то только формальным.
Кочубей В.П.
Теперь стоит более подробно остановиться на описание участников комитета. Первым из них был В.Кочубей, уже ранее упомянутый. В 1798 году он вернулся из Стамбула, набравшись там опыта и знаний, а также обрел еще большую решительность в необходимости реформ России. В 1798 году кружок «молодых друзей» был сформирован, поэтому В.Кочубей был приглашен Александром на одну из встреч, где познакомился со всеми участниками.
Строганов П.А.
Еще одним участником был П.Строганов. Был на четыре года старше Александра, проходил обучение и стажировку во Франции (родился, кстати, в Париже), а самое интересное то, что он был в Париже как раз момент начала легендарной Французской революции в 1789 году, был знаком с трудами Просветителей (Руссо, Вольтера и других). После возвращения в Россию в 1791 году он поступает на государственную службу. В 1795 году знакомится с Александром. Последнего очень впечатлила эрудированность Строганова, а также его политические взгляды. Позже именно П.Строганову принадлежала идея создания консультативного тайного комитета при императоре. Также Строганов был ярким противником крепостного права в Российской империи. Кстати, Строганов оставил воспоминания о Негласном комитете, которые служат для историков неоценимым источником.
Новосильцев Н.Н.
В том же 1795 году, когда Александр познакомился с Строгановым, произошла встреча будущего императора и Николая Новосильцева, дворянина находящегося на государственной службе. Их познакомил именно П.Строганов. Н.Новосельцев был известным на тот момент в России политиком, он даже принимал участие в подавлении польского восстания Т.Костюшко в 1794-1795 годах. В 1796году произошло знакомство Александра с последним участником будущего комитета поляком Адамом Чарторыйским. После разделов Речи Посполитой с 1772 по 1795 годами, России досталась часть Польши, следовательно, количество поляков в столице и на государственной службе увеличилось. Такими гражданами бывшей Речи Посполитой были Адам и Константин Чарторыйские. Адам получил европейское образование, был во Франции, Англии и Швейцарии, после чего разработал собственный план реформ в Российской империи.
Результаты деятельности
Учитывая, что не все проекты Негласного комитета были реализованы, поэтому приводим краткий список идей и вкладов участников:
Как видим, идея Негласного комитета беспрецедентна в истории России. Это был первый случай создания консультативного коллегиального органа для подготовки проектов законов. Это была своеобразная «лаборатория» разработки реформ. Однако внешнеполитическая ситуация, а особенно обострение отношение с Францией и как следствие дальнейшие войны с Наполеоном внесли коррективы в работу комитета «молодых друзей». После победы России в войне, а также подписание решений Венского конгресса привели к ограничению работы Негласного комитета.
Несколькими годами ранее
Павел I – осторожный и подозрительный, не приветствовал товарищество сына с либерально настроенными друзьями, поэтому, во избежание возможного заговора, разогнал тайный кружок. Данная мера оказалась временной, до гибели Павла I и восхождения на трон его сына Александра.
На начальном этапе управления государством Александру требовалась поддержка, поэтому он призвал своих друзей, из которых был создан вспомогательный для управления государственными делами орган. В состав Негласного Комитета входили все те же четверо друзей Александра I, с которыми он собирался несколькими годами раньше.
Адам Чарторыйский
Виктор Кочубей
Не меньшим доверием Александра I пользовался Виктор Кочубей – близкий друг, которому император доверял свои самые секретные мысли, отображавшие искреннее стремление наведения в стране порядка и введения справедливых законов. С будущим императором Кочубей сблизился в 1792 году и на протяжении продолжительного времени оказывал на него сильное влияние.
Являлся главой кружка молодых друзей и лучше остальных знал состав и права членов парламента, был знаком с произведениями всех английских публицистов. При решении крестьянского вопроса Кочубей не являлся сторонником высвобождения крестьян без земли и перевода их в дворовые.
В области политических преобразований, которые обсуждали члены Негласного Комитета, выступал сторонником нерушимости самодержавия и разделения властей, которое толковал как точное определение взаимосвязи между государственными органами различного уровня, в первую очередь между Сенатом и министерствами. Выступал за расширение полномочий министров и ликвидацию коллективности в исполнительных органах власти. Первым из молодого окружения императора получил министерский пост (с сентября 1801 года – министр внутренних дел).
Павел Строганов
Друг детства и юности Александра I Павел Строганов был третьим в молодой четверке, пытавшейся изменить Россию к лучшему. Выходец из семьи одного из самых крупных российских богачей, не знавшего точного количества принадлежавших ему земель и крепостного люда, владельца огромной коллекции картин, Павел был воспитан французом-республиканцем Жильбером Роммом.
Пройдя обучение во Франции в самый разгар революции, молодой человек проникся идеями якобинцев, помогал им материально и расхаживал по Парижу в красном фригийском колпаке – революционном символе. В связи с этим был немедленно возвращен в Россию Екатериной II, где некоторое время прозябал в деревне. Позже князь появился в Петербурге и женился на княжне Софье Голицыной – грамотной и красивой женщине. Стал вести соответствующий образ жизни просвещенного праздношатающегося вельможи.
Павел Строганов был блестящим и влиятельным придворным, обладал ясным умом и вместе с товарищами разрабатывал проекты важных реформ. Негласный Комитет – это жизненная ступень, обусловившая Строганову успешную самореализацию и будущую карьеру в делах управления государством.
Николай Новосильцев
В состав Негласного комитета также входил родственник Павла Строганова – Николай Новосильцев – специалист по политической экономии, законоведению и всеобщей истории. Получив блестящее образование, он принимал участие в войне против Швеции, где проявил себя настоящим храбрецом. Изворотливый дипломат–переговорщик и хитроумный администратор, Новосильцев уже в молодые годы думал о карьере в сфере управления государством. В беседах с молодыми друзьями Александра он выделялся благонамеренностью и врожденной дипломатичностью, способствующей нахождению общего языка с представителями различных философских и политических воззрений. В глазах своих друзей он выглядел осторожным, внимательным и вдумчивым. Именно надежной, лишенной крайностей и внушающей доверие позицией Новосильцев снискал симпатию императора.
В период недовольства Павла I собраниями молодых друзей сам выехал за границу, где начал вести жизнь образованного русского барина: путешествовал по Европе, изучал книги по медицинской тематике, посещал лекции профессоров университетов. Николаю импонировало истинное европейское совмещение свобод и правопорядка, которое он даже мысленно не мог применить к государственному переустройству России. После гибели Павла I он был вновь призван в Россию и назначен чиновником по поручениям особого характера, что стало первой ступенью в его государственной карьере.
Распад Негласного Комитета
Негласный Комитет – это неформальная государственная ячейка, решениями которой в первые месяцы императорского правления руководствовался Александр I, а представители высшей знати прозвали ее «якобинской шайкой» за попытки внедрения передовых политических идей, присущих Европе, но малоприменимых к Российскому государству с его политической культурой и традициями управления. В постоянных беседах участников Негласного Комитета обсуждались различные планы изменений, общий смысл которых сводился к обязательности укрепления политических позиций молодого императора, чей приход к власти не являлся полностью легитимным.
Если Александр I изначально делился своими планами с близкими друзьями – членами Негласного комитета, ставшего ответом на вызовы времени и на происходящие повсеместно изменения в Европе под влиянием идей и войн Французской революции, то позже, войдя во вкус самодержавного правления, перестал нуждаться в советчиках. Члены Негласного Комитета стали собираться реже (начиная с мая 1802 года). Позже, когда правительство приступило к реализации важной министерской реформы (горячо обсуждавшейся на собраниях), молодые друзья вовсе прекратили свои заседания, не находя в них смысла. Негласный комитет – это организация, которая способствовала политической карьере своих участников, не обидев никого из них. Все они заняли достойные посты в образованных министерствах.
Урок изучения нового материала «Внутренняя политика России при Александре I». 10-й класс
Класс: 10
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок.
Оборудование и УМК: учебное пособие для 10 класса “История России в XVIII – XIX в.в.” Н.И. Павленко, Л.И Ляшенко, В.А. Твардовской, учебник “Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время.” для 10 класса А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Выполнение тестового задания.
Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – в; 5 – б; 6 – а; 7 – в; 8 – б; 9 – а; 10 – б/
2. Заполнение пропусков в схеме “Структура власти при Александре I”:
3. Заполнение таблицы:
Либеральные реформы Александра I | Реакционные преобразования Александра I |
1. III. Изучение материала. 1. Слово учителя. Беседа. В 1818 г. А.С. Пушкин написал стихотворение “Сказка”:
– Как вы считаете, в чем смысл, основная идея стихотворения? О каких сказках царя идет речь? (Cтихотворение о нереализованных проектах-обещаниях Александра I.) – Почему написано в 1818 г., а не ранее? (Gринято делить правление Александра I на два периода: 1) реформаторский, в ходе которого проводились либеральные преобразования в стране; 2) реакционный, когда после окончания Наполеоновских войн и создания системы Священного союза, император отходит от преобразований, и все создававшиеся проекты реформ остались нереализованными.) – Какие проекты были разработаны в правление Александра I, кем? (М.М. Сперанский, 1809 г проект государственных преобразований; А.А. Аракчеев, 1818 г., проект отмены крепостного права; Н. Новосильцев, 1820 г., проект конституции.) Сегодня на уроке, рассмотрев эти основные проекты, мы попытаемся сделать выводы, почему они не были реализованы императором. 2. Сообщения учащихся: точки зрения историков на правление Александра I. Составление краткого конспекта в тетрадях. Вступление на престол императора Александра было самое благодатное: он прекратил царство ужаса, уничтожил Тайную канцелярию, восстановил права Сената, дворянства и – человечества, отменил строгую и, разумеется, нелепую и бестолковую цензуру. Россия отдохнула. Но образ вступления на престол оставил в душе Александра невыносимую тяжесть, с которою он пошел в могилу. Александр был задачею для современников, едва ли будет он разгадан и потомством. Природа одарила его добрым сердцем, светлым умом, но не дала ему самостоятельности характера, и слабость эта, по странному противоречию, превращалась в упрямство. Он был добр, но притом злопамятен; не казнил людей, а преследовал их медленно со всеми наружными знаками благоволения и милости; о нем говорили, что он употреблял кнут на вате. Император Александр, рожденный со всеми прекрасными дарами природы, наружными и внутренними, явился в свет в самое для него благоприятное время, когда Россия молила Бога о даровании достойного наследника престолу Екатерины. Бог и природа сделали для него все; люди извратили и испортили все, что могли. . Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра. В чем заключалась причина этой безуспешности этих преобразовательных начинаний? Она заключалась в их внутренней непоследовательности. Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т. е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили. Царствование Александра представляет собой единый в своей внутренней сущности процесс. Деление его на два или больше периодов, различных по содержанию приходящихся на каждый из них мероприятий, должно быть отброшено. Правительство Александра было правительством крепостников, и Россия к концу его царствования в основе своего социально-экономического и политического строя оставалась такой же крепостнической монархией, какой она была и в 1801 г. Царь осуществлял интересы крепостников, а для этого нужно было идти не вслед за стихийной буржуазной эволюцией страны, а, напротив, препятствовать этой эволюции, задерживать ее, применяя меры, которые нельзя квалифицировать иначе, как реакционные. Поэтому в основе своей политика Александра была столь же реакционна, как политика Павла. Подобно отцу, Александр I стремился к укреплению своей абсолютной власти, но он понимал непригодность тех методов, которыми действовал его отец. Павел был нетерпелив, груб, несдержан; его сын умел выжидать, действовать в обход, прислушиваться к настроениям общества. Политика выжидания и лавирования между различными дворянскими группировками особенно характерна для первого периода царствования Александра. Но по мере того как он укреплялся на престоле, его политика приобретала все более определенный характер. Он, как и его предшественники, добивался упрочения самодержавия. Господствовавшее в дореволюционной (а одно время и в советской) историографии противопоставление первой и второй половины правления Александра как либерального (1801–1812) и реакционного (1815–1825) периодов внутренней политики является в значительной степени условным, ибо и политика заигрывания с либерализмом, имеющая элементы “просвещенного абсолютизма”, и сменившая ее “аракчеевщина” имели одну цель – укрепление самодержавно-крепостнического строя. . Главной причиной, не позволившей освободить крестьян и попытаться изменить политический строй уже в начале XIX в., оказалось сопротивление подавляющей части дворянства. Александр I, попробовавший встать на путь реформ, вынужден был под напором мощной косной силы повернуть вспять. Самодержавный монарх, располагавший неограниченной властью, решительно исключал самую мысль о возможности давления на дворянство. К концу урока мы придем к какому-то выводу, присоединимся к той или иной точке зрения, либо появится какая-то новая точка зрения. Для этого сейчас проанализируем те документы, которые были созданы во время правления Александра I. После окончания войны многие в России ожидали реформ: дворяне мечтали о Конституции, крестьяне надеялись на отмену крепостного права, многие нерусские народы ослабления в национальной политике. Александр I знал об этом, но должен был учитывать и другое: дворяне-консерваторы требовали ужесточить внутреннюю политику, не допускать либеральных реформ. Поэтому царь был вынужден вести разработку реформ в секрете, узким кругом лиц. 4. Анализ документов по предложенным вопросам. См. Приложение 1 1. Проект государственных преобразований М.М. Сперанского. Вопросы для анализа: 2. Проект отмены крепостного права А.А. Аракчеева. Вопросы для анализа: 3. Конституционный проект Н.Н. Новосильцева “Уставная грамота Российской империи”. Вопросы для анализа: 5. Аналитическая беседа, подведение итогов, работа с учебником. IV. Закрепление/ подведение итогов. Стремление Александра к реформам и осознание их необходимости очевидно. Польская конституция, отмена крепостного права в Прибалтике доказывает, что власть была готова проводить реформы, но при их поддержке большей частью населения. Сопротивление дворянства, являвшегося опорой царской власти, события в Европе привели к отказу от политики реформ и усилению реакции. V. Домашнее задание: параграф 60 (учебник Павленко Н.И.); с. 333-337 (учебник Данилов А.А.); эссе по проблемным темам урока. Тест по теме: Правление Александра IТест по теме: «Правление Александра I» Задание 1. Выберите правильный ответ: 1. Указ, по которому крестьяне получили право выкупа из крепостной зависимости по согласованию с помещиком, был опубликован в А) 1801 г. Б) 1810 г. В) 1803 г. Г) 1816 г 2. Что из названного ниже относится к внутренней политике Александра I в начале его правления? А) запрещение переходов крестьян от одного помещика к другому Б) отмена крепостного права в Курляндии и Лифляндии В) восстановление в полном объёме Жалованной грамоты дворянству Г) создание дворянского самоуправления 3. Созданный при Александре I Негласный комитет — это А) орган дворянского сословного самоуправления в XIX в. Б) совещательный орган при императоре для обсуждения проектов реформ В) орган тайного политического сыска Г) первое высшее элитное учебное заведение в Санкт-Петербурге 4. Как назывались учреждённые при Александре I центральные исполнительные органы власти? А) конференции Б) министерства В) коллегии Г) приказы 5. Определите содержание «Указа о вольных хлебопашцах»: А) роспуск военных поселений и наделение всех поселенцев подушной нормой земли Б) освобождение крепостных крестьян при желании помещика за выкуп и с наделением их землей В) перевод части государственных крестьян в казачество с обязательным несением воинской службы Г) перевод приписанных к заводам крестьян (по их желанию) в разряд государственных крестьян 6. Негласный комитет эпохи Александра I – это: А) кружок близких друзей императора. Б) комиссия по разработке конституции Российской империи Г) государственный орган 7. Продолжите предложение: В 1815 г. Александр I даровал Коституцию … А) княжеству Финляндскому Б) царству Польскому В) прибалтийским губерниям Г) Бессарабии 8. В основу государственного устройства М.М. Сперанский предлагал положить принцип… А) православия, самодержавия, народности Б) единоначалия и коллегиальности В) демократического централизма Г) разделения властей. 9. Назовите государственного деятеля, на которого было возложено создание военных поселений: А) М.М. Сперанский Б) А.Х. Бенкендорф В) А.А. Аракчеев Г) М.И.Кутузов 10. Выберите правильный ответ и продолжите предложение: Восточный вопрос – это… А) проблема установления дальневосточной границы России и Китая в конце XVIII – XIX в. Б) борьба России и Англии за влияние в Средней Азии в XIX в. В) борьба европейских государств и России за территории, находившиеся под контролем Османской империи (конец XVIII – XIX вв.) Г) борьба России и европейских стран за влияние в Китае 11. После начала Отечественной войны 1812 года Александр I отказался от должности главнокомандующего. Временно исполнял обязанности главнокомандующего А) Кутузов Б) Барклай-де-Толли В) Багратион Г) Раевский 12. Укажите место трёхдневной «Битвы народов» в 1813 г., в которой были разбиты войска Наполеона: А) под Берлином Б) под Аустерлицем В) под Лейпцигом Г) при Ватерлоо 13. Назовите имя героя-партизана, который прославился во время Отечественной войны 1812 г.: А) Д.В.Давыдов Б) М.И.Кутузов В) П.И.Багратион Г) М.Б.Барклай де Толли 14. Соотнесите даты и события: А) образование Священного союза 1) 1803 г. Б) заключение Тильзитского мира 2) 1802 г. В) указ «О вольных хлебопашцах» 3) 1815 г. Г) учреждение министерств 4) 1807 г. 15. Какое из событий Отечественной войны 1812 г. произошло позже остальных? А) Смоленское сражение Б) Тарутинский маневр В) совет в Филях Г) Бородинское сражение 16. Определите территорию, которая отошла к России после окончания войны с Наполеоном: А) Вестфалия Б) большая часть герцогства Варшавского В) часть Сардинского королевства Г) Силезия. Задание 2. Впишите ответ 2. Военное формирование, создаваемое на добровольных началах для помощи регулярной армии. В 1812 г. основные силы этого формирования собирались и проходили военную подготовку под Тарутино. 3. Полевые земляные укрепления в виде наконечника стрелы, вершиной тупого угла к противнику. Использовались П.И.Багратионом для укрепления левого фланга на Бородинском поле. 4.Совещание стран-победителей, созданное для решения вопросов послевоенного устройства Европы после разгрома империи Наполеона. 5. О каком историческом деятеле идёт речь? Военную службу начал в 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Был дважды, казалось, смертельно ранен. Имел почти все русские награды. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) в его честь был учреждён орден трёх степеней. Задание 3. Назовите причины победы России в Отечественной войне 1812 (указать не менее трёх). Тест по теме: «Правление Александра I» Задание 1. Выберите правильный ответ: 1. В каком году был опубликован Указ о вольных хлебопашцах? А) 1803 г. Б) 1812 г. В) 1810 г. Г) 1825 г. 2. Что из названного ниже относится к внутренней политике Александра I в начале его правления? А) запрещение переходов крестьян от одного помещика к другому Б) объявление амнистии для пострадавших при Павле I В) разработка Жалованной грамоты дворянству Г) создание дворянского самоуправления 3. В начале XIX в. высшая власть в Российском государстве принадлежала А) Сенату Б) Государственному совету В) императору Г) Верховному тайному совету 4. Император Александр I взошёл на престол в результате А) дворцового переворота Б) выборов наследника престола Верховным тайным советом В) по Указу о престолонаследии Г) решения Земского собора 5. Какое событие произошло раньше остальных? А) учреждение министерств вместо петровских коллегий Б) введение указа «О вольных хлебопашцах» В) составление А.А. Аракчеевым проекта отмены крепостного права Г) вхождение России в состав Священного союза 6. Кто был инициатором создания в России военных поселений А) М.М. Сперанский Б) А.Х. Бенкендорф В) А.А. Аракчеев Г) Александр I 7. Какой административный орган был создан в России в первой половине XIX века А) комитет министров Б) Государственный совет В) Сенат Г) Негласный комитет 8. В.П. Кочубей, А.А. Безбородко, А.С. Строганов, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев. Что объединяет эти имена? А) это герои Отечественной войны Б) все они входили в кружок «молодых друзей» великого князя Александра Павловича – будущего императора В) все они были единомышленниками Павла I Г) русские полководцы 9. В реформаторском конституционном проекте Новосильцева предусматривалось: А) введение республиканской формы правления Б) создание двухпалатного парламента В) отмена крепостного права Г) сохранение самодержавия 10. На рассвете 12 июня 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию, перейдя пограничную реку А) Неман Б) Висла В) Припять Г) Западная Двина 11. После начала войны русское командование приняло решение соединить силы 1-й и 2-й армии. Обе армии соединились у города А) Смоленска Б) Витебска В) Орши Г) Бобруйска 12. Соотнесите даты и события Отечественной войны 1812 г. 1) 12 июня 1812 г. а) Бородинское сражение 2) 26 августа 1812 г. б) переправа через Березину 3) 1 сентября 1812 г. в) начало Отечественной войны 4) 14-16 ноября 1812 г. г) Совет в Филях 13. Чем закончилась битва под Аустерлицем в 1805 г.? А) русские войска разгромили турецкую армию Б) русские войска разгромили шведов и заняли Финляндию В) французы разгромили русско-австрийские войска Г) Суворов нанес поражение французскому генералу Массене 14. После отступления из Москвы М.И. Кутузов занял позиции у деревни А) Тушино Б) Колпино В) Тарутино Г) Шевардино 15. Во главе русской армии в войне против Турции в 1811 г. был поставлен: А) Раевский Б) Тормасов В) Кутузов Г) Багратион 16. Укажите одно из направлений внешней политики России начала XIX в. А) участие в разделах Польши Б) возвращение смоленских земель В) завоевание выхода в Азовское море Г) борьба с Турцией за Балканы и с Ираном за Закавказье Задание 2. Впишите пропущенные слова: 1. Обратная дорога для французов оказалась намного страшнее, чем дорога на Москву. Во время переправы через реку… в ноябре 1812 года французы потеряли более 30 тысяч человек. Назовите эту реку ___________________________. 2. Центральные органы государственного управления, осуществлявшие руководство определенной отраслью. Введены при Александре I в 1802 г. вместо петровских коллегий. 3. Запрет, установленный Наполеоном на экономические связи между странами Европейского континента и Англией 4. Условие, ограничивающее участие человека в осуществлении тех или иных прав, в частности в выборах- _______ 5. О ком идёт речь? Укажите имя исторического деятеля. Сын сельского священника. Учился в семинарии. Домашний секретарь князя А.Б. Куракина. В 28 лет действительный статский советник (чин, равный генеральскому). Директор департамента министерства внутренних дел, заместитель министра юстиции. Разрабатывал и проводил реформы. Обвинён чуть ли не в измене Отечеству, арестован и сослан в Нижний Новгород. А.А. Аракчеев видел в нём единственного человека в России, в ком он признавал ум, намного превосходящий его собственный. Назовите итоги Отечественной войны 1812 г. (не менее трёх итогов).
|