Коэффициент демпфирования усилителя что это
Коэффициент демпфирования
Часто можно слышать фразы «усилитель хорошо контролирует динамик» или «у усилителя недостаточно контроля». Иногда с этим связывают такой параметр как коэффициент демпфирования усилителя. Давайте сегодня разберёмся что всё это означает.
Для начала обратим внимание на динамик. Он представляет собой самую настоящую колебательную систему, в которой диффузор и прикрепленная к нему звуковая катушка могут двигаться. Принцип работы — как у электродвигателя: через катушку, находящуюся в магнитном поле, течет ток, и возникает толкающее усилие.
И всё бы хорошо, но вся эта подвижная система имеет вполне конкретную массу, а это значит, что на какой-то определенной частоте будет входить в резонанс (эту частоту так и называют — частота собственного резонанса динамика — и обозначают как Fs). А во что превращается электродвигатель, если его раскрутить принудительно? Он сам становится генератором и начинает вырабатывать электрический ток.
Так и динамик — когда он входит в резонанс, то сам превращается в генератор и вырабатывает напряжение «в противовес» сигналу с усилителя. При этом ни о какой точности движений диффузора вслед за сигналом с усилителя речи уже не идёт. Поэтому такое своевольничанье динамика нужно пресекать.
В нормальном режиме работы усилитель — это источник сигнала, а динамик — нагрузка для него. Когда же сам динамик превращается в подобие генератора, то тут уже усилитель становится для него нагрузкой. Вернее, его выходное сопротивление. Чтобы усмирить возникающие паразитные колебания, оно должно быть как можно ниже. Усилитель должен попросту закорачивать этот «генератор» и тем самым гасить резонансные колебания динамика. Собственно, выражение о том, хорошо ли усилитель контролирует динамик, как раз и означает, насколько эффективно он противостоит всем этим резонансным явлениям.
А можно ли выразить это в цифрах? Например, просто измерить выходное сопротивление усилителя? Ведь чем оно будет меньше — тем лучше? Можно, но лучше соотнести его с сопротивлением нагрузки (нагрузкой для усилителя является акустическая система). Это соотношение — и есть коэффициент демпфирования. Его еще называют демпинг-фактором (damping-factor).
Коэффициент демпфирования = Rнагрузки / Rвыходное усилителя
Чем выше этот коэффициент, тем, при прочих равных, лучше. Например, старым стандартом DIN 45500 определялось, что он должен быть хотя бы 20. Сейчас он во многом утратил свою актуальность, ведь современные усилители могут иметь коэффициент демпфирования уже порядка сотен.
#ddaudio #dd #sq #ddkrd #krasnodar #Краснодар #пофактуотddkrd
выбираем усилок Демпфинг-фактор
Определение: Демпфинг-фактор (коэффициент демпфирования) — характеристика усилителя, определяющая его взаимодействие с нагрузкой (акустической системой).
Немного теории:
«Демпфинг-фактор(ДФ) это один из способов (и не очень хороший) выражения выходного импеданса усилителя. Идеальный усилитель должен был бы иметь нулевое выходное сопротивление — вне зависимости от отдаваемого им тока выходное напряжение не менялось бы и не подсаживалось.
В реальности, усилители обладают некоторым выходным импедансом. В хорошей конструкции он очень мал, порядка сотых долей ома. ДФ выражает его в виде отношения с импедансом нагрузки, так что усилитель с выходным импедансом 80 миллиом, нагруженный на 8-омный динамик, будет иметь ДФ 8/0.08=100. Усилитель с выходным импедансом 8 миллиом будет иметь ДФ 8/0.008=1000. Коэффициенты демпфирования отличаются сильно, но разница в работе усилителя составляет лишь малую часть ома.
Не всегда понимают, что ДФ меняется в зависимости от частоты, оставаясь постоянным на низких частотах (скажем до 1 кгц) и падая в высокочастотной части диапазона. В паспортных данных всегда приводится значение на низких частотах.
Проблема с термином «Коэффициент демпфирования» в том, что название подразумевает, будто он сильно влияет на демпфирование громкоговорителя, но это не так. Конечно, на резонанс НЧ головки громкоговорителя влияет последовательное сопротивление ее электрической цепи, но почти все оно состоит из сопротивления катушки динамика, которое обычно находится в пределах 5-7 ом. Кроссовер (фильтр) добавляет еще порядка 1 ома, да еще соединительный кабель вносит порядка 1/4 ома. Ясно, что выходное сопротивление хорошего усилителя составляет совсем незначительную долю в этом сопротивлении, и таким образом, разница между ДФ 100 и 1000 с точки зрения демпфирования громкоговорителя пренебрежимо мала. (К тому же низкочастотный резонанс громкоговорителя тщательно выбирается его разработчиком и его произвольное изменение вряд ли улучшит звучание.)
Это не значит, что выходной импеданс усилителя не имеет значения. Нагрузка, которую громкоговоритель представляет для усилителя, сильно зависит от частоты, так что если выходной импеданс велик, уровень выходного сигнала будет изменяться с изменением частоты, внося нежелательные изменения в частотную характеристику системы. Чем ниже выходной импеданс, тем лучше.»
А что на практике?
Сабвуферные динамики имеют большую площадь, соответственно они имеют большую массу диффузора, поскольку им во время работы приходится толкать большую массу воздуха. Этот факт приводит к тому, что в тот момент когда нет сигнала (переход синусоиды через «0») динамик совершает не контролируемые усилителем колебания, которые на слух воспринимаются как подгуживание, размазывание, отставание звука. Для того чтоб этого эфекта не было необходимо либо сделать невесомым дифузор, либо сделать так, чтобы все колебания которых нет в исходном звуковом сигнале-компенсировались. Такое компенсирование (удержание дифузора динамика) есть ни что иное как демпфинг фактор. У хороших усилителей класса АВ демпфинг фактор составляет порядка 200-300. При мостовом включении усилителя класса АВ демпфинг фактор у него падает почти в 2 раза. Иная картина наблюдается у усилителей класса D. Несмотря на то, что нагрузка включается в мост, из-за особенностей работы усилителя происходит эффект двойного демпфирования (DDX). Демпфинг фактор в этом случае наоборот вырастает. Правда при этом падает коэффициент использования питающего напряжения и на несколько процентов падает КПД.
Пример:
Подключение к усилителю(моноблок) 2х катушечного сабвуфера (4+4 Ом). Т.е. + и — при возможных вариантах включения 8 или 2 Ом:
— При нагрузке усилителя на 8ом демпфинг фактор повысится, т.е. контроль над динамиком возрастёт, точность воспроизведения улучшится. Но при этом мощность упадёт.
При нагрузке в 2 ом всё с точностью до наоборот — контроль теряется(звук смазанный, грязнее), но выигрыш в мощности.
В заключении
-высокий демпинг-фактор требуется для динамических головок с легким подвесом и большой массой подвижной системы, работающих с заходом в область основного механического резонанса (сабвуфер или мидбас с активным кроссовером, широкополосные головки без кроссовера);
-для динамических головок, резонансная частота которых находится за пределами рабочей полосы частот (СЧ, ВЧ) демпинг-фактор при многополосном усилении значения не имеет, поскольку электрическое демпфирование наиболее эффективно для подавления основного механического резонанса подвижной системы;
— при оценке значения ДФ надо иметь ввиду значение частоты, на которой оно замерялось(обычно на 1 КГц меряют), но принцип «чем больше — тем лучше» для ДФ справедлив.
— Конструктивное оценочное значение ДФ и возможности усилителя достойно контролировать именно НЧ-динамики(сабвуферы) зависит от качества ПН(преобразователя напряжения). «Питание — это наше всё!»
Для того, чтобы понять сущность демпфирующего фактора усилителя, рассмотрим поведение мембраны сабвуфера в период между импульсами. Низкочастотый импульс, посылаемый усилителем на катушку динамика заставляет его мембрану двигаться вперед. Достигнув определенной верхней точки мембрана начинает возвратное движение. Вернувшись в исходную точку мембрана не замирает сразу, а продолжает вибрировать по инерции некоторое время, что генерирует в обмотке динамика обратный электрический ток.
Усилители конструируются таким образом, чтобы закорачивать обратный ток от динамика и, тем самым тормозить вибрацию мембраны в период между импульсами. Чем выше демпфирующий фактор усилителя, тем быстрее мембрана останавливается, возвращаясь назад в исходную точку после импульса.
Демпфирующий фактор усилителя определяется как отношение сопротивления динамика к сопротивлению усилителя. Чем ниже сопротивление динамика, тем ниже демпфирующий фактор.
Ламповые усилители в силу конструктивных особенностей имеют низкий демпфирующий фактор, что обуславливает «мягкий» бас в звуковой картине. Производители транзисторных усилителей стараются повысить демпфирующий фактор для репродукции «жесткого» баса, так как при желании бас можно смягчить, заключив в короб низкочастотный динамик. Ужесточить же «мягкий» бас сабвуферным коробом гораздо сложнее.»
Демпинг-фактор: маркетинг или нет?
В этой статье будет идти речь о всего одном параметре усилителей мощности звуковой частоты, который незаслуженно распиарен и который многие считают чуть ли не одним из самых важных. И так, поехали.
Что такое демпинг-фактор (далее — ДФ): Демпинг-фактор — это характеристика усилителя, определяющая его взаимодействие с нагрузкой.
Понятно? Ничего не понятно… Говоря по простому: ДФ — это отношение сопротивления нагрузки к внутреннему сопротивлению усилителя. Если с сопротивлением нагрузки все просто и понятно (сопротивление нагрузки = сопротивление акустики ), то что такое внутреннее сопротивление усилителя (оно же выходное сопротивление усилителя), понятно наверное не всем. Проще всего внутреннее сопротивление усилителя можно представить как резистор, включенный последовательно с выходом усилителя. Такой виртуальный резистор, который не видно, но он есть (с).
Это «виртуальный резистор» (Rвых), как бы «вмурован» в сам усилитель, его невозможно вычленить из схемы. Любой реальный усилитель мощности имеет не нулевое выходное сопротивление, то есть, выходное сопротивление всегда больше нуля. Повлиять на Rвых мы не в силах, никаким образом, кроме как кардинальным изменением схемы усилителя. Как вы уже могли заметить из предыдущего рисунка, выходное сопротивление (Rвых), включается последовательно с нагрузкой (акустикой), через них течет один и тот же ток:
Это думаю понятно. Едем дальше. Численно ДФ находится как Rн/Rвых, казалось бы — все просто, но нет… Именно здесь мы встречаемся с первым моментом, где нас обманываю маркетологи. Если с Rвых все ясно: он зависит только от конкретного усилителя и без труда измеряется (об этом далее), то об Rн мы абсолютно ничего не знаем. Обычно указывая ДФ где-нибудь в паспорте, производитель пишет: «Коэффициент демпфирования = 4000», точка. При этом производитель забывает пояснить для какой нагрузки Кд = 4000. Нетрудно понять, что взяв сопротивление нагрузки равное 8Ом, демпфирование получится в два раза лучше, чем если бы мы принял Rн = 4Ом. Другими словами, при одном и том же выходном сопротивлении усилителя (Rвых), мы можем получить, несколько, отличающихся в несколько раз значений ДФ:
Rн / Rвых = 16 Ом / 0.01 Ом = 1600Rн / Rвых = 8 Ом / 0.01 Ом = 800Rн / Rвых = 4 Ом / 0.01 Ом = 400Rн / Rвых = 2 Ом / 0.01 Ом = 200
С акустикой вроде бы разобрались — каждый пишет что считает нужным, осталось разобраться с выходным сопротивлением усилителя. К счастью, Rвых усилителя не зависит ни от чего, кроме самого усилителя, поэтому такие махинации как с сопротивлением акустики не прокатят, хотя и с ним производители хитрят (об этом дальше). Давайте теперь научимся измерять выходное сопротивление любого усилителя. Это очень просто и для этого нам понадобится сам усилитель, какой-нибудь генератор синусоидальных колебаний (подойдет даже смартфон с соответствующим софтом), какой-нибудь мощный, низкоомный резистор (оптимально 4-8Ом) и более-менее приличный мультиметр (желательно true rms, но не обязательно).
Процесс измерения выходного сопротивления усилителя:1. Подключаем генератор ко входу усилителя; 2. К выходу усилителя подключаем мультиметр в режиме измерения переменного напряжения;3. Нагрузка на выходе усилителя не нужна, к выходу усилителя подключен только мультиметр;4. Подаем на вход усилителя синусоиду с частотой 50-400Гц (в этом диапазоне мультиметры обладают наибольшей точностью показаний);5. Регулировкой громкости выставляем на выходе усилителя напряжение примерно равно 2/3 от максимального выходного напряжения, пускай будет к примеру 15,76В (точность здесь не нужна, любое выставленное напряжение нам подойдет);6. Фиксируем это выходное напряжение, то есть принимаем меры к тому, чтобы случайно в процессе измерения не изменить его;7. Запоминаем, а лучше записываем, полученное значение выходного напряжения без нагрузки;8. Подключаем заготовленный резистор (важно знать его точное сопротивление, допустим что у нас резистор 5,1Ом). Подключать резистор необходимо как можно ближе к выходу усилителя (в идеале — прямо на выходные клеммы);9. Смотрим как изменились показания мультиметра под нагрузкой, допустим без нагрузки было у нас 15,76В, с нагрузкой стало — 15,74В, записываем.
А далее считаем выходное сопротивление по очень простой формуле:
где, Uхх — выходное напряжение усилителя на холостом ходу;Uн — выходное напряжение усилителя с подключенной нагрузкой.
Подставляем наши числа взятые с потолка и получаем:
Rвых = 5,1 * (15,76 / 15,74 — 1) = 0,00648
Получившиеся значение Rвых, практически идеальное, такое выходное сопротивление бывает у самых лучших усилителей мощности с глубокой обратной связью. Типичное выходное сопротивление транзисторного (и микросхемного) усилителя с ООС — 0,01Ом. УМЗЧ не имеющие обратной связи, как правило, обладают гораздо большим выходным сопротивлением. Ламповые усилители, имеют Rвых еще выше — от половины Ома до нескольких Ом.
Теперь переходим к самой интересной части этой статьи. Почему же я считаю, что демпинг-фактор — это абсолютно бесполезная, чисто маркетинговая характеристика УМЗЧ? А все дело в том, что при вычислении ДФ, учитываются только две составляющие: выходное сопротивление усилителя и сопротивление нагрузки, но в реальности все не совсем так идеально как в теории. Смотрим картинку:
Догадались уже о чем пойдет речь? Правильно — провода! Ни один производитель не учитывает сопротивление проводов, которыми вы будете подключить нагрузку к усилителю, а сопротивление проводов (Rп1 — сопротивление «плюсового» провода, Rп2 — сопротивление «минусового» провода), попросту никак не учитывает, как будто бы вы будете подключать нагрузку к УМЗЧ с помощью сверхпроводника, не имеющего сопротивления. Конечно же, в реальности, любой проводник имеет определенное сопротивление и почти всегда, это сопротивление будет выше выходного сопротивление самого усилителя (если речь о транзисторных УМЗЧ с ООС).
С учетом вышеизложенного, необходимо подкорректировать формулу расчета демпинг-фактора, получится следующее:
ДФ = Rн / Rвых + Rп1 + Rп2
У кого-то может возникнуть вопрос: «почему мы добавляем сопротивление проводов к выходному сопротивлению усилителя, а не к сопротивлению нагрузки?». Все очень просто: физический смысл демпфирования, не в демпфировании сопротивления проводов (в проводах попросту нечего демпфировать), а в электрическом демпфировании противодействующей ЭДС, наводящейся в катушке динамика. Эта ЭДС, замыкаясь через выходное сопротивление усилителя, создает обратный ток, противодействующий перемещению катушки. Величина этого тока обратно пропорциональна выходному сопротивлению усилителя (ниже выходное сопротивление усилителя — выше обратный ток, выше обратный ток — лучше демпфирование). В реальной жизни, между катушкой динамика и выходным сопротивлением усилителя, присутствуют соединительные провода с не нулевым собственным сопротивлением. Это паразитное сопротивление, на пути обратного тока противо-ЭДС, снижает этот самым обратный ток, тем самым ухудшая демпфирование. Соответственно, если бы «плюсовали» сопротивление проводов к сопротивлению нагрузки, мы бы получили противоположный эффект: увеличение сопротивления проводов — улучшает демпфирование, но в жизни все как раз наоборот, именно поэтому, сопротивление проводов мы прибавляем к выходному сопротивлению усилителя. С этим разобрались.
Осталось теперь посчитать сопротивление проводов, сравнить с величиной выходного сопротивления типичного УМЗЧ и посмотреть какое влияние оказывают провода на демпинг-фактор.
Давайте посчитаем ДФ какого-нибудь взятого с потолка УМЗЧ, предположим что его выходное сопротивление Rвых = 0,01Ом, следовательно ДФ для 4Ом’ной нагрузки будет: 4Ом / 0,01Ом = 400.
Вроде бы неплохо. А теперь давайте посмотрим что будет, если между нагрузкой 4Ом и выходным сопротивлением усилителя (0,01Ом), появятся реальный провода (допустим 2х0,75мм2, длиной 3 метра), со своим реальным сопротивлением:
Почему 6 метров? Потому-что у провода две жилы, ток усилителя и обратный ток противо-ЭДС, проходят путь: три метра от усилителя до акустики, три метра от акустики до усилителя. Смотрим как повлияло введение сопротивление проводов на ДФ:
Опа! А где-же наши 400 🙂 Внезапно ДФ снизился до 27, всего лишь в 15 раз…)) Причем заметьте, что основной вклад в величину демпинг-фактора вносят — ПРОВОДА, а именно — 93,2%. То есть, даже если бы выходное сопротивление усилителя было почти нулевым и демпинг фактор — миллион миллиардов в кубе умноженном на диаметр пылезащитного колпачка вашей акустики, демпинг-фактор не превысил бы 27 раз, только из-за наличия между катушкой динамика и выходным сопротивлением усилителя — проводов.
Провода слишком тонкие, не вопрос, подключим акустику проводом 2х2,5мм2:
Лучше, но все еще в 5 раз хуже, чем заявленный ДФ в 400 ед и по прежнему, более 80% влияния на ДФ оказывают именно провода, а не сам усилитель. Ну давайте, увеличим сечение проводов до «четверки»:
Лучше, но все равно плохо. ДФ в 4 раза хуже, чем заявленный, вклад проводов по прежнему крайне высок, в данном случае — 72,2%.
Давайте оставим «четверку», но уменьшим длину провода до 1 метра:
Алилуя! Только в этом случае (очень жирный и очень короткий провод), влияние провода на ДФ стало меньше влияние выходного сопротивление усилителя, правда всего на 4%, то есть влияние провода все равно очень значительное (46,2%). Демпинг-фактор при этом по прежнему значительно хуже, чем его заявленное значение, хуже в 2 раза. Стоит понимать, что если бы выходное сопротивление усилителя было бы еще ниже: не 0,01Ом, а например 0,005Ом, то влияние проводов на ДФ было бы еще значительнее.
Не забываем, что динамики как правило напрямую не подключаются к выходу усилителя (исключение широкополосные динамики и полосовое усиление). Динамики подключаются через разделительные фильтры, в которых присутствуют катушки индуктивности, включенные последовательно с динамиком, а у них, есть свое активное сопротивление, которое так же влияет на реальный демпинг-фактор не в лучшую сторону.
Забыл еще рассказать о махинациях при измерении выходного сопротивления усилителя. Подключая к усилителю акустику, вы ее подключаете к выходным клеммам усилителя. До выходных клемм есть еще кусок провода до платы усилителя и реле защиты акустических систем. И этот небольшой кусок провода, и контакты реле, и катушка на выходе усилителя, и даже выходные клеммы усилителя, имеют свое не нулевое сопротивление, и все это вносит свой вклад в выходное сопротивление усилителя. Махинация заключается в том, что если выходное сопротивление усилителя, измерять непосредственно на плате усилителя, до выходной катушки, до контактов реле, до выходных клемм усилителя, то выходное сопротивление получится ниже, а демпинг-фактор выше. Но мы ведь подключаем акустику не к самой плате усилителя, до катушки и до реле, мы подключаем ее к выходным клеммам, поэтому измерять Rвых необходимо на клеммах усилителя. В этом случае выходное сопротивление усилителя получится чуть выше, чем измеряя его на плате усилителя. В этом и заключается махинация: измеряем ДФ в одной точке, а подключаем нагрузку в другой.
Давайте придумаем какие-нибудь цифры с потолка, примерно соответствующие действительности и посмотрим как повлияет точка измерения выходного сопротивления на ДФ. Примем:
Rвых = 0,005Ом, Lвых = 0,003Ом, Rпровода = 2х0,001Ом, Rклемм = 2х0,001Ом.
Складываем все в кучу и получаем = 0,012Ом. То есть, Rвых на плате = 0,005Ом, а на выходных клеммах уже 0,012Ом.
Считаем ДФ для 4Ом: 4Ом / 0,005Ом = 800 ед — для измерения на плате;4Ом / 0,012 Ом = 333 ед — для измерения на клеммах.
Разница на лицо, как говорится. Везде обман.
В принципе, у меня все по поводу демпинг-фактора. Самое главное чтобы вы сделали правильные выводы из сего писания. А правильный вывод заключается не в том, что необходимо наращивать сечение проводов и уменьшать их длину, а в том, что демпинг-фактор — это хрень, которая с одной стороны является важной характеристикой усилителя, а с другой — абсолютно ничего не значит т.к. теряется на фоне влияния соединительных проводов.
Два момента которых стоит усвоить из этой статьи:
Выходное сопротивление ЛЮБОГО транзисторного или микросхемного усилителя мощности с обратной связью (а таких как минимум 95% из всех существующих в мире), настолько низко, что влияние его на демпинг фактор, на фоне сопротивления соединительных проводов — незначительно. Чем выше заявленный ДФ усилителя, тем сильнее в процентном отношении, влияние соединительных проводов на демпинг-фактор. Выходное сопротивление ЛЮБОГО лампового или транзисторного усилителя без обратной связи (остальные 5%), напротив, настолько высоко, что о высоком ДФ вы просто можете не мечтать.
Из этих двух моментов вытекает один простой вывод: либо высокий заявленный ДФ, испортит влияние проводов, либо сам усилитель будет иметь низкий ДФ и портить там уже нечего. Поэтому в реальности, вы не получите ДФ более 100ед, (максимум 200ед при использовании очень хорошего усилителя, очень коротких проводов, очень большого сечения). Ни о каких 1000, 2000, 5000 ед, что порой заявляет производитель, мечтать не стоит. Все!
Где настоящий звук, а где маркетинговые понты или о коэффициенте демпфирования.
А не спеть ли мне песню…
Аааа любви?!
А не выдумать ли
Нооовый жанр?
В теме www.drive2.ru/c/570135262982570140 вышел диспут с коллегой по сообществу следующего плана:
Он:
сами на чем прослушиваете?
Я:
Marantz PM440 + Cervin-Vega U-123.
При прослушивании Pf — Wish you were here на громкости в 2/3 и больше, неизменное ощущение присутствия на живом концерте. Мурашки по коже пробивают! Морозит.
Да и с другим материалом тоже.
Он:
Червински никогда не производил акустику, имеющую хоть малейшее отношение к hi-fi. Это для озвучки пивных шатров.
Он (в другом сообщении о моём усе Маранц РМ4400):
Ниже «7» там что то брать противопоказано, и то на любителя. Контроля акустики нет, сцену не строит, разрешение никакое, детальности нет от слова совсем, на энергичной музыке каша.
Короче, псевдомягкое мыльное плоское звучание.
Хочу немного сравнить уси, но конечная цель не сравнение их характеристик, а сравнение идеологии к подходу усиления и воспроизведения.
И выяснения — какой же из подходов нам даёт более качественный, и именно ДОСТОВЕРНЫЙ результат?!
«Дорохо-бахатый» 7200 имеет соотношение сигнал/шум АЖ 88 лютых дБ.
В моём замыленном, не способном РМ4400 — 105дБ. Что уже как бы намекает, но то такое…
В 7200 кги = 0,03, у меня в замыленном 4400 = 0,005.
Да, мой не работает в А и АВ классах.
Идеология разная, схемотехника — тоже.
Мощностью и коэффициентом демпфирования отличается они. 80 против 150 на «дорохом-бахатом» 7200.
Что, собственно, мегаактуально только при работе с акустикой низкой чувствительности. Раскачивать же надо…
Неразкачиваемое…
)))
Двухполосные «ылитные» полочники с чувствительностью 80-82дБ — это не моя стезя!
Я не слушаю и не могу слушать акустику ниже 92дБ чувствительности. Мне не лезет этот натруженный, практически — выдавливаемый звук. Слишком искусственно это звучит.
Классическая теория акустики и звукоусиления пришла к необходимости демпфировать акустику механическим, акустическим и электрическим путями.
И самый эффективный из них конечно же — электрический.
Типа — при воспроизведении импульсного сигнала возникают колебания на резонансных частотах динамической системы. При слабом демпфировании эти затухающие колебания могут продолжаться и после того, как закончился вызвавший их импульс, и воспроизведение будет сопровождаться призвуками, окрашивающими звучание.
А дальше, знаете что?
С водой дитя выплеснули!
Неприятная новость для почитателей техники «дораха-бахата» заключается в том, что были-были, да вот только и позабыли все о физической природе-то звуковых колебаний настоящих музыкальных инструментов!
Там ЕСТЬ затухающие колебания! И короткие. И длительные.
И они не просто могут продолжаться, а в случае со многими музыкальными инструментами и продолжаются, таки да, после того, как закончился вызвавший их импульс!
И их звучание, таки да, — сопровождается дополнительными призвуками, окрашивающими звучание…
Яркий пример — струнные.
Думаю многим уже стало смешно, но это не все!
Вы уже понимаете, куда я клоню?
Догадались?
Сейчас поржём дальше всем сообществом.
Вторая неприятная новость для производителей и торговцев «задемпфированным ылитным» хай-фаем и хай-эндом заключается в том, что человеческий мозг уникален — он запоминает ВСЁ, что мы когда-либо услышали, увидели, понюхали, пощупали, ощутили на вкус!
А следующая уникальная особенность человеческого создания заключается в том, что наш мозг, чаще всего в «фоновом режиме», то есть — без нашего осознанного участия, занимается постоянным сличением приобретаемого опыта с опытом уже имеющимся.
Это может происходить и осознанно.
Иначе что?
Пошел на пешеходном переходе под несущийся авто под мнением, что я-то прав! Я на переходе и на зелёный иду!
Итог: первый раз стукнула машина и инвалид.
Но выводов не сделано и пошёл второй раз под несущийся авто на пешеходном переходе, на свой зелёный…
Итог: второй раз машина стуканула, но уже наверняка. Труп.
То есть (ПожалуйстА, следите за ходом мысли и логической цепочкой сейчас крайне внимательно!), если мы пришли в салон к Николя и начали слушать Земфиру, Аукцион, Бутусова, Агату Кристи на одном за другим комплекте акустики по его рекомендациям, то это будет ПРИОБРЕТАЕМЫМ опытом.
А воспоминания 10-15-20-ти летней давности о звуке живого концерта Земфиры, Аукциона, Бутусова, Агаты Кристи, на котором мы побывали лично — будут ИМЕЮЩИМСЯ опытом.
И вот именно эти, не побоюсь этого слова — физиологические особенности человеческого мозга и психики позволяют нам в доли секунды сличить звук концерта на котором мы были со звуком записи, которую мы слышим и…
Понять — соответствует приобретаемый опыт имеющемуся, или нет!
Совпадает услышанное ранее со слышимым сейчас, или не совпадает.
И именно фактор несовпадения нами трактуется, как недостоверное воспроизведение.
Повторюсь, как я уже написал в комментах в прошлой, упомянутой тут теме, СА, Nad и Yamaha со второй половины 90-х стали делать аппаратуру, которая даёт ну просто изумительно академически правильное звучание, которое не тянет второй раз услышать.
Оно правильное, но не выразительное.
При этом у ямахи в сторону сухости, а у Нэд в сторону плоскости и невыразительности.
Уходишь с прослушки — не ощущения удовольствия, а ощущения осадка и сомнений.
Но, парадокс, — пока слушаешь — вроде всё правильно звучит!
Почему не тянет второй раз услышать?
Почему мы используем в описании этого звука такие не лестные эпитеты, как «сухой», «зажатый», «плоский», «неестественный», «искусственный», » невыразительный», «кастрированный» даже, почему?
Потому, что мы были на концерте и слышали своими ушами и навсегда запомнили что?
То, что музыкальные инструменты группы издавали затухающие колебания! И короткие. И длительные.
И они продолжались даже после того, как закончился вызвавший их импульс!
И их звучание, таки да, — сопровождалось дополнительными призвуками, окрашивающими звучание…
А потом что?
Мы приходим в аудиосалон и слышим запись, на которой музыкальные инструменты группы не издают более затухающие колебания! Ни короткие. Ни длительные.
И они не продолжались после того, как закончился вызвавший их импульс!
И их звучание, таки нет, — не сопровождалось дополнительными призвуками, окрашивающими звучание…
Всё!
Понимаете?
Другого в этом вопросе нет!
Физика исходного звука так диктует.
А запись и техника либо повторяет физику исходнооо звука, либо…
Мы или слышим такой звук, как помним от живых музыкальных инструментов и вокалиста, или нас пытаются налюбить.
И чем дороже, тем больше пытаются налюбить.
Именно поэтому последние лет 15 в аудиообзорах наглухо ушли от определения «живой звук» и сравнения воспроизводимого на фонограмме с живыми музыкантами. Достоверного звучания не стало. Его убрали, если кто не понял.
Производители техники знают эти вещи.
И потому маркетинг (лохование покупателей) ушёл в сторону циферок, в сторону коэффициентов дэмпфирования, классов усилителей, оформления и передачи усилителем звуковой сцены с точной прорисовкой места расположения рояля Кейко Матсуи в Большом токийском концертном зале, прозрачности и незамыленности, безоблачности и воздушности, облачности и безвоздушности, дождливости и снегопада, ливня или мороси артефактов в голосах джазовых вокалисток, телесности фа-диез мажорной струны под медиатором Брайна Мэя и воплощённости хрипотцы Курта Кобэйна, контроля акустики во время резкого нагребания по струнам обдолбанным Джимом Моррисоном, разрешения, детальности, детализации даже, мягкости вокала Эрики Баду или жесткости и резкости ноток Бейонсе на 2-й минуте 14-й секунде песни Helo, кашеобразности гитарного бренчания укуренного Боба Марли или разобранности на молекулы, атомы и бозоны хигса серебрянного, нет золотого, нет — прямо платиново-иридиевого гитарного перебора Дэвида Гилмора, микродинамичности и макрофаговости ритмичных композиций, плотности и собранности, атаки, скученности или рассредоточенности звуковой панорамы, ясности, кристальности или замыленности, плоскости, вертикальности, параллельности, перпендикулярности…
Ой, что это я — заснул за компом что ли в 3 часа ночи и дальше во сне по клавиатуре инстинктивно тарахчу пальцами?
Да, кажется так и есть.
А сейчас пора спать.
П.с.
Червинский дзен постиг в изготовлении акустики, которая и есть самый что ни на есть Hi-Fi.
Которая в состоянии действительно ДОСТОВЕРНО донести до слушателя ВСЁ то, что в неё передаёт усилитель. И то, что играли музыканты.
Да только не все это поняли.