Коэльо алхимик о чем
«Алхимик»: краткое содержание и анализ произведения
Иллюстрация к роману «Алхимик»: YouTube/GradeSaver
Бразильский писатель Пауло Коэльо известен всему миру благодаря роману «Алхимик». Краткое содержание бестселлера, а также его анализ, предложенный ниже, познакомят с размышлениями прозаика о смысле жизни, любви и достижении целей.
«Алхимик»: краткое содержание
Роман «Алхимик» стал самой продаваемой книгой на португальском языке за всю его историю развития. И спустя тридцать лет после выхода книги читатели с удовольствием постигают мудрость ее автора. Понять ценность произведения отчасти можно, прочитав его краткий пересказ.
Роман начинается с пролога. В нем автор рассказывает читателю, что сам долгое время пытался изучать алхимию, но старания не принесли результата. В 1973 году он бросил это занятие, а спустя восемь лет повстречал Учителя, который вернул ему интерес к алхимии. Пауло Коэльо предупреждает, что «Алхимик» — книга символическая:
«Алхимик» Пауло Коэльо: начало пути главного героя
Главный герой романа — пастух Сантьяго, юноша из Андалусии. Он образован, ведь родители хотели, чтобы сын стал священником. Однако Сантьяго решил, что хочет посвятить жизнь путешествиям, и стал пастухом.
Однажды, лежа под деревом возле часовни, герой увидел сон: возле египетских пирамид он найдет сокровища. Утром пастух отправился в город, чтобы продать овечью шерсть. По пути он заглянул к цыганке, чтобы та растолковала странный сон. Она сообщает Сантьяго, что в Египте его действительно ждет клад.
Пастух не верит цыганке. Но в городе к нему подходит старик Мельхиседек — царь Салима — и убеждает отправиться в Египет. Также он дает юноше два камня — белый Урим и черный Туммим: они должны помочь Сантьяго в трудную минуту. Взамен старик просит десятую часть отары. Пастух соглашается. Он продает оставшихся овец и на вырученные деньги уплывает в Африку.
Иллюстрация к роману «Алхимик»: YouTube/GradeSaver
Африканские приключения Сантьяго
Сначала Сантьяго пугает незнакомая арабская страна и чужой язык. Но жажда приключений берет верх. Юноша нанимается к местному торговцу хрусталем.
Однажды он встречает англичанина-алхимика, который держит путь в оазис Эль-Фаюм. По его словам, там живет Великий Маг и Алхимик. Сантьяго решает отправиться с ним через Сахару.
Долгая и изнурительная дорога привела караван к оазису. Сантьяго встречает Фатиму и влюбляется с первого взгляда. Найти Алхимика ему не удается.
Тем временем в пустыне идет война между племенами, но по закону оазис считается нейтральной территорией. Однажды юноше привиделось: вооруженные всадники нападают на оазис. Он рассказывает об этом вождям, и те принимают решение подготовиться к возможной битве.
Утром в оазис врываются воины, но местные дают отпор. Сантьяго предлагают высокую должность, но тут на связь выходит Алхимик: после видения юноши он понял, что тот — избранный.
Чем закончилась книга «Алхимик»
Сантьяго и Алхимик покидают оазис и отправляются к пирамидам. По пути мудрец обучает юношу — тот быстро все схватывает.
Однажды на путников нападают воины и ведут их к вождю. Алхимик заявляет, что молодой человек, стоящий перед ними, — искусный маг, способный превращаться в ветер. Через несколько дней лагерь охватывает ураган, а Сантьяго находят на другом конце поселения. В страхе перед силой юноши путников отпускают.
Иллюстрация к роману «Алхимик»: YouTube/GradeSaver
Сантьяго добирается до пирамид, и сердце подсказывает ему, где спрятано сокровище. Но вдруг на него нападают дезертиры. Они смеются над историей Сантьяго, отбирают золото, которое у него было, и заставляют копать. Но клада в песке не оказывается. Юношу избивают, называют глупцом и перед уходом, насмехаясь, рассказывают свой сон: якобы в Испании, в корнях дерева возле старой часовни, спрятано сокровище. Сантьяго счастлив: теперь он знает, куда идти.
Юноша возвращается домой, удивляясь тому необычному пути, который прошел. В корнях знакомого дерева находит ларец с драгоценностями. Теперь он может вернуться к Фатиме.
«Алхимик»: анализ произведения
В романе «Алхимик» Пауло Коэльо поделился собственным жизненным опытом, который, судя по многочисленным отзывам, помог не одному читателю. О чем книга «Алхимик» пытается предостеречь и чему научить? Выясним в ходе анализа романа:
История создания
Создавая роман «Алхимик», автор вдохновлялся несколькими источниками:
Рассказ Борхеса «История двух сновидцев»
Как написал в прологе Пауло Коэльо, «Алхимик» — это дань знаменитым писателям, среди которых автор упоминает имя аргентинского прозаика Борхеса. Любопытно, что именно из его творчества Коэльо и позаимствовал сюжет своего бестселлера:
Иллюстрация к роману «Алхимик»: YouTube/GradeSaver
Однако авторство этого сюжета принадлежит даже не Борхесу. Писатель почерпнул идею из сказок «Тысячи и одной ночи». Таким образом, можно сказать, что в «Алхимике» есть отсылка к арабской литературе.
Собственная биография Коэльо
Другим источником, откуда черпал вдохновение Коэльо, была его собственная биография:
Книга «Алхимик» была издана в 1988 году и принесла автору всемирную славу. Это еще раз подтверждает схожесть Коэльо с ее главным героем: они оба рискнули стабильностью, чтобы следовать за мечтой, и судьба вознаградила их за это.
Жанр и основная идея
Произведение «Алхимик» написано в жанре романа. Ему присущи такие черты:
Еще «Алхимика» называют романом-притчей. На это указывает основа сюжета: автор сделал акцент не на разнообразии характеров, а на философской идее. Суть главной мысли писателя такова: тот, кто ищет, всегда найдет свое сокровище.
Иллюстрация к роману «Алхимик»: YouTube/GradeSaver
«Алхимик» Коэльо не просто подталкивает читателя к размышлениям, а прямо излагает основную мысль: «Если ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет содействовать тому, чтобы желание твое сбылось». Автор закрепляет идею, повторяя ее в конце романа, как принято в народных притчах: «Жизнь и в самом деле щедра к тем, кто следует своей судьбе». Таким образом, Коэльо призывает читателей никогда не отказываться от мечты — в этом суть романа «Алхимик».
Проблематика
Поскольку книга посвящена упорству в достижении мечты, автор размышляет о причинах, которые мешают людям в этом. Они и составляют проблематику романа:
Проблема выбора
Каждый человек воспринимает свою мечту как нечто недостижимое: ради нее нужно чем-то жертвовать, от чего-то отказываться. Этот выбор автор показал на примере Сантьяго. Юноше была уготована другая судьба: родители мечтали видеть его священником.
Но он набрался сил и заявил о своем желании. На протяжении романа герою еще не раз приходилось выбирать между мечтой и спокойной жизнью. В конце концов его упорство было вознаграждено.
Боязнь неудачи
Страх риска — потери денег, времени или уважения других — часто мешает людям добиваться желаемого. Главный герой «Алхимика» не исключение, но Сантьяго удается преодолеть его.
В уста юноши автор вкладывает важную мысль: пока один боится — другой делает и побеждает: «Я буду ненавидеть тех, кто сумел найти клад, потому что мне это не удалось».
Иллюстрация к роману «Алхимик»: YouTube/GradeSaver
Страх успеха
Торговец хрусталем всю жизнь мечтает отправиться в Мекку. При этом ничего не предпринимает, чтобы улучшить продажи и заработать на поездку.
Торговец признается: если он осуществит мечту, потеряет смысл жизни. Автор подчеркивает, что для исполнения желаний нужно обладать мужеством, чтобы противостоять ложной скромности и страху изменений.
Истинная любовь
В оазисе Сантьяго встречает Фатиму, они влюбляются. Когда юноша предлагает девушке выйти за него замуж, она отказывается, потому что тогда ему придется отказаться от своей мечты. По мнению Коэльо, в этом и заключается настоящая любовь — дать дорогому человеку раскрыться. В противном случае это не любовь.
Пауло Коэльо коснулся тем, связанных с психологией. Поэтому роман «Алхимик» часто называют руководством для тех, кто находится на распутье или в поисках своего предназначения.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
«Алхимик» Пауло Коэльо — краткое содержание
Эта книга основывается на европейском фольклоре и является «символической», как пишет в предисловии сам автор. Это означает, что ее содержание не претендует на истину и написано для того, чтобы рассказать читателю историю, а не дать ему ложные факты о сотворении мира. Познакомиться с романом Алхимик кратко можно ниже.
О чем этот роман?
Португальский роман «Алхимик» рассказывает о жизни Сантьяго – юноши, который был пастухом, но отправился в путешествие для того, чтобы понять жизнь и найти свое место в мире. Этому способствовал сон о пирамидах Египта, который он однажды видит, заснув возле старой церкви.
Путь Сантьяго полон удивительных событий, символизма и совпадений. Читая роман, можно понять, что мы видим перед собой хитросплетение законов Вселенной которые почему-то (ни мы сами, ни герой романа не понимаем почему) работают.
Удивительнее всего концовка романа. Она показывает читателю, что иногда мы сами не понимаем, что ищем. И только когда находим (и если находим!), мы открываем истинные сокровища.
Основная мысль романа состоит в том, что алхимия ведет на не по пути разума, а по пути сердца. Именно так и получилось с главным героем. Он очень сильно хотел найти свое сокровище, и Вселенная сама сделала все, чтобы ему помочь. И если читатель тоже отправится на свои личные поиски, всем сердцем желая успеха – Вселенная поможет и ему.
Краткий пересказ Алхимика
Роман «Алхимик» начинается с предисловия, которое написано от лица автора (предполагается, что именно он и является главным героем, который уже прошел свой путь и готов о нем рассказать). Он говорит о том, что сам провел более 10 лет своей жизни, изучая алхимию. Однако по-настоящему преуспеть он так и не смог, поскольку тематическая литература оказалась слишком сложной, а ученые – скрытными, они тщательно оберегали свои тайны и не хотели посвящать в них нового человека. Но автору повезло. После того, как он совершил большую ошибку в своих исследованиях и прекратил их на несколько лет, ему посчастливилось встретить учителя. Он рассказал автору, что алхимики могут быть трех типов:
те, которые тянутся к неопределенности, поскольку сами не обладают четкими знаниями в своем предмете;
те, которые знают свой предмет и полностью понимают его, а потому их исследования точны и рассудительны;
те, которые понятия не имеют об алхимии и ее законах, но смогли открыть Философский камень силой своей души и тем, как они шли по жизненному пути.
Как раз к третьему типу и относится центральный персонаж романа. Прочитать о его пути можно ниже — в кратком содержании «Алхимика» Коэльо.
Часть 1. Начало пути Сантьяго
Молодой человек Сантьяго – пастух. Однажды он не успевает вернуться домой и решает заночевать прямо на улице, около старой церкви. Но быстро заснуть ему не удается. Юноша думает о девушке из города, которая очень ему понравилась. Она – дочь торговца, и она обратила внимание на Сантьяго потому, что он умел читать (что для пастухов – весьма редкий навык) и увлекся большой толстой книгой.
Родители Сантьяго мечтали, что он станет священником. Он даже пошел учиться, но из этой затеи мало что вышло. Дело в том, что для молодого человека было куда интереснее познавать мир во всем его великолепии, чем через религиозную призму. Он мечтал о путешествиях, и отец даже помог ему в этом, купив отару овец. Вместе со своим стадом Сантьяго обошел всю Андалусию.
Ночью пастух видит сон, в котором он находится рядом с египетскими пирамидами. Ему сообщают, что рядом с ними он найдет сокровище.
Этот сон у Сантьяго был уже не первый раз, поэтому он решается обратиться за его толкованием к цыганке. Она говорит, что он действительно найдет сокровище, если последует за своим сном. Цыганка настолько уверена, что просит у Сантьяго за услуги одну десятую часть от найденных ценностей.
Юноша не верит цыганке и уходит на площадь, где углубляется в книгу. К нему подсаживается старик и начинает расспрашивать Сантьяго о его жизни. Тому совсем не хочется отвечать, и он уже собирается уходить, как вдруг незнакомец говорит о том, что поможет ему найти сокровище за одну десятую часть отары Сантьяго. Пастух всерьез заинтересовывается.
Таинственный старик вдруг рассказывает Сантьяго всю его жизнь, даже те вещи, которые он просто не может знать. Незнакомец уверяет, что пастуху нужно отправляться в Африку, и даже дает ему два камня – черный и белый, которые должны помочь ему тогда, когда придет время.
На следующий день Сантьяго отдает старику десятую часть своих овец, продает оставшихся и уплывает в Африку. Добираться из Андалусии совсем недолго, поэтому в незнакомой арабской стране он оказывается уже через несколько часов. Но сразу же его подстерегают неприятности – испаноговорящий мошенник обманывает юношу и крадет все его деньги вместо того, чтобы проводить его до Египта.
Оставшийся без гроша в кармане Сантьяго думает уехать домой. Но он обращается с камням и те говорят ему, что таинственный проводник (старик) все еще с ним. Бывший пастух оглядывается вокруг и понимает, что ему очень интересно исследовать мир вокруг себя. Он решает остаться и устраивается продавцом в местную лавку.
Часть 2. Африканские приключения
Вторая глава краткого содержания «Алхимика» начинается с того, что Сантьяго встречает на своем пути английского ученого. Тот занимается алхимией и готов взять юношу с собой в Сахару для того, чтобы найти там Великого Мага.
Изнурительный путь заканчивается ничем. Мага найти так и не удается, но вместо этого Сантьяго встречает девушку Фатиму, в которую влюбляется с первого взгляда. Но около оазиса в Сахаре все неспокойно. Племена враждуют, но эта местность считается нейтральной территорией. Однако к Сантьяго приходит видение, в котором он видит, что на местное племя нападет враги. Он предупреждает об этом.
После этого Великий Маг и Алхимик связывается с Сантьяго, так как понимает, что тот является избранным. Он берет его с собой к пирамидам и обучает алхимии. Бывший пастух показывает себя способным учеником. Когда по пути на Сантьяго и Алхимика нападают враждебные воины, последний заявляет, что юноша рядом с ним является повелителем ветра. Это подтверждает налетевший вдруг ураган, и их отпускают. Они с Алхимиком проходят еще длинный путь, полный чудес (таких как превращение свинца в золото), прежде чем расстаются.
Наконец, Сантьяго приходит к пирамидам. Он чувствует, что сокровище уже ждет его. Но на него нападают грабители, отбирают золото и избивают. По их настоянию юноша копает, но никаких сокровищ нет и в помине. Грабители смеются над ним и рассказывают, что тоже видели похожий сон – только их сокровища ждали их под старой церковью в Испании, но какой же дурак поедет на другой континент ради призрачного золота? Назвав Сантьяго наивным глупцом, грабители уходят. Но юноша счастлив: он понял, куда ему нужно.
Эпилог
Пройдя весь свой удивительный путь, Сантьяго возвращается к тому самому дереву у церкви, где когда-то заночевал. В его корнях от выкапывает ларец, полный драгоценностей. К ним он добавляет черный и белый камни, дарованные таинственным проводник, ведь они тоже – его сокровища. Бывший пастух думает, что Вселенная очень щедра тем, кто чего-то страстно желает и идет своей дорогой.
Сантьяго решает, что десятую часть найденных драгоценностей он должен отвезти цыганке. После этого он сможет вернуться в Египет к любимой Фатиме.
shvetsovmn
Лучше старенький ТТ, чем дзюдо и карате 🙂
Пост навеян прочтением романа Пауло Коэльо «Алхимик». Возвращаясь на поезде из Сочи, где я посещал Зимние Олимпийские игры, у меня было много времени на чтение.
Сантьяго пошел к цыганке, чтобы она растолковала его сон. Она разъяснила его сон в обмен на обещание отдать ей одну десятую сокровищ, которые Сантьяго обнаружит. Сантьяго ждет момента, пока он снова сможет увидеть дочь суконщика, которая ему понравилась в прошлый приход. До этого события остаются считанные дни. Незадолго до этого ему встречается чудесный старик, который называет себя царем Салима. Старик уговаривает его пойти за сокровищами и дает 2 волшебных камня, которые помогут найти ответ в сложной ситации. За свою помощь старик просит у Сантьяго одну десятую его стада.
Сантьяго колеблется, но все же решается поехать в Египет, получив и истолковав несколько знаков. Он продает стадо своему другу, который, оказывается, давно мечтал стать пастухом, и недождавшись встречи с дочерью суконщика, отправляется в путь.
Алхимик и Сантьяго едут к пирамидам, чтобы найти сокровища, которые Сантьяго видел во сне. В пути Сантьяго еще более совершенствуется и учится чувствовать себя, свой путь, пустыню. И когда их хватают враги, Сантьяго обращается в ветер, победив пустыню, солнце, ветер.
У самых пирамид на Сантьяго нападают разбойники, бьют его и отбирают все золото. Сантьяго рассказывает, что он следует за своей мечтой, по своему пути, который направлял его к пирамидам. Один из разбойников поднимает его на смех и рассказывает, что ему тоже снился сон, что он должен пойти в Андалусию (откуда Сантьяго родом) и найти сокровища в старой церкви (где ночевал Сантьяго).
Сантьяго возвращается домой и находит несметные сокровища в старой церкви.
Смысл
Вероятно, главной идеей «Алхимика» Пауло Коэльо является важность поиска и следования своему пути («своей стезе»), которая, в отличие от судьбы, может меняться при желании и усилиях человека. Ведь, если человек хочет что-то, то «вся Вселенная этому помогает». Также Пауло Коэло подчеркивает, что основным сокровищем является познание себя и мира, а не материальные ценности.
Вывод
Книга совершенно не поразила. Но и плохой назвать ее не могу. Ничего особенного. Много образности и иносказательности, иногда это очень мешало пониманию. Поэтому книгу Пауло Коэльо «Алхимик» можно читать, а можно и пропустить. На всякий случай рекомендую 🙂
«Алхимик»: краткое содержание и анализ произведения
Произведение «Алхимик», созданное бразильским прозаиком Пауло Коэльо, рассказывает о том, как молодой человек искал и нашёл свой путь.
Сантьяго стал пастухом домашних животных, не выполнив наказ родителей, которые пророчили сына в священники. Однажды юноша ночевал в здании брошенной церкви, и ему приснился сон о том, как он пошёл к пирамидам с мумиями фараонов и там нашёл сокровище, спрятанное от людских глаз.
Сантьяго обратился к цыганке за разъяснениями. Женщина дала указания юноше о том, как поступать дальше и потребовала отдать её часть клада, который Сантьяго обязательно разыщет.
Вскоре юноша повстречался со стариком, который дал ему магические камни. Как утверждал старый человек, эти вещи помогут Сантьяго в поисках сокровища. За подарок старый мужчина попросил юноше отдать ему часть клада.
Сантьяго отправился в дальний путь. Неискушённость юноши послужила на руку мошеннику, который украл у Сантьяго деньги. Пришлось юноше устроиться продавцом для того, чтобы заработать на продолжение пути. Оказалось, что Сантьяго – удачливый продавец. Он сумел заработать сумму денег больше, чем у него было ранее.
И вот юноша опять отправился в путь. Он повстречался с мужчиной, горевшим желанием стать алхимиком. Вместе они присоединились к каравану, идущему к оазису. На привале Сантьяго познакомился с девушкой, которая понравилась ему. Она дала обещание дождаться юношу.
Сантьяго почувствовал, что им овладели неведомые ранее силы. Он предсказал, что скоро на оазис нападут разбойники. Его пророчество сбылось, и вскоре после этого случая юноша встретился с алхимиком, которого разыскивал его попутчик.
Сантьяго и алхимик снова в пути к желанным пирамидам. Постепенно юноша начал понимать своё предназначение.
Около пирамид на Сантьяго напали разбойники и отобрали у него всё ценное. А когда он рассказал им о своём сне, то злодея просто посмеялись над ним. Один разбойник пересказал своё сновидение, в котором в церкви (где ночевал юноша) он нашёл клад.
После всего случившегося Сантьяго не опустил рук, он отправился к себе на родину. И в церкви нашёл столь желанный клад.
Пройдя много испытаний, юноша смог обрести не только осязаемое богатство, но и другие ценности — понимание своего предназначения, умение помогать людям и безусловную любовь.
Произведение доказывает читателям, что если человек с надеждой смотрит в будущее, не опускает рук при неудачах, то он обязательно добьется того, что задумал.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Источники сюжета
В предисловии к «Алхимику» Коэльо признаётся, что хотел «воздать должное тем великим писателям, которые смогли овладеть Всеобщим Языком». В числе этих писателей он упоминает Борхеса. Это неслучайно: сюжет «Алхимика» основан на рассказе Борхеса «История двух сновидцев».
В «Истории двух сновидцев» некому человеку из Каира снится, что он найдёт сокровища в Персии. Он отправляется в Персию, но там его жестоко избивают и бросают в тюрьму. Начальник тюрьмы рассказывает герою, что тоже видел сон о сокровищах, якобы спрятанных в Каире, но не поверил ему. Вернувшись домой в Каир, герой наконец обретает сокровища.
Надо сказать, что Борхес сам позаимствовал сюжет «Истории двух сновидцев» из сказок «Тысячи и одной ночи» (ночи 351-352). Таким образом, сюжет «Алхимика» через Борхеса восходит к арабским сказкам.
Предисловие
Предисловие написано от лица автора, отдавшего 11 лет жизни изучению алхимии. Он предупреждает, что «Алхимик» — книга символическая.
Свои исследования автор начал в середине семидесятых. В то время он все свои деньги тратил на книги по алхимии и знакомился с другими алхимиками, но его «усердие и рвение не давали абсолютно никаких результатов». Книги были написаны замысловатым языком, а мнимые алхимики тщательно охраняли свои секреты.
В 1973 году он совершил некую серьёзную ошибку и прекратил изыскания. В 1981 году автор встретил Учителя, который вернул его «на прежнюю стезю». Учитель делил алхимиков на три типа: одни любят неопределённость, поскольку не знают своего предмета; другие знают его и понимают, что «язык алхимии направлен к сердцу, а не к рассудку»; третьи не знают об алхимии, «но сумели всей жизнью своей открыть Философский Камень». Об алхимике третьего типа и пойдёт рассказ.
Центральная идея книги — Своя Стезя
Своя Стезя (в ранних изданиях — Своя Судьба) по словам самого Коэльо — «высшее предназначение», причём не только человека, но и любого существа и предмета на Земле. Своя Стезя есть даже у камней, трав и металлов. «Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем Своей Стезей», — объясняет Коэльо.
Во вселенной «Алхимика» гармония всего на Земле возможна только тогда, когда все существа и предметы будут следовать Своей Стезе. На страницах книги не встречается ни одного человека, которому бы хоть раз не являлась его Стезя. Однако не все осмеливаются следовать ей. Те, кто отступает от Своей Стези, позже раскаиваются в этом и не могут достичь полного успеха. Примеры такой судьбы — торговец хрусталём и родители Сантьяго.
В предисловии 2000 года к русскому изданию «Алхимика» Коэльо приводит своего рода выжимку основных идей книги. Он поясняет, что на пути любого человека, решающегося следовать Своей Стезей, встречаются четыре основных препятствия: слова окружающих о том, что Стезя недостижима; испытание любовью; страх неудачи; страх исполнения мечты. Разберём подробнее каждое препятствие и посмотрим, как эти идеи отразились в сюжете.
Представление о недостижимости мечты
По словам Коэльо, каждому человеку с детства внушают, что он не может следовать за своей мечтой, что надо жить так, как принято, как положено. Именно с этого начинается «Алхимик»: мы узнаём, что Сантьяго готовили к иной судьбе, что он не должен был стать пастухом. Родители отдали его в семинарию и хотели, чтобы он стал священником, потому что это было более престижным занятием, нежели привычное для их семьи земледелие. Но Сантьяго успешно преодолел это препятствие, хотя ещё не подозревал о языке знаков и Своей Стезе. Когда он сообщает отцу о своём решении, тот, хоть и пытается отговорить Сантьяго, довольно быстро соглашается и поддерживает его, потому что отцу тоже знакомо желание следовать Своей Стезей.
Испытание любовью
Коэльо говорит о том, что часто мы не решаемся следовать мечте, потому что боимся расстроить близких. Исполнение мечты часто означает расставание с родными и любимыми. Однако «Алхимик» показывает, что истинная любовь — это та, которая позволяет человеку реализовать себя. Примером такой любви является любовь Сантьяго и Фатимы. Хотя Сантьяго поначалу думает, что его любовь несовместима с желанием добраться до сокровищ, мудрая девушка объясняет, что он должен следовать Своей Стезей, и если им суждено встретиться вновь, то это обязательно произойдёт.
Своя Стезя важнее любви, и это показывает Алхимик, когда рассказывает Сантьяго, что будет, если тот откажется от мечты и останется с Фатимой. Однако, когда Сантьяго добирается до сокровищ, он возвращается к Фатиме. Таким образом, следование мечте и любовь не противоречат друг другу, если только это любовь истинная.
«Любовь не может помешать человеку следовать Своей Стезёй. Если же так случается, значит, любовь была не истинная, не та, что говорит на Всеобщем Языке»
Здесь имеется в виду не только любовь мужчины и женщины, но и в принципе страх разочаровать близких людей — родителей, товарищей. Например, Сантьяго так вспоминает о годах в семинарии:
«А войдя в твою жизнь, они [окружающие] через некоторое время желают её изменить. А если ты не становишься таким, каким они хотят тебя видеть, — обижаются. Каждый ведь совершенно точно знает, как именно надо жить на свете»
Страх неудачи
Этот страх преследует Сантьяго на протяжении практически всего повествования. Сантьяго боится потерять свои деньги, боится смерти перед битвой в Аль-Фаюме, боится не найти Свою Стезю. Но наставники Сантьяго показывают, что страх рождается из непонимания того, как устроен мир. У наиболее мудрых персонажей страх отсутствует (так, Алхимик голыми руками вытаскивает из норы смертоносную кобру, и она не может причинить ему вред).
При этом неудачи действительно происходят, но Сантьяго находит в себе силы двигаться дальше. Вот как он рассуждает о том, что произойдёт, если он перестанет верить в себя:
«Я буду злобным и недоверчивым и буду подозревать всех потому лишь, что один человек обманул меня. Я буду ненавидеть тех, кто сумел найти клад, потому что мне это не удалось»
Страх перед исполнением мечты
Крайнее воплощение этого страха — торговец хрусталём. Вся его жизнь подчинена этому страху. Он так боится разочароваться, что не может отправиться в паломничество в Мекку, о котором мечтает на протяжении всей жизни. Он не решается вносить улучшения в свою торговлю, чтобы не заработать слишком много — отсутствие денег стало для него привычной отговоркой от паломничества.
«Я боюсь, что, когда мечта станет явью, мне больше незачем будет жить на свете»
Алхимик объясняет суть этого испытания перед тем, как расстаться с Сантьяго:
«Перед тем, как мечте осуществиться, Душа Мира решает проверить, все ли её уроки усвоены. И делает она это для того, чтобы мы смогли получить вместе с нашей мечтой и все преподанные нам в пути знания. Вот тут-то большинству людей изменяет мужество. На языке пустыни это называется „умереть от жажды, когда оазис уже на горизонте”»
Также в предисловии к книге Коэльо поясняет, что, отказываясь от мечты, человек часто думает о тех, у кого не хватило сил следовать Своей Стезёй. Человек боится стать лучше других и решает присоединиться к большинству из ложной скромности.
Эпилог
На золото, оставленное Алхимиком в монастыре, Сантьяго добирается до знакомого дерева. Он вспоминает причудливый путь, который вернул его в то место, где он когда-то пас овец. Из-под корней дерева он выкапывает ларец, полный старинных золотых монет и других драгоценностей. Юноша кладёт в ларец и камни Урим и Тумим — это тоже его сокровища. «Жизнь и в самом деле щедра к тем, кто следует Своей Стезёй», — думает Сантьяго. Десятую часть клада юноша собирается отвезти старой цыганке. Теперь он может вернуться к любимой.
ПересказыКраткое содержание рассказа Лескова «Однодум»
ПересказыКраткое содержание повести Свирского «Рыжик»
Ключевые понятия
Душа Мира
Душа Мира — это идея единство всего в живой и неживой природе, своеобразный пантеизм Коэльо (то есть представление о том, что каждая вещь и существо есть бог). Именно Душа Мира позволяет Алхимику превратить металл в золото, а Сантьяго — стать лучшей версией себя. Душа Мира определяет Свою Стезю каждого человека, поэтому, чтобы следовать Своей Стезёй, нужно научиться слушать Душу Мира. По мере развития сюжета Сантьяго начинает всё лучше и лучше понимать Душу Мира, язык вещей, знаков, животных.
«Я учился у овец, учился у хрусталя. Теперь меня будет учить пустыня»
Показателен диалог Сантьяго и Алхимика, в котором Алхимик объясняет ученику, что постигать Душу Мира можно где угодно и как угодно:
Сантьяго: И я должен прочесть Изумрудную Скрижаль?
Алхимик: Если бы ты был сейчас в лаборатории алхимика, то мог бы изучить наилучший способ постичь её. Но ты в пустыне — значит, погрузись в пустыню.
Алхимик имеет в виду, что истинное знание можно получить путём единства с окружающим миром, и нет никакой разницы, происходит ли это в лаборатории или на природе.
Язык Знаков
Душа Мира разговаривает на Языке Знаков. На своём пути Сантьяго сначала учится распознавать простые знаки, которые касаются лично его (например, Урим и Туммим подсказывают юноше, что благословение Мелхиседека всё ещё с ним). Постепенно Сантьяго овладевает всё более сложными знаками, и это умение помогает ему спасти целый народ (правильно истолковав полёт ястребов, Сантьяго предупреждает жителей оазиса о предстоящем вторжении воинов).
Сны — это форма общения человека с Душой Мира. Сон Сантьяго о сокровищах становится отправной точкой сюжета. По отношению к снам можно понять, насколько мудрым, просветлённым является тот или иной герой. Например, погонщик верблюдов в караване верит снам, а главарь банды, избивающей Сантьяго — нет. Видение о нападении на оазис также приходит к Сантьяго через сон.
Алхимия
Алхимия — это метафора путешествия Сантьяго. В процессе алхимических превращений металл должен избавиться от своих несовершенств, чтобы стать золотом. Сантьяго также избавляется от несовершенств: от подчинения воле своих родителей, от желания стать богатым пастухом, от привязанности к Фатиме. Следуя Своей Стезёй, Сантьяго достигает высшего уровня просветления, так же как простой металл становится золотом.
Кроме того, алхимия основана на представлении о том, что в мире всё едино, одно перетекает в другое. Это перекликается с идеей Души Мира, которая и составляет то самое единое во всех предметах и явлениях.
Овцы символизируют тех людей, которые слепы к Своей Стезе. Овцы похожи на торговца хрусталём, который удовлетворяется скромными материальными потребностями и не ищет большего.
Хотя Сантьяго любит своих овец, он понимает, что они ограниченны и ничего не знают об окружающем мире. Примечательно, что Коэльо сравнивает с овцами родителей Сантьяго:
«Его родители мечтали, чтобы он стал священником — гордостью простой деревенской семьи. Они тяжело трудились, и всё ради пропитания, подобно овцам»
Реальный мир
Мир реальный, земной, противопоставляется, во-первых, миру небесному, во-вторых — книжной реальности.
Алхимика и Сантьяго интересует, в первую очередь, материальный мир. Так, про Сантьяго говорится: «…с детства обуревавшая его тяга к познанию мира пересилила стремление познать бога».
Мир, описанный в книгах (в частности, в трудах других алхимиков) воспринимается как неполноценный. Больше всего в книги погружён англичанин: он не расстаётся с ними даже в пустыне. Англичанин подобен юноше из притчи про дворец и ложку с двумя каплями масла: он концентрируется на книгах (ложка) и упускает при этом многообразие окружающего мира (дворец).
Тем не менее, после общения с англичанином Сантьяго признаёт, что книги тоже полезны и могут дать ценные знания. Цель Коэльо не в том, чтобы показать, что книги не нужны. На примере англичанина он демонстрирует, что за книжными знаниями можно упустить опыт настоящей жизни.
Библейские аллюзии
Коэльо неоднократно вводит в повествование библейские сюжеты и персонажей. На мой взгляд, он делает это для того, чтобы вписать свою книгу в определённый контекст: не исторический, а легендарный, библейский. Кроме того, упоминая рядом персонажей из Библии и вымышленных им героев, Коэльо придаёт своей книге больший вес: «Алхимик» становится не просто повестью-притчей, а своего рода продолжением библейской истории.
Мелхиседек
«Он [Мелхиседек] никогда больше не увидит этого юношу [Сантьяго], как ни разу не видел и Авраама после того, как тот отдал ему десятину»
Этими словами Коэльо завершает эпизод встречи Сантьяго и царя Мелхиседека. Мелхиседек — это библейский персонаж, который описан в послании апостола Павла Евреям следующими словами:
«…царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда»
Там же упоминается эпизод встречи Мелхиседека с Авраамом:
«Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его возвращающегося после поражения Царей, которому и десятину отделил Авраам от всего…»
Иосиф
Историю другого библейского персонажа, Иосифа, упоминает вождь оазиса в разговоре с Сантьяго. Братья продали Иосифа в рабство, а отцу сказали, что он погиб. По наговору Иосиф попал в тюрьму, но фараон освободил его и приблизил к себе за его умение толковать сны. В «Алхимике» вождь оазиса сравнивает дар Сантьяго с даром Иосифа, таким образом, приближая его к герою Библии.
Сотник
Легенду о сотнике в книге Коэльо рассказывает Алхимик перед расставанием с Сантьяго. Исцеление слуги сотника — это библейский эпизод, вы можете найти его в Евангелие от Луки. В «Алхимике», однако, он расширен и дополнен подробностями об отце и брате сотника, которых не было в библейском тексте.
Пришло время подвести итог. Смысл книги «Алхимик» Пауло Коэльо — в том, что каждый человек должен следовать своему предназначению, Своей Стезе. На пути к Стезе будет встречаться множество препятствий, но тот, кто преодолеет их, обретёт настоящую мудрость и просветление. Коэльо предостерегает против того, чтобы слепо следовать чужой воле, даже если это воля близких и родных людей. Каждый персонаж книги иллюстрирует то или иное отношение к Своей Стезе, и только те, кто понял своё предназначение и не побоялся его добиваться, приходят к успеху и счастью.
Поделиться в соцсетях:
Книга Пауло Коэльо «Алхимик» на сайте Топ книг
Популярность книгу Пауло Коэльо «Алхимик» читать онлайн настолько высока, что кроме высоких позиций в рейтинге лучшей своременной прозы, произведение заняло высокие позиции в рейтинге самых читаемых книг. И хотя в последнее время интерес к книге несколько упал, но он по-прежнему находится на вполне высоком уровне. Исходя из этого, можно предположить, что книгу Пауло Коэльо «Алхимик» читать и дальше будут с завидным интересом.