Кофейня самообслуживания что это
«Тайные покупатели» в цифровых кофейнях: тестируем идею и начинаем бизнес
Выбрать нишу для первого бизнеса очень непросто: сказывается отсутствие опыта. Начинающий предприниматель Максим Сафронов рассказал, как он пришел к идее открыть кофейню самообслуживания и почему на время необходимо стать «тайным покупателем».
Почему кофе
Почему именно кофейни самообслуживания
Во-первых, они не требуют больших стартовых инвестиций. По сути, нужно разово вложиться только в сам аппарат, арендовать место, где его поставить (от 10 до 20 тысяч в месяц), и закупать продукты и аксессуары. Не нужен ни кассир, ни бариста, ни мойщик посуды — никакого персонала. Стартовые инвестиции составляют от 500 тысяч до 1 миллиона рублей в зависимости от функциональности и комплектации. Наши первые подсчеты показали, что окупаемости можно достичь уже через несколько месяцев.
Во-вторых, таким кофейням не нужны никакие специальные разрешения и уголки потребителя: вся необходимая информация размещается прямо на мониторе. Согласитесь, это заметно упрощает жизнь предпринимателей: «наездов» со стороны контролирующих общепит инстанций бояться не стоит.
В-третьих, кофейни самообслуживания выживут при любом локдауне, потому что формально они не имеют отношения к общепиту (здесь нет никаких контактов, а значит и рисков для здоровья покупателя) и во время ограничительных мер могут работать в свое удовольствие.
В-четвертых, некоторые из них по-настоящему умные: они не только сами варят кофе, но и многое другое делают самостоятельно — принимают оплату и заказы дистанционно, выдают напиток, оповещают своих хозяев о том, что заканчиваются ингредиенты, а некоторые еще и ищут потенциальных клиентов в интернете.
В-пятых, они просты в обслуживании. Нужно раз в день засыпать свежие зерна и другие ингредиенты, загружать стаканчики и мыть бак.
Определившись с сегментом, мы начали поиски конкретной кофейни. Сегодня на рынке представлено с десяток подобных решений. Среди самых популярных можно выделить четыре: i-Coffee, Lifehacker, HoRoRo и Доброе кафе. Все они — кофейни самообслуживания, которые полностью автоматизированы и работают без баристы. Чтобы определиться с выбором, мы решили действовать как «тайные покупатели» и начать с дегустации напитков и знакомства с кофейнями в «боевых» условиях. Для этого мы составили маршрут, состоящий из нескольких точек, и отправились на разведку.
Первой мы посетили кофейню Lifehacker по адресу Москва, Новотушинский проезд, 10.
Здесь мы первым делом обнаружили пустой диспенсер — в нем не было стаканчиков.
Санитарное состояние поверхностей оставляло желать лучшего: органайзер заляпан, все липкое (рассыпан сахар), салфетки не первой свежести. Обратили внимание на некоторые странные особенности конструкции: отверстие в баке под мусор открытого типа, то есть, мусор сразу бросается покупателям в глаза, немного неэстетично.
При нас приехал человек, который обслуживает аппарат. С его разрешения заглянули внутрь и с удивлением выяснили, что промывка аппаратов здесь вообще не делается, только засыпка кофе и сухого молока, так как технологически данная модель не предполагает промывку оборудования.
В зоне выдачи напитка обнаружили какие-то странные провода, в том числе оголенные, предназначение которых мы так и не поняли.
Попробовали кофе, сначала американо. У напитка оказался ярко выраженный «вендинговый» вкус дешевого напитка с вяжущим привкусом. Кофе сильно пережарен. Капучино: здесь сразу чувствуется вкус сухого молока со сладковатым привкусом, пенка жидкая, водянистая. Для чистоты эксперимента на следующий день посетили еще несколько точек этой сети: все то же самое.
Второй в нашем списке была кофейня HoRoRo по адресу ул. Лавочкина, 32.
Здесь санитарное состояние оказалось вполне удовлетворительным, разве что поверхность немного заляпана сиропом, а в зоне выдачи готовых напитков — брызги от воды и молока.
Первое, что бросилось в глаза, это пустые сиропницы. Как давно в них ничего нет — остается только догадываться.
В конструкции этой кофейни люк для мусора также без заслонки, все отходы на виду.
Чуть позже подсмотрели настороживший нас момент: и инкассацию, и обслуживание аппарата проводил один и тот же человек, то есть, одними и теми же руками он вынимал деньги, загружал стаканчики и засыпал в аппарат кофе, и все это делал без перчаток.
Напитки. Американо: на вкус лучше, чем в предыдущей кофейне, но также чувствуется недорогой сорт кофейных зерен, как в обычных вендинговых аппаратах. Капучино: тот же привкус сладкого сухого молока с еле заметной пенкой неестественного цвета.
Мы также планировали посетить другие точки, расположенные по адресам, указанным на сайте, но, к сожалению, приехав на место, никаких кофеен не обнаружили. Возможно, они закрылись.
Вкус кофе — как американо, так и капучино — все с тем же привкусов сухого молока но вполне приемлемый, спокойный, без особых привкусов и посторонних вкусов.
Как выбрать франшизу с минимальными рисками?
Как проверить франшизу
Подходя к вопросу о выборе франшизы, на примере сети кофеен самообслуживания HOHORO COFFEE рассмотрим, как проверить ее актуальность и потенциал и не нарваться на франшизу-пустышку.
Обратимся к статистике. По данным Российской ассоциации чая и кофе, потребление кофе в РФ в 2019 году составило 180 тысяч тонн и впервые превысило потребление чая. За последние 10 лет объем употребляемого россиянами кофе вырос на 97%.
Кофейный рынок на протяжении последних лет сохраняет положительный баланс роста и за 20 лет вырос более чем на 500%. Ежегодный рост по данным Росстата составляет 10%.
Прошедшие 10 лет для кофейной индустрии стали временем взрывного роста как в количественном, так и в качественном выражении. В это время в России стала активно формироваться и развиваться культура употребления кофе. Стали открываться кофейни, в том числе в формате «кофе-с-собой», некоторые из них по состоянию на 2020 год выросли в полноценные федеральные сети. Такой экспансивный рост предложения положительно сказался на формировании у потребителей культуры употребления кофе – люди начали понимать, каким может и должен быть вкус качественного кофе.
Естественно, что с развитием рынка и появлением большего количества новых игроков, возросла и конкуренция среди них. Сегодня кофейням уже сложно чем-то по-настоящему удивить посетителей, и чтобы выделиться среди конкурентов, нужно прилагать все больше усилий.
Преимущество кофеен самообслуживания
Но в глазах большинства людей кофейни самообслуживания – это некрасивые коробки с невкусным кофе внутри. Они привыкли видеть их такими, но это не означает, что это представление незыблемо и его невозможно изменить. Однако, сделать это можно только предлагая посетителям качественный продукт и сервис высокого уровня. По такому пути развития пошла компания HOHORO из города Казань. Проанализировав свой богатый опыт в кофейном бизнесе, основатели компании Ильнар Шамстудинов (выпускник МГУ, который он закончил с красным дипломом. Основатель сети «Билайн и кофе», владелец сети салонов красоты. Опыт в кофейном бизнесе более 3-х лет) и Эдварт Зиязетдинов (выпускник УдГУ. В прошлом – операционный директор сети Coffee Like в Москве и Ижевске. Открыл более 50 кофебаров Coffee Like. Опыт в кофейном бизнесе – 5 лет) пришли к выводу, что развитие сети вендинговых кофеен в России – очень перспективное направление развития. Они разработали концепцию современных кофеен самообслуживания, стартовали в середине 2019 года и к настоящему моменту открыли точки в 37 городах РФ.
Компания уделяет много внимания, сил и ресурсов на постоянное совершенствование как самих кофеен, так и напитков в них. Меню кофеен HOHORO разработано победителем конкурса “Лучший бариста России-2018”, а вкус напитков регулярно дорабатывается. Для обеспечения стабильного качества напитков было подобрано кофейное зерно индивидуальной обжарки, которое максимально раскрывается при приготовлении в автоматических кофейных аппаратах.
Также немаловажно обратить внимание на уровень независимости управляющей компании.
Это наглядно подтверждает, что управляющая компания верит в свой продукт, видит потенциал, который в нем заложен и успешно реализует его как самостоятельно, так и совместно с партнерами.
Привет, меня зовут Александр. Кофе это моя страсть, увлечение и бизнес. У меня своя сеть кофе-баров под известным брендом франшизы. В 2020 прочувствовал на себе и на результатах бизнеса все «прелести» пандемии и карантина. Клиентов нет, затраты ежемесячные есть. Маржинальность падает, конкурентов становится больше. В связи с этим решил вложиться в собственную сеть от HOHORO, так как понимаю, что это трендовый и перспективный сегмент рынка. + отличная альтернатива для истинных кофеманов и начинающих предпринимателей.
Например, сейчас на страничке HOHORO COFFEE в Инстаграм проводится конкурс, в котором разыгрываются три подарка: кофейню самообслуживания HOHORO, Iphone 12, и домашняя кофемашина.
Как открыть небольшую кофейню и зарабатывать на кофе с собой
За 200 рублей можно купить в кофейне стакан капучино, а можно сто грамм зерна, и этого зерна хватит примерно на 10 чашек кофе. Получается, что выручка кофейни — около 900% от вложений. Вот почему выгодно открывать небольшие кофейни. Но на деле всё не так просто: надо продумать множество мелочей: от выбора места размещения точки до рекламы в инстаграме, чтобы не закрыться через месяц.
Тема большая, поэтому будет два материала. В этой статье вместе с экспертами кофейного бизнеса разобрались, сколько стоит открыть маленькую кофейню, на что смотреть в договоре аренды и у кого закупать зерно. Во второй статье расскажем, как вести кофейный бизнес и вывести кофейню на самоокупаемость.
Минимальные начальные вложения зависят от формата точки и региона.
Например, первоначальные затраты на открытие островка в торговом центре Санкт-Петербурга будут такими.
Важно. Помимо начальных вложений на открытие кофейни есть ещё постоянные ежемесячные затраты, например коммунальные платежи, закупка зерна и одноразовой посуды, оплата труда сотрудников. Это отдельные статьи расходов.
Некоторые расходы можно сократить, если вы можете выполнить некоторые работы сами без обращения к специалистам. Например, собрать барную стойку своими руками стоит около 30 тыс. руб., а у подрядчиков — 100-200 тыс. руб.
Чтобы открыть окошко и продавать кофе с собой прохожим на улице, не нужна визуализация дизайн-проекта. Плюс не понадобится проводить воду, так как в этом случае удобнее использовать бутыли с водой. Зато нужно будет найти и заказать не обычное окно, а окно с маленьким открывающимся окошком для выдачи напитков. С монтажом это обойдётся примерно в 50 тыс. руб.
Большинство предпринимателей стремятся найти место на центральной улице города — там постоянно ходят люди, и эти люди постоянно покупают кофе. Арендная ставка для помещений в центре будет выше, чем на окраине, зато вы получите постоянный поток клиентов, а следовательно — продаж.
Ещё вариант — встать в крупном торговом центре. Там тоже высокий пешеходный трафик.
Если открывать небольшой отдельностоящий павильон, то лучше устанавливать его не дальше, чем в 800 метров от метро. Люди, которые каждый день ходят от метро до работы или университета, будут стабильно покупать кофе. Можно расположиться и в спальном районе, но тогда точка должна быть рядом с крупным жилым комплексом на 20-30 домов.
Важно: пешеходный трафик — основной фактор успеха при продажах кофе с собой. Чем больше пешеходов проходит рядом с кафе, тем больше будет продаж.
Открывая небольшую точку, которая будет просто варить вкусный и недорогой кофе, принципиально важно просчитать проходимость. Для этого надо замерить, сколько людей обычно бывают в этом месте утром, днём и вечером по будням и выходным. Так вы поймёте, сколько человек в день проходят мимо и сколько из них могут стать потенциальными покупателями. Обычно это около 1% от общего числа проходящих мимо кофейни людей.
При выборе помещения обратите внимание на разрешённую мощность электросети.
3 киловатта. Мощности 3 киловатта хватит только на кофемашину и кофемолку. Ну, может ещё на небольшой электроприбор типа маленького водяного насоса для подачи воды. При этом сеть будет загружена по максимуму и будет риск, что она на выдержит большую профессиональную кофемашину. Лучше найти помещение, к которому подведена сеть мощностью минимум 5 киловатт и выше.
5 киловатт. Этого хватит, чтобы кроме профессиональной кофемашины и кофемолки подключить холодильник и тостер. Если точка расположена в хорошем месте, где постоянно много людей, и вы наверняка будете продавать много кофе, 5 киловатт — разумный минимум для электросети.
7 киловатт. Такая мощность позволит подключить ещё и светящуюся витрину, а также использовать электрический насос, если вы варите кофе на воде из бутылей, а не из водопровода.
10 киловатт. Этой мощности хватит, чтобы подключить дополнительное оборудование типа гриля и лёдогенератора. С такой мощностью можно ставить морозильную камеру, чтобы хранить там замороженные круассаны. Или подключить соковыжималку, чтобы летом продавать свежевыжатые соки.
В теории можно договориться с властями, чтобы увеличить выделенную мощность. Но на практике это сделать сложно: надо собрать кучу бумаг, заказать проект, потратить три месяца на обход всех инстанций и несколько десятков тысяч рублей, но нет гарантии, что энергетики увеличат мощность в помещении.
Открывая кофейню, чтобы продавать кофе с собой, в помещении не обязательно нужен водопровод — можно использовать бутыли с водой. Это выходит не дороже, чем использовать воду из крана, а иногда и дешевле — всё зависит от региона и расположения. В среднем заказать бутыли с водой для точки с умеренным потреблением обойдётся в 5 тыс. руб. в месяц.
Если в будущем вы хотите поставить небольшую барную стойку, за которую смогут присесть пара человек, скорее всего, вам понадобится раковина, чтобы мыть керамическую (не одноразовую) посуду. Тогда на старте лучше искать помещение со стационарным водопроводом.
Если в помещении есть водопровод и вы планируете им пользоваться, надо проверить, что вода нормально уходит, нет засоров, коммуникации не очень старые. Это позволит избежать проблем и экстренно не менять трубы, если всплывут проблемы с подачей и отводом воды. Чаще всего они бывают в старом жилом фонде.
Тонкости, на которые стоит обратить внимание при подписании договора аренды, зависят от арендодателя.
Первое, на что надо обратить внимание при заключении договора аренды с торговым центром, — это порядок, суммы и назначение платежей.
В стоимость аренды обычно не включены коммунальные платежи, затраты на регистрацию договора и эксплуатационный платёж. Например, если договор краткосрочный и его надо перезаключать каждые 11 месяцев, предприниматель каждый раз должен будет оплачивать госпошлину за регистрацию.
Обратите внимание на срок: он не должен быть меньше года. В противном случае есть риск свернуть бизнес, если арендатор не захочет продлевать договор, и впопыхах искать другое помещение, не успев отбить начальные вложения.
В эксплуатационный платёж входят все дополнительные услуги, которые торговый центр оказывает предпринимателю: обслуживание сетей, клининг, вывоз мусора. Их также надо будет отдельно оплачивать каждый месяц.
К каждому договору аренды администрация торгового комплекса предоставляет предпринимателю правила, которые надо соблюдать при ежедневной работе, и штрафную сетку. Их также надо изучить и прояснить возникшие вопросы перед тем, как подписывать договор. Бывает, что арендатор не обратил внимание на правила поставки сырья или вывоза мусора, а потом администрация выписала ему за это штраф. Читайте, всё что написано мелким шрифтом в договоре.
Решив работать в торговом центре, важно понимать, что вам придётся чётко следовать правилам, установленным администрацией. Поэтому в дизайн-проекте надо зафиксировать все эти правила, чтобы потом у администрации не было вопросов.
Торговый комплекс устанавливает режим работы кофейного островка. Например, бариста должен стоять за стойкой ровной в 10 часов утра. Если он опоздает на 15 минут, администрация торгового центра применит санкции и выпишет штраф. Количество сотрудников также определяет торговый центр: нельзя нанять больше, чем указано в правилах. А ещё не все торговые комплексы приспособлены к тому, чтобы удобно организовать доставку зерна и других продуктов до точки — это важно уточнить перед началом работы.
Важно. Крупные торговые центры обычно фиксируют штрафные санкции в долларах: чем выше курс, тем больше заплатит предприниматель за нарушение правил.
Такие помещения иногда называют «корнеры», от англ. corner — уголок. Здесь обычно не бывает сложностей, но если всё-таки сомневаетесь, что верно поняли договор и учли все детали, попросите помочь юриста.
Иногда предприимчивые бизнесмены арендуют помещения у города и сдают их другим предпринимателям. В таком случае человек, который хочет арендует такую точку, становится субарендатором. Это несёт некоторые риски, например, если не получить согласия собственника помещения на заключение договора субаренды, сделка может быть признана недействительной и субарендатора могут внезапно попросить покинуть помещение.
Здесь важно проверить, какое назначение у павильона и позволяет ли оно продавать кофе. Например, если открыть кофейню в павильоне, который предназначен для торговли газетами и журналами, при проверке к предпринимателю будут вопросы. Назначение помещения прописано в договоре — это надо проверить.
Второй важный момент — узнать, кто оплачивает налог на землю. Иногда для предпринимателей это становится сюрпризом, и они вынуждены каждый квартал отдавать государству существенную сумму. Например, налог на землю за павильон в центре города-миллионника составляет порядка 30 тысяч руб.
Крупные торговые центры просят показать, как будет выглядеть ваша точка продаж перед открытием. Для этого дизайнеры «вписывают» точку в фотографию места, где она должна находиться. Это называется визуализацией дизайн-проекта.
Такой проект надо подготовить в двух вариантах: 3D- или 2D-макет в электронном виде и распечатанный макет на бумаге. Документ состоит из трёх блоков:
Заказывать проект визуализации придётся в дизайнерской компании.
Разброс в вариантах и стоимости оборудования очень большой. Чтобы продавать кофе с собой, можно купить и новую, и подержанную кофемашину, и взять технику в аренду.
Новая кофемашина может стоить несколько миллионов рублей. Но не пугайтесь, есть модели и за 300 тыс. руб. Для небольшого корнера без изысков подойдёт однобойлерная кофемашина — на неё хватит порядка 150 тыс. руб.. Плюс понадобится кофемолка — это ещё около 40-50 тыс. руб..
Если вы планируете варить авторский кофе, посмотрите мультибойлерные кофемашины — они позволяют делать более качественный кофе, так как у таких машин нет перепада температуры при подаче воды. На мультибойлерную кофемашину понадобится минимум 500-600 тыс. руб., ещё 130-140 тыс. руб. — на кофемолку, так как, скорее всего, понадобится модель другой конструкции: не ротационная, а жерновая.
Новую технику лучше покупать у официальных дилеров — с ними можно договориться о хороших условиях или скидках. По продажам лидируют производители Simonelli и La Marzocco.
Подержанная кофемашина обойдётся примерно вдвое дешевле, чем новая той же марки. Чтобы купить подержанную технику в хорошем состоянии, найдите специалиста из сервисного центра, который посмотрит и протестует технику до покупки, или обратитесь в компанию, которая специализируется на продаже подержанной техники для кофеен и ресторанов. Иначе есть риск столкнуться с серьёзной поломкой, которая остановит весь бизнес.
Подержанные кофемашины обычно продаются в двух случаях: когда бизнес закрылся и когда обнаружена техническая неисправность, иногда неявная.
Аренда кофемашины. Ещё один способ немного сэкономить на оборудовании — взять кофемашину в аренду. Есть компании, которые предлагают кофейную технику на таких условиях: берёте кофемашину, платите за неё 25 тыс. руб. в месяц, тестируете машину пару-тройку месяцев. Если понимаете, что она вам подходит, покупаете такую же. Если что-то не понравилось, берёте в аренду другую и снова тестируете. И так пока не остановите свой выбор на какой-то модели.
Аренда кофейной техники — хороший вариант, который позволяет изначально проверить, работает ли бизнес, и не вкладывать в дело все деньги. Поработайте два-три месяца на арендованной технике, посмотрите, как идёт дело, и тогда решите, стоит ли в это вкладываться.
Не стоит брать машину, аренда которой обходится бесплатно при условии того, что предприниматель обязуетесь покупать зерно только у определённого поставщика. Это самый плохой вариант из всех возможных, потому что, как правило, такие компании предлагают некачественное зерно по 2 тыс. руб. за килограмм. Тогда как другие продают хороший кофе по 650 рублей за килограмм.
Самая частая ошибка, которую допускают начинающие предприниматели, в том, что они игнорируют русских обжарщиков кофе и выбирают зерно у итальянских партнёров. Хотя сейчас лучше делать наоборот: из-за роста валютного курса закупать зерно у местных обжарщиков дешевле, и само зерно качественнее.
Тренд на местных обжарщиков появился в 2019 году, и сейчас он только усилился. Сегодня российские обжарщики занимают первое место в мире по качеству обжарки. Поэтому владельцу кофейни лучше сотрудничать с компаниями из Москвы, Петербурга, Новосибирска или своего региона. Например, с Roasting Brew, Tasty Coffee, «Кооперативом Чёрный». Достойные локальные обжарщики кофе есть почти в каждом регионе.
Важно. Зерно надо пробовать: любой местный обжарщик охотно предоставляет зерно на дегустацию. Если сложно выбрать вкусы (обжарщики называют их «бленды», от англ. blend), можно попросить у обжарщика самые популярные, например в среднем ценовом сегменте и подороже. Пробовать зерно лучше не у обжарщика, а на своей воде и на своём оборудовании — от этого напрямую зависит вкус кофе.
Для разных напитков и разных способов заварки необходимо разное зерно. То есть одно зерно для чёрного кофе, второе — для кофе с молоком, третье — для кофе, заваренного альтернативным способом в кемексе или аэропрессе. Если хотите только попробовать себя в кофейном бизнесе и не уверены, что дело пойдёт, ограничьтесь зерном для чёрного кофе и кофе с молоком.
Чтобы выбрать обжарщика, можно сходить на чемпионат по обжарке кофе, посмотреть трансляцию онлайн или в записи. В течение нескольких часов компании из России представляют себя и своё зерно, рассказывают о своём производстве. Я не рекомендую выбирать поставщика, у которого нет своего обжарочного цеха: такие компании часто перекупают не очень качественное зерно и продают его тем, кто только начал заниматься кофейным бизнесом. Лучше выбрать компанию в своём городе, сходить на производство, посмотреть, как там всё устроено. Если понравится, там можно будет покупать свежеобжаренное зерно — кофе будет вкуснее.
Выгоднее закупать одноразовую неэкологичную упаковку, увы. Что касается выбора между пластиковыми стаканчиками и бумажными, то можно использовать и те, и другие. Обычно для холодных напитков берут пластиковые стаканы, так как в них холодный кофе или лимонад выглядит красиво. Горячие напитки наливают в бумажные стаканы. Можно заказывать одноразовую посуду и у российских, и у зарубежных производителей — это зависит от целей и размера партии.
Преимущество работы с местными поставщиками в том, что они отгружают любые партии, хоть 100 штук, и удерживают цену на протяжении нескольких лет за счёт объёмов, например как «Европа-Маркет». Это удобно, так как не придётся каждый месяц заново высчитывать себестоимость кофе.
Важно. Начинающему предпринимателю невыгодно использовать экологичную упаковку. Она дороже, чему бумажная и пластиковая, а чтобы её правильно утилизировать, потребуются дополнительные расходы.
Выбирайте бумажную посуду, в которой минимум два слоя. Идеальный вариант — трёхслойные бумажные стаканчики. Они хорошо держат температуру и не обжигают руки. При заказе партии стаканов можно ориентироваться на среднюю стоимость: 5 рублей за штуку.
Владелец должен уметь делать кофе: разбираться в продукте, знать все детали процесса, понимать, как работает техника. При открытии небольшой кофейни это особенно важно. Однако за стойку лучше поставить наёмного работника, чтобы ежедневная рутина не мешала владельцу развивать бизнес.
Владелец может работать на кофемашине изредка, да хоть раз в месяц. Это хороший информационный повод. В инстаграме можно написать, что сегодня кофе варит лично владелец кофейни, он настоящий кофейный маньяк, приходите знакомиться. В остальное время приготовление кофе надо доверить наёмным сотрудникам.
Чтобы открыть даже самую маленькую кофейню и вести предпринимательскую деятельность, надо получить необходимые документы. Вот перечень необходимых документов:
Предприниматели Петербурга могут подать заявку через личный кабинет на сайте Центра развития и поддержки предпринимательства. Аналогичный QR-код планируют ввести в Москве, по другим регионам пока нет информации.
Чтобы не попасть на штрафы при будущих проверках, подготовьте следующие документы:
Если вы ищете, где открыть счёт для бизнеса (ну вдруг), попробуйте Делобанк. В нём не надо платить за обслуживание, если не было оборотов по счёту, есть удобный интернет-банк и другие инструменты для поддержки бизнеса. Заявку на открытие счёта можно оставить на этой странице.
Подпишитесь на наш аккаунт, чтобы первым узнавать лайфхаки для бизнеса.