Кондак что это такое
Кондак что это такое
Чем отличается кондак от икоса?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте. При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».
Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен акафист.
При перепечатке ссылка
на Православие.Ru обязательна
Кондак — это особая молитва
Узнайте все самое интересное и полезное о кондаке, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Что такое кондак в Православии
Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») – одна из важнейших православных молитв, посвященных тому или иному священному событию или празднику. Кондак более подробно, в отличие от тропаря, освещает причины деяний, подвигов святых, раскрывает суть праздников. Тропарь же повествует о конкретном действии или событие.
Древний кондак представлял собой многострофную поэму (от 8 до 40 строф – икосов). В современном виде кондак – это небольшие молитвословия. Они содержат не только саму молитву, но и краткое объяснение праздника или прославление святого. Авторы кондаков называли их гимнами, творениями, хвалениями.
Кондак состоял из вступительных строф, которые назывались кукулиями или проимиями. Далее икосы кондака построены по определенным правилам. Одинаковое количество строк в строфах, единообразное чередование ударных и безударных слогов и одинаковое количество слогов в соответствующих строках каждой из строф-икосов.
Как появились кондаки
История появления кондаков связана с преподобным Романом Сладкопевцем (V-VI века). Он был родом из Сирии, но позднее переехал в Константинополь, где помогал на богослужениях патриарху Евфимию. Патриарх приблизил Романа за добродетельную жизнь и твердую веру. Но никакими прирожденными талантами преподобный Роман наделен не был. Из-за милости к себе патриарха он постоянно испытывал зависть и недовольство соборных служителей. Однажды они решили опозорить преподобного Романа, вытолкнув его на амвон во время богослужения и заставив петь. В присутствии императора и патриарха святой опозорился из-за невнятного пения и отсутствия голоса.
Преподобный Роман очень переживал из-за случившегося и усердно молился. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица, вручила свиток и велела проглотить его. Роман повиновался. Произошло чудо: у преподобного появился прекрасный, мелодичный голос и открылся дар к сочинению стихов. В благодарность за произошедшее чудо он написал первый кондак к празднику Рождества Христова:
«Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».
Преподобный Роман со временем стал знаменитым гимнографом Церкви и создал множество молитвенных и богослужебных текстов. Например, такие как “Песни святого Романа Сладкопевца на страстную седмицу”, “Кондак о жизни монашеской”.
Использование кондаков в богослужениях
В древние времена кондаки – это поэмы, прославляющие Бога, Богородицу и святых. Позднее кондаки стали используются реже и их место заняли более строгие, сдержанные каноны. Однако в Русской Церкви кондаки стали одними из любимых храмовых молитв. При этом количество строф значительно сократилось. Кондаки являются неотъемлемой составляющей акафистов, куда входят 13 кондаков и 12 икосов. В акафистах кондаки представляют собой краткие хвалебные песни в честь праздников, Богородице или святых.
В Русской Православной Церкви наших дней кондаки занимают довольно скромное место, хотя и поются во время богослужений. Кондак находится после 6-й песни канона на Утрене. Он передает более детально самую суть праздника, в отличие от краткого тропаря. Их можно услышать на утрени, чтении 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных, повечерия, а также на Божественной Литургии. Следует отметить, что кондаки в современном виде по размеру практически не отличаются от тропарей.
Примеры кондаков святым и праздникам
Кондак Богородице
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная.
Пасхальный кондак
Аще и во гробе снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
Кондак святителю Николаю Чудотворцу
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
Что такое кондак?
Во время службы в храме верующие с трепетом вслушиваются в песнопения, которые исполняются с клироса. И немногие знают, что называются краткие песнопения — кондак и тропарь.
Кондак – это двух- или трехстрофное песнопение, которое повторяется в каноне во время литургии и вечерни. Если тропарь очень кратко говорит о том, какой праздник прославляется в данный день и восхваляет его, то кондак дает разъяснение исторических и богословских причин воспеваемого события, персоны или праздника. Таким образом, в богослужении тропарь упоминает о событии, а кондак рассказывает о нем.
Происхождение и история кондака
Это слово пришло в русский язык из греческого и переводится, как палочка, на которую наворачивался свиток с нанесенными надписями.
В современном богослужении кондаки не имеют много места по сравнению с канонами. Это всего 2-3 строфы, рассказывающие о каком-то событии. Но по значимости тропари и кондаки – наиважнейшая и наидревнейшая часть молитвенного строя.
В древности, в 5-8 веках, когда еще не было канонов, кондак занимал основное место в суточном богослужении. В те времена он состоял не из 2-3 строф, а в десятки раз больше. Он представлял собой поэтическое произведение, состоящее из 20-30 стихов и являющееся в своем роде богословской поэмой. Поэма от начала до конца рассказывала о каком-то событии, или о лице, раскрывала его мотивы, подвиг и значение. Такой изначальный кондак состоял из нескольких разделов – вступление, основная часть, припев.
Исторически появление кондаков связано с именем преподобного Романа Сладкопевца, жившего в 5-6 веке. Он служил псаломщиком в Святой Софии в Константинополе. И не имел никаких особых талантов. Однажды он не смог исполнить псалом, после чего горячо молился Богородице, чтобы она помогла ему и дала возможность воспевать Господа.
После таких горячих молитв молодому мужчине приснился сон. Богородица дала ему в руки свиток и велела его проглотить. Роман так и сделал, после чего проснулся и обнаружил, что у него открылся совершенно невероятный певческий голос. Но это был не единственный подарок Богородицы искреннему псаломщику. Он еще обрел дар стихосложения. И первым произведением, которое он написал, был кондак Рождества:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог
Это настолько замечательно, что и по сей день, спустя 16 веков, мы поем этот кондак, восхищаясь глубине и законченности этого произведения.
После этого св. Роман стал развивать свой талант, написав великое множество кондаков о самых разных событиях в истории христианства. Они были основой всего богослужения.
Но, спустя века, со временем, кондаки стали вытесняться канонами. Ведь кондаки были произвольно написанными песнопениями, на вольную тему. А каноны имели строгую структуру и были приурочены к библейским песням. И с упорядочением богослужений, когда все стало «по канонам», кондаки были сокращены до современного вида в 1-2 строфы.
Но это ничуть не умаляет их значения во время службы. Их также знают и любят православные христиане, также поют хвалебные песни всем Небесным силам, прославляя их и моля о милости и прощении грехов.
КОНДАК
кондак м. Короткое песнопение на тему праздника (в православном богослужении).
Кондак (κονδάκια, κοντακια) — собственно пергаментный лист или свиток, исписанный с обеих сторон. Впоследствии словом К. стали обозначать особую группу церковных песнопений, особенность которых состоит в том, что в чинопоследованиях в честь того или иного святого или праздника такое песнопение содержит в себе тему всего чинопоследования. Название К. получило такой смысл, по объяснению Марка Ефесского, со времени одного из наиболее замечательных составителей К. — Романа Сладкопевца (см.); ему явилась во сне Богоматерь и дала съесть свиток, после чего он составил первый свой К. в честь св. Девы, который поется в праздник Рождества Христова: «Дева днесь пресущественного рождает». Н. Б-в.
1) центральный жанр ранневизантийской церковной гимнографии, род поэмы на религиозный сюжет. Форма К. сложилась к VI в., расцвета достигла в творчестве Романа Сладкопевца; была вытеснена получившим широкое распространение в VIIIIX вв. жанром канона (2). Обычно К. имеет от 18 до 24 строф, объединенных одинаковым количеством слогов, одинаковым метрическим рисунком, однотипным синтаксическим членением, рефреном; первые буквы строф слагаются в акростих. Метрика К. основана на изосиллабизме и тяготеет к регулярности тоники. Для К. обычно наглядное изображение воспеваемого события, иногда обмен репликами со стороны действующих лиц (напр., Марии и Гавриила в сцене Благовещения). Наряду с этим встречаются прямые обращения к слушателям, восклицания, риторические вопросы, обычные для техники диатрибы и христианской проповеди.
2) В позднейшем обиходе короткое православное песнопение на тему праздника, обычно реликт бывшего К. (в 1-м значении); входит в состав акафиста и канона.
Аверинцев С. С., Поэтика ранневизант. литературы, М., 1977 (указатель).
КОНДА́К, а́, ч.
Коротка церковна пісня, що славить Бога, Богородицю або святих.
Пішов він [Заєць] до Микити, Той, бач, мав його навчити Тропарів і кондаків (І. Франко);
Дід Андрій завернув у село, розпочинаючи акафіста далі від того кондака, на якім зупинився, розмовляючи з козаком (А. Чайковський);
Доокола дві тисячі літ кипить життя, все змінилося, само обличчя землі стало іншим, а тропарі й кондаки співають усе на тих же вісім гласів (Г. Хоткевич);
Богослужби, воскресний канон, тропарі, кондаки, церковні книги – усе те треба було знати добре (Б. Лепкий).
Литература : Wellesz E., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, «1961.
H. Д. Успенский.
[від грец. κόνδας — кілок (сувій із текстом гімну спочатку намотували на кілок) ]
— одна з жанрових форм християнської гімнографії. Виникнення його пов’язується з діяльністю візант. христ. поета Романа Солодкоспівця (помер бл. 560), К. якого були зразками для східнослов’ян. авторів. Об’єднує невеликі за обсягом твори, тема яких визначається змістом бібл. чи агіографічної (див. Житійна література) розповіді про героїв і події, що їм присвячена відповідна церк. відправа. Імена героїв вводяться до тексту в формі звертань. К. часто будується на метафор. порівнянні або алегор. переосмисленні літ. сюжету. Як піснеспів К. входить до акафісту, де має однакове закінчення-рефрен «аллилуя!», тематично пов’язується і чергується з ікосом. У східнослов’ян. л-рах К. інтенсивно розвивався впродовж 12 — 18 ст.
У православных молитв есть разные названия — что они означают?
Зачем верующим столько разных молитв?
Многие молитвы используются во время богослужений, которые строятся по определенным правилам. Люди могут благодарить Бога или святых за их помощь, каяться в грехах или чего-то просить. Для каждого из этих случаев нужны особые тексты или песнопения. Кроме того, молитвы писали люди, которые использовали разные литературные формы для передачи своих мыслей, поэтому молитвенный корпус текстов очень разнообразен.
Что такое акафист?
Акафист (в переводе с греческого «молитва, которую читают стоя»). Подробно рассказывает о жизни святого или событиях праздника. Состоит из 13 коротких текстов (кондаков), которые заканчиваются возгласом «Аллилуйя», и 12 длинных (икосов), в каждом из которых содержится 12 хвалебных обращений к святому, начинающихся словом «Радуйся».
Что такое канон?
Канон (в переводе с греческого «правило, образец») — это большая молитва, посвященная Христу, Богородице или святому. Обычно она состоит из 9 частей (песен), каждая из которых начинается коротким песнопением, связанным с определенным событием из Ветхого Завета (ирмос). Потом читается несколько (от 2 до 4) коротких текстов, посвященных святому или празднику.
Что такое ирмос?
Ирмос (в переводе с греческого «связь, соединение») — молитва, которая поется в начале каждой песни канона. Ирмос показывает, на какого персонажа из Ветхого Завета похож святой или к какому ветхозаветному событию отсылает церковный праздник. Задача этой молитвы — связать более поздние исторические события с «образцами» из Библии.
Что такое тропарь?
Тропарь (в переводе с греческого «обращение») — самая главная короткая молитва праздника. Он рассказывает о событиях из жизни Христа, Богородицы или святых. В тропаре прямо говорится о том, какие поступки сделали человека святым или какие события (Рождение Христа, явление иконы Богородицы и т. п.) стали поводом для церковного торжества.
Что такое кондак?
Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») — вторая важная молитва праздника. Она рассказывает о том же человеке или событии, что и тропарь, но несколько подробнее. В кондаке раскрываются исторические или богословские причины поступков святых. Тропарь рассказывает о том, что случилось, а кондак — о том, почему это произошло.
Что такое икос?
Икос (в переводе с греческого «дом») — благодарственная молитва, которая прославляет, хвалит Христа, Богородицу или святых, рассказывая о событиях из их жизни. 12 икосов входят в состав акафиста и состоят из вступления, 12 прошений, начинающихся словом «Радуйся», и завершающего обращения к святому («Радуйся, Николае, великий чудотворче»).
Что такое стихира?
Стихира (в переводе с греческого «стихотворение») — песнопение, которое поется после коротких отрывков из псалмов. Число стихир на Всенощном бдении может быть разным. Чем важнее праздник, тем больше этих молитв поется. Стихиры обычно различают по названию псалмов, с которыми они связаны (стихиры на «Господи возвах», стихиры на «Хвалитех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на стиховне).
Что такое кафизма?
Кафизма (в переводе с греческого «сидение») — название частей Псалтири, объединяющих несколько псалмов. Название происходит от обычая сидеть во время чтения кафизм в храме. Всего существует 20 кафизм, и они последовательно за несколько дней или недель прочитываются в храме во время богослужения или в составе домашних молитв.