Конференция больше чем обучение
Для успешной карьеры необходима способность учиться, гибкость и владение цифровыми технологиями
Консалтинговая компания McKinsey опубликовала исследование Defining the skills citizens will need in the future world of work («Определение навыков, необходимых людям для будущего успеха в работе»). Оно основывается на опросе 18 тыс. человек из 15 стран.
Авторы исследования изучили профессии, которые исчезнут в результате внедрения автоматизации, искусственного интеллекта и робототехники, а также специальности, которые, наоборот, появятся. На основании анализа был выявлен тип навыков, востребованных в будущем. Так, потребность в ручном и физическом труде, а также в базовых когнитивных навыках снизится. А спрос на технологические, социальные и эмоциональные, а также более высокие когнитивные навыки увеличится.
Рынок труда будет становиться всё более автоматизированным, цифровым и динамичным, некоторые профессии потребуют специфических умений. Но независимо от сферы деятельности соискатели получат преимущества, если:
Также McKinsey определили 56 жизненных навыков для процветания в будущем. Они объединены в четыре базовые категории: когнитивные, цифровые, межличностные и навыки самоуправления. Внутри каждой категории выделены подкатегории. Так, гибкость мышления и коммуникаций входят в категорию когнитивных навыков, а эффективная командная работа относится к межличностным.
Таланты, необходимые для процветания в будущем
Эксперты McKinsey определили желаемый уровень владения каждым из вышеназванных навыков и разработали психометрический опросник, чтобы оценить текущую ситуацию.
Исследование показало, что хуже всего у сегодняшних сотрудников развиты цифровые навыки, особые сложности возникают с использованием и развитием ПО и пониманием цифровых систем. А лучше всего сотрудники овладевают навыками саморегуляции, в особенности, самоосознаванием и предприимчивостью.
Люди с высшим образованием более подготовлены к будущим изменениям в профессиональной среде, их баллы выше, особенно по когнитивным и цифровым навыкам. Однако результаты в сфере межличностных навыков и саморегуляции не показали зависимости от уровня образования.
Респонденты с более высоким итоговым баллом в целом оказались лучше трудоустроены в настоящий момент: их зарплата и удовлетворённость работой выше. При этом владение цифровыми технологиями особенно сильно связано с уровнем доходов.
Три показателя успешности сотрудника и связанные с ними навыки
Главный результат исследования McKinsey — установление взаимосвязей между уровнем развития навыков и профессиональными достижениями сегодня и в будущем. Участникам образовательного рынка необходимо уже сегодня задумываться о реформе, которая бы сделала обучение более сфокусированным на приобретении и развитии востребованных навыков, а также на внедрении концепции непрерывного обучения, позволяющего сохранять квалификацию в течение всей жизни в условиях быстрых изменений.
Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы
В аналитическом отчете «Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы», подготовленном СберУниверситетом совместно с Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики», рассматривается контекст появления потребности в профессиональной переподготовке в России и мире, а также реализуемые сегодня модели переобучения.
Формируя содержание отчета, мы стремились найти ответы на три ключевых вопроса:
Почему профессиональная переподготовка стала острым вопросом для организаций? Рассмотрим перечень циклических и внезапных трендов, воздействующих на организации, их стратегии и модели ведения бизнеса, формы работы.
Как меняются профессии и навыки, необходимые специалистам будущего? Исследуем влияние перечисленных в первом вопросе трендов на трансформацию текущих профессий и появление новых, а также изучим новые навыковые наборы, закрытие которых возможно благодаря переподготовке.
Какие модели переподготовки применяют организации? Приведем основные модели переподготовки, к которым прибегают представители со стороны бизнеса, высшего образования и государства.
При подготовке отчета мы использовали данные, полученные в ходе проведенного в сентябре 2021 г. собственного количественного исследования в формате онлайн-анкетирования. В опросе приняли участие 211 специалистов российских организаций из 26 сфер деятельности, ответственных за обучение и развитие персонала.
Специально для подготовки настоящего отчета мы провели интервью с партнерами из сферы корпоративного образования — представителями благотворительного фонда «Система», НЛМК, X5 Group, ОАО РЖД, ЛАНИТ, «Валио», «Норникеля», Kaspersky Academy, Счетной палаты, корпоративных университетов НЛМК, «Газпром нефти», «ЛокоТеха», корпоративных академий Росатома, «Магнита», Ростеха, Университета Банка России. Проведенные интервью позволили получить экспертный взгляд на трансформацию и появление новых профессий, определить навыки в фокусе внимания представляемой ими организации, а также познакомиться с применяемыми практиками переподготовки.
Ниже краткие выводы аналитического отчета:
На рынок профессий с момента формирования и по настоящее время влияет множество трендов, воздействующих на организации, их стратегии, модели ведения бизнеса, образ сотрудников, их навыки и обязанности. Часть трендов имеет циклический и продолжительный характер, например IV промышленная революция, снижение доли нерутинных операций, демографические изменения, потребность в специалистах с широким спектром навыков и культура непрерывного обучения. Ряд других трендов стимулирован внезапными кризисами, которые привели к более активному внедрению новых форматов работы, ускорению темпов автоматизации, развитию электронной коммерции.
Цикличные тренды и тренды, стимулированные внезапными кризисами, приводят к снижению спроса на ряд профессий, трансформации многих действующих и возникновению большого числа абсолютно новых, которые потребуют формирование определенного набора навыков и знаний. До 2025 года 85 млн позиций будет ликвидировано, появится 97 млн новых рабочих мест, среди которых наибольший спрос ожидается на специалистов в области работы с данными и искусственным интеллектом, создания контента и облачных вычислений.
Рисунок 1. Изменение спроса на профессии в мире и России
Источник: WEF — “The Future of Jobs Report”, 2020
Частичное изменение деятельности или полная смена профессии — неизбежность для сотрудников будущего. Краткосрочного обучения будет достаточно для меняющихся профессий, в то время как новые профессии будут требовать кардинальной переподготовки работников. Планируя успешное переобучение сотрудников, необходимо опираться на прогнозируемые технологические и социальные инновации.
Навыковые наборы всех профессий будут существенно усложняться. Ряд ключевых моделей основных навыков для работы указывает на то, что всё более ценным становится сочетание когнитивных, социальных и технологических навыков, а не только узкоспециализированные знания в определенной области. Уже сейчас большинство организаций в своих программах переподготовки, помимо обучения узкопрофессиональным навыкам и компетенциям (41,2 %), делают особый акцент на развитии навыков работы в команде (36 %), лидерства (35 %), стратегического мышления (34 %) и управления изменениями (34%).
Рисунок 2. Перечень навыков, на которые направлены программы переподготовки в российских компаниях, %
Источник: СберУниверситет, 2021
Организации пока не имеют достаточного опыта организации инициатив в переподготовке. Рост дефицита кадров заставил компании пересмотреть существующие подходы к закрытию внутренних позиций. Внешний найм не в состоянии решить проблемы кадрового голода, поэтому всё чаще внедряются инициативы по переподготовке. Однако в большинстве организаций еще не сформирован достаточный опыт реализации подобных практик, и компании часто применяют классические стратегии обучения и подготовки персонала к новым обязанностям: профессиональные конференции, семинары, передачу опыта и экспертизы внутри компании, а также прохождение программ, представленных внешними образовательными провайдерами или собственными корпоративными университетами.
Актуальные модели переподготовки сотрудников:
закрытие высокотехнологичных востребованных профессий, представляющих собой интенсивные и краткосрочные обучающие решения и доступных для всех желающих на добровольной основе;
переподготовка сотрудников массовых специальностей, которая предусматривает программы подготовки сотрудников под новые бизнес-процессы или новую карьерную траекторию в организации;
переподготовка руководителей, программы, которые посвящены развитию цифровых, социальных и когнитивных навыков;
переподготовка специалистов по направлениям бизнес-компетенций, программы для которых формируют новый тип предпринимательского мышления;
партнерство бизнеса с образовательными организациями, которое позволяет соединить потребности бизнеса с фундаментальной подготовкой специалиста для его движения по новой карьерной траектории; компании активно участвуют в разработке содержания обучения, а образовательные учреждения выступают площадкой для обучения, соединяя академические знания, современные цифровые и мультимедийные технологии с практическими задачами бизнеса;
использование государственной поддержки, которая предусматривает софинансирование обучения и обновление навыков граждан по приоритетным направлениям развития экономики.
Скачайте отчет, чтобы ознакомиться с его полным содержанием.
Ваша оценка
Для оценки войдите или зарегистрируйтесь.
Скачать
Для загрузки полной версии издания войдите или зарегистрируйтесь.
Конференция СберУниверситета «Больше чем обучение» перенесена на весну 2022
VI Международная конференция «Больше чем обучение: переподготовка для нового мира работы», организованная СберУниверситетом совместно с Европейским фондом развития менеджмента (EFMD) при участии Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», переносится на весну 2022 года в связи с ухудшающейся обстановкой с COVID-19.
« В связи с обострившейся ситуацией, связанной с распространением коронавируса COVID-19, мы вынуждены перенести сроки проведения VI Международной конференции «Больше чем обучение», намеченной ранее на 28-29 октября 2021 года. О новых датах проведения мероприятия мы сообщим, как только ситуация изменится», – прокомментировала ректор СберУниверситета Ольга Турищева.
Тем не менее, 28 октября 2021 года будут проведены бесплатные и платные онлайн-воркшопы и мастер-классы:
«Kак преподавать мягкие навыки в онлайн?»;
«Как разработать дистанционную программу?»;
«Облачные технологии: инструменты обучения»;
«Создание моделей машинного обучения в MLSpace»;
«Сказки по кибербезопасности»;
«Принцип Трикстера: лидерство не под фонарем».
Кроме того, 29 октября 2021 года приглашенные спикеры проведут 2 бесплатные гостевые онлайн-лекции:
Онлайн-трансляция воркшопов, открытых мастер-классов и гостевых лекций будет доступна на сайте по ссылке после регистрации.
Больше чем обучение: как добиться изменения поведения
«Больше чем обучение» — ежегодная конференция в области обучения и развития в России, которую Корпоративный университет Сбербанка проводит совместно с Европейским фондом развития менеджмента EFMD при участии благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
Ведущие мировые и российские эксперты в сфере образования и развития персонала обсудят новейшие научные разработки в области обучения: искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность, робототехнические комплексы, облачные вычисления, обработка естественного языка, геймификация и многое другое.
Среди приглашенных гостей конференции будут такие эксперты, как:
В этом году конференция посвящена теме изменения поведения. На протяжении трех дней пройдут различные пленарные заседания, панельные сессии, лекции и мастер-классы, на которых более 700 участников обсудят следующие темы:
Регистрация по QR-коду:
Билет действителен только при подтверждении менеджером.
Конференция «Больше чем обучение» стала экспертной площадкой для обсуждения лучших практик изменения поведения человека
С 24 по 26 октября в кампусе Корпоративного университета Сбербанка прошла IV Международная конференция «Больше чем обучение», которую Корпоративный университет Сбербанка ежегодно проводит совместно с Европейским фондом развития менеджмента EFMD при участии благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». В этом году главной темой стало изменение поведения.
Участниками конференции стали более 600 человек — представители российских и международных компаний, эксперты в области образования и развития персонала, среди которых: Барбара Оакли, профессор Университета Окленда (г. Рочестер, штат Мичиган), Марина Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Герман Греф, Президент — председатель Правления Сбербанка, Мартин Мёрле, директор по корпоративным сервисам Европейского фонда развития менеджмента (EFMD) и многие другие.
В этом году в конференции приняли участие представители из 5 стран мира (Бельгии, Индонезии, Германии, США, Франции), что еще раз подтвердило международный статус конференции и глобальную значимость ее повестки.
Открывая пленарное заседание Валерия Заболотная, ректор Корпоративного университета Сбербанка и модератор дискуссии, отметила, что мир вокруг изменился, и своими моделями поведения мы создаем новый мир:
«Мы, как человечество, прошли не так много этапов изменения в поведении. Каждый человек проходит определенный уровень развития. Глобализация и технологии привели нас к тому, что мы сейчас находимся в одном большом мире, где существуют противоречия. Это сосуществование разных взглядов на то, какой мир, как готовить лидеров будущего, и каким образом можно развивать социально-поведенческие навыки у лидеров».
Говоря об изменениях в поведении людей, Президент — председатель Правления Сбербанка Герман Греф обратился к участникам конференции с вопросом — как измерить внутренний мир человека?»
«Я считаю, что изменить или научить человека нельзя, — он может только научиться или измениться сам, если очень захочет. Чтобы что-то менять, нужно научиться это измерять: нельзя управлять тем, что ты не можешь измерить. Изменить что-то можно только собственным примером — и только тогда, когда ты создал заразительную культуру и сформировал заразительную роль лидера в этой культуре. Если люди не воспринимают данную модель как ролевую, они никогда не будут меняться».
В рамках конференции прошла выставка стартапов Edutech, на которой технологические компании представили свои разработки. Участники мероприятия побывали в школе программирования «Школа 21», где погрузились в уникальную образовательную среду, основанную по методике «школы будущего».
Запоминающимися и яркими событиями стали научный баттл SCIENCE SLAM и специальная сессия «ИНСАЙТЫ ОТ НАУКИ», благодаря которым участники конференции стали слушателями научных размышлений на темы о применении новейших научных разработок в обучении, таких как: искусственный интеллект, обработка естественного языка (NLP), облачные вычисления, робототехнические комплексы, дополненная и виртуальная реальность, геймификация и многое другие.
VI Международная конференция «Больше чем обучение: переподготовка для нового мира работы»
Из-за неблагоприятной обстановки с коронавирусом конференция «Больше чем обучение: переподготовка для нового мира работы» переносится на весну 2022 года. Тем не менее, 28 и 29 октября состоится встреча онлайн по сокращенной программе.
В непростое время, когда в результате пандемии и растущего темпа технологических изменений 36 % сотрудников во всем мире потеряли работу или столкнулись с сокращением рабочего времени, а 66 % планируют сменить работу/профессию, – переобучение становится ответом на вызовы нового мира работы и конкурентным преимуществом бизнеса.
Наиболее успешные компании уже несколько лет тестируют программы переобучения, которые помогают сохранить сотрудников: повышают их компетенции и обеспечивают плавный переход из одной роли в другую. Какие же навыки необходимы нам и нашим детям для успешного будущего? На этот и другие актуальные вопросы ответят спикеры конференции.
28 октября все зарегистрированные участники смогут принять участие в мастер-классах. Участники, которые приобрели тариф «Онлайн продвинутый», могут подключиться ко всем воркшопам в онлайн-формате.
29 октября прочитают лекции зарубежные приглашенные эксперты:
Онлайн-трансляция воркшопов, мастер-классов и гостевых лекций будет доступна на сайте.
Подробная программа на 28 октября, 29 октября 2021 года, а также на весну 2022 года доступна на сайте конференции.
Конференция организована совместно с Европейским фондом развития менеджмента (EFMD), при участии Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
Записи прошлых конференций: 2020, 2019, 2018, 2017