Конфколл что это такое простыми словами
Как проводить конференц-коллы в режиме home-office
Современный бизнес сложно представить без различного рода переговоров. При удалённом ведении бизнеса, совместные обсуждения становятся не просто одним из вариантов взаимодействия, а необходимостью. И один из популярных способов организации удалённого совещания — групповые звонки.
Open Academy решила разобраться, нужны ли конференц-коллы бизнесу на удалёнке и как их можно оптимизировать.
Что такое конференц-коллы и как их проводят
Конференц-колл — это одновременное общение нескольких собеседников по аудио-связи. Такой формат совещаний предполагает, что:
Для общения участники используют мобильные, стационарные или программные телефоны. Существуют приложения и сервисы, которые позволяют совершать групповые звонки через интернет. Ранее мы писали о сервисах для видеосвязи — большинство из них предусматривает и функцию группового аудио-созвона.
Например, на совещание в Skype можно пригласить даже тех, у кого нет учетной записи:
Для чего нужны конференц-коллы
Использовать конференц-коллы удобно в случаях, когда:
Конференц-связь применима для любых случаев, когда у участников нет возможности встретиться лично.
Например, вы можете применять групповые звонки для таких ситуаций, как:
Но чтобы общение оказалось продуктивным, важно учесть некоторые нюансы.
Плюсы и минусы конференц-коллов
Начнем с очевидных преимуществ. Это:
Что касается недостатков, то основные из них таковы:
Кроме того, есть еще один серьезный минус конференц-коллов — люди хуже запоминают информацию, полученную в речевой форме. В человеческой памяти сохраняется только 15 % информации, полученной в аудио-формате.
При личных встречах, когда одновременно присутствует и звуковой и зрительный контакт, люди воспринимают до 65 % информации. Но это не значит, что от групповых звонков нужно отказаться. Можно вести запись звонков, чтобы участники могли прослушать упущенные моменты. Также на результаты аудио-совещаний влияет качество организации.
Как проводить конференц-коллы эффективно
Начните готовиться к конференц-коллу заранее:
Начало конференц-колла посвятите организаторским вопросам. Представьтесь сами и представьте всех участников. Расскажите, что делать при рассоединении (перезайти, написать вам и пр.). Объясните основные правила беседы, например:
При записи разговора — обязательно скажите об этом. Далее расскажите о цели встречи, зачитайте повестку и предоставьте слово докладчику.
В UberConference у каждого участника есть доступ к микрофону, но чтобы не мешать докладчику можно временно отключить микрофон:
Семь правил эффективного конференц-колла
Семь правил эффективного конференц-колла
Бизнесмены по всему миру пользуются услугами конференц-связи уже более 35 лет, однако до сих пор не всегда могут уверенно назвать правила, принципы и процедуры, гарантирующие достижение поставленных деловых целей при помощи этой технологии. По большому счету, универсальный метод на сегодняшний день эмпирический, то есть, по сути, метод проб и ошибок. При этом, по данным ряда исследований, многие работники считают конференц-колл самым неприятным и нежелательным способом коммуникации с деловыми партнерами. Авторы ряда специализированных пособий и основатели конференционной компании Lead Great Meetings Байрон Ван Арсдэйл и Бернис Росс раскрывают профессиональные секреты проведения результативных деловых встреч и общения при помощи современных информационных технологий.
Прежде всего, они отмечают, что, каким бы ни был профессиональный уровень участника конференц-связи, его риторические и ораторские способности, решающую роль всегда играет акустика. Это и возможности того помещения, где проводится виртуальная конференция, и способности на слух воспринимать те или иные особенности, которые могут служить невербальными сигналами модуляцию и интонацию голоса, темп речи.
Г-н Ван Арсдэйл и г-жа Росс определили семь стратегий-советов для успешного проведения конференц-колла, который поможет завладеть вниманием всех участников и в равной степени привлечь всех к обсуждению обозначенных вопросов и проблем.
1. Пользуйтесь обычными стационарными телефонами. Если вы организуете и проводите конференц-связь и являетесь главным спикером, по возможности используйте пусть несколько старомодные, но надежные средства телефонной связи. Прежде чем выступать в защиту более экономной IP-телефонии или настаивать на необходимости вести переговоры по мобильному телефону, спросите себя, готовы ли вы потерять от 20 до 50% процесса общения.
В качестве примера можно привести следующую реальную ситуацию: исполнительный директор одной крупной компании, выступавшая модератором конференц-колла, решила использовать внутреннюю систему IP-телефонии своей компании, отказываясь «возвращаться в мрачное средневековье» и устанавливать городскую телефонную связь. Однако в итоге ее речь была настолько искажена и исковеркана, что участники смогли разобрать лишь примерно 40% сказанного. Все это происходило в то время, когда компания планировала активно проводить тренинги по использованию IP-телефонии, которую собиралась сделать основой внешней и внутрикорпоративной коммуникации. Но после того, как директор прослушала запись разговора, она приняла решение установить систему наземных линий телефонной связи.
2. Старайтесь не перекрикивать и не заставлять молчать своих собеседников. Чаще всего так происходит, когда вы или кто-либо другой в ходе звонка использует спикерфон в телефонном аппарате, то есть громкоговорящую связь. Помимо этого, спикерфоны существенно понижают качество связи вследствие усиления фонового шума и помех. В этой ситуации необходимо внимательно следить за качеством звука и обратиться к помощи специальной гарнитуры для подавления шумов.
3. Вовлекайте в разговор тех, кто успел к вам присоединиться до начала конференц-связи. Не ждите, пока «первые прибывшие» начнут обсуждать погоду или прошедший футбольный матч задайте самому раннему участнику несложный вопрос по официальной теме, стоящей на повестке конференц-колла. По мере того, как на связь будут выходить все новые участники разговора, задавайте им тот же вопрос и вовлекайте в коллективную дискуссию.
4. Следуйте основным правила делового этикета. Отсутствие универсальных правил вежливого общения ключевая проблема, приводящая к резкому снижению эффективности конференц-связи и даже хаосу, поскольку в отсутствие установленных норм люди начинают создавать собственные. Для того, чтобы максимизировать результативность делового разговора, необходимо четко и ясно очертить рамки поведения всех участников. Три наиболее важных и универсальных пункта, которые можно выделить, заблаговременно выходить на связь, вовремя вступать в разговор, а также вовремя заканчивать свое выступление.
5. Называйте свое имя первым. Этот совет может показаться излишним и несущественным, особенно если конференц-колл проводится между коллегами, которые уже знают друг друга. Однако всегда есть вероятность того, что кто-то перепутает чей-то голос или не сможет его четко идентифицировать, тем более когда в конференц-связи участвует более Кроме того, существует опасность разделения участников звонка на «своих» и «чужих» в том случае, если кто-то участвует впервые и не знаком со всеми остальными, уже хорошо представляющими своих собеседников и узнающими их голоса. Поэтому важно всегда представляться в самом начале конференц-колла, когда на связь выходит новый участник, а также когда вы хотите выступить с комментарием.
6. Используйте паузы ключевой инструмент в арсенале модератора конференц-связи. Не бойтесь кого-либо прервать, если у вас проблемы со связью, техникой или если кто-то начинает повторяться, говорить лишнее или не по теме необходимо всегда следить, чтобы конферен-колл шел в соответствии с намеченным планом и графиком. К примеру, если кто-либо из спикеров начинает уходить в ненужное направление или буквально монополизирует разговор, смело, но вежливо останавливайте его, называя имя и предлагая сделать паузу «буквально на секунду. Мы сейчас обсуждаем тему N. Что вы можете по ней добавить?» или «Можете подытожить/резюмировать все сказанное вами в одном предложении?».
7. Меняйте тональность и ход делового общения при помощи наводящих и уточняющих вопросов. Вместо того, чтобы просто переходить от одного пункта повестки конференц-колла к другому, используйте вопросительные слова «как», «что», «зачем», задавайте как открытые, так и закрытые вопросы иными словами, старайтесь создать эффект и атмосферу вовлеченности, деятельного участия и взаимодействия.
Словарь офисных терминов
Если вы только недавно решились на работу в офисе, будьте готовы изъясняться на сленге офисных работников XXI века, то есть на так называемом «рунглише». Рунглиш – это неологизм, отдаленно напоминающий смесь «французского с нижегородским». Редакция OFM всю неделю усердно подслушивала за спичем из разных бэк-офисов и подготовила для вас небольшой путеводитель по миру специфических терминов. Чтобы вы знали, какое наказание вас ждет, если вы профакапите дедлайн.
Медиасфера
Кавер-стори (с англ. сover-story) – текст, иллюстрация к которому дана на обложке журнала.
Пример: «Все уже видели кавер-стори с Собчак в Татлере?»
Пример:
«- Как вам такой сюжет рекламного ролика: у человека все плохо, он приходит домой, берет в руки наш смартфон, и у него все хорошо?
— Не подходит. Нужна драматургия, лучше так: у человека все плохо, его увольняют на работе, девушка изменяет ему, и только когда он случайно находит наш смартфон, у него становится все хорошо! Вот это настоящий сторителлинг!»
Бизнес-консалтинг
Пример: «Сотрудник их компании зарабатывает в среднем 50 тысяч, в качестве бэнчмарка мы брали Газпром, там – 40 тысяч»
Пример: «Последние два года таргет усердно режет косты, но у них всё равно получается какое-то копьё сэкономить. В итоге после «ебитды» таксы всё равно съедают остатки. Нужно определить эти суммы, так что скачай базу и переведи в наш формат»
Косты (от англ. cost) – затраты компании.
Пример: «У них была типичная проблема для индустрии, так что я просто взял фреймворк с прошлого проекта, чтобы не тратить время на изобретение велосипеда»
IT компания
Канбан-доска – (яп. カンバン камбан) доска для метода управления задачами, реализующий принцип «точно в срок» и способствующий равномерному распределению нагрузки между работниками.
Пример: «Я уже целый месяц в канбане не могу перевести свою задачу из «выполняется» в «выполнено»
Пример: «Я секретарю в таск-менеджере выставил задачу купить мне кофе»
Фиксить баги – исправлять ошибки на сайте.
Маркетинг
Бренд-амбассадор (от англ. brand ambassador) человек, в прямом смысле олицетворяющей ценности компании.
Пример: «Укажите в гайдлайне, что наш логотип должен быть круглым! Это будет означать бесконечность…»
Пример: «Они комитились с подбором спикеров на форум»
Пример: «Конфколл с менеджером из штаб-квартиры согласован на 25 декабря»
Пример: «У меня совсем нет средств для финансирования моего полнометражного фильма «Фиксики». Сможешь устроить мне питчинг с Бекмамбетовым?»
Пример: «Мы обучаем потребителей здоровому образу жизни и тем самым промотируем наш продукт как фитнес-тренд»
Пример: «Мы создали новый продукт. Теперь надо выпустить тулкит, иначе никто не поймет для чего он нужен»
Пример: «Товарищи, как можно было профакапить важную инфу из гайдлайна?»
Рекрутмент
Джоб оффер – это предложение о работе, которое получает сотрудник, успешно прошедший собеседование. Может быть в устной или письменной форме.
Пример: «Я получил джоб-оффер в «Газпром», теперь буду работать там поваром!»
Пример: «Максим камбекнулся спустя три месяца»
Пример: «Толику нужно прокачать скил вовремя замолкать»
Пример: «Наша компания фэмили-френдли, поэтому я в любое время могу отпроситься и скорректировать график работы под потребности семьи»
Хантеры (хедхантеры) (от англ. hunter) – сотрудники hr-отдела, закрывающие вакансии путем переманивания специалистов из других компаний.
Психология
Адвокат дьявола – в групповой терапии роль человека, который критикует все идеи и решения группы, чтобы подтолкнуть ее к дополнительному размышлению и доработке. В основу взят метод Католической Церкви, когда при канонизации святых «адвокат дьявола» подвергал сомнению причины канонизации и выдвигал аргументы против нее.
Группенфюрер (нем. gruppenfuhrer) – ведущий группы.
Заземлиться – сбросить через кого-либо или что-либо свое раздражение или возбуждение.
Пример: «Надежда, вы должны понимать, что ваш муж – это не предмет для заземления»
Общие термины
Апрувить – согласование и утверждение документа.
Пример: «Антон, мы внесли в макет тысячи правок, заапрувь его с клиентом»
П ример: «Сергей Иванович, я вам в аттаче прикрепила заявление на отпуск. Подпишите, пожалуйста!»
Пример: «Света, а мы все платежи за ноябрь пробухали?»
Пример: «Жду от вас закрывашки за ноябрь по «Тотоше»
Пример: «Надо бы Ваню хорошо отфидбэчить за его постоянные камбэки»
Пример: «Чтобы весь наш офис скинулся на новогодний корпоротив – это челлендж!»
На данный момент насчитывается свыше 8,5 тысяч разных криптовалют и токенов. Однако много людей не знает, в чем их отличие. Попробуем сегодня разобраться, что такое токены, сколько они стоят и чем же они отличаются от таких криптовалют, как Bitcoin и Ethereum.
реклама
Вообще, токены – это общепринятый термин, который частую используют как общее название всех криптовалют. Однако токены значительно отличаются от Bitcoin и альткоинов.
Про токены простым языком
Токены являются цифровыми виртуальными единицами, выпускающимися кем-либо. Стоимость определяют их создатели. Они действуют на основе технологии blockchain. Так как криптовалюты тоже основаны на этой технологии, то именно это многих и сбивает с толку.
Кем могут быть выпущены токены? Токены выпускаются определенными лицами, в их ценности вкладываются товары, различные услуги, акции предприятий, какие-либо действия и др. Названия же могут быть любыми. У такого процесса есть свое название – токенизация, то есть каждый актив в виде токенов. Можно токенизировать ценные бумаги, акции предприятий, различную продукцию, консультации и т.д. Токены находятся в электронных кошельках своих создателей. Они передаются на условиях, поставленных их создателями.
Зачем они нужны?
реклама
Если говорить попроще, главное предназначение токена –бартер неких ценностей, реализация которого в реальности осложнена расстоянием между сторонами сделок, размерами тех самых ценностей, участвующих в сделках.
Часто токены могут быть источником заработка. Для этого вам нужно знать, какие активы могут увеличить свою стоимость. Чтобы дать ответ на данный вопрос, важно понимать, почему стоимость предлагаемых продуктов или услуг может увеличиться в будущем. Это могут быть или дефицитные активы, или активы, которые будут расти самостоятельно.
Это заложено во всех ICO. Первоначально, когда его дальнейшая судьба неизвестна, ICO предлагает купить токены по низкой цене в качестве инвестора в конкретный проект, описывая, как он может принести прибыль в будущем. Если проект будет развиваться, цена токенов увеличится, если они связаны с активами проекта или применяются в бизнесе.
реклама
Большое количество токенов создано на основе blockchain Ethereum, что в один момент подтолкнуло к росту Эфира.
Виды токенов
Токены можно разделить на 3 основные группы:
Utility tokens. Тут как пример можно привести начисление каких-либо баллов за совершение определенных действий, которые начисляются в играх.
реклама
Utility tokens – это токены на основе товаров или услуг.
Третий тип токенов наиболее обеспеченный, так как компании, которые предоставляют товары и услуги, или же отдельные лица, выступают гарантом совершения сделок. В данном случае один или несколько товаров (услуг) равняются одному токену.
То есть, токены, простыми словами представляют собой валюту в закрытой экосистеме, использующуюся для покупок товаров и услуг, выступают как вознаграждение за определенные действия.
Токены предназначены для упрощения и удобности проведения транзакций между сторонами, а также для ускорения процесса транзакции при помощи технологии blockchain. Это альтернативный способ инвестиции в акции.
Отличие токенов от монет
Токены отличаются от монет тем, как они выпускаются. Если монеты децентрализованы, они выпускаются разными компьютерами, то выпуском токенов занимается руководство одной или нескольких организаций, или же какое-либо конкретное лицо. Бывают и исключения, но чаще всего все транзакции, связанные с токенами, полностью подконтрольны, поскольку транзакции часто порождают обязательства.
Вторым существенным отличием является их стоимость, а именно факторы, которые ее определяют. Допустим, если стоимость Bitcoin напрямую зависит от спроса и предложения, то стоимость токена определяется, вложенным в него активом.
Bitcoin и альткоины функционируют на основе собственных blockchain, токены же функционируют на основе blockchain других криптовалют. Это дает пользователям даже с минимальными знаниями в этой сфере возможность создания своих токенов.
Если говорить проще, то у токенов более широкий спектр применения, нежели у криптовалют. Но у токенов меньший масштаб использования.
Покупка токенов и их хранение
Покупка и хранение токенов схожи с покупкой и хранением криптовалюты. Покупка осуществляется с помощью бирж, обменников или же напрямую у продавцов.
Хранение токенов осуществляется с помощью специальных электронных кошельков, на которых происходит хранение и обработка ключей, а формирование транзакций.
Но тут никак без рисков и проблем, связанных с:
Из-за чего так много токенов
В связи с тем, что токены являются цифровыми активами, основанными на blockchain каких-либо криптовалют, их намного легче создать. Помимо этого, этот метод удобен, поскольку он намного безопаснее, устраняет посредников в сделке, а также ускоряет процесс торговли.
С помощью существующих проверенных алгоритмов вы можете создавать токены и проводить ICO. В Интернете есть много конструкторов. Вы всего лишь нужно выбрать наиболее подходящий для вас конструктор, после чего перейти к созданию смарт-контракта.
Смарт-контракты представляют собой набор определенных функций, осуществляющихся внутри структуры: владение токенами, их передачи, пополнения балансов и др.
Их выпуск стандартизирован, что снижает риск потери денежных средств в случае возникновения ошибок смарт-контрактов. При выпуске выбираются наименование, символ, их количество. После всего этого информация добавляется в сеть.
Вывод
Существует большое количество ситуаций, где можно использовать токены. С помощью этих активов пользователям доступна покупка токенизированных акций, предметов искусства и др. Надеюсь, теперь вам стало хоть чуточку понятнее суть токенов, их предназначение.
Девальвация: что это и грозит ли она рублю в 2022 году
Что такое девальвация
Девальвация — это снижение курса валюты одной страны по отношению к твердым валютам других государств. То есть к тем, чья покупательная способность и курс стабильны. Например, это могут быть доллар и евро.
Девальвация и деноминация
Хотя термины и похожи, не стоит их путать между собой.
Деноминация — это изменение, обновление денежных знаков, чтобы было проще ими рассчитываться. Купюрам и монетам меняют номинал, и их число в обращении сокращается.
Например, ₽10 старого образца меняют на ₽1 нового или ₽100 тыс. превращаются в ₽100. Проводит такую операцию государство. Обычно это происходит, когда на купюрах появляется много нулей после гиперинфляции — очень высокого роста цен, выше 50%.
В России последнюю деноминацию провели в 1998 году. Старые банкноты заменили новыми с коэффициентом 1000:1. Это значит, что ₽1 тыс. превратилась в монету в ₽1, а банкнота в ₽500 тыс. стала банкнотой в ₽500.
При этом пропорционально покупательной способности цены на товары и услуги не меняются. Допустим, какой-то товар стоил ₽100 тыс., а стал стоить ₽100, но и у человека вместо ₽100 тыс. в кошельке теперь ₽100. Поэтому фактически он может купить столько же, сколько и раньше, только с помощью новых купюр.
Девальвация и инфляция
Инфляция — это рост общего уровня цен на товары и услуги, который снижает покупательную способность денег. То есть девальвация — это когда доллар, евро и другие иностранные валюты дорожают в обменниках и банках, а инфляция — это когда продукты дорожают в магазинах.
Например, год назад человек мог купить на ₽2 тыс. два пакета с продуктами, а теперь эти товары подорожали и денег хватит, чтобы заполнить только один пакет. В октябре 2021 года инфляция составила 8,13%.
Об инфляции дает представление индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет изменение во времени стоимости потребительской корзины. В нее входит набор продуктов, непродуктовых товаров и услуг, необходимых для жизни. В частности, хлеб, одежда, обувь, услуги ЖКХ и многое другое.
Периодически потребительскую корзину пересматривают. В 2021 году в расчет ИПЦ включили расходы на маски, антисептики для рук, услуги сиделок, каршеринг, подписки на онлайн-сервисы и другое. Теперь Росстат каждый месяц отслеживает цены на 556 товаров и услуг.
Примеры девальвации рубля
Кризис 1998 года
В 1998 году девальвация рубля сопровождалась дефолтом. После распада СССР в 1991 году государству пришлось искать способы справиться с дефицитом бюджета, и для этих целей оно стало выпускать государственные краткосрочные облигации (ГКО). Их продавали в том числе зарубежным инвесторам.
В Азии бушевал кризис, и иностранные инвесторы стали выводить средства из рисковых активов, в том числе российских. Падение цен на нефть сильно ударило по экономике. Государство не смогло выполнить свои обязательства по долговым бумагам. Бывший тогда президентом России Борис Ельцин уверял, что девальвации не будет.
Тем не менее в августе 1998 года ЦБ перешел с плавающего на свободный курс рубля. На протяжении нескольких лет доллар держался в валютном коридоре и не превышал ₽6,25. После ввода свободного курса к началу сентября доллар достиг ₽21.
Обвал рубля в 2014 году
В ответ в июле США, а затем и Евросоюз объявили «секторальные» санкции, которые закрыли доступ российским эмитентам к дешевым «длинным» западным деньгам. Российские компании и банки больше не могли брать кредиты на Западе со сроком более 90 дней. У них больше не было возможности размещать новые выпуски валютных облигаций и привлекать акционерный капитал. «Резко возросшие политические риски и «побег» инвесторов из России привели к обесцениванию рубля», — отметил аналитик инвестиционной группы «Финам» Андрей Маслов.
По крупным экспортерам, например «Роснефти», также ударило падение цен на нефть, так как это означало снижение валютной выручки. Ее могло не хватить для погашения кредитов, а новые кредиты из-за санкций взять было нельзя. Осенью экспортеры сократили продажу валюты, отток капитала усиливался. В России спрос на валюту рос, но предложение падало.
ЦБ периодически продавал валюту, чтобы на рынке ее было больше и рубль сильно не обесценивался, но это уже не помогало. В ноябре регулятор ввел плавающий курс рубля. На рынках росла паника. Банк России стал повышать ключевую ставку, к концу года он резко поднял ее с 6,5% до 17%.
Валютная интервенция — это покупки и продажи ЦБ страны иностранной валюты, чтобы частично или полностью контролировать курс национальной валюты. Эти операции регуляторы проводят с помощью своих золотовалютных резервов.
Ключевая ставка — это минимальный процент, под который ЦБ выдает кредиты коммерческим кредитным организациям. Она влияет на ставки по займам в банках и вкладам, на инфляцию, а также на курс рубля.
Когда ключевая ставка невысокая, то банки скупают иностранную валюту за рубли. В результате на рынке появляется много рублей, и курс национальной валюты снижается. Если ставка высокая, то спекуляции на валютном рынке становятся менее выгодными. Банки скупают рубли обратно, и в итоге рубль укрепляется. Кроме того, ключевая ставка влияет на доходность облигаций федерального займа (ОФЗ). Чем она выше, тем интереснее такие бумаги для инвесторов, в том числе иностранных, и чем больше Минфин продает ОФЗ, тем лучше для курса рубля.
В 2014 году после повышения ставки до 17% годовых ЦБ не стал проводить новую интервенцию. Трейдеры решили, что отказ регулятора продавать валюту означает, что Банк России уверен в дальнейшем падении рубля. Нефть дешевела, спрос на валюту был высоким, а рубль падал.
Чем опасна девальвация
Снижение курса рубля способствует росту экспорта, так как экспортер получает валютную выручку — зарабатывает в иностранной валюте. Чем слабее рубль, тем выше доход после перевода валютной выручки в рубли. В результате в бюджет также поступает больше средств от налогов. С другой стороны, импорт зарубежных товаров уменьшается, так как они становятся более дорогими в пересчете на рубли и менее конкурентоспособными. Таким образом, спрос на местную продукцию растет.
Однако повышение конкурентоспособности экспорта происходит при умеренном снижении валюты. Компании, которые получают валютную выручку, также часто покупают на валюту оборудование. «Девальвация так или иначе бьет по внутренней экономике, внутреннему потреблению достаточно сильно. Это приводит к росту ставок, в ряде случаев может приводить к дефолтам, а финансовая нестабильность достаточно сильная», — отметил Егор Сусин, управляющий директор Газпромбанка по направлению Private Banking.
Поскольку девальвация уменьшает стоимость денег по отношению к валютам других стран, она влияет и на тех россиян, которые путешествуют за границей. Допустим, вы планируете поехать в отпуск в Италию и хотите взять с собой €500 на общие расходы. Если курс евро резко поднялся с ₽60 до ₽70, а вы не успели вовремя поменять валюту, то вместо ₽30 тыс. вам понадобится ₽35 тыс. Или придется сократить расходы в путешествии.
Девальвация также приводит к росту темпов инфляции. Рост цен на импортную продукцию ведет к росту цен производителей, которые используют иностранное сырье, оборудование. Таким образом, увеличивается стоимость импортных товаров и услуг, снижается покупательная способность национальной валюты.
Маслов также выделил снижение уровня жизни. С 2014 года он сократился чуть более чем на 10%, отметил аналитик. Он добавил, что России как ориентированной на экспорт стране выгоден слабый рубль. Однако для населения проблема падения рубля — это в первую очередь проблема отсутствия роста зарплат, которая во многом связана с «ловушкой среднего дохода», в которую страна попала в 2010-х годах. Эта ловушка означает, что когда в стране достигается средний уровень доходов, ее экономический рост замедляется.
Что будет с кредитами и ипотекой, если случится девальвация
По словам Маслова, у всех банков существует сбалансированный портфель активов, который в случае девальвации рубля все еще должен оставаться относительно устойчивым. «Выплаты по рублевой ипотеке не изменятся драматически, а вот валютные ипотечники, безусловно, пострадали бы в таком случае», — отметил аналитик. По его мнению, не очень целесообразно брать ипотеку в валюте, в которой у вас нет дохода или внушительных сбережений.
Если вы оформляли ипотеку в долларах, а курс рубля по отношению к этой валюте сильно упал, то переплата вырастет, как и ежемесячные платежи. Если вы несколько лет уже выплачивали такую ипотеку, но произошла девальвация, то оставшийся долг может превысить стоимость квартиры в рублях.
Сусин рассказал, что девальвация приводит к повышению ставок и невозможности рефинансировать кредиты. При низкой ключевой ставке ЦБ кредиты становятся доступнее, а при высокой — наоборот. В 2014 году, когда Банк России повысил ставку до 17% годовых, банки тоже увеличили проценты по кредитам. Ипотеку стали выдавать под 17–20% годовых. Однако ставка по ипотеке и другим кредитам, которые вы уже взяли, не может измениться, если она не плавающая.
Как сохранить деньги при девальвации рубля
«На волне популярности персональных инвестиций хорошая идея — держать некоторую часть сбережений на брокерском счете, вкладываться в защитные активы и иностранные компании для лучшей диверсификации», — считает Маслов.
Еще с 1990-х годов в России многие люди хранят часть сбережений в долларах или евро, что также увеличивает устойчивость личного капитала в периоды сильной нестабильности, отметил аналитик. По словам Сусина, в последние полтора года склонность к сбережениям в валюте выросла и у бизнеса, и у населения. Кроме того, государство тоже хранит свои сбережения — резервы — в иностранной валюте.
Сохранить деньги при девальвации можно только заблаговременной диверсификацией, полагает Маслов. Диверсификация — это распределение средств по разным активам, чтобы снизить риски потерять деньги. По-другому можно сказать, что не стоит «класть яйца в одну корзину».
«Совет для рядового инвестора простой — диверсификация сбережений по валютам: часть средств хранить в рублях, часть — в долларах, часть — в евро. В каждой из этих частей можно приобрести консервативные долговые инструменты. Ставки по рублевым ОФЗ уже выше 8%», — порекомендовал Альберт Короев, начальник отдела экспертов «БКС Мир инвестиций».
Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-Капитала», отметил, что изменения курсов валют могут быть очень серьезными. Однако не нужно относиться к каждому колебанию курса как к поводу для каких-то резких движений, покупок или продаж активов. Как показывает практика, чем чаще человек их совершает, тем ниже становится покупательная способность сбережений, то есть тем меньше человек может позволить товаров и услуг на свои накопления.
По словам Брагина, девальвация и инфляция не опасны, если вы вкладываетесь в активы на долгий срок. Например, в акции. Их доходность может позволить преодолеть влияние падения курса валюты.
Будет ли девальвация рубля в России в 2022 году?
В 2022 году рубль вряд ли сильно обесценится, считает Максим Петроневич, старший экономист банка «Открытие». «Рубль временно ослаб на фоне обострения геополитической ситуации, однако фундаментально российская валюта остается одной из самых крепких по отношению к другим валютам развитых и развивающихся стран», — отметил он.
По его словам, в начале года вырастет приток валюты от торговли, в то время как цены на нефть и газ останутся высокими и ожидается рост их экспорта. Кроме того, ожидается сезонное снижение импорта после пиковых предновогодних закупок. Высокие процентные ставки продолжают удерживать отток капитала из России.
Более того, с высокой вероятностью произойдет приток капитала после того, как завершится цикл ужесточения денежно-кредитной политики, рассказал Петроневич. Такое было в 2016–2017 и 2019–2020 годах. Тогда инвестиции нерезидентов в российские ОФЗ резко росли, однако в этот раз они могут быть меньше из-за ожидаемого ужесточения политики Федрезерва США — американского ЦБ — и сохранения рисков новых санкций на операции с ОФЗ.
«Мы сохраняем наши ожидания укрепления рубля в конце 2021 года — первой половине 2022 года. Он может подорожать до уровня меньше ₽70 за доллар», — сказал экономист.
«Сейчас предпосылок для девальвации рубля не наблюдается, несмотря на то что расходятся новости о том, что ускорение инфляции и повышение ставки ЦБ непременно приведет к обесцениванию рубля», — отметил Маслов. По его словам, политические риски остаются важнейшими для российской валюты. Однако ее резких изменений, например введения новых санкций, сейчас не предвидится.
Как и Петроневич, Маслов считает, что рубль остается одной из самых устойчивых валют развивающихся стран. Согласно базовым прогнозам, в ближайшие несколько месяцев курс не превысит ₽74 за доллар.
Брагин считает, что в 2022 году курс может быть на уровне ₽70 за доллар. «Я думаю, что с учетом ситуации в экономике, госфинансах и подхода ЦБ к денежно-кредитной политике у рубля очень мало шансов устойчиво слабеть к другим валютам», — сказал он.
Сусин также не видит предпосылок к девальвации рубля. Предприятия и население за последние полтора года нарастили валютные активы. Кроме того, при текущих ценах на энергоресурсы, например нефть, рубль, скорее, может укрепиться, отметил он. По его словам, средний курс в 2022 году может составить ₽73 за доллар.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram