Конфликт с классным руководителем у родителей что делать
Как разруливать конфликты педагога с родителями в школе?
Екатерина Черникова
Школа — волшебное место, где все всех любят и уважают, не ссорятся и не обижаются и, дружно взявшись за руки, вместе идут к светлому будущему? Ха-ха. Если бы. Ссоры — частая штука. Особенно с мамами и папами. Как же решать конфликты «педагог — родитель»? Разбираемся.
Конфликты «педагог — родитель»: как их разрулить?
Откуда берутся конфликты «педагог — родитель»?
Все просто: школа — это место столкновения интересов многих людей, поэтому конфликты здесь неизбежны. И если недопонимание среди детей и коллег можно решить на месте, а часто просто предотвратить, то конфликты с родителями — это отдельная история.
К сожалению, наш менталитет диктует нам такую модель поведения: если не поняли — злимся. Разозлились — надо показать свой гнев. Кто из оппонентов будет выглядеть более угрожающе, тот и прав. Многие родители даже не догадываются, что можно по-другому.
Задача учителя — донести до родителя, что можно просто поговорить. На самом деле, это гораздо сложнее, чем кричать и топать ногами. Ведь нужно уметь корректно сформулировать и высказать свою мысль и, что еще сложнее, выслушать и понять собеседника.
Как педагогу решать конфликты с родителями?
Что делать, если конфликт возник с одним родителем?
1. Постарайтесь понять, что послужило поводом, а что причиной. Это поможет понять, в каком направлении нужно действовать.
В моей практике была такая мама, которая жаловалась, что ребенок не понимает, как учителя объясняют материал. Я много беседовала и с ней, и с ребенком, и с классным руководителем. В итоге зацепилась за такую фразу: «Вот меня в школе учили хорошо, было все понятно, а теперь стало по-другому, хуже». В конце концов, удалось выяснить, что дома ребенок приучен ничего не делать самостоятельно. Он сидит и ждет, когда придет мама, все ему объяснит — конечно же, не так, как в школе — и сделает с ним домашние задания. Понятно, что после этого на уроках ребенок не прикладывал какие-либо усилия. Пришлось долго убеждать маму перестать заменять учителей и начать просто контролировать работу ребенка, не выполняя задания вместо него.
2. Не пытайтесь разговаривать с родителем один на один. Особенно если понимаете, что человек настроен на ссору. Беседуйте и, главное, принимайте решения только в присутствии директора, завуча, психолога или социального педагога. Это помогает и сократить общение, и сделать его более продуктивным.
Помните, что во время этого разговора вы:
Что делать, если возник конфликт «педагог — группа родителей»?
Даже когда недовольных много, настаивайте на том, что обсуждать сложившуюся ситуацию вы будете только с родительским комитетом. Пусть это будет три, максимум пять человек. Если больше, скорее всего, не удастся направить разговор в конструктивное русло.
Организацию такого собрания берите в свои руки, привлекайте администрацию школы в качестве нейтральной стороны. Она все-таки заинтересована в мирном решении, поэтому хотя бы с организационной частью должна помочь.
Предоставляйте слово каждому родителю по очереди. Обратите внимание на то, что вам хотелось бы услышать не только о проблемах, но и о том, чего ожидают от их решения.
Постарайтесь превратить проблемы в задачи, предложите варианты их решения. Если родители готовы к обсуждению, спокойно выслушайте их.
Часто причиной возникновения таких конфликтов является недостаточное информирование родителей о том, что происходит в классе. Сегодня все уже привыкли к фотоотчетам по каждому поводу и ждут их. Нет отчетов = ничего не происходит. Если у родителей недостаточно информации, они начнут ее искать сами у не самых достоверных источников. Вероятно, спросят у детей. А подростки ходят в школу, в первую очередь, чтобы пообщаться. О том, что было на уроках, они могут вообще не вспомнить, даже если им было очень интересно.
Что делать, если конфликты «педагог — родитель» начались в социальных сетях или мессенджерах?
Если вы пишете какие-то сообщения, всегда будьте готовы к тому, что их сможет прочитать кто угодно, да еще и с «правильной» подачей. Если приходится отвечать, старайтесь не поддаваться эмоциям, сообщая только факты. Плюс онлайн общения в том, что там есть возможность подумать, мгновенная реакция эффектна, но необязательна.
Важно как можно скорее перенести разговор в офлайн-пространство. Если человек действительно заинтересован в решении вопроса, он найдет возможность встретиться лично.
Знаю нескольких классных руководителей, которые не тратят время на родительские чаты — они передают нужную информацию через председателя родительского комитета, а в обсуждениях не участвуют. А учитель-предметник вообще не обязан ни с кем общаться в социальных сетях.
Одна моя коллега каждый новый учебный год смеется, когда ей начинают писать родители новых учеников: «Интересно, когда они поймут, что я им не отвечу? В прошлом году был рекорд — четыре недели».
Что делать, если родители жалуются в вышестоящие инстанции?
Конечно, есть исключения, но чаще всего такие жалобы спускаются на школу. Будьте готовы, что отвечать все равно придется вам. И, как показывает опыт, целью здесь будет успокоить родителей, а не найти ответ на вопрос.
Во время дистанционного обучения одна суперактивная мама нажаловалась сразу в Департамент, что детям дают невыполнимые задания. Оказалось, что у ребенка завис интернет, и он просто просидел перед компьютером несколько часов, тыкая на неактивные кнопки. К слову, все его одноклассники отписались учителю, что платформа перегружена и они выполнят это задание позже. Но школа увидела решение данного конфликта в рекомендации учителям не давать детям сложные задания. Объяснения учителя никто слушать не стал.
Как избежать конфликтов с родителями?
Помните о своей репутации
Как бы ни стремились учителя доказать, что они такие же люди и нет для них никаких запретов, разумнее придерживаться определенных ограничений и проявлять осторожность.
Учитель — самая публичная профессия. Вы всегда будете привлекать больше внимания, чем другие окружающие. Каждую секунду на вас смотрят, вас оценивают и копируют ваши манеры поведения и речи. Могут записать на диктофон или снять на видео — не всегда, кстати, со злыми намерениями.
Но чаще всего на вас смотрят дети как на образец для подражания, а это накладывает большую ответственность. Не пытайтесь делать из этого проблему — научитесь получать от этого удовольствие.
Не будьте слишком наивны
Примите как есть, что не всегда удается найти справедливость. Часто решение конфликта заключается просто в том, что вы его пережили и больше к нему не возвращаетесь. Не всем можно и нужно что-то доказывать. Не тратьте свою энергию впустую. Учитесь быстро переключаться на то, что дарит вам приятные эмоции.
Не ждите поддержки от коллег, администрации и детей
Как только ваши интересы перестанут совпадать, вы увидите, насколько люди вокруг жестоки. Мысленно, возможно, многие поддержат вас, но в открытую это могут сделать лишь единицы.
Ведите себя как взрослый человек
Продумывайте свои действия наперед, будьте уверены, доброжелательны и почаще применяйте на практике приемы бесконфликтного общения, чтобы в нужный момент они сработали.
Родитель и учитель. Конфликт или сотрудничество
Существует мнение, что преодоление конфликтной ситуации выводит взаимоотношения между учителями и родителями на новый уровень. Другое мнение — конфликты разрушают отношения и их необходимо предупреждать. Так стоит ли избегать конфликтов или необходимо научить учителей их эффективно преодолевать? Поможет разобраться доктор педагогических наук Курганский Сергей Михайлович
Чарльз Ликсон в своей книге «Конфликт. Семь шагов к миру» изложил рекомендации по урегулированию конфликтов:
Если следовать этим рекомендациям, то между учителями и родителями не было бы никаких конфликтов. Но, увы, мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости?
Сам по себе конфликт не является ни плохим, ни хорошим. Конфликт как социальное явление нейтрален, как нейтральны явления природы: снег, дождь, гром, гроза или радуга. «Плохим» или «хорошим» конфликт делают последствия, к которым он приводит. В любом случае при решении конфликта только с помощью действий результат чаще всего предсказуем и имеет три возможных варианта.
Вариант 1. Побеждает сторона, обладающая большим количеством ресурсов и полномочий, заставляя оппонента подчиниться ее требованиям.
Вариант 2. Сторона, обладающая меньшими ресурсами и полномочиями, физически выходит из конфликтной ситуации.
Вариант 3. Конфликт будет нарастать, углубляясь, разрастаясь, включая в себя новых участников и, как следствие этого, — новые «зоны разногласий». Локальный конфликт, таким образом, превратится в долгую затяжную войну с переменным успехом и совершенно непредсказуемым результатом для обеих сторон.
При этом все три сценария являются деструктивными. Альтернативным вариантом поведения в конфликте, направленным на его конструктивное завершение, является следующий универсальный алгоритм, ведущий к разрешению практически любой конфликтной ситуации.
Шаг 1. Установление атмосферы доверия и сотрудничества.
Шаг 2.Согласование восприятия конфликтующих сторон.
Шаг 3.Согласование интересов конфликтующих сторон.
Шаг 4. Поиск, согласование и принятие решений о совместных действиях, направленных на решение конфликта с учетом интересов обеих сторон.
Шаг 5. Реализация достигнутых договоренностей.
Причины возникновения конфликта между учителями и родителями
Конфликты учителей с родителями начинаются с конфликта учителя с учеником. Ученик не может быть всегда послушным, а учитель — всегда терпеливым. Это человеческий фактор, и никуда от него не уйти. Специфические причины конфликтных ситуаций в системе «учитель — родитель»
с точки зрения родителей:
с точки зрения учителей:
Исходя из педагогической практики и некоторых научных исследований, сформированы наиболее актуальные специфические причины конфликтных ситуаций между родителями и учителями:
Как наладить контакт родителей и учителей. Пути взаимодействия
Особое место в школьной жизни занимает организация общения учителей-предметников и родителей. Возникнет ли конфронтация или же общение будет развиваться конструктивно — это во многом зависит от стратегии классного руководителя. Как показывает практика, роль посредника, третейского судьи или медиатора классный руководитель принимает только тогда, когда конфликт уже разразился или вот-вот грянет. Каковы пути взаимодействия?
Изменить стратегию взаимодействия можно. Для этого необходимо четкое осознание того, что в основе успеха лежит совместный характер деятельности, при котором каждый из участников следует своей роли и выполняет свои функции. Родителей необходимо рассматривать как полноправных участников педагогического процесса, а не как палочку-выручалочку, о которой вспоминают тогда, когда педагоги не справляются с ситуацией. На плечи классного руководителя ложится забота об организации сотрудничества родителей и учителей-предметников в решении важных задач обучения и воспитания. Каждый классный руководитель должен:
Формы и методы работы с учителями и родителями по профилактике конфликтных ситуаций
В практической работе с учителями и родителями обучающихся в настоящее время многими образовательными учреждениями применяется целый арсенал форм и методов работы по профилактике конфликтных ситуаций в школьной среде.
Формы работы с учителями: педагогический совет, педсовет-практикум, научно-практическая конференция, совещание при директоре, учебно-методические и обучающие семинары и т. д.
Формы работы с родителями: общешкольные и классные родительские собрания, общешкольные конференции, психолого-педагогический лекторий, родительские чтения, круглый стол, родительский ринг, дискуссии, устные журналы, родительские вечера, родительские КВНы, тренинги родительской эффективности, интеллектуальные игры.
От конфликтов – к сотрудничеству
Родители и классный руководитель
Был день родительских собраний в школе.
Из одного класса выходит возбужденная учительница:
«Господи, как они мне надоели…»
Причины непонимания
Конфликтное (или конфронтационное) пространство существует в каждой школе: в одной – меньше, в другой – больше. К сожалению, полностью от него избавиться почти невозможно, потому что школа призвана соединять разнонаправленные интересы разных субъектов образования: детей, их родителей, педагогов, администрации, вышестоящей системы управления. В этой сложной деятельности всегда кто-то ущемлен и недоволен.
Общеизвестно, что с родителями всегда трудно, с ними надо уметь ладить (вообще, педагог – это человек, который умеет ладить и взаимодействовать со всеми; это его основная профессиональная черта, иначе школа вправе ставить вопрос о профессиональном несоответствии). Конечно, не все так просто, ведь родители даже порой в большей мере, чем дети, требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие пути, помогающие снять многие проблемы.
В результате из-за отметок и разговоров об эффективности обучения часто унижается достоинство детей и родителей. Выслушивая неудовольствие и жалобы учителя, родитель наполняется еле сдерживаемой обидой, раздражением, которые направляются на ребенка. Так педагог становится первопричиной непедагогических действий другого взрослого. И уж точно – повышения давления…
Опыт показывает, что одним из условий снятия конфликтов на всех уровнях становится культурный уклад школы в целом и каждого класса в отдельности. Он – главное, что помогает становлению и последовательному развитию в школах демократического детско-взрослого сообщества и разнообразных форм сотрудничества. Речь идет в конечном счете о продолжении традиций общественно-государственного управления школой, на базе которого и может реально осуществляться широкое и открытое сотрудничество педагогов и родителей, их партнерство и союзничество.
Основной принцип преодоления конфликтности – устойчивая практика совместных действий. Этого никто отрицать не будет. Вопрос в том, на что нацелить участие родителей. На наш взгляд, многие педагоги совершают ошибку, выстраивая свои отношения с родителями почти исключительно на внимании к учебе детей, их недочетах, плохом поведении и оплошностях.
Первое правило классного руководителя – никогда ни при каких обстоятельствах не начинать разговор с родителем с жалобы на ребенка или подростка, что бы тот ни делал. Жалобы или претензии могут высказываться в тактичной форме пожелания, только когда сам родитель заведет об этом разговор.
Отсюда второе правило: все отношения с родителями должны выстраиваться вокруг уклада жизни класса и школы. Проблемы успеваемости должны быть вторичными. Лишь выстраивая совместно событийность жизни сообщества, можно решать проблемы успешности в учебе всех детей.
Так мы предельно уменьшаем конфликтное пространство в детско-взрослом сообществе.
Залог успеха
Как вместе с родителями (прежде всего – с родителями «проблемных» детей) строить атмосферу доверия, дружбы и сотрудничества? Здесь возможны разные приемы, например:
– все родители – равноправные члены сообщества, без их участия не обходится ни одно событие в классе;
– родители наравне с детьми участвуют в планировании и проведении всех мероприятий жизни класса;
– все родители образуют родительский клуб класса, это помогает взрослым сдружиться (уводит их от практики разделения на родительский актив и пассив) и согласовать свои взаимоотношения с детьми;
– классный руководитель и родители (а возможно, и подростки-старшеклассники) создают в Интернете свой блог – это помогает оперативно решать многие вопросы;
– на классные и общешкольные культурные акции и события зовут каждого родителя персонально, с помощью сделанных детьми приглашений;
– каждая семья получает Календарь классных и школьных событий;
– постоянно, путем регулярных опросов, собираются мнения взрослых по тем или иным вопросам;
– в ходе обсуждения проблем выявляются предпочтения (рейтинги существующих мнений);
– совместно определяются проблемы и приоритеты развития детско-взрослого сообщества;
– решения принимаются на основе учета мнения всех участников обсуждения и достижения общей договоренности, консенсуса;
– признаются права родителей выражать собственное мнение и влиять на принятие решений;
– родители имеют право защищать своих детей перед общим собранием сообщества, но не во вред другим детям;
– родители наравне с педагогами и детьми участвуют в открытой экспертизе школьного уклада (состав экспертных групп постоянно обновляется).
Второй важный вопрос: от чего надо уходить, строя равноправные отношения с родителями?
В школьной практике есть попытки развести родителей и педагогов по разные стороны отношения к ребенку. Особенно часто это сопутствует конфликтным ситуациям между учителем и ребенком. Сегодня постоянно говорят о том, что подростки стали грубы, агрессивны и распущенны, что они могут даже оскорблять учителя, а учитель остается беззащитным.
Такие случаи происходят там, где классный руководитель вместе с детьми и родителями не смогли создать детско-взрослое сообщество, где учителя часто действуют по традиционным схемам и трафаретам формального руководства детьми, предоставления некоторых властных полномочий родительскому комитету и якобы просветительской работы с остальными родителями.
В подобных ситуациях надо продолжать идти только по пути воссоздания дружеской атмосферы в классе, снимая все конфронтационные моменты взаимоотношений не путем нотаций и тяжелых разговоров на заседаниях родительского комитета, а в совместной творческой деятельности. Она может быть какой угодно разнообразной: постановкой оригинального спектакля, организацией в классе КВН, трудного похода, шефской акции для подшефного детского сада или детского дома, обустройством спортивной площадки или любым другим коллективным делом. В инициативной деятельности надо создать условия для успешного проявления сил и умений каждого ребенка и родителя. Это поможет разрешить конфликтные ситуации.
Кризис отношений
Возведение профессиональной границы между учителем и родителем вместо создания общего поля заботы о развитии детейсоздает искусственную ситуацию «мертвой зоны» для любых попыток анализа педагогических ошибок и неудач.
Отдавая право на рефлексию и анализ только активистам, только одному из субъектов образования (например, администрации как третейскому судье), школа умаляет права других – учащихся и родителей. Конечно, родители и учителя – профессионалы в разных областях, но это не основание для ограничения права родителей анализировать те или иные школьные ситуации, в которые включен их ребенок, и влиять на принимаемые решения. Полная зависимость родителей от школы и ограничение их прав – показатель авторитарных отношений в школе, где общественные связи строятся на запретительных либо специально разрешительных принципах.
Ограничение прав родителей на основе их якобы «некомпетентности» – типичный корпоративный подход и одна из преград на пути реального партнерства классного руководителя и родителей.
В то же время ситуация в некоторых школах такова, что можно говорить о кризисе существующих типов отношений между учителями и родителями. Распространены либо нормы администрирования, либо в лучшем случае – просветительства, но не демократические нормы сотрудничества. Это подтверждает распространенный формальный стиль общения учителей с родителями через дневниковые «указания», что давно уже стало темой для анекдотов.
Демократизация на уровне школы должна сегодня связываться с установкой педагогов и администрации на открытое, широкое и паритетное участие субъектов образования в соуправлении, с их конкретным совместным участием в делах школы.
Конечно, можно возразить и привести контрдоводы: во-первых, школе особенно и некогда этим заниматься, поскольку система управления ставит перед ней задачи повышения качества обучения; во-вторых, родители также заняты своим делом и перекладывают заботы о воспитании детей на школу. Поэтому педагоги и родители не находят точек соприкосновения.
Эта оппозиция лишает подростков практики сотрудничества, не дает им навыка продуктивных взаимоотношений. Не имея опыта дружеского сотрудничества, они начинают строить отношения с родителями и учителями на основе агрессии, асоциального самоутверждения и конфликта. Так получается заколдованный круг, в некоторых школах приводящий к одиозным случаям драк, рукоприкладства и взаимных оскорблений, а отношение к родителям определяется числом их вызовов в школу и записями в дневнике, призывающими воздействовать на ребенка (а это расписка в учительской беспомощности!).
До сих пор сохраняются педагогические стереотипы: «Школа и учитель всегда и во всем правы». С этих позиций школа продолжает выстраивать отношения с родителями. Далеко не все педагоги готовы принять новую для современных социально-экономических условий установку: «Родитель и ученик правы». Большинство учителей озадачены проблемой потери собственного достоинства, которое видится им вне связи с достоинством родителя и ребенка.
В школе формально существуют органы родительского самоуправления, однако они часто являются «карманными», управляемыми и не играют реальной роли. Такая ситуация создается там, где администрация умело имитирует деятельность, используя соответствующую риторику. На деле решения в школе принимаются келейно, их выполнение поручается доверенным родителям, участие детей в соуправлении непостоянно и носит в основном игровой характер. Педагоги опираются исключительно на лидеров. В этих условиях даже введение «сверху» норм общественного контроля сделает подобный контроль имитацией.
Родители имеют возможность выбрать школу для своего ребенка. Но и в этом случае они остаются зависимыми от той системы образования и тех методов работы педагогов, которые приняты в школе. Появившиеся альтернативные школы и экспериментальные площадки (частные, авторские и специализированные школы и гимназии) в некотором смысле снимают это противоречие, но родители все же не могут влиять на содержание обучения, поскольку в школах не распространена практика принятия локальных документов, регулирующих взаимоотношения и взаимную ответственность педагогов, родителей и школьников.
Педагоги часто создают скрытые психологические ситуации конфликтов, традиционно определяя свою позицию в отношении родителей как руководящую. Учителя используют скрытые упреки и прямые обвинения в адрес родителей из-за поведения детей (и их «недостаточной воспитанности»), пытаются использовать авторитет родителей как элемент воздействия на детей, а поведение детей – как элемент воздействия на родителя, что порой выглядит как шантаж тех и других.
Тем самым учителя психологически отделяют себя от родителей. У последних возникает скрытое или искаженное чувство зависимости от мнения учителя в отношении своего ребенка. Это – основа психологического конфликта учителя и родителя. В данном случае можно, конечно, говорить об издержках педагогической этики, но суть надо рассматривать иначе. До тех пор, пока полем общения взрослых будут в основном проблемы успеваемости (успеваемость, а не развитие ребенка считается в системе главным показателем работы), родитель и учитель будут не партнерами, а оппонентами.
Смена установки
Школа ограничивает фактические интересы родителя проблемами учебы его ребенка. Расширение активности родителей не стимулируется. В итоге целенаправленное сотрудничество по созданию демократического уклада жизни школы не только не обеспечивается, но и не выступает как совместная задача школы и общественности.
Эта оппозиция усугубляется еще и тем, что родитель не чувствует себя хозяином школы, он не влияет на школьную жизнь. От него порой и не ждут этого влияния. На практике это сводится к тому, что учителя должны учить на уроках, а родители – контролировать выполнение домашних заданий. Получается, что все смыслы общения взрослых и ребенка сводятся к формальным показателям его учебной деятельности и поведению в школе. На деле подлинные, жизненные смыслы общения с ребенком даже не осознаются педагогами, которые видят вместо лица отметки.
Обеспечив родителю равное с педагогом участие в организации уклада жизни, школа может ставить вопрос о сути педагогического влияния взрослых на ребенка. Но учителя и школа, зажатые в тисках отчетности, работают на формальные показатели и не всегда находят силы и время, чтобы строить разнообразные пространства сотрудничества детей и взрослых – этой главнейшей составляющей развития детей в школе.
Часто данное противоречие выглядит как неразрешимая оппозиция: либо учителю, администрации надо ежедневно заниматься бумажной работой и готовить массу документов для контролирующих органов, подтверждая функционирование урочной системы, либо педагоги (совместно с родителями) смогут реально расширять культурно-образовательную среду, обеспечивая развитие детей и реализуя свой профессиональный потенциал.
Невозможно развивать сотрудничество родителей и школы без анализа препятствий на пути обновления школьного уклада, без выяснения причин искаженности отношений к некоторым родителям, отдельным учителям и детям.
Исходной точкой построения сотрудничества должна стать смена оппозиционной установки взрослых (учителей и родителей) на общую мотивацию школьного сообщества и семьи. Только решая вместе проблемы обновления атмосферы в детско-взрослом сообществе класса и сотрудничая во имя этой цели, удастся решать проблемы и поведения, и успеваемости подростков.
Любая форма участия в творческих делах школы сближает детей и родителей, а также школу и семью. Как показывает опыт, такое участие формирует и само родительское сообщество: родители (семьи) знакомятся, начинают дружить, помогать друг другу и вместе планировать дальнейшее сотрудничество. Это оказывает позитивное влияние на развитие детей, более адекватной становится их самооценка, растет мотивация творческой деятельности, стремление к успеху.
Есть несколько верных способов преодолеть пассивность:
– постоянное информирование о творческих успехах детей и родителей;
– поощрение их инициативы;
– участие родителей в развитии школьного дополнительного образования и использование их профессионального опыта в повышении мотивации детей.
Учитель, который умеет общаться с родителями не в пространстве своих уроков и поведения учеников, а в пространстве творческих дел, всегда найдет с родителями общие цели взаимодействия.