Конфликт с учителем начальных классов что делать
8 советов родителям, если у ребёнка не сложились отношения с учителем
Школьный конфликт — не то, что можно игнорировать. Даже родителям, которые в школе бывают только 1 сентября, а в электронный дневник впервые заглядывают под Новый год. Но скандал может сделать ещё хуже. Вроде и бездействовать нельзя, и навредить не хочется. Вот тут несколько советов, которые подскажут родителям, где надо махнуть рукой, а где — бежать к директору.
1. Поговорите с ребёнком. Но так, чтобы его правда услышать и понять
Конечно, бывают ситуации, когда не до разговоров и надо бежать не то что к директору, а прямо в полицию. Но обычно в конфликте с учителем сразу не ясно, кто тут виноват и что вообще случилось. Постарайтесь провести этот разговор нейтрально — вам нужны факты, а не эмоции. То есть если вы, заглядывая ребёнку в глаза, трагическим голосом спрашиваете, что там эта чокнутая химичка опять устроила, то не сомневайтесь, ребёнок постарается дать такие подробности, чтобы мама осталась довольна. Это не нейтральный разговор о проблеме, так и знайте.
2. Вы должны быть на стороне ребёнка. Даже если согласны с учителем
3. Убедитесь, не мерещатся ли вам злые козни там, где их нет
Да, иногда учитель поступает несправедливо. Но за несправедливостью необязательно стоит скрытая неприязнь к вашему ребёнку. Признайтесь, вы тоже не всегда разбираетесь, кто из детей устроил погром в квартире за те пару субботних часов, что вы спали, и сгоряча кричите не на того или на всех сразу. Даже на кошку. В общем, если учитель выгнал вашего ребёнка с урока за то, что тот болтал с соседом, это ещё не значит, что ваш теперь навсегда изгой, а сосед — любимчик.
4. Поговорите с учителем с глазу на глаз
Разговор с учителем — самый важный пункт. На этом этапе ни в коем случае не надо подключать вообще никого — ни других родителей, ни директора. Вспомните всё, что вы читали о важных переговорах: внимательно слушать, не перебивать, не теребить пуговицу и всё такое. Разговор этот нужен и вам, и учителю, чтобы услышать друг друга. Очень часто, кстати, после разговора проблема рассасывается. Когда вместо злобной училки, ненавидящей всех детей на свете (а вашего так вообще), вы видите перед собой неравнодушную женщину, которая задерживается после работы допоздна, чтобы поговорить — тадам — о вашем ребёнке, скандала уже не так хочется.
5. Не спорьте с учителем по мелочам
Бывает, что причиной конфликта оказывается вовсе не то, за что надо биться насмерть. Если для вас спорный вопрос вполне себе проходной, а для учителя, наоборот, очень важный — идите учителю навстречу. Приводить ребёнка вовремя (да, перестать просыпаться за пять минут до выхода), регулярно смотреть электронный дневник (найти, наконец, пароль!), оборачивать учебники в обложку (хватит откладывать поход в магазин, уже ноябрь) — это всё можно сделать малой кровью. И будет всем счастье.
6. По важным вопросам тоже не спорьте
Бывает, что вы с учителем не сходитесь по принципиальному вопросу. Всем известно, что по-настоящему принципиальных вопросов, по которым компромиссы невозможны, всего два: можно ли кормить грудью в общественных местах и делать или не делать уроки с ребёнком. Так вот, допустим, учитель требует от вас сидеть за уроками, а вы считаете, что это не нужно и даже вредно. Спорить тут — только нервы портить друг другу. Лучше даже не начинайте. Соглашайтесь, кивайте, обещайте, а у себя дома делайте так, как считаете нужным. Ребёнок-то ваш, а не школьный.
7. Если с учителем не пошло, идите к директору
Если разговор с учителем не привёл вас к взаимопониманию или компромиссу и вы видите, что зашли в тупик, пора к директору. Иногда директор может повлиять на позицию учителя или вы можете договориться с ним о переводе ребёнка в параллельный класс. В общем, как правило, что-то можно сделать.
Вот тут, если вы принципиальный борец, можно высказать все свои претензии к учителю, школе и к образованию вообще. Между прочим, это не так бесполезно, как кажется. Именно родители по закону — «заказчики образования». Так что если вам есть что сказать — говорите. Скорее всего, вас внимательно выслушают. Если нет — переходите к следующему пункту.
8. Ну а если и это не сработало — тогда всё-таки сменить школу (или хоумскулинг)
Если ничего не помогает, администрация на контакт не идёт, конфликт не решается и вы видите, что на ребёнке всё это плохо сказывается — меняйте школу. Это не так сложно, как кажется. Потому что школа — это надолго (11 лет вообще-то) и ребёнок должен ходить туда если не с удовольствием, то точно не каждый день как на казнь. В конце концов, можно перейти на любую другую доступную и подходящую вам форму обучения — семейную, например. И тогда на месте учителя окажетесь уже вы.
Конфликт ученика младших классов и учителя: что делать?
Маленький человек еще недавно ходил в детский сад, а все проблемы решала мама. Но вот ребенок отправляется в школу, где его ждет много нового и интересного: уроки, новые друзья и, конечно же, первый учитель. Для ученика младших классов педагог – самый важный человек после родителей. Учитель может повлиять на развитие самооценки ребенка. Если педагог хвалит ученика, тот искренне радуется и старается учиться еще лучше. И наоборот, замечания и плохие отметки расстраивают ученика, он искренне считает себя плохим, ни к чему не способным. Если у ученика и педагога регулярно происходят конфликты, проблему нельзя игнорировать, ведь от этого зависит дальнейшая учеба и развитие ребенка.
Почему могут возникнуть конфликты
В первую очередь, причину нужно искать во взрослых: педагоге или родителях. Учитель может забыть о педагогических принципах, игнорировать поведение ребенка, не искать причины, почему он так себя ведет. Родители также могут быть при чиной возникновения конфликтов, когда игнорируют детей, не видят, что им нужна помощь и поддержка.
Из-за чего могут возникнуть конфликты:
Когда начинать бить тревогу
Если в школе происходит конфликт с педагогом, это может негативно отразиться на психике ребенка. Независимо от возраста, мальчик или девочка остро воспринимают недопонимание со стороны учителя. Результатом психологического напряжения может стать нежелание учиться, апатия, затяжная депрессия. Вот почему так важно вовремя заметить проблему и постараться решить ее в кратчайшие сроки.
Илья, папа 8-летнего Кирилла:
«Мы с женой стали замечать, что сын приходил со школы грустный, необщительный. Раньше с удовольствием рассказывал, как прошел школьный день, а тут закрывался в своей комнате и не хотел с нами разговаривать. Потом узнали, что у Кирилла возникли проблемы с учительницей. Она сделала ему замечание, Кирилл ответил, как говорит учительница, в грубой форме. Хотя, одноклассники, которые стали свидетелями конфликта, утверждают, что грубости со стороны не было. Учительница у Кирилла молодая, полная амбиций, очень ранимая. Видимо, не понравилось, что ученик не промолчал, а ответил. В итоге, собрались вместе с педагогом, психологом, поговорили, выяснили причину, решили, как будем выходить из положения. Сейчас Кирилл ходит в школу с охотой, конфликтов больше не возникало. Но доверительных отношений с учительницей тоже нет».
Что в поведении ребенка должно насторожить родителей:
Марина, мама 7-летней Арины:
«Дочка у нас очень любознательная, всегда тянется к новым знаниям, впитывает любую интересную информацию, как губка. Но вдруг она стала замкнутой, начала грубо разговаривать с нами. В школу собиралась с трудом, оттягивала момент, когда нужно выходить из дома. Мы с мужем не стали игнорировать поведение дочки, а когда разобрались, оказалось, учительница позволяла себе критические замечания в ее адрес. Не давала возможности высказаться, кричала, когда Арина пыталась отстоять свою точку зрения. После работы с психологом и откровенным разговором с учительницей было принято решение перевести Арину в другую школу. Сейчас дочка ходит на уроки с удовольствием, и учеба ей дается с легкостью».
Как решить проблему
Родители должны не только найти выход из конфликтной ситуации, но также научить сына или дочь правилам поведения в социуме. Ребенок должен уметь цивилизованно решать спорные вопросы, ведь в его жизни они возникнут не один раз: в школе, университете, на работе.
Что должны предпринять родители?
Учеба в школе должна вызывать у ребенка позитивные эмоции. Если в классе регулярно происходят конфликты, а с педагогом не налажен контакт, нужно сразу же принимать меры. Иначе ученик будет находиться в постоянном стрессе и потеряет интерес к учебе.
Если ребенок конфликтует с учителем. Выход есть!
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок с удовольствием посещал школу, словно губка впитывал новые знания и приносил домой отличные оценки. Иногда на смену радужным ожиданиям приходит глубокое разочарование – ребенок конфликтует с учителем. Почему так происходит и что делать в этой ситуации?
Учителя бывают разные. Одни приходят в школу по зову сердца, их уроки интересные и веселые, отношения к детям доброе и уважительное. Для других педагогическая деятельность – это ежедневное испытание, которое дается очень тяжело и любви к своей профессии не добавляет. Занятия таких специалистов скучные и однообразные, отношение к ученикам снисходительное и порою агрессивное.
Конфликтные ситуации бывают у всех учителей. Неотъемлемое право каждого родителя – выступить посредником между учителем и своим ребенком в острой ситуации. Но прежде, чем вы выберете линию поведения, разберитесь в причинах конфликта. Не рубите с плеча, вставая, на чью либо сторону. Не только учитель может быть не прав, но и ребенок. Почему-то многие родители об этом забывают, тем самым, еще больше разогревая конфликт.
Психологическая подоплека конфликта
Детские психологи не устают напоминать родителям, что в семье нужно воспитывать уважительное отношение к взрослым и учителю в частности. В первую очередь это пойдет на пользу именно вашему ребенку.
Школьник, для которого авторитет учителя незыблем, лучше учится и усваивает знания. Кроме того, авторитет педагога – это стимул для ученика больше заниматься, примерно вести себя на уроках и тщательно выполнять домашние задания. Если родители ставят профессионализм учителя под сомнение, ребенок это чувствует и делает свои выводы:
«Мой учитель плохой, не знает свой предмет, а значит, ничему не может меня научить. Слушать его объяснения на уроке и делать домашнюю работу не обязательно. Все равно из этого ничего хорошего не получится. Зачем зря стараться?».
Но и это еще не все. Ребенок, который ни во что не ставит педагога часто идет на конфликт там, где другие дети не видят ничего предосудительного. Такой ученик, словно спичка, зажигается при малейшем поводе, а иногда и вовсе без него. Учитель, видя к себе пренебрежение, не может оставаться полностью беспристрастным. И тогда развитие конфликта – неизбежность.
Родители школьников должны понимать, что в конфликте учитель-ученик проигрывает всегда ученик. Прежде всего потому, что пока идет выяснение отношений под лозунгом «Кто прав, кто виноват?» ребенок не учится, не занимается, а значит, теряет драгоценное время. Школьная программа остается неусвоенной, догонять ее приходится с репетитором во внеурочное время. Больше уроков – меньше свободного времени.
Поэтому, даже если вы уверены, что в конфликтной ситуации большая часть вины лежит на учителе, не спешите об этом говорить своему ребенку. Авторитет педагога должен быть безусловным, у каждого учителя можно научиться чему-то новому. При самом плохом сценарии – умению работать самостоятельно.
Но как быть, если поведение учителя действительно выходит за рамки компетентности и профессиональной этики? Если учитель не видит личность в ребенке, целенаправленно занижает ему оценки и даже позволяет себе унижать ученика? Все эти обстоятельства имеет смысл обсуждать с учителем с глазу на глаз, стараясь не вовлекать в обсуждение ребенка. Тем самым вы сохраните его эмоциональную стабильность, соответственно, вам будет проще погасить конфликт.
Стратегия и практика
Шаг 1: Поговорите с ребенком
Если между родителями и ребенком доверительные отношения, они первыми узнают о назревающем конфликте. Что делать в этой ситуации – вмешиваться сразу, или же позволить отпрыску попробовать наладить отношения с учителем самостоятельно, зависит от степени остроты конфликта. Если вы выбрали второй вариант, не допускайте, чтобы противостояние между ребенком и педагогом затянулось. Держите ситуацию на контроле!
Первое правило гармоничного воспитания детей – никогда не лишайте их права демонстрировать свои негативные эмоции. Ребенок должен иметь возможность высказаться, если ему это нужно. Только так можно вырастить здоровую личность, уверенную в себе и своих силах, которая не боится брать ответственность на свои плечи.
Как говорить с ребенком? Чтобы после вашей беседы сын или дочь смогли принять от вас помощь и конструктивную критику (как же без этого?) во время разговора ведите себя предельно тактично и осторожно:
Внимательно слушайте. Когда ребенок будет рассказывать о своих взаимоотношениях с учителем, он может не контролировать свои эмоции: повышать голос, использовать бранные слова, отзываться об учителе пренебрежительно. Не прерывайте монолог ребенка, пусть он выплеснет наболевшее.
Уточните нюансы. Как только суть конфликта будет ясна, попросите ребенка остановиться на нюансах противодействия. Пусть он вспомнит, как возникла первая неприязнь к учителю, что способствовало этому? В ходе беседы ребенок должен видеть ваше участие, желание ему помочь.
Выработайте план действий. Попытайтесь убедить ребенка, что сложная ситуация между ним и учителем возникла прежде всего потому, что они не смогли понять друг друга. Педагог и ученик – союзники, а не враги. Возможно, ребенку следует пересмотреть свое поведение в классе, попробовать больше уделять внимания предмету и более старательно готовить домашнюю работу. Убедите сына или дочь в необходимости вашей беседы с учителем. Разумеется, планировать разговор нужно на время после занятий, чтобы не было свидетелей со стороны одноклассников ребенка.
Шаг 2: Побеседуйте с учителем
Разговаривая с учителем, старайтесь, чтобы беседа строилась на конкретных фактах, не уменьшайте, но и не преувеличивайте вину ребенка. Если учитель говорит о скверном поведении и нежелании вашего сына или дочери учиться, попросите обосновать, на основании чего сделаны такие выводы. Ваша задача – разобраться, по какой причине ребенку дается сложно конкретный предмет и как можно сгладить конфликт.
Покажите учителю, что вы заинтересованы в мирном разрешении ситуации, готовы с ним сотрудничать и принять его рекомендации. Если разговор зашел в тупик, спросите у педагога прямо, каким он видит выход из сложившейся ситуации?
Шаг 3: Сделайте выводы
После беседы с учителем еще раз поговорите с ребенком. Объясните ему, что ждет от него учитель, и как можно добиться хорошего расположения педагога. Выясните у ребенка, что он сам может сделать, чтобы повысить успеваемость. Не останавливайтесь на этом, активно действуйте! Мотивируйте ребенка, расскажите, как конкретный предмет может ему пригодиться в будущем, запишите его на профильный кружок. Вместе скачивайте и просматривайте познавательные фильмы, обсуждайте. Научите ребенка работать с разными видами информации. Так, если у него проблемы по литературе, ввиду нелюбви к чтению, не заставляйте его читать – сейчас множество аудиокниг. Если ему тяжело даются даты по истории – пусть пишет шпаргалки, это проверенный способ запоминания информации.
Шаг 4: Держите руку на пульсе
Приходите в школу к учителю каждую неделю-две в спокойном расположении духа, чтобы узнать, есть ли прогресс в учебе у вашего ребенка. Интересуйтесь его успехами и неудачами. Донесите до учителя то, что ребенок старается и прилагает все усилия, чтобы исправить ситуацию. Выясните, на что ему нужно еще обратить внимания и над чем больше поработать.
Поверьте, если педагог увидит, что вы приходите к нему не с претензиями, а за помощью, он скорее с агрессора (предубежденной стороны конфликта) превратится в вашего соратника. В свою очередь, отношение к ребенку станет лояльнее, и конфликт разрешится сам собой.
Как общаться со школьными учителями?
Учимся отстаивать интересы детей без лишних конфликтов с педагогами.
Разговор с учителем часто вызывает массу эмоций, которые усугубляют школьные проблемы. Выбрав эффективный подход к общению, родитель сможет избежать конфликтов и облегчит жизнь и себе, и ребенку, и педагогам.
Разговаривайте с учителем уважительно и на равных
Переступив порог школы, многие родители вновь ощущают себя в роли учеников, испытывают страх перед «взрослыми» учителями и директором. Боятся осуждения, стремятся доказать, что они хорошие. Позволяют себя отчитывать, говорят неуверенно. Со всем соглашаются, лишь бы в школе «на детях не отыгрались». Или впадают в подростковый негативизм и бессмысленное бунтарство.
Другая родительская крайность — относиться к учителям как к обслуживающему персоналу, ощущать себя клиентом, который «всегда прав».
Для конструктивного решения проблем важно постоянно удерживать позицию взрослого, сохранять деловой, уважительный тон. Не чувствовать себя обязанным доказывать, что вы хорошая мать или достойный отец.
Выберите подходящее время
Если есть потребность в разговоре с педагогом, назначьте встречу заранее. Не поднимайте частный вопрос на родительском собрании, не врывайтесь внезапно на перемене или перед началом урока, не звоните по телефону в урочные часы или поздно вечером. Удобное время и способ связи лучше обговорить при знакомстве с педагогом. Демонстрируя уважение к личному времени учителя, вы закладываете первый кирпичик взаимопонимания.
Кстати, если педагог позвонил вам сам, предложите перезвонить — школа обычно не компенсирует работникам услуги мобильной связи, а регулярное общение с родителями целого класса вылетает в копеечку.
Не накручивайте себя разговорами с другими родителями
Сегодня, когда многие активно общаются в соцсетях и мессенджерах, стало популярно делиться проблемами и негативом по поводу учителя с родителями одноклассников своего чада. Нередко в таких группах и беседах на основе пары никем не проверенных фактов рождается буквально демонический образ учительницы, не имеющий никакого отношения к реальности. Не занимайтесь коллективным фантазированием. Сначала обсудите свою проблему с педагогом лично, а потом стройте свое независимое мнение.
Подчеркните, что понимаете ситуацию
Есть вероятность, что вы будете абсолютно не согласны с позицией учителя. Но это не повод бросаться в спор с порога. Для начала повторите вкратце услышанную мысль: «Я вижу, вас очень беспокоит, что…», «Да, ситуация в классе сейчас сложная, потому что…», «Как я поняла, на ваш взгляд, мой ребенок…». Только когда вы продемонстрировали, что услышали позицию педагога, начните излагать свое видение проблемы.
Чтобы ваше мнение лучше слышали, между делом сочувствуйте учителю: «Даже не представляю, как вам тяжело: мы с одним подростком переживаем, а у вас их 25!», «Конечно, в наше время школе непросто…» и т.д. Тогда вам будет куда проще не соглашаться с учителем по существу, но при этом не превратить разговор в ссору.
Начните с фразы «Я хочу с вами посоветоваться!»
Особенно это полезно, когда на самом деле у вас есть претензии. К примеру, ребенок жалуется на несправедливое отношение или грубый тон. Мама идет в школу и говорит: «Я хочу с вами посоветоваться. Маша приходит домой очень расстроенной, когда получает «тройки». Ей не всегда понятно, почему ее работу оценили низко. Что мне делать в этих ситуациях?»
Тут есть шансы, что: а) учитель поймет, что ребенок и родитель заинтересованы в учебе; б) даст полезную информацию — ведь не исключено, что оценки на деле заслуженные и школьнику нужна помощь; в) про себя проанализирует, всегда ли он прав.
А вот если мама с порога заявляет: «Почему вы все время занижаете оценки?», то учитель будет защищаться. Поэтому мы никого не обвиняем в некомпетентности, а приглашаем помочь общему делу — поддержать страдающего ученика. Нормальный человек откликнется.
Ищите общие цели
Несмотря на внешне разные подходы в той или иной проблеме, как минимум, одна общая цель у родителей и школы должна быть — дать детям образование (знания и возможности для развития). В пылу дискуссии чаще напоминайте себе и педагогу, что вы стремитесь к одному и тому же — защитить интересы ребенка. Так будет проще заметить, что условная Марь-Иванна привязывается к вам с каким-то дурацким отступом в тетради в четыре клеточки, не потому, что злыдня, а потому что беспокоится о том, научится ли ребенок слышать требования к оформлению работ (что ему пригодится и на ЕГЭ, и на дипломе в вузе). И тогда останется договориться только о том, в какой форме эти требования выдвигаются — а это уже куда проще, чем до хрипоты спорить о принципиальной необходимости четырех клеточек.
Конечно, если цели педагогов конкретной школы совсем не совпадают с вашими, а методы воспитания неприемлемы, то придется решать вопрос радикально — переходить в другое учебное заведение. Но прежде чем рубить с плеча, вглядитесь: очень вероятно, что перед вами адекватный учитель, просто несколько зашоренный странными для обычного человека требованиями системы образования.
Не прыгайте через голову
Уважайте субординацию. Прежде всего, попытайтесь решить проблему через классного руководителя, затем с учителем по предмету. Если не удалось, обращайтесь к администрации, и только в крайнем случае — в управление образования.
Если директор школы не спешит вам помочь, несмотря на то, что вы проявили уважение, понимание проблем и попросили совета, пускайте в ход военную хитрость. Для начала удостоверьтесь: «Правильно ли я понимаю, что, несмотря на ваше желание, вы вынуждены отказать в зачислении моего ребенка в этот класс/ изучении такого-то предмета/переводе на дистанционное обучение и т.д.»
Описывайте вещи предельно прямо, тогда директор может сразу пойти на попятные: «Нет, я не совсем это имела в виду…». Если же не помогает, можно попросить письменный отказ в просьбе или достать следующий козырь: «Да, я вас очень понимаю. Вы все делаете для детей, но ситуация непреодолимая. Давайте я поспособствую вам и обращусь в отдел образования. Пусть они помогут школе решить эту проблему».
Одним словом, вы не враг и не стукач, а человек, радеющий за общее дело. Таким обычно идут навстречу.
Оставайтесь защитником своего сына или дочери
Когда классный руководитель рассказывает, что ребенок устроил отвратительную драку, прогуливает уроки или не делает домашних заданий, родители испытывают стыд и злость. «Вот я ему задам!» — готово сорваться с губ. В этот момент важно не забывать о своей задаче: всегда защищать, любить и оберегать ребенка. Найдите в себе силы поблагодарить учителя за уделенное время и пообещайте разобраться в ситуации. Но не превращайтесь в палача, который, вернувшись домой, начнет махать шашкой, даже не выслушав вторую сторону. В особенности недопустимо, когда на беседе присутствуют учитель, родитель и ученик, и двое взрослых как коршуны налетают на одного ребенка.
Что бы ни происходило, повторяйте про себя как мантру: «Я все равно люблю своего ребенка», «Я здесь ради него», «Всё пройдет, пройдет и это».
Школьные годы пролетят, а отношения мамы и папы с ребенком останутся на всю жизнь. И семейное тепло куда важнее, чем одобрение педагогов и баллы на экзаменах.
Конфликт ребёнка с педагогом «Как найти выход из «безвыходной» ситуации?»
Ольга Чернова
Конфликт ребёнка с педагогом «Как найти выход из «безвыходной» ситуации?»
Школа – это особая среда. Здесь дети приобретают не только знания, но и навыки общения. Важную роль в учебном процессе играют положительные отношения с одноклассниками, а также ровные отношения с педагогами. Однако научные исследования доказывают, что сегодня многие дети сталкиваются со сложностями в учебном заведении. Они вынуждены бороться с трудностями практически ежедневно – как в межличностном плане, так и в учебном. Ни для кого не новость, что многие из них состоят в плохих отношениях со своими учителями. И если ваш ребенок – не исключение, то вам как родителям необходимо вмешаться, чтобы помочь и исправить такую ситуацию.
Возникает вопрос: а как лучше это сделать, чтобы не навредить ребенку и еще больше не усугубить положение?
Избежать конфликтов удается не каждому. Хорошо, когда ребенок умеет решать проблемы самостоятельно. Но, к сожалению, не каждый учащийся имеет подобные «дипломатические» способности. Поэтому иногда найти общий язык с учителем бывает очень непросто. Порой даже взрослые не знают, какие действия предпринимать при появлении у ребенка такого конфликта. А ведь конфликты – это спутники нашей жизни и нужно уметь их разрешать.
Задача папы и мамы – признать наличие конфликта, найти его причины и, по возможности, устранить. Они должны помочь ребенку разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. В такие моменты детям особенно важно чувствовать поддержку со стороны близких.
Родители должны научить своих детей решать появляющиеся в жизни проблемы на своем примере. Им необходимо понять, есть ли объективные причины недопонимания. И, конечно, постараться погасить конфликт в самом начале, чтобы он не затянулся и не привел к новым проблемам. Кроме того, активное поведение родителей уравнивает силы конфликтующих сторон, а их взаимодействие с учителями оказывает влияние на детей, их поведение и желание учиться.
Что же способствует зарождению конфликта между ребенком и учителем? Ребенок оценивает своего педагога прежде всего по человеческим качествам. И у него возникает негодование, когда он становится свидетелем бестактного отношения со стороны учителя, слишком грубого обращения с учениками, наличия любимчиков, проявления неуважения к учащимся. Естественно, это все сказывается на учебе.
Дети не могут хорошо относиться к педагогам, которые, как им кажется, не являются опытными профессионалами. Это тоже может вызвать конфликт. Естественно, совсем без разногласий обойтись невозможно. Однако это не указывает на то, что ваш ребенок является менее способным, нежели другие дети. Вам также не следует считать педагога плохим человеком. Ведь непонимание может возникнуть по самым разным причинам. В любом случае, оно не должно затягиваться.
Какие причины конфликтов между учениками и учителями наиболее распространены?
• Откровенные придирки учителя к ребенку, основанные на личной неприязни.
• Плохое поведение ребенка в школе.Причины такого поведения могут быть самыми различными: неорганизованность ученика, подавление в семье, вседозволенность, желание утвердиться в коллективе. Возможно, подросток испытывает себя в борьбе со взрослым, не отвечающим его представлениям об идеальном человеке.
• Неуважительное отношение к ученику.Учителя при выставлении низкой оценки могут проявлять бестактность: плохо оценивая результаты усвоения материала на уроке, они распространяют эту оценку на него как человека, грубо осуждают его личные качества.
• Педагог прибегает к оскорбительным для ученика эпитетам, вешает такие ярлыки, называя ребенка бездарем, лентяем и т. п.
При разрешении конфликтовмежду ребенком и учителем необходимо:
• объективно оценить ситуацию;
• поговорить с ребенком;
• поговорить с учителем.
Этап 1. Оценка ситуации
Если у ребенка сложились напряженные отношения с учителем,уже на ранней стадии это можно определить по некоторым признакам:
•школьник пренебрегает учебой или каким-то одним предметом: отказывается выполнять домашние задания, портит учебник, ведет тетрадь неряшливее, чем обычно;
• рисует на учителя карикатуры, пренебрежительно или агрессивно отзывается о нем, раздражается, когда вы задаете вопросы о его уроках;
• игнорирует задания учителя;
• нервничает при упоминании об учителе и т. п.
Если ваши опасения подтвердились и у ребенка имеются какие-либо проблемы в учебном заведении, то необходимо поговорить с ним. Не допускайте, чтобы противостояние ребенка и учителя затянулось.
Этап 2. Беседа с ребенком
Чтобы понять причины конфликта, оценить его остроту и принять какие-либо меры, необходимо выяснить точки зрения противоборствующих сторон. Будьте готовы к тому, что две эти версии могут сильно отличаться друг от друга.
• Для начала поговорите с ребенком. Главная цель вашего с ним разговора – дать ребенку возможность выразить свои негативные эмоции. Только после этого он сможет принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы.
• Выслушайте его внимательно. Даже если вам не понравится его рассказ, не спешите прерывать ребенка. Позвольте ему выговориться.
• В ходе беседы обратите внимание на интонации и иные особенности речи. К примеру, когда ребенок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища.
• После того, как ребенок выговорился и выплеснул свои переживания, попросите его остановиться на нюансах конфликта. Например, предложите вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях начинает повышать голос и т. д.
• Примите сторону ребенка в конфликте, поддержите его, дайте понять, что сочувствуете ему, но при этом не обвиняйте ни в чем педагога. Лучше объясните, как тяжело ему работать, указав этим на то, что учитель – такой же человек, как и все остальные, и может устать и быть раздраженным. Постарайтесь его убедить, что ни у него, ни у учителя нет злых умыслов. Объясните, насколько трудно порой найти взаимопонимание.
• Подумайте вместе с ребенком, что можно сделать в сложившейся ситуации. Вместе попробуйте найти пути решения конфликта. Пусть ребенок сам предложит несколько вариантов.
• В конце разговора разработайте совместный план действий. Прекрасно, если предложения будут исходить от ребенка. Допустим, он может пообещать воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно готовить домашние задания и т. д.
• В то же время вам не стоит ограничивать себя ролью слушателя. Постарайтесь убедить ребенка в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав при этом прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали.
• Также следует убедить ребенка самому поговорить с учителем и попробовать найти взаимопонимание.
Этап 3. Разговор с учителем
• Без разговора с педагогом в случае конфликта не обойтись и вам, родителям. Не запускайте ситуацию. Не ждите, когда пламя конфликта заденет администрацию школы. Разрешите ситуацию в самом начале.
• Еще до разговора с педагогом попробуйте понять, что происходит. Помните, что у каждой стороны – своя точка зрения.В данном случае их три: ваша, учителя и ребенка. Не забывайте, что интересы и желания ребенка не всегда совпадают с целями и желаниями взрослых.
• Психологически подготовьтесь к предстоящему разговору с учителем. Не исключено, что учитель сразу станет защищаться или, наоборот, нападать на вас. Этому его научил прежний, не всегда приятный опыт общения с родителями. Постарайтесь убедить его, что вы пытаетесь найти выход из ситуации, а не виноватого.
• Полезно будет овладеть грамотной техникой ведения беседы. Она не раз пригодится в других сложных ситуациях. Грамотная техника ведения беседы (см. таблицу «Памятка родителям») подразумевает тонкий баланс между умением говорить и способностью слушать. Не пытайтесь доминировать в общении с педагогом, принимая на себя роль неутомимого оратора.
• Поговорите с учителем без претензий. Скорее всего, в таком случае вам вместе легче будет найти выход. В общении с учителем необходимо спрашивать, слушать, вникать и стараться создать атмосферу сотрудничества.
• Во время диалога не преувеличивайте вину своего ребенка и не заискивайте перед учителем.
• Иногда для разрешения конфликта достаточно совместно выявить его причину, потому как учитель не может знать обо всех сторонах жизни своих учеников. Возможно, плохое поведение и отказ заниматься связаны с какими-нибудь семейными проблемами. В таком случае нужно время, чтобы жизнь ребенка пришла в нормальное русло. Также «бунт» на уроках может иметь корни в личных неудачах школьника, в семейных ссорах, занятиях в нелюбимой секции… Если такое или подобное имеет место быть, расскажите об этом учителю, он должен строить взаимоотношения с учеником, принимая во внимание эти моменты.
• Оставайтесь объективными. Не стоит выплескивать свои эмоции, строить догадки. Говорить следует о существующих фактах, смотреть на проблему со стороны жизненного опыта. Поверьте, выход найдется в любом случае.
• Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на конкретных фактах, а не на его личных впечатлений. Фраза,которую часто можно слышать: «У вас он один, а у меня – тридцать». Да, весь класс.Помните: задача учителя заключается не только в обучении детей, он также отвечает за нюансы атмосферы, за отношения между учениками в классе. Школа обязана предоставить безопасные во всех отношениях условия для обучения ребенка.
• Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы насчет поведения вашего ребенка.
• Даже если ваш разговор с учителем зашел в тупик, поинтересуйтесь у него, как он представляет благополучный выход из конфликта. Узнайте у него, что он собирается делать в сложившейся ситуации. Имейте в виду, что за исход конфликта несет ответственность именно учитель, так как он – опытный и взрослый человек, занимающийся профессиональным воспитанием учащихся.И не стоит забывать главное: вы защищаете права своего ребенка, и ваша задача состоит в том, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в школе.
В результате разговора может выясниться, что одна сторона права, а другая – нет.
Если виноваты вы или ваш ребенок, то необходимо извиниться. Не бойтесь, что это вас унизит. Наоборот, вы испытаете облегчение и усилите чувство собственного достоинства. Спокойно обсудите вместе с ребенком, как можно исправить ситуацию. Не давите на него своим опытом. Пусть он попробует сам предложить выход, наиболее приемлемый для него. Тогда можно надеяться, что конфликт благополучно разрешится. Если вы чувствуете, что ребенок еще не готов к извинению или другим шагам, предупредите учителя и сделайте это сами. Попросите пока ни на чем не настаивать. В дальнейшем вы найдете путь к примирению, который устроит обе стороны.
Если не прав учитель, но не находит в себе сил извиниться, попробуйте понять его. Не старайтесь во что бы то ни стало добиться признания вины. Ведь учителю сделать это труднее, чем представителю любой другой профессии. Существует стереотип, который заключается в том, что педагог не имеет права на ошибку. Скорее всего, он внутренне осознает свою вину и со временем изменит свое отношение к ребенку.
Также вам предстоит объяснить это ребенку. Не бойтесь подорвать авторитет учителя. Если ребенок поймет, что всем людям свойственно ошибаться, это существенно облегчит его собственную жизнь (и вашу тоже).
Стремитесь поддерживать хорошие взаимоотношения с учителями, так как это может уберечь учеников от излишних придирок и завышенных требований. Речь идет не о «подкупе» с помощью подарков, а об участии мам и пап в жизни школы. Для того, чтобы в будущем свести подобные конфликтные ситуации к минимуму, старайтесь поддерживать с учителями ровные отношения и никогда не отзывайтесь о них плохо при ребенке.
Старайтесь регулярно приходить на родительские собрания, предлагайте учителям свою помощь в решении каких-нибудь проблем школы в рамках своих возможностей. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок имел интересное хобби. Его спортивные или музыкальные успехи, с одной стороны, позволят представлять школу на различных конкурсах и соревнованиях, а с другой – помогут менее остро переживать конфликты с учителями и одноклассниками.
Консультация для родителей «Как найти общий язык с ребёнком» Как часто вы общаетесь со своим ребёнком? Понятен ли вам язык общения с вашим ребёнком? Как вы чувствуете, интересно ли малышу общаться.
Видеофрагмент новогоднего утренника «Выход бабушки Яги» Вниманию коллег представляю видео фрагмент новогоднего утренника » Выход бабушки Яги». Накануне я опубликовала фрагмент сценария с таким.
Конспект занятия по развитию речи «Как найти здоровье» (средняя группа) План – конспект по развитию речи в средней группе Тема «Как найти здоровье» Цели: Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной.
Консультация для родителей «Будим ребёнка правильно: как разбудить ребёнка, чтобы он не устраивал капризы» Знакомое всем родителям действо разыгрывается каждое утро практически в каждом доме, где есть маленькие дети – утреннее пробуждение. Порой.
Консультация для родителей «Как найти общий язык с подростком?» Как найти общий язык с подростком? Многие родители задают вопрос, как найти общий язык с подростком, ведь он становится более замкнутым,.
Консультация для родителей: как найти подход к протестующему ребенку Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: Как найти подход к «протестующему» ребенку Подготовила: воспитатель Чехонадская.
Консультация для родителей «Как найти подход к «протестующему» ребёнку» Случается ли у маленького ребёнка кризис? Как он проявляется? 1. Тем, что ребёнок, начиная с 2-х летнего возраста, всё хочет делать сам.
Памятка для педагогов «Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой?» Рекомендации при работе с гиперактивными детьми: 1. Не следует заставлять гиперактивного ребёнка заниматься больше, чем он может. Например,.
Памятка для родителей «Путь к согласию, или как разрешить конфликт» Памятка для родителей. «Путь к согласию, или как разрешить конфликт» Конфликт с детьми в семье чаще всего провоцируется педагогическими.
Сценарий выпускного праздника «Как найти ключ знаний?» по мотивам сказки «Королевство кривых зеркал». «КАК НАЙТИ КЛЮЧ ЗНАНИЙ?» СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО МОТИВАМ СКАЗКИ «КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ.