Конфуций считал что жизнь возникла
Жизнь и учения Конфуция
Вокруг личности Кун-цзы возникло немало мифов и мистификаций, что характерно для почитаемых и почти обожествленных исторических персоналий. Но кроме этого, о жизненной истории Конфуция есть достаточно надежных сведений, которые помогают определенно составить портрет древнекитайского мудреца и философа.
Как один из первых идеологов правильной, ответственной и от части персонализированной государственной машины, «Учитель» стал примером для многих поколений китайских бюрократов, которые во все времена отличались слаженностью работы и исполнительностью. Гуманистическая и, в то же время, ориентированная на государственную справедливость идеология этики в государственных и бытовых делах, развитая Конфуцием и его учениками, не только стала основой состоятельности больших азиатских государств, но даже получила статус религиозного течения, хотя таким по сути не является.
Чтобы разобраться, что принесли миру идеи Конфуция, стоит более детально рассмотреть его жизнь, учения и какие от этого возникли последствия.
Рождение и значение имен философа
Когда родители будущего мудреца узнали, что у них будет ребенок, то отправились в паломничество к святому месту, чтобы вымолить у божества Глиняного холма рождения сына-наследника. После удачных родов неподалеку святого места мать наградила философа.
Семья и происхождение
Мать Конфуция Янь Чжицзай была младшей из троих сестер в своей семье. Она родилась в 568 году до н.э. и на момент заключения брака ей не было даже 20 лет.
Несколько поколений предков Конфуция имели славу, богатство и отличались хорошими традициями образования, общественно-политической и духовной деятельности. Во времена Му Цзинфу (прадедушка Конфуция во 2 поколении) семью Кун начали преследовать, после чего тот скрылся на территории Лу, где семья лишилась бывших благ, известности и влияния. С тех пор все преемники служили правителям Лу, входя таким образом в сословие Ши.
Именно из Ши вырастал в тот период слой бюрократического аппарата государства, отличающегося определенными ценностями. Образование, почитание истории и древних правителей передавалось в семьях Ши от поколения к поколению, что также отразилось и на ценностях самого Конфуция.
Бедность, собственная семья, обучение
Поскольку отец Конфуция умер от старости, когда его сыну было только три года, а от его матери отвернулась семья, то будущему философу пришлось все детство и юность прожить с матерью в нищите. Он долгие годы занимался грязной работой, чтобы иметь средства к существованию.
В возрасте 15 лет будущий мудрец начинает осознавать важность образования и приступает к изучению 5 искусств (чтение и каллиграфия, математика, ритуалы, стрельба из лука, езда на колеснице).
В 19-летнем возрасте Конфуций женился. В браке родились сын Ли и 2 дочери. С сыном Конфуций имел напряженные отношения, из-за чего позже его ученики назвали своего «Учителя» строгим и требовательным к собственному сыну.
Некоторые писатели того времени создали миф о том, что в этот период Конфуций встретился с Лао-Цзы в царстве Чжоу, основательных исторических подтверждений чему исследователи так и не нашли.
Школа Конфуция
Открыв свою собственную школу, философ наконец начал реализацию своих основных идей.
Как сообщается в исторических источниках, общее число учеников школы достигло 3 тысяч человек. При этом известно о 70 учениках Конфуция, ставших его преемниками на пути распространения идей, образовавших в итоге концептуальную основу конфуцианства, ставшего в итоге религиозным учением.
В некоторых источниках указывается число 72 ученика, но историки утверждают, что это лишь одна из многих попыток придать символизм истории жизни философа.
Кроме того, в исторических документах существуют сведения о посещении школы известными общественно-политическими деятелями и руководителями отдельных царств и земель.
Поиски великих правителей
После создания собственной школы в 522 году до н.э. Конфуций обращается к разным правителям китайских царств, которые могли бы воплотить в жизнь его мировоззрение касательно принципов управления государством. В связи с этим Конфуцию приходится много путешествовать и становиться участником, а также жертвой интриг.
Конфуций вернулся в Лу и, получив дипломатическую должность в 500 году до н.э., успешно работал на своем посту, пока не был спровоцирован представителями царства Ци при выполнении одного из ритуалов жертвенной церемонии.
После этого философ покинул свою должность в Ли, а в последующие годы много путешествовал. Около 14 лет заняли у Конфуция его посещения разных царств. Согласно исследованиям, он прошел не менее 9 больших дворов, общаясь с правителями и выполняя роль наставника.
Кроме этого, Конфуций в этот период собрал немало поклонников по всему Китаю.
Учение Конфуция
Главный образ, созданный Конфуцием, был образ учителя, который передает знания, а не создает их. В понимания философа и его последователей, учение конфуцианства берет истоки из почитания древности.
Древность, как ее понимают ученики школы китайского мудреца, является эталоном правильного образа действий.
В основе конфуцианства стоит определение двух типов людей:
Обладающий добродетелями цзюнь-цзы должен иметь пять главных жизненных качеств, которые и стали основой для мировоззрения последователей великого мудреца и учителя.
Добродетели и принципы конфуцианства
Пять добродетелей благородного мужа, согласно Конфуцию, также имеют некоторое отношения к стихиям, которых в Китая также насчитывается 5. Уже позже, после формирования и обоснования этих добродетелей им в соответствие начали ставить стихии.
В конфуцианстве сформулировано также несколько важных понятий для полноты концепции.
Смысл и значение конфуцианства на Востоке
Конфуцианство дало старт многовековым процессам образования мощной идеологической подоплеки китайского общества. Также учения философа вышли далеко за пределы Поднебесной.
Постулаты конфуцианства коренным образом противоречат моизму, проповедующему «всеобщую любовь», предлагая обществу любовь справедливую, что делает конфуцианство более социализированным и менее утопичным, чем моизм.
С другой стороны, концепция последователей Конфуция опровергает необходимость придерживаться закона, к чему призывают сторонники легизма. В противовес «букве закона», можно сказать, конфуцианство открывает широкие возможности для соблюдения «духа закона».
Становясь основой к подходу управления, учение Конфуция коренным образом изменяет суть управления. Благодаря своему влиянию оно стало этико-политической нормативной основой китайского общества и утверждается на своих позициях, несмотря на все исторические, политические и экономические изменения мира в целом и Поднебесной в частности.
Смерть Конфуция и его наследие
Конфуция похоронили в родном Цюйфу в 479 году до н.э. Ему было 73, когда он умер, хотя некоторые исследователи пытаются доказать, что он умер в 72 года (сакральное число). Несмотря на это, имя философа навсегда останется в истории и памяти человечества.
Конфуций: биография и учение китайского мыслителя
Конфуций — один из наиболее цитируемых и известных китайских мыслителей. Его изображение украшает северный фриз зала заседаний в здании Верховного Суда США. У него самая длинная из родословных, насчитывающая 83 поколения и около двух миллионов зарегистрированных потомков. Расскажем подробнее о том, кто такой Конфуций.
Конфуций: биография философа
Конфуций, биография которого сочетает как реальные факты, так и легенды, появился на свет около 551 г. до н. э. Он происходил из рода Кун, поэтому в некоторых источниках о нем пишут как о Кун Цзы — учителе из рода Кун.
Китайское общество времен Конфуция делилось на четыре сословия: воинов, ремесленников, земледельцев и торговцев. Конфуций принадлежал к классу Ши — аристократии низшего уровня.
В древние времена представители класса имели право пользоваться боевыми колесницами и командовать воинами. Во времена Конфуция воевать им не приходилось и представители класса Ши занимали должности чиновников различных рангов.
Шулян Хэ — отец философа — принадлежал к знатному, но небогатому аристократическому роду. У него было две жены, но ни одна не подарила ему наследника мужского пола. Сын, рожденный второй женой, оказался болезненным и неспособным унаследовать владения отца. Тогда Шулян Хэ обзавелся наложницей. Ею стала семнадцатилетняя Янь Чжэнцзай.
Когда Янь Чжэнцзай попала во владения Шулян Хэ, ее посетило видение о том, что у нее родится великий человек. Согласно легенде, перед рождением Конфуция происходили чудеса. Для родов мать поднялась на холм с тутовым деревом. Когда мальчик появился на свет, на холме забил источник. В нем омыли младенца. После этого вода исчезла так же неожиданно, как и появилась.
Будущий китайский философ имел на теле 49 признаков, которые указывали на его величие. Для сравнения, согласно буддийской традиции, у Гаутамы (будущего Будды) при рождении на теле было 32 основных и 89 второстепенных признаков.
Шулян Хэ на момент рождения сына было за 60 лет, и вскоре после появления наследника он скончался. Янь Чжэнцзай не поладила с двумя женами и вынуждена была вернуться на родину.
Поскольку родители восприняли ее появление как позор, Янь Чжэнцзай с сыном пришлось жить отдельно и зарабатывать самостоятельно. Так Конфуций с детства познал лишения.
Биография Конфуция, созданная после его смерти, повествует о том, что он обучался шести искусствам. В Китае так называли комплекс дисциплин, который изучали отпрыски аристократов. Он включал: обряды, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, математику и каллиграфию.
Как и многие великие люди, Конфуций был умен не по годам. Согласно легендам, он предпочитал общению со сверстниками беседы с мудрецами, а его детские игры удивительно напоминали обряды.
Конфуций, годы жизни которого пришлись на эпоху Вёсен и Осеней, когда центральная власть была ослаблена, начал карьеру, работая чиновником на один из кланов в царстве Лу. Он заведовал амбарами, а затем — учетом скота.
Фото: flickr.com: UGC
В 19 лет философ обзавелся семьей. У него были сын и дочь. Сегодня более двух миллионов потомков философа живут в Китае, Корее и Тайване. Китайские власти в ХХI веке организовали проект по изучению ДНК официальных потомков. В 2013 году тест обнаружил, что у всех потомков есть одна и та же Y-хромосома. В исследовании не принимали участие потомки философа, бежавшие на Тайвань.
Когда Конфуцию было около 23 лет, умерла его мать и он ушел в трехлетний траурный отпуск, положенный по традиции каждому чиновнику.
В 30 лет философ начал преподавать. Согласно источникам, у него было три тысячи учеников, из которых 70 стали выдающимися деятелями. После смерти они собрали все высказывания учителя и издали их в виде книг.
Конфуций не брал с учеников плату, но просил преподнести вяленое мясо в подарок. Он считал, что происхождение в деле познания истины не имеет значения. Поэтому обучал людей различных сословий.
После 40 лет Конфуций получил пост при правителе царства Лу. Три крупные аристократические семьи занимали высокие должности в государстве и передавали их по наследству. Конфуций хотел сосредоточить полноту власти у правителя и вступил в конфликт с тремя семьями, что привело к его отставке.
Согласно одной из легенд, аристократы подарили правителю 100 лошадей и 80 танцовщиц. Тот надолго потерял интерес к государственным делам. Конфуций был разочарован и искал повода для отставки. Когда правитель забыл послать ему жертвенного мяса, он оставил пост и покинул пределы царства. Мудрец отправился в странствие по царствам Китая, излагая свои взгляды на устройство государства и общества.
Со временем философия Конфуция становилась все более популярной. Вернулся в царство Лу мыслитель по приглашению главного министра, когда ему было 68 лет. Он консультировал чиновников по вопросам государственного управления и борьбы с преступностью. По сведениям некоторых источников, благодаря нововведениям, разработанным философом, в царстве Лу резко сократился уровень преступности.
Умер Конфуций в 479 году до н. э. Ему было более 70 лет.
Интересно, что при его жизни не было нарисовано ни одного портрета, не создано ни одной скульптуры философа. Изображения появились спустя 200 лет после его смерти. Древнейший портрет мыслителя найден в гробнице правителя династии Хань — Чанъи-ван Хэ (умер в 59 г. до н. э.)
В 2006 году китайский «Институт Конфуция», который занимается популяризацией китайской культуры во всем мире, заказал стандартный портрет мыслителя. Он основан на изображении, созданном художником времен династии Тан У Даоцзы (680–740). Этот портрет — самое известное изображение философа.
В Европе имя Конфуция известно с XVI века. Его произведения перевели миссионеры-иезуиты. В XVII веке иезуиты, распространяя католицизм в Китае, пытались адаптировать конфуцианскую этику под собственные потребности, чем вызвали острый спор в католической церкви. Иезуиты пытались доказать, что конфуцианские обряды не носят религиозного характера, а следовательно, не являются язычеством или идолопоклонством.
Спор длился до начала XVIII века, когда Папа Климент XI издал буллу, осуждавшую конфуцианские обряды. В ответ китайский император запретил проповедовать христианство в стране.
Фото: ru.wikipedia.org: UGC
Конфуций: учение китайского мыслителя
Конфуцианство — это западное название для учения, созданного мыслителем. Китайский вариант названия не содержит отсылок к основателю. В Поднебесной учение называют «Школой образованных людей».
Конфуций, цитаты и афоризмы которого известны во всем мире благодаря социальным сетям, говорил, что не создает ничего нового, но лишь обучает традициям. Однако его учение содержало ряд революционных идей.
Первая из них — идея заменить благородство крови благородством добродетели. Философ сформулировал идею цзюнь-цзы — мужа, ставшего благородным не благодаря аристократическому происхождению, но моральным принципам.
Учение Конфуция предполагает, что простой человек, благодаря моральному совершенству и соблюдению традиций, может стать благородным. В то время как бесстыдный сын царя останется лишь сяо жень — мелким человечишкой. Таким образом философ подрывал аристократическую идеологию, позволявшую ее носителям игнорировать государственную власть.
С идеей благородства добродетели связана другая, изменившая принципы правления в империи — идея меритократии. Конфуций полагал, что доступ к власти и принятие решений должны получить люди, имеющие способности, а не особое происхождение. Он прекрасно помнил, как противостояние аристократических семейств, занимавших ключевые должности в царстве Лу, вынудило его пуститься в странствия.
Когда конфуцианство стало господствующей идеологией, правители ввели систему государственных экзаменов кэцзюй. Каждый желающий мог сдать экзамен и получить должность государственного чиновника. Система просуществовала около 1300 лет и была отменена в 1905 году.
Фото: commons.wikimedia.org: UGC
Интересно, что благодаря кэцзюй в Поднебесной должности получали не только китайцы, но и представители других народов. Так, в период правления династии Тан благодаря экзаменам чиновником стал араб. Системе кэцзюй мир обязан и появлению шпаргалок.
Конфуций, философия которого оказала сильное влияние на китайскую культуру, полагал, что гармония в обществе возникает лишь тогда, когда каждый знает свое место в естественном порядке.
Каждый человек состоит в нескольких видах отношений с другими людьми и выполняет по отношению к ним разные социальные роли. Так, он младший по отношению к родителям, но может быть старшим по отношению к братьям.
Все типы отношений регулирует сяо — сыновья почтительность. Она предполагает пять видов обязательств:
Лишь в дружеских отношениях не должно существовать иерархии. Все прочие предполагают подчинение младшего старшему. Правитель для подданных подобен отцу. Они обязаны выполнять все его наставления. Как отец наказывает сына, чтобы воспитать, так и правитель имеет право карать неразумных подданных.
Интересно, что сяо не предполагает абсолютного подчинения. Выше сяо стоит принцип справедливости. Если отец его нарушил, сын имеет право указать на это. Также и подданные имеют право поставить правителя в известность о том, что он не соблюдает принцип справедливости.
В эпоху Хань соблюдение принципа сяо привело к так называемой проблеме вдов. Принцип предполагает, что женщина должна следовать за мужчиной: до замужества — подчиняться отцу, затем — мужу, а в случае вдовства — сыновьям. Еще в начале нашей эры появился трактат «Уроки для женщин», который сформулировал конфуцианский идеал женщины: молчаливая, покорная и трудолюбивая.
Во времена Хань появилась идея вдовьего целомудрия: мужчине не следовало жениться на вдове, ибо она обязана вечно хранить память о покойном муже. Конфуцианский философ Чэн И, отвечая на вопрос, как бедной вдове существовать без мужской поддержки, заявлял, что голодать до смерти — лишь маленькое дело, а потерять целомудрие — большая проблема. В результате повторный брак становился социально неприемлемым, независимо от того, в каком возрасте овдовела женщина.
Изучение заветов Конфуция в Китае было проблематичным лишь во времена «культурной революции» 1960-х. Коммунистическая партия объявила конфуцианство враждебной идеологией.
В современном Китае конфуцианство вновь популярно. В 2003 году китайский интеллектуал Кан Сяогун опубликовал манифест, в котором изложил позицию по учению Конфуция.
В нем были следующие предложения:
Объявить конфуцианство государственной религией коммунистические власти не решились, но в 2004 году был создан «Институт Конфуция» под патронатом Министерства образования. С 2005-го в китайских школах введены уроки конфуцианства, а с 2006 года на телевидении появились передачи, в которых выступают конфуцианские проповедники.
Исследование «Всемирный обзор ценностей», проводимое с 1981 года, показало, что конфуцианство стало одним из факторов модернизации азиатских стран. Ученые выяснили, что страны, где доминирует конфуцианская культура, относятся к наиболее экономически развитым странам мира.
Фото: commons.wikimedia.org: UGC
Конфуций — один из тех философов, которые своими идеями изменили мир. Его этика и философия стали основой китайской культуры и обеспечили не только выживание, но и процветание цивилизации в различные исторические периоды. Учение Конфуция влиятельно в Китае и в наши дни.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Конфуций считал что жизнь возникла
Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Объяснить происхождение жизни и человека люди пытались с глубокой древности. Многие религии и философские теории возникли как попытки решения этих глобальных вопросов.
Представления об изменяемости окружающего мира появились многие тысячи лет назад. В Древнем Китае философ Конфуций[1] считал, что жизнь возникла из одного источника путём расхождения и ветвления. В эпоху Античности древнегреческие философы искали то материальное начало, которое было источником и первоосновой жизни. Диоген считал, что все существа подобны одному исходному существу и произошли от него в результате дифференциации. Фалес предполагал, что все живые организмы произошли из воды, Анаксагор утверждал, что из воздуха, а Демокрит объяснял происхождение жизни процессом самозарождения её из ила.
Рис. 1. Система животного мира по Аристотелю. В скобках приведены соответствующие современные систематические названия
Большое влияние на развитие и формирование представлений о живой природе оказали исследования и философские теории таких выдающихся учёных Античности, как Пифагор, Анаксимандр, Гиппократ.
Величайший из древнегреческих учёных Аристотель, обладая энциклопедическими знаниями, заложил основы развития биологии и сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи. В своей работе «История животных» Аристотель впервые разработал систематику животных (рис. 1). Всех животных он разделил на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Животных с кровью он, в свою очередь, разделил на яйцекладущих (яйцеродных) и живородящих. В другой своей работе Аристотель впервые высказал мысль о том, что природа – это непрерывный ряд усложняющихся форм: от неживых тел к растениям, от растений к животным и далее до человека (рис. 2).
В работе «Возникновение животных» Аристотель описал развитие куриного эмбриона и высказал предположение, что зародыши живородящих животных тоже происходят из яйца, но только лишённого твёрдой оболочки. Таким образом, Аристотеля в какой-то степени можно считать основателем эмбриологии, науки о зародышевом развитии.
Рис. 2. «Лестница существ» Аристотеля
С наступлением Средневековья в Европе распространяется идеалистическое мировоззрение, основанное на церковных догматах. Творцом всего живого провозглашается Высший разум, или Бог. Рассматривая природу с таких позиций, учёные считали, что все живые существа являются материальным воплощением идей Творца, они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в развитии биологии называют креационизмом (от лат. creatio – создание, творение).
В этот период было создано множество классификаций растений и животных, но в основном они имели формальный характер и не отражали степень родства между организмами.
Интерес к биологии возрос в эпоху Великих географических открытий. В 1492 г. была открыта Америка. Интенсивная торговля и путешествия расширяли сведения о растениях и животных. В Европу завозили новые растения – картофель, томаты, подсолнечник, кукурузу, корицу, табак и многие другие. Учёные описывали множество невиданных ранее животных и растений. Возникла насущная необходимость создать единую научную классификацию живых организмов.
Система органической природы К. Линнея. Большой вклад в создание системы природы внёс выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Учёный считал вид реальной и элементарной единицей живой природы, имеющей не только морфологические, но и физиологические критерии (например, нескрещиваемость разных видов). В начале своей научной деятельности К. Линней придерживался метафизических взглядов, поэтому он считал, что виды и их количество неизменны. Разработав короткие и чёткие определения признаков, учёный описал около 10 тыс. видов растений и более 4 тыс. видов животных. В возрасте 28 лет К. Линней опубликовал свою самую известную работу «Система природы», в которой описал основные принципы систематики – науки о классификации живых организмов. В основу своей классификации он положил принцип иерархичности (соподчинённости) таксонов (от греч. taxis – расположение в порядке), когда несколько мелких таксонов (видов) объединяются в более крупный род, роды объединяются в отряды и т. д. Самой крупной единицей в системе Линнея был класс. С развитием биологии в систему таксонов были добавлены дополнительные категории (семейство, подкласс и др.), но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до нашего времени. Для обозначения видов учёный ввёл бинарную (двойную) номенклатуру, первое слово названия обозначало род, второе – вид. В XVIII в. международным научным языком была латынь, поэтому Линней давал видам названия на латинском языке, что делало его систему универсальной и понятной во всем мире.
25 интересных фактов из жизни Конфуция.
1.Генеалогическое древо Конфуция с историей приблизительно в 2500 лет является самым длинным в мире. На сегодняшний день древо охватывает 83 поколения клана Конфуция.
2.Конфуций известен также под именами: «Великий мудрец», «Самый мудрый ушедший учитель», «Первый учитель» и «Навеки образцовый учитель».
3. Цю («Qi;», дословно «Холм») — настоящее имя Конфуция, данное ему при рождении. Вторым именем учителя было Чжун-ни (;;Zh;ngn;), то есть «Второй из глины».
4. Конфуцианство, основанное Конфуцием и развитое его последователями, — одна из самых распространённых и самых древних учений в Китае и во всем мире.
5.Законы, изданные Конфуцием, основывались на его учениях и были настолько успешными, что преступность в царстве Лу сошла на нет.
6. Конфуций считал, что каждый гражданин должен уважать и чтить предков.
7. В 19 лет Конфуций женился на девушке по имени Ки-коан-ши из семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у них родился сын, которого назвали Ли.
8. В 50 лет (501 год до н.э.) Конфуций занял пост судьи. В его руках сконцентрировался весь закон и порядок царства Лу.
9. Ученики Конфуция на основе высказываний и бесед учителя составили книгу «Сы шу» или «Четверокнижие».
10.«Золотое правило» Конфуция гласит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Также ему приписывают изречение: «Что не выберешь сам, не навязывай другим».
11. Имя «Конфуций» возникло в конце XVI века в трудах европейских миссионеров, которые таким образом на латинском языке (лат. Confucius) передали сочетание Кун Фу-цзы (кит. упр. ;;;, пиньинь: K;ngf;z;), хотя чаще используется имя ;; (K;ngz;) с тем же значением «Учитель [из рода/по фамилии] Кун».
12. По мнению Конфуция человек должен превозмочь себя, культивируя личность посредством нравственности и гуманности, и уничтожить в себе варвара и эгоиста.
13. Согласно данным Комитета по генеалогии семьи Конфуция, действующего в Гонконге и Китае, родословные книги с перечислением потомства Конфуция считаются самыми объёмными в мире: они насчитывают 43 тысячи страниц и включают имена более 2 миллиона человек.
14. На должности судьи Конфуции пробыл пять лет, но козни злопыхателей привели к его отставке в 496 году до н.э.
15. Конфуций вернулся к преподаванию и в последующие 12 лет в качестве учителя завоевал всеобщую любовь и уважение.
16. Он верил, что элита страны станет положительным примером для остальной нации. Так, в обществе воцарятся мир и согласие.
17.К важнейшим человеческим качествам он относил честность, доброжелательность, покорность, вежливость и здравомыслие. Народных лидеров Конфуций воодушевлял быть образчиками благонравия.
18. Студентам Конфуций преподавал идеи древнекитайских мудрецов, которые изучил сам, чтобы добиться реформ в правительстве, погрязшем на тот момент в коррупции и самовластии.
19. Мать Конфуция скончалась, когда ему было 23. Спустя год (в 527 до н.э.) Конфуций сменил поприще и занялся педагогикой.
20. Когда Конфуцию было полтора года, умер его отец Шулян Хэ, военный офицер. Мальчик рос в нищете, но смог получить хорошее образование.
21. В возрасте 60 лет Конфуций оставил трудовую деятельность и вернулся на малую родину. Через 12 лет, 21 ноября 479 года до н.э. он скончался.
22. Один из самых выдающихся учеников Конфуция и его духовный наследник – китайский философ Мэнцзы. Самым любимым учеником мыслителя был Янь ***й.
23. Несколько десятков тысяч потомков «учителя всех китайцев» живут за пределами Китая в Корее (34 тысячи) и Тайване.
24. С раннего детства Конфуцию пришлось усердно трудиться, чтобы прокормить семью. Начав простым рабочим, он выслужился до чиновника, ответственного за выдачу и прием зерна. Позже в его ведение поступил и скот.
25. Конфуций (имя при рождении Кун Цю) родился в 551 году до н.э. в городе Цэоу (ныне город Цюйфу в провинции Шаньдун), принадлежавшем царству Лу.
25 мудрейших цитат Конфуция:
1.На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.
2.Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.
3.В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.
4.Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
5.Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.
6.Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
7.Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.
8.Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький.
9.Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты.
10.Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
11.Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.
12.Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.
13.Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.
14.Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.
15.Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.
16.Советы мы принимаем каплями, зато раздаём ведрами.
17.В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
18.Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.
19.Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
20.Пришло несчастье – человек породил его, пришло счастье – человек его вырастил.
21.Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей.
22.Перед тем как мстить, вырой две могилы.
23.Если ты ненавидишь – значит тебя победили.
24.Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.
25.Лишь, когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор.