Конкиста и реконкиста это что
Конкиста и реконкиста – что это такое, в чем их отличие?
Любое государство переживает расцвет величия и ужасные времена падения. Промежуток времени, между двумя этими событиями, как и их последовательность, напрямую зависят от мудрости правителей и других факторов, формирующих общую картину времени той эпохи. Некогда великие империи навсегда исчезают с лица планеты, о них остаётся лишь воспоминание в виде памятников архитектуры и литературных свидетельств.
Немного общего о конкисте и реконкисте
У обоих понятий есть много общего:
В обоих случаях речь идёт о противостоянии испанцев своим соперникам, только враги были разные, как и мотивы действий. Оба явления относятся к событиям давно минувших дней и оба они практически неотрывно следовали друг за другом.
Похоже, многие столетия назад европейцы просто не видели своего существования без постоянного противостояния и многочисленных побед. Или поражений, как пойдёт.
Что представляла собой Реконкиста?
Под Реконкистой подразумевается отвоевание испанцами Пиренейского полуострова. Как мы знаем с уроков географии, в том регионе и так расположена Испания и Португалия.
С кем и зачем надо было воевать? А всё дело в том, что VIII век отметился завоеванием этого самого полуострова мусульманами – они пришли из Северной Африки, где их позиции сильно укрепились.
Если бы первые походы закончились неудачей и гибелью мародёров, история могла бы двинуться по совершенно другому пути. Но богатая добыча и лёгкость, с которой были одержаны победы, подтолкнула амбициозных правителей снаряжать всё новые и новые экспедиции. Если на первых этапах речь шла только о грабеже, позднее мусульмане смогли закрепиться на Пиренеях и основать свои государства.
Сгубило их два фактора – отсутствие единства между собой и его наличие у христианских правителей. Хотя, речь идёт о событиях, которые продолжались в течение 8 столетий – боевые действия велись с переменным успехом, а последняя мусульманская цитадель, Гранада, на протяжении почти всего XV века не подвергалась нападкам.
Что такое Конкиста?
Конкиста началась в том же году, что и завершилась Реконкиста. Только если падение Гранады произошло 2 января, то начало колонизации Нового Света – 25 декабря 1492 года. Именно в этот день 39 испанцев решились остаться на Гаити, острове, который Колумб открыл в ходе своей первой экспедиции. На этот раз никакого единения перед общим врагом не было, интерес заключался в совершенно другом – добыть как можно больше золота.
Не пришлось выделять себе землю и отправляться на раскопки или просеивать воду горных рек. Достаточно было отобрать имущество у тех, кому оно уже принадлежало. Особенно, если местное население серьёзно уступало в социальном и технологическом развитии вновь прибывшим поселенцам.
А вот исторические источники показали нам, что все последующие конкистадоры, мечтавшие о новых завоеваниях, вели себя совсем не как джентльмены. Об этом свидетельствует катастрофическое снижение численности индейского населения и записи самих завоевателей.
Кортес и ацтеки
Некоторое время испанцы довольствовались лишь островами, не зная о существовании континентов и целых цивилизаций, расположенных на их территории. Кортес стал первым, кто добился значимого успеха – под его кованым сапогом пали ацтеки.
Во многих источниках можно найти сведения о том, что единственной причиной успеха экспедиции этого человека было лишь его сходство с одним из ацтекских божеств, что и принесло дерзкому испанцу триумф и горы золота.
На самом деле, значение имел целый ряд факторов:
Сражения, возмущение местного населения и массовые кровопролития имели место быть в этой истории, чего бы ни случилось, если бы ацтеки действительно приняли завоевателя за одного из своих сошедших с небес богов.
Польза и вред испанских завоеваний
Под Реконкистой подразумевается отвоевание Пиренейского полуострова, который был покорён маврами и сарацинами в начале VIII века. Именно 30 апреля 711 года определилась судьба всей западной цивилизации и направление её развития на ближайшее тысячелетие. Если бы не это противостояние и конфликт с мусульманской культурой, предки европейцев могли бы быть куда менее агрессивными и враждебными ко всему новому и непознанному. Развитие искусства и науки значительно ускорило свои темпы именно после прекращения Реконкисты.
Конкиста началась в Новом Свете 25 декабря 1492 года. Под ней подразумевается захват индейских территорий испанцами, с последующим истреблением местного населения. За один только XVI век погибли и были убиты десятки миллионов индейцев, что можно считать первым и одним из самых масштабных геноцидов, направленных против населения на оккупированных территориях. Эти события укрепили мощь Испанской Империи и продлили её безбедное существование, в качестве основной «владычицы морей» того времени.
25. Смысл слов «реконкиста» и «конкиста» с точки зрения новой хронологии
25. Смысл слов «реконкиста» и «конкиста» с точки зрения новой хронологии
В скалигеровской истории считается, что реконкиста — Reconquista, означающее ПОВТОРНОЕ ЗАВОЕВАНИЕ, — это «отвоевание коренным населением Пиренейского полуострова в 8-15 веках территории, захваченной арабами (точнее, маврами)… К середине 13 века в руках арабов остался лишь Гранадский эмират (пал в 1492 году). Отвоевание сопровождалось заселением и экономическим освоением опустошенных войной земель» [88], с. 1008–1009.
Отметим странность названия — реконкиста, ПОВТОРНОЕ ЗАВОЕВАНИЕ, в скалигеровской истории. Во-первых, мавры, жившие в Испании к тому времени якобы уже много сотен лет, вряд ли могли считаться иноземцами, которых поэтому необходимо поголовно изгонять. Во-вторых, даже если изгнание мавров и назвали освобождением от иноземцев, то почему его сочли повторным завоеванием?
Согласно нашей реконструкции, слово Реконкиста, то есть повторное завоевание, применительно к эпохе XV века, имеет буквальное значение. Вполне понятное. Именно в XV веке произошло повторное завоевание Южной и Западной Европы войсками Великой Империи. Целью завоевания было не столько покорение новых земель — они и так уже подчинялись царям-ханам Великого Новгорода, — сколько полное истребление или изгнание населения этих земель и новое их заселение с севера. Эта вынужденная мера была вызвана эпидемиями в южных и юго-западных областях Империи в конце XIV–XV веке. Правители «Монгольской» Империи решили раз и навсегда покончить с заразой. Приказали полностью истребить население в очагах эпидемий и заселить опустошенные земли заново, см. выше.
С этой целью ханы начали в полном смысле слова повторное завоевание южных и юго-западных областей Империи. В истории XV века оно известно как османское завоевание. В Библии отразилось как завоевание земли обетованной израильтянами. Оно же, по-видимому, названо в испанских хрониках реконкистой. Таким образом, «мавров» или «арабов» из Испании изгоняло не «коренное население Пиренейского полуострова», — которого там, возможно, уже и не оставалось после завоевания XIV века, — а имперские войска с севера. Они пришли в Испанию по приказу хана «Монгольской» Империи для карантинной чистки зараженных земель. Поскольку истребляемые и изгоняемые испанские «мавры» или «арабы» были потомками участников первого великого завоевания XIV века, то новая волна XV века действительно была повторной.
Сразу же за реконкистой = повторным завоеванием, в испанской истории начинается Конкиста — то есть уже просто завоевание, а не повторное. «Конкиста (исп. conquista — завоевание) термин, употребляющийся в исторической литературе применительно к периоду завоевания Мексики, Центральной и Южной Америки испанцами и португальцами в 15–16 вв.» [88], с. 562.
Согласно нашей реконструкции, конкиста, то есть завоевание Америки в конце XV–XVI веке, началось в конце османского завоевания и являлось его непосредственным продолжением. Но поскольку оно касалось уже НОВЫХ, ранее не подчиненных Великой Империи земель, то его не стали именовать повторным. Назвали уже не реконкистой, а конкистой, то есть просто завоеванием.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 2 Эпоха Ивана Грозного с точки зрения Новой хронологии
Глава 2 Эпоха Ивана Грозного с точки зрения Новой хронологии 2.1. Великая Смута Конец Орды и начало династии Романовых Многие полагают, что время Ивана Грозного достаточно хорошо изучено. К сожалению, это не так, что историкам должно быть прекрасно известно. Но они об этом
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДВОРЯН
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДВОРЯН И более того. Вся уже написанная русская история XVIII и XIX веков волей–неволей написана так, словно дворянство, а потом дворянство и интеллигенция — это и есть весь российский народ. Историк, даже не склонный ни к какой тенденциозности, вынужденно
Две точки зрения
Две точки зрения Итак, разница в точках зрения и их сравнительном удобстве. Эти точки зрения вовсе не исключают одна другой, напротив, пополняют друг друга. Не только общая и местная история, но и отдельные исторические факты могут быть исследуемы с той или другой стороны
11. Старинные изображения, подлинный смысл которых становится теперь понятным с точки зрения нашей реконструкции
11. Старинные изображения, подлинный смысл которых становится теперь понятным с точки зрения нашей реконструкции На рис. 6.121 показан каменный крест из собора Софии, Премудрости Божией, в Новгороде, исполненный по заказу архиепископа Алексия. Якобы вторая половина XIV века.
1.1. Различные точки зрения
1.1. Различные точки зрения Напомним читателю, что среди историков существуют две точки зрения на взаимодействие Руси и Орды.Первая, школьная, идущая от историков XVIII века — Миллера, Байера, Шлецера — утверждает, будто в первой половине XIII века исконно русское государство
Различные точки зрения
Различные точки зрения Напомним читателю, что среди историков существуют две точки зрения на взаимодействие Руси и Орды.Первая (школьная), идущая от историков XVIII века (Миллер, Байер, Шлецер и др.) утверждает, будто в первой половине XIII века исконно русское государство было
«С точки зрения революционной»
«С точки зрения революционной» — Так я говорю, что Сталин взял на себя такой груз, что, конечно, устал, ему было уже очень трудно в последние годы, когда он состарился, а главное, уже был очень утомлен, почти не лечился человек, он боялся лечиться. Для этого тоже были свои
3. ВОПРОС ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
3. ВОПРОС ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Наверное, стоит сделать отступление и остановиться на той системе двойных стандартов, которая, как нетрудно заметить, во все времена проявлялась в отношении России. Взять, скажем, упоминавшийся «польский вопрос». Отметим, что сами по себе
Очерк шестой Основы внутренней и внешней политики Англии XVII в. Английская Ост-Индская торговая компания. Начало науки международного права и англо-голландская полемика. Абсолютизм против парламента. Развитие армии и флота с точки зрения королевской власти и с точки зрения колониальной политики. Ди
Очерк шестой Основы внутренней и внешней политики Англии XVII в. Английская Ост-Индская торговая компания. Начало науки международного права и англо-голландская полемика. Абсолютизм против парламента. Развитие армии и флота с точки зрения королевской власти и с точки
Приложение. Несколько слов о «новой хронологии Руси»
Приложение. Несколько слов о «новой хронологии Руси» В последние годы немалый переполох в среде любителей чтения породили сочинения нескольких математиков (А. Т. Фоменко, Г. В. Носовского и других), предпринявших радикальнейшую «перестройку» в представлениях об истории:
Приложение. Несколько слов о «новой хронологии Руси»
Приложение. Несколько слов о «новой хронологии Руси» В последние годы немалый переполох в среде любителей чтения породили сочинения нескольких математиков (А. Т. Фоменко, Г. В. Носовского и других), предпринявших радикальнейшую «перестройку» в представлениях об
Несколько слов о «Новой хронологии Руси»
Несколько слов о «Новой хронологии Руси» В последние годы немалый переполох в среде любителей чтения породили сочинения нескольких математиков (А. Т. Фоменко, Г. В. Носовского и др.), предпринявших радикальнейшую «перестройку» в представлениях об истории: они
5. Общий взгляд на историю Болгарии с точки зрения новой хронологии
5. Общий взгляд на историю Болгарии с точки зрения новой хронологии Наша мысль такова. Реальная болгарская история становится известной, начиная лишь с 1280 года. Сегодня 1396–1700 годы считаются якобы темным периодом жестокого османского владычества. Даже до 1878 года. Эту
С точки зрения фундаменталиста
С точки зрения фундаменталиста Как считает директор по развитию Института динамического консерватизма Егор Холмогоров, мы пытаемся «ухватить» и спрогнозировать процессы, складывающиеся из такого огромного числа исторических факторов (текущих случайных и
Вестготская и мусульманская Испания. Конкиста (завоёвывание) на Пиренейском полуострове
Понятия «конкиста» и «реконкиста» связаны между собой только своим корнем – «конкиста», что в переводе с испанского означает «завоевание». Реконкиста в свою очередь означает «отвоёвывание».
У вестготов не сложилось престолонаследие, они были арианами, а местное население были католики. В первые века н.э. на Пиренеях сложилась большая еврейская община
Весной 711 года Тарик высадился на скале, которая в настоящее время называется Гибралтаром, и недалеко от этого места основал крепость Альхесирас. Через несколько дней об этом узнал осаждающий Памплону Родерих (король вестготов, противник Агилы), который не сомневался в цели арабской экспедиции. После битвы. Готы были разбиты. Судьба Родериха неизвестна. Скорее всего, он утонул. Его сторонники оставили Бетику, Карфагению, Толедо и бежали в Лузитанию и Галисию. С этого момента завоевание Пиренеев арабами пошло полным ходом. Как уже упоминалось выше, терпимое отношение к традиционным верованиям и культам, позволило быстро установить новый порядок на завоеванных землях без особого сопротивления коренного населения.
К 722 году арабами была завоевана почти вся территория нынешней Испании и Португалии. Остатки христианских государств и непокоренных народов сосредоточились в основном в предгорных и горных районов Пиреней. Естественная преграда оказалась непреодолимым препятствием для дальнейшего продвижения в Европу, поэтому в 722 году (дата неточная, по разным источникам эти события могли происходить в период с 718 по 721 г.г.) произошел перелом. Перелом наступил на территории маленького королевства Астурия, которое было первым христианским государством, основанном на Пиренейском полуострове после экспансии арабов. Основатель королевства – Пелайло, знатный вестгот, восставший против Мавританского правительства. Именно он нанёс первое поражение маврам битве при Ковадонге. Формально эта дата считается началом Реконкисты, но её значение преувеличивать не стоит, т.к. в VIII веке на Пиренеях не было силы способной противостоять арабам. Пелайо был всего лишь королём маленького королевства, включавшего в себя горную территорию северо-западной части Испании, западнее Страны Басков, так же независимой от арабов.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Вестготская и мусульманская Испания. Конкиста (завоёвывание) на Пиренейском полуострове
Вестготская и мусульманская Испания. Конкиста (завоёвывание) на Пиренейском полуострове
Вестготская и мусульманская Испания. Конкиста (завоёвывание) на Пиренейском полуострове
От арабских завоеваний до испанской монархии
В 8-м веке Пиренейский полуостров заняли арабы. Борьба христиан за земли, Реконкиста, растянулась на несколько столетий.
Термин «реконкиста» появился в конце 18-го века, когда составители больших компендиумов решили как-то обозначить это явление в истории Средних веков. Попытки осмыслить опыт испанского прошлого предпринимались и ранее, часто употребляли по отношению к нему термины «возвращение» или «восстановление».
В начале 8-го столетия, в 711 году, арабы и берберы вторглись на территорию современной Испании. Вестготское королевство и его последний король Родерик (в героическом испанском эпосе он известен как Родриго) пали под ударами завоевателей в битве на реке Гваделете. Стремительно заняв большую часть полуострова в 714 году, захватчики распространили свои религиозные и общественные порядки на местное население.
Этнический состав мусульманского вторжения на иберийские земли был довольно пёстрым: арабы составляли лишь небольшую часть огромной армии завоевателей. Принято считать, что мавры и берберы стали основным костяком сил Арабского халифата на Пиренейском полуострове.
Север оставался неприступен. В 718 году (в некоторых источниках указывается 722 год) карательный отряд мусульман пробился к Астурии, но был встречен войском знатного вестгота Пелайо. Непокорный вождь одержал победу при Ковадонге. Историки увидели в этом событии знак: первая победа христиан стала символом начала Реконкисты. Однако о каком-то масштабном явлении или процессе говорить не приходилось: это было вполне обыденное выступление местного населения против новых хозяев — иноверцев.
К тому времени произошёл ряд изменений внутри огромной державы мусульман: Омейяды в 756 году фактически стали независимыми от халифата властителями аль-Андалуса.
Астурия и баскские области оставались нетронутыми. Франки во время правления Пипина Короткого неоднократно изгоняли берберов с территории Нарбонны.
В первые годы властвования Карла Великого франки стремились продвинуться на территорию аль-Андалуса. Эти войны приняли затяжной характер и представляли собой цикличные конфликты с сезонными экспедициями. Ярчайшее событие, которое попало в средневековый эпос, — отступление из Наварры в 778 году после крайне неудачного похода армии Карла Великого на мавров. Арьергард войска попал в засаду в Ронсевальском ущелье. Язычники-баски напали на отряд племянника Карла Великого, знаменитого Роланда. Он пал в битве.
В 801 году франки взяли Барселону. Они стали хозяевами большей части Каталонии. Карл построил укрепления на границе: так появилась Испанская марка — область между владениями франков и арабов.
Завоевания Кастилии и Арагона
В период между 8-м и 9-м веками арабизация Иберийского полуострова несколько опережала исламизацию. Частыми были смешанные браки между представителями разных конфессий. Пиренейская знать также вступала в династические связи с новыми хозяевами Иберии. Молодёжь не читала на латинском, но с увлечением изучала арабский язык. С течением времени власть в аль-Андалусе менялась: в 11-м веке укрепилась династия Альморавидов, а спустя около ста лет появились новые правители — Альмохады. Менялись и порядки.
Важнейший этап пиренейской Реконкисты — 11−13 века. Испанцы именовали этот период в литературе как «Великие завоевания Кастилии и Арагона». Старт движению дали три государственных образования: Астурия, Наварра и Испанская марка.
Астурия переместила свою резиденцию в Леон. К востоку от него образовался своего рода сателлит — графство Кастильское со столицей в Бургосе. Испанская марка породила Арагон и Барселонскую марку. Во второй половине 11-го века на северо-западе Пиренейского полуострова в устье реки Дуэро возникло графство Опорту (графство Португалия).
Во второй половине 11-го века король Леона Альфонсо VI принял военную помощь от множества южно-французских рыцарей. Бургундцы Раймонд и Анри остановили продвижение мавров на берегах реки Дуэро. Король Леона даровал южно-французским союзникам земли. После смерти Раймонда бразды правления получил его младший брат Анри. Его сын Альфонсу Энрикеш в первой половине 12-го века стал первым королём Португалии.
Первые успехи Реконкисты связаны именно с Португалией. На юге появилось епископство Каимбра.
Объединение во второй половине 11-го века королевства Леон и графства Кастильского дало свои плоды: в 1085 году кастильцы взяли древнюю столицу вестготов Толедо. Это событие было отмечено циклом рыцарско-христианских легенд, составлявших часть испанского героического эпоса. Одна из самых популярных — «Легенда о негасимой лампаде». Согласно ей, последний король вестготов Родриго, прежде чем покинуть Толедо, замуровал образ богоматери в крипте собора, накрыл его своим щитом и зажёг лампаду. В 1085 году кастильцы, ворвавшись на улицы Толедо, взломав эту крипту, увидели чудное зрелище — образ мадонны соседствовал с тлеющей лампадкой.
Возникали и духовно-рыцарские ордена, которые были локомотивом борьбы с маврами.
В 1118 году арагонцы взяли Сарагосу. Арагон контролировал всю территорию Барселонской марки. Его владения росли вдоль средиземноморского побережья. Валенсия и Барселона были главными портами королевства.
Центр Пиренейского полуострова контролировала Кастилия. В Толедо бурно развивалась монархия.
1212 год — грандиозная победа христиан у Лас-Навас-де-Толоса. Её можно было бы сравнить с Куликовской битвой. Силы Кастилии и Арагона завершили разгром мелких мусульманских княжеств, которые время от времени получали помощь из Африки в лице берберов и мавров. Мусульмане, проиграв, фактически отдали кастильцам весь юг Испании, Севилью и области Андалусии. Житница Пиренейского полуострова оказалась в руках христианских монархий.
В 1136 году португальский король Альфонсу Энрикеш в битве у местечка Орики взял в плен пять эмиров (это нашло отражение в гербе Португалии). В 1147 году был вернут в лоно христианства Лиссабон. Судьба мавританских правителей Испании была решена.
В 1492 году завоёван последний осколок некогда могучего халифата — Гранадский эмират. Кастилия и Арагон слились в единое королевство Испания.
Реконкиста и испанская монархия
В ходе Реконкисты сложилась уникальная пиренейская модель общественной и христианской организации. Города были мало затронуты Реконкистой, поскольку там изначально было не так много мусульман, а вот крещёных мавров и христиан, принявших ислам, — в избытке. Сельские общины, особенно в первые столетия Реконкисты, организовывалась как колонии.
Местная социальная структура почти повсеместно соответствовала трёхчастной композиции: знать, которая в ходе Реконкисты приумножала богатства; идальго, мелкопоместные дворяне; горожане, удельный вес которых в политике вплоть до 15-го века был крайне мал. Положение резко изменилось в конце 15-го столетия — по мере увеличения торговой активности.
Реконкиста — гром победы.
К моменту вторжения арабов на полуостров никакого понятия «Испания», разумеется, не существовало. Здесь в ту пору располагалось королевство вестготов. О них известно немногое. Скажем, то, что это были не те дикие пришедшие с севера германцы, которые громили античный Рим, а племена, этим самым Римом уже перемолотые и частично окультуренные.
Арабский халифат с центром в Дамаске был могуч и воистину необъятен. Правила им династия Омейядов, все более расширявшая свои владения. К началу VIII века арабами была завоевана вся северо-западная Африка, коренное население которой составляли воинственные племена берберов. Весной 711 года семитысячное арабское войско под командованием Тарика вступило на Европейский континент. До сих пор в школах арабских стран заучивается как образец красноречия обращение Тарика к воинам перед битвой: «О люди, куда бежать? Море за вами, враг перед вами, у вас нет ничего, кроме стойкости и терпения. » Между 19 и 26 июля 711 года состоялось сражение, название которого для слуха испанцев звучит как гул погребального колокола: битва у Гуадалеты.
С 711 по 718 год они заняли почти всю Испанию. В тылу у них, правда, иногда вспыхивали восстания христиан, но в целом кампания разворачивалась удачно. Папе Римскому беженцы принесли скорбную весть: христианству на Пиренейском полуострове пришел конец.
Через несколько десятилетий после завоевания Испании династия Омейядов пала. Ее сменила династия Аббасидов. Столица халифата была перенесена из Дамаска в Багдад. Спасшийся Омейяд по прозвищу Пришелец, или Лишенный наследства, овладел Кордовой и в 756 году провозгласил себя правителем независимого Кордовского эмирата. Звали его Абдаррахман I.
Как говорят историки, в иностранной политике арабы той эпохи не были склонны к кровопролитию на захваченных землях: все сводилось к более или менее регулярному обиранию. Жителей облагали данью, которая, в сущности, и была основной экономической целью арабских военных походов. Исламская подушная подать оказалась гораздо легче обременительных поборов, которые вестготская знать взимала с местного населения. Это примиряло. От подати автоматически освобождались женщины, дети и прочие социально незащищенные элементы. А главное, все принявшие ислам уравнивались в правах с победителями и никакой дани не платили.
Даже многоженство арабов не поражало обитателей Пиренейского полуострова шокирующей новизной: здесь все насмотрелись на свободные нравы вестготской верхушки, где даже представители духовенства открыто появлялись со своими наложницами, не обращая особого внимания на разбирательства, время от времени учиняемые Римом по этому щекотливому вопросу. Если ко всему сказанному прибавить, что Испания того времени была малонаселенной и во многих местностях просто некому было дать отпор неутомимой арабской коннице, мы поймем, каким образом мусульмане в столь сжатые сроки стремительно продвинулись на север.
Однако судьбы народов, как судьбы отдельно взятых людей, предсказывать трудно. За кем следующий решающий ход в великой и увлекательной игре жизни? Может, за тем, кто не расслабляется, отхватив куш, и не падает духом, проигравшись в дым?
Одна небольшая область на севере так и осталась непокоренной — Астурия.
После разгрома вестготских войск их остатки укрылись в астурийских горах. Тут-то вскоре и объявился новый герой, легендарный дон Пелайо. Кто он такой, толком неизвестно. Именно он добился сплочения уцелевших в боях вестготов для борьбы с захватчиками и уже в 718 году нанес арабам сильное поражение в битве при Ковадонге.
Испания, завоеванная арабами, носила имя Аль-Андалус или Андалусия. Столицей Андалусии была Кордова. В ней правил эмир. Но быть кордовским эмиром ох как непросто! Начальники на местах норовили отделиться от Кордовы и стать независимыми эмирами в Толедо или Сарагосе. Христиане подавали голос, а тут еще сложная международная обстановка: то викинги нагрянут с моря и сожгут цветущую Севилью, то франки стянут силы к Пиренеям.
Кстати, именно после страшного разорения Севильи викингами в 845 году кордовский эмир Абдаррахман II принял великое решение: строить флот, способный защитить Андалусию от нападений с моря. Вскоре арабский флот Испании стал одним из сильнейших в Европе. Увы, он на долгие века породил новое бедствие христианского мира — сарацинское пиратство. Христианских пленников арабы повсеместно делали пожизненными рабами на галерах. В дальнейшем, в ходе Реконкисты, богатеющие христианские монастыри взяли на себя труд по выкупу несчастных.
Но вернемся к арабским правителям. Другая беда для них — неоднородность самих арабов, тайное и явное противоборство сирийцев, йеменцев, берберов. Кордовскому эмиру ненадолго удавалось усидеть на своем месте. Как сказали бы в наше время, наблюдалась большая текучесть кадров. Только и было слышно: эмир отозван, смещен, казнен, изгнан, убит прямо в мечети. Естественно, что особый гнев эмира вызывало объединение своих, мусульманских, заговорщиков с христианами. Тут уж карали всех без разбора.
И тут в дело вступает франкский полководец Карл Мартелл. В 732 году под Пуатье произошло грандиозное сражение, настоящая битва народов, где войска эмира были разбиты и отброшены франками, а сам эмир убит. И хотя арабы еще не раз совершали вылазки против христиан, им никогда уже не удавалось ни продвинуться так далеко в Европу, ни тем более закрепиться там надолго.
Испанский философ Ортега-и-Гассет был склонен сомневаться в наличии у своих соотечественников боевого духа. Он не без ехидства отмечал, что у народа, наделенного жаждой ратного подвига, отвоевание собственной страны не растягивается на восемь веков. С этим можно не согласиться хотя бы потому, что испанского народа, как такового, в первые века Реконкисты еще не существовало. Это было иберо-романо-готское население. В качестве народа, наделенного неповторимыми национальными особенностями, испанцы сформировались именно в процессе Реконкисты.
Практически все путешественники по Испании отмечали свободу испанцев от сословных предрассудков: разграничение на крестьян, ремесленников и рыцарей не было в Испании столь очевидным, как в других странах средневековой Европы. Причины следует искать именно во временах Реконкисты, когда все слои общества сражались с мусульманами на равных.
Реконкиста шла своим ходом. Граница христианского мира медленно, но неуклонно передвигалась с севера на юг. Некоторые области по нескольку раз переходили из рук в руки: то христиане платили дань мусульманам, то наоборот. На отвоеванных землях возникали новые христианские королевства: Арагон, Наварра, Кастилия, Леон, Каталония. Случалось, их короли враждовали между собой, частенько для решения спора привлекая на свою сторону того или иного мавританского правителя.
Было бы, однако, глубочайшим заблуждением полагать, что война и вражда — единственное условие сосуществования народов на Пиренейском полуострове в эпоху Средневековья. Здесь вопреки всему за время пребывания арабов сложился на редкость гармоничный уклад жизни, родилась богатейшая андалузская культура. Арабы, евреи, испанцы свободно общались, торговали, заключали брачные союзы. Это продолжалось веками, почти до самого конца Реконкисты. В этой Испании было бы абсурдно говорить о чистоте крови и проявлять религиозную нетерпимость.
Кроме христиан, мусульман и иудеев здесь жили: муваллады — христиане-испанцы, принявшие мусульманство. Мосарабы — христиане-испанцы, живущие в арабских эмиратах и халифате, но сохранившие свою религию, усвоив при этом арабские культуру и язык. Мудехары — арабы, оставшиеся на испанских территориях после отвоевания, сохранившие свою веру, но ставшие носителями не столько чисто арабской, сколько арабо-испанской, андалузской культуры. Наконец, мориски — арабы или муваллады, которые после окончательного изгнания арабов из Испании приняли христианство. Смешивались культуры, смешивались народы.
За примером вернемся немного назад, в начало Х века, в Кордову, где к власти пришел эмир Абдаррахман III. Хороший эмир. Правоверный. Вот только глаза у него голубые и волосы русые. Он их красит, дабы не смущать подданных.
Кстати, этот самый белокурый эмир разорвет формальную зависимость от Багдада, объявив в 929 году о создании независимого Кордовского халифата. Это будет великое царство. Чего стоит одна кордовская мечеть: волшебный лес колонн и переплетающихся арок, в которых человек теряется, как в вечности, со счастливым чувством, будто этого одного ему и хотелось всю жизнь. Огромным уважением пользовался и Кордовский университет. Сюда приезжали учиться из Франции, Англии, Германии. Кордова славилась на весь мир своими библиотеками. Библиотека халифа аль-Хакама II насчитывала не менее четырехсот тысяч томов.
Разные группы населения в целом существовали в гармоничном равновесии. Если это и не был рай земной, то, во всяком случае, некий отсвет небесного града, который, как известно, существует вне религиозных распрей. Собор, мечеть, синагога — вот нормальный городской пейзаж Гранады или Толедо. При отвоевании католики, правда, были склонны открывать в мечетях и синагогах свои соборы. До сих пор в Толедо поражает слух словосочетание: синагога Успения Божьей Матери!
Начиная с XI века Реконкиста неудержимо стремилась вперед. Ввиду явной христианской угрозы мавританские эмиры обратились за помощью к новой политической силе мусульманского мира — воинственному союзу племен сахарских берберов, именующих себя Альморавидами. Они были жестокими и фанатичными правителями. Впервые на земле Испании воцарился воинствующий ислам. Альмохады («объединенные»), сменившие Альморавидов, оказались еще фанатичнее. Они притесняли христиан, устраивали еврейские погромы, жгли бесценные арабские библиотеки.
Христиане противостояли новому вторжению с переменным успехом — им, как всегда, мешали междоусобные распри.
Наконец на призывы испанского короля о помощи откликается Папа. Весной 1212 года понтифик Иннокентий III провозглашает крестовый поход против неверных с отпущением грехов всем крестоносцам. 16 июля в битве при Лас-Навас-де-Толосе самое многочисленное христианское войско наголову разбивает армию Альмохадов. Мощь мусульманской Испании подорвана навеки. Это — поворотный пункт Реконкисты.
XIII и XIV века — разгар Реконкисты. Христианское население Пиренейского полуострова все больше осознает себя испанцами, католиками и верными подданными королей. Можно сказать, что в этот период отвоевание становится сознательным, целенаправленным движением, задача которого — окончательное вытеснение мусульман из Европы. Значительную роль в обороне недавно отвоеванных местностей начинают играть рыцарские ордена.
21 августа 1415 года португальские войска почти без боя взяли Сеуту — ту самую злополучную крепость, с которой начался семьсот лет назад захват Пиренейского полуострова.
А в 1487 году настал черед Малаги.
Рим тем временем требует от христианских правителей Испании более жестких мер по отношению к неверным на вновь завоеванных территориях: что это значит — не хотят целовать крест? Заставить любыми способами!
Но испанские государи колеблются и вовсе не по доброте душевной — им просто кажется противоестественным притеснять добрую половину своих подданных. Но все меняется с воцарением Фернандо Арагонского и Изабеллы Кастильской, вошедших в историю под именем Католических королей. Их брак в 1469 году объединил два крупнейших королевства христианской Испании.
Спустя четыре года после падения Малаги эта пара, в которой ведущая роль принадлежала Изабелле, принялась готовиться к походу на последний оплот мусульманства — Гранаду. Подготовка заняла весь 1491 год. Гранадский эмират, оказавшийся во враждебном кольце христиан, был обречен. Деньги на военную кампанию христианские правители позаимствовали у насмерть перепуганных евреев, обложив синагоги непосильными налогами, а то и попросту обобрав их до нитки. В 1491-м началась затяжная осада, при которой королева Изабелла разделила с воинами все тяготы походной жизни. В январе 1492 года Боабдил, последний эмир Гранады, плача, покинул Альгамбру. Он ушел через неприметную дверь в задней стене крепости. Дверь эту можно увидеть и сегодня. Она заперта с той минуты, как ее порог перешагнул безутешный эмир. А высоко в горах есть селение под названием Вздох Мавра. Оттуда изгнанник в последний раз обернулся на раскинувшийся внизу прекрасный город, а его мать якобы произнесла: «Плачь, как женщина, над тем, чего не мог защитить, как мужчина». Правда, историки сухо комментируют: «Фраза вымышленная».
Кто то должен это добавить
Только вернулась из Барселоны. Вот оно как у них, оказывается, было! Очень интересно.
Сила географии (5)
Заканчиваем знакомиться с книгой Тима Маршалла «Сила географии. Десять карт, которые раскрывают будущее нашего мира».
Изрезанные горами широкие просторы Испании повлияли на национальный характер испанцев. Они до сих пор не договорились, какие слова должны быть у национального гимна. Рельеф мешал торговым связям и осуществлению контроля. Страна объедилилась в шестнадцатом веке, но испанцам так и не удалось выработать сильную национальную идентичность в противовес региональным. Отсюда угроза сепаратизма. Она не одна, это угроза. Есть ещё опасность скатиться обратно в авторитаризм.
Золото Нового Света поставило страну в ряд мировых держав, но не помогло преодолеть региональные различия. Много уходило на разорительные войны, которые Габсбурги вели на континенте. Так много, что пришлось повышать налоги, что привело к восстаниям басков и каталонцев в семнадцатом веке. Империя начала хиреть и терять влияние, сначала в Европе, а в 1826 году и в Латинской Америке. Девятнадцатый век ознаменовался гражданскими войнами и присутствием военных в политической жизни. Строительство железных дорог помогло бы несколько сгладить региональные различия, но дело шло медленно. Старая империя почила с потерей Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппин с в войне с американцами.
Каудильо, ты был неправ!
Попав на земную орбиту, оказываешься на полпути в любую точку мира.
Роберт Хайнлайн
Освоение космического пространства дошло уже до стадии, когда включились частники. На повестке дня встаёт эксплуатация ресурсов Луны и других небесных тел. Договор о космосе 1967 года автор называет безнадёжно устаревшим, а Соглашения Артемиды подписали далеко не все, включая Россию и Китай. Им не нравятся «зоны безопасности», которые можно застолбить за собой страна, исследующая Луну.
Вполне вероятно, что космические державы будут добиваться доминирования в космосе для достижения коммерческих и военных преимуществ. Какие основные положения включает астрополитика? Со стратегической точки зрения пространство можно разделить на четыре области: Землю с прилегающей атмосферой, затем «земной космос», включающий область орбитальных полётов вплоть до геостационарных орбит. Потом идёт «лунный космос», простирающийся до лунной орбиты, а также «солнечный космос», включающий в себя Солнечную систему.
На ближайшую перспективу самым важным остаётся земной космос с низкими орбитами. Там находятся спутники связи, а также прочие объекты, завязанные на военку и земную инфраструктуру. Там можно дозаправлять корабли, летящие к другим планетам, и разместить солнечные панели для генерации электроэнергии. Помимо того, есть определённое число точек либрации, в которых гравитация разных небесных тел компенсируется, что позволяет спутнику экономить топливо. Уже сегодня в этих точках размещены несколько космических аппаратов.
Откровенно слабая глава, написанная до кучи. Трудно объяснить пессимизм автора при наличии многочисленных примеров сотрудничества на земле. У нас уже давно есть целый «общий» материк Антарктида и огромные пространства «общих» морей и океанов. Я понимаю, что поцапаться можно и за пять копеек, но до сих пор обходились без звёздных войн. Клаус Доддз более оптимистичен на этот счёт, и я с ним согласен.