Конкуренция что это в экономике
Конкуренция (экономика)
В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:
Содержание
Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.
Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.
Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:
Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.
Несовершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.
Признаками несовершенной конкуренции являются:
Потери от несовершенной конкуренции:
Монополия
Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.
Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:
Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.
Олигополия
Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.
Антимонопольная политика
Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причём данное регулирование не предполагает структурных изменений, то есть не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия.
Для государственной антимонопольной политики США, прежде всего, и безусловно, характерна такая позиция, в соответствии с которой совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею «благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю».
Кроме регулирования цен определённую пользу — особенно в России — может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.
В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования. В России органом антимонопольного регулирования является Федеральная антимонопольная служба России.
Конкуренция в экономике простыми словами
Конкуренция для любых субъектов рыночных отношений, особенно производящих товары и услуги, носит объективно-принудительный характер. Конкурентная борьба заставляет предприятия применять новейшие производственные технологии, способствует повышению производительности труда, удерживанию или уменьшению стоимости продукции. Иначе говоря, конкуренция снижает производственные издержки, экономит ресурсы, помогает максимальному рациональному сочетанию используемых факторов производства.
Здоровая рыночная конкуренция подвергает деятельность каждого предприятия внешнему и внутреннему контролю. Контроль конкурентов, то есть внешний, отличается жестокостью и беспристрастностью. Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта в итоге определяет потребитель, выбирая определённый товар или услугу.
Суть понятия
Понятие «конкуренция» произошло от латинского слова «concurrere», в переводе означающего «соперничать». Экономическая теория трактует это понятие несколькими определениями. Классическая трактовка определяет конкуренцию как соперничество для получения дохода. Также в экономической теории конкуренцией называется отношение хозяйствующих субъектов в сравнении итогов их деятельности.
Конкуренция является сложной, многозначной и многофункциональной категорией, обеспечивающей нормальное развитие, функционирование и саморегулирование рынка. Это понятие характеризуется экономистами как борьба между компаниями. Каждое предприятие отстаивает собственный интерес: старается привлечь внимание покупателей к своей продукции, реализовать больше товара и в результате получить больше прибыли.
Конкуренция при рыночных отношениях считается естественным явлением, вызванным несколькими объективными причинами:
Кроме того, существуют три условия, которые способствуют зарождению конкуренции и заключаются в:
Такая ситуация вынуждает производителя повышать качество продукции, снижать свои издержки, а в итоге и стоимость товара. Это основа закона конкуренции, объективного процесса, когда с рынка удаляется дорогая некачественная продукция.
Функции конкуренции
В условиях рыночной экономики конкуренция может выполнять несколько основных функций:
Функция | Комментарий |
Регулирующую | Свободная конкуренция позволяет компании производить количество продукции, необходимое потребителю. Такое равновесие нельзя установить быстро, к этому предприятие приходит в течение нескольких месяцев производственной деятельности, осуществляя анализ спроса и продаж. Рыночной конкуренцией определяется величина спроса на выпускаемую продукцию каждой компании и устанавливается оптимальный объём производства |
Аллокационную | Название произошло от английского слова «allocation», означающего «размещение». Успеха быстрее достигают предприятия, наиболее близко расположенные к производственным ресурсам. Например, гидроэлектростанции находятся вблизи крупных рек, а производимой ими энергией снабжаются ближайшие регионы |
Инновационную | В результате конкуренции стремительно развиваются технологии. Данный процесс наглядно демонстрирует эволюция мобильных телефонов. От выпуска первой модели, выпущенной в свободную продажу, прошло 36 лет. В научных масштабах это совсем небольшой период времени. В наше время смартфон полноценно заменяет фотоаппарат и игровую приставку, плеер и компьютер. Инженерная мысль останавливаться не собирается: ведущими производителями каждые полгода презентуются новинки |
Распределительную | Рынок является живым организмом, в котором постоянно происходят изменения. Ежедневно предпринимателями оценивается обстановка, после чего принимается решение продолжать и дальше вкладываться в существующий проект или пришло время осваивания новых горизонтов. Так осуществляется отток в наиболее перспективные отрасли из малодоходных направлений, где имеется достаточно производителей или спрос на произведённые товары неуклонно снижается |
Контролирующую | Справедливая конкуренция предполагает, что никто не может стать монополистом, то есть занять преобладающую позицию на рынке |
Мотивирующую | Товаропроизводитель, предлагающий качественный товар по лучшей стоимости, то есть изготовленный с минимальными затратами, получает прибыль. Это стимулирует технический прогресс. Предприятие, которое не учитывает потребности потребителей и нарушает правила конкуренции, несёт убытки и может быть полностью вытеснено с рынка |
Виды конкуренции
Виды конкуренции классифицируются по различным признакам:
Признак | Краткое описание видов конкуренции |
Масштаб развития | Индивидуальная (между определёнными хозяйствующими субъектами); Местная (на конкретной территории); Отраслевая (внутри одной экономической отрасли); Межотраслевая (между различными рыночными отраслями); Национальная (в границах одного государства); Глобальная (на мировом рынке). |
Характер развития | Ценовая (искусственно снижается стоимость товаров и услуг); Неценовая (улучшается качество продукции, модернизируются производственные технологии, вводятся инновации, производятся принципиально новые товары или улучшаются существующие). |
Выполнение предпосылок баланса конкуренции на рынке | Совершенная (основанная на выполнении конкурентного баланса и предполагающая большое число производителей товаров и покупателей); Несовершенная (основывается на нарушении конкурентного баланса и предполагает деление рынка несколькими производителями, то есть олигополию, или монополию). |
Потребности, которые удовлетворяются тем или иным товаром | Горизонтальная (когда соперничают производители одинаковой продукции); Вертикальная (подразумевает борьбу компаний-производителей различных товаров, которые удовлетворяют одинаковые потребности. |
Способ организации | Организованная (возникающая, когда создаются равноценные условия всем участникам рынка); Стихийная (активизируется, когда ослабляется государственный контроль за монополизацией рынка). |
Степень легальности | Легальная (осуществляемая в соответствии с установленным законодательством); Криминальная (проводится неэкономическими методами: рейдерскими захватами, коррумпированием аппарата чиновников, фальсификацией продукции). |
Условия, сохраняющие конкуренцию
Свободная конкуренция является очень нестабильной моделью рынка. В первую очередь из игры выводятся слабые игроки, уходящие из-за недостатка ресурсов:
После отсеивания слабых компаний жизнеспособные предприятия могут начать договариваться (об удержании стоимости продукции или даже о слиянии). Это экономически выгоднее, чем заниматься развитием технологий и снижать себестоимость товаров. В итоге покупатель может получить завышенную цену и искусственный дефицит. Так конкуренция может привести к появлению компании-монополиста. В этом случае единственным способом сохранения соперничества предпринимателей является вмешательство государства.
Лишь сдерживающий фактор способствует защите предприятий друг от друга и предотвращению недобросовестной конкуренции. По этой причине всеми развитыми государствами мира приняты антимонопольные законы и активно применяются основные методы защиты конкуренции, которые заключаются в:
В России выполнение положений антимонопольного законодательства контролирует:
Плюсы и минусы конкуренции
Конкуренция считается положительным явлением для общества в целом, но имеет и некоторые отрицательные стороны:
Преимущество | Недостаток |
Развивается научно-технический прогресс, что улучшает качество жизни людей | Многие производители начинают пользоваться «грязными» методами конкурентной борьбы |
Производители учитывают запросы потребителей: расширяют ассортимент, улучшают качество товара, ищут способы снижения себестоимости | Чрезмерное использование человеческих и природных ресурсов. Экологические нарушения |
Формируется справедливая рыночная стоимость товаров, что является противовесом грабительских цен монополистов | Большое количество разорившихся производителей способствует росту безработицы |
Предупреждается дефицит товаров и услуг | Неравномерное распределение доходов между социальными слоями населения |
Участники конкурентных отношений
Участвующих в правовых отношениях согласно законодательству называют субъектами. Основными из них в конкурентном праве являются:
Покупатели и продавцы совместными действиями формируют спрос и предложение на рынке товаров и услуг. Свободная конкуренция естественно уравновешивает их и устанавливает экономически справедливую стоимость. Влияние на конкурентные отношения может оказываться и другими субъектами:
Хотя вышеперечисленные субъекты и не принимают участия в конкурентной борьбе, они находятся под контролем антимонопольного законодательства, так как могут предоставлять значительные преимущества (например, выдача лицензии, финансирование, льготное налогообложение). Это отрицательно влияет на других участников.
Формы конкуренции
Конкурентная борьба бывает добросовестной и недобросовестной. При добросовестной конкуренции используются законные и честные методы, которые не противоречат общепринятым нормам организации бизнеса:
При недобросовестной конкуренции подразумеваются любые действия, противоречащие деловой этике и законодательству, которые могут повредить деловую репутацию конкурентов и нанести им ущерб. Методы недобросовестной конкурентной борьбы заключаются в:
Типы конкурентных рынков
Существует четыре основных типа рынков, которые зависят от уровня выраженности конкурентной борьбы:
Тип рынка | Описание |
Совершенная конкуренция | В этом случае в отрасли может работать огромное число фирм, а перед новичками нет преград. Продукция на таком рынке стандартизирована. К примеру, в каждом районе несколько сотен фермерских хозяйств, обеспечивающих магазины разнообразными продуктами. Влиять на стоимость своего товара фермеры не могут, а любой фермер может легко выйти на рынок |
Монополистическая конкуренция | Также является рынком с большим количеством продавцов, для входа в отрасль преград нет. Но товары на таком рынке имеют свою особенность. К примеру, издательства специализируются на жанрах литературы: одно выпускает только женские романы, другое – детективы и т. д. Конкуренция в этом случае неценовая, а увеличению прибыли способствует узнаваемость бренда и реклама |
Олигополия | Является рынком, на котором представлено небольшое количество продавцов, так как войти в отрасль трудно. К примеру, для производства бытовой техники одного желания недостаточно. Для этого требуются значительные финансовые вливания, технологические разработки, высококвалифицированные сотрудники, разрешение контролирующих органов, продуманный маркетинг. Реализовать всё это могут немногие. Кому это удалось, являются крупными игроками, влияющими на ценообразование |
Абсолютная монополия | На рынке представлен один единственный продавец, а вход в отрасль заблокирована. Монополистом самостоятельно определяется количество выпускаемой продукции и имеется неограниченная власть над формированием цен. К примеру, ОАО Газпром |
Чем меньше конкуренции на рынке, тем больше власти имеет производитель. Ну а когда продавцов много, покупатель может выбрать товар, максимально устраивающий его по качеству и стоимости.
Конкуренция
Конкуренция — соперничество между участниками экономических отношений за ограниченные ресурсы: сырье, рабочую силу, капитал, рынки сбыта. Конкуренция в широком смысле присутствует в любой экономике — как плановой, так и рыночной. В первом случае предприятия и другие экономические субъекты часто конкурируют на внерыночном и даже внеэкономическом поле (борьба за благосклонность руководящих органов государства за увеличение или уменьшение плановых заданий, а также за директивное обеспечение ресурсами), а во втором — дефицитные ресурсы распределяются на основе свободных торгов.
С точки зрения экономических теорий рыночной экономики оптимальной считается совершенная конкуренция — состояние рынка, при котором все конкурирующие субъекты слишком малы относительно размера рынка, чтобы существенно влиять на условия покупки и продажи товаров. В этом случае предприятия вынуждены оптимизировать свою деятельность, чтобы иметь возможность удовлетворить максимальные потребности клиентов по минимальным ценам.
В ситуации совершенной конкуренции ценообразование происходит на основе спроса и предложения множества равноправных покупателей и поставщиков. Предполагается, что информация о цене и качестве товара (услуги) у каждого продавца доступна покупателям, они могут делать рациональный выбор, полностью представляя себе положение дел на рынке. В то же время продавцы имеют доступ к информации о запросах потребителей, а также равный доступ к ресурсам.
Совершенная конкуренция — идеал, не достижимый в реальной экономике на макроуровне, т. к. неравномерное распределение ресурсов и информации вносит искажения в процесс ценообразования. Значительное влияние на конкурентную среду оказывает и государство, напрямую участвуя в производстве и потреблении рыночных товаров и услуг, а также стимулируя и ограничивая меры воздействия на участников рынка, в т. ч. и с декларируемой целью усиления конкуренции.
В реальной экономике присутствует несовершенная конкуренция — состояние рынка, при котором отдельные участники экономических отношений или их группы могут существенно влиять на цены товаров (услуг) для потребителей.
Несовершенная конкуренция возникает на рынках, имеющих высокие барьеры входа для новых участников: юридические (государственное лицензирование бизнеса или продукта, а также прямое регулирование рынка), ресурсные (уникальность источника сырья), финансовые (дороговизна строительства производственных мощностей), трудовые (недостаточное количество рабочих рук или ограничения со стороны профсоюзов) и др. Все это делает процесс выхода на рынок новых поставщиков затрудненным, а положение существующих крупных участников рынка — привилегированным. В результате со временем производство или поставка товара на рынок концентрируется в руках одной или нескольких крупных компаний, которые получают возможность увеличивать свою прибыль за счет завышения цен на продукцию. Часть дополнительной прибыли при этом может направляться на усиление защиты от появления конкурентов.
При сильных естественных и искусственных искажениях рыночной среды возможно появление крайних форм несовершенной конкуренции — олигополии и монополии.
Конкуренция
Определение конкуренции
Конкуренция — экономическая борьба между фирмами за лучшие условия купли-продажи и производства.
Конкуренция — один из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и ее звеньев.
Задачи конкуренции в экономике:
определение рыночной цены произведенной продукции;
уравнивание линейки цен, которые предприятия выставляют индивидуально;
контроль перетекания финансов из одной отрасли в другую, из одного производства в другое.
В России экономическую борьбу регулирует ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006. Главное положение этого закона — запрет на образование монополий.
Понятие конкурентоспособности
Конкурентоспособность — это относительная и обобщенная характеристика товара, которая выражает его выгодные отличия от товара-конкурента.
Конкурентоспособность — это сравнительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность товара определяется тремя группами параметров:
Технические параметры — назначение товара, его принадлежность к определенному виду продукции. Это также характеристики, которые отражают технико-конструкторские решения (стандарты, нормы, правила, законодательные акты) и эргономические показатели.
Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления выше цены продажи. Покупатель тратит средства не только на приобретение товара, но и на его потребление.
Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, цена потребления которого минимальна за весь срок его службы.
Социально-организационные параметры — учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.
Конкурентоспособность товара во многом определяется конкурентоспособностью самого предприятия, однако между этими понятиями есть различия.
Конкурентоспособность фирмы — это характеристика, которая выражает отличия развития этой фирмы от развития конкурирующих фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.
Функции конкуренции в рыночной экономике
Выделяют шесть основных функций конкуренции:
Регулирующая. В условиях свободной конкуренции фирмы производят ровно столько продукции, сколько необходимо потребителю. Равновесие не устанавливается сразу, к нему компания приходит после нескольких месяцев работы, анализируя объем спроса и продаж.
Конкуренция на рынке определяет величину спроса для продукции каждой фирмы и устанавливает оптимальный объем производства.
Аллокационная. В конкурентной среде проще достичь успеха тем предприятиям, которые размещены ближе всего к производственным ресурсам.
Инновационная. Стремительное развитие технологий в современном мире – результат конкуренции. Инженеры не останавливаются в разработках и стремятся каждый год вносить изменения в существующие технологии.
Адаптационная. Умение предприятий приспосабливаться к внешней среде, предлагая покупателям именно то, чего они ожидают.
Распределительная. Рынок — это живой организм, который постоянно изменяется. Каждый день предприниматели оценивают обстановку и решают, есть ли смысл продолжать вкладывать свои ресурсы в проекты или настало время осваивать новые горизонты. Так, из малодоходных отраслей, где уже есть достаточное количество производителей или спрос на продукцию неуклонно падает, постоянно происходит отток в более перспективные направления.
Контролирующая. В условиях справедливой конкуренции ни один производитель или продавец не может занять господствующее положение на рынке и стать монополистом.
Работая сообща, все функции конкуренции превращают отрасль в эффективную саморегулируемую систему. А совокупность конкурентных отраслей создает более или менее успешную рыночную экономику. Именно поэтому конкуренцию называют мотором рыночной экономики.
Таблица «Черты конкуренции»
Позитивные черты конкуренции
Негативные черты конкуренции
Способствует снижению затрат для потребителей.
Постоянное разорение многих товаропроизводителей.
Создает возможность выбора ассортимента товаров/услуг для потребителя.
Возможно использование нечестных методов борьбы (продажи по демпинговым ценам, подкуп работников, шантаж). Честные методы предусматривают расширение ассортимента, повышение качества, послепродажное обслуживание.
Ограничивает возможность монополизации, препятствует возникновению монополий, которые могут поднимать цены, снижать качество, пользуясь единоличным положением на рынке.
Высокие затраты на рекламу, которые ложатся на потребителей. Если есть конкуренты, нужно выделять товар/услугу из множества альтернатив.
Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки. Например, создаются новые товары, изменяются тарифы. Конкуренты также стремятся не уступать друг другу, чтобы не потерять потенциальных покупателей и пользователей.
Чрезмерная эксплуатация ресурсов. Возможные экологические нарушения.
Улучшение качества продукции за счет внедрения технических достижений в производство. Конкуренты стремятся привлечь покупателей/пользователей именно к себе.
Мы узнали, какие функции выполняет конкуренция в экономике. Теперь дадим характеристику современным видам конкуренции.
Виды конкуренции
Конкуренция бывает чистой (совершенной) и несовершенной. Подробнее о видах конкуренции можно узнать из таблицы.
Линии сравнения
Совершенная (чистая) конкуренция
Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Монополия
Число фирм
Несколько (примерно 3−5)
Тип товаров
Разные изделия сходного назначения (товары-субституты)
Одинаковые или различные изделия сходного назначения (товары-субституты)
Уникальный товар, у которого нет замены
Контроль над ценой
Некоторый, но в узких рамках, ограничен
Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре компаний-олигополий
Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену, при этом ориентируется на спрос
Условия вхождения в отрасль
Очень легкие, нет препятствий
Пример отраслей
Сельское хозяйство, бытовые услуги
Розничная торговля, рестораны и кафе
Производство автомобилей, оказание услуг сотовой связи
Виды монополий
В зависимости от характера и причин возникновения различают естественные и искусственные монополии.
Естественные монополии имеют в своей собственности трудно воспроизводимые элементы производства (нефть) или целые отрасли инфраструктуры (железные дороги). Часто государство выступает в роли такого монополиста при реализации некоторых видов деятельности или при продаже определенных товаров.
Искусственные монополии — это объединения нескольких предприятий, которые создаются ради получения монополистических выгод. Формы искусственных монополий — картель, синдикат, трест и концерн.
Картель — это объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о рыночных ценах на товары, распределяют рынки сбыта, определяют долю каждого предприятия в общем объеме производства.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность и собственность на средства производства. Однако предприятия, которые входят в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а произведенная ими продукция реализуется через единую контору.
Трест — это единое акционерное общество, которое господствует в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности.
Концерн — это объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.
Может сложиться обратная ситуация: когда на рынке есть только один покупатель и множество продавцов. В этом случае решающую роль при ценообразовании будет выполнять покупатель. В качестве последнего может выступать и государство. Такая ситуация на рынке называется монопсонией.
Государственное регулирование конкуренции
Для России вопрос поддержки конкуренции имеет особый смысл. В течение долгих десятилетий наша страна активно использовала преимущества крупного производства, его специализации и концентрации. Вся промышленность находилась в руках предприятий-монополистов.
И с переходом к рыночной экономике потребовалось создать новую правовую основу, которая смогла бы поддержать зарождающийся малый и средний бизнес. Первым таким документом стал Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который приняли 22 марта 1991 года. В связи с активным развитием рынка банковских услуг, 4 июня 1999 года был утвержден еще один правовой акт — Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
В 2006 году оба нормативных акта заменил Федеральный Закон «О защите конкуренции». Проведение антимонопольной политики закреплено и в Конституции РФ. В статье 34 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
Контроль за выполнением положений закона выполняет Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также его территориальные подразделения.
Чтобы деятельность предприятия была признана угрожающей свободной конкуренции, доля его продукции должна составить на рынке товаров и услуг 65%. Но бывают и исключения: наложить санкции антимонопольный комитет может уже при доле в 35%, если компания препятствует входу в отрасль новых фирм и диктует конкурентам свои условия.
Участники конкурентных отношений
Участников правовых отношений законодательство называет субъектами.
Субъекты правовых отношений:
Продавцы или хозяйствующие субъекты, то есть индивидуальные предприниматели и предприятия всех форм собственности, которые проводят деятельность, приносящую доход.
Покупатели товаров или услуг. Для них закон не прописывает обязанностей, но действует именно в их интересах. При подозрении на нарушения антимонопольного законодательства покупатели могут обратиться с жалобой в территориальное подразделение антимонопольного комитета.
Совместные действия покупателей и продавцов формируют на рынках товаров и услуг спрос и предложение. В условиях свободной конкуренции они уравновешиваются естественным образом и устанавливают экономически справедливые цены.
На конкурентные отношения влияют и другие субъекты:
федеральные органы исполнительной власти;
органы местного самоуправления;
Центральный банк РФ;
государственные внебюджетные фонды.
Эти субъекты не участвуют в конкурентной борьбе, но находятся в поле зрения антимонопольного законодательства, так как способны предоставить отдельным компаниям значительные преимущества: выдать лицензию, профинансировать, установить налоговые льготы. Эти действия негативно влияют на других участников конкурентной борьбы.
Интересно, что в круг субъектов конкурентного права включаются не только уже работающие предприятия и реальные покупатели, но и потенциальные продавцы и потенциальные потребители:
потенциальный продавец — тот, кто готов в течение одного года начать производить и/или продавать товар, который уже есть на рынке по цене не превышающей среднерыночную больше, чем на 10%;
потенциальный покупатель — тот, кто готов приобрести товар, но по каким-либо причинам еще не сделал этого.
Вопросы для самопроверки
Какой закон препятствует возникновению монополий в современной России? Какие органы отвечают за выполнение этого закона?
Как называется рыночная ситуация, обратная монополии (один покупатель и множество продавцов)?
Какие из следующих утверждений верны, а какие — ложны?
Конкуренция защищает производителей товаров от разорения.
Совершенная (чистая) конкуренция позволяет одновременно существовать на рынке большому числу конкурирующих фирм.
Конкуренция приводит к увеличению затрат на товар для потребителя.
В роли монополиста может выступать государство.
В чем проявляется аллокационная функция конкуренции?
Какие формы искусственных монополий вы знаете?