Консалтинг что за организация
Что такое консалтинг и консалтинговые компании: описание простыми словами
Условия жесткой конкуренции на рынке приводят бизнес к тому, что организации должны постоянно развиваться, подстраиваться под новые условия обучать свой персонал. Чтобы не терять своих позиций или понимать перспективы, они обращаются за консультацией к специалистам в различных сферах. Поэтому стоит разобраться подробнее, чем занимается консалтинговая компания и насколько важна ее роль для предприятия.
Консалтинг — что это и когда он нужен
Консалтинг — что это означает? Проще говоря, это профессиональное консультирование бизнеса по любым вопросам, независимо от направления и специфики.
Консультационные услуги распространяются на сферу экономики, финансов, права, управления, кадров и многих других. Эксперты обладают нужными знаниями в этих направлениях и предоставляют платные консультации. Их привлекают по разным причинам:
Такие эксперты и аналитики нужны организациям, у которых нет профильных специалистов. Особенно это актуально в период кризиса, но не менее важен для дальнейшего развития и процветания фирмы.
Чем занимается консалтинговая компания
Это внешние организации, которые привлекаются фирмами для консультирования. Они проводят аудит и анализ деятельности, чтобы выявить проблемные стороны и повысить эффективность работы. Исследования позволяют выявить новые рынки сбыта, пересмотреть систему управления бизнес-процессами, помочь в подборе кадров и многое другое. Подробную информацию о том, чем могут помочь консалтинговые компании https://pld24.ru/, можно посмотреть на этом или любом другом ресурсе. А пока стоит разобраться, что делают консалтинговые компании и чем они полезны:
Перейти на новый уровень развития, повысить уровень дохода, реорганизовать структуру — эти и множество других вопросов требуют эффективных решений. Для этого привлекаются консультанты — эксперты в определенной сфере, которые помогают в достижении бизнес-целей.
Виды консалтинговых компаний
Специалисты выявляют потребности бизнеса в различных направлениях, поэтому виды консалтинга постоянно расширяются. Задачи консалтинговой компании — это нахождение проблем и путей их решения. Существуют основные виды консультационных услуг:
Также отличают формы реализации: аналитика, прогнозирование, ревизия или экспертное консультирование. Кроме того, консультант предоставляет разовую услугу или может стать равноценным участником проекта.
Принципы работы консалтинговой компании
Деятельность консалтинговой компании распространяется на различные сферы, различающиеся по специфике и масштабности. Существуют крупные агентства с большим штатом специалистов, которые предоставляют услуги в различных направлениях. Есть фирмы, которые специализируются на отдельной специфике, а также индивидуальные консультанты. Любая из представленных форм организации подразумевает наличие профессионалов, которые взаимодействуют с заказчиками следующим образом:
Любой проект начинается с сознания предприятием-заказчиком наличия проблемы и необходимости привлечения специалиста. По его окончании проводится оценка и окончательный расчет с заказчиком.
Цены на консалтинговые услуги
Существует множество направлений и сфер деятельности организаций. Например, многие интересуются — консалтинг в недвижимости что это? Такой консалтинг подразумевает широкий спектр консультирования, в который входит анализ объектов недвижимости, оценка инвестиций и перспектив, сопровождение проекта, в том числе и управление активами. Также это может быть помощь в продаже недвижимости и земельных участков. Поэтому в зависимости от поставленных задач каждый выбирает вид и форму консалтинга.
Цены формируются несколькими способами. Это могут быть фиксированные суммы за определенную работу, повременная оплата, процент от стоимости объекта или комбинированная форма оплаты. Единого прейскуранта не существует — каждая организация устанавливает свою стоимость исходя из специфики и спектра деятельности. Иностранные консультанты обойдутся дороже — кроме оплаты за выполненную работу присоединяются командировочные и транспортные расходы.
Многие интересуются — консалтинговая компания что это простыми словами. Можно с уверенностью ответить, что это эффективный инструмент, который помогает предприятиям пережить кризис, найти пути роста и развития бизнеса, увеличить производительность и доходы. Главное, выбрать хорошую команду, и тогда расходы непременно окупятся, а цели будут достигнуты.
Консалтинг: что это такое простыми словами
На отечественном рынке в области бизнес-консультирования наибольшим спросом пользуется IT сфера. Второе и третье место занимают стратегическое управление, а также вопросы налогового и юридического характера. Однако, это далеко не полный список того, что может предложить руководителям компаний такой вид услуг как консалтинг. Что это такое простыми словами и чем полезно для предприятия, необходимо знать, а главное уметь грамотно использовать предоставленные возможности в своей бизнес деятельности.
Что такое консалтинг и для чего он необходим
Слово consulting (консалтинг) используется как самостоятельный термин в общей мировой практике и означает процесс экспертного консультирования топ-менеджеров, руководителей отделов и других сотрудников компании по широкому перечню вопросов, связанных с любым аспектом ведения бизнеса. Простыми словами, если у вашей компании существует проблема, которую не могут решить сотрудники, вы можете обратиться за помощью к внешнему специалисту, способному предложить вам подходящий способ.
Предоставляют такие услуги самостоятельные консалтинговые компании или независимые консультанты. При этом процесс имеет примерно следующую последовательность:
В своей работе консультанты могут опираться на известные в мировой практике модели эффективного построения бизнеса, а также использовать собственные теории. Принимая решение о внедрении, очень важно понимать, что ответственность за достижение цели консалтинговая компания не несет, а значит, неопытный или неквалифицированный консультант может даже ухудшить ситуацию. Именно поэтому важно понимать, нужен ли вам вообще консалтинг или ваша компания, итак работает эффективно.
Можно выделить несколько признаков, когда требуется помощь эксперта:
Особенности выбора консалтинговых услуг
Выбирая консалтинговую компанию, очень важно понимать сможет ли она обеспечить решение всех необходимых задач. К примеру, если вы нанимаете независимого консультанта, он априори не может быть специалистом во всех сферах. Но если существует всего одна проблема, требующая лишь экспертной оценки — его знаний будет вполне достаточно.
Поскольку на практике консалтинг — это довольно широкий перечень услуг, которые также могут предоставляться в различных форматах, его классифицируют по целому ряду параметров и признаков.
Разновидности консалтинга по методу реализации
На практике услуги консультирования могут предоставляться в следующих форматах:
Основные типы консалтинга в зависимости от сферы деятельности
Поставленные цели и задачи определяют предмет консалтинга и соответственно выбор перечня специалистов, задействованных в процессе. Выделяют четыре основных группы: управленческий, финансовый, юридический, а также IT.
Управленческий консалтинг, который можно назвать классической моделью бизнес-консультирования, позволяет оптимизировать основные процессы работы предприятия. Он разделяется на следующие группы:
Финансовый консалтинг — это комплекс рекомендаций по улучшению модели управления финансами и решения главных задач по их рациональному использованию. Он разделяется на следующие типы:
Юридический консалтинг — основной вид консалтинга, целью которого является всесторонняя правовая поддержка компании. Сюда относятся вопросы по ведению судебных разбирательств, регистрация и ликвидация предприятий, сопровождение слияния и поглощения, решение вопросов растаможивания поставок, приватизации имущества, купли-продажи движимого и недвижимого имущества.
IT консалтинг — внедрение и обслуживание современных IT систем (ERP, CRM), с целью оптимизации внутренних и внешних бизнес процессов, а также построения единой инфраструктуры.
Какие еще виды консалтинга бывают
Помимо названных выше типов, бизнес-консультирование может также предусматривать помощь в решении более частных случаев:
Как отличить профессиональную консалтинговую компанию
Стоимость услуг бизнес консультантов достаточно высока, а потому важно выбрать профессионала, работа которого позволит получить положительный экономический эффект. Довольно простой способ найти надежную компанию — это изучить рейтинги, регулярно публикуемые в сети. Также важно обратить внимание на следующие критерии:
Положительные и отрицательные стороны консалтинга
Главными минусами консалтинга для отечественных условий рынка являются недостаточная квалификация большой доли компаний, высокая стоимость услуг и низкий уровень ответственности. Также следует учесть, что многие консультанты используют теории и практики, заимствованные из мирового опыта, который не всегда применим в реалиях нашей страны.
С другой стороны, прибегнув к консалтинговым услугам, вы можете получить следующие преимущества:
Понимая, как работает консалтинг, что это такое простыми словами и в каких ситуациях может применяться, вы сможете выявить основные проблемные стороны работы предприятия, а главное легко оптимизировать любые бизнес-процессы с минимальными финансовыми вложениями.
Женщина-предприниматель, специалист по продажам. Всегда интересуюсь новыми направлениями и возможностями в бизнесе и интернет-предпринимательстве.
Консалтинг
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Консалтинг — это консультирование предприятий, руководителей и управленческих кадров по юридическим, финансовым, инвестиционным и другим вопросам. Консультантами выступают опытные специалисты. Основная цель консалтинга — решение той или иной проблемы в бизнесе и достижение поставленных целей.
Что такое консалтинг
Когда предприниматель только начинает заниматься бизнесом, он почти неизбежно сталкивается с разными сложностями по налоговым, финансовым и маркетинговым вопросам. По мере масштабирования деятельности количество проблем возрастает: как лучше распорядиться полученной прибылью, каким образом привлечь инвесторов, в какую сторону развивать продукт.
Можно долго искать оптимальные решения самостоятельно и учиться на своих ошибках, но куда лучше спросить у опытных специалистов, чтобы с первого раза всё сделать правильно. Для этого и существует консалтинг.
Слово «консалтинг» образовано от английского «consult» (советоваться), что определяет суть термина. Консалтинг подразумевает предоставление платного совета от эксперта по различным вопросам бизнеса.
Зачем нужен консалтинг
Цель консалтинга — улучшить определенные показатели бизнеса: рентабельность, прибыльность, эффективность, ликвидность, рыночную стоимость. Компания, которая не имеет в своём штате нужных специалистов, обращается за консультациями к сторонним экспертам.
Задачи консалтинга могут быть разными, например:
Консалтинг нужен, чтобы помочь бизнесу эффективно решить возникшие или прогнозируемые проблемы, исключить ошибочные решения и достичь запланированных целей.
Виды консалтинга
Классификация консалтинга не унифицирована, поэтому можно столкнуться с разными методами систематизации. Но самые популярные варианты — разделение консалтинга по предмету, по методу или по направлению.
По предмету
Общий, или управленческий консалтинг. Цель состоит в выявлении факторов, которые мешают развитию компании, и поиске решений для устранения этих факторов. В данном случае исследуют всё, что не относится к производственному или финансовому консалтингу. Такой тип консультирования нужен при наличии проблемы, которую компания не может найти самостоятельно, или для определения возможных проблем в будущем. Также к общему консалтингу обращаются, если потенциал компании реализован не полностью.
Производственный. Применяют для улучшения производства. Исследуют всё, что касается изготовления или реализации продукции — технические возможности, логистику, кадровую ситуацию.
Финансовый. Задача консультанта — отследить денежные потоки, определить способы экономии, спрогнозировать варианты инвестиций. Исследуют всё, что касается внешнего и внутреннего оборота денег.
По методу
Экспертный. Специалиста с опытом в нужной сфере привлекают для поиска проблемы и разработки ее решения. Он анализирует ситуацию, расписывает план действий. На этом его работа завершается.
Процессный. Консультант проводит анализ проблемы и совместно с представителями компании ищет решение. В этом случае специалист не просто разрабатывает порядок действий, но и помогает его реализовать. Чаще всего процессный консалтинг предполагает долгосрочное сопровождение.
Обучающий. Консультант ищет решение, помогает с его внедрением, а также занимается обучением персонала. Цель состоит в повышении квалификации сотрудников или обучении их необходимым методам работы.
По направлению
При этом способе классификации выделяют основные направления, или предметные области, которые чаще всего встречаются в практике частных консультантов и консалтинговых компаний. Наиболее известный вариант — классификация FEACO (Европейская Федерация Ассоциаций Консультантов по Организации Производства).
FEACO объединяет ассоциации консультантов по экономике и управлению 21 европейской страны по принципу «одна страна — одна ассоциация» и представляет более 3 600 консалтинговых компаний.
Всего по принятой классификации насчитывают 84 вида предметных областей консалтинга, для удобства систематизированных по следующим разделам:
Формы консалтинга
В процессе реализации консалтинг может принимать следующие формы:
Чем занимаются консалтинговые компании
Услуги консалтинга могут предоставлять частные специалисты или консалтинговые компании. Частные эксперты преимущественно работают в пределах очень узкой специализации и имеют небольшой круг клиентов. Нередко таких специалистов приглашают в штат компании или привлекают для постоянного сотрудничества.
Консалтинговая компания — это организация, которая объединяет несколько экспертов. По своей форме такие организации бывают:
Консалтинговая компания оказывает клиентам консультационные услуги, которые включают несколько этапов:
Реализация проекта в рамках консалтинга может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Это зависит от масштаба компании и сложности решаемой задачи.
Список консалтинговых компаний, популярных на рынке СНГ:
Большинство консалтинговых компаний в работе специализируются на каком-то одном направлении. Исключение составляют лишь гиганты, которые работают во всех отраслях, например, KPMG или Deloitte, но их правильнее называть консалтинговыми корпорациями.
Вне зависимости от того, какие виды консалтинга предлагает консалтинговая компания, ее специалисты должны иметь не только соответствующее образование, но и практический опыт в нужной сфере. Поэтому сотрудниками консалтинговых компаний зачастую становятся бывшие управленцы и специалисты, которые имеют значительный стаж работы в штате различных компаний.
Как выбрать консалтинговую компанию
Процесс выбора консалтинговой компании для сотрудничества можно поделить на два этапа. Сначала вы составляете список из нескольких потенциальных партнёров, а уже потом выбираете одну компанию, которая лучше всего подходит для решения ваших задач.
Чтобы выбрать возможных претендентов:
На сайте Concept lab есть не только форма, где можно описать свою задачу по маркетингу и прикрепить нужные файлы, но и шкала креативности. С ее помощью можно сразу обозначить, насколько сумасшедший результат вы хотите получить
На основе собранной информации составьте список из 5-6 подходящих партнеров. После этого определите приемлемые для себя сроки, условия и стоимость проекта. Пообщайтесь с каждым претендентом, чтобы оценить подход компании — как она планирует решать вашу задачу, как будет выявлять проблемы, как предполагает оценивать результат. Для решения сложных задач лучше выбирать компании, которые ориентированы не только на разработку, но и на внедрение изменений.
В процессе выбора обратите внимание на рейтинги консалтинговых компаний, которые помогут найти ведущих профессионалов. Например, рейтинг от RAEX:
Как правило, любая услуга консалтинга начинается с определения конкретной проблемы. Затем специалист анализирует сложившуюся ситуацию с учётом всех данных, предоставленных клиентом, и выполняет поиск возможных решений. Далее, в зависимости от формы консалтинга, эксперт либо консультирует клиента по проблемному вопросу либо непосредственно участвует во внедрении решения, в том числе анализирует достигнутые результаты и определяет эффективность изменений.
Что такое консалтинг: виды, формы, его отличие от коучинга, основные задачи и цели консалтинговой компании
По данным РБК в 2017 году компании потратили на консалтинг около 120 млрд рублей. Это почти столько же, сколько вложено в маркетинговое продвижение в интернете. Консультанты зарабатывают свыше 150 000 рублей в месяц и на этом не останавливаются. Так что же такое консалтинг и кому он может быть полезен? Давайте разберемся.
Простое определение консалтинга
Консалтинг — это платное экспертное консультирование руководителей предприятий и частных предпринимателей по широкому спектру экономических, производственных, коммерческих и других вопросов для оптимизации бизнес-процессов, увеличения прибыли и повышения ключевых показателей деятельности.
Проще говоря, консалтинг – это платная квалифицированная помощь организациям, которым требуется независимая оценка текущей деятельности, анализ бизнес-процессов и последующие рекомендации по ведению бизнеса и повышению его эффективности.
Если совсем просто, то консалтинг – это консультационная помощь топ-менеджерам предприятий по управлению бизнесом.
Кто стоял у истоков консалтинга
Основной причиной зарождения мирового консалтинга стал индустриальный прогресс. Появилось множество конкурирующих фабрик, увеличилось количество рабочих мест. Руководители нуждались в новых знаниях по организации и управлению предприятием.
Это побудило Артура Литтла, химика из Массачусетского института, в 1886 году основать первую консалтинговую фирму. Компания Артура специализировалась на инженерно-технических исследованиях, помогая предприятиям улучшить работу цехов и снизить производственные затраты. Сотрудники фирмы анализировали деятельность заводов и фабрик, находили проблемы и составляли стратегию их решения.
По мере развития консультационных услуг и появления новых компаний, возникла острая потребность в систематизации полученных знаний, обмене опытом и идеями. Но Артур был категорически против любой систематизации и отказался вступить в профессиональную ассоциацию управленческого консалтинга. В то время как другие консультанты старались использовать уже накопленный успешный опыт, он брал на себя огромные риски, каждый раз создавая новые стратегии для решения проблем предприятий. Этот подход не принес успеха, и его фирма распалась, уступая дорогу таким компаниям как McKinsey and Booz Allen Hamilton.
В 1930-е годы консалтинг получил мировое признание. Этому способствовало окончание мирового экономического кризиса и возрастающее промышленное производство. Постепенно консалтинговые компании распространились повсеместно. В России этот период приходится на 90-е годы ХХ-го столетия. По итогам 2017 года российский рейтинг лучших консалтинговых агентств делят между собой 100 компаний.
Задачи и цели консалтинговой компании
Главная цель консалтинговых компаний – улучшение эффективности организации и бизнеса в целом. Предприятие, ориентированное на развитие и рост, всегда будет нуждаться в привлечении дополнительных ресурсов. Но современные компании не содержат большой штат экспертов, а обращаются к квалифицированному персоналу со стороны.
Именно данный факт привлекает в консалтинг специалистов из разных областей деятельности.
Основной перечень задач консалтинговых компаний:
- рекомендации по повышению производительности; разработка маркетинговой стратегии; анализ текущей ситуации и выявление проблем; советы и решения по модернизации технологического процесса; аудит отчетной документации; помощь в реорганизации структурных подразделений бизнеса; обучение персонала и составление методических пособий.
Рассмотрим эти задачи более подробно:
1 Рекомендации по выходу из кризиса и повышению производительности.
Высокая рыночная конкуренция, перенасыщение рынка товарами и услугами вынуждает руководителей повышать расходы на рекламу, привлекать новые рекламные каналы и расширять рынки сбыта, чтобы сохранить стабильную рыночную позицию. Эти действия часто не приводят к желаемому результату и предприятие начинает терять прибыль. Руководство обращается в консалтинговую фирму для получения экспертных независимых советов по выходу из кризисной ситуации. Консультант может рекомендовать модернизировать техническую базу, найти способы сокращения расходов, предложить предприятию открыть новое перспективное направление или повысить мотивацию персонала.
2 Разработка маркетинговой стратегии.
Консультант помогает бизнесу продвигать свои товары и услуги, увеличивать прибыль и сокращать затраты. В стратегию продвижения входит анализ и сегментация целевой аудитории, выявление потребностей каждого сегмента, поиск эффективных рекламных каналов для продвижения, запуск рекламной кампании.
3 Анализ деятельности предприятия и поиск проблем.
Когда предприятие не может самостоятельно найти проблему, руководство обращается в консалтинговую компанию.
Почему обращаются именно в консалтинговое агентство? Потому что не каждой организации по карману содержать штат экспертов, которые могли бы проанализировать и решить текущие проблемы. Проблема может возникнуть в любой сфере деятельности предприятия – финансовой, юридической, кадровой и других. В таком случае руководство принимает решение обратиться к квалифицированным консультантам. Задача консультанта – проанализировать работу предприятия, его отделов и на основе беспристрастной оценки найти уязвимые места.
4 Консультации по модернизации технологического процесса.
Технологии развиваются быстрыми темпами и предприятия не успевают отслеживать тренды. Консалтинговые компании помогут улучшить программное обеспечение или внедрить новое.
5 Аудит отчетной документации.
Консалтинговая компания проводит независимую проверку финансовой отчетности предприятия, соответствие документов общим требованиям бухгалтерского учета. Проверку заказывают для поиска ошибок в отчетной деятельности, перед подачей документов в налоговую инспекцию или при смене главного бухгалтера предприятия.
6 Помощь в реорганизации структурных подразделений бизнеса.
Реорганизация – это прекращение деятельности компании, присоединение к ней других юридических лиц, слияние компаний или разделение управления между владельцами. Не все организации содержат в своем штате юристов, специализирующихся на реорганизации бизнеса. Поэтому руководство обращается в консалтинговую фирму с целью привлечения экспертов со стороны для проведения реорганизации с соблюдением действующего законодательства.
7 Обучение персонала и составление методических пособий.
Консалтинговые компании помогают предприятиям повысить уровень компетенции сотрудников, проводя тренинги в различных сферах деятельности. Например, тренинги и семинары для отделов продаж, тренинги для руководителей по лидерству, улучшению навыков управления и эффективного использования времени. Популярны тренинги по командной работе, по работе с возражениями и конфликтными ситуациями. Консультанты также могут разработать методические пособия, такие как сценарии продаж или инструкции по работе с оборудованием.
Кто такие консультанты?
В каждом бизнесе наступает то время, когда необходим переход на новый уровень развития. Любое предприятие стремится увеличить прибыль и повысить свою эффективность. В периоды экономического кризиса это особенно актуально для всех компаний, которые хотят удержаться на плаву. Но внутренних ресурсов и опыта штатных специалистов зачастую не хватает – именно тогда возникает потребность в получении экспертной помощи со стороны, и руководство обращается в консалтинг.
Консультант в консалтинге – это эксперт, оказывающий консультационные услуги компаниям или частным лицам для достижения поставленных бизнес целей. Консультанты анализируют бизнес-показатели, выявляют проблемы и предлагают способы их решения.
Консультант может быть сотрудником консалтинговой фирмы или частным предпринимателем.
Многие представляют себе консультантов в виде сообщества белых воротничков, с лазерными указками и инновационными гаджетами. Однако, на практике это совсем не так.
Консультанты – это обычные люди, которые квалифицированно выполняют свою работу.
Формы консалтинга
Клиенты предъявляют разные запросы к консалтинговым компаниям.
Рассмотрим несколько примеров:
- получить оценку конкурентов по определенным критериям; разработать регламент мероприятий по повышению качества сервиса; создать пошаговый бизнес-план по увеличению среднего чека; получить единоразовые консультации по оценке инвестиционных рисков.
Исходя из запросов клиентов, консалтинговые услуги были сформированы в 5 основных форм:
1 Аналитика.
Анализ текущей деятельности организации, взаимодействия ее подразделений, изучение рыночного спроса, конкурентных преимуществ компании и возможностей роста и развития.
2 Прогнозирование.
Составление прогнозов развития компании, выявление перспективных направлений, оценка прибыли от запуска новых проектов. Консалтинговый прогноз никогда не строится на догадках консультанта, он всегда основан на цифрах и фактах.
3 Экспертные консультации.
Консультации по любым вопросам, советы по решению проблем. Проводятся единоразово или на основе долгосрочного контракта.
4 Ревизия деятельности компании.
Независимая проверка текущей деятельности предприятия, поиск проблем. Например, проверка бухгалтерских документов, эффективности отдела продаж, работы службы технической поддержки.
5 Непосредственное участие в проекте.
Очень часто консультантов приглашают не только для рекомендаций и проверок, но и для непосредственного участия в определенных проектах. Это может быть внедрение или тестирование нового программного обеспечения, обучение персонала, ведение юридического процесса в суде.
Виды консалтинга
Независимо от формы, консалтинг подразделяется на виды. Ниже представлены 8 основных видов консалтинга:
IT-консалтинг
IT-консультанты предлагают решения по использованию технологий для улучшения показателей компании. Например, разработка нового ПО, тестирование или модернизация существующих программ.
В связи с распространенностью хакерских атак, IT-консультанты все чаще занимаются компьютерной безопасностью и внедрением эффективной защиты.
Управленческий консалтинг
Управленческий консалтинг — это комплекс мер для обеспечения устойчивого положения предприятия на рынке и повышения его ключевых показателей. Одна из основных задач управленческого консультирования — поиск проблем, мешающих эффективному развитию компании и устранение их на ранних этапах возникновения. Управленческий консалтинг помогает руководителям и владельцам бизнеса в разработке общей стратегии развития их предприятия, в создании сильных конкурентных преимуществ на рынке, в увеличении клиентской базы, в оценке прибыльности новых проектов и оптимизации взаимодействия между подразделениями компании.
Консультанта в управленческой сфере можно сравнить с врачом терапевтом, который определяет общую проблему, составляет стратегию лечения и направляет к узкоспециализированным докторам.
Цель консультанта – увидеть целостную картину и определить способы повышения рентабельности и конкурентоспособности компании. Он формирует и контролирует стратегию по достижению долгосрочных целей, которая в итоге выведет компанию на новый этап развития. Разработка пошаговой стратегии — главная цель стратегического консалтинга, который является частью управленческого и находится с ним в тесной взаимосвязи. Без разработки стратегического плана действий, невозможно решить текущие проблемы и обеспечить предприятию стабильные рыночные позиции.
Для реализации полученной стратегии разрабатываются методы рекламного продвижения компании на рынке, проводится анализ целевой аудитории, ведется поиск эффективных рекламных каналов. Этим занимается маркетинговый консалтинг, действия которого направлены на увеличение прибыли компании, росту числа лояльных клиентов и сокращение производственных затрат.
Таким образом, стратегический, маркетинговый и управленческий консалтинг — это три части единого механизма.
Финансовый консалтинг
Финансовые консультанты занимаются комплексным улучшением финансового положения бизнеса. Сюда входят рекомендации по способам управления расходами, разработка и внедрение инвестиционных стратегий, советы в области корпоративного страхования, налоговых вопросах и повседневных финансовых расходах.
Финансовые консультанты помогут целесообразно распределить финансовые ресурсы, оценить затраты на реализацию проектов, оценить сроки окупаемости этих проектов, просчитать финансовые риски и составить финансовую стратегию для эффективного распределения денежных средств.
Кадровый консалтинг
Консультанты по кадровым вопросам специализируются на общественной жизни компании. Они оценивают кадровый состав, выявляют проблемы во взаимодействии отделов, нанимают новых сотрудников и правильно распределяют социальные роли. Кадровый консультант тестирует, разрабатывает и внедряет системы мотивации и поощрения персонала, решает конфликты и ищет способы их предотвращения.
Консультанты сумели провести аттестацию, не вызвав недовольства и стресса в коллективе. По итогам проверки, сотрудники были отправлены на дополнительное обучение. Часть сотрудников пришлось уволить. За 3 последующих месяца в компанию не поступило ни одной жалобы, а прибыль увеличилась на 20%.
Инвестиционный консалтинг
Консультанты по инвестициям ищут и оценивают инвестиционные проекты для выгодного вложения средств, помогают выбрать брокера, составляют инвестиционный план и инвестиционный портфель, консультируют компании или частных лиц по вопросам распределения активов.
Юридический консалтинг
Задача юридического консультанта – искать, предотвращать и решать юридические проблемы организации или частных лиц. Сфера деятельности обширна – юридическая помощь в вопросах трудоустройства, составления документации, корпоративной и интеллектуальной собственности, недвижимости и других аспектов.
Бухгалтерский консалтинг
Консультанты в области бухгалтерии наводят порядок в учете, помогают компаниям разобраться в отчетной документации, находят возможности уменьшения налоговой базы, анализируют кредиторскую задолженность и определяют прибыльность бизнеса.
Обучающий консалтинг
Обучающий консалтинг выполняет следующие функции: обучение сотрудников, проведение тренингов и семинаров, составление методической документации.
Как не ошибиться в выборе консультанта?
Нет никакой магической формулы или секрета, которые делают одного консультанта успешнее другого. Хороший консультант знает нюансы и тонкости той области, в которой консультирует.
Он не боится брать на себя ответственность и давать гарантии. Результаты его труда измеримы. Это и есть главное различие между хорошим и плохим консультантом.
Основные критерии при выборе консультанта:
1 Конкретные результаты.
Эффективность проделанной работы определяется в точных измеримых показателях. Если консультант не готов их предоставить, то его квалификация недостаточна для консалтинга.
2 Осведомленность в проблеме клиента.
Профессионал заранее изучит проблемы клиента. Указав на способы решения, которых клиент раньше не видел, он продемонстрирует заинтересованность и уверенное знание предмета. Это важно.
3 Тяга к вопросам.
Опытный специалист не стесняется задавать вопросы. Он не находится в тени и активно участвует в проекте. Чем больше экспертных вопросов появляется у консультанта, тем больше вероятности, что клиент не ошибся в выборе.
4 Гибкость.
Профессионал уважает собственную точку зрения, но прислушивается к мнению клиента. Гибкость – одно из основных качеств хорошего специалиста.
5 Практическая деятельность.
Профессионал предпочитает практику теории. Желание консультанта внедрять сгенерированные идеи указывает на его опыт и стремление к большим достижениям.
Теперь вы сможете самостоятельно выбрать консультанта. Но как быть с консалтинговой фирмой? В какую из них обратиться? Об этом читайте далее.
4 обязательных требования к консалтинговой компании
1 Квалифицированный персонал.
О качестве услуг компании можно судить по ее сотрудникам. Серьезные консалтинговые фирмы внимательно относятся к подбору кадров. В их числе выпускники MBA, бывшие топ-менеджеры, которые знают бизнес изнутри. И это не универсалы, готовые взяться за любой вид консалтинговых услуг. Каждый из них – профессионал в своей нише.
2 Ценовая политика.
Стоимость на услуги должна быть соизмерима с теми бизнес-сегментами, на которых специализируется компания. Если это средний сегмент, то ценник не должен быть заоблачным или слишком низким.
3 Объективная оценка.
Объективная оценка, которая не зависит от сложившейся корпоративной культуры и бездоказательных убеждений консультантов – еще один признак серьезной компании.
4 Наличие портфолио.
Если компания ведет практическую деятельность, то успешно выполненные проекты – ее преимущество. При их отсутствии клиенту лучше поискать другую компанию.
5 этапов консалтинговой деятельности
1 Знакомство и заключение контракта:
- подготовка к встрече, изучение проблемы; анализ требований клиента; начальная финансовая оценка работ; сроки проекта и список мероприятий; юридические аспекты заключения договора.
В договоре четко указывается стоимость услуг, условия изменения оплаты в ходе проекта, условия досрочного расторжения, ответственность и обязанности каждой из сторон.
2 Анализ деятельности компании:
- сбор технических данных; анализ взаимодействия структурных подразделений; определение причин проблемы.
3 Планирование и план решения:
- разработка плана решения; презентация полученных данных; согласование с клиентом.
4 Внедрение и контроль за проектом:
- внедрение разработанного плана; контроль каждого этапа и анализ показателей; обучение персонала при необходимости.
5 Завершение проекта:
- объективная оценка изменений; подведение итогов; решение о продолжении сотрудничества.
Консалтинг или коучинг – как сделать правильный выбор
Я потратил 400 000 рублей на услуги бизнес-тренера, но так ничему и не научился.
Распространённый сценарий среди руководителей бизнеса, которые, по сути, хотели получить услуги консультанта, а вместо этого наняли коуча.
Коучинг и консалтинг – похожие методики с принципиальным отличием.
Задача коучинга – довести клиента до результата. Задача консалтинга – дать рекомендации как этого результата достигнуть.
Коуч мотивирует клиента достичь цели, прорабатывает его убеждения и страхи, поддерживает и направляет. В ходе коучинга клиент сам составляет план действий для решения проблемы.
Консультанта можно сравнить с экспертом или советником, который даст конкретные рекомендации или создаст бизнес-план для клиента.
Для запуска бизнеса потребуются оба специалиста. А для решения четко поставленной задачи – придется сделать выбор.
Зная разницу между коучингом и консалтингом, клиент примет верное решение.
Перспективы российского рынка консалтинга
Рынок консалтинговых услуг в России стремительно набирает обороты. По данным РБК и исследовательского центра компании IPT Group за последние 10 лет его объемы выросли на 73%.
В нестабильных условиях российской экономики спрос на услуги консультантов продолжает возрастать. В результате сотрудничества с консалтинговыми компаниями, топ-менеджеры получают четкую стратегию по выходу из кризиса, а консалтинг становится выгодной инвестицией в бизнес.
Самые востребованные виды консалтинга – IT, финансовый и юридический. Небольшой спад переживает управленческий консалтинг.
Ужесточаются требования к консалтинговым компаниям, увеличивается количество проверок Росфиннадзора. Эти действия в перспективе должны повысить качество российского консалтинга и отразятся на эффективности бизнес-процессов.
Теперь вы знаете, что консалтинг – это непросто экспертные советы. Это глобальная непредвзятая оценка бизнеса, повышение имиджа компании, решение конкретных производственных проблем и помощь при выходе из кризисных ситуаций.