Консерватизм что это в психологии

Консерватизм как черта характера присущ очень многим людям. Если посмотреть определение, то консерватизм в характере – это склонность поддерживать неизменность, традиции, устоявшийся и привычный образ действий, мыслей, оценок. Получается, что консервативный человек – это стабильный, последовательный, дисциплинированный исполнитель. В реальной жизни он очень предсказуем. Сохранить неизменность существующего положения вещей для него важнее сути предлагаемых изменений. Человек консервативных взглядов в чем-то напоминает супердобросовестного сторожа на овощебазе – пусть помидоры лучше сгниют, но он никого не впустит и не выпустит.

Консерваторы. Кого можно отнести к ним

Итак, попробуем нарисовать портрет типичного консерватора. Кому-то может показаться, что консервативный человек – это такой себе благообразный джентльмен с бакенбардами, курящий трубку. Или добропорядочная мать семейства, которую беспокоит только, покушал ли её ребенок, не забыл ли он шарфик, а то, что ребенку 35 лет, как-то проходит мимо её сознания. И вы будете правы.

А как насчет свободолюбивых неформалов и прочей яркой публики? Смогли бы вы поставить подпись «человек консервативных убеждений» под следующей фотографией?

Консерватизм что это в психологии. Смотреть фото Консерватизм что это в психологии. Смотреть картинку Консерватизм что это в психологии. Картинка про Консерватизм что это в психологии. Фото Консерватизм что это в психологии

Казалось бы, куда уж более нестандартно, а может, даже прогрессивно. С другой стороны, легко ли такому персонажу выглядеть традиционно и обыденно? Сможет ли он без внутреннего, а может, и внешнего протеста переодеться, изменить прическу? Не всегда такие яркие личности готовы принять новшества. Вот и получается, что вся разница между чопорным джентльменом, не замаравшем свои руки прикосновением к кроссовкам, и отвязным неформалом, считающим галстук не иначе как удавкой, только в цвете помидоров на складе.

В той или иной мере у всех людей есть консервативные убеждения, а вот что значит консервативный человек, и хорошо это или плохо, сейчас попробуем разобраться.

Консервативные взгляды как платформа для прогресса

Казалось бы, странная формулировка. Как может склонность к неизменности и даже боязнь новшеств способствовать прогрессу? Консерватизм – это же ограниченность и удержание старого ненужного хлама, как в быту, так и в убеждениях.

Консерватизм что это в психологии. Смотреть фото Консерватизм что это в психологии. Смотреть картинку Консерватизм что это в психологии. Картинка про Консерватизм что это в психологии. Фото Консерватизм что это в психологии

Но давайте еще раз задумаемся, ведь консервативный человек – это еще и тот, кто тщательно проверяет все предлагаемые новшества и перемены на предмет не станет ли от них хуже. И далеко не всегда позиция «как бы чего не вышло» является неправильной.

Так хорош или плох консерватизм? Однозначного ответа нет и быть не может. Но то, что через асфальт консерватизма пробивают себе дорогу в жизнь только самые активные, сильные и необходимые одуванчики научных открытий, социальных изменений и способов жизни, однозначно факт.

Консерватизм как профессиональная особенность

Многие профессии накладывают отпечаток на склад характера. Часто наиболее консервативными оказываются преподаватели, медики, юристы. И даже внешность начинает соответствовать внутреннему настроению. Вот, к примеру, вряд ли вызовет удивление, что женщина на фото преподает в университете.

Консерватизм что это в психологии. Смотреть фото Консерватизм что это в психологии. Смотреть картинку Консерватизм что это в психологии. Картинка про Консерватизм что это в психологии. Фото Консерватизм что это в психологии

Если вы находитесь в «группе риска» и опасаетесь стать излишне консервативным, вам можно порекомендовать совершать побольше нестандартных и нетипичных поступков.

Кстати, консервативный, он же классический, стиль в одежде – это вовсе не означает некрасивый, унылый и неинтересный. Даже при самом строгом дресс-коде можно выглядеть элегантно и красиво.

Консерватизм что это в психологии. Смотреть фото Консерватизм что это в психологии. Смотреть картинку Консерватизм что это в психологии. Картинка про Консерватизм что это в психологии. Фото Консерватизм что это в психологии

Если консерватизм мешает, как изменить убеждения

Бывает так, что привычка к определенному образу жизни мешает изменить все к лучшему. Страх перемен может помешать карьерному росту, созданию семьи, открытию своего дела. Консервативные взгляды иногда препятсттвуют взаимопониманию между вами и вашими детьми.

Если вы – консервативный человек, это значит, что и менять свои взгляды и привычки вы будете постепенно и осторожно. Но ведь будете, и это главное.

Для того чтобы перестать быть консерватором, нужно будет полюбить словосочетание «я не знаю». Я не знаю, чем живет современная молодежь, расскажи мне. Я не знаю, как строить бизнес. Научите меня.

Начинать следует с мелочей и изменения привычек. Попробуйте через день чистить зубы левой рукой, добираться с работы и на работу каждый раз другим маршрутом. Познакомьтесь и подружитесь хоть с одним человеком из другой социальной, возрастной, культурной группы. Главное, однажды начав, продолжать вносить в свою жизнь новшества и изменения. От каких-то вы откажетесь, что-то возьмете на вооружение, в любом случае жизнь станет ярче и интересней.

Источник

КОНСЕРВАТИЗМ

Смотреть что такое «КОНСЕРВАТИЗМ» в других словарях:

Консерватизм — Консерватизм … Википедия

Консерватизм — (conservatism) Так обычно называют политическую философию, стремящуюся к сохранению того, что считается лучшим в обществе с устоявшимися традициями, и выступающая против радикальных перемен. На самом же деле гораздо проще определить исторические… … Политология. Словарь.

КОНСЕРВАТИЗМ — (фр. conservatisme, от лат. conservo охраняю, сохраняю) идейное течение, настаивающее на постепенности изменения общества с учетом устоявшихся, оправдавших себя во времени органических коллективных ценностей и традиций. К. является не теорией… … Философская энциклопедия

КОНСЕРВАТИЗМ — (ново лат., от лат. conservare сохранять). Образ мыслей и действий консерваторов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНСЕРВАТИЗМ на политическом языке все те убеждения и меры, которые благоприятствуют … Словарь иностранных слов русского языка

КОНСЕРВАТИЗМ — (французское conservatism, от латинского conservo охраняю, сохраняю), совокупность разнородных идейно политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм… … Современная энциклопедия

КОНСЕРВАТИЗМ — (франц. conservatism от лат. conservo охраняю сохраняю), совокупность разнородных идейно политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм приобретал… … Большой Энциклопедический словарь

Консерватизм — (французское conservatism, от латинского conservo охраняю, сохраняю), совокупность разнородных идейно политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

консерватизм — а, м. conservatisme m. Приверженность к старому, отжившему и вражда ко всему новому, передовому; взгляды, убеждения консерватора. БАС 1. Необузданный консерватизм патриархального быта, вот чем отличается наше общественное мнение. Писарев Стоячая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

консерватизм — консервативность, косность, закоснелость, рутинёрство, рутинность / человека: твердолобость (разг.) / взглядов на семью: домострой, домостроевщина / атмосферы, среды: затхлость см. также рутина, реакционность … Словарь синонимов

КОНСЕРВАТИЗМ — КОНСЕРВАТИЗМ, консерватизма, мн. нет, муж. (книжн.). 1. То же, что консервативность. Консерватизм взглядов. 2. Система консервативных взглядов или поведение консерватора. «Муж по обыкновению спорил для того, чтобы щегольнуть перед гостями своим… … Толковый словарь Ушакова

КОНСЕРВАТИЗМ — (лат. conservare сохранять) сложный и многогранный социальный феномен, могущий быть представлен в нескольких измерениях: как совокупность психических качеств индивида (позволяющее считать человека консерватором независимо от его политической… … Новейший философский словарь

Источник

Что такое КОНСЕРВАТИЗМ

Основные черты, свойственные консерватизму

Для идеологии, отдающей предпочтение всему старому и проверенному характерны следующие особенности проявления:

Важно! Реформы – это то, что чрезвычайно страшит консерваторов, во все исторические эпохи, не зависимо от направления рассматриваемого идеологического течения, консерваторы выступали за сохранение старого, пусть и в ущерб жизни людей.

В обычной жизни консерватизм проявляется, например, в стремлении покупать привычные вещи и предметы, даже если они морально и технически уже устарели.

Также может быть интересно: Омегаверс — что это такое?

Видео

Консервативные партии мира

На данный момент в разных государствах мира ещё имеются консервативные партии, появившиеся ещё очень давно и до сих пор сохраняющие своё существование. Их позиции, программы и предвыборные лозунги основываются на консервативных положениях, но с учётом современных реалий. Следует также отметить, что многие консервативные партии остались консервативными лишь на бумаге, по сути растворившись в группе других «демократических», «либеральных» и «социалистических» партий. Иногда позиции консерваторов заостряются только на отношениях с либералами и социалистами.

Консерватизм что это в психологии. Смотреть фото Консерватизм что это в психологии. Смотреть картинку Консерватизм что это в психологии. Картинка про Консерватизм что это в психологии. Фото Консерватизм что это в психологииТакже можно отметить тот факт, что нередко политический консерватизм перетекает в своеобразный национализм, призванные упрочить права коренных жителей государства и ограничить права многочисленных мигрантов, прибывающих в страну. В этом есть своя идея, благоприятная для общества.

На данный момент во многих государствах до сих пор есть консервативные партии, имеющие вес на политической арене страны, а также претендующие на непосредственное участие в принятии решений как внутри, так и вне государства.

История консерватизма

И хотя во все времена существовали идеи, доктрины, концепции и парадигмы, которые можно отнести к консервативным, отправной исторической точкой в определении консерватизма является конец 18 — начало 19 столетия. Своего рода, формирование принципов идеологии стало ответной реакцией на Французскую революцию 18 века, попиравшей устои «старого порядка», когда непривилегированные слои общества предприняли попытку отстоять свои права.

Считается, что сам термин «консерватизм» принадлежит французскому политику и писателю Франсуа Рене де Шатобриану, который в начале 19 века занимался издательством журнала «Le Conser­va­teur» («Консерватор»).

Консерватизм что это в психологии. Смотреть фото Консерватизм что это в психологии. Смотреть картинку Консерватизм что это в психологии. Картинка про Консерватизм что это в психологии. Фото Консерватизм что это в психологии

Лозунг идеологии раскрывается в выражении «Традиционное единство». К основным идеям консерватизма можно отнести:

У истоков консерватизма стояли английский мыслитель Эдмунд Берк, Франсуа Рене де Шатобриан – писатель и дипломат из Франции, французский политик Алексис де Токвиль, а также католический философ Жозеф де Местр.

Яркими представителями консерватизма в современной истории считают И.Сталина, К. Черненко, Ю. Андропова, Л.Брежнева.

Неоконсерватизм

Неоконсерватизм сочетает признаки консерватизма и либерализма.

Консерватизм что это в психологии. Смотреть фото Консерватизм что это в психологии. Смотреть картинку Консерватизм что это в психологии. Картинка про Консерватизм что это в психологии. Фото Консерватизм что это в психологии

Характеристика неоконсерваторов включает:

неохотное признание демократии, так как в современном мире другой альтернативы нет;

признание двойственности человеческой природы – агностицизм;

государство считает, что не должно экономически и социально поддерживать граждан, которые сами могут заработать;

культурные и моральные нормы преобладают над социальными, экономическими и политическими.

Направление на неоконсерватизм было предпринято Западом в 60 — 70-х годах прошлого века, когда был расцвет феминистического и радикального движения среди молодежи.

Консерватизм в политике

Это идеология в политике. Основные идеи:

Консерватизм в России

Консервативная партия в России была с 1990 по 2005 годы. Её основатель — Лев Убожко. Однако партия просуществовала недолго из-за непопулярности идей и недостаточного количества сторонников.

Несмотря на отсутствие отдельной консервативной партии, консерваторских взглядов придерживается самая крупная политическая партия в России — «Единая Россия». В частности, сторонники партии заявляют о социальном консерватизме. Партия также стремится придерживаться консервативного подхода к принятию законов.

Социальный консерватизм

Идеология, которая направлена на защиту традиционных ценностей, населения.

В России также осуществляет деятельность Центр социально-консервативной политики (ЦСКП).

Основные идеи Центра:

Русская Философия. Энциклопедия

Идеологи консерватизма

Консерватизм что это в психологии. Смотреть фото Консерватизм что это в психологии. Смотреть картинку Консерватизм что это в психологии. Картинка про Консерватизм что это в психологии. Фото Консерватизм что это в психологииФрансуа Рене де Шатобриан. Фото: Wikimedia

Консерватизм что это в психологии. Смотреть фото Консерватизм что это в психологии. Смотреть картинку Консерватизм что это в психологии. Картинка про Консерватизм что это в психологии. Фото Консерватизм что это в психологииЭдмунд Берк. Фото: Wikimedia

В книге «Размышления о Французской революции» 1790 года Берк доказывает, что истинная свобода возможна только в рамках закона и порядка, а реформы должны осуществляться эволюционным, а не революционным путем. Эти принципы легли в основу консерватизма.

В 1980-е на Западе появился так называемый неоконсерватизм — более приспособленное к современным реалиям учение. Его представители отказались от особенно одиозных требований (сохранение смертной казни, запрет однополых браков, религия в школах), но сохранили главное — курс на сильное государство. Яркими представителями неоконсерватизма считаются Рональд Рейган, Маргарет Тетчер и Ангела Меркель.

Консерватизм что это в психологии. Смотреть фото Консерватизм что это в психологии. Смотреть картинку Консерватизм что это в психологии. Картинка про Консерватизм что это в психологии. Фото Консерватизм что это в психологииАнгела Меркель. Фото: Reuters

Консерватизм в странах мира

Направления консерватизма имеют свою обособленную историю практически в каждой стране планеты. Цели и методы консервативной политики каждый страны отличаются.

Консерватизм что это в психологии. Смотреть фото Консерватизм что это в психологии. Смотреть картинку Консерватизм что это в психологии. Картинка про Консерватизм что это в психологии. Фото Консерватизм что это в психологии

В современном мире консерватизм подразумевает наличие монархии в стране. Консервативные партии и монархические семьи смогли сохранить: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Япония и многие другие.

Партии, наполовину имеющие признаки консерватизма, христианские взгляды, есть в Австралии, Италии, Германии, Японии, Новой Зеландии, США.

В Ирландии, Португалии и Канаде есть социально-консервативные партии.

Политолог и ученый Клаус фон Байме разработал свой метод, по которому классифицировал все партии мира и истории. После чего обнаружил, что нет ни одной партии на планете, которую можно было бы полностью считать консервативной.

Источник

Четыре психологические проблемы для консерваторов.

Ни в одном из психологических словарей, подготовленных самыми авторитетными психологами России, нет понятия «консерватизм» и описания его психологического содержания. Это при том, что в стране идет активная дискуссия о его практическом воплощении в реальную политику, как способа спасти страну. Масштаб работы над идеей консерватизма приблизительно очерчивает аналитический обзор М.Ремизова, перечисляющего организации, имена и издания, вовлеченные в создание консервативного проекта для России. Организации: «Серафимовский клуб», «РЖ-Сценарии», «Консервативный пресс-клуб», Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата, Сретенский монастырь, литературно-философская группа «Бастион», философско-культурологический «Консервативный семинар»,«Экспериментальный творческий центр», Институт русской истории при РГГУ, ЦСКП партии «Единая Россия» и др. породили массу определений, классификаций и версий консерватизма в добавление к уже имеющимся. Среди них нет только психологической интерпретации консерватизма, которое хоть в малой степени помогло бы объяснить значимость этого интеллектуального озарения Франсуа Рене де Шатобриана.

Ответов на эти вопросы в психологической литературе, посвященной консерватизму нет. Можно высказать только предположения, приводя для этого факты, которые недооцениваются наукой и политическими лидерами.

Предположение первое: консерватизм – естественная реакция общества на критические изменения условий жизни, вызванные социально-политическими инновациями, угрожающими непрерывности его истории. Это означает, что если даже консерватизм запретить, то он снова и снова будет возникать из «ничего», которым является ощущение опасности от неконтролируемых изменений жизни. Франсуа Рене де Шатобриан гениально назвал вечно существующее политическое явление консерватизмом, как Нильс Бор назвал нечто опасное «атомом», а В.Г.Лейбниц назвал ощущение бесконечно малым, а восприятие интегралом, открыв человечеству перспективы, которые мы, к сожалению, уже исчерпали. Консерватизм, как естественное политическое явление, как интеграл В.Г.Лейбница, был всегда, есть сейчас и будет после нас, а теоретикам и практикам остается только познавать его в своих теоремах и применять в расчетах на практике.

Одинаково неправильно идеализировать или клеймить, как консерватизм, так и либерализм, потому что их дискуссия придает динамику жизни, отсеивая все, что ей мешает. Человечество время от времени оказывается в безвыходных тупиках из-за разрыва между своими потребностями и возможностями, производством и потреблением. Периодически возникающие дефициты продовольствия, энергоносителей, экологические и климатические катастрофы, переселение масс людей, исчерпание традиционных энергоносителей вынуждает искать инновации любого типа: от технических достижений до революций и мировых войн. Фактически, вся современная цивилизация является не более чем самым масштабным коммерческим проектом, который может быть как правильным, так и ошибочным. Вместо современного проекта цивилизации человечество могло развиваться по какому то второму, третьему проекту, но в результате политической борьбы был избран либеральный проект, чертами которого является Бретон-Вудс, Вашингтонский консенсус, МВФ, ВБ, ВТО, ООН, ФРС и др. наднациональные органы власти. Глобальный экономический кризис показал, что возможности этого проекта близки к исчерпанию его возможностей по управлению поведением колоссальных масс людей на земле, и это дало очередной повод для оживления дискуссии между консерваторами и либералами, в которой на третьих ролях участвуют левые.

Вопрос второй связан с тем, что либеральный проект ориентирован на фактор управляемого развития, который, как и проект социалистический не учел фактора неконтролируемых изменений. Развитие – величина зависимая, предусмотренная и пятилетними планами КПСС, и проектом «глобализации», а вот изменения – величина независимая, неуправляемая, уходящая из под контроля мировой системы власти в экологии, техносфере, в поведении людей. Именно неконтролируемые «изменения» обрушили СССР, точно так же изменения угрожают всей современной цивилизации. Сакральный смысл этих двух известных проектов заключается в том, что предметом развития является человек, а не нефтепроводы, ракеты, автомобили и мобильная связь. О нем и спор между политическими, национальными, культурными системами. Многие забыли о проекте «советского человека», и сейчас не замечают проекта человека свободного рынка, который «не пахнет, чистит зубы, смотрит ТВ и пр.», но об этом подробно далее. Слишком серьезный вопрос – предмет политического спора.

Итак, предметом всех дискуссий и сакральным смыслом консервативного и либерального проектов является человек. И та, и другая сторона имеет свой проект человека, но об этом стараются не говорить вслух, сохраняя своей проект как самую главную военную тайну. Тем более, что упоминание проекта человека сразу напоминает о неудачной попытке навязать миру один проект человека в 1939-1945 годах, попытка воплощения которого унесла более 50 миллионов жизней. Расовая теория, «сертификат белокурой бестии» и др. компоненты проекта человека «нордической расы» были фундаментально разработаны учеными, имена которых стерты из истории науки: Ганса Брауса, Рудольфа Бенце, Вильгельма Арпа и др. Их труды никто не изучает, потому что их проект человека был отвергнут, как ошибочный и даже преступный.

Потерпел неудачу проект «советского человека», в реализацию которого были вложены феноменальные ресурсы, породившие советскую философию, педагогику, идеологию, литературу, искусство, кино, советский театр, союзы журналистов, писателей, художников, театральных деятелей и т.д. Проект не выдержал испытания жизнью, и пал под ударами горячих и холодных войн, похоронив под собой грандиозное государство – СССР, а по сути, проиграв проекту «глобального человека». Крушение проекта советского человека подтвердило один из ключевых консервативных тезисов: человек действительно слаб, но при этом показав, что даже жесткий внешний контроль не может изъять из его психологической сущности некоторые слабости. Все природные человеческие слабости после 1991 и 1993 годов, словно прорвав плотину, буквально затопили личную и общественную жизнь России корыстью, жадностью, пьянством, развратом, жестокостью, ложью и пр. Это наводнение слабостей, но не потом – ситуация с моделью человека драматическая, но не трагическая. Страна и психологическая наука получили урок, из которого надо делать выводы.

Сегодня в мире царит проект «глобального человека», слабости которого отпущены на волю в режиме общества потребления. Все представляется доступным, разрешенным, возможным на основе философии ничем не ограниченной свободы человека. Расчет делается на то, что ограничения на потребление будут возникать естественным образом, и если человек лично не в состоянии ограничить свое потребление, то он по законам социал-дарвинизма погибнет или от сверхпотребления, как алкоголик, или в конкурентной борьбе с себе такими же неуемными сверхпотребителями. Факторами, формирующими «глобального человека» является реклама, деньги, торговля, технический прогресс, а не культура, образование, наука, труд, как это делалось до введение в действие проекта «глобального человека», инициированного либеральной теорией и практикой.

Идеологи либерализма никогда не признаются в существования проекта «глобального человека», потому что он действительно реализуется без проекта, как «свободный рынок», который должен сам все отрегулировать. Но проект человека будущего есть, и его сознательно, целеустремленно реализует современная система образования, воспитания, культуры, труда во всех странах мира. Внешне со времен Второй мировой войны никто не навязывает другим своего проекта человека, но конкуренция между людьми разных проектов идет в режиме свободного рынка: в производстве, финансовом секторе, торговле, науке и спорте. Совершенно ошеломительные результаты дал китайский проект человека, который в считанные годы вывел Китай на лидирующие позиции в производстве, науке, культуре и спорте. Проекты существуют, но обсуждаются они в терминах содержания и методов образования, форм трудовой деятельности, стандартов бытового поведения и т.п.

Любой проект человека начинается с определения человека, из которого следует автоматически буквально все: что человек должен знать и что не должен знать? что должен уметь и чего не должен уметь? какие права он имеет и каких не имеет? Каким наказаниям он должен подвергаться и на какие поощрения он может рассчитывать? Какими методами можно управлять поведением человека, а какими нельзя? Проект человека и инструменты его формирования периодически пересматриваются вынужденно. Непрерывное и неуправляемое изменение условий жизни на земле делает человека «предыдущего проекта» беспомощным перед ее новыми реалиями. Человек на протяжении всей известной нам истории формировался по проекту, опережающему время, а между политическими силами всегда шла ожесточенная конкуренция за принятия именно ее проекта. В случае победы победившая сторона всегда перестраивает государственную машину под формирование человека по своему проекту, реформируя для этого право, управление, образование, культуру.

Определение человека в неосознанном виде есть у каждого гражданина, независимо от его образования, интеллекта или его нежелания думать на эту тему. Когда мы говорим о другом человеке, действуем в отношении другого человека, отвечаем на его вопросы и реагируем на его просьбы, то руководствуемся своим личным определением человека, не задумываясь об этом. Можно ли человека обругать его нецензурными словами? отказать ему в помощи? не подать милостыню нищему? поделиться с ним самым сокровенным и т.д.? Достаточно вспомнить свои действия в отношении людей в течение одного лишь дня, чтобы понять и сформулировать свое определение человека, которым мы реально руководствуемся в повседневной жизни не задумываясь об этом. И можем быстро найти свое определение человека на шкале, где «1» означает «понимание человека, как животного», а «100» – «как «подобия Бога на земле». Есть еще 99 промежуточных точек на этой шкале, одна из которых соответствует нашему поведение на практике.

Сегодня мало кто решится произнести определение человека, силуэт которого с трудом различают современные философы, психологи, медики, педагоги – это микрокосм, который по своей сложности превосходит макрокосм. По разным причинам в мировой психологической науке нет сегодня ученых, которые имели бы такое же влияние как Дж.Локк, В.Г.Лейбниц, Песталоцци, Гербарт и др.

Итак – с какими проблемами имеют дело соперники: консерваторы и либералы? Что вызывает ощущение опасности у консерваторов, побуждающее их почти интуитивно пытаться сдерживать центробежное ускорение реформ либералов? Сначала надо сделать несколько пояснений.

Психология человека, по классической версии, включает в себя психологию разума, которую энергично разрабатывали такие выдающиеся интеллектуалы, как Дж. Локк (3), В.Г. Лейбниц (4) и др. На достижениях этого психологического направления построены все достижения современной цивилизации (математический анализ, математическая логика, психолингвистика, педагогика и др.). Три других психологических составляющих феномена человека известны неполно (психология бессознательного), или забыты за ненадобностью (психология воли), или дискредитированы (психология веры). Однако, эффективное поведение, достойное человека, возможно лишь при наличии и разума, и веры, и воли, и бессознательного. Классики концентрировали свои усилия на первичных, натуральных психологические качествах, которые рекомендовала педагогике для практической реализации. Под первичными качествами понимаются традиционные психологические свойства психически развитого человека. Б.Г.Ананьев перечислил их в 1945 году в своей книге «Очерки психологии»: сознание, ощущение и восприятие, представления и память, мыслительные процессы и речь, способности и деятельность, сила и полнота характера (8 ). «Список Ананьева» не подлежит сомнению, как не подлежит сомнению совершенство человеческого тела: пропорции, сила мышц, объем легких и пр.

Глобализация привела к тому, что в реальной жизни доминируют вторичные психологические качества, которые психологическая наука и педагогика не обсуждают. Вторичные психологические качества появились в результате гиперразвития техносферной искусственной среды, созданной за последнее столетие (9). В результате, как мышечное совершенство в техносферной среде не является решающим фактором признания, так и первичное психическое совершенство не является достаточным условием для успеха в ней. Параллельно с заменой мышечного усилия моторами шло усиление разума системами хранения и обработки информации. Это не просто снизило требования к разуму претендентов на успех, но потребовало от них вторичных психологических качеств, ориентирующих на социально-технические условности. Под вторичными психологическими качествами понимается реакция психики человека на искусственную реальность, состоящую из эквивалентов природной реальности.

Природная реальность описывается объективными логическими, математическими, биохимическими и иными закономерностями естественной среды. Для действия именно в ней предназначена психология разума. Однако жить глобальному человеку приходиться в мире эквивалентов природной среды: социальных условностей, правовых норм, экономических отношений, «подзаконно» регулирующих поведение человека. И успеха в ней достигает тот, кто использует субъективные законы, а не объективные.

Художественная литература, как наиболее чувствительный метод исследования человека, заметила проблему подмены первичных базовых ценностей на вторичные ценности (Э.Золя, Т.Драйзер, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь и др.). Литература показала, что одно дело обнаруживать мощь когнитивных и волевых процессов в борьбе с природной стихией в крестьянском труде или в трудах физика по удержанию плазмы в электромагнитном поле, и совсем иное дело проявлять те же качества в оперировании деньгами, векселями, курсами валют, рекламными и избирательными кампаниями, информационными потоками. Это психологически настолько разные вещи, что «объективисты» совершенно беспомощны в системе эквивалентов, а «субъективисты» бесполезны в реальном физическом мире.

Начало психологии разума в современном понимании, условно говоря, положил Френсис Бэкон около 1272 года. Он переориентировал психологию мышления на обобщение реалий, а не слов, и сформулировал основы психологии разума (6). Менее осознанно это начиналось с открытиия Академии в Лангедоке в 792 г. Генри де Желоном. Основная проблема психологии разума формулируется в 1122г. Абеляром в сочинении «Да и нет», не желавшего веровать в то, что он не «расколол» предварительно рассудком. Плодами психологии разума являются компас (1150г.), часы (1220г.), географические карты и угломер (1250г.). Затем Оккам заложил основы эмпирически ориентированной психологии научения и мышления (1345г.). Психологию разума укрепляли такие аргументы, как работа Коперника » Об обращении небесных сфер» (1543г.), которая прозвучала как «сигнал страшного суда над ложной философией». После этого, в 1590 г. Гоклениус вводит в науку понятие «психология». Плоды психологии разума: закон всемирного тяготения, теория света, химия газов, превращение энергии, паровая машина, электромагнетизм создали условия для принципиально новой системы образования (12).

Современная педагогика выросла именно из психологии разума, когда в 1631г. Я.А. Коменский в своем труде «Великая дидактика» потребовал «познавать и исследовать реальный мир, причем познавать и исследовать самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Почти одновременно, в 1640г., появляется труд Декарта «Правила для руководства ума», где единственным бесспорным объектом интроспекции объявляется мысль. К 1690 г. широко распространяется динамический принцип Ньютона, доказывающий, что за реальными объектами могут быть признаны физические свойства, доступные опытному познанию и математическому обобщению. Из психологии разума естественно следуют психолого-педагогический труд Д.Локка «Опыты о человеческом разуме» (1689) и ответ на него В.Г.Лейбница «Новые опыты о человеческом разуме» (рукопись датирована 1705 г., издана в 1765г.). Дифференциальное исчисление (1684), интегральное исчисление (1693), исчисление бесконечно малых (1702) Лейбница-Ньютона являются символом могущества психологии разума.

Педагогика продолжала точно и последовательно реализовывать психологию разума, совершенствуя свои методы приблизительно каждые 30 лет. Педагоги «Волны Гельвиция» (р.1715) совершают отход от психологии веры и дрейф к психологии разума. Затем педагогическая «волна Песталоцци» (р.1746) способствует идее развития мышления вопреки механическому накоплению. «Волна Гербарта» (р.1776) разрабатывает новый инструментарий психологической науки, критериями которого стали ясность, система и метод. «Волна Ушинского» (р.1813) добивается того, что наука стоит вне всякой религии, ибо опирается на факты, а не на верования. «Волна Кеттела» (р.1860г.) систематизирует, классифицирует работу разума: люди стали оцениваться с точки зрения способности много и долго помнить, сохранять устойчивое внимание, делать логически верные умозаключения. Времена «волны Макаренко» (р.1888) пришлись на сложный период всеобщей «технологизации» всех наук, когда работали Корнилов (1879), Блонский (1884), Рубинштейн (1889), Выготский (1896), Теплов (1896). Их ровесниками за рубежом были Келлер (1887), Вертгаймер (1880), Коффка (1886), Левин (1890), Торндайк (1874), Уотсон (1878), Келлер (1887), Кречмер (1888). Они довели измерение разума человека до совершенства, а технологию его развития до ремесла. Их трудами мы живем в ауре поклонения разуму так естественно, словно ничего иного не существует. Однако люди, воспитанные по модели «психологии разума», все более становятся интеллектуальными рабами примитивов. Чего же они не знали? Они не могли поверить, что продукты разума подменят его мнимыми эквивалентами (13).

Когда психология разума породила атомную энергетику, генную инженерию, системы компьютерной связи, валютную систему и потеряла контроль над этим беспределом возможностей человека, психология бессознательного взяла на себя лидерство в разрешении проблем общества. Легализации этого направления психологии происходила усилиями гипнотизера Месмер (1760-1815г.г.), первыми демонстрациями в 1813 г. словесного погружения в гипноз аббатом Фариа, в 1848 г. сестры Фокс в США демонстрируют сеансы спиритизма. После 1900 г. широкую поддержку получает психоанализ Фрейда. С 1928 г. в публикациях Фореля осуществляется мощная кампания защиты гипноза как приемлемой лечебной процедуры. В 1939-1957г.г., широко обсуждается психология подсознательного восприятия, открытого Петцлом, Сидисом, Диксоном, Миллером и др. В 1955 г. во Франции снимается запрет Наполеона Бонапарта 1801 года на книги графа де Сада, и на Западе начинается сексуальная революция. Психотерапия превращается в рутинную медицинскую процедуру и около 1980г. становится мощным орудием изменения сознания, например, в варианте Вирджинии Сатир. В рамках подготовки управленческого персонала с 1982 г. в СССР начинается широкая практика применения методов психологического программирования по методикам Бэндлера, Гриндера и др.. После 1985 г. сеансы массового суггестивного воздействия в исполнении Кашпировского транслировались по ТВ на многомиллионные аудитории телезрителей. С 1992 г. начинаются мощная кампания коммерческой и политической рекламы на базе психологии бессознательного во всех средствах массовой информации Росиии. Порождением психологии бессознательного являются пропаганда и реклама в средствах массовой информации, масс культура, избирательные кампании, искусство кино и ТВ.

Поразителен такой факт: люди удовлетворяют свое любопытство, возбуждают свои страсти, тратят свои деньги и время своей жизни на получение удовлетворения от бега электронного луча по светящемуся экрана кинескопа. Световые пятна на больших и малых экранах заворожили миллионы людей мощнее, чем любая предшествующая религия или наркотики. Все свое свободное время, свои душевные силы и ресурсы множество людей растрачивают на поклонение звуку несуществующего и изображению воображаемого. Суммарное время, проводимое человечеством у экранов в течение суток много больше времени, потраченного на обеспечение собственного существования в труде!

Не менее поразителен другой факт: множество людей заменили контакт с живым человеком, с его телом, с его мыслями, с его чувствами на созерцание мерцающего экрана! Причем они получают при созерцании световых пятен удовлетворение, сходное с удовлетворением от непосредственного взаимодействия с реальной жизнью. Появился новый вид поведения «болельщика», «зрителя», «наблюдателя», который не способен на собственный поступок, риск, усилие. Кстати, взаимодействие с реальными людьми является заключительным звеном процесса личного неутомимого труда над своим совершенствованием: чем выше собственное совершенство, тем короче дорога к людям. В случае дефицита психологической силы его реальность подменяют волшебными техническими суррогатами.

Влияние психологии бессознательного трудно переоценить. Россия с 1991 года погружается в сумрак таинств: коммерческих, банковских, врачебных, следственных, финансовых, партийных, религиозных, технологических и т.д. В этом сумраке тайн на равных функционируют государственные и никому не ведомые спецслужбы, общества сатанистов, оргпреступность, секты. Они «ведут» неведомыми путями товары, денежные потоки, преобразовывают реальный хлеб, металл в «ценные» бумаги и т.п. Почти никто не знает имен «лоцманов», авторов политических кампаний, законопроектов, советников и астрологов государственных лидеров. Страна стала воплощением одной большой Тайны. В России все меньше остается места научным методам, разработанным для изучения реального мира. И все меньше места для людей, исповедующих психологию разума.

В психологии лицедейство приобрело форму всевозможных тренингов (СПТ, НЛП), которому начали учить вынуждать других людей признавать у обученного ум, волю, характер, знания и другие первичные качества, которых на самом деле у него много меньше. На этом феномене построены пиар-технологии, избирательные технологии и др. Вместо развития первичных натуральных качеств в тяжелом личном труде и экстремальных испытаниях методами различных тренингов учат изображать вторичные качества личности и признаки веры в те или иные ценности. Проблемой для современной политической жизни стали имиджмейкерство, политический маркетинг, избирательные технологии, пиар-технологии, которые являются технологией имитации требуемых качеств личности. Все это основательно запутало политические системы управления обществом.

Все натуральное поведение человека строится на психологии смелости, решительности, выносливости. Волевые люди, независимо от иных их достоинств, высоко ценятся и до ныне, особенно в спорте, в военном деле, в экстремальных видах человеческой деятельности. Безвольные в подобной среде презираются, отвергаются, даже уничтожаются. Психология воли трудно поддается лабораторному экспериментированию, наблюдению, описанию. Исследователи и творцы психологии воли после себя склонны оставлять факты сражений, побед и очень мало аналитических материалов. Средоточием науки о воли являются вооруженные силы, правохранительные органы, спецслужбы, овеянные романтикой силы прямого противоборства, физического и морального подавления оппонентов. Дар достигать результата ценой непосредственного и чрезвычайного усилия не так часто встречается. Хотя никакой успех в жизни не приходит к безвольному человеку.

Главный общественно психологический смысл денег заключается в том, что они гарантируют любому их обладателю преодоление препятствий в любое время, в любом месте, в любом состоянии. Деньги побеждают реальную смелость, решительность, выносливость противников, потому что в них незримо аккумулирована воля не одного человека, а десятков, сотен, тысяч людей, конечно, в зависимости от количества денег. Человек с деньгами в современной цивилизации имеет такое же абсолютное преимущество над людьми без денег, как в давние «до денежные времена» имел абсолютное преимущество волевой человек над безвольными: он мог позволить себе все и везде.

Деньги, как эквивалент воли, вобрали в себя все мыслимые человеческие мотивы и связали их в себе с действиями, которые человек с деньгами может себе позволить. Деньги позволяют их обладателю действовать независимо от собственной природной воли, своего разума, своей веры. Первично, психологически, человек с деньгами может быть волевым ничтожеством, но вторично, денежно, он же эквивалентен могучему вождю с полномочиями, ограниченными только суммой, которой он располагает. За деньги покупается любая информация, создается любой китч, обеспечивается самое совершенное лицедейство, исполняются любые действия.

Между тем, есть множество людей, которые самостоятельно, во всяком случае, без поддержки научной системы психического развития, неплохо разобрались в психологии денег и эффективно это знание использовали специфическим образом в специфических целях. Например, С.Московичи цитирует Бальзака, характеризующего в «Примеренном Бальмонте» всемогущество Банка (денег): «Это место, где выясняется, сколько стоят короли, где на руке взвешивается ценность народов, где судят системы (. ), где идеи, верования обозначаются цифрами (. ), где сам Бог берет взаймы и дает под гарантию свои доходы с душ, ибо папа имеет там текущий счет. Если я могу где либо сторговать душу, то там, не так ли?» (18).

Современная психология вяло учила воспитанию воли, добилась некоторого уровня волевых качеств, достаточных для преодоления загадочности, непонятности, сопротивления внешнего физического мира, но совершенно упустила из виду психологию эквивалента воли: его психологическую природу, механизмы действия, закономерности и мн. др. В результате, воспитанники психологии разума оказались в мире денег, как эскимосы в пустыне Сахаре беспомощными и подавленными.

Все вышеизложенное говорит в пользу того, что центробежные силы либеральных реформ изменили не лицо планеты или технический уровень производства, а человека прежде всего. Изменения человека столь масштабны, что очень трудно дать прогноз реакции общества на завершение либерального проекта глобализации. Отсутствие надежного стратегического прогноза естественным образом пробуждает центростремительные силы консерватизма, стремящегося понять, предвидеть, рассчитать, сохранить в человеке то, что позволило ему стать человеком. Он видит и понимает то, чего не видят и не понимают его оппоненты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я лично знавал одного консерватора, родившегося в конце Х!Х века – в 1890 году. Он прожил долгую и трудную жизнь, отвоевав Первую мировую войну, был тяжело ранен разрывной пулей, потом прошел всю гражданскую войну, потом был арестован как бывший офицер, и копал Беломоро-Балтийский канал. Выжил, вернулся, был снова дважды арестован в 30-е годы, но опять уцелел. Пережил всю блокаду в Ленинграде, умирая сам от голода, спас от него многих людей (сохранил семенной фонд блокадного Ленинграда, который использовали по всему городу), работал до последних дней своей жизни, и умер в возрасте 93 лет в 1983 году, опять спасая другого человека. Я видел фотографии дней его молодости со сверстниками: бесстрашные глаза, лихо закрученные усы, властная поза, готовые ринуться в бой и ринувшиеся. Как консерватор, он один из них сомневался в правильности хода событий в стране, не принял новой политической реальности, и не пытался вписаться в нее. Он испил с друзьями всю чашу лихолетья, но выжил только он один из них. Как консерватор он был немногословен, не принимал необдуманных решений, никогда не повышал голоса, никогда не пил, не курил, вставал в пять утра, что то работал, видя в жизни какой то главный, известный только ему смысл, которому неуклонно следовал, игнорируя все соблазны, которые ему предлагали. Он прожил долго, потому что жил правильно.

Он преподал мне урок понимания консерватизма, рассказав историю своего детства. В 1959 году он рассказал мне, как в 1897 году, будучи в возрасте семи лет, он утонул, но его удалось откачать, и он остался жив. По правилам того времени, ребенка, спасенного таким чудесным образом, полагалось отдать в монастырь послушником на год или два. Поэтому в возрасте 13 лет, в 1903 году, его и отдали послушником в Соловецкий монастырь – в самое консервативное место, которое можно придумать.

До этого разговора я считал, что в монастыре от темна до темна только молятся при свете свечей. Однако, по его рассказу, церковные службы на Соловках занимала не все время, а большую часть дня он, маленький мальчик, изучал бухгалтерское дело, математику, немецкий язык, работу с электрическими аппаратами и т.п.! Оказалось, что в 1903 году (!) на Соловках освещение в храмах было электрическое, а воду из Белого моря подавали электрические насосы! Навыки, полученные им в монастыре спасали его на протяжении 90 лет жизни в инновационном ХХ веке. Был эпизод, когда совершенное знание немецкого языка спасло ему жизнь. Когда его, как бывшего офицера, никуда не брали на работу – он успешно работал бухгалтером, электромонтером и пр. В возрасте 84 лет, когда я учился в университете, он брал интегралы по моим заданиям, не заглядывая в учебники. В одной из дискуссий с ним в 1964 году я защищал программы КПСС, как самые передовые, устремленные в светлое будущее, чем очень огорчил его. В ответ он сказал мне, что у страны нет будущего, и скоро она непременно рухнет, потому что «выпала из времени». Он умер в 1983 году, предоставив мне в 1991 году без него с болью и ужасом переживать крушение СССР.

Так что консерватизм часто порождал идеи и практику, на столетия опережающие свое время, а противники консерватизма отбрасывали жизнь на столетия назад. Достаточно вспомнить монаха Менделя с его генетикой и академика Лысенко с его яровизацией. Анализ реальных исторических событий показывает, что ни консерваторы, ни их противники не имеют никаких оснований для присвоения себе титула прогрессивной силы.

Изменения в итоге создали такие проблемы дисбаланса между производством и потреблением, при котором технические возможности намного превзошли потребности общества. Например, средства обработки и передачи информации загружаются всевозможным информационным мусором, потому что нечем их загрузить: все передано, прослушано, увидено, обсуждено десятки раз. СМИ, ТВ, Интернет, мобильная связь в основном забиты просто отбросами, которые выполняют функции дезинформации, деморализации, дезориентации, угрожающими интеллектуальному, моральному качествам масс людей. То же самое касается средств транспорта, торговли, питания, половых отношений и пр. плодящих толпы ленивых, толстых, необразованных людей, представляющих для жизни на земле большую опасность, чем парниковые газы или изменения климата. Глобальный кризис, по сути, явочно снижает уровень потребления, что означает, все таки, введение внешнего управления состоянием и поведением человека вопреки тезису о его ничем не ограниченной свободы. Речь идет об отказе от действующего проекта человека и начале работы на новым проектом человека будущего.

Чтобы процесс «пошел» необходимо ввести определение человека, чего избегают многие участники дискуссии. По нашему мнению оно звучит так: «Человек является таковым в том случае, если при наличии достаточных свобод, он обладает необходимыми для их использования качествами самоконтроля, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания». Свободы – это центробежные силы, которые в норме уравновешиваются центростремительными силами самоконтроля, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания. Формирование человека будущего, соответствующего этому определении, возможно в случае создания целостной системы его проектирования, формирования и поддержки, адекватной времени и условиям глобализации. Это вопрос политической воли, который решится в дискуссии консерваторов и либералов при активном участии левых.

Литература

1. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967, с. 55.

2. Петровский А.В. Указ. соч. с.120.

3. Локк Дж. Опыты о человеческом разуме. Спб, 1995, с.

4. Лейбниц В.Г. Новые опыты о человеческом разуме. Л., 1939.

5. Петровский А.В. Указ. соч. с.54.

6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир., М., 1997.

7. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Под ред. А.А. Бодалева.

Москва-Воронеж, 1996. с. 374.

8. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Под ред. А.А. Бодалева.

Москва-Воронеж, 1996. с. 374.

9. Крылов А.А., Юрьев А.И. Человек и техника: психологический аспект.

// В кн. Человек, наука. производство. Перспективы развития. Ред. Рогов И.М., Ч.1.

10. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л., 1945, с. 160.

11. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974, с. 169-172.

13. Юрьев А.И. Указ. соч. с. 52-54.

14. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992, с. 100-111.

15. Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1997, с. 43-46.

16. Юрьев А.И. Указ. соч., с. 46-49.

17. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998, с. 363-420.

18. Московичи С. Указ. соч. с. 365.

Юрьев А.И., Профессор, доктор психологических наук

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *