Конской сбруи что это
Упряжь для лошади
Набор принадлежностей для седлания и упряжки коня используется с целью обеспечения комфорта наездника и для управления скакуном. Упряжь для лошади является неотъемлемой частью коневодства. В разных случаях могут применяться различные типы конской амуниции, отличающиеся составными элементами.
Что такое сбруя
Сбруя — это обобщенный термин, обозначающий совокупность принадлежностей для управления конем во время верховой езды или запряженным в повозку животным. Предметы упряжи могут включать элементы для скаковых и грузовых лошадей.
История появления сбруи
Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.
Во времена Древней Греции и Персии большое значение придавалось роскоши сбруи, ее красоте. Элементы украшались согласно статусу наездника, демонстрируя роскошь и достаток.
В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.
Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.
Виды сбруи
Тачаночная упряжь является устаревшим видом, использовалась для управления телегами. Ее относят к разновидности постромочно-дышловой сбруи.
Из чего состоит сбруя
Под седло подкладывается вальтрап, представляющий собой специальное покрывало. Также используются ногавки — снаряжение для защиты ног животного от механических повреждений.
Подбор упряжи
Выбор упряжки по количеству лошадей
Более 6 голов ставят на торжественных шествиях или развлекательных мероприятиях. Наиболее распространенным видом упряжки является дышловая и русская (оглобельного типа).
Чистка и хранение
Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.
Конная упряжь: из чего состоит сбруя и снаряжение
На сегодняшний день вид конного экипажа вызывает у человека чувство ностальгии и романтики. Поэтому прокатиться на повозке, запряжённой несколькими лошадьми, хотели бы многие из нас. Ко всему прочему, прокат конного экипажа может стать успешным видом бизнеса. Но наличие повозки и самих ездовых животных не хватит для правильной и безопасной езды — нужно иметь глубокие познания в видах специальной сбруи, знать о её строении и применении.
Что из себя представляет упряжь
В давние времена, когда лошади были главными работниками и кормильцами в крестьянских хозяйствах, люди понимали, что от правильно подобранной сбруи и от показателя её качества будет зависеть эффективность работы животного. Именно по этой причине любой житель в деревне либо даже в городе знал, как собирать лошадь и надевать на неё упряжку. Ещё раньше, когда экипаж с лошадьми был не только средством для быстрой перевозки человека, но и определённым видом транспорта, о строении упряжки знали даже совсем маленькие дети.
Сбруя либо упряжь для лошади — это специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади для запряжки в повозку для дальнейшей езды. Чаще всего под сбруей имеют ввиду конскую упряжку совместно с вожжами и уздой. Упряжь, которая находится на туловище лошади и плотно соприкасается с ним, передаёт определённую тягу лошади на повозку.
Именно по этой причине плохо подобранная упряжка неравномерно распределяет давление и не только приносит сложности в езде, но и причиняет боль самой лошади. Кроме этого, при неправильной запряжке животного может произойти ожог на её мягких тканях, намины и остальные дефекты, в результате которых животное потеряет свой показатель продуктивности.
Нужно всегда помнить, что качество ремней — это настоящий залог безопасности и здоровья животного во время езды. Упряжь у лошади должна быть крепкой, нетяжелой по весу (чтобы несильно нагружать туловище животного), простой в содержании и ремонте и подходить ей.
Перед тем как надеть комплектующие детали на лошадь, нужно проверить целостность всех ремней и исправность защёлки пряжек. Также все ремни, которые касаются тела лошади нужно предварительно проверить на наличие заломов или скопившегося мусора, для этого нужно просто провести рукой.
Строение и типы упряжек
В зависимости от условий езды (работа в поле, транспортировка человека) и предназначения различают специальные сбруи для лошади. По строению можно выделить два типа упряжки: с нагрудником и с хомутом. Различаются они тем, что в первом случае главным элементом передачи тяговой силы станет хомут, а во втором — шлейный нагрудник. Также транспортная либо рабочая упряжка лошадей может разделяться на дуговую, дышловую и бездуговую. Следует более подробно рассмотреть каждый вид по отдельности.
Русская или дуговая одноконная упряжка
Дуговая упряжка, если следовать из названия, отличается от других типов наличием особой установки в виде дуги. Она создаётся из дерева старыми методами сгибания и нужна для удерживания гужей возле оглобли. Гужи крепят хомут и оглобли друг на друга. В те времена на Руси созданием дуг занимались специально отведённые для этого мастера, так как нужно было не только найти правильное дерево, но и подготовить его для дальнейшей работы. Дуга должна быть очень лёгкой, но при этом крепкой.
Вся конструкция дуговой упряжки включает в себе: шлеи, седелки, дуги, хомута, чересседельника, уздечки с вожжами и подбрюшник.
В такой конструкции, кроме дуги, особо нужным элементом называют хомут. Он может применяться и в бездуговой, и в дышловой упряжке, поэтому на его строение нужно обратить большее внимание.
Итак, хомут — это главная часть всей упряжки и нужен для передачи тягового усилия животного на повозку, плуг либо простую телегу. Как и в давние времена, сегодня хомуты изготовляются разные по размеру. Длина меряется от верхней части внутренней подушки и до клещей, а ширина — по уровню крепления отверстий для проделывания гужей. Но в пароконной и одноконной упряжке хомуты могут значительно отличаться. При пароконной форме они обладают гужами, а при одноконной — мочками.
Хомут с гужами состоит из:
Нужно уметь правильно определиться с нужным хомутом для лошади, подгонять его индивидуально под её размеры. Так как хомут располагается на шее животного, то тесный по размеру может сильно повлиять на нормальное дыхание, вызвать спазмы в лёгких, а большой и слишком свободный начнёт болтаться на корпусе лошади, создавая сильные потёртости. Хомут должен полностью прилегать к туловищу животного: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя — к плечам. С боковых сторон изделие должно прилегать к мускулатуре лопаток животного.
Чтобы правильно определиться с параметрами хомута, нужно измерить общий объём шеи лошади. Длину нужно измерять от уровня гребня возле основания холки и до плеч лопатчатого сустава. После к полеченной цифре для транспортного хомута нужно прибавить ещё 3 см, а для рабочего (возового) — 6 см.
Главные части снаряжения лошади:
Бездуговая постромочная упряжка
В хомутовой бездуговой упряжек главная роль усилия тяги присуща также хомуту. Только в этом случае он крепится к повозке при помощи постромок. В этом случае хомут и оглобля совмещены ременными гортами. В конструкции сбруи находятся: хомут с гужевыми мочками, постромки, подпруга, чересседельник, седелка, горты на месте гужей, специальная узда и вожжи.
Если смотреть на конструкцию без хомута либо на европейский тип упряжки, то его роль исполняет шорка, которая создаётся из более плотной кожи и включает в себя широкий наружный ремень и кольца. К кольцам крепятся постромки. В такой конструкции шея и грудь у особи опоясывается специальным нагрудным ремнём, а также шейными кольцами для вожжей. На спине можно заметить седелку при необходимости с дополнительным зажимом вожжей, ремнями для оглобли и подпруга. На крупе также можно найти шлею с подхвостником либо простой ободовый ремешок.
В такой конструкции важную роль играет шлея, ведь она распределяет всё давление равномерно на корпус лошади. Она должна находиться на 4−5 см ниже седалищного бугра. В противном случае шлея начнёт слезать и сильно натирать круп, а слишком низкое расположение не даст нормально передвигаться лошади. Длина такой детали должна устанавливаться с учётом того, чтобы между двумя ободовыми ремнями и бёдрами животного свободно проходила ладонь. Если говорить о нагруднике, то общая толщина верхнего ремня должна быть не меньше 2,5 см, а постромочных — около 2 см.
Дышловая пароконная конструкция
В пароконных упряжках в большинстве случаев применяется такая деталь, как дышло. В конструкции сбруи имеется: хомут, дышло, постромки, уздечки и вожжи, цепь-напильник. В этом случае дышло будет определять поворот повозки, а постромки — передавать от хомута тяговое усилие на саму повозку. В некоторых областях, к примеру, на Украине, дышловая запряжка применяется и для одного животного. Считается, что из всех видов упряжек, такая самая лёгкая по конструкции.
В это время повозка приобретает силу тяги за счёт оглобли либо хомута. В английской конструкции упряжки дуги не существует, поэтому тяговое усилие создаётся специальными постромками, за которые и совершает тягу лошадь. Оглобли выступают в качестве поворотного механизма и помогают притормозить телегу во время спуска.
Выбор упряжки по количеству лошадей
В одной упряжке могут быть сразу несколько лошадей. В зависимости от числа лошадей упряжки обладают своими наименованиями. К примеру, две особи, запряжённые друг за другом, называются тандемом. Если лошади идут рядом друг с другом, то из них формируется пара.
У пары могут происходить и такие запряжки лошадей, как смешанные и дышловые. Если особь нужно запрячь сельскохозяйственное устройство, то применяется постромочная сбруя. Из-за своего высокого тягового сопротивления она устраняет возможность наката орудия и случайного ранения лошади.
Трёхлошадная упряжка также заключает в себе разные формы. Самая популярная — это русская тройка, у которой посередине имеется коренник, а по бокам — пристяжные. Была и другая разновидность троек — запряжка лошадей гуськом, во время которой коренник находится за пристяжными особями. Тройка гуськом лучше всего используется для зимников.
Если есть четыре особи, то можно создать упряжку двух форм. В первом случае нужно расположить лошадей попарно друг за другом (выносная и дышловая). Это более классический четверик. Во втором случае лошадь находится в одной линии: пристяжные сбоку обрамляют пару коренников в дышловой паре. Такая упряжка называется тачаночной либо квадригой.
На территории России более распространённой считается дышловая и русская упряжка оглобельного типа. При этом оглобельная возникла раньше, но сейчас почти не используется. Дышловую упряжь до сегодняшнего дня используют на территории нашей страны. Она появилась ещё в XVII веке и распространилась у нас в результате польско-литовского нашествия.
Ещё один тип запряжки особей — пятерик. Его создаёт пара коренников и тройка выносных в линии. Шесть лошадей ставят цугом по три пары. Большее число голов в упряжке (семь и больше) для использования в хозяйстве не подходят. Такие типы упряжек чаще всего используют на торжественных шествиях либо на развлекательных парадах.
Сегодня можно найти большое количество видов упряжек и способов постановки лошади в них. При всём этом если в одной упряжки расположено около шести лошадей, то такие упряжки используются в хозяйственных работах. Большое же число особей в упряжке несут, скорее всего, декоративную функцию, чем полезную.
Лошади в настоящее время широко применяются в конном спорте и соревнованиях. Есть даже состязания, в которых проверяется умение обращаться со сбруей. Правильно надетая упряжка помогает не только увеличить продуктивность особи, но и сохранить её здоровые и силы.
Современная кожаная сбруя: что нужно знать новичку
Конская упряжь несет на себе нагрузку экипажа, поэтому её правильный выбор и подгонка очень важны для сохранения здоровья и работоспособности лошади. Упряжь состоит из кожаных ремней, спроектированных так, чтобы обеспечивать равномерное распределение нагрузки. Упряжью называют крепёжно-тяговую систему для экипажа, а экипировку для верховых лошадей обычно называют сбруёй. Ремни сбруи гужевой лошади должны быть прочными и мягкими.
Раньше на сбрую коня не жалели денег. Как правило, изготовление сбруи велось по индивидуальным заказам, поэтому проводилась идеальная подгонка ремней под конкретное животное. Сейчас можно купить уже готовую упряжь, но чаще всего получается так, что не все детали подходят лошади. Люди, работающие с лошадьми, предпочитают покупать все детали в разных местах. Комплект состоит из списка стандартных элементов, которые указаны ниже. К телу лошади должны прилегать только кожаные части.
Основной комплект упряжи для экипажа и верховой езды
Функции каждого элемента сбруи
Упряжь может быть очень красивой
Виды лошадиной сбруи
Упряжь для лошадей классифицируют по двум признакам: предназначение и количество коней, на которых рассчитан комплект. По назначению сбрую делят на выездную, транспортную, сельскохозяйственную и для конной армии. Естественно, последний вариант сейчас не используется, а остался в музейных архивах. Выездные и транспортные экипажи, как правило, многолошадные. Сельхозупряжки бывают на одну и две лошади. По количеству коней упряжки делят на одиночные, двуконные и многолошадные.
Одноконная — самый распространённый тип конской упряжи — создана для 1 животного. Бывает с дугой и без. В бездуговом варианте упряжки всю тяжесть повозки несёт на себе шлея. Обязательно имеются оглобли, горты из кожаных ремней, хомута и удила с прикрепленными вожжами. Зачастую применяют короткие оглобли, которые крепятся к лошадям не к хомуту, как обычно, а к седелке.
Варианты конфигурации упряжки
Классическая многоконная упряжь для тройки
Элементы сбруи верховой лошади
Конная армия раньше сильно повлияла на формирование сбруи, поэтому здесь будут рассмотрены не только элементы современной экипировки лошадей, но и предметы исторической упряжи для военных коней:
Основные детали седла и их названия
Какой материал лучше всего?
Изготовление сбруи испокон веков велось из натуральной кожи, на сегодня этот материал также не знает себе равных. Замена текстильными элементами из натурального или синтетического волокна иногда производится, но не рекомендуется. Кожа позволяет дышать, со временем приобретает форму корпуса животного и обладает необходимой мягкостью. Кожаная сбруя — лучший вариант для коня!
Части конской сбруи
журнал «Наука и жизнь» №12 1983 год
Конный клуб
1.3K постов 2.8K подписчика
Правила сообщества
-Пожалуйста, будьте вежливы. Не опускайтесь до оскорблений.
-Троллинг и агрессивный диалог (без прямых оскорблений) так же является нарушением.
-Не добавляйте рекламу.
-«Маска лошади» не являются лошадью.
-Не нужно пропагандировать Невзорова.
По поводу банов и разбанов вы можете написать сюда http://pikabu.ru/story/otrazhenie_4158717
А где та самая «зга», которую не видно?)
Спасибо, буду использовать как подсказку!
Специально для конников. Прошу прощения, что оффтоп, но)) Занимаюсь копательством, попадаются интересные артефакты!! Что за мустанг носил крайнюю правую подкову?
Нога моя. Размер 43. Тапок-46.
Пы.сы. подковы не выбрасывают, кидаю в соляру и зрарю в гараже.
Есть такое выражение «шлея под хвост попала». Так ведь она под хвостом и есть, не?
Ух ты, сколько новых обзывательств.
Сколько новых. и бесполезных знаний.
Первая фота, без ТЯЖа рулить не получится.
А где гуж переходит в оглоблю? На рисунке, вроде, это одна и та же палка.
Теперь я понял смысл фразы-шлея под хвост попала. Мягко говоря это неудобно. Погодите, а ношение стрингов это равнозначно шлее под хвост? Это многое объяснило бы.
Нафуя «дуга»? Для допсвета чтоли?)
После этого фотки с перепутанными кабелями и патч-кордами выглядят, как детский лепет.
А как вам клубок из немаркированных кожаных ремешков размером со шкаф и задача срочно запрягать во всё это лошадей и ехать? Буа-ха-ха!
А кому это сейчас нужно знать?
Фууууууу! Шлея под хвостом.
Спасибо, распечатал для детей, дети довольны
Наш автопилот надёжнее
Мул: Самый древний гибрид. Зачем скрещивают ослов и лошадей, если их потомство бесплодно?
Лошади славятся своей скоростью, но требуют серьезного ухода, Ослы трудолюбивы и неприхотливы, но упрямы и не вышли ростом. Как же объединить все бонусы и избавиться от недостатков? Может скрестить два абсолютно разных вида?
Сердцу не прикажешь.
Реализовали такую безумную затею еще в античные времена. С тех пор гибрид осла и кобылы, мул, только обретал популярность. К 20 веку по планете шастало уже 15 миллионов миксовых животин. Чем же они снискали такую популярность?
Самый качественный коллаж лошади и осла с 380 года до нашей эры.
А тем, что дитя осла и лошади впитало в себя бонусы обоих родителей. От мамы-кобылы ему досталась хорошая скорость, ум и больший размер, а от папы-осла — выносливость, крепкое здоровье, неприхотливость в уходе и еде, долголетие до 40-50 лет и высокое трудолюбие.
Мулы мало уступают коням в скорости, так что их даже в скачках используют.
Даже внешний вид мулов — это половинка от одного родителя и половника от другого. Голова с длинными ушами и ослиный хвост скомбинировались с лошадиным стройным туловищем. Главное — не перепутать родителей и не скрестить жеребца с ослицей. Иначе получится не мул, а лошак. Он больше похож на осла и чуть хуже по своим плюшкам в качестве работяги.
То чувство, когда гибрид лошади и осла выглядит элегантнее, чем ты.
За долгие годы среди мулов вышло две «породы» — вьючные и упряжные. Вьючные ростом доходят до 140 сантиметров и весят 300-400 кило. Их упряжные собратья выше на голову и тяжелее на 200 кг.
Я КАМЕНЩИК, РАБОТАЮ ТРИ ДНЯ!
Единственный недостаток нашего гибрида — бесплодие в первом же поколении. Весь косяк в том, что у лошадей 64 хромосомы, а у ослов 62, и это портит все карты по разведению мулов из мулов. Но люди продолжают плодить их по старой схеме.
Особенно часто осло-лошадок можно встретить в Азии и на Кавказе.
Вот понадобился людям неприхотливый универсальный трудяга, они скрестили два недалеких, но все же разных вида. В результате появилась крепкая здоровьем и прикольная на вид трудолюбивая животина. Вот бы всё в селекции так просто получалось!
Почему люди не приручили зебру?
Бескрайняя саванна, тысячные стада полосатых бело-черных копытных, которые несутся по ней в даль в поисках пропитания и воды. Обычно люди не задумываются над тем любопытным фактом, что лошадь и зебра – прямые родственники.
Когда же человек осознает это, то очень скоро к нему в голову закрадывается простой, но интересный вопрос: а почему человечество не приручило зебру точно также, как лошадку и не использует ее для передвижения и транспортировки предметов?
Когда в Африку пришли европейские колонизаторы, то они стали вывозить оттуда не только чернокожих местных жителей в качестве рабов и многочисленные ресурсы. Приглянулись европейцам и местные лошади. Интерес у них вызвала и очевидная родственница этого вида – зебра. Животное казалось перспективным товаром в качестве новой ездовой и тяглой скотины для сельского хозяйства, производства и армии. Тем более, что зебры были устойчивы к многим болезням, в том числе переносимым мухой цеце. Однако, у пришлых европейских поработителей и грабителей ничего на этом поприще не вышло, точно также как ничего в «отношениях» с зебрами не получилось за многие столетия и у местных жителей.
Начать стоит с того, что одомашнить можно далеко не каждое живое существо. Дикий зверь должен отвечать целому набору критериев. Только при более-менее полном соответствии им, животное можно одомашнить. Собственно, все виды, которые были пригодны для этого – от собаки до слона, человек на протяжении своей тысячелетней истории уже одомашнил. К самым важным критериям можно отнести следующие: наличие у вида социальной структуры, покладистый характер, не привередливость в еде и самое главное – животное должно быть способно размножаться в неволе. Многие дикие звери категорически отказываются делать это даже в зоопарках с имитацией дикой среды, что уж говорить про ферму.
Собственно зебра не подходит под одомашнивание по целому ряду факторов. Во-первых, она даже не строптивая. Было бы уместнее сказать, что зебра – больная на всю голову, относительно привычных нам лошадей. Все потому, что в отличие от лошадей зебры живут в куда более опасной среде и постоянно сталкиваются с весьма суровыми хищниками. Достаточно сказать, что загнанная в угол зебра способна забить копытами не слишком сильного льва.
Во-вторых, зебры куда сильнее впадают в панику, относительно лошадей и почти не поддаются дрессуре. Все это сильно связано с тем, что у зебр нет как таковой социальной структуры. Эти животные сбиваются в стада, однако вожаков у них нет. А потому и человек не способен занять для зебры это место во время подготовки и эксплуатации.
В-третьих, зебра не проходит медосмотр! Животное не слишком хорошо размножается в заточении и почти никогда не размножается в условиях фермы. А самое главное, спина зебры очень сильно отличается по-своему устройство от лошадиной, что не позволяет ее широко использовать в качестве ездового животного. Не стоит забывать и о том, что даже самая крепкая зебра слабее и мельче большинства лошадей.
Хотя, конечно, попытки приручения зебры были. Правда в конечном итоге закончились они ничем.
Не трогать. Не кормить. Не подходить
Паровой конь
Принюхиваются..
Забавный факт: лошади узнают друг друга по запаху дыхания.
Знакомство особей в табуне совершается по определенному ритуалу. Они осматривают друг друга, идут навстречу, высоко подняв голову, соприкасаются мордами, дотрагиваются губами до спины и корня хвоста, обнюхивают друг друга. При доброжелательном отношении лошади легко покусывают друг другу шею, холку, становятся рядом и могут приглушенно ржать.
Почему в тройке лошадей две крайние всегда смотрят в стороны?
«. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Перечитывая строки классика, невольно рисуешь образ мчащейся во весь опор упряжки, причем, в тройке лошадей две крайние всегда смотрят в стороны, а центральная – прямо. Чем это объясняется?
Нужно сказать что тройка – это исключительно русское изобретение. Изначально такой тип упряжи использовался в курьерской и почтовой доставке и перевозке пассажиров. Позднее смысловая нагрузка изменилась, и тройку стали использовать преимущественно для парадного выезда, чтобы продемонстрировать удаль и силу лошадей и богатство и роскошь владельца.
Центральная лошадь в такой упряжи – это коренник. Обычно эта роль отводилась представителю рысистой породы, чтобы всю дорогу конь двигался рысью, не переходя на галоп. Боковые лошади, которые носят название пристяжных, не выступают в виде основной тягловой силы. Их задача – поддерживать темп, заданный коренником, и дополнять общую концепцию. Поэтому в качестве пристяжных использовались более легкие породы.
Если коренной шел сильной размашистой рысью, то пристяжные двигались размеренным галопом: правая лошадь – с левой ноги, а левая – наоборот. Лошади инстинктивно выбирают именно галоп, и при этом движение уравновешивается изящно повернутой в одну сторону головой. Такой вариант упряжи позволяет животным двигаться легко, свободно и красиво, не мешая друг другу, и, собственно, дает ответ на вопрос, почему в тройке лошадей две крайние всегда смотрят в стороны.
У возницы есть поводья для управления каждой лошадью в упряжи. Центральную лошадь он держит прямо, а для правой и левой поводья натягиваются в соответствующую сторону. Так выполняются правила, и тройка выглядит действительно роскошно и изящно.
Кстати, до их появления в упряжь впрягали коренника и пристяжную. Затем добавили вторую пристяжную, сделав выезд быстрее и красивее. Долгое время тройка на Руси использовалась именно для скоростных доставок, поскольку этот вид упряжки (быстрый и сильный центральный конь и две легконогих пристяжных лошадки) позволял развивать и удерживать солидную по тем временам скорость.
Кучер-Экстремал
Обучение самоконтролю или воспитание из-под палки?
Что я ставлю во главу угла при воспитании жеребенка и молодой лошади? Обучение самоконтролю! Что же это такое? И почему так важно?
Яркий пример. Жеребцу почти четыре года. Он прекрасно чувствует и понимает свою силу и потому если ему хоть чуть-чуть чего-то не хочется – топчет человека и убегает к чертям. Примерно также поступает и со всадником на спине. Скидывает и драпает. Либо тащит прямо так, полностью игнорируя трензель.
То есть лошадь осознала, что даже боль можно перетерпеть, если ей хочется уйти от работы. И она прекрасно понимает, что может избавиться от человека, каким бы мастером он ни был. Если не сегодня – так завтра. Если не мягкими методами – так со свечи или закончить сотрудничество уже в деннике. Лошадь всегда сильнее.
Почему такое происходит? В частности у данного коня помимо сложных генов был косяк при заездке. Берейтор пытался воспитывать его силой. Из-под палки. Мол «если я захочу – ты сделаешь это! Причем НЕМЕДЛЕННО!». Когда не даешь коню ни осознать задачу, ни помедлить, ни выразить свои эмоции – ты добиваешься в какой-то момент идеального исполнения приказов. Но надолго ли?
Ненадолго. Наступил период заездки. Жеребец окреп, вырос, заявил о своем я… и вдруг обнаружил, что этот хрупкий мелкий человечек намного слабее него в физическом плане. Так зачем его слушать?
Незачем. Потому что коню не объяснили, что он с человеком должен сотрудничать. Ради благ, ради интереса или даже ради какого-то удовольствия. Ну, или даже на крайний случай – потому что нужно. Но эту культуру в лошади нужно ВОСПИТЫВАТЬ.
То же самое и с человеческими детьми, кстати. Пока он маленький – он еще примерно понимает авторитеты. Слушается родителей, взрослых… или хотя бы боится. Но что происходит в подростковом возрасте?
Правильно. Наступает тот самый бешеный период сопротивления всему и вся. Демонстрация силы и заявление прав на свою свободу. На свободу желаний и действий.
И именно в этот момент оголяется воспитание ребенка. Или его отсутствие. Если до этого возраста родители не успели вдолбить культуру в мозг малыша – то в подростковом возрасте этим заниматься уже поздно. Он сформировался. И даже если этот маленький человек будет обрастать новыми качествами и найдется-таки на него более сильный воспитатель, который подавит этого бесенка… все равно при первой же удобной возможности подросток выходит из-под контроля. И лишь надевает маску добродетели (то бишь, лицемерит), скрывая свой внутренний бунт.
А если детки еще и права человека начинают читать… ну об этом вы много раз уже слышали. Права все любят защищать, а на обязанности – благополучно глазки закрывают.
Вот по этой же причине случай с тем конем оказался запущенным. И берейтора пришлось менять. Три года девушка билась над этой лошадью, пытаясь ей объяснить те самые простые истины, от которых зависели результаты в спорте и… жизнь всадника. Она вдалбивала ему в голову, что нет смысла нападать на нее. Что она осознает его силу, но при этом превосходит хитростью. Что сотрудничать с нею намного приятнее, чем воевать. И что она никогда не отступит.
За три года борьбы, пота и крови, она добилась своего. Хотя до сих пор конь остается опасным для малоопытных всадников. И для сильно борзых. Стоит попытаться вступить с ним в соревнования по силе – он тут же плюет на все твои аргументы и включает в ответ силу.
Это как в шутейке: «Женщина остается женщиной лишь до первого удара. После этого она превращается в спаринг-партнера». Здесь точно такая же ситуация.
Не всех можно сломать. И не со всеми это нужно делать. Поэтому чтобы не пришлось потом сплавлять коня-убийцу на бойню, лучше научите его с детства простым истинам общения с людьми. Договаривайтесь-договаривайтесь-договаривайтесь…
Как говорил мой отец во время лечения или чистки коней: «Если ты не можешь удержать лошадь на недоуздке – то брать уздечку бесполезно». И речь идет не о физических силах, а о доверии, взаимопонимании и уступках. Культурная лошадь готова слушаться и без палки.