Консолидация активов что это
Что такое консолидация активов?
Консолидация бизнеса – это такая ситуация, при которой один собственник объединяет все свои активы. К примеру, предприниматель может объединить несколько своих банков, которые имеют разные сферы услуг. После этого капитал объединенного банка увеличивается. Его возможности на рынке значительно растут. Консолидация активов позволяет их владельцу решить сразу несколько задач.
1) Упрощается управление активами. Это позволяет уменьшить количество управляющих. Таким образом, происходит экономия денежных средств.
2) Стоимость активов значительно увеличивается. Консолидация часто делается для того, чтобы продать весь свой бизнес.
3) Между всеми предприятиями налаживается взаимодействие.
4) После объединения активов появляется возможность взять крупные кредиты под маленькие проценты. Тем самым будет дальнейшее развитие бизнеса.
5) После консолидации есть возможность получить государственную помощь.
При помощи консолидации можно создать холдинг. Холдинг является главным акционером всех предприятий, которые в него входят. Каждая компания теоретически имеет независимость, но на практике она полностью подчиняется материнскому предприятию. Консолидация активов является элементом глобализации. В связи с этим на рынке может возникнуть монополия одной компании. А из-за этого уменьшится разнообразие товаров и услуг. Консолидация может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на потребителей. Если после консолидации эффективность бизнеса увеличивается, то потребители будут в выигрыше. Если консолидация приведет к появлению монополиста, то будут расти цены на товары. В этой ситуации потребители окажутся в проигрыше.
Если рынок хорошо развит, то консолидация не сможет повлиять на него отрицательно. Государственные структуры должны следить за тем, чтобы консолидация активов не была попыткой организовать налоговые мошенничества.
Закон № 208-ФЗ о консолидированной финансовой отчетности
Консолидированная отчетность — это систематизированная информация, отражающая результаты деятельности группы компаний, а именно:
Такое определение дано в п. 2 ст. 1 закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ о консолидированной финансовой отчетности.
Основное отличие консолидированной отчетности от индивидуальной (составленной отдельной фирмой) состоит в том, что в единое целое объединяется информация о финансовом положении и результатах работы сразу нескольких фирм (группы).
Закон не определяет понятие «группа компаний», отсылая для его детализации к МСФО (международным стандартам финансовой отчетности).
МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» называет группой компаний совокупность фирм, одна из которых носит название материнской (МК), а остальные именуются дочерними (ДФ).
Кто именно должен формировать консолидированную отчетность, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.
Закон о консолидированной отчетности — документ, дающий не только официальное определение понятию финансовой отчетности группы компаний, но и устанавливающий требования по ее:
Требования закона к консолидированной финансовой отчетности (КФО) представлены следующим образом:
Как МСФО раскрывает понятие консолидированной отчетности
Посвященное консолидированной отчетности МСФО 10 дает совокупность определений, с помощью которых описываются основные принципы и подходы к составлению КФО. Например, среди таких определений можно назвать следующие:
Другая совокупность связанных с КФО понятий раскрывается в стандартах:
Без раскрытия терминологии указанных стандартов затруднительно понимание принципов формирования КФО. К примеру, в целях составления КФО требуют расшифровки следующие понятия:
О некоторых стандартах, которые могут оказаться востребованными при составлении КФО, читайте в статьях:
Как составить консолидированную отчетность
Оформление КФО — многоступенчатая процедура, включающая множество операций (формирование индивидуальной отчетности каждого элемента группы, преобразование ее в формат МСФО и т. д.).
При формировании КФО осуществляется определенная цепочка шагов, в том числе:
Процедура и основные правила консолидации детально описаны в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе беплатно и переходите в материал.
Итоги
Требования к консолидированной отчетности в нашей стране установлены законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Для ее составления необходимо применять подходы, правила и принципы, предусмотренные стандартами МСФО.
Консолидация финансовой отчетности: понятие, преимущества и принципы использования
Консолидация финансовых отчетов – это комплексная процедура, которая направлена на объединение и синхронизацию в будущем отчетности, подаваемой отдельными предприятиями единой группы. Такая процедура проводится в случаях, когда требуется получить комплексные данные о финансовом положении консолидированных организаций. Пакет отчетности подается в объединенном виде одним целым.
В статье рассмотрим следующие вопросы:
Группы компаний могут создаваться для того, чтобы провести процедуру слияния нескольких организаций в единый холдинг. Также консолидация необходима в случае, если одна компания планирует выкупить крупную долю другой и в будущем выступать на рынке в качестве контрольного участника. Тогда материнская (крупная) компания производит контроль за другими предприятиями, получает право оказывать влияние на финансовую политику и не только.
Как выглядит консолидированная финансовая отчетность и что собой представляет
Подготовкой консолидированной отчетности занимается, как правило, материнская компания. Полученный сводный отчет дает возможность увидеть объективные и максимально точные данные инвесторам и управляющим. Требование подготовки консолидированного отчета вполне оправданно, поскольку только по данным материнской компании невозможно судить о реальном финансовом положении группы предприятий. И, соответственно, реально оценить возможную прибыльность инвестиций.
Консолидированная финансовая отчетность готовится в соответствии с требованиями международных стандартов. В состав такой отчетности входят следующие пакеты документов:
Кроме того, в консолидированном отчете присутствуют примечания – пояснения к цифрам в разных отчетах.
Преимущества консолидации финансовой отчетности
Подготовка консолидированного финансового отчета создает целый ряд выгодных условий:
Основные принципы консолидации финансовой отчетности
Основные методы консолидации финансовой отчетности
Полная консолидация
Метод применяется для дочерних организаций, которые прошли процедуры приобретения или слияния. В этом случае под консолидацию попадают все активы подразделений одной структуры. В пассиве отражаются права «дочек». Группа компаний воспринимается как один экономический объект, осуществляющий хозяйственную деятельность.
Пропорциональная консолидация
Предполагает, что в отчете будут фигурировать только те финансовые активы, которыми материнская компания указанной группы владеет, имеет право управлять.
Долевое участие
Предусматривает отражение в отчетах данных об инвестициях, которые были произведены в ассоциированные предприятия. Инвестиции отражены в виде номинальной стоимости с возникновением гудвилла.
Ключевые этапы консолидации финансовой отчетности
Первичную консолидированную отчетность составляют по методам приобретения или объединения. Основные сложности консолидации отчетности заключаются в том, что необходимо отделить все статьи отчетов, предупредить риск повторного счета, который может привести к искусственному увеличению финансовых показателей
Консолидация активов
состоятельных людей
Консолидация активов для эффективного управления и
передачи собственности по наследству
Решение сложных задач
Консолидация активов состоятельных людей
Важный инструмент защиты семейного капитала и передачи активов по наследству
Оценка текущей ситуации
Повышение эффективности управления активами
Реструктурирование портфеля
Переоформление или продажа неэффективных активов
Передача по наследству
Актуализация структуры собственности и наследования капиталов
Вадим Оришак
Управляющий партнер Orishak Capital
Консолидация активов нужна прежде всего состоятельным клиентам для объективной оценки своих активов. Это позволит им понять слабые места, оценить риски и повысить эффективность управления портфелем. Плохие активы можно будет реструктурировать или продать, заменив более эффективными и прибыльными. Следующим важным этапом станет планирование и структурирование наследования. Ведь если сам владелец не имеет четкого видения ситуации, то и наследникам будет очень сложно во всем разобраться, что создает для них дополнительные риски. Консолидация также поможет в дальнейшем при прохождении комплаенса в зарубежных банках, которые с каждым годом ужесточают требования к заявителям и документам, подтверждающим законность происхождения их средств.
Консолидированная финансовая отчетность
Развитие рыночных отношений между государствами способствует выходу на международную арену групп взаимосвязанных компаний для привлечения новых инвесторов. Вследствие этого возникает необходимость предоставления заинтересованным лицам информации о финансовом положении крупных организаций в виде консолидированного отчета.
Что такое консолидированная отчетность и для чего она нужна
Определение консолидированной финансовой отчетности связано с определением группы компаний.
Группа компаний – это два и более предприятий, имеющих юридический статус и объединенных в одну группу, которая как экономическая единица юридическим лицом не считается.
Контроль за предприятиями (дочерними организациями) осуществляется головной (материнской или управляющей) фирмой, которая определяет финансово-хозяйственную деятельность своих дочерних предприятий для получения финансовой выгоды. Наиболее распространенными формами создания групп предприятий являются холдинговые компании и концерны.
Консолидированная финансовая отчетность (КФО) – это вид отчетности, содержащий достоверные сведения об имущественном и финансовом состоянии группы компаний, об экономических результатах ее деятельности, о перспективах будущего развития.
КФО составляется независимо от бухгалтерской отчетности, не предоставляется в налоговую службу либо другие государственные органы. Документ дает лишь общее представление о делах всей взаимосвязанной группы как одного целого, но не по каждому предприятию отдельно.
КФО должна соответствовать нормам МСФО и нести только информационный характер. Она предоставляется заинтересованным в группе компаний сторонним пользователям и направлена на повышение их доверия. На основании такого отчета пользователи принимают решения касательно группы предприятий.
СПРАВКА. Для повышения уровня бухучета и отчетности Правительством РФ проведена соответствующая реформа, сблизившая российские стандарты ведения бухучета и отчетности с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Перечень юридических лиц, предоставляющих КФО
В РФ такую отчетность обязаны предоставлять любые группы, имеющие дочерние предприятия. Составление, представление, аудит и раскрытие отчетности регламентирует ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 №208-ФЗ (последняя редакция). Согласно ст. 2 п. 1 вышеуказанного закона КФО обязаны формировать:
Кем и для кого составляется консолидированная отчетность
КФО составляется головным предприятием группы компаний. Ст. 4 ФЗ «О Консолидированной финансовой отчетности» определяет категории получателей отчетности. Таковыми являются:
Состав и особенности КФО
КФО имеет некоторые отличия от стандартной бухгалтерской отчетности. Во-первых, сведения о хозяйственной деятельности поступают не от одной, а от нескольких организаций. Во-вторых, у консолидированной отчетности иной круг пользователей. В-третьих, применяется другая техника формирования отчета.
Следовательно, сутью формирования КФО является объединение отчетов управляющей и дочерних организаций в один документ. При этом расчетные операции, проводимые между участниками группы, исключаются из итогов финансовой деятельности. Это делается для предоставления информации, касающейся работы группы во внешней среде. Иначе итоговые показатели будут искажены.
При формировании отчетности большую роль играет размер доли в уставном капитале дочерней организации, которой владеет головное предприятие. Если доля составляет больше 51% или фирма держит контрольный пакет акций, то в отчет вносятся полные финансовые показатели дочерних структур. Если доля участия менее 20%, финансовые показатели этой организации не вносятся в отчет. В иных случаях показатели пропорциональны доле участия.
Другие требования к консолидированной отчетности
ВАЖНО! Если у головной фирмы есть дочерние предприятия, расположенные за рубежом, то их данные о финансово-хозяйственной деятельности требуется отражать в отчете. Причем все сведения должны быть на русском языке или с приложенным к документу переводом.
Методы формирования КФО
Для того, чтобы обработать большой объем данных, применяется несколько методов формирования КФО. Выбор метода осуществляется материнской организацией, на что влияет характер деятельности предприятия и та доля компании, которой она владеет.
Полная консолидация
Метод применяется при консолидации отчетов материнской организацией от зависимых (дочерних) предприятий. При данном подходе необходимо четкое определение структуры группы компаний. Здесь применяется метод сложения показателей одноименных статей баланса за вычетом внутригрупповых расчетных операций.
Долевое участие
Метод актуален, если инвестор имеет долю капитала организации, но не является его членом. Следовательно, прибыль и убыток определяются на основе фактической стоимости доли с последующей корректировкой долевого участия в прибыли организации.
Метод объединения интересов
Когда несколько фирм в равной степени владеют предприятием, но в структуре нет головной организации, применяется метод объединения интересов. В этом случае, составляя отчетность, каждый владелец должен отражать сведения касательно всех дочерних предприятий.
Комбинированная отчетность
Комбинированная отчетность формируется в случаях, где имеет место группа компаний без головной фирмы, но по сути принадлежащая одному собственнику без какой-либо юридической связи. В результате сначала составляются отчеты по каждой организации, после чего все показатели (включая капиталы) суммируются в один документ, после чего вычитаются внутригрупповые расчеты.
Метод пропорциональной консолидации
Применим в случаях, когда между предприятиями составляется договор о совместной деятельности. В нем прописываются права и обязанности всех сторон, а метод консолидации выбирают любой на основе договоренности. Существует следующие формы совместной деятельности: по активам, по операциям и по компаниям.