Консолидированный бюджет для чего
Что такое консолидированный бюджет. Объясняем простыми словами
Консолидированный бюджет субъекта РФ — бюджет региона плюс все бюджеты муниципальных образований (городов, сёл, деревень).
Консолидированный бюджет России — федеральный бюджет плюс бюджеты всех регионов.
Консолидированный (главный, общий или «мастер-бюджет») бюджет предприятия — свод бюджетов всех структур компании.
Пример употребления на «Секрете»
«Доходы консолидированных бюджетов регионов уже упали. По данным Федеральной налоговой службы, за январь — апрель 2020 года спад налоговых и неналоговых доходов (без учёта трансфертов, то есть федеральной помощи) зафиксирован в 80% регионов. А если считать только за апрель, доходы бюджетов регионов упали на 30%. В каждом третьем субъекте спад очень сильный — от четверти до более чем половины к апрелю 2019 года».
(Главный научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич — о проблемах бюджетов регионов в первые месяцы пандемии коронавируса.)
Нюансы
В СМИ термин «консолидированный бюджет» чаще всего применяют в отношении территорий — регионов и страны в целом. Однако холдинги, состоящие из нескольких юрлиц, обязательно составляют консолидированный бюджет.
«Если компании объединяют в себе разные виды бизнеса или разные виды производств, то консолидированный бюджет позволяет взглянуть на организацию в целом. Иногда один вид бизнеса может казаться убыточным, но для компании в целом он будет выгоден», — объяснила «Секрету» руководитель методологической группы направления «бизнес-планирование» ГК «КОРУС Консалтинг» Дарья Сидорова.
По её словам, многие предприятия добавляют в консолидированный бюджет дополнительные аналитические разрезы: сегменты, виды бизнеса, ситуацию в регионах. Так удобнее анализировать внутренние процессы (и влиять на них).
«Когда компания налаживает процесс составления консолидированного бюджета, происходит унификация всех учётных политик и принципов внутри компании — это даёт большую прозрачность и единый взгляд на информацию», — добавила эксперт.
Консолидированный бюджет: что это и зачем нужен?
Консолидированным бюджетом называется свод всех бюджетов различных уровней на определенной территории, используемый для прогнозирования, расчетов и анализов. В России данный термин имеет определение в виде свода федерального и всех консолидированных бюджетов каждого субъекта РФ, при котором не учитываются ГВБФ и трансферты.
Консолидированным бюджетом субъекта РФ называется свод, в него входят региональные и местные бюджеты, которые не входят административно в субъекты РФ.
Рассматриваемое понятие объединяет все показатели территории. Благодаря ему можно выявить результаты различных разработок, а также понять, как реализуется финансовая политика в определенном регионе.
СПРАВКА. Подробней с данными понятиями можно ознакомиться в ст. 6, 13, 14 и 15 БК РФ.
Классификация доходов консолидированного бюджета
СПРАВКА. Формирование консолидированного бюджета позволяет образовываться холдинговым структурам, за счет чего у них снижаются налоговые выплаты, увеличиваются оборотные средства, снижаются затраты, увеличивается конкурентоспособность, и они получают еще множество других преимуществ.
Доходами или прибылью консолидированного бюджета называются деньги, которые поступают даром и без необходимости возврата для трат органов государственной власти на основании законодательства России. Такие доходы делятся на 4 уровня, то есть на несколько групп, подгрупп, статей и подстатей, которые, в свою очередь, дополнительно еще подразделяются на:
Налоговые доходы могут направляться:
Неналоговые денежные перечисления поступают:
Безвозмездные средства поступают:
В состав целевых фондов входят:
Что за расходы и зачем они нужны?
Расходы консолидированного бюджета — деньги, которые используются для обеспечения различных государственных функций и задач. Благодаря таким затратам определяется состояние экономики и выявляется, в какие направления нужно вкладываться больше или меньше.
За счет таких расходов финансируются различные предприятия производственной и непроизводственной формы правления, которые, в свою очередь, являются распорядителями полученных средств. То есть расходы в данном случае имеют транзитный характер. Но с помощью бюджета определяются только размеры возможных расходов по определенным статьям, а сами расходы выполняют уже получатели финансов.
СПРАВКА. Благодаря бюджету перераспределяют деньги по специальным уровням с помощью дотаций, субвенций, субсидий и ссуд. В основном такие расходы обладают безвозвратным характером. А на возвратных основах предоставляются только займы и ссуды.
Рассматриваемый тип расходов делят на текущий и капитальный, а деление происходит исходя из экономического содержания. Текущие расходы обеспечивают:
Данные расходы являются главными абсолютно во всех сферах. Основные траты приходятся на следующие статьи расходов:
Какие бывают виды?
Консолидированный бюджет — это так называемый инструмент в системе финансового управления, который используется на предприятиях и в компаниях для прогнозирования, расчетов, анализов и т. д. То есть там, где необходим управленческий учет. Когда говорят о нем в данном ключе, то имеют в виду его формирование, которое может быть в виде следующего бюджета:
Консолидированный бюджет – взаимосвязь между звеньями и участниками бюджетной системы
В консолидированный бюджет входят бюджеты определенной территории, которые государство использует как инструмент для разработок, расчетов минимальных финансовых, социальных нормативов, норм для бюджетного анализа, планирования бюджетной деятельности.
Что такое консолидированный бюджет субъекта?
Консолидированный бюджет субъекта РФ представляет собой совокупность местных бюджетов и регионального бюджета в районе данного субъекта.
Соотношение подобного бюджета с региональным – общее к частному. Это бюджеты муниципальных образований входящих в субъект РФ.
Функция консолидированного бюджета – объединение показателей бюджета заданной территории. Именно здесь отражаются условия баланса доходов с расходами госбюджета, результаты планирования, реализации финансовой бюджетной политики региона.
Кем происходит исполнение консолидированного бюджета?
Исполнение консолидированного бюджета является важным этапом бюджетного процесса:
Кто исполняет КБ? Процесс реализации осуществляют:
Исполнительная власть организует бюджеты, управляет бюджетными средствами, счетами бюджетов. Ее органы – это кассиры распорядителей с получателями бюджетных средств, осуществляющие платежи исходя из бюджетных средств по поручению, от имени бюджетных учреждений.
Подобные функции осуществляются на основе подведомственности расходов и единства кассы.
Расходы консолидированного бюджета: виды, специфика
Денежные средства, расходуемые на финансовое обеспечение функций, задач местного самоуправления, государства составляют расходы консолидированного бюджета. Затраты отражают экономические отношения в виде использования денег на различные направления централизованного денежного фонда государства.
Куда направлены бюджетные расходы? Это организации непроизводственной, производственной сферы – бюджетополучатели, что говорит о транзитном характере расходов бюджета.
Консолидированный бюджет расходуется регулятором на перераспределение уровней бюджетной системы через:
Расходы безвозвратны. Возвратными могут быть бюджетные ссуды, кредиты.
Многообразие видов расходов обусловлено факторами:
Сочетание факторов обусловливает определенные бюджетные расходы.
Для чего нужен анализ консолидированного бюджета?
Анализ консолидированного бюджета необходим для прогнозирования, планирования, разработки бюджета конкретного уровня. Количественные характеристики анализа отражают обоснованность, реальность показателей бюджетов.
Какова роль консолидированного анализа? Консолидированные показатели помогают:
Консолидированные показатели помогут получить полноценную картину качества расходных, доходных составляющих. Расширенная смета предназначена для статистических, аналитических данных для определения дальнейшего пути развития.
Дефицит консолидированного бюджета: суть, методы преодоления
Что порождает дефицит консолидированного бюджета? Превышение расходов над доходами. Дефицит допустим, когда он временный и не переходит границу 10% от величины доходов. При превышении уровня 20% дефицит считается критическим.
Как его преодолеть? Необходимо:
Для обеспечения устойчивости бюджетных отношений возможно установление размеров дефицита бюджета.
Совет от Сравни.ру: Если дефицит превышает установленный предел, государство вводит режим секвестирования расходов – пропорциональное уменьшение всех госрасходов.
Консолидированный бюджет – что это такое простыми словами
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов любого уровня, состоящий из федерального и консолидированных бюджетов Российской федерации. Если говорить простыми словами, это суммирование федерального, субъективного госбюджета и местных бюджетов. Формирование такого свода регламентируется законодательством. При рассматривании консолидированного бюджета конкретного субъекта федерации учитываются региональные средства и финансовое состояние муниципальных структур.
Что это такое
Консолидированным бюджетом субъекта РФ считается региональный бюджет совместно с местными структурами, содержащий важные для страны показатели, с помощью которых определяется текущее финансовое состояние бюджета и его распределение на каждую ступень финансовой структуры. При этом можно внедрять определённые котировки, повышающие качество распределения, если обнаружились недостатки.
Показателями пользуются при:
Основная функция консолидированного бюджета – объединить показатели определённой территории. Именно в нём отражён баланс расходов и доходов госбюджета, итоги планирования и реализации финансовой политики. Анализ определённых параметров помогает оценить сумму финансового баланса для каждого уровня. Состояние этих параметров зависит от доходов и расходов, демонстрирующих положение в сфере финансов страны и каждой отдельно взятой отрасли.
Доходные и расходные бюджетные характеристики:
Доходные сегменты | Расходные сегменты |
Целевые бюджетные фонды | Содержание государственных органов |
Подоходные налоги | Расходы на научную деятельность |
Налогообложение имущества | Расходы на оборону |
Налогообложение внешней торговли | Проведение различных мероприятий |
Акцизные сборы | Инвестиционная деятельность и дотации |
Доходные статьи
Бюджетные доходы – это денежные средства, которые поступили в органы государственной власти на безвозвратной и безвозмездной основе с учётом законодательства РФ. Поступления делятся на 4 группы:
Список целевых бюджетных фондов:
Безвозмездно перечислять средства могут:
Налоговыми доходами являются законодательно утверждённое налогообложение:
Неналоговыми являются доходы, которые приносят:
Расходные статьи
Бюджетные расходы составляют денежные средства, направленные на нужды непроизводственных и производственных организаций, которые получают и распоряжаются бюджетными деньгами. Бюджетные средства могут распределяться по разным уровням системы безвозвратно (субсидиями, субвенциями, дотациями) или возвратно (бюджетными кредитами и ссудами).
Экономическое содержание бюджетных расходов делит их на капитальные и текущие. На всех уровнях преобладают капитальные расходы, которыми обеспечиваются:
Текущими бюджетными расходами обеспечивается:
Особенности финансовой системы страны
Так как в консолидированном бюджете содержится информация о положении бюджетной структуры всех уровней финансирования, важно регулировать каждую отдельную сферу. Бюджетная система России состоит из четырёх уровней, где каждый зависит от предыдущего. Иерархическая структура выглядит таким образом:
Такая структура финансовой системы указывает на максимальное значение госбюджета, который демонстрирует ситуацию с финансами в стране. С помощью этой структуры происходит распределение дохода в каждом территориальном объекте. Регулирует эти процессы высший законодательный орган страны – государственное собрание. Денежные средства распределяются на основании утверждённых нормативов, которые одинаковы на всей территории.
Консолидированный бюджет РФ предполагает наличие бюджетов субъектов федерации. Эти структуры формируются в соответствии с законодательством. При этом должна обеспечиваться гарантия независимости каждой территориальной единицы и их максимальная обособленность (при наличии их личной ответственности). Муниципальные бюджеты создаются органами местного самоуправления.
Исполнение бюджета является основной стадией бюджетного процесса и заключается в обеспечении полных и своевременных поступлений доходов, предусмотренных законодательством, и в бесперебойном финансировании запланированных бюджетных расходов. Именно на этой стадии доходы зачисляются в бюджет и производятся расходы.
Применение
Характеристики консолидированного бюджета используются при утверждении государственного финансирования. Эти параметры имеют большое значение при расчётах ставок налогообложения и определении величины дотаций. Далее эти средства направляются в субъекты федерации разного уровня.
Для понимания текущего финансового положения учитывается множество характеристик трат и доходов. С помощью продемонстрированных показателей оценивается и проводится сводный денежный план государства, в котором рассматриваются средства, наполняющие федеральный бюджет. Учёт помогает понять степень эффективности распределения средств, оказывающих влияние на общий баланс финансов государства.
Кроме того, в консолидированном бюджете содержатся данные, используемые при планировании с разным периодом действия. Чтобы оценить экономическое или социальное развитие того или иного территориального субъекта и всего государства, требуется осуществить расчёты, основанные на этих характеристиках. Также они применяются для арифметического моделирования.
Следует обратить внимание на то, что этими данными определяется финансовое обеспечение граждан страны. Показатели, которые используются при этом, помогают увидеть информацию о тратах конкретного гражданина в каждой сфере жизни: образовательной, медицинской, рабочей и т.д. Использованием средних характеристик сравнивается гражданская обеспеченность в рамках конкретной территориальной единицы.
Итоги
На основании вышеописанной информации можно подвести итоги и сделать вывод, что характеристики консолидированного бюджета помогают:
При помощи таких финансовых данных можно установить текущую ситуацию в федеральной финансовой системе на всех её уровнях. Эти данные имеют большое значение при планировании финансов, осуществлении прогнозирования по финансовой системе и определении финансового положения любой государственной единицы, как населённого пункта, так и отдельного гражданина.
Консолидированный бюджет — что это такое простыми словами
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов любого уровня, состоящий из федерального и консолидированных бюджетов Российской федерации. Если говорить простыми словами, это суммирование федерального, субъективного госбюджета и местных бюджетов. Формирование такого свода регламентируется законодательством. При рассматривании консолидированного бюджета конкретного субъекта федерации учитываются региональные средства и финансовое состояние муниципальных структур.
Консолидированным бюджетом субъекта РФ считается региональный бюджет совместно с местными структурами, содержащий важные для страны показатели, с помощью которых определяется текущее финансовое состояние бюджета и его распределение на каждую ступень финансовой структуры. При этом можно внедрять определённые котировки, повышающие качество распределения, если обнаружились недостатки.
Показателями пользуются при:
бюджетном и сводном финансовом планировании;
формировании и использовании денежного фонда государства;
разработке прогноза социального и экономического развития государства и регионов;
расчётах, характеризующих степень обеспеченности населения и территорий.
Основная функция консолидированного бюджета – объединить показатели определённой территории. Именно в нём отражён баланс расходов и доходов госбюджета, итоги планирования и реализации финансовой политики. Анализ определённых параметров помогает оценить сумму финансового баланса для каждого уровня. Состояние этих параметров зависит от доходов и расходов, демонстрирующих положение в сфере финансов страны и каждой отдельно взятой отрасли.
Доходные и расходные бюджетные характеристики:
Доходные сегменты Расходные сегменты
Целевые бюджетные фонды Содержание государственных органов
Подоходные налоги Расходы на научную деятельность
Налогообложение имущества Расходы на оборону
Налогообложение внешней торговли Проведение различных мероприятий
Акцизные сборы Инвестиционная деятельность и дотации
Бюджетные доходы – это денежные средства, которые поступили в органы государственной власти на безвозвратной и безвозмездной основе с учётом законодательства РФ.
Поступления делятся на 4 группы:
Доходы целевых бюджетных фондов.
Список целевых бюджетных фондов:
восстановление и охрана водных объектов;
управление, изучение, сохранение и воспроизводство водных биоресурсов;
содействие военной реформе;
министерства атомной энергии РФ;
воспроизводство минерально-сырьевой базы;
борьба с преступностью;
развитие таможенной системы;
МНС и служба налоговой полиции;
экологические и дорожные фонды.
Безвозмездно перечислять средства могут:
Государственные внебюджетные фонды.
Бюджетные структуры других уровней.
Налоговыми доходами являются законодательно утверждённое налогообложение:
прироста капитала, прибыли;
услуг, товаров, регистрационных и лицензионных сборов;
внешнеэкономических операций и торговли.
Неналоговыми являются доходы, которые приносят:
Государственное и муниципальное имущество.
Административные платежи и сборы.
Продажа земли и нематериальных активов.
Негосударственные капитальные трансферты.
Бюджетные расходы составляют денежные средства, направленные на нужды непроизводственных и производственных организаций, которые получают и распоряжаются бюджетными деньгами. Бюджетные средства могут распределяться по разным уровням системы безвозвратно (субсидиями, субвенциями, дотациями) или возвратно (бюджетными кредитами и ссудами).
Экономическое содержание бюджетных расходов делит их на капитальные и текущие. На всех уровнях преобладают капитальные расходы, которыми обеспечиваются:
финансовая помощь другим бюджетным структурам;
безопасность и деятельность правоохранительных органов;
Текущими бюджетными расходами обеспечивается:
Государственная поддержка некоторых экономических отраслей.
Работа бюджетных организаций и органов власти.
Другие расходы, находящиеся в списке капитальных.
Особенности финансовой системы страны
Так как в консолидированном бюджете содержится информация о положении бюджетной структуры всех уровней финансирования, важно регулировать каждую отдельную сферу. Бюджетная система России состоит из четырёх уровней, где каждый зависит от предыдущего.
Иерархическая структура выглядит таким образом:
первый. Госбюджет, включающий объём средств внебюджетных фондов;
второй. Бюджетные структуры субъектов государства, дополненные средствами территориальных внебюджетных государственных фондов;
третий. Муниципальные бюджеты;
четвёртый. Самые мелкие муниципальные структуры.
Такая структура финансовой системы указывает на максимальное значение госбюджета, который демонстрирует ситуацию с финансами в стране. С помощью этой структуры происходит распределение дохода в каждом территориальном объекте. Регулирует эти процессы высший законодательный орган страны – государственное собрание. Денежные средства распределяются на основании утверждённых нормативов, которые одинаковы на всей территории.
Консолидированный бюджет РФ предполагает наличие бюджетов субъектов федерации. Эти структуры формируются в соответствии с законодательством. При этом должна обеспечиваться гарантия независимости каждой территориальной единицы и их максимальная обособленность (при наличии их личной ответственности). Муниципальные бюджеты создаются органами местного самоуправления.
Исполнение бюджета является основной стадией бюджетного процесса и заключается в обеспечении полных и своевременных поступлений доходов, предусмотренных законодательством, и в бесперебойном финансировании запланированных бюджетных расходов. Именно на этой стадии доходы зачисляются в бюджет и производятся расходы.
Характеристики консолидированного бюджета используются при утверждении государственного финансирования. Эти параметры имеют большое значение при расчётах ставок налогообложения и определении величины дотаций. Далее эти средства направляются в субъекты федерации разного уровня.
Для понимания текущего финансового положения учитывается множество характеристик трат и доходов. С помощью продемонстрированных показателей оценивается и проводится сводный денежный план государства, в котором рассматриваются средства, наполняющие федеральный бюджет. Учёт помогает понять степень эффективности распределения средств, оказывающих влияние на общий баланс финансов государства.
Кроме того, в консолидированном бюджете содержатся данные, используемые при планировании с разным периодом действия. Чтобы оценить экономическое или социальное развитие того или иного территориального субъекта и всего государства, требуется осуществить расчёты, основанные на этих характеристиках. Также они применяются для арифметического моделирования.
Следует обратить внимание на то, что этими данными определяется финансовое обеспечение граждан страны. Показатели, которые используются при этом, помогают увидеть информацию о тратах конкретного гражданина в каждой сфере жизни:
образовательной, медицинской, рабочей и т.д. Использованием средних характеристик сравнивается гражданская обеспеченность в рамках конкретной территориальной единицы.
На основании вышеописанной информации можно подвести итоги и сделать вывод, что характеристики консолидированного бюджета помогают:
Осуществить точечный анализ финансовой сферы страны.
Делать прогнозы финансового положения страны в будущем.
Определять финансовый баланс и уровень обеспеченности граждан.
При помощи таких финансовых данных можно установить текущую ситуацию в федеральной финансовой системе на всех её уровнях. Эти данные имеют большое значение при планировании финансов, осуществлении прогнозирования по финансовой системе и определении финансового положения любой государственной единицы, как населённого пункта, так и отдельного гражданина.
Чёт это ни фига не простые слова, а такое ощущение, что доклад на лекции по экономике
эммм. Без картинок не интересно.
Перепродажа кубиков LEGO оказалась выгоднее торговли золотом
Российские экономисты выяснили, что снятые с производства наборы кубиков LEGO растут в цене заметно быстрее, чем золото, картины и ценные бумаги. Результаты исследования опубликовал научный журнал Research in International Business and Finance, кратко об этом пишет пресс-служба НИУ ВШЭ.
«Мы привыкли, что если люди покупают какие-то вещи ради инвестиций, то это драгоценности, антиквариат или предметы искусства. Есть и другие варианты, например, коллекционные игрушки. Даже учитывая небольшую стоимость большинства наборов, это огромный рынок, который мало знаком традиционным инвесторам», – объяснила Виктория Добрынская, доцент НИУ ВШЭ и один из авторов исследования.
Добрынская и ее коллеги выяснили, что инвестиции в уже не выпускающиеся наборы кубиков лего приносят примерно 11% дохода в год. Это больше, чем типичный рост других типов вложений, в том числе в ценные бумаги и антиквариат. Они пришли к такому выводу, проанализировав, как менялись цены на 2,3 тыс. различных игрушек в промежутке между 1987 и 2015 годами.
В ходе исследования ученые собрали данных об официальных продажах наборов кубиков и изменении цен на них на различных вторичных торговых площадках, в том числе на онлайн-аукционах. В результате ученые обнаружили, что цены на многие наборы кубиков начинали расти примерно через два-три года после выхода конструктора, причем особенно быстро увеличивалась ценность самых больших и маленьких вариантов LEGO. В среднем она повышалась на 11% в год, что заметно больше, чем у коллекционных вин, золота или инвестиционных портфелей на фондовом рынке.
Кроме того, вложения в игрушки оказались значительно менее рисковой формой инвестиций, чем альтернативные варианты. Это было связано с тем, что цены на конструкторы почти не зависели от ситуации на фондовом рынке и поэтому они росли даже во времена крупных финансовых кризисов, а порог входа на рынок всегда оставался относительно небольшим, в отличие от коллекционирования автомобилей или предметов искусства.
Однако для получения максимальной отдачи от вложений в LEGO нужно очень хорошо понимать этот рынок. Дело в том, что разница в цене разных наборов кубиков может достигать нескольких десятков или сотен раз через десятилетия после их выхода.
Кроме того, первая отдача от подобных вложений появляется относительно медленно, как минимум через три года после первой закупки конструкторов. Кроме того, инвесторам в игрушки придется тратить много сил и времени на отправку и закупку наборов, что делает инвестиции в игрушки далеко не самым простым способом заработать, подытожили ученые.