Конспект что такое басня
Консультация для педагогов «История басни как жанра»
«Мораль сей басни такова.»
«Мораль сей басни такова…» – это выражения нам всем не только хорошо известно, но и понятно.Причина очевидна: знакомство человека с басней происходит с детства. Именно здесь мы впервые начинаем понимать ее глубокий смысл, делать первые выводы из прочитанного и пытаемся поступать правильно, хотя и не всегда это выходит. Сегодня я попытаюсь разобраться с тем, что такое басня.
Басней называют сказку небольших размеров, написанную в нравоучительной манере. Ее действующими лицами являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. Басня может иметь стихотворную форму или быть написанной в прозе. Басня состоит из двух частей – повествования и вывода, коим считается конкретный совет, правило или указание, «прикрепленное» к повествованию. Такой вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть подан и в начале сочинения. Некоторые авторы представляют его и в виде заключительного слова одного из персонажей сказки. Но как бы читатель ни старался увидеть вывод в отдельно написанной строке, он этого не сможет сделать, так как он прописан в скрытой форме, как само собой разумеющийся в связи с приведенными событиями и разговорами.
Басня один из самых древнейших литературных жанров, ровесница мифов, пришла к нам еще из времен Древней Греции. Эзоп – наиболее известный древний баснописец, чьи произведения стали классическими и неоднократно переводились на языки мира. Их сюжеты послужили основой для творчества многих литераторов последующих эпох. Эзоп – легендарная личность, о жизни которого ходило много рассказов, в которых смешивались, правда и вымысел. Традиционно его родиной называют Фригию – область в Малой Азии. Считается, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенесшим много злоключений.
Второй по величине баснописец – Федр. Он был автором не только своих собственных сочинений, но и занимался переводами и переделками эзоповских произведений. В Древнем Риме о том, что такое басня, было известно Авиану и Неккаму. В Средневековье написанием сказок с поучительным выводом занимались такие авторы, как Штейнгевель, Ник Пергамен, Б. Папроцкий, Эразм Роттердамский и многие другие авторы. Прославился произведениями в данном жанре и французский поэт Жан Лафонтен.
В России развитие жанра басни относится к середине XVIII началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского.
Ну а самым известным русским баснописцем был и остается Иван Андреевич Крылов. Расцвет его творчества пришелся на рубеж восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Героями произведений чаще всего выступали животные и неодушевленные предметы. Они действуют, словно люди, но своим поведением высмеивают пороки человеческой натуры. Многие животные олицетворяют какую-нибудь черту характера. Например, лисица символизирует хитрость, лев – мужество, гусь – глупость, сова – мудрость, заяц – трусливость, и так далее. Самобытные, гениальные и совершенные басни Крылова переведены на многие европейские и восточные языки. Сам баснописец внес весомую лепту в развитие этого жанра и литературы в целом в России.
Широко известна и признана большая работа С. В. Михалкова в области басни. Поэт продолжил традицию русской классической басни, бичующей отрицательные явления в быту и нравах, подвергающей осмеянию непривлекательные черты в характере и поступках человека.
Перу Сергея Михалкова принадлежит более 200 басен, лаконичность, простота, разговорный язык, юмор основные отличительные черты басенного стиля поэта. Сюжет любой басни, пройдя в творческой лаборатории ее создателя этап обобщения, типизации, превращается в нечто большее в социально и нравственно значимую тему для размышления, ибо основополагающая эстетическая цель сатирического произведения возбуждение представлений об истине, о добре, о прекрасном и, в конечном счете, восстановление справедливости. Но как сложно порой бывает отличить правду от полуправды,говорит сам Михалков в одной из самых коротких и емких своих басен:
«Где наш отец?» — выспрашивал упрямо
Сын-Червячок у Мамы-Червяка.
«Он на рыбалке!» — отвечала мама.
Как Полуправда к Истине близка! («Полуправда»)
Самые известные басни («Шутка», «Ромашка и Роза», «Собака и Осел», «Медвежий мед», «Клятва Гиппократа», «Ученый Кот», «Орлы и воробьи» и другие)— прочно вошли в репертуар мастеров художественного слова нескольких поколений и с течением времени нисколько не постарели.
Развитие басенного жанра напрямую зависит от исторических особенностей формирования каждой отдельно взятой культуры. Главная задача басни состоит в том, чтобы донести и утвердить в умах мудрость поколений и поучительные уроки, применимые как в повседневности и общности, так и в особенных частных случаях.
Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.
Консультация для педагогов «Как разнообразить игровую среду в группе» В начале года я заметила, что дети чаще стали приносить в группу мелкие игрушки из «киндеров», машинки, сувенирчики, попрыгунчики, «лизунчики».
Консультация для педагогов «Игра, как ведущая деятельность дошкольников» Игра как ведущая деятельность дошкольников 1. Что такое игра? 2. Детская игра в педагогическом процессе ДОУ. 3. Игра как ведущая деятельность.
Консультация для педагогов и родителей «Как правильно хвалить ребенка» Известный психотерапевт В. Леви сказал: «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» Эти слова, несомненно, для некоторых.
Консультация для педагогов «Как приучить ребёнка к дисциплине» Вот как учёные говорят о дисциплине: «Дисциплина хороша и необходима, без нее вы не вырастите здоровых детей-победителей. Она нужна для.
Консультация для педагогов «Как создать благоприятные условия зимой на прогулке» [/i]Зима- любимое время года для детей и взрослых. Это время и для развлечений и подвижных игр. Зимняя прогулка является надежным средством.
Консультация для педагогов «Как учить стихи играючи» Замечательно, если человек владеет красивой образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты.
Консультация для педагогов «Как воспитать двигательную активность у детей» Консультация для педагогов «Как воспитать двигательную активность у детей». Двигательная активность, физическая культура спорт – это эффективные.
Консультация для педагогов «Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми» СЛАЙД №1Консультация для педагогов. Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми. Современные дошкольники легко и с удовольствием.
Консультация для педагогов «Проектная деятельность как метод взаимодействия педагогов и родителей» Консультация для воспитателей Подготовил воспитатель высшей квалификационной категории Шихалева Н. С. «Проектная деятельность, как метод.
Басня
Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме — Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век).
В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в 1-й пол. XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.
Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, С. Михалкова и другие.
Содержание
История
Происхождение
Существуют две концепции происхождения басни. Первая представлена немецкой школой Отто Крузиуса, А. Хаусрата и др., вторая — американским учёным Б. Э. Перри. Согласно первой концепции, в басне первично повествование, а мораль вторична; басня происходит из сказки о животных, а сказка о животных — из мифа. Согласно второй концепции, в басне первична мораль; басня близка сравнениям, пословицам и поговоркам; как и они, басня возникает как вспомогательное средство аргументации. Первая точка зрения восходит к романтической теории Якоба Гримма, вторая возрождает рационалистическую концепцию Лессинга.
Филологов XIX века долго занимала полемика о приоритете греческой или индийской басни. Теперь можно считать почти несомненным, что общим истоком материала греческой и индийской басни была шумеро-вавилонская басня.
Античность
Греческая литература
Прежде чем басня стала самостоятельным литературным жанром, она прошла в своём развитии стадии поучительного примера или притчи, а затем фольклорную. От древнейшей стадии сохранились лишь два образца. Это знаменитый αινος Одиссея (Od. XIV, 457—506) и две притчи, которыми обмениваются Тевкр и Менелай в «Аянте» Софокла (ст. 1142—1158).
Сложившуюся форму устной басни, соответствующую второму периоду развития жанра, мы впервые в греческой литературе находим у Гесиода. Это — знаменитая притча (αινος) о соловье и ястребе («Труды и дни», 202—212), обращённая к жестоким и несправедливым властителям. В притче Гесиода мы уже встречаем все признаки басенного жанра: животных-персонажей, действие вне времени и пространства, сентенциозную мораль в устах ястреба.
Греческая поэзия VII—VI вв. до н. э. известна лишь в скудных отрывках; некоторые из этих отрывков отдельными образами перекликаются с известными впоследствии басенными сюжетами. Это позволяет утверждать, что основные басенные сюжеты классического репертуара уже сложились к этому времени в народном творчестве. В одном из своих стихотворений Архилох (отр. 88— 95 Б) упоминает «притчу» о том, как лису обидел орёл и был наказан за это богами; в другом стихотворении (отр. 81—83 Б) он рассказывает «притчу» о лисе и обезьяне. Стесихору Аристотель приписывает выступление перед гражданами Гимеры с басней о коне и олене применительно к угрозе тирании Фаларида («Риторика», II, 20, 1393b). «Карийскую притчу» о рыбаке и осьминоге, по свидетельству Диогениана, использовали Симонид Кеосский и Тимокреонт. Достаточно отчётливо выступает басенная форма и в анонимном сколии о змее и раке, приводимом у Афинея (XV, 695а).
Греческая литература классического периода уже опирается на вполне сложившуюся традицию устной басни. Геродот ввёл басню в историографию: у него Кир поучает слишком поздно подчинившихся ионян «басней» (logos) о рыбаке-флейтисте (I, 141). Эсхил пользовался басней в трагедии: сохранился отрывок, излагающий «славную ливийскую басню» (logos) об орле, поражённом стрелой с орлиными перьями. У Аристофана Писфетер в разговоре с птицами блистательно аргументирует баснями Эзопа о жаворонке, похоронившем отца в собственной голове («Птицы», 471—476) и о лисице, обиженной орлом («Птицы», 651—653), а Тригей ссылается на басню в объяснение своего полёта на навозном жуке («Мир», 129—130), а вся заключительная часть комедии «Осы» построена на обыгрывании некстати применяемых Филоклеоном басен.
Демокрит поминает «Эзоповскую собаку», которую погубила жадность (отр. 224 D.); близки к этому жанру Продик в своей знаменитой аллегории о Геракле на распутье (Ксенофонт, «Воспоминания о Сократе», II, 1) и Протагор в своей басне (mythos) о сотворении человека (Платон, «Протагор», 320 с сл.); Антисфен ссылается на басню о львах и зайцах (Аристотель, «Политика», III, 8, 1284а, 15); его ученик Диоген сочиняет диалоги «Леопард» и «Галка» (Диог. Лаэрт., VI, 80). Сократ у Ксенофонта рассказывает басню о собаке и овцах («Воспоминания», II, 7, 13—14), у Платона он вспоминает, что говорила «в Эзоповой басне» (mythos) лисица больному льву о следах, ведущих в его пещеру («Алкивиад I», 123а), и даже сам сочиняет в подражание Эзопу басню о том, как природа неразрывно связала страдание с наслаждением («Федон», 60с). Платон даже утверждает, что Сократ, никогда ничего не сочинявший, незадолго до смерти переложил в стихи Эзоповы басни («Федон», 60с) — рассказ явно вымышленный, но охотно принятый на веру потомками (Плутарх, «Как слушать поэтов», 16 с; Диог. Лаэрт., II, 42).
Риторика
На рубеже классической и эллинистической эпохи из «высокой» литературы басня опускается в литературу учебную, предназначенную для детей, и в литературу популярную, обращенную к необразованной низовой публике. Басня становится монополией школьных учителей и философских проповедников. Так возникают первые сборники басен (для нужд преподавания), и начинается третий период истории басенного жанра в античности — период перехода от устной басни к литературной. Первый сборник Эзоповых басен, о котором до нас дошло упоминание,— это «Logon Aisopeion Synagoge» Деметрия Фалерского, составленный на рубеже IV и III вв. до н. э. Деметрий Фалерский был философом-перипатетиком, учеником Феофраста; кроме того, он был оратор и теоретик красноречия. Сборник Деметрия, по-видимому, послужил основой и образцом для всех позднейших записей басен. Ещё в византийскую эпоху под его именем издавались басенные сборники.
Сборники таких записей были, прежде всего, сырым материалом для школьных риторических упражнений, но рано перестали быть исключительным достоянием школы и стали читаться и переписываться как настоящие «народные книги». Поздние рукописи таких сборников дошли до нас в очень большом количестве под условным названием «басен Эзопа». Исследователи различают среди них три основных рецензии (редакции):
Августанская редакция — собрание двухсот с лишним басен, все они более или менее однородны по типу и охватывают тот круг басенных сюжетов, который впоследствии стал наиболее традиционным. Запись басен проста и кратка, ограничивается передачей сюжетной основы без всяких второстепенных подробностей и мотивировок, тяготеет к стереотипным формулам для повторяющихся сюжетных моментов. Отдельные сборники басен сильно различаются и по составу, и по словесной редакции.
В риторической школе басня заняла твердое место среди «прогимнасм» — подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение ритора. Число прогимнасм колебалось от 12 до 15; в окончательно установившейся системе их последовательность была такова: басня, рассказ, хрия, сентенция, опровержение и утверждение, общее место, похвала и порицание, сравнение, этопея, описание, разбор, законоположение. Басня в числе других простейших прогимнасм, по-видимому, первоначально преподавалась грамматиком и лишь потом перешла в ведение ритора. Пособием к изучению прогимнасм служили специальные учебники, содержавшие теоретическую характеристику и образцы каждого рода упражнений. До нас дошло четыре таких учебника, принадлежащих риторам Феону (конец I — начало II в. н. э.), Гермогену (II в.), Афтонию (IV в.) и Николаю (V в.), а также обширные комментарии к ним, составленные уже в византийскую эпоху, но по материалам той же античной традиции (особенно богат материалом комментарий к Афтонию, составленный Доксопатром, XII век). Общее определение басни, единогласно принятое всеми прогимнасматиками, гласит: «Басня есть вымышленный рассказ, являющий образ истины» (mythes esti logos pseudes, eikônizôn aletheian). Мораль в басне определялась так: «Это — сентенция (logos), прибавляемая к басне и разъясняющая содержащийся в ней полезный смысл». Мораль, поставленная в начале басни, называется промифий, мораль в конце басни — эпимифий.
Место басни среди других форм аргументации наметил ещё Аристотель в «Риторике» (II, 20, 1393а23—1394а 18). Аристотель различает в риторике два способа убеждения — пример (paradeigma) и энтимему (enthymema), соответственно аналогичные индукции и дедукции в логике. Пример подразделяется на пример исторический и пример вымышленный; пример вымышленный в свою очередь подразделяется на параболу (то есть условный пример) и басню (то есть конкретный пример). Разработка басни в теории и на практике была замкнута в стенах грамматических и риторских школ, в публичную ораторскую практику басни не проникали.
Римская литература
Средние века
Всеобщий культурный упадок «темных веков» одинаково погрузил в забвение и Авиана и «Ромула», откуда их извлекло новое оживление средневековой культуры в XII веке. Начиная с этого времени мы находим в средневековой латинской литературе не меньше 12 переработок «Ромула» и не меньше 8 переработок Авиана.
Ещё два стихотворных переложения были сделаны во второй половине XII века. Оба переложения сделаны элегическим дистихом, но различны по стилю.
Из «Ромула» извлечены басни, вставленные в «Зерцало историческое» Винцента из Бовэ (XIII век) — первую часть огромной средневековой энциклопедии в 82 книгах. Здесь (IV, 2—3) автор, дойдя в своем изложении до «первого года царствования Кира», сообщает, что в этом году в Дельфах погиб баснописец Эзоп, и по этому поводу излагает в 8 главах 29 басен. Эти басни, говорит автор, могут быть с успехом использованы при составлении проповедей.
В некоторых рукописях к басням «Ромула» присоединяются так называемые fabulae extravagantes — басни неизвестного происхождения, изложенные очень народным языком, подробно и красочно и приближающиеся по типу к животной сказке.
Возрождение
В эпоху Возрождения распространяющееся знание греческого языка открыло европейскому читателю доступ к первоисточнику — к греческим басням Эзопа. С 1479 г., когда итальянский гуманист Аккурсий выпустил первое печатное издание басен Эзопа, начинается развитие новоевропейской басни.
Животная басня
Животные басни — это басни, в которых животные (волк, сова, лисица) действуют как человек. Лисе свойственна хитрость, сове — мудрость. Гусь считается глупым, лев мужественным, змея коварной. Качества сказочных животных взаимозаменяемы. Сказочные животные представляют определённые характерные черты людей.
Морализированное естествознание античных животных басен оформилось в конце концов в сборники, известные под заглавием «Физиоло́г».
Конспект урока Басня как литературный жанр. И.А. Крылов — баснописец
Тема: Басня как литературный жанр. И.А. Крылов — баснописец. Басни «Свинья под Дубом», «Демьянова уха», «Волк и Ягнёнок».
Цели урока: познакомить учащихся с личностью И.А. Крылова и его баснями, с понятием «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни.
Планируемые результаты:
Личностные:
· формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
· воспитание интереса к классической литературе.
· проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;
· познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями;
· познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение; учить видеть за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества;
· коммуникативные: умение прислушиваться к мнению одноклассников; участвовать в коллективном обсуждении;
· регулятивные: умение сотрудничать с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Тип урока: Открытие новых знаний
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, учебник: Б.А.Ланин. Литература.5 класс, 1 часть, М., «Вентана-Граф», 2012.
Методы урока : словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Форма организации учебной деятельности : индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория : 5 класс
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
1. Организационный момент.
— Посмотри в глаза своему соседу по парте, улыбнись ему и мысленно пожелай ему успеха на уроке.
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
1.Мотивация к учебной деятельности.
Урок начинаю с чтения басни
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
— К какому жанру (виду) вы отнесете это произведение?
— Что вы можете рассказать об этом жанре?
2. Активизация познавательной деятельности учащихся .
Басня тесно связана с народным творчеством. Басня произошла из сказок, в которых герои являлись носителями какой-то отличительной черты. Предметом изображения в ней были недостатки людей.
— Вспомним, какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки? Лиса? Осел? Волк? Зайц?(Лиса – хитрости, осёл – глупости, волк – жадности, заяц – трусости).
3. Работа с литературоведческими терминами.
В литературоведении этому понятию дается определение «аллегория». Давайте заглянем в словарь литературоведческих терминов, найдем определение и запишем его в тетрадь.
Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Основные признаки жанра басни (под запись):
· аллегория (иносказание, «эзоповский язык»)
· олицетворение (наделение человеческими чертами растений, животных и неживых предметов)
Отличительные черты басни
· Небольшой рассказ, часто стихотворный
· 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)
· Аллегорическая форма (иносказание)
· Герои – чаще животные
· Особый басенный стих, передающий разговорную речь
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
1. Ознакомление с биографией И.А.Крылова.
Самобытная русская басня возникает в 30-е годы 18 века. Первыми русскими баснописцами были Антиох Кантемир, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский. Особая роль отводится И.Крылову. Когда говорят «великий русский баснописец», все знают – речь идет об Иване Андреевиче Крылове. Никому из баснописцев не удалось превзойти его в мастерстве.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
— Как вы понимаете эти строки? Согласны ли вы с поэтом М.Исаковский?
— Почему крыловские слова называют «крылатыми»? ( Построение развернутого ответа)
— Ребята, а что вы знаете о Крылове? (Развернутые ответы ребят или выступление ученика.)
Отец будущего поэта умер рано, оставив сыну в наследство сундучок с книгами. Любовь к книгам испытывал Иван Андреевич с раннего детства.
Одиннадцатилетнему Крылову приходилось каждое утро вместо того, чтобы идти в гимназию, отправляться в тверской губернский суд, чтобы очинивать гусиные перья, переписывать бумаги, разносить пакеты. Так он мог позволить себе купить книгу.
Однажды, оказавшись на торговой площади в толпе простого народа, он открыл для себя чудесную русскую речь. С тех пор ему доставляло удовольствие, растворившись в толпе, вслушиваться в нее.
Крылов был одаренным от природы человеком. Он прекрасно рисовал, своеобразно играл на скрипке. При чтении своих басен он легко перевоплощался в ее героев. Много времени он посвятил изучению математики. Чтобы читать в подлиннике Эзопа, Иван Андреевич овладел древнегреческим языком. И все же главным увлечением его жизни были литература. Он не высказывался прямо, но говорил своим замысловатым языком.
С тринадцати лет он начал пробовать себя в сочинении стихов, пьесок, переводах басен. Первый успех к нему пришел в 37 лет.
Известность Крылову принесли басни, написанные в 1812г. по поводу Отечественной войны: «Раздел», «Обоз», « Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот».
Басни Крылова расходились огромными тиражами. Каждые 2-3 года их приходилось переиздавать.
В Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, постамент памятника украшен многочисленными фигурами героев его басен.
2. Закрепления изученного. Проверка знаний учащимися биографии И.А.Крылова
— Сейчас мы проведем небольшую викторину, которая называется «Верите ли вы?». С этих слов будет начинаться каждый вопрос о жизни И.А. Крылова, опираясь на свои знания, вы должны будете ответить «да» или «нет», рассказав о фактах из жизни писателя.
— Верите ли вы, что Крылов родился в бедной семье и в детстве не смог получить хорошего образования? (Да, грамоте Крылов выучился в семье, а позже ему довелось учиться «из милости» с детьми богатого помещика, у которых были домашние учителя)
— Верите ли вы, что Крылов был немузыкальным ребенком и не умел играть на музыкальных инструментах? (Нет, в Твери он познакомился с синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Крылов быстро выучился игре на этом инструменте.)
— Верите ли вы, что Крылову уже в 11 лет пришлось работать? (Да, после смерти отца семья Крыловых лишилась средств к существованию. В 11 лет Крылов поступает на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья)
— Верите ли вы, что Крылов очень поздно стал увлекаться литературой? (Нет, от отца Крылову достался сундучок с книгами. После работы мальчик любил почитать эти книги: арабские и русские сказки, стихи. В 1782 году семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Крылов продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором)
— Верите ли вы, то Крылов подписывал басни не своим именем? (Да, многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Прочитайте это имя справа налево)
Иван Андреевич Крылов писал стихи, издавал журнал, но сильнее всего его талант проявился в баснях. Он писал так просто, доходчиво, что каждый запоминал фразы из его басен.
— А знаете ли вы басни Крылова? Какие знаете наизусть?
3. Повторения ранее изученного. Проверка знаний учащимися басен И.А.Крылова
— Из каких басен эти строки:
· « Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона!» («Слон и Моська»)
Да только воз и ныне там» («Лебедь, Рак да Щука»)
— Продолжите крылатые слова:
· Ты все пела? Это дело…(Так поди же попляши.)
· А вы, друзья, как ни садитесь…(Все в музыканты не годитесь.)
· Кукушка хвалит петуха …(За то, что хвалит он Кукушку.)
· Чем кумушек считать трудиться…(Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?)
· Кукушка хвалит петуха …(За то, что хвалит он Кукушку.)
· Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет.)
· Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
· У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
· Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
· Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Конкурс «Картинная галерея» (Слайды с иллюстрациями из басен Крылова).
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом басни И.А.Крылова «Свинья под Дубом».
Итак, мы узнали о басне и о Крылове, настало время проанализировать басню – «Свинья под Дубом».
1. Работа с текстом басни.
Выразительно читаю басню, дети следят по тексту, расставляя ударения в сложных случаях.
— Интересна ли басня?
-Встретились ли вам непонятные слова? (Рыло, продравши, обнажить, прок, невежда, ослепленье, вкушать).
— По каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?
— Какие чувства вызывает у читателей Свинья? Какие слова использованы для ее описания?
— В каких строчках заключена мораль басни?
-Объясните аллегорический смысл басни. (Необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но он не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не понимая, губит начало познания (корни). Не понимает, что науки должны развиваться).
— Актуальна ли мораль басни в наше время?
— Чему вас научила эта басня?
— Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать мораль этой басни?
Когда басня была написана (1826), Крылов хотел доказать той части дворянства, которая выступала против просвещения, ее неправоту.
Этап 5. Закрепление полученных знаний
Жизнь писателя и его творчество известны всем. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Писатель в своих баснях высмеивал пороки людей.
Этап 6. Подведение итогов урока
1.Обобщение ( Самостоятельное написание сиквейна на басню)
— Что нового сегодня узнали на уроке?
— Какова основная цель басни?
— Как композиционно строится басня?
— Чему нас учат басни Крылова?( Учат понимать истинные ценности, пользоваться народной мудростью, накапливая жизненный опыт.)
1. Выучить басню (на выбор).
2. Письменно ответить на вопрос: почему басням суждена долгая жизнь?
— Что удалось нам сегодня на уроке?
— Чем запомнится эта встреча?
— Кто узнал новое для себя?
Детство поэта прошло в бедности. Отец рано ушел из жизни. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. С 8 лет Крылов работал переписчиком, чтобы содержать мать и брата.
Став взрослым, Крылов пробует себя в разных жанрах: трагедии, комедии, стихи, басни. При жизни писатель добился большой известности.
В возрасте 75 лет И.А.Крылов скончался от паралича легких, что явилось следствием пневмонии.
1 шаг. Что? 1 существительное басня
2 шаг. Какая? 2 прилагательных смешная, весёлая
3 шаг. Что делает? 3 глагола учит, высмеивает, помогает
4 шаг. Что об этом думаете? фраза из 4 слов высмеиваются отрицательные пороки людей