Конспект урока что роднит музыку с литературой 5 класс фгос
Конспект урока Музыка 5 класс Урок № 1 Что роднит музыку с литературой
Что роднит музыку с литературой
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— связь двух видов искусства – музыки и литературы;
— влияние музыки на литературу;
— влияние литературных текстов на музыку;
Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
Интонация – ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении.
Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. –1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В основе многих музыкальных произведений лежит литература. Без неё не существовало бы и половины музыкальных жанров.
Вокальные произведения (кроме вокализа) пишутся на основе стихов. На создание опер, балетов, мюзиклов и других сценических постановок композиторов вдохновляют литературные сюжеты сказок, мифов или известных пьес и романов.
Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Если инструментальная музыка опирается на литературный сюжет, её называют программной.
Программная музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
Например, симфоническая сюита «Антар» Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой сказке или «Метель» Георгия Васильевича Свиридова по повести Пушкина.
Музыка Свиридова переносит слушателя в Россию XIX века. Семь пьес отражают различные фрагменты и состояния повести «Метель»: «Тройка», «Весна и осень», «Вальс», «Венчание».
И вот уже герои Александра Сергеевича Пушкина кружатся в чудесном вальсе на балу, устроенном по случаю победы над Наполеоном.
В любом виде искусства авторы поднимают волнующие их темы. Только пользуются они для этого разными инструментами: художники – красками, музыканты – звуками, писатели – словами.
Литературу и музыку роднит такое понятие, как интонация.
В речи это слово означает манеру произношения, выражающую чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада. Например, можно говорить с сердитой интонацией.
В литературе интонация указывает на стиль какого-то писателя. Например, можно сказать, что в произведении прослеживается шекспировская интонация.
В лингвистике – науке, изучающей языки, интонация имеет более музыкальное значение. Это ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Например, в речи собеседника может быть слышна вопросительная интонация.
В музыке же интонация часто употребляется в отношении точности исполнения и чистоты спетого или сыгранного звука (в отношении его высоты). Всем известно, что интонация может быть фальшивой.
А также про направление движения мелодии можно сказать, что в этом фрагменте слышна, например, восходящая или нисходящая интонация.
В музыке, как и в речи, могут быть ласковые и печальные интонации, спокойные и взволнованные, тревожные и торжественные. Голоса инструментов, как речь человека, говорят, поют, выражая какую-либо эмоцию с помощью интонаций.
Не зная иностранного языка, по интонации можно определить, в каком настроении собеседник, а с помощью музыкальных интонаций можно понять характер музыкального произведения.
Благодаря интонациям можно распознать, к какой эпохе и национальной культуре относится та или иная мелодия.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№ 1. Что такое программная музыка?
Варианты ответа: музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания; музыка, к которой выдают театральную программку; музыка, которая включена в школьную программу; музыка без слов.
В школьную программу включено множество музыкальных произведений, но они не всегда являются программными. Бумажный буклет с программой люди покупают в театрах и на концертах, там обычно указан состав исполнителей и содержание. Музыка без слов – любая инструментальная музыка или вокализ. Поэтому правильный ответ: программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
№ 2. К какому музыкальному термину подходит определение «вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках»?
Варианты ответа: опера; духовный концерт; ария; каватина; вокализ.
Духовные концерты пишутся на религиозные тексты. Опера содержит слова. Ария – это вокальная или инструментальная партия для одного голоса или инструмента, представляющая собой законченный эпизод или самостоятельный номер. Каватина – одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью. Правильный ответ – вокализ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока Что роднит музыку с литературой
Тема урока: «Что роднит музыку с литературой»
Тип урока: урок введения в тему.
Форма урока: урок-поиск.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас первый урок музыки в этом учебном году. Он будет игровой. Для начала разобьёмся на три команды.
Давайте для начала проведем игровую разминку. Я буду задавать загадки, а вы отвечать.
По одному человеку от команд будут фиксировать правильные ответы на доске.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о взаимосвязи двух искусств: Музыки и Литературы.
Для этого мы разобьёмся на 3 команды.
1 – ответит на вопрос, какие составные части мы можем выделить у музыки.Ее особенности.
2 – составные части литературы. Ее особенности.
3 –что общего есть у музыки и литературы.
Ответы фиксируются на доске.
1 – Что такое музыка? Ее особенности.
Правильно, это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы. Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов?
ДЕТИ. В песне останется одна мелодия.
Эту мелодию мы можем с вами исполнить?
ДЕТИ. Да, сможем. Голосом.
Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ».
Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.
2 – Что такое литература? Ее особенности.
А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию?
ДЕТИ.Останется один только текст, т. е. – стихотворение.
Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте, пожалуйста, басню И.А. Крылова «Квартет».
УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ВСЛУХ БАСНЮ
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта*, две скрипки
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы*;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Назовите, ребята, слова из текста, которые относятся к музыке.
(Дети называют слова: квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок.)
А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.
Дети дают разрозненные нечёткие ответы, приближенные к сути вопросов.
Совершенно верно! Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман…).
«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?» «Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты?».
Создание проблемной ситуации. Задание по группам.
1 гр. работает над вопросом – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Обсуждение в группах и анализ результатов обсуждения.
Природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом?
Дети делают вывод, что это всё явления жизни .
Так что же роднит музыку с литературой, что является единым стержнем этих искусств?
Дети читают стихи с интонацией или поют песню.
Без слов, только мурлыкая нужно рассказать стих.
Как вы думаете, в каких музыкальных жанрах ярко проявляется союз музыки и литературы?
Дети называют песню, романс, кантата, мюзикл, опера, балет, оперетта.
Ребята, а к созданию каких больших и сложных музыкальных произведений побуждает композиторов всё то, что они слышат в жизни: мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов?
Вы просто молодцы! А сейчас вспомните, какие чувства у вас возникают, когда вы слышите звонок на урок? Колокольный звон? Колыбельную мамы? Любимую песню?
Дети делятся своими мнениями.
Дети вспоминают былину о Садко, миф об Орфее, сказку «Бременские музыканты» и другие рассказы.
А сейчас, ребята, я познакомлю вас со стихотворением «Слово и нота» А вы расскажите о чем этот стих.
Слово было вначале убого,
Узко, словно истоки у рек.
Слово было вначале у Бога,
Но коснулся его человек!
И оно полетело, как птица,
И запело над нашим жильем,
Чтобы людям – богам поклониться,
Песней им послужить и стихом.
Краткое обсуждение текста, выделение главного в тексте.
Какая бы могла быть мелодия для песни на эти слова? (напевная, лирическая, красивая, плавная).
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств».
На последующих уроках мы будем глубже и шире разбирать различные взаимосвязи музыки и литературы, но я думаю, вы уже сейчас более вдумчиво ответите на вопросы, заданные в начале урока: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»
Молодцы! Вы сегодня хорошо слушали, думали, анализировали. Поставьте себе сами оценку за работу на уроке.
1.Вспомнить литературные произведения- былины, стихотворения, рассказы, сказки, в которых говорится о музыке и музыкантах. Принести на следующий урок любое литературное произведение, где очень часто встречаются слова, относящиеся к музыке.
2.Вспомнить музыкальные произведения, созданные по поэмам, былинам, сказкам.
УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ДО СВИДАНИЯ.
Музыка. 5 класс
Конспект урока
Что роднит музыку с литературой
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— связь двух видов искусства – музыки и литературы;
— влияние музыки на литературу;
— влияние литературных текстов на музыку;
Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
Интонация – ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении.
Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. –1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В основе многих музыкальных произведений лежит литература. Без неё не существовало бы и половины музыкальных жанров.
Вокальные произведения (кроме вокализа) пишутся на основе стихов. На создание опер, балетов, мюзиклов и других сценических постановок композиторов вдохновляют литературные сюжеты сказок, мифов или известных пьес и романов.
Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Если инструментальная музыка опирается на литературный сюжет, её называют программной.
Программная музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
Например, симфоническая сюита «Антар» Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой сказке или «Метель» Георгия Васильевича Свиридова по повести Пушкина.
Музыка Свиридова переносит слушателя в Россию XIX века. Семь пьес отражают различные фрагменты и состояния повести «Метель»: «Тройка», «Весна и осень», «Вальс», «Венчание».
И вот уже герои Александра Сергеевича Пушкина кружатся в чудесном вальсе на балу, устроенном по случаю победы над Наполеоном.
В любом виде искусства авторы поднимают волнующие их темы. Только пользуются они для этого разными инструментами: художники – красками, музыканты – звуками, писатели – словами.
Литературу и музыку роднит такое понятие, как интонация.
В речи это слово означает манеру произношения, выражающую чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада. Например, можно говорить с сердитой интонацией.
В литературе интонация указывает на стиль какого-то писателя. Например, можно сказать, что в произведении прослеживается шекспировская интонация.
В лингвистике – науке, изучающей языки, интонация имеет более музыкальное значение. Это ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Например, в речи собеседника может быть слышна вопросительная интонация.
В музыке же интонация часто употребляется в отношении точности исполнения и чистоты спетого или сыгранного звука (в отношении его высоты). Всем известно, что интонация может быть фальшивой.
А также про направление движения мелодии можно сказать, что в этом фрагменте слышна, например, восходящая или нисходящая интонация.
В музыке, как и в речи, могут быть ласковые и печальные интонации, спокойные и взволнованные, тревожные и торжественные. Голоса инструментов, как речь человека, говорят, поют, выражая какую-либо эмоцию с помощью интонаций.
Не зная иностранного языка, по интонации можно определить, в каком настроении собеседник, а с помощью музыкальных интонаций можно понять характер музыкального произведения.
Благодаря интонациям можно распознать, к какой эпохе и национальной культуре относится та или иная мелодия.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№ 1. Что такое программная музыка?
Варианты ответа: музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания; музыка, к которой выдают театральную программку; музыка, которая включена в школьную программу; музыка без слов.
В школьную программу включено множество музыкальных произведений, но они не всегда являются программными. Бумажный буклет с программой люди покупают в театрах и на концертах, там обычно указан состав исполнителей и содержание. Музыка без слов – любая инструментальная музыка или вокализ. Поэтому правильный ответ: программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
№ 2. К какому музыкальному термину подходит определение «вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках»?
Варианты ответа: опера; духовный концерт; ария; каватина; вокализ.
Духовные концерты пишутся на религиозные тексты. Опера содержит слова. Ария – это вокальная или инструментальная партия для одного голоса или инструмента, представляющая собой законченный эпизод или самостоятельный номер. Каватина – одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью. Правильный ответ – вокализ.
План-конспект урока музыки «Что роднит музыку с литературой»
План-конспект урока музыки
УМ модуль: Музыка и литература
Тема урока: Что роднит музыку с литературой
Тип урока: урок изучения нового материала
— учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.
— развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства.
— знание взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания языка каждого из них;
— формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;
— овладеть понятиями вокализ, квартет.
Дидактические средства: презентация, учебник музыки 5 класс Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской.
Материально-техническое оснащение (МТО): проектор, ноутбук, акустическая система.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Актуализация ранее изученных знаний
Объяснение нового материала
Объяснение нового материала
Подведение итогов урока
Выдача домашнего задания
1. Организационный момент (2 мин)
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Перекличка.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин)
Сегодня тема нашего урока – «Что роднит музыку с литературой». Нам с вами предстоит рассмотреть связь двух видов искусства – музыки и литературы.
3. Актуализация ранее изученного материала (6 мин)
Но для начала необходимо вспомнить, что вы уже знаете о музыке. Для этого немного поиграем. Любите играть? Я подготовила для вас кроссворд, давайте его разгадаем.
Клавишный струнный музыкальный инструмент (фортепиано). (слайд 2)
Как называют музыканта, играющего на ксифоне, барабанах или тарелках (ударник). (слайд 3)
Фамилия какого композитора по-русски звучит как часть растения? (Лист) (слайд 4)
Чем водит по струнам скрипач? (смычок) (слайд 5)
Ансамбль четырех музыкантов, а также название одной известной басни И. А. Крылова (квартет). (слайд 6)
Инструмент вроде гармони, только с правой стороны у него клавиатура как у фортепиано (аккордеон). (слайд 7)
Молодцы, я вижу, что с музыкой вы знакомы. (слайд 8)
Но кто ответит мне на следующий вопрос?
4. Изучение нового материала (30 мин)
Что такое музыка? Ответов существует множество. Давайте прочитаем как бы ответили на этот вопрос великие люди прошлого.
Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека. ( Лютер М.)
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. (В. Сухомлинский)
Прекраснее музыки только тишина. ( Поль Клодель) (слайд 9)
Как вы понимаете эти высказывания?
Запишите себе в тетрадку высказывание Сухомлинского.
Разные ответы на вопрос «что такое музыка?» лишь дополняют друг друга, доказывая, как прекрасна и многогранна музыка. Каждый человек слышит в звучащей мелодии что-то свое, но между тем, музыка воздействует на всех одинаково – она делает людей лучше, возвышеннее и благороднее. Но испытывать влияние музыки, еще не значит понимать ее.
Чтобы хорошо разбираться в музыке, нужно знать, что такое звук, как создается мелодия, быть знакомым с произведениями выдающихся композиторов, разбираться в музыкальных инструментах, а также иметь чувство ритма и музыкальных слух. Не огорчайтесь, если у вас «нет слуха». Слуховую память можно развить. Все это мы узнаем на уроках музыки.
Музыка существует на земле тысячи лет. Изобретение музыки нельзя приписать никому, так же, как нельзя приписать кому-либо изобретение человеческой речи. С древнейших времен музыка всегда сопровождала человека. Она непременно звучала на праздниках.
Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогала становиться лучше. Сила подлинно прекрасной музыки поистине безгранична. А ее способность пробуждать «добрые чувства», стремление к совершенству и созиданию – просто удивительна!
У каждого вида искусства есть его собственные изобразительные средства – так называемый художественный язык. Произведения живописи создаются с использованием масляных красок, акварели, карандашей, фломастеров или цветных мелков и еще холста или бумаги. (слайд 10) Скульптор в своем творчестве использует камень, глину, металл, пластмассу. (слайд 11)
А композитор? Он пишет музыку, используя звуки, точнее, сочетания звуков. И соединяются звуки друг с другом не просто так, а по определенным музыкальным законам. Чтобы лучше понимать музыку, следует хорошо знать ее язык.
Какое музыкальное произведение вы слышите чаще всего? (Песня)
Правильно, это песня. Песня – это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы.
Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов? (в песне останется одна мелодия).
Эту мелодию мы можем с вами исполнить? (Да, сможем. Голосом)
Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ». (слайд 13)
Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.
А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию? (Останется один только текст, т. е. – стихотворение.) (слайд 15)
Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений, в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте басню И.А. Крылова «Квартет» и запишите слова из текста басни, которые относятся к музыке.
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта*, две скрипки
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы*;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь». (слайд 16)
Итак, какие слова, относящиеся к музыке вы записали? (квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок).
А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? (нет).
Мы с вами убедились, что связь музыки с литературой важна. Она дарит нам истинное наслаждение, когда мы или слушаем, или исполняем песни.
5. Подведение итогов урока (3)
Давайте ответим на несколько вопросов для повторения.
Из каких составных частей состоит песня? (слайд 17)
Вот и подошел урок к концу. Я предлагаю вам проголосовать. Если вам понравился урок, то поднимите большой палец вверх, если не понравился, то вниз. (слайд 18)
6. Выдача домашнего задания (1 мин)
На оценку составить кроссворд о музыке с использованием не менее 5 слов. Оформить в виде презентации, распечатать на принтере или нарисовать на альбомном листе. Ответы не вписывать, а написать на отдельном листе.
Урок по музыке «Что роднит музыку и литературу» (5 класс)
Урок музыки №1 5 класс
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой
Раздел: «Музыка и литература»
Тема: Что роднит музыку с литературой.
Цель: Рассмотреть предмет музыки как вид искусства и выявление многосторонних связей между музыкой и литературой
Умение видеть жизненные явления как основу искусства;
Установить связи между музыкой и литературой;
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Умение видеть взаимообогощение музыки и текста в музыкальных произведениях;
Умение оценивать произведения разных видов искусства;
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация).
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Техническое обеспечение урока: фортепиано, музыкальный центр.
Методы: деятельностный подход
Виды деятельности учащихся:
Музыкально –пластическое интонирование
Н.Тананко «Здравствуй, школа!»
М.И.Глинка романс «Жаворонок»
1.Организационный этап (вход под музыку «Здравствуй, школа»)
2. Актуализация знаний
«Все, что звучит в природе, и есть музыка» И.Гердер
— Как вы понимаете эти слова? (музыка рождается там, где живут звуки. Ее приносит и шум берез, и плеск ручейка, а порой она таится в тишине и безмолвии).
— А похожи ли звуки между собой? (нет, есть высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие, так как каждый звук имеет свой источник: море гудит не так, как река. Благодаря этим звукам и рождаются интонации, которые в свою очередь рождают музыку).
— А что помогает музыке звучать? (музыкальные инструменты, голос)
— Музыка, выражая звуковое богатство мира, создает множество музыкальных инструментов: певучую скрипку, нежную свирель, пронзительную трубу, звонкую гармошку и величественный орган.
— Какой инструмент лучше передаст пение птицы? А вой ветра? Полет шмеля? Шум моря?
Вывод: музыка рождена самой жизнью
— А только ли музыка может передать красоту окружающего мира? (нет, картины, стихи, скульптуры, танцы…)
— Каким понятием мы можем объединить эти слова? (ИСКУССТВО)
— Что вы понимаете под этим словом? Подвести к понятию:
— Искусство-это художественная деятельность человека, через которую он выражает свои мысли, чувства, настроения.
Д.З. найти в разных источниках понятие ИСКУССТВА, кто не сможет- выучить данное.
— Видов искусства множество. Давайте запишем некоторые (составление схемы)
литература музыка изобразит иск кино театр прикладное
— Каждый вид искусства имеет свои средства выразительности. Какие?
Живопись- краски, карандаши, пастель
— Но какой самый мощный вид искусства (музыка). Почему? (воздействует на эмоции, чувства людей).
— Вспомните жизненные подтверждения этому (миф об Орфее, былина Садко, в годы ВОВ музыка поднимала на борьбу с врагами, в старину и в работе пели, и в радости, и в горе).
Выводим тему: Что роднит музыку и литературу.
-Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? (не было бы песен, романсов) подвести к пунктам.
Литература (поэзия) – основа вокальных произведений: песня, романс…
Литературную основу (программу) имеют многие инструментальные произведения: «Баба Яга» М.П.Мусоргский, Э.Григ «Пер Гюнт»
Литературные произведения ложатся в основу опер, балетов…
Во многих литературных произведениях говорится о музыке, и именно музыка является главным действующим лицом сказок, рассказов, повестей.
— Что роднит музыку и литературу между собой?
Нередко и литературные, и музыкальные произведения одинаково называются: сказка, поэма, баллада.
Читаем учебник стр. 6-8
— Давайте вспомним романс «Жаворонок» М.Глинки. Сначала выразительно читаем стихи, затем выводим рукой линию произносимого текста и сопоставляем ее с записью мелодии.
Вывод: общие контуры стиха и мелодии похожи, музыкальная речь близка выразительной речи человека, так как они имеют одну интонационную основу.
Пробуем спеть мелодию вокализом и затем со словами.
— Какое исполнение больше понравилось? Чем? (богаче, понятнее смысл, ярче передаются чувства)
ИСПОЛНЕНИЕ РОМАНСА «ЖАВОРОНОК»
— Сравним настроение романса с картиной Левитана «Вечер. Золотой плес» стр. 8-9 учебника
— Можно ли их сравнить? Чем они схожи?
В течение уроков первого полугодия мы продолжим выявлять связи между музыкой и литературой.
— Для чего нам это нужно? (чтобы лучше понимать музыкальные произведения, их выразительные средства, жанровую основу)
-Мы теперь можем ответить на вопрос: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
— Как мы находили ответ? (сравнивали музыкальные с литературными произведениями, разбирали романс на составляющие, исполняли романс, искали интонационную основу)
— Что больше всего понравилось в деятельности на уроке?