Конспект урока что такое лексическое значение слова

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 20. Что такое лексическое значение слова?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

2) Лексическое значение слова.

Слово – основная единица языка и речи, которая служит для называния предметов, лиц, действий, признаков, количеств и отношений между ними.

Лексика – словарный состав языка.

Лексическое значение слова – это то, что обозначает слово.

Толковый словарь — словарь, содержащий слова и их толкование, краткое описание того, что эти слова означают. Назначение толкового словаря – объяснять лексическое значение незнакомого слова.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 42 – 44.

3 Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? Нужно заглянуть в толковые словари. Толковый словарь — словарь, содержащий слова и их толкование, краткое описание того, что эти слова означают. Назначение толкового словаря – объяснять лексическое значение незнакомого слова. Словари бывают большие и маленькие. В обычном школьном толковом словаре около шести тысяч слов. Самый большой словарь русского языка состоит из семнадцати томов, в нём даётся толкование больше ста двадцати тысяч четырёхсот восьмидесяти слов.

Таким образом, мы выяснили, что значение – важнейший признак слова. Лексика – это словарный состав языка. Слов в русском языке очень много, и все они разные. Большинство слов имеют лексическое значение. Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово. Лексическое значение незнакомого слова можно узнать в толковом словаре.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Добавление подписей к изображениям.

Подберите подписи к изображениям.

Подписи: байдарка, катамаран, каноэ, шлюпка, парусник.

Конспект урока что такое лексическое значение слова. Смотреть фото Конспект урока что такое лексическое значение слова. Смотреть картинку Конспект урока что такое лексическое значение слова. Картинка про Конспект урока что такое лексическое значение слова. Фото Конспект урока что такое лексическое значение словаКонспект урока что такое лексическое значение слова. Смотреть фото Конспект урока что такое лексическое значение слова. Смотреть картинку Конспект урока что такое лексическое значение слова. Картинка про Конспект урока что такое лексическое значение слова. Фото Конспект урока что такое лексическое значение словаКонспект урока что такое лексическое значение слова. Смотреть фото Конспект урока что такое лексическое значение слова. Смотреть картинку Конспект урока что такое лексическое значение слова. Картинка про Конспект урока что такое лексическое значение слова. Фото Конспект урока что такое лексическое значение словаКонспект урока что такое лексическое значение слова. Смотреть фото Конспект урока что такое лексическое значение слова. Смотреть картинку Конспект урока что такое лексическое значение слова. Картинка про Конспект урока что такое лексическое значение слова. Фото Конспект урока что такое лексическое значение словаКонспект урока что такое лексическое значение слова. Смотреть фото Конспект урока что такое лексическое значение слова. Смотреть картинку Конспект урока что такое лексическое значение слова. Картинка про Конспект урока что такое лексическое значение слова. Фото Конспект урока что такое лексическое значение слова

1.Прочитайте внимательно названия водного транспорта.

2.Вспомните лексическое значение каждого судна.

3.Переместите табличку с названием под изображение.

4.Если задание выполнено правильно, табличка останется под изображением.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему » Что такое лексическое значение слова» 2 класс

Тема: «Что такое лексическое значение слова»

Предмет: русский язык

Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова», с правописанием словарных слов «береза», способствовать формированию умения объяснять значение слов.

Тип урока : урок новых знаний

— создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;

— способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

Личностные: расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.

Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.

Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.

Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.

Оборудование : словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, сигналы (прищепки) для самооценки, презентация

1. Организационный момент

Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох

Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите в руки ручки, сядьте правильно, выпрямите спинки, поставьте на место ваши ножки.

-запишите дату: сегодня начинается второй осенний месяц, запишите его название правильно.

— Ребята, а с чего мы начинаем урок русского языка? (с минуты чистописания)

— А чему нас учит урок русского языка на минуте чистописания? (учит нас грамотному и красивому письму)

— Напишите каллиграфически те буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, не имеющие пары по звонкости и обозначающие всегда мягкий согласный звук.

(учитель одновременно демонстрирует на доске соединение)

Какая орфограмма нам известна с этими буквами?

Ча ча Чу чу Ща ща щу щу

-Напишите данный ряд до конца строки в указанной последовательности.

III. Актуализация опорных знаний.

Посмотрите на доску. Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить предложение)

Ковёр, листьев, лежит, на, из, земле.

— Составьте предложение из слов, запишите его.

– Найти знакомые орфограммы (лежитЖИ с буквой И; ковёр безударная гласная; листьев-разделительный мягкий знак.

— Найдите и подчеркните главные члены предложения.

IV. Постановка учебной задачи

А теперь поработаем в парах. Расшифруйте слово.

— У вас на столах лежит карточка под №1

В каждом ряду вам необходимо найти «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в пустую клетку нижней строки и прочитать полученное слово.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему: » Лексическое значение слова» ( 5 класс)

Конспект урока учителя русского языка и литературы МОУ «Школа-лицей № 1» города Алушты.

Черкес Ветание Бекировны.

Предмет: русский язык

Тема урока: Лексическое значение слова

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; формирование представления о способах определения лексического значения слова; развитие умения работать с толковым словарём; воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Планируемые результаты : предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.

Личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания. Метапредметные: регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки; познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений ;

Эпиграф : Для всего, что существует в природе. в русском языке

есть великое множество хороших слов и названий

I. Организационный этап.

I I. Актуализация знаний учащихся.

— Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков. Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году и кратко их охарактеризуйте. А ответ свой начните словами «Я знаю, что…».

— Запишите число, а тему урока, мы определим вместе. Для этого я для вас приготовила подсказки.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).

Это первая часть нашей темы.

ПримИрять врагов (мир) –примЕрять платье (мерить).

ПолОскать белье (полощет) полАскать малыша (ласка).

— Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).

Итак, попытайтесь сформулировать тему урока. Запишите в тетрадь: «Лексическое значение слова»

А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова К.Г.Паустовского «Для всего, что существует в природе. в русском языке есть великое множество хороших слов и названий

— Как вы думаете, какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)

— Чему мы должны сегодня научиться? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас).

— Итак, ребята, сегодня перед вами стоит важная задача : вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова. Также мы научимся определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря.

IV . Первичное усвоение новых знаний.

— Впервые слово к нам приходит с маминой колыбельной песней, маминой сказкой. И мы начинаем произносить первые слова: мама, папа, баба, дед. А потом наши знания расширяются. Мы узнаем все больше и больше новых слов, очень созвучных и красивых слов: цветы, сказка, песня, хлеб, вода, Родина. И с каждым словом мир становится все больше и больше. Мы познаем его с помощью слов.

Слова могут называть лица, предметы, явления, признаки, действия и т.д. Каждое слово что-то обозначает. Имеет свое лексическое значение.

Работа с материалом учебника (стр. 59)

ДЕРЕВО – растение с твердым стволом и ветвями, образующими крону.

ГЕРОИЗМ – способность к совершению подвига.

— Что же такое лексическое значение слова? Читаем правило.

Лексика — совокупность всех слов языка.

Лексикология — раздел науки о языке, который изучает словарный состав.

— А задумывались ли вы сколько всего в русском языке слов?

— Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, словарь собственных имен-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. И мы подбираемся к миллиону. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов. Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.

— Ребята, вот скажите, по тому как говорит человек, какие слова употребляет, можно сделать вывод, какой человек перед нами?

-Ребята, каков ваш словарный запас? Что нужно делать для расширения словарного запаса? (читать, пересказывать, учить наизусть, разгадывать кроссворды, расширять словарный запас за счёт словарей)

Вывод: правильно, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Такие люди быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

IV .Первичная проверка понимания

— Почему слово стол обозначает один и тот же предмет и в нашем классе, и в соседнем,

и в столовой, и у вас дома? Ведь все они разные: большие и маленькие, круглые и квадратные, стеклянные и деревянные, с тумбочками и без.

-Что общее и главное у всех столов? (Это предмет мебели, который состоит из большой доски и ножек).

— Значит, именно общие и главные признаки и составляют лексическое значение слова.

И для того, чтобы определить лексическое значение слова, необходимо выявить общие и главные признаки предмета.

V . Первичное закрепление

— А как определить лексическое значение слова?

Обратимся к учебнику (параграф 17, страница 59) «Советы помощника »

— Как можно истолковать трудное, непонятное слово? основные способы толкования слов:

— нарисовать то, что обозначается словом

— подобрать близкое по значению слово (синоним)

— рассказать о слове так, чтобы в рассказе само это слово не встретилось.

Рассмотрим схему ( упр. 124) Выполняем упр. 126

Задание: Объясните значение слов, используя все 3 способа толкования:

1 ряд – шалить; 2 ряд – расческа; 3 ряд – крупный.

1.Шалить Балов а ться 1. Баловаться, резвиться. «Дети шалят» 2. Своевольничать, поступать противозаконно, а также разбойничать устар. «Шалят по большим дорогам».

2.РАСЧЁСКА Гребень Ж. р. Гребёнка для расчёсывания волос. «Пластмассовая р.»

— Как в случае затруднения можно определить лексическое значение слова? (Воспользоваться толковым словарём). Выставка словарей.

Словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Вольтер (записать). ( один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт)

— Почему такие словари называются толковыми? (Толкуют — разъясняют значение слов.)

-Что же можно узнать о слове из толкового словаря?

1) лексическое значение, то есть его смысловое значение.

2) узнать, является ли слово однозначным, многозначным.

3) сферу применения (пометы: разг., книж., спец. и т.д.)

4) почерпнуть информацию о грамотном употреблении слова в составе словосочетания, предложения.

леопард, земля, белизна

дружба, земля, математика, характер, бег

громкий, черствый, медленный

лечить, зубрить, бежать

— Оцените свою работу.

Предложение для разбора Я пойти завтра на прогулка.

— О чём нам это говорит? Только ли лексическое значение важно для слова?

(для слов важно знать как лексическое, так и грамматическое значение)

— Какой вывод мы можем сделать, ребята?

Вывод: лексическое значение (изучает лексикология)

грамматическое значение (изучает морфология)

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Тест со взаимопроверкой.

1. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
а) в толковом словаре. б) в словаре антонимов русского языка. в) в орфографическом словаре.

2. То, что обозначает слово, является его: а) грамматическим значением. б) лексическим значением.

3. Словарный состав — это: а) все слова языка. б) слова, которые даны в толковом словаре.
в) слова, которые я знаю.

4. Словарный состав языка изучает: а) фонетика. б) лексика. в) синтаксис.

5. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»?
а) А.С.Пушкин. б) К.Г.Паустовский в) В.И.Даль.

VII. Подведение итогов. Рефлексия

— Давайте сделаем вывод. Предлагаю сделать синквейн сегодняшнего урока.

Наследует, используется, изменяется

Богатство русского языка проявляется в лексике

Домашнее задание. 1) Параграф 17, упр. 128 (устно) упр. 130, 132

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему: Что такое лексическое значение слова?

Что такое лексическое значение слова?

Цель: познакомить с понятием лексическое значение слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять лексическое значение слов; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать; строить сообщения в устной и письменной форме.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Т. Орфографическая минутка

(На доске запись.) Я пишу.

— Какое предложение записано? (Нераспространенное.>

— Дополните предложение, чтобы оно стало распростране(Несколько учащихся называют свои варианты, одно предло-е и ие записывают.)

— Найдите и подчеркните основу предложения.

— Самостоятельно выпишите две пары слов: подлежащее с второстепенным членом предложения и сказуемое с второстепенным членом предложения.

2. Предупредительный диктант

3. Словарная работа

— Первый слог — первый слог в слове яма. (Я.)

— Второй слог — первый слог в слове город. (ГО.)

Третий слог — четвертый слог в слове огороды. (ДЫ.)

— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

— Как можно запомнить букву О? (Она как ягодка^)

I. Самоопределение к деятельности

Флора саванн приспособлена к сухому климату.

— Кто понял, о чем говорится в предложении?

— Почему вы не поняли? (Мы не знаем значения всех слов.)

— Что такое флора? (Растительность.)

— Кто знает, что такое саванны? (Обширные пространства, покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками.)

— Что такое климат? (Погода, преобладающая в какой-либо местности.)

— Понятен ли сейчас смысл предложения? (Да. Значение всех слов знаем.)

— Что нужно делать, если лексическое значение слова вы не знаете? (Обратиться к взрослым —родителям, учителю и т. д.)

— А еще можно обратиться к словарю, который называется толковым. В нем объясняется значение многих слов. (Учитель показывает словарь.)

V. Работа по теме урока

— Прочитайте, что обозначают выделенные слова. (Болото — водоем с застоявшейся водой, почвой на поверхности воды. Клюква — болотная кислая ягода. Мох — невысокое растение, образующее сплошной покров. Моховая подушка — небольшое мягкое возвышение из мха.>

— Спишите два предложения, подчеркните основы. (Основы:

клюква поспела, ягоды лежат.> (Самопроверка. Сверка с образцом на доске.) Упр. 54 (с. 45).

— Прочитайте слово. Что представили, прочитав это слово? Почему получились разные представления? (Ягоды бывают разные.)

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Что такое ягода? (Общее название плодов многих растений.)

— Скажите общие названия для слов тарелка, автомобиль, акула. (Посуда, транспорт, рыба.)

— Составьте предложение со словом ягода. (Учащиеся предлагают свои варианты.)

— Запишите предложение со словом ягода. Упр. 55 (с. 46).

— Прочитайте слова. Значение какого слова вам непонятно?

— Будут ли все рисунки к ним одинаковыми? (Нет, у этих слов разное значение.)

— Самостоятельно составьте предложение. Подчеркните основу.

— Прочитайте предложение соседа. Поднимите руку, если у вас возникли сомнения в правильности написания слов.

(Самостоятельная работа. Самопроверка. Самооценка с помощью «светофора».)

Ответ. Насекомые: жук. бабочка, комар. Птицы: голубь, скворец, дрозд. Звери: заяц, носорог, медведь. Рыбы: ерш, карась.

VII. Подведение итогов урока

— Что такое лексическое значение?

— Для чего нужно знать лексическое значение слов?

— Кто запомнил, где можно узнать значение непонятных слов? (В толковом словаре.)

Источник

Конспект урока по русскому языку «Лексическое значение слов»

Тема: «Лексическое значение слова»

Тип урока : комбинированный.

Цель: формирование представления о способах определения лексического значения слова.

Образовательные: обеспечить усвоение терминов лексика, лексическое значение слова.

Развивающие: способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; развивать устную речь, мышление, память, аккуратность, орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать культуру общения.

Предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.

Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные УУД : умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников.

Коммуникативные УУД : умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Оборудование: мультимедийная презентация, В.П. Канакина учебник «Русский язык» 4 класс «Школа России», карточки для рефоексии.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Анастасия Андреевна.

2. Психологический настрой

Что одному не под силу, то легко в коллективе!

— К чему призывают нас эти слова?

— Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

3. Актуализация знаний

а) минутка чистописания

— Ребята, с чего начинается урок русского языка?

— А для чего нам нужна минутка чистописания?

— Молодцы! Откройте свои тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спины и поставьте ноги ровно. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

— Рассмотрите на доске показ соединений для чистописания. Написание какой буквы повторяем?

— Назовите элементы этой буквы. Что вы должны помнить при написании буквы?

— Запишите первую строку в тетрадь. Проверьте свою посадку и положение тетради.

— Рассмотрите вторую строку. Какое слово вы можете написать с ошибкой.

Шуршание и шелест осенних листьев слышны в парке.

— Запишите предложение в тетрадь.

Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.

— Какое слово нельзя проверить?

— А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и подчеркните простым карандашом самую красивую букву в первой строчке, и во второй строчке тоже подчеркните самое красивое буквослияний.

Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы

Эти слова нас призывают к тому, что нужно работать вместе, в одиночку мало, что получится.

-Урок русского языка начинается с минутки чистописания

-Минутка чистописания нужна для того, чтобы ваше письмо было правильным и аккуратным.

Открывают тетради, кладут их с наклоном.

Записывают число и классная работа

— Написание буквы «ша»

— При написании этой буквы нужно помнить о параллельности наклонных палочек

Выполняют минутку чистописания

— Нельзя проверить слово шелест

1. Проблемная ситуация

Ребята, прочитайте высказывание В.И. Даля на слайде
«Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить. »

Как вы понимаете эти слова?

Почему слово обладает этим даром?

— Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает, умеет и использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Наверное, каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый справится со всеми заданиями на уроке.

— А как вы думаете, можно ли назвать словами компоненты, составляющие эту запись? Почему? «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка»

— Слово должно обладать определёнными признаками. Иначе говоря, у слова должно быть значение. То, что слово обозначает, называется его лексическим значением.

2. Определение темы урока. Постановка учебных задач.

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

— Какова тема нашего урока?

Определим задачи урока

— Ребята, давайте составим план нашей работы:

Какую задачу будем решать в начале?

Какую задачу будем решать потом?

— Давайте проверим ваши предположения на странице 42. Прочитайте тему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *