Конспект урока что такое лексическое значение слова
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 20. Что такое лексическое значение слова?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
2) Лексическое значение слова.
Слово – основная единица языка и речи, которая служит для называния предметов, лиц, действий, признаков, количеств и отношений между ними.
Лексика – словарный состав языка.
Лексическое значение слова – это то, что обозначает слово.
Толковый словарь — словарь, содержащий слова и их толкование, краткое описание того, что эти слова означают. Назначение толкового словаря – объяснять лексическое значение незнакомого слова.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 42 – 44.
3 Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? Нужно заглянуть в толковые словари. Толковый словарь — словарь, содержащий слова и их толкование, краткое описание того, что эти слова означают. Назначение толкового словаря – объяснять лексическое значение незнакомого слова. Словари бывают большие и маленькие. В обычном школьном толковом словаре около шести тысяч слов. Самый большой словарь русского языка состоит из семнадцати томов, в нём даётся толкование больше ста двадцати тысяч четырёхсот восьмидесяти слов.
Таким образом, мы выяснили, что значение – важнейший признак слова. Лексика – это словарный состав языка. Слов в русском языке очень много, и все они разные. Большинство слов имеют лексическое значение. Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово. Лексическое значение незнакомого слова можно узнать в толковом словаре.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Добавление подписей к изображениям.
Подберите подписи к изображениям.
Подписи: байдарка, катамаран, каноэ, шлюпка, парусник.
1.Прочитайте внимательно названия водного транспорта.
2.Вспомните лексическое значение каждого судна.
3.Переместите табличку с названием под изображение.
4.Если задание выполнено правильно, табличка останется под изображением.
Конспект урока по русскому языку на тему » Что такое лексическое значение слова» 2 класс
Тема: «Что такое лексическое значение слова»
Предмет: русский язык
Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова», с правописанием словарных слов «береза», способствовать формированию умения объяснять значение слов.
Тип урока : урок новых знаний
— создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;
— способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.
Личностные: расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.
Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.
Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.
Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.
Оборудование : словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, сигналы (прищепки) для самооценки, презентация
1. Организационный момент
Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох
Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите в руки ручки, сядьте правильно, выпрямите спинки, поставьте на место ваши ножки.
-запишите дату: сегодня начинается второй осенний месяц, запишите его название правильно.
— Ребята, а с чего мы начинаем урок русского языка? (с минуты чистописания)
— А чему нас учит урок русского языка на минуте чистописания? (учит нас грамотному и красивому письму)
— Напишите каллиграфически те буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, не имеющие пары по звонкости и обозначающие всегда мягкий согласный звук.
(учитель одновременно демонстрирует на доске соединение)
— Какая орфограмма нам известна с этими буквами?
Ча ча Чу чу Ща ща щу щу
-Напишите данный ряд до конца строки в указанной последовательности.
III. Актуализация опорных знаний.
Посмотрите на доску. Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить предложение)
Ковёр, листьев, лежит, на, из, земле.
— Составьте предложение из слов, запишите его.
– Найти знакомые орфограммы (лежит—ЖИ с буквой И; ковёр – безударная гласная; листьев-разделительный мягкий знак.
— Найдите и подчеркните главные члены предложения.
IV. Постановка учебной задачи
А теперь поработаем в парах. Расшифруйте слово.
— У вас на столах лежит карточка под №1
В каждом ряду вам необходимо найти «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в пустую клетку нижней строки и прочитать полученное слово.
Конспект урока по русскому языку на тему: » Лексическое значение слова» ( 5 класс)
Конспект урока учителя русского языка и литературы МОУ «Школа-лицей № 1» города Алушты.
Черкес Ветание Бекировны.
Предмет: русский язык
Тема урока: Лексическое значение слова
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; формирование представления о способах определения лексического значения слова; развитие умения работать с толковым словарём; воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.
Планируемые результаты : предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.
Личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания. Метапредметные: регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки; познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам;
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений ;
Эпиграф : Для всего, что существует в природе. в русском языке
есть великое множество хороших слов и названий
I. Организационный этап.
I I. Актуализация знаний учащихся.
— Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков. Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году и кратко их охарактеризуйте. А ответ свой начните словами «Я знаю, что…».
— Запишите число, а тему урока, мы определим вместе. Для этого я для вас приготовила подсказки.
— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).
Это первая часть нашей темы.
ПримИрять врагов (мир) –примЕрять платье (мерить).
ПолОскать белье (полощет) полАскать малыша (ласка).
— Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).
Итак, попытайтесь сформулировать тему урока. Запишите в тетрадь: «Лексическое значение слова»
А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова К.Г.Паустовского «Для всего, что существует в природе. в русском языке есть великое множество хороших слов и названий ”
— Как вы думаете, какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)
— Чему мы должны сегодня научиться? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас).
— Итак, ребята, сегодня перед вами стоит важная задача : вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова. Также мы научимся определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря.
IV . Первичное усвоение новых знаний.
— Впервые слово к нам приходит с маминой колыбельной песней, маминой сказкой. И мы начинаем произносить первые слова: мама, папа, баба, дед. А потом наши знания расширяются. Мы узнаем все больше и больше новых слов, очень созвучных и красивых слов: цветы, сказка, песня, хлеб, вода, Родина. И с каждым словом мир становится все больше и больше. Мы познаем его с помощью слов.
Слова могут называть лица, предметы, явления, признаки, действия и т.д. Каждое слово что-то обозначает. Имеет свое лексическое значение.
Работа с материалом учебника (стр. 59)
ДЕРЕВО – растение с твердым стволом и ветвями, образующими крону.
ГЕРОИЗМ – способность к совершению подвига.
— Что же такое лексическое значение слова? Читаем правило.
Лексика — совокупность всех слов языка.
Лексикология — раздел науки о языке, который изучает словарный состав.
— А задумывались ли вы сколько всего в русском языке слов?
— Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, словарь собственных имен-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. И мы подбираемся к миллиону. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов. Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.
— Ребята, вот скажите, по тому как говорит человек, какие слова употребляет, можно сделать вывод, какой человек перед нами?
-Ребята, каков ваш словарный запас? Что нужно делать для расширения словарного запаса? (читать, пересказывать, учить наизусть, разгадывать кроссворды, расширять словарный запас за счёт словарей)
Вывод: правильно, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Такие люди быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.
IV .Первичная проверка понимания
— Почему слово стол обозначает один и тот же предмет и в нашем классе, и в соседнем,
и в столовой, и у вас дома? Ведь все они разные: большие и маленькие, круглые и квадратные, стеклянные и деревянные, с тумбочками и без.
-Что общее и главное у всех столов? (Это предмет мебели, который состоит из большой доски и ножек).
— Значит, именно общие и главные признаки и составляют лексическое значение слова.
И для того, чтобы определить лексическое значение слова, необходимо выявить общие и главные признаки предмета.
V . Первичное закрепление
— А как определить лексическое значение слова?
Обратимся к учебнику (параграф 17, страница 59) «Советы помощника »
— Как можно истолковать трудное, непонятное слово? основные способы толкования слов:
— нарисовать то, что обозначается словом
— подобрать близкое по значению слово (синоним)
— рассказать о слове так, чтобы в рассказе само это слово не встретилось.
Рассмотрим схему ( упр. 124) Выполняем упр. 126
Задание: Объясните значение слов, используя все 3 способа толкования:
1 ряд – шалить; 2 ряд – расческа; 3 ряд – крупный.
1.Шалить Балов а ться 1. Баловаться, резвиться. «Дети шалят» 2. Своевольничать, поступать противозаконно, а также разбойничать устар. «Шалят по большим дорогам».
2.РАСЧЁСКА Гребень Ж. р. Гребёнка для расчёсывания волос. «Пластмассовая р.»
— Как в случае затруднения можно определить лексическое значение слова? (Воспользоваться толковым словарём). Выставка словарей.
Словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Вольтер (записать). ( один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт)
— Почему такие словари называются толковыми? (Толкуют — разъясняют значение слов.)
-Что же можно узнать о слове из толкового словаря?
1) лексическое значение, то есть его смысловое значение.
2) узнать, является ли слово однозначным, многозначным.
3) сферу применения (пометы: разг., книж., спец. и т.д.)
4) почерпнуть информацию о грамотном употреблении слова в составе словосочетания, предложения.
леопард, земля, белизна
дружба, земля, математика, характер, бег
громкий, черствый, медленный
лечить, зубрить, бежать
— Оцените свою работу.
Предложение для разбора Я пойти завтра на прогулка.
— О чём нам это говорит? Только ли лексическое значение важно для слова?
(для слов важно знать как лексическое, так и грамматическое значение)
— Какой вывод мы можем сделать, ребята?
Вывод: лексическое значение (изучает лексикология)
грамматическое значение (изучает морфология)
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Тест со взаимопроверкой.
1. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
а) в толковом словаре. б) в словаре антонимов русского языка. в) в орфографическом словаре.
2. То, что обозначает слово, является его: а) грамматическим значением. б) лексическим значением.
3. Словарный состав — это: а) все слова языка. б) слова, которые даны в толковом словаре.
в) слова, которые я знаю.
4. Словарный состав языка изучает: а) фонетика. б) лексика. в) синтаксис.
5. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»?
а) А.С.Пушкин. б) К.Г.Паустовский в) В.И.Даль.
VII. Подведение итогов. Рефлексия
— Давайте сделаем вывод. Предлагаю сделать синквейн сегодняшнего урока.
Наследует, используется, изменяется
Богатство русского языка проявляется в лексике
Домашнее задание. 1) Параграф 17, упр. 128 (устно) упр. 130, 132
Конспект урока по русскому языку на тему: Что такое лексическое значение слова?
Что такое лексическое значение слова?
Цель: познакомить с понятием лексическое значение слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять лексическое значение слов; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать; строить сообщения в устной и письменной форме.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Т. Орфографическая минутка
(На доске запись.) Я пишу.
— Какое предложение записано? (Нераспространенное.>
— Дополните предложение, чтобы оно стало распростране(Несколько учащихся называют свои варианты, одно предло-е и ие записывают.)
— Найдите и подчеркните основу предложения.
— Самостоятельно выпишите две пары слов: подлежащее с второстепенным членом предложения и сказуемое с второстепенным членом предложения.
2. Предупредительный диктант
3. Словарная работа
— Первый слог — первый слог в слове яма. (Я.)
— Второй слог — первый слог в слове город. (ГО.)
‘ Третий слог — четвертый слог в слове огороды. (ДЫ.)
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
— Как можно запомнить букву О? (Она как ягодка^)
I. Самоопределение к деятельности
Флора саванн приспособлена к сухому климату.
— Кто понял, о чем говорится в предложении?
— Почему вы не поняли? (Мы не знаем значения всех слов.)
— Что такое флора? (Растительность.)
— Кто знает, что такое саванны? (Обширные пространства, покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками.)
— Что такое климат? (Погода, преобладающая в какой-либо местности.)
— Понятен ли сейчас смысл предложения? (Да. Значение всех слов знаем.)
— Что нужно делать, если лексическое значение слова вы не знаете? (Обратиться к взрослым —родителям, учителю и т. д.)
— А еще можно обратиться к словарю, который называется толковым. В нем объясняется значение многих слов. (Учитель показывает словарь.)
V. Работа по теме урока
— Прочитайте, что обозначают выделенные слова. (Болото — водоем с застоявшейся водой, почвой на поверхности воды. Клюква — болотная кислая ягода. Мох — невысокое растение, образующее сплошной покров. Моховая подушка — небольшое мягкое возвышение из мха.>
— Спишите два предложения, подчеркните основы. (Основы:
клюква поспела, ягоды лежат.> (Самопроверка. Сверка с образцом на доске.) Упр. 54 (с. 45).
— Прочитайте слово. Что представили, прочитав это слово? Почему получились разные представления? (Ягоды бывают разные.)
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Что такое ягода? (Общее название плодов многих растений.)
— Скажите общие названия для слов тарелка, автомобиль, акула. (Посуда, транспорт, рыба.)
— Составьте предложение со словом ягода. (Учащиеся предлагают свои варианты.)
— Запишите предложение со словом ягода. Упр. 55 (с. 46).
— Прочитайте слова. Значение какого слова вам непонятно?
— Будут ли все рисунки к ним одинаковыми? (Нет, у этих слов разное значение.)
— Самостоятельно составьте предложение. Подчеркните основу.
— Прочитайте предложение соседа. Поднимите руку, если у вас возникли сомнения в правильности написания слов.
(Самостоятельная работа. Самопроверка. Самооценка с помощью «светофора».)
Ответ. Насекомые: жук. бабочка, комар. Птицы: голубь, скворец, дрозд. Звери: заяц, носорог, медведь. Рыбы: ерш, карась.
VII. Подведение итогов урока
— Что такое лексическое значение?
— Для чего нужно знать лексическое значение слов?
— Кто запомнил, где можно узнать значение непонятных слов? (В толковом словаре.)
Конспект урока по русскому языку «Лексическое значение слов»
Тема: «Лексическое значение слова»
Тип урока : комбинированный.
Цель: формирование представления о способах определения лексического значения слова.
Образовательные: обеспечить усвоение терминов лексика, лексическое значение слова.
Развивающие: способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; развивать устную речь, мышление, память, аккуратность, орфографическую зоркость.
Воспитательные: воспитывать культуру общения.
Предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.
Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Познавательные УУД : умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников.
Коммуникативные УУД : умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Оборудование: мультимедийная презентация, В.П. Канакина учебник «Русский язык» 4 класс «Школа России», карточки для рефоексии.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Анастасия Андреевна.
2. Психологический настрой
Что одному не под силу, то легко в коллективе!
— К чему призывают нас эти слова?
— Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
3. Актуализация знаний
а) минутка чистописания
— Ребята, с чего начинается урок русского языка?
— А для чего нам нужна минутка чистописания?
— Молодцы! Откройте свои тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спины и поставьте ноги ровно. Запишите сегодняшнее число, классная работа.
— Рассмотрите на доске показ соединений для чистописания. Написание какой буквы повторяем?
— Назовите элементы этой буквы. Что вы должны помнить при написании буквы?
— Запишите первую строку в тетрадь. Проверьте свою посадку и положение тетради.
— Рассмотрите вторую строку. Какое слово вы можете написать с ошибкой.
Шуршание и шелест осенних листьев слышны в парке.
— Запишите предложение в тетрадь.
Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.
— Какое слово нельзя проверить?
— А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и подчеркните простым карандашом самую красивую букву в первой строчке, и во второй строчке тоже подчеркните самое красивое буквослияний.
Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы
Эти слова нас призывают к тому, что нужно работать вместе, в одиночку мало, что получится.
-Урок русского языка начинается с минутки чистописания
-Минутка чистописания нужна для того, чтобы ваше письмо было правильным и аккуратным.
Открывают тетради, кладут их с наклоном.
Записывают число и классная работа
— Написание буквы «ша»
— При написании этой буквы нужно помнить о параллельности наклонных палочек
Выполняют минутку чистописания
— Нельзя проверить слово шелест
1. Проблемная ситуация
— Ребята, прочитайте высказывание В.И. Даля на слайде
«Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить. »
Как вы понимаете эти слова?
Почему слово обладает этим даром?
— Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает, умеет и использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Наверное, каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый справится со всеми заданиями на уроке.
— А как вы думаете, можно ли назвать словами компоненты, составляющие эту запись? Почему? «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка»
— Слово должно обладать определёнными признаками. Иначе говоря, у слова должно быть значение. То, что слово обозначает, называется его лексическим значением.
2. Определение темы урока. Постановка учебных задач.
— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
— Какова тема нашего урока?
Определим задачи урока
— Ребята, давайте составим план нашей работы:
Какую задачу будем решать в начале?
Какую задачу будем решать потом?
— Давайте проверим ваши предположения на странице 42. Прочитайте тему.