Конспект урока что такое общество

Конспект для учащихся к уроку обществознания по теме «Что такое общество» 10 класс

§1. Что такое общество

Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы объединения людей и формы их объединения.

Основой связей и взаимодействий людей является деятельностьформа активного взаимодействия с окружающим миром, свойственная только человеку, в процессе деятельности человек целенаправленно преобразует окружающий мир для удовлетворения своих потребностей.

Только человек, обладая сознанием может ставить осознанно ставить цель своей деятельности, тогда как действия животных продиктованы инстинктом. Конспект урока что такое общество. Смотреть фото Конспект урока что такое общество. Смотреть картинку Конспект урока что такое общество. Картинка про Конспект урока что такое общество. Фото Конспект урока что такое общество

Задание 1. Подтвердите тремя примерами идею о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми через свою деятельность и общение.

Общество, природа, культура Конспект урока что такое общество. Смотреть фото Конспект урока что такое общество. Смотреть картинку Конспект урока что такое общество. Картинка про Конспект урока что такое общество. Фото Конспект урока что такое общество

Задание 2. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимное влияние природы и общества.

Задание 3. Объясните и проиллюстрируйте примерами мысль о том, что общество не только создаёт культуру, но и также испытывает на себе воздействие культуры.

Задание 4. Приведите примеры культурных традиций разных стран в одной сфере жизни, например, традиции, связанные с заключением брака. Можно ли выделить в культуре разных народов общие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, то есть культурные универсалии?

Для чего современному необходимо знакомится с культурными традициями разных народов?

Источник

Конспект урока по обществознанию для 10 класса на тему: «Что такое общество»

Конспект урока по обществознанию для 10 класса на тему: «Что такое общество»

Цель: научить понятиям, соответствующим теме урока

Задачи: научить применять знания и умения, полученные на уроке, в жизни.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

— Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)

В науке нет единого определения понятия «общество». Мы можем рассматривать его как в узком, так и в широком смыслах.

Узкое значение понятия «общество»:

Широкое (научное) значение понятия «общество»:

Общество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя различные способы объединения и формы взаимодействия людей.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

6. Обсуждение алгоритма работы.

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.

Источник

Конспект урока по теме Общество

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА Фроловой Елены Ивановоной

Способствовать формированию представления о понятии «общество»

Формировать представление составляющих частей общества;

Учить определять место человека в окружающем мире.

Знание о понятии «общество»

Знание о составляющих частей общества

Умение определять место человека в обществе

Развивать умение работать с разными источниками информации: учебник, энциклопедии;

Способствовать развитию расширения кругозора.

Способствовать развитию связной речи;

Развить умения взаимодействовать между учащимися и педагогом.

Развитие расширении кругозора.

Умение работать с разными источниками информации: учебник, энциклопедии

Развитие связанной речи;

Умение взаимодействовать между учащимися и педагогом.

Способствовать формированию чувства патриотизма,

Воспитывать самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемому труду.

Самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемому труду.

Цель: дать представление об обществе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять место человека в окружающем мире; узнают, что такое общество, из каких частей оно состоит; научатся аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: карточки с заданиями; политическая карта мира; листы бумаги с контуром человека (для трех команд).

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальные задания.

(Учитель раздает учащимся карточки с утверждениями.)

1) Что относится к природе? Подчеркни правильный ответ.

• Тетрадь, здание школы, самолет, автомобиль, дорога, стадион – это все природа.

• Растения и животные, человек, моря и пароходы, фабрики и заводы – это все природа.

Подчеркни зеленым карандашом объекты живой природы, синим – объекты неживой природы, красным – объекты, сделанные руками человека.

2) Что свойственно объектам живой природы? Подчеркни правильный ответ.

• Дышат, разговаривают, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.

• Дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.

• Дышат, питаются, растут, дают потомство, умирают.

3) Приведите примеры объектов живой и неживой природы.

2. Фронтальный опрос.

— Назовите ступеньки познания, дайте их характеристику. ( Ответ. Восприятие – способность обнаруживать, принимать, различать, усваивать явления внешнего мира, формировать их образ. Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, знания. Мышление – способность сравнивать, классифицировать, делать выводы. Воображение – способность представить себе что-то мысленно.)

III. Самоопределение к деятельности.

Сегодня на уроке будем говорить об обществе.

IV. Работа по теме урока.

— Что такое общество?

Общество – это совокупность людей, объединенных общими условиями жизни. Человек живет среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он является и частью общества. Когда хотят сказать обо всех людях планеты Земля, то обычно говорят: человеческое общество или человечество.

Человечество – это команда одного большого корабля. Трудно представить себе эту команду. Гораздо проще представить маленькую часть общества – свою семью. Семья – важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей.

— Расскажите, кто живет в вашей семье. Назовите самого старшего (молодого) члена вашей семьи.

— Откройте учебник на с. 18-19. Прочитайте текст.

— Что такое общество?

— Что такое человечество?

— Что такое народ? Сколько разных народов насчитывают на Земле?

— Чем различаются представители народов на иллюстрации? ( Цветом кожи и разрезом глаз, обычаями, религией и т.д. )

В одной стране может быть много народов, например в одной только России их 160. Сложно определить численность того или иного народа. Правильнее говорить о численности населения страны. Например, численность населения Китая превысила 1 млрд, эта страна занимает первое место в мире по численности. Второе место занимает Индия. Россия на сегодняшний день* занимает в этом списке восьмое место.

— Сколько всего государств на Земле?

— Какие государства вы сможете показать на политической карте мира? Назовите столицы этих государств.

(Учащиеся работают с политической картой мира.)

— Найдите их в своем атласе.

— Прочитайте текст на с. 20. Найдите общие признаки, которые есть у каждого государства.

(Учитель записывает на доске.)

* Данные приведены по состоянию на 1 апреля 2012 г. – Прим. ред.

Государство: территория, границы, столица, государственный язык, Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, глава государства, законы, экономика, образование, наука, культура.

— Рассмотрите таблицу на с. 21. Работая в парах, найдите на политической карте каждое государство, определите, кто является главой этого государства.

(Учитель помогает детям найти указанные государства на карте мира.)

— Рассмотрите на с. 21 резиденции глав государств. Назовите их особенности.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш метров через двести.

Хватит, хватит! Прибежали,

VI. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

— Прочитайте и выполните задание.

— Какие слова вы подчеркнули красной линией? ( Совместное хозяйство, жить под одной крышей, забота друг о друге. )

— Какие слова вы подчеркнули зеленой линией? ( Национальный костюм, родной язык, национальные танцы. )

— Какие слова вы подчеркнули синей линией? ( Столица, государственные границы, государственный язык, территория. )

— Поднимите руку, кто все выполнил правильно.

— Используя политическую карту мира, приведите примеры народов и стран.

— Усложненное задание: напишите столицу, главу государства и материк, на котором находится эта страна.

(Учитель проверяет задание, оценивает его.)

— Разделитесь на три команды. Перед вами листок бумаги, на котором изображен контур человека. Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на Земле.

— Прочитайте, какие качества вы написали.

— Почему все команды назвали одинаковые качества характера? ( Это общечеловеческие качества, они присущи всем людям на Земле, независимо от национальности. )

Итак, если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди перестанут страдать, ненавидеть друг друга.

VIII. Подведение итогов урока.

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание было интересно выполнять?

— Прочитайте вывод в учебнике на с. 22.

1. Учебник: прочитать текст на с. 18-23, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 22.

2. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 8).

3. Индивидуальное задание: № 4 (рабочая тетрадь, с. 8).

Д о п о л н и т е л ь н ы й м а т е р и а л.

История герба началась в те времена, когда наши предки много времени проводили в боях. Флаг помогал воинам определить, где свои войска, а где вражеские. Но флаг был только один – у знаменосца. В разгар боя воинов, закованных в доспехи, различить было трудно. Как определить: свой это или чужой?

Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия, плащи разных цветов, шлемы разной формы. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой, и рисунок на нем хорошо был виден издалека. Щит с таким рисунком стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щите-гербе то животное, с которым сам себя сравнивал, на которое хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило о том, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. Рыцари очень дорожили своими гербами, передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить.

Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что его хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. И герб рыцаря-хозяина становился не только его личным, но и общегородским. Над воротами города вывешивали щит с изображением герба. Любой путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита и хозяин этого города, например, мудр как сова, или бесстрашен как волк, или хитер как лиса.

Уже давно нет рыцарей, современные воины не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то сможете узнать много интересного. Чаще всего он по-прежнему имеет вид щита. На нем изображено то, чем город славится, гордится, дорожит.

Золотой двуглавый орел – эмблема, или символ, России. Он изображен на щите красного цвета. В правой лапе орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Необходимо обратить внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Его часто изображают на иконах.

В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку:

«В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на людей лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и скоро ни у кого не осталось ни овец, ни коров, ни коз. Змей велел каждый день приводить к нему человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его».

Современный флаг и герб, несмотря на их древнее происхождение и долгую историю, были воссозданы недавно, около 10 лет назад. До этого наша страна Россия называлась Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР). Она была одной из республик огромного государства – Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

Когда в России правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль гордо назвали «Орел». На борту разместили 22 пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак – флаг. Бело-сине-красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности ее к Российскому государству. Почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов? Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый цвет – святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, цвет герба. Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом.

И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир, чистоту; синий – небо, верность, правду; красный – огонь, отвагу.

Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, белого небесного цвета, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, красный.

Источник

Урок по обществознанию «Что такое общество» (10 класс)

Урок по обществознанию в 10 классе.

Тема: «Что такое общество»

Обществознание. 10 класс. Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова. Москва. «Просвещение»2011 г.

Цель урока: Познакомить учащихся с элементным составом, структурой общества, социальными институтами.

Актуализация определения понятия « Общество»

Учащиеся дают 4 определения общества, с которыми они знакомились в 8-9 классах.

этап исторического развития человечества.

форма объединения людей, сложившееся в процессе совместной деятельности

обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней.

Примеры. В каком значении употреблено понятие общество в следующих высказываниях?

А. Двери в зал распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество.

Б. За сословиями феодального общества закрепляется определенный круг прав и обязанностей.

В. Пришельцы обнаружили на земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием.

Г. В обществе в отличие от природы действует закон ускорения.

( как человечество в целом)

Учитель: Сегодня мы должны изучить строение общества, познакомиться с элементным составом и структурой общества.

II .Ориентировочно-исполнительский этап.

Общим для многих интерпретаций общества является характерный для современной науки системной подход. Общество мыслится как целостная динамическая система. Система- это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией и образующее целостное единство. Общество с позиций философии и социологии представляет собой сложную систему, поскольку характеризуется рядом признаков.

Наиболее простым признаком общества как системы является его качественная обособленность. Т.е. способность быть автономным явлением, отличным от других явлений природы.

Вторым необходимым признаком системности общества является гетерогенность строения. Которая означает, что данная система не только выделяется среди прочих объектов, но и сама состоит из автономных частей.

Третьим признаком общества как системы является то, что все его части взаимосвязаны, что проявляется в некоторых интегральных свойствах системы.

Таким образом, общество как система выделяется относительно других явлений. Состоит из взаимосвязанных частей и обладает интегральными свойствами, которые отсутствуют у отдельных его частей. Иными словами любая система обладает совокупностью элементов, т.е. элементным составом и структурой, как совокупностью отношений между элементами. Исходя из выше сказанного, социум как система состоит из элементов- индивидов и их объединений, находящихся между собой в взаимодействии, т.е. каким то образом структурировано и прежде всего своей совокупной деятельностью. Следовательно, общество можем определить как совокупность индивидов и их объединений.

1. Элементный состав общества в теории систем элемент определяется как наименьшая дробная часть целого, сохраняющего качественную определенность. Элементом общества является индивид- наиболее общее и абстрактное понятие, включающее в себя всю совокупность его свойств и отношений, в силу чего оно недостаточно информировано, а потому нуждается в уточнении и конкретизации. Индивид может выступить как человек, личность, гражданин. Личность характеризует индивида с позиции его автономности и независимости от других и общества в целом. Личностью можно назвать индивида, который обладает возможностью выйти из общественного производства без ущерба для благосостояния своего и своей семьи. В психологическом плане личностью становится индивид, который способен формировать собственное мнение и защищать вопреки мнения большинства. Таким образом личность обязательно связана с обществом и может формироваться только при наличии проявления активности в обществе. Индивид как гражданин характеризует взаимосвязь с государством. Определяется его правовой статус, политическое, экономическое положение в обществе. Гражданин является полноправным гражданином социума, обладает не только правами, но и обязанностями по отношению к обществу и государству, т.е. политико-правовая характеристика индивида.

2. Семья- первая общественная объединение, которое человек застает родившись. ( характеристика видов браков семей в разное время развития общества). Главная функция семьи это воспроизводство и социализация индивида, а так же экономическая функция при реализации которой она превращается в экономическую ячейку общества, став важнейшим элементом социума.

3. Корпоративные объединения, которые создаются с целью ведения совместной хозяйственной деятельности посредством объединения имущества. Денежных средств или трудовых усилий его участников. Корпоративные объединения представляют собой основную производственно-хозяйственную, финансовую или более широко экономическую единицу общества. Они могут выступить в форме АО, Товариществ, Предприятий.

4. Общественные организации, представляют собой объединения по политическим, духовным, творческим, религиозным, профессиональным и прочим интересам. Общественные объединения это добровольное самоуправляемое некоммерческое образование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественных организаций. Виды общественных объединений:

-Общественная организация ( предусматривает членство, совместную деятельность участников, направленную на защиту и достижения уставных целей.),

-общественное движение (массовое движение, участники которого не имеют членства, преследует социальные, политические и иные общественно-полезные цели),

— общественный фонд ( не имеющие членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных поступлений, которые используются на общественно-полезные цели),

— общественное учреждение ( не имеющие членчтва, ставящие своей целью оказание конкретных вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям),

— орган общественной самодеятельности ( не имеющих членства, его цель совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, учебы, работы; результат его деятельности удовлетворение потребности неограниченного круга лиц).

II / Функции и институты общества- как способ сосуществования людей, общество должно функционировать т.е. выполнять определенный набор функций:

производство материальных благ и услуг

воспроизводство и социализация человека

духовное производство и регулирование активности людей.

распределение продуктов труда

регламентация и управление деятельностью и поведения

Для реализации этих функций формируется соответствующие структуры, т.е. организации ( институты) и отношения.

Социальный институт это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей, регулируемое сводом социальных норм. Социальный институт- это реальная совокупность людей, которая трудится в определенной сфере. Это исторически сложившиеся, устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленное на удовлетворение потребностей общества.

Приведите примеры социальных институтов, которые функционируют в различных сферах общества. Задание №1

В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственных, правовых, культурных, религиозных, идеологических.

Ключевыми институтами с точки зрения организации общества являются наследование, власть, собственность и семья.

В системе политических институтов современного общества выделяются, наряду с ведущими институтами власти, демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д.

В системе правовых институтов выделяются такие составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

В структуру религиозных институтов ( на примере христианства) входят институты целибата (безбрачия священников в католичестве),епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п.

Социальные институты определяют общество в целом, каждый институт выполняет общественно значимую функцию.

В процессе удовлетворения потребностей возникают между социальными институтами связи и отношения. Совокупность этих связей и отношений составляет структуру общества. Именно структура придает разрозненным элементам целостность и качественную определенность и дает возможность назвать данную совокупность системой. Чем сильнее внутренние связи и отношения, тем выше надежность и устойчивость системы.

Общество- это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.

Экономическая, или материально-производственная сфера- это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.

Социальная сфера- это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями( классами, нациями, социальными слоями и т.п.), их ролью в жизни общества.

Политическая, или политико-правовая сфера- это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.

Духовная сфера- это область общественной жизни, связанная, со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов. В рамках, которых создаются и распространяются духовные ценности.

Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказывается на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.

1.Элементы общества: индивид, семья, корпоративные объединения, общественные некоммерческие объединения.

2. Функции общества: производство материальных благ и услуг, воспроизводство и социализация человека, духовное производство и регулирование активности людей, распределение продуктов труда, регламентация и управление деятельностью и поведения

4.Социальные институты: экономические институты, политические институты, правовые институты.

3. Общественные отношения: Экономические, социальные, политические, духовные.

Учитель: Сейчас я хочу вам предложить небольшую игру. Игра называется «Синквейн». В переводе с французского языка означает 5 строчек. Это игра поможет вам применить ваши знания в другой ситуации, способствует развитию аналитического мышления.

3.развивает, создает, радует

4.нельзя быть свободным от общества.

А сейчас попробуйте сами. По следующим словам: личность, экономика. институт, любовь, дискуссия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *